Реформы Петра I
Реформы Петра I
Министерство образования
Российской Федерации
Тюменский государственный
университет
филиал в г. Пыть-Яхе
Специальность
государственное и муниципальное
управление
КУРСОВАЯ РАБОТА
Реформы Петра I
Выполнил студент II курса
дневного отделения
Лесовой Сергей Юрьевич
Научный руководитель
г. Пыть-Ях, 2001
Содержание
Введение
3
I. Реформа государственного аппарата 5
1.
Сенат
5
2. Эволюция боярской
думы 7
3.
Коллегии
8
4. Местное
самоуправление
9
5. Контрольные
органы
12
II. Правовое положение
сословий 14
1.
Дворяне 14
2. Служивое
сословие
15
3. Городское сословие
(посадские и городские люди) 16
4.
Крестьянство
16
5.
Холопы
18
III.
Правовые
реформы
19
1. Указ о
единонаследии
19
2. Формы правовых
актов
19
Заключение
22
Список использованной
литературы
23
Введение
Реформы Петра I начались на рубеже веков и
продолжались по нарастающей до смерти преобразователя. Их расцвет приходится на
расцвет царствования, но умер император в январе 1725 г., так и не успев
довести до конца задуманное. В реформаторской деятельности он учитывал
зарубежный (особенно шведский) опыт. В своих реформах Пётр I не мог держаться заранее
выработанного плана и точной последовательности, потому что все его
преобразования происходили под давлением военных нужд, одна порождала другую,
удовлетворяя требованиям данного момента. И каждая из них порождала недовольство,
скрытое и открытое сопротивление, заговоры и борьбу, отличавшуюся крайним ожесточением
с обеих сторон. Война со шведами приняла затяжной характер, была трудной,
убыточной и опасной. Пётр полностью втянулся в военные дела. Он то
непосредственно сражался в первых рядах своего войска, то бросался в
Архангельск и в Воронеж для того, чтобы организовать оборону северных и южных
границ страны от возможных нападений врага. В таких условиях государь не мог
думать о систематических преобразованиях. Его главной заботой становилось
добыть достаточно людей для успешного продолжения войны. Война требовала
регулярных войск: Пётр искал способы их увеличения и лучшего устройства, - и
это обстоятельство подталкивало царя к реформированию военного дела и переустройству
дворянского сословия и, в частности, дворянской службы. Война требовала денег -
и в процессе их поиска Пётр всё больше осознавал необходимость проведения податной
реформы и осуществлении перемен в положении народов страны и крестьянства в
целом. Под давлением военных нужд Пётр спешно совершил ряд нововведений,
разрушавших старые порядки, но ещё не создавали ничего нового в управлении
государством. Господствовал некоторый хаос и чем дальше, тем больше он давал о
себе знать.
Когда после Полтавской победы и Прутского похода
военные действия стали менее напряжёнными, а настроение Петра более уверенным и
спокойным, Пётр принялся приводить в порядок всё, что было сделано им ранее
торопливо и по частям. В последнее десятилетие жизни Петра (1716-1725) была
достигнута некоторая система и налажен новый строй управления. Смысл и цель
общественной политики Петра I заключались в усилении роли, места и значения
класса феодалов в государстве. В результате проведения преобразований тип
государства, существовавший до Петра, не был изменён и в этом отношении Пётр не
совершил никакого государственного переворота. Все перемены должны были лишь
совершенствовать старый строй, придавая ему более культурные европейские формы.[1]
Основным источником права в период становления абсолютной монархии оставалось
Соборное Уложение 1649 г., чья правовая сила неоднократно подтверждалась указами.
В первой четверти XVIII в. круг источников
существенно изменился: пополнился манифестами, именными указами, уставами,
регламентами, учреждениями, объявленными указами, утверждёнными докладами и др.[2]
Реформа
государственного аппарата
Многочисленные перестройки, проводимые Петром в области управления государством,
привели к созданию централизованной системы органов управления. В 1721 г.
