МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Советское государство и право в условиях замедления темпов общественного развития и кризиса социализ...

    Советское государство и право в условиях замедления темпов общественного развития и кризиса социализ...

    ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЯ

    АКАДЕМИЯ ПРАВА И УПРАВЛЕНИЯ

    ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

     





             Специальность: 030501.65 «Юриспруденция»

             Зачетная книжка: №  445 - ЮЗС

             Группа: № 4431






    КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

     

     

     

    по дисциплине: История отечественного государства и права

     

    на тему № 22: Советское государство и право в условиях замедления темпов

                            общественного развития и кризиса социализма (середина 1960-х

                             – середина 1980-х гг.)


     

     


     

     

     

     

     

    Слушатель 4 курса:   Прохоров А.С.

     

     




     

     

    Рязань 2006 год

    Содержание

     

    Введение……………………………………………………………………………3

    1. Эволюция государственно-политической системы. Изменения

    в государственном аппарате. Бюрократизация управления…………………….4

    2. Разработка и принятие конституции СССР 1977г., ее структура

    и основные положения……………………………………………………………11

    3. Развитие советского права в 60-е – 80-е гг. Систематизация

    законодательства………………………………………………………………….16

    Заключение………………………………………………………………………22

    Список используемой литературы………………………………………………23

     






















    Введение

     

    Период охватывающий десятилетия с середины 60-х годов до середины 80-х, отмечен процессом замедления темпов общественного развития. В предшествующий послевоенный период восстановления народного хозяйства произошла смена форм правления государством; с авторитарно-тоталитарного режима Сталина был осуществлен переход к "коллективному руководству".  

    Несмотря на развенчание культа личности Сталина, волюнтаризм в сфере управления продолжается. Один за другим проваливаются политические и экономические программы, составленные без глубокого анализа состояния общества и экономики.

    Определенное развитие получает право, пополняя пробелы в нормотворческой деятельности государства в годы авторитарно-тоталитарного режима.

    Целью данной контрольной работы является рассмотрение основных моментов в развитии государственного аппарата СССР и главных направлений развития права.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    1. Эволюция государственно – политической системы. Изменения в государственном аппарате. Бюрократизация управления.

     

    В октябре 1961 г. состоялся XXII съезд КПСС, принявший новую Программу партии, в которой намечался переход общест­ва к коммунизму. Первые десять лет (1961-1971 гг.) отводились на создание «ма­териально-технической базы коммунизма», последующие (1971-1981 гг.) - на вступление в коммунизм. Предполагалось сформировать бесклассовое общество и пере­дать функции государства органам самоуправления трудящихся. В новом партийном Уставе закладывался механизм, призванный обеспечить обновление и омоложение партийных кадров.

    На практике партийная реформа укрепила отношения личной преданности в верхах партаппарата и не смогла привлечь на сто­рону реформаторов массу низших партаппаратчиков. Противостояние консервативного руководства и либеральной интеллигенции в сфере идеологии и культуры закончилось пора­жением последней. Сокращение числа совнархозов и образование Высшего Совета Народного Хозяйства (Совета Министров СССР)завершили процесс воссоздания централизованной экономической структуры (1963).[1]

    В октябре 1964 г. Н.С. Хрущев, с именем которого ассоциировались начавшиеся реформы, был смещен с высших государственного и партийного постов. С 1965 г. упразднением совнархозов и восстановлением центральных промышленных министерств начинается новая административная централизация. Создается ряд центральных комитетов: Госкомцен, Госснаб, Госкомитет по науке и технике. Вместе с тем предприятиям была предоставлена определенная автономия: в октябре 1965 г. были приняты постановления «Об улучшении  планирования и  стимулирования производственной экономики» и «О государственном производственном предприятии при социализме».

    К минимуму было сведено число обязательных показателей, введены новые: стоимость реализованной продукции, общий фонд заработной платы, общая сумма централизованных капиталовложений. Часть доходов оставалась в распоряжении предприятий.

      Фонды стимулирования были разделены на фонд материального поощрения (контролировался общим собранием трудового Коллектива), фонд соцкультбыта и фонд самофинансирования для нужд развития производства.

