Советское государство и право в условиях замедления темпов общественного развития и кризиса социализ...
VII.Правосудие,
арбитраж и прокурорский надзор.
VIII. Герб, флаг, гимн
и столица.
VIII.Действие
Конституции и порядок ее применения.
Цели и задачи деятельности советского государства и его Вооруженных
Сил по обеспечению надежной обороны страны закреплены в специальной главе
"Защита социалистического Отечества". Главы VI и VII раздела "Государство
и личность" содержат нормы о гражданстве СССР, о равноправии граждан,
формулируются основные права и свободы граждан, устанавливаются гарантии их
осуществления. К закрепленным ранее добавились новые права: право на охрану
здоровья, право на жилище, право обжаловать в суд действия должностных лиц и
др. Национально-государственному устройству СССР посвящен специальный раздел
(главы 8-11). В нем закреплено, что СССР - единое многонациональное государство,
образованное на основе принципа социалистического федерализма, в результате
свободного самоопределения наций и добровольного объединения равноправных советских
социалистических республик. Каждая союзная республика определяется как
суверенное государство с правом участвовать в решении всех вопросов, отнесенных
к ведению Союза ССР. Конституция СССР 1977 года сохранила систему органов
государственной власти и управления (рассматриваются в разделах IV-VI). [9]
Отражая новый этап развития государственности, представительные
органы стали называться Советами народных депутатов. Срок полномочий ВС СССР
был увеличен с 4 до 5 лет, а местных Советов - с 2 до 2,5 лет, что обеспечило
связь их деятельности с народнохозяйственным планом. Возрастной ценз для
избрания депутатами в ВС СССР был снижен с 23 до 21 года, в ВС ССР и АССР - с
21 года до 18 лет. Предусматривалось равное число депутатов в обеих палатах ВС
СССР - по 750 человек. Впервые была сделана попытка регулирования правового
положения народного депутата. Конституция закрепила правовое положение и
органов народного контроля.Новая Конституция СССР значительное внимание уделяет
вопросам правосудия, арбитража, прокурорского надзора (раздел VII, главы
20-21). Она впервые устанавливает конституционные основы деятельности
адвокатуры, арбитража, участие представителей общественности в судопроизводстве
по уголовным и гражданским делам. Раздел VIII определяет герб, флаг, гимн и
столицу СССР. При этом порядок утверждения Государственного гимна
устанавливается впервые. В разделе IХ "Действие Конституции СССР и порядок
ее изменения" подчеркивается, что Конституция СССР обладает высшей
юридической силой. Изменение в Конституции производится решением ВС СССР,
принятым квалифицированным большинством (не менее 2/3 от общего числа) голосов
каждой из его палат.
Итак мы можем отметить, что Конституция закрепляла новые формы «непосредственной демократии» - всенародное обсуждение и
референдум; а также новые
гражданские права: право
на обжалование действий должностных лиц, судебную
защиту от посягательства на честь и достоинство, критику действий государственных и общественных
организаций и т.д.
Впервые были закреплены
права на охрану здоровья, жилище, пользование достижениями
культуры, свободу творчества. В законе подчеркивалась
«неразрывная связь» прав и обязанностей.
Конституция закрепляла за
каждой союзной республикой право выхода из состава СССР, а также право законодательной инициативы
в высших органах власти Союза. Конституция с большей определенностью
подчеркивала значение личности, декларируя уважение
и охрану ее прав и свобод.[10]
В апреле 1978 г. был опубликован проект Конституции РСФСР, вскоре утвержденный Верховным
Советом РСФСР.
Эта
Конституция, как и другие республиканские конституции,
в значительной степени повторила все основные положения союзного
Основного закона.
3. Развитие советского права
в 60-е – 80-е гг. систематизация законодательства.
Развитие
права в период замедления темпов общественноного развития условно можно
разделить на два периода:
первый
- начиная с середины 60-х годов до принятия Конституции 1977 г.;
второй
- начиная со времени принятия Конституции СССР 1977 года по 90-е годы.
В середине
60-х были предприняты меры, направленные на приостановление правового
беспредела, продолжавшегося с середины 30-х годов.
Развитие
права шло по двум основным направлениям:
по
линии восстановления законности и ликвидации ее нарушений во всех областях
государственной и хозяйственной жизни;
по
линии дальнейшего развития основных принципов и положений Советского права.[11]
Восстановление
и укрепление законности потребовали ликвидации некоторых
государственно-правовых институтов и отмены отдельных правовых норм. Были
упразднены т.н. особое совещание и тройки, отменено Постановление ЦИК СССР от 1
декабря 1934 года о порядке ведения дел о террористических организациях и
террористических актах против работников Советской власти, отменены законы о
сельскохозяйственном налоге. [12]
Если
смотреть в общем плане, то о развитии права свидетельствуют:
некоторые
меры по развитию советской демократии и расширение прав союзных республик;
попытка
восстановить коллективные формы руководства, возрождение т.н. ленинских норм в
партийной и государственной жизни;
попытка
перестройки управления промышленностью, строительством и с/х;
изменение
политики заготовки с/х продуктов.