Петра I провозгласили императором, что означало дальнейшее усиление власти
самого царя. «Император Всероссийский - записано в воинском регламенте, - есть
монарх самодержавный и неограниченный. Повиноваться его верховной власти не
токмо за страх, но и за совесть сам бог повелевает».
1. Сенат
В 1711 г.
вместо Боярской думы был учрежден Сенат. Он был образован как чрезвычайный
орган во время нахождения Петра I в военных походах. В него вошли девять ближайших Петру сановников.
Статус нового органа не был детализирован, это произошло несколько позже - из
двух дополнительно принятых указов стало ясно, что Сенат - постоянно
действующий орган.
К компетенции Сената относились: судебная и
организационно-судебная деятельность, финансовый и налоговый контроль,
внешнеторговые и кредитные полномочия. О законодательных полномочиях Сената
ничего не говорилось.
Указом 1711 г. устанавливался порядок заседаний и делопроизводства в Сенате.
Все указы должны были собственноручно подписываться всеми членами Сената. В
1714 г. меняется порядок принятия решений - вместо единогласного достаточно
было большинства голосов.
В 1711 г. сформировалась система фискального надзора, при Сенате учреждалась
должность обер-фискала. Последний получал возможность осуществлять надзор за деятельностью
госаппарата, используя систему фискалов.
Все поступающие в Сенат дела заносились в реестр, заседания протоколировались.
С 1722 г. Сенат посылал в провинции сенатора-ревизора.
Генерал-прокурор мог ставить вопрос перед Сенатом о ликвидации пробелов в
законодательстве и осуществлял гласный надзор за деятельностью Сената и коллегий.
Структура Сената включала присутствие (общее собрание сенаторов,
на котором принимались решения) и канцелярию, которую возглавлял
обер-секретарь и которая состояла из нескольких столов (секретный, губернский,
приказный и проч.). В 1718 г. штат сенатских подьячих переименовался в секретарей,
канцеляристов и протоколистов (в 1722 г. канцелярия Сената переподчинена
генерал-прокурору).
В 1712 г. при Сенате была восстановлена Расправная палата,
рассматривавшая дела местных судов и администрации в качестве апелляционной
инстанции.
В 1718 г. состав Сената кроме назначенных царём членов вошли все президенты
вновь созданных учреждений-коллегий.
В 1722 г. Сенат был реформирован тремя указами императора. Во-первых, изменён
состав Сената: в него могли входить высшие сановники (по Табели о рангах -
действительные тайные и тайные советники), не являвшиеся руководителями конкретных
ведомств. Президенты коллегий не входили в его состав (за исключением
предшественников военной, морской и иностранной коллегий), и Сенат превращался
в надведомственный контрольный орган.
Для контроля над деятельностью самого Сената в 1715 г. была учреждена
должность генерал-ревизора, которого несколько позже сменил обер-секретарь
Сената. Для усиления контроля со стороны императора при Сенате учреждались должности
генерал-прокурора и обер-прокурора. Им были подчинены прокуроры при коллегиях.
Кроме того, при Сенате образовывались должности ракетмейстера (принятие жалоб и
апелляций) и герольдмейстера (учёт служащих дворян).
Указом «О должности Сената» этот орган получил право издавать собственные
указы. Устанавливался регламент его работы: обсуждение и принятие решений,
регистрация и протоколирование. Круг вопросов, которые рассматривал Сенат, был
достаточно широк: анализ материалов, представляемых государю, важнейшие дела,
поступавшие с мест (о войне, бунтах, эпидемиях), назначение и выборы высших государственных
чинов, принятие апелляций на судебные решения коллегий.
Генерал-прокурор одновременно руководил заседаниями Сената и осуществлял
контроль за его деятельностью. Генерал-прокурор и обер-прокурор могли быть
назначены и отстранены только монархом.
Реформа 1722 г. превратила Сенат в высший орган центрального управления,
вставший над всем государственным аппаратом (коллегиями и канцеляриями). В
системе этих органов происходили существенные изменения.
2. Эволюция боярской думы
Бюрократизация
государственного аппарата проходила на разных уровнях и в течение длительного периода.
Объективно она совпала с процессами дальнейшей централизации властных структур.
