МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Реформы 1905-1912 гг.

    Витте опубликовал свою антиобщинную платформу (декабрь 1904 "Записка по крестьянскому  делу"). Рост эффективности сельскохозяйственного производства при низких ценах на его продукцию был важной составной частью  виттевской программы индустриализации. Он видел в этом средство и для высвобождения в деревне рабочих рук, которые использовались бы в промышленности, для удешевления труда промышленного пролетариата. Тут-то главным тормозом и оказывалась община, приверженцем которой он был в молодости. Витте стал видеть в общине причину крестьянского оскудения и предмет крайнего  поклонения как крайних консерваторов, интриговавших  против  него у царя, так и социалистов, учения которых были враждебны всему тому, что он отстаивал. Он  требовал сделать из крестьянина "персону" путем уравнения крестьян в правах с другими сословиями. Речь шла при этом обо всех правах, в том числе и имущественных, иными словами - о выходе из общины с выделом земли. В общине Витте видел не только препятствие к развитию сельскохозяйственного производства, но и одну из форм революционной угрозы, поскольку она воспитывала пренебрежение к праву собственности. Он  утверждал  в  мемуарах, что видел суть крестьянского вопроса именно в замене общинной собственности на землю индивидуальной, а не в недостатке земли, а стало быть и не в том, чтобы  провести  принудительное отчуждение помещичьих владений.

    Однако, все  это, по крайней мере по отношению ко времени пребывания Витте в министерстве финансов, было до некоторой

    степени запоздалым остроумием. Кроме отмены в 1903 году круговой поруки за внесение прямых налогов, Витте мало что сделал на министерском посту против общины. Но  в  Совещании о нуждах сельскохозяйственной промышленности под председательством Витте общине был нанесен сильный удар, впрочем, чисто теоретический. Витте считал, что если бы Совещанию дали окончить работу, то многое, что  потом  произошло, было бы устранено. Крестьянство, вероятно, не было бы  так взбаламучено революцией, как оно оказалось.

    Меж тем приближался январь 1905, и уже шла русско-японская война. Поражения в Маньчжурии снова продемонстрировали слабость власти. Либералы сочли,  что  за  проигранную войну царизм вынужден будет, как и в 1861 году, заплатить реформами. Чтобы добиться этих реформ, и в первую очередь конституции, они не только усилили пропаганду в земских и интеллигентских кругах, но и решились на попытку скоординировать действия с революционерами.

    События "Кровавого воскресенья" произвели коренной переворот в мышлении рабочих масс, на которые до этого времени весьма слабо действовала направленная на них пропаганда. Генерал Трепов и те, кто позволил ему совершить этот безумный акт, разорвали те духовные узы, которые связывали царя и простых рабочих.

    17 января 1905 года Николай II, обращавшийся за советом к Витте и другим министрам, приказал ему составить из них совещание по "мерам, необходимым для успокоения страны", и о возможных реформах, сверх предусмотренных указом от 12 декабря 1904 года.


    18 февраля  1905 года - весьма  знаменательный день. Были

    одновременно опубликованы три в высшей степени важных документа :


    ·       Манифест Николая II, обращенный с призывом ко всем "истинно русским людям" объединиться вокруг трона и дать отпор тем, кто хочет подорвать древние основы самодержавия;


    ·       Рескрипт новому министру внутренних дел А.Г.Булыгину разработать "совещательный" статус  Думы; 


    ·       Указ сенату,  предписывающий принимать к рассмотрению прошения, врученные  или направленные  ему из различных слоев населения.


    Манифест вдохнул жизнь в крайне правое движение, которое долгое время  влачило жалкое  существование и которое спустя 8 месяцев оформилось в виде "Союза русского народа".

    21 марта Совет министров,  собравшись под предводительством Сольского,  не  без строгости осудил указ от 18 февраля 1905. Царя как бы обвинили в либерализме. Активное участие Витте в том заседании не осталось без последствий - царь закрыл возглавлявшееся Витте сельскохозяйственное совещание и совещание министров ( по "объединенному" правительству).

    Витте снова оказался не у дел, но пробыл в тени недолго. В это время приближалась развязка русско-японской войны. После Цусимы поиски пути прекращения войны с Японией снова вывели полуопального сановника на передний план (май 1905). 24 мая 1905 года на совещании при Совете министров Витте заявил, что "дипломатическая партия проиграна", и неизвестно, какой мирный договор удастся заключит министру иностранных дел. А через месяц (хотя это решение далось царю нелегко) вести переговоры о мире было поручено Витте.

    Недюжинная одаренность, государственная опытность, широта взглядов и умение ориентироваться в чуждых российскому бюрократу американских политических правах помогли Витте в переговорах о мире с Японией. Соглашение с Японией, которого Витте добился для России не носило унизительного характера и не предусматривало никаких крупных уступок. 15 сентября 1905 года Витте вернулся в Петербург. Он получил за Портсмутский договор графский титул.


    Именно  осенью  1905 года (в октябре) впервые обсуждалась на совещании Витте с "общественными деятелями" кандидатура Столыпина на пост  министра внутренних дел. С этого периода они находились на политической арене одновременно.