                    Серьезным препятствием на пути реформ был ведомственный принцип в сфере управления и планирования: вертикальная под­чиненность хозяйственных органов исключала их горизонталь­ное взаимодействие.

    Договоры, заключенные предприятиями друг с другом, долж­ны были утверждаться вышестоящими органами (так, позиция Госснаба не способствовала облегчению связей между поставщи­ками и потребителями).

    В июле 1978 г. был принят новый закон о выборах в Верховный Совет СССР, базировавшийся на положениях новой Конституции. В апреле 1979 г. он дополняется новым (прежний был принят в 1959 г.) Законом «О порядке отзыва депутата Верховного Сове­та СССР» и Законом «О статусе народных депутатов в СССР». Предполагалось повысить контроль Верховного Совета СССР за деятельностью всех формируемых им органов, С той же це­лью в апреле 1979 г. был принят Регламент Верховного Совета СССР, определявший структуру, полномочия, порядок работы Верховного Совета и его органов, порядок законотворческой ра­боты, контрольной деятельности и формирования подотчетных Верховному Совету органов.[2]

    С 1957 г. Верховный Совет СССР кроме бюджета утверждал ежегодные хозяйственные планы (ранее это была задача правитель­ства). Утверждение долгосрочных (пятилетних, семилетних и т.п.) планов было исключительной прерогативой Верховного Совета.

    В 1966 г. увеличивается число постоянных комиссий Совета Союза Верховного Совета СССР: наряду с бюджетной, законода­тельных предположений, по иностранным делам и мандатной ко­миссиями формируются новые (по направлениям деятельности Верховного Совета и по направлениям государственного, хозяй­ственного и социально-культурного строительства). При каждой из палат Верховного Совета СССР было создано по шестнадцать постоянных комиссий. Рекомендации постоянных комиссий под­лежали обязательному рассмотрению государственными органа­ми и учреждениями. В апреле 1979 г. было принято новое Поло­жение о постоянных комиссиях.[3]

    В 70-х гг. возросла роль Президиума Верховного Совета СССР, выполнявшего роль организатора всей работы Верховного Сове­та. Усилилась контрольная (за правительствами) деятельность Верховных Советов (СССР и республик) и законотворческая деятельность Верховных Советов союзных республик.

    В 1962-1963 тт. местные советы были разделены (как и пар­тийные органы) по производственному признаку: на промыш­ленные и сельские (советы районов, краевые, областные советы). В ноябре 1964 г. были вновь объединены промышленные и сельские партийные организации и вслед за этим воссозданы единые районы, в пределах которых стали действовать вновь объединенные советы.

    В течение 1968-1971 гг. Президиум Верховного Совета СССР принял ряд указов, расширивших право городских, районных, сельских и поселковых советов. Все принимаемые акты исходили из представления о Советах как органах, обладающих всем ком­плексом полномочий в пределах своей территории.

    В ноябре 1978 г. принимается Указ Верховного Совета СССР «Об основных правах и обязанностях районных Советов народных депутатов», а также аналогичные акты о правах и обязанностях городских, районных (в городах), поселковых и сельских советов. В июне 1980 г. - закон о полномочиях краевых, областных, окружных и областных (автономных) советов.[4]

    Что касается вопроса изменения в государственном аппарате бюрократизации управления, то по этому поводу можно отметить следующее: в 1957 г. была реорганизована система управления промыш­ленностью и строительством: создана система совнархозов. Территориальный принцип управления позволял кооперировать производство в пределах экономических районов. Параллельно складывалась сеть отраслевых государственных комитетов, призванных осуществлять единую техническую политику. Однако гармоничного сочетания территориального и отраслевого принципов в хозяйственном управлении не произошло. С 1962 г. в области капитального строительства восстанавливаются центральные органы отраслевого управления {Госстрой СССР).

    В октябре 1965 г. принимается закон о реорганизации системы органов управления промышленностью, для чего создается целый ряд общесоюзных и союзно-республиканских министерств, многие комитеты были также преобразованы в министерства. Вновь министерства становятся основной формой отраслевого управления.

