Российский опыт местного самоуправления: исторические модели и современное состояние
Таким образом, история убедительно показывает, что,
безусловно, опыт самоуправления в России присутствует, но назвать его богатым
довольно сложно. Элементы самоуправления если и появлялись, то находились под
строгим контролем государственной власти.
В то время как законодателем на современном этапе
активно использовались заимствования из практики самоуправления зарубежных
стран, которая в любом случае отличается от российской. И, хотя теоретические
построения законодателя, касательно самоуправления как конституционной основы в
целом и территориальных и финансовых основ самоуправления в частности,
представляются во многом верными и обоснованными, но практическая их
реализация, в отсутствие надлежащего опыта, приводит к довольно плачевным
результатам, о которых поднимался вопрос в четвертой главе.
То есть, переход от государственному управлению к
самоуправлению на местах, как и любая другая перемена в управлении, должен
проходить как можно плавней, что не было учтено действующим законодательством.
Проведенное исследование показало, что не всегда
принятое "сверху" решение о децентрализации в форме самоуправления
может быть легко реализовано. Чтобы соответствующие нормы заработали,
необходимо создать в государстве и обществе соответствующие условия. Иначе
органы самоуправления будут не более чем придатками системы государственного
управления.
Однако, российский опыт государственного развития дает
основание говорить и о том, насколько важно в большом многонациональном
государстве сочетать государственное управление с элементами самоуправления,
внимательнее относиться к испокон веков существовавшим в стране традиционным
формам политического участия, представительства, самоуправления, а также
создавать новые формы, не противоречащие традициям. На нынешнем этапе важным
условием преодоления отчуждения между государством и обществом может стать
широкое развитие институтов регионального и местного общественного
самоуправления.
Это положительно скажется не только на оптимизации
государственного управления в целом, но и будет способствовать укреплению
единой многонациональной России, смягчению межнациональных противоречий,
ускорению процесса формирования в России гражданского общества.
Список нормативных
актов и используемой литературы.
1.
Конституция РФ, - М.:
1994.
2.
Закон Российской Федерации
от 15 апреля 1993 года № 4807-1 “Об основах бюджетных прав и прав по
формированию и использованию внебюджетных фондов представительных и
исполнительных органов государственной власти республик в составе Российской
Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы
и Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления” //Ведомости Съезда
народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. № 18. Ст.
635.
3.
Федеральный закон от 28
августа 1995 года № 154-ФЗ (в ред. от 17 марта 1997 года) “Об общих принципах
организации местного самоуправления в Российской Федерации” //Собрание
законодательства РФ. 1995. № 35. Ст. 3506.
4.
Федеральный закон от 21
июля 1997 года № 123-ФЗ “О приватизации государственного имущества и об основах
приватизации муниципального имущества в Российской Федерации” //Собрание
законодательства Российской Федерации. 1997. № 30. Ст. 3595.
5.
Федеральный закон от 25
сентября 1997 года № 126-ФЗ “О финансовых основах местного самоуправления в
Российской Федерации” //Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. №
39. Ст. 4464.
6.
Постановление Верховного
Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 № 3020-1 (ред. от 10 сентября
1993) “О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на
федеральную собственность, государственную собственность республик в составе
Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов,
городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность”.
7.
Постановление Верховного
Совета Российской Федерации от 22 июля 1993 № 5498-1 “О создании муниципальных
банков в городах” //Российская газета. 1993. 30 июля.
8.
Постановление
Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 10 июня 1994
г. № 134-1 ГД “Об обеспечении конституционных прав населения на местное
самоуправление в нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации”
//Российская газета. 1994. 21 июня; Ведомости ФС Российской Федерации. 1994. №
6. Ст. 284.
9.
Постановление
Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 31 января
1996 г. № 41-II ГД “О составе комитета Государственной Думы по вопросам
местного самоуправления” //Собрание законодательства Российской Федерации.
1996. № 6. Ст. 516; Ведомости ФС РФ. 1996. № 5. Ст. 145; Государственная Дума.
Постановления и другие документы 1996.№ 1.
10.
Постановление
Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 10 июля 1996
г. № 527-II ГД “О ходе исполнения Федерального закона “Об общих принципах
организации местного самоуправления в Российской Федерации” и об обеспечении
конституционных прав населения на самостоятельное решение вопросов местного
значения”.
11.
Указ Президента Российской
Федерации от 22 декабря 1993 г. № 2265 “О гарантиях местного самоуправления в
Российской Федерации” //Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. №
52. Ст. 5071; Российская газета. 1993. 25 декабря.