В
середине 60-х годов была начета работа по новой кодификации советского
законодательства. В ходе общего упорядочения советского законодательства были
разработаны и изданы:
основы
законодательства СССР и союзных республик и общесоюзные законы;
республиканские
кодексы и законы в соответствии с общесоюзными;
хронологические
собрания законодательства и систематические собрания действующего
законодательства.
Начата
работа по созданию Свода Законов СССР и Сводов законов союзных республик.
Принята Конституция 1977 года.
Вопросы
кодификации советского законодательства занимали большое место в работе
Верховного Совета СССР 7 созыва (1966-1970 гг.). В июне 1968 г. были приняты Основы Законодательства Союза ССР и союзных республик о браке и семье. В декабре
1968 г. - Основы земельного законодательства СССР.
В
июле 1969 г.:
-
Основы исправительно-трудового законодательства,
-
Положение о предварительном заключении под стражу.
В 1969 г. Всесоюзный съезд колхозников принял примерный устав колхоза, который затем был утвержден ЦК
КПСС и СМ СССР. В 1970 г. Верховный Совет утвердил Основы законодательства
Союза ССР и союзных республик о труде (до 1970 г. общесоюзного КЗоТ не было). В 1969 г. приняты Основы законодательства СССР и союзных
республик о здравоохранении; о народном образовании. В декабре 1970 г. были приняты Основы водного законодательства.
В
1976 году был принят Закон об охране и использовании памятников истории и
культуры. В 1975 г. утверждены Основы законодательства Союза ССР и союзных
республик о недрах. В 1977 г. были приняты основы лесного законодательства.
Принятие
в 1977 г. Конституции СССР стимулировало дальнейшее развитие. Президиум ВС СССР
в декабре 1977 г. принял специальное постановление о приведении
законодательства в соответствии с конституционными нормами.
В
1978-1985 гг. появились законодательные акты, существенно обновившие советское
законодательство. Условно их можно разделить на несколько групп.
1.Часть
законодательных актов детализировали конституционные положения о правах
советских граждан, расширяли участие трудящихся в управлении производством:
Закон
о гражданстве СССР (1978 г.);
Основы
жилищного законодательства СССР и союзных республик (1981 г.);
Закон
о трудовых коллективах и повышении их роли в управлении предприятиями,
учреждениями и организациями (1983 г.).
2.
Вторая группа законодательных актов была нацелена на развитие и совершенствование
органов государственной власти и управления, охрану государственных интересов
СССР, регламентации правового положения иностранных граждан в СССР. К ним
относятся:
Законы
"О выборах в Верховный Совет СССР" (1978 г.);
"О
Совете Министров СССР" (1978 г.);
"Об
основных полномочиях краевых, областных Советов народных депутатов, советов
народных депутатов автономных областей и автономных округов" (1980 г.);
"О
правовом положении иностранных граждан в СССР" (1981 г.);
"О
государственной границе СССР" (1982 г.).
3. К
третьей группе следует отнести правовые акты, определяющие полномочия, формы и
методы работы правоохранительных органов, в т.ч. законы:
"О
Верховном Суде СССР" (1979 г.);
"О
прокуратуре СССР" (1979 г.);
"Об
адвокатуре СССР" (1979 г.);
"О
народном контроле СССР" (1979 г.);
"О
государственном арбитраже СССР" (1979 г.);
"Основы
законодательства Союза ССР и союзных республик об административных
нарушениях" (1980 г.) и др.
В
отдельную группу можно выделить Законы детализирующие положения Конституции
СССР об охране окружающей среды, в т.ч. законы:
"Об
охране атмосферного воздуха" (1980 г.);
"Об
охране и использовании животного мира" (1980 г.). [13]
Отдельно
следует сказать о создании Свода законов СССР. ЦК КПСС, Президиум ВС СССР и СМ
СССР 2 сентября 1976 г. приняли постановление о создании комиссии по разработке
Свода Законов СССР. Его издание планировалось в 1981-1985 гг. в качестве
официального издания Президиума ВС СССР и СМ СССР.
Также
необходимо отметить, что в годы кризиса социализма происходит заметное усиление
нормотворческой деятельности государства, принимаются ряд общесоюзных законов.
На новую ступень поднимается уровень кодификации советских законов в таких
отраслях, как гражданское, уголовное и процессуальное право.
Особое
развитие гражданское право получило в Конституции СССР 1977 г., которая подчеркивает, что государство содействует развитию колхозно-кооперативной
собственности и сближение ее с государственной. Конституция закрепила
положение, что имущество профсоюзных и иных общественных организаций является
особым видом социалистической собственности. Конституция охраняет
социалистическую собственность и подчеркивает, что никто не вправе использовать
социалистическую собственность в целях личной наживы или в других корыстных
целях. [14]
Что
касается уголовного права, в 1971 году судом было предоставлено право при
назначении наказания совершеннолетнему трудоспособному лицу впервые осужденному
к лишению свободы на срок до 3-х лет, постановить об условном его осуждении к
лишению свободы с обязательным привлечением на срок назначенного наказания к
труду.