     ВСНХ СССР Совета Министров СССР (образован в марте 1963 г.) и СНХ СССР (образован в январе 1963 г.), координиро­вавшие работу совнархозов и отраслевых органов управления упразднялись, так же как и совнархозы союзных республик и эко­номических районов. Сохранялись некоторые госкомитеты межотраслевого управ­лений (Госстрой, Госснаб ).

    Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О со­вершенствовании планирования и усиления экономического сти­мулирования промышленного производства», заложившее основу для экономической реформы, в качестве главного инструмента экономической политики определяло пятилетний план. При этом делалась попытка сочетать плановые начала с прин­ципами хозяйственной автономии предприятий, ослаблением регламентации их хозяйственной деятельности, введением цено­вых и кредитных рычагов.

    На основе Конституции 1977 г. преобразовывалась система правоохранительных органов. В ноябре 1979 г. были приняты новые законы: о Верховном Суде СССР, о прокуратуре СССР, о государственном арбитра­же в СССР, об адвокатуре в СССР. В июне 1980 г. были внесены соответствующие изменения в Основы законодательства о судоустройстве СССР и союзных республик.

    Верховный Суд СССР избирался Верховным Советом СССР на пять лет. В его задачи входило: надзор за деятельностью всех судов, обобщение судебной практики, дача разъяснений по при­менению законодательства (разъяснения Пленума Верховного Су­да были обязательны для всех организаций и должностных лиц).

    Закон о прокуратуре расширил сферу прокурорского надзора, включив в нее государственные комитеты, исполнительные и распорядительные органы местных советов.

    Кроме коллегий в прокуратурах союзных республик и проку­ратур СССР, образованных по закону 1959 г., с 1979 г. стали об­разовываться также коллегии Главной военной прокуратуры, прокуратур автономных республик, краев, областей, городов, ав­тономных областей. В коллегии входили руководящие работни­ки прокуратур, их состав утверждался прокурором вышестоящей инстанции. Этой мерой предполагалось развить принцип коллеги­альности в правоохранительных органах.[5]

    Деятельность арбитражных органов регламентировалась зако­ном об арбитраже, Правилами рассмотрения хозяйственных спо­ров и Положением о Госарбитраже при Совете Министров СССР (аналогичные положения были приняты в союзных республиках.

    Кроме этих высших органов в систему арбитражных судов входили: арбитражные суды автономных республик, краев, об­ластей, городов, а также автономных областей и округов.

    На основании закона об адвокатуре и республиканских поло­жений об адвокатуре ее организационной формой была коллегия адвокатов, объединившая на добровольных началах лиц, зани­мавшихся адвокатской деятельностью.

    К функциям адвоката были отнесены: защита обвиняемого; представительство интересов потерпевшего, истца, ответчика; участие рассмотрения дел в суде и на предварительном следствии; оказание юридической помощи гражданам и организациям в виде консультаций.

    В 1960 г. Упраздняется МВД СССР, а его функции передаются МВД союзных республик, в 1962 г. Переименование в министерства охраны общественного порядка.

    Для координации их работы в 1966 г. Было создано союзно-республиканское  Министерство охраны общественного порядка СССР.

    В ноябре 1968 г. Оно вновь переименовывается в Министерство внутренних дел СССР (МВД СССР). Соответственно переименовываются министерства союзных и автономных республик и управления краевых (областных) исполкомов.

    В 1957 г. Министерство государственного контроля преобразуется в Комиссию советского контроля Совета Министерств СССР. Органы советского контроля должны были проверять работу государственного аппарата и исполнение решений правительства. Для централизации этой деятельности в 1961 г. Комиссии союзного и республиканского уровней преобразуются в союзно-республиканские органы, а в автономных республиках, краях и областях создаются группы государственного контроля.

    В 1962 г. Создается смешанная система партийно-государственного контроля, возглавленная Комитетом партийно-государственного контроля ЦК КПСС и Совета Министров СССР (произошло воссоздание партийно-государственной контрольной системы ЦКК-РКИ 20-х гг.). На местах работали комитеты партийно-государственного контроля и группы содействия.[6]

    В декабре 1965 г. Все контрольные органы переименовываются в органы народного контроля, что более соответствовало доктрине общенародного государства. В декабре 1968 г. Правительство утверждает Положение об органах народного контроля, в сеть которых оказались включенными: Комитет народного контроля СССР, комитеты союзных и автономных республик, краев, областей, автономных областей и округов, районов, городов, группы народного контроля при поселковых и сельских советах, на предприятиях, в колхозах, учреждениях,  организациях  и  воинских  частях.   Была создана  разветвленная сеть контрольных органов.