12.
Официальное разъяснение
пункта 4 Указа Президента Российской Федерации от 22 декабря 1993 года № 2265
“О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации”. Утверждено Главным
правовым управлением Президента Российской Федерации от 14 марта 1994 г. № 4
//Собрание актов Президента и Правительства РФ.1994. № 12.
13.
Указ Президента Российской
Федерации от 24 декабря 1993 № 2284 (в ред. от 14 марта 1996 года) “О
государственной программе приватизации государственных и муниципальных
предприятий в Российской Федерации” //Собрание актов Президента и Правительства
Российской Федерации. 1994. № 1. Ст. 2.
14.
Указ Президента Российской
Федерации от 23 мая 1996 № 769 “Об организации подготовки государственных
минимальных социальных стандартов для определения финансовых нормативов
формирования бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов”
//Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 22. Ст. 2666;
Российская газета. 1996. 29 мая.
15.
Постановление Совета
Министров – Правительства Российской Федерации от 23 декабря 1993 г. № 1325 “О
финансировании объектов социально-культурного и коммунально-бытового
назначения, передаваемых в ведение местных органов исполнительной власти при
приватизации предприятий” //Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993.
№ 52. Ст. 5091.
16.
Постановление
Правительства Российской Федерации от 27 декабря 1995 № 1251 “О федеральной
программе государственной поддержки местного самоуправления” //Собрание
законодательства Российской Федерации. 1996. № 2. Ст. 121.
17.
Постановление
Правительства Российской Федерации от 6 марта 1996 г. № 266 “О некоторых мерах
по реализации Федерального закона “Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации” //Собрание законодательства РФ. 1996. №
12. Ст. 1139; Российская газета. 1996. 21 марта.
18.
Постановление
Конституционного Суда Российской Федерации от 30 мая 1996 г. № 13-П “По делу о
проверке конституционности пункта 1 статьи 58 и пункта 2 статьи 59 Федерального
закона от 28 августа 1995 года “Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации” (с изменениями от 22 апреля 1996 года)”
//Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 23. Ст. 2811.
19.
Постановление
Конституционного Суда Российской Федерации от 1 февраля 1996 г. № 3-П по делу о
проверке конституционности ряда положений Устава – Основного Закона Читинской
области //Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 7. Ст. 700.
20.
Постановление
Конституционного Суда Российской Федерации от 24 января 1997 № 1-П по делу о
проверке конституционности закона Удмуртской Республики от 17 апреля 1996 года
“О системе органов государственной власти в Удмуртской Республике” //Собрание
законодательства Российской Федерации. 1997. № 5. Ст. 708.
21.
Постановление
Конституционного Суда Российской Федерации от 16 октября 1997 года № 14-П по
делу о проверке конституционности пункта 3 статьи 49 Федерального закона от 28
августа 1995 года “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ”
//Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 42. Ст. 4902.
22.
Закон
Самарской области "Об основах бюджетного устройства и бюджетного
процесса" от 10 мая 1995 N 2-ГД//"Волжская коммуна" - 16 мая
1995 г. -N 95,.
23.
Закон
Самарской области от 26 января 1996 г. N 1-ГД "О местном самоуправлении в
Самарской области" //"Волжская коммуна" – 2февраля 1996 г.
24.
Закон
Самарской области от 13 июня 1997г. N 9-ГД "Об
административно-территориальном устройстве Самарской области"
25.
Конституция СССР
1977//История советской конституции(в документах)1917-1956, - М., 1957.
26.
Конституция СССР
1936//История советской конституции(в документах)1917-1956, - М., 1957.
27.
Конституция СССР
1924//История советской конституции(в документах)1917-1956, - М., 1957.
28.
Конституция РСФСР
1978//История советской конституции(в документах)1917-1956, - М., 1957.
29.
Конституция РСФСР
1936//История советской конституции(в документах)1917-1956, - М., 1957.
30.
Конституция РСФСР
1925//История советской конституции(в документах)1917-1956, - М., 1957.
31.
Конституция РСФСР
1918//История советской конституции(в документах)1917-1956, - М., 1957.
32.
Закон РСФСР от 29 июля
1971 года (в ред. от 3 августа 1979 года) “О городском, районном в городе
Совете народных депутатов РСФСР” //Ведомости Съезда народных депутатов и
Верховного Совета Российской Федерации, 1971, № 31, Ст. 354, 1972, № 51, Ст.