Уже во второй половине XVII в. исчезли остатки
иммунитетных феодальных привилегий и последние частновладельческие города.
Центральные
органы управления, такие как Боярская дума и приказы, прежде чем
трансформироваться в новые структуры, проделали значительную эволюцию. Боярская
дума из органа, вершившего вместе с царём все важнейшие дела в государстве, к
концу XVII в. превратилась в
периодически созываемое совещание приказных судей. Она стала контрольным
органом, наблюдавшим за деятельностью исполнительных органов (приказов) и органов
местного управления.
Численность
Боярской думы постоянно возрастала, и её внутренняя структура начала
дифференцироваться: уже в конце XVII в. из состава Думы официально выделилась «Ближняя дума» - прототип
кабинета министров; ещё одра структура - Расправная палата, просуществовавшая
до 1694 г.
Боярская дума из
политического совета превращалась в судебно-управленческий орган. В 1701 г.
функции Боярской думы перешли к Ближней канцелярии, координирующей
работу центральных органов управления. Чиновники, входившие в канцелярию,
объединились в Совет, получивший название Конзилии министров (8 - 14
человек).
В 1711 г. с
образованием Сената прекратились дальнейшие трансформации Боярской думы.
Аристократический орган, основанный на принципе местничества, окончательно
исчез. На вершине властной пирамиды его заменил новый бюрократический орган.
Принципы его формирования и деятельности существенно отличались от принципов
организации и деятельности Боярской думы.
3. Коллегии
В конце 1717 г. начала складываться система коллегий: Сенатом были
назначены президенты и вице-президенты, определены штаты и порядок работы.
Кроме руководителей в состав коллегий входили четыре советника, четыре асессора
(заседателя), секретарь, актуариус, регистратор, переводчик и подьячие. Специальным
указом с 1720 г. предписывалось начать производство дел «новым порядком».
Уже в декабре
1718 г. был принят реестр коллегий:
1) Иностранных дел;
2) Казённых сборов;
3) Юстиции;
4) Ревизионная (бюджетная);
5) Военная;
6) Адмиралтейская;
7) Коммерц (торговая);
8) Штатс-контора (ведение государственных расходов);
9) Берг-Мануфактур (промышленная и горнодобывающая).
В 1721 г. учреждена Вотчинная коллегия, заменившая Поместный приказ, в
1722 г. из единой Берг-Мануфактур-коллегии выделилась Мануфактур-коллегия, на
которую, кроме функций управления промышленностью, были возложены задачи
экономической политики и финансирования. За Берг-коллегией остались функции
горнодобычи и монетного дела.
Деятельность коллегий определял Генеральный регламент (1720),
объединивший большое число норм и правил, детально расписывающих порядок работы
учреждения.
Создание системы коллегий завершило процесс централизации и бюрократизации
государственного аппарата. Чёткое распределение ведомственных функций,
разграничение сфер государственного управления и компетенции, единые нормы
деятельности, сосредоточение управления финансами в едином учреждении - всё это
существенно отличало новый аппарат от приказной системы.
С учреждением новой столицы (1713) центральный аппарат
переместился в Санкт-Петербург. Сенат и коллегии создавались уже там.
В 1720 г. в Санкт-Петербурге создан Главный магистрат (на правах
коллегии), координировавший работу всех магистратов и являвшийся для них
апелляционной судебной инстанцией. В 1721 г. принят Устав Главного магистрата,
регламентировавший работу магистратов и городской полиции.
Отраслевой принцип управления, свойственный коллегиям, не был выдержан до
конца: судебные и финансовые функции, помимо специальных, возлагались на иные
отраслевые коллегии (Берг, Мануфактур, Коммерц). Вне сферы контроля коллегий
оставались целые отрасли (полиция, просвещение, медицина, почта). Коллегии не
входили даже в сферу дворцового управления: здесь продолжали действовать Приказ
большого дворца и Канцелярия дворцовых дел. Такой подход к делу нарушал единство
коллежской системы.
