Советское государство и право в условиях замедления темпов общественного развития и кризиса социализ...
Советское государство и право в условиях замедления темпов общественного развития и кризиса социализ...
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЯ
АКАДЕМИЯ ПРАВА И УПРАВЛЕНИЯ
ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
Специальность: 030501.65 «Юриспруденция»
Зачетная книжка: № 445 - ЮЗС
Группа: № 4431
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине: История отечественного государства и
права
на тему № 22: Советское государство и право в условиях замедления
темпов
общественного развития и кризиса социализма
(середина 1960-х
– середина 1980-х гг.)
Слушатель 4 курса: Прохоров А.С.
Рязань 2006 год
Содержание
Введение……………………………………………………………………………3
1. Эволюция
государственно-политической системы. Изменения
в государственном аппарате. Бюрократизация
управления…………………….4
2. Разработка и принятие конституции
СССР 1977г., ее структура
и основные положения……………………………………………………………11
3. Развитие советского права в 60-е –
80-е гг. Систематизация
законодательства………………………………………………………………….16
Заключение………………………………………………………………………22
Список используемой литературы………………………………………………23
Введение
Период охватывающий десятилетия с середины 60-х
годов до середины 80-х, отмечен процессом замедления темпов общественного
развития. В предшествующий послевоенный период восстановления народного
хозяйства произошла смена форм правления государством; с
авторитарно-тоталитарного режима Сталина был осуществлен переход к
"коллективному руководству".
Несмотря на развенчание культа личности Сталина,
волюнтаризм в сфере управления продолжается. Один за другим проваливаются
политические и экономические программы, составленные без глубокого анализа
состояния общества и экономики.
Определенное развитие получает право, пополняя
пробелы в нормотворческой деятельности государства в годы авторитарно-тоталитарного
режима.
Целью
данной контрольной работы является рассмотрение основных моментов в развитии
государственного аппарата СССР и главных направлений развития права.
1. Эволюция государственно –
политической системы. Изменения в государственном аппарате. Бюрократизация
управления.
В октябре 1961 г. состоялся XXII съезд КПСС,
принявший новую Программу партии, в которой
намечался переход общества к коммунизму. Первые десять лет (1961-1971 гг.) отводились на создание «материально-технической базы коммунизма», последующие
(1971-1981 гг.) - на вступление в коммунизм. Предполагалось сформировать бесклассовое общество и передать функции государства органам самоуправления
трудящихся. В новом партийном Уставе закладывался
механизм, призванный обеспечить
обновление и омоложение партийных кадров.
На практике партийная реформа укрепила отношения личной преданности в верхах партаппарата и не смогла привлечь на сторону реформаторов массу низших партаппаратчиков. Противостояние
консервативного руководства и либеральной интеллигенции
в сфере идеологии и культуры закончилось поражением
последней. Сокращение числа совнархозов и образование Высшего Совета Народного
Хозяйства (Совета Министров СССР)завершили процесс
воссоздания централизованной экономической структуры (1963).[1]
В октябре 1964 г. Н.С. Хрущев, с именем которого ассоциировались начавшиеся реформы, был
смещен с высших государственного и партийного постов. С 1965 г. упразднением совнархозов и восстановлением центральных
промышленных министерств начинается новая административная
централизация. Создается ряд центральных комитетов: Госкомцен, Госснаб, Госкомитет по науке и технике. Вместе
с тем предприятиям была предоставлена определенная автономия:
в октябре 1965 г. были приняты постановления «Об улучшении
планирования и стимулирования производственной экономики»
и «О государственном производственном предприятии при социализме».
К минимуму было сведено число
обязательных показателей, введены новые: стоимость
реализованной продукции, общий фонд заработной платы, общая
сумма централизованных капиталовложений. Часть доходов оставалась в
распоряжении предприятий.
Фонды стимулирования были
разделены на фонд материального поощрения
(контролировался общим собранием трудового Коллектива),
фонд соцкультбыта и фонд самофинансирования для нужд развития
производства.
Серьезным препятствием на
пути реформ был ведомственный принцип в сфере управления и планирования: вертикальная подчиненность
хозяйственных органов исключала их горизонтальное
взаимодействие.