    В ноябре 1979 г. был принят закон, определивший функции и структуру органов народного контроля: они осуществляют свою деятельность во всех структурах исполнительной власти, во всех государственных органах управления, учреждениях и ор­ганизациях.

    Комитеты народного контроля СССР, союзный и автономных республик работают под руководством Верховных Советов и Пра­вительства, комитеты на местах - под руководством местных со­ветов и вышестоящих комитетов народного контроля. Одна из ос­новных особенностей этой организации - ее массовость и широ­кий охват проблем. Система народного контроля существовала как параллельная системе органов, контролирующих соблюдение законности (прокуратуре).

    1. Разработка и принятие Конституции СССР 1977 г., ее структура и основные положения.

    В 1962 г. была сформирована Конституционная комиссия, призванная выработать проект нового Основного Закона для об­щества «развитого социализма».

    Идея скорого перехода к коммунистическому обществу к кон­цу 60-х гг. постепенно растворилась в новых формулировках. Все настойчивее стали подчеркиваться такие моменты, как укрепление законности активное включение граждан в управление общественными делами, возрастание роли общественных органи­заций, укрепление сплоченности граждан и рост общественного самоуправления.

    Работа над Конституцией заняла долгие годы, окончательный проект был подготовлен в мае 1977 г. Тогда же проект был одоб­рен пленумом ЦК КПСС. Президиум Верховного Совета СССР принял Указ «О проекте Конституции СССР», на основании ко­торого проект выносился на обсуждение общественности, в результате которого ВС СССР в содержание 118 статей были внесены изменения и добавлена новая статья о наказах избирателей. 7 октября 1977 г. новая Конституция СССР была единогласно принята.    [7]  

    Конституция подчеркивала свою преемственность с предше­ствующими ей конституциями (1918, 1924, 1936 гг.). Констатировалось построение «развитого социалистического общества» и создание «общенародного государства».[8]

    В качестве цели указывалось на построение «бесклассового коммунистического общества», базирующегося на общественном самоуправлении. Основой экономической системы признавалась социалистическая собственность на средства производства, осно­вой политической системы - Советы.

    В Конституции закреплялась «руководящая и направляющая роль Коммунистической партии. В сравнении с предшествующей Конституцией она представляет более высокий уровень конституционного законодательства. Конституция СССР 1977 года состоит из преамбулы, 9 разделов, 21 главы, которые содержат 174 статьи.

    В преамбуле дается характеристика основных этапов истории советского государства, указывается высшая цель государства - настроение бесклассового коммунистического общества; указываются главные задачи социалистического общенародного государства: создание материально-технической базы коммунизма, совершенствование социалистических общественных отношений и преобразование их в коммунистическое, воспитание нового человека коммунистического общества и т.д.

    Первая глава Конституции посвящена политической системе современного советского общества. СССР провозглашается социалистическим общенародным государством, в котором народ осуществляет власть; Советы народных депутатов составляют политическую основу СССР. КПСС характеризуется как ядро политической системы государственных и общественных организаций (ст.6). Подчеркивается, что все партийные организации действуют в рамках Конституции СССР.

    Во второй главе формулируется экономическая система СССР, определяется высшая цель общественного производства - наиболее полное удовлетворение материальных и духовных потребностей людей.

    Третья глава отражает происшедшие изменения в социальной сфере, определяет основные направления социального развития и культуры СССР. Социальную основу СССР составляют нерушимый союзы рабочих, крестьян и интеллигенции.

    Четвертая глава закрепляет важнейшие положения внешней политики советского.

    Девять разделов были следующими:

    I. Основы общественного строя и политики.

    II. Государство и личность.

    III. Национально-государственное устройство.

    IV.    Советы народных депутатов и порядок их избрания.

    V. Высшие органы власти и управления.

    VI.   Основы построения органов государственной власти и
    управления в союзных республиках.

    Страницы: 1, 2


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.