1206, 1973, № 23, Ст. 505, 1979, № 32, Ст. 786.
33.
Закон РСФСР 1961 «О
бюджетных правах Российской Советской Федеративной Социалистической Республики,
автономных Советских Социалистических Республик и местных Советов депутатов
трудящихся РСФСР»//Сборник по финансовому законодательству. Под ред. Т.В.
Конюховой. – М., 1980.
34.
Инструкции ВЦИК 10 февраля
1920 г «О местных экономических органах», // Азовкин И.А. Местные советы в
системе органов власти, - М., 1967.
35.
Постановление ВЦИК и СНК
РСФСР от 27 сентября 1926 г. «О рабочих поселках»//СУ РСФСР 1926 г. № 65, ст.
509
36.
Постановление ВЦИК и СНК
РСФСР от 6 июня 1927 г. «О курортных поселках»//СУ РСФСР 1927 г. № 56, ст. 384
37.
Постановление ВЦИК и СНК
РСФСР от 14 июня 1927 г. «О дачных поселках»//СУ РСФСР 1928 г. № 8, ст. 70
38.
Постановление Президиума
ЦИК СССР от 27 сентября 1934 г. «Об организации Советов в крупных рабочих
поселках, совхозах, удаленных от сельских Советов не менее чем на 8 км»//СЗ
СССР 1934 г. № 56, ст. 423
39.
Инструкция по организации
и деятельности районных Советов в городах, утвержденная ВЦИК и СНК РСФСР от 15
апреля 1929 г.// История советской конституции(в документах)1917-1956, - М.,
1957.
40.
Обращение НКВД к Советам
рабочих, солдатских, крестьянских и батрацких депутатов от 6 января 1917 года
Об организации местного самоуправления .// История советской конституции(в
документах)1917-1956, - М., 1957.
41.
Положение о губернских и
уездных земских учреждениях от 1 января 1864 г. В кн.: Тихомиров Ю.А. Публичное
право. М., 1995.
42.
Положение о губернских и
уездных земских учреждениях 12 июня 1890 г. Полное собрание законов — III. T.
X. № 16927.
43.
Авакьян С.
Законодательство в центре и на и местах: перекрестки без тупиков // Российская
Федерация. - М., 1996. - №20 - С. 15-17.
44.
Авакьян С.А. Местное
самоуправление в Российской Федерации: концепции и решения нового закона //
Вестник МГУ. Серия 11. Право. - М., 1996. - №2. - с. 3-33.
45.
Азовкин И.А. Местные
советы в системе органов власти, - М., 1967,
46.
Актуальные проблемы
формирования местного самоуправления в Российской Федерации ("Круглый
стол" в Институте государства и права РАЕ) / Антонова В.П., Мирошниченко
Е.В., Ревенко Л.А. // Государство и право. - М., 1997. - №5. - С. 24- 45.
47.
Андрющенко Е.Г. Проблемы
малых городов // Власть. - М., 1993. - № 1. - С. 106-107.
48.
Барабашев Г.В.
Самоуправление в начале пути // Народный депутат. - М., 1990. - № 4. - С. 6-11.
49.
Бондарь Н.С., Зинченко
С.А. Городской Совет и администрация: Проблемы разграничения полномочий в сфере
муниципальной собственности // Государство и право. - М., 1993. - № 3. - С.
86-96.
50.
Бородкин Ф.М. Новая
концепция территориального самоуправления // Регион. - Новосибирск, 1994. - №3.
- С. 95-112.
51.
Васильев В.И. Советы или
муниципалитеты? // Народный депутат. - М., 1991. - № 16. - С. 47-54.
52.
Васильев В.И. Местное
самоуправление и государственная власть // Вестник государственной службы. -
М., 1993. - № 11. - С. 14-19.
53.
Васильев В.И. Не насаждать
искусственно, дать прорасти из глубин жизни. Заметки о научной конференции в
МГУ // Российская Федерация. - М., 1994. - № 5. - С. 28-31.
54.
Васильев В.И. Готовится
важнейший закон. Не допустить бы ошибок // Российская Федерация. - М.,1994. - №
13. - С. 14-17.
55.
Васильев В.И. Местное
самоуправление. – М.: 1999.
56.
Воронин А.Г. Чиновничьи
страсти по поводу власти // Российская Федерация. - М., 1996. - № 2. - С.
36-37.
57.
Воронин А.Г. Пока лишь
четыре законных закона // Российская Федерация. - М., 1997. - №6. - С. 30.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|