Преобразование системы государственных органов изменило характер государственной
службы и бюрократии. С упразднением Разрядного приказа в 1712 г. последний раз
были составлены списки думных чинов. В ходе создания новых управленческих
органов появились новые титулы: канцлер, действительный тайный и тайный
советники, советники, асессоры и др. Все должности (штатские и придворные) были
приравнены к офицерским рангам. Служба становилась профессиональной, а
чиновничество - привилегированным сословием.
4. Местное управление.
Губернские реформы
Местное управление в начале XVIII в.
осуществлялось на основе старой модели: воеводское управление и система
областных приказов. В процессе петровских преобразований в эту систему стали
вноситься изменения. В 1702 г. введён институт воеводских товарищей, выборных
от местного дворянства. В 1705 г. этот порядок стал обязательным и повсеместным,
что должно было усилить контроль за старой администрацией.
Преобразование местных органов управления началось в городах. В Москве
была создана Бурмистерская палата, которой подчинялись все выборные
органы местного управления (губы). В состав бурмистерских изб входили бурмистры
(выборные от купцов, слобод и сотни), во главе губ стояли президенты.
В 1702 г. отменён институт губных старост и их функции переданы воеводам,
управлявшим делами совместно с выборными дворянскими советами.
В 1708 г. введено новое территориальное деление государства: учреждались
восемь губерний, по которым были расписаны все уезды и города. В
1713-1714 гг. Число губерний возросло до одиннадцати.
Во главе губернии был поставлен губернатор или генерал-губернатор
(Петербургская и Азовская губернии), объединявшие в своих руках всю
административную, судебную и военную власть. Им подчинялись четыре помощника по
отраслям управления.
В ходе реформы (к 1715 г.) сложилась трёхзвенная система местного управления
и администрации: уезд - провинция - губерния. Провинцию возглавлял
обер-комендант, которому подчинялись коменданты уездов. Контролировать нижестоящие
административные звенья помогали ландратные комиссии, избранные из местного
дворянства.
Губернии образовались в следующем порядке: в 1708 г. - Московская, Петербургская,
Киевская, Смоленская, Архангельская, Казанская, Азовская, Сибирская; в 1713 г.
- Рижская; в 1714 г. - Новгородская; в 1717 г. - Астраханская.
В качестве основного административного, финансового и судебного органа в
губернии выступала канцелярия. С 1713 г. при губернаторе учреждены ландраты
(советники) из местных дворян. Однако в отличие от городского самоуправления
коллегиальный принцип управления в губерниях не прижился.
Во главе провинции стоял обер-комендант, во главе новой
административной единицы (возникла в 1715 г. в дополнение к трёхзвенной
системе) - «доли» - ландрат.
Вторая областная реформа проведена в 1719 г. Суть её заключалась в следующем:
одиннадцать губерний были разделены на сорок пять провинций. Во главе этих
единиц также поставлены губернаторы, вице-губернаторы, или воеводы.
Провинции делились на округа-дистрикты. Администрация провинций подчинялась
непосредственно коллегиям. Четыре коллегии (Камер, Штатс-контора юстиции,
Вотчинная) на местах располагали собственным разветвлённым аппаратом из
камериров, комендантов, казначеев. Важную роль играли такие местные конторы,
как камерских дел (раскладка и сбор податей) и рентерейн-казначейства (приём и
расходование денежных сумм по указам воеводы и камериров).
В 1719 г. воеводам поручалось наблюдение «за хранением государственного
интереса», принятие мер государственной безопасности, укрепление Церкви, оборона
территории, надзор за местной администрацией, торгами, ремёслами и за соблюдением
царских указов.
В 1699 г. посадское население было изъято из ведомства воевод и приказов
и передано в ведение Бурмистерской палаты (с 1700 г. - Ратуши). В городах
создавались подчинённые Московской Ратуше выборные бурмистерские (земские)
избы.
К Ратуше отошли финансовые функции некоторых приказов, и она оставалась
центральной государственной кассой вплоть до губернской реформы 1707-1710 гг.,
когда финансовые функции и бурмистерские избы были переданы в ведение губернаторов.
Страницы: 1, 2
|