В
соответствии с Указами Президиума ВС СССР от 8 и 15 февраля 1977 года:
расширяется
возможность применения условного осуждения с обязательным привлечением к труду;
устанавливается
возможность применения к виновным в совершении преступления, не представляющим
общественной опасности, кроме уголовного наказания мер общественного
воздействия;
предусмотрена
возможность досрочного освобождения от наказания лиц, которым оно ранее не применялось,
по отбытии не менее 3/4 назначенного срока наказания;
введено
условное освобождение из мест лишения свободы с обязательным привлечением
осужденного к труду.
Указ
Президиума ВС СССР от 26 июля 1982 года в целях повышения действенности
наказания и дифференцированного подхода к правонарушителям расширил возможность
отсрочки исполнения, не связанных с лишением свободы, приговоров на срок не
более 3-х лет, возложив на осужденного определенные обязанности.
Вместе
с тем уголовная ответственность за опасные преступления была усилена. В 1973 г. предусмотрено применение смертной казни за угон воздушного судна, если эти действия повлекли
гибель людей или причинения тяжких телесных повреждений.
Указами
Президиума ВС СССР от 26 июля 1966 г. и 5 июня 1981 г. "Об усилении ответственности за хулиганство" была повышена административная и
уголовная ответственность за это деяние, усилены меры административного
воздействия (увеличены штрафы, сроки содержания под стражей, лишение премий,
льготных путевок в места отдыха, перенесение очереди на получение жилплощади).
Интересы
охраны социалистической собственности требовали усиления борьбы с хищениями.
Указ Президиума ВС СССР от 3 декабря 1982 г. "Об усилении борьбы с мелкими хищениями государственного или общественного имущества" устанавливал
уголовную и административную ответственность за эти деяния. Кроме того,
предоставлялось администрации право лишать правонарушителей по согласованию с
профсоюзными комитетами премий, путевок в места отдыха, вознаграждений по
итогам года, перенесение очереди на получение жилплощади.
В
последующий период особенности развития права было связано с распадом СССР и
формированием РФ в самостоятельное государства. Таким образом, в 50-90-е годы
получило определенное развитие, в плане совершенствования советской системы,
право.
С
распадом СССР и формированием РФ в отдельное государство начался новый этап в
развитии права.
Заключение
В заключении мне
бы хотелось отметить, что тысячелетний путь развития российского права не
завершен. Как бы это не казалось удивительным, но даже долгие периоды разрывов
в национальной правовой традиции не меняют общей картины – российское право,
как и российская государственность, - это единый процесс со множеством нюансов
и повторений.
История российского
права – только часть нашей истории, она развивалась и развивается в контексте
других, не менее сложных процессов: религиозных, политических, экономических,
культурных. Поэтому данную контрольную работу «Советское государство и право в
условиях замедления темпов общественного развития и кризиса социализма» можно
рассматривать как фрагмент целого цикла выпусков, посвященных этим и другим
аспектам тысячелетней истории России.
Список используемой
литературы
1. Исаев И.А. История
государства и права России: Полный курс лекций. 2-е изд., доп. М, 1994.
2. Исаев И.А. История
государства и права России. М., 2004.
3. История государства и права
России: Учебник/ Под ред. Ю.П. Титова, М., 2002.
4. Хрисафанов В.И. история
государства и права России 1917-1999 гг.: Курс лекций. СПб., 1999.
5. Чистяков О.И. Развитие
Конституции Российской Федерации., М., 1980.
[1] Исаев
И.А. История государства и права России. М., 2004, с. 270
[2] История
государства и права России: Учебник/ Под ред. Ю.П. Титова, М., 2002, с. 306
[3] Исаев И.А. История
государства и права России: Полный курс лекций. 2-е изд., доп. М, 1994, с. 170
[4] Исаев
И.А. История государства и права России. М., 2004, с.272
[5] История
государства и права России: Учебник/ Под ред. Ю.П. Титова, М., 2002., с. 310
[6] Исаев
И.А. История государства и права России. М., 2004, с.276
[7] Чистяков
О.И. Развитие Конституции Российской Федерации., М., 1980, с. 123
[8] Исаев
И.А. История государства и права России. М., 2004, с. 276
[9] Исаев И.А. История
государства и права России: Полный курс лекций. 2-е изд., доп. М, 1994, с.156
[10] Исаев
И.А. История государства и права России. М., 2004, с. 278
[11] Хрисафанов В.И. история
государства и права России 1917-1999 гг.: Курс лекций. СПб., 1999, с. 347
[12] История
государства и права России: Учебник/ Под ред. Ю.П. Титова, М., 2002, с.321
[13] Чистяков
О.И. Развитие Конституции Российской Федерации., М., 1980, с. 208
[14] Хрисафанов В.И. история
государства и права России 1917-1999 гг.: Курс лекций. СПб., 1999, с. 387
Страницы: 1, 2
|