    Став председателем Совета Министров, Витте не потерял интереса к переустройству крестьянского землевладения, хотя центральным становился теперь вопрос о принудительном отчуждении в пользу крестьян части казенных и помещичьих земель. Временами, в моменты подъема крестьянского движения, даже в самых консервативных помещичьих кругах готовы были пойти и на это; 3 ноября царским манифестом были отменены выкупные платежи. Однако, как только карательная политика приносила успех, аграрное реформаторство встречало сопротивление.

    В начале 1906 г. царь пишет: "Частная собственность должна оставаться неприкосновенной". Как меру, обещавшую смягчить крестьянский натиск на землевладение помещиков, Николай II одобрил необходимость признать надельные земли собственностью владельцев и установить порядок выхода крестьян из общины этот вопрос был включен в программу занятий Думы, разработанную виттевским кабинетом.


    После аграрных бунтов 1905-1906 гг. для всех стала очевидной необходимость ликвидации принудительных общин. Предполагалось, что после этого возникнут общины со свободной системой землепользования, некоторые из них станут, по желанию самих крестьян, частными, некоторые - кооперативными хозяйствами. Законопроект I Думы о земельной реформе, который предусматривал разрешить эту проблему путем выкупа земли у частных собственников и передачи ее крестьянам, позволил бы крестьянам самим определить будущее общинного  землевладения. Это был разумный и демократичный путь решения древнейшей и наиболее существенной социально-политической проблемы России.

    В случае принятия законопроекта в деревне немедленно начался бы процесс социального расслоения, и нет сомнений [4], что из недр крестьянских масс возникло бы "буржуазное" меньшинство, что позволило бы осуществить внедрение фермерской системы по французскому или немецкому образцу.

    Помещики в провинции приняли в штыки идею отчуждения их земель в любом варианте. К Николаю пошли записки, в которых требовали заменить Витте "лицом более твердых государственных принципов". А Николаю и навязанная ему конституция, и принудительное отчуждение, и Витте лично были поперек горла.

    Правительство Витте, кроме подготовки к созыву Думы, занималось введением исключительного положения в отдельных местностях, расширением  правительственной пропаганды как "средства успокоения населения и утверждения в нем правильных политических понятий", применением военно-полевых судов, смертной казни, репрессий против государственных служащих за участие в революционном движении. Порой Совету министров приходилось отмечать и даже пресекать карательные излишества, выражать неодобрение черносотенным выступлениям, приравненных по наказуемости к революционным, вырабатывать меры по предотвращению погромов. Действия против революции Витте делил на карательные -"так сказать, меры отрицательного свойства", дающие "только наружное временное успокоение" и меры "ограничительного характера" -уступки тем или иным социальным группам для их умиротворения.

    В полугодичной деятельности Кабинета большое место отводилось преобразованиям, связанным с осуществлением провозглашенных 17 октября свобод законам об обществах и союзах, о собраниях, о печати. Элементы правового порядка Витте хотел использовать для развития нового строя, противоречивый характер которого современники выражали парадоксальной формулой: "конституционная империя с самодержавным царем".

    Витте и сам в случае тактической необходимости готов был следовать этой формуле, выступать сторонником неограниченной царской власти.

    В середине апреля были опубликованы результаты выборов в Думу, а в конце апреля 1906 г. перед открытием Думы Витте вышел в отставку. Он считал [1], что обеспечил политическую устойчивость режима, исполнив две свои главные задачи: возвращение войск с Дальнего Востока в Европейскую Россию и получение большого займа в Европе.

    В это время вторично встал вопрос о Столыпине, как министре внутренних  дел. Столыпину сразу повезло на его новом посту. Когда разгорелся конфликт между правительством и первой Думой, Столыпин сумел выгодно отличиться на фоне других министров, которые не любили ходить в Думу. Они привыкли к чинным заседаниям в Государственном совете и Сенате, где сияли золотом мундиры и ордена. В Думе же было иначе: там хаотически смешивались сюртуки и пиджаки, рабочие косоворотки и крестьянские рубахи, полукафтаны и священнические рясы, в зале было шумно, с мест раздавались выкрики, а когда на трибуне появлялись члены правительства, начинался невообразимый шум: это называлось новомодным словом "обструкция". С точки зрения министров, Дума представляла собой  безобразное  зрелище.  Из  всех  министров достаточно уверенно в Думе вел себя только Столыпин, за два года пребывания в Саратовской губ. познавший, что такое стихия вышедшего из повиновения многотысячного крестьянского схода. Выступая в Думе, Столыпин говорил твердо и корректно, хладнокровно отвечал на выпады. Это не всегда нравилось Думе, зато нравилось царю.

    Столыпин заводил негласные контакты с лидерами кадетов, ведя интенсивные переговоры с правым дворянством, всеми путями добиваясь своих целей.

    На съезде уполномоченных дворянских обществ немало резких слов было сказано в адрес крестьянской общины. Нападки на общину в какой-то мере были тактическим приемом правого дворянства: отрицая крестьянское малоземелье, оно стремилось свалить все беды на общину. Вместе с тем эти нападки объяснялись и тем, что в период революции община сильно досадила помещикам: крестьяне шли громить помещичьи усадьбы "всем миром", имея в общине готовую организацию для борьбы.

    