Договоры, заключенные предприятиями друг с
другом, должны были утверждаться вышестоящими органами
(так, позиция Госснаба не способствовала облегчению связей
между поставщиками и потребителями).
В июле 1978 г. был принят новый закон о выборах в Верховный Совет СССР, базировавшийся на положениях новой
Конституции. В апреле 1979 г. он дополняется новым (прежний был принят в 1959 г.) Законом «О порядке отзыва депутата Верховного Совета СССР» и Законом
«О статусе народных депутатов в СССР». Предполагалось
повысить контроль Верховного Совета СССР за деятельностью всех формируемых им
органов, С той же целью в апреле 1979 г. был принят Регламент Верховного Совета СССР,
определявший структуру, полномочия, порядок работы Верховного Совета и его органов, порядок
законотворческой работы, контрольной деятельности и формирования подотчетных
Верховному Совету органов.[2]
С 1957 г. Верховный Совет СССР кроме бюджета утверждал ежегодные хозяйственные
планы (ранее это была задача правительства). Утверждение
долгосрочных (пятилетних, семилетних и т.п.) планов
было исключительной прерогативой Верховного Совета.
В 1966 г. увеличивается число постоянных комиссий Совета Союза Верховного Совета
СССР: наряду с бюджетной, законодательных предположений, по иностранным делам
и мандатной комиссиями формируются новые (по направлениям
деятельности Верховного Совета и по направлениям
государственного, хозяйственного и
социально-культурного строительства). При каждой из
палат Верховного Совета СССР было создано по шестнадцать постоянных комиссий.
Рекомендации постоянных комиссий подлежали обязательному рассмотрению
государственными органами и учреждениями. В апреле 1979 г. было принято новое Положение о постоянных комиссиях.[3]
В 70-х гг. возросла роль Президиума
Верховного Совета СССР, выполнявшего роль
организатора всей работы Верховного Совета. Усилилась
контрольная (за правительствами) деятельность Верховных Советов (СССР и
республик) и законотворческая деятельность Верховных Советов союзных республик.
В 1962-1963 тт. местные
советы были разделены (как и партийные органы) по производственному признаку:
на промышленные и сельские (советы районов, краевые,
областные советы). В ноябре 1964 г. были вновь объединены промышленные и сельские партийные организации и
вслед за этим воссозданы единые районы, в пределах которых стали
действовать вновь объединенные советы.
В течение 1968-1971 гг.
Президиум Верховного Совета СССР принял ряд указов, расширивших право
городских, районных, сельских и поселковых советов. Все принимаемые акты исходили из представления о Советах как органах,
обладающих всем комплексом полномочий в пределах своей территории.
В ноябре 1978 г. принимается Указ Верховного Совета СССР «Об основных правах и обязанностях районных
Советов народных депутатов», а также
аналогичные акты о правах и обязанностях городских, районных (в городах), поселковых и сельских советов. В июне 1980 г. - закон о полномочиях краевых, областных, окружных
и областных (автономных) советов.[4]
Что касается вопроса
изменения в государственном аппарате бюрократизации управления, то по этому
поводу можно отметить следующее: в 1957 г. была реорганизована система управления промышленностью и строительством: создана система
совнархозов. Территориальный принцип управления
позволял кооперировать производство в пределах экономических районов.
Параллельно складывалась сеть отраслевых государственных комитетов, призванных осуществлять единую
техническую политику. Однако
гармоничного сочетания территориального и отраслевого принципов в хозяйственном управлении не произошло. С 1962 г. в области капитального строительства
восстанавливаются центральные органы отраслевого управления {Госстрой СССР).
В октябре 1965 г. принимается закон о реорганизации системы органов управления
промышленностью, для чего создается целый ряд общесоюзных и союзно-республиканских министерств,
многие комитеты были также преобразованы в министерства.
Вновь министерства становятся основной формой отраслевого управления.
ВСНХ СССР Совета Министров
СССР (образован в марте 1963 г.) и СНХ СССР (образован в январе 1963 г.), координировавшие работу совнархозов и отраслевых
органов управления упразднялись, так же как и совнархозы союзных республик и экономических районов. Сохранялись некоторые
госкомитеты межотраслевого управлений (Госстрой, Госснаб ).
Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О
совершенствовании планирования и усиления
экономического стимулирования промышленного производства», заложившее основу для экономической реформы, в качестве главного
инструмента экономической политики определяло пятилетний план. При этом делалась попытка сочетать плановые начала
с принципами хозяйственной автономии
предприятий, ослаблением регламентации
их хозяйственной деятельности, введением ценовых и кредитных рычагов.
На основе Конституции 1977 г. преобразовывалась система правоохранительных органов. В ноябре 1979 г. были приняты новые законы: о Верховном Суде СССР,
о прокуратуре СССР, о государственном арбитраже в СССР, об адвокатуре в СССР. В июне 1980 г. были внесены соответствующие изменения в Основы законодательства о
судоустройстве СССР и союзных республик.
Верховный Суд СССР избирался Верховным Советом СССР на
пять лет. В его задачи входило: надзор за деятельностью всех судов, обобщение судебной практики, дача разъяснений по применению законодательства (разъяснения Пленума Верховного Суда были обязательны для всех организаций и
должностных лиц).
Закон о прокуратуре расширил
сферу прокурорского надзора, включив в нее государственные комитеты,
исполнительные и распорядительные органы местных советов.
Кроме коллегий в
прокуратурах союзных республик и прокуратур СССР,
образованных по закону 1959 г., с 1979 г. стали образовываться также коллегии Главной военной прокуратуры, прокуратур автономных
республик, краев, областей, городов, автономных областей. В коллегии входили
руководящие работники прокуратур, их состав
утверждался прокурором вышестоящей инстанции. Этой мерой предполагалось развить
принцип коллегиальности в правоохранительных органах.[5]
Деятельность арбитражных
органов регламентировалась законом об арбитраже, Правилами рассмотрения
хозяйственных споров и Положением о Госарбитраже при
Совете Министров СССР (аналогичные положения были приняты в
союзных республиках.
Кроме этих высших органов в систему арбитражных
судов входили: арбитражные суды автономных республик, краев,
областей, городов, а также автономных областей и округов.
На основании закона об
адвокатуре и республиканских положений об адвокатуре ее
организационной формой была коллегия адвокатов, объединившая на добровольных
началах лиц, занимавшихся адвокатской деятельностью.
К функциям
адвоката были отнесены: защита обвиняемого; представительство интересов
потерпевшего, истца, ответчика; участие рассмотрения дел в суде и на
предварительном следствии; оказание юридической помощи гражданам и организациям
в виде консультаций.
В 1960 г. Упраздняется МВД СССР, а его функции передаются МВД союзных республик, в 1962 г. Переименование в министерства охраны общественного порядка.
Для координации
их работы в 1966 г. Было создано союзно-республиканское Министерство охраны
общественного порядка СССР.
В ноябре 1968 г. Оно вновь переименовывается в Министерство внутренних дел СССР (МВД СССР). Соответственно
переименовываются министерства союзных и автономных республик и управления
краевых (областных) исполкомов.
В 1957 г. Министерство государственного контроля преобразуется в Комиссию советского контроля Совета
Министерств СССР. Органы советского контроля должны были проверять работу
государственного аппарата и исполнение решений правительства. Для централизации
этой деятельности в 1961 г. Комиссии союзного и республиканского уровней
преобразуются в союзно-республиканские органы, а в автономных республиках,
краях и областях создаются группы государственного контроля.
В 1962 г. Создается смешанная система партийно-государственного контроля, возглавленная Комитетом
партийно-государственного контроля ЦК КПСС и Совета Министров СССР (произошло
воссоздание партийно-государственной контрольной системы ЦКК-РКИ 20-х гг.). На
местах работали комитеты партийно-государственного контроля и группы
содействия.[6]
В декабре 1965 г. Все контрольные органы переименовываются в органы народного контроля, что более
соответствовало доктрине общенародного государства. В декабре 1968 г. Правительство утверждает Положение об органах народного контроля, в сеть которых оказались
включенными: Комитет народного контроля СССР, комитеты союзных и автономных
республик, краев, областей, автономных областей и округов, районов, городов,
группы народного контроля при поселковых и сельских советах, на предприятиях, в
колхозах, учреждениях,
организациях и воинских частях. Была создана разветвленная сеть контрольных органов.
В ноябре 1979 г. был принят закон, определивший функции и структуру органов народного контроля: они
осуществляют свою деятельность во всех структурах
исполнительной власти, во всех государственных органах
управления, учреждениях и организациях.
Комитеты народного контроля
СССР, союзный и автономных республик работают под
руководством Верховных Советов и Правительства, комитеты
на местах - под руководством местных советов и вышестоящих
комитетов народного контроля. Одна из основных особенностей
этой организации - ее массовость и широкий охват проблем.
Система народного контроля существовала как параллельная
системе органов, контролирующих соблюдение законности (прокуратуре).
1. Разработка и принятие
Конституции СССР 1977 г., ее структура и основные положения.
В 1962 г. была сформирована Конституционная комиссия, призванная выработать проект
нового Основного Закона для общества «развитого социализма».
Идея скорого перехода к
коммунистическому обществу к концу 60-х гг. постепенно
растворилась в новых формулировках. Все настойчивее стали
подчеркиваться такие моменты, как укрепление законности активное включение граждан в управление общественными
делами, возрастание роли общественных организаций,
укрепление сплоченности граждан и рост общественного самоуправления.
Работа над Конституцией
заняла долгие годы, окончательный проект был подготовлен в мае 1977 г. Тогда же проект был одобрен пленумом ЦК КПСС. Президиум Верховного
Совета СССР принял Указ «О проекте Конституции СССР», на
основании которого проект выносился на обсуждение
общественности, в результате которого ВС СССР в содержание 118 статей были внесены
изменения и добавлена новая статья о наказах избирателей. 7 октября 1977 г. новая Конституция СССР была единогласно принята. [7]
Конституция подчеркивала
свою преемственность с предшествующими ей конституциями
(1918, 1924, 1936 гг.). Констатировалось построение
«развитого социалистического общества» и создание «общенародного государства».[8]
В качестве цели указывалось
на построение «бесклассового коммунистического общества»,
базирующегося на общественном самоуправлении. Основой
экономической системы признавалась социалистическая
собственность на средства производства, основой
политической системы - Советы.
В Конституции закреплялась «руководящая
и направляющая роль Коммунистической партии. В сравнении с
предшествующей Конституцией она представляет более высокий уровень
конституционного законодательства. Конституция СССР 1977 года состоит из
преамбулы, 9 разделов, 21 главы, которые содержат 174 статьи.
В преамбуле дается характеристика основных этапов
истории советского государства, указывается высшая цель государства -
настроение бесклассового коммунистического общества; указываются главные задачи
социалистического общенародного государства: создание материально-технической
базы коммунизма, совершенствование социалистических общественных отношений и
преобразование их в коммунистическое, воспитание нового человека
коммунистического общества и т.д.
Первая глава Конституции посвящена
политической системе современного советского общества. СССР провозглашается
социалистическим общенародным государством, в котором народ осуществляет
власть; Советы народных депутатов составляют политическую основу СССР. КПСС
характеризуется как ядро политической системы государственных и общественных
организаций (ст.6). Подчеркивается, что все партийные организации действуют в
рамках Конституции СССР.
Во второй главе формулируется
экономическая система СССР, определяется высшая цель общественного производства
- наиболее полное удовлетворение материальных и духовных потребностей людей.
Третья глава отражает происшедшие
изменения в социальной сфере, определяет основные направления социального развития
и культуры СССР. Социальную основу СССР составляют нерушимый союзы рабочих,
крестьян и интеллигенции.
Четвертая глава закрепляет важнейшие
положения внешней политики советского.
Девять разделов были следующими:
I. Основы
общественного строя и политики.
II. Государство и личность.
III. Национально-государственное
устройство.
IV. Советы народных депутатов и порядок их избрания.
V. Высшие органы власти и
управления.
VI. Основы
построения органов государственной власти и
управления
в союзных республиках.
Страницы: 1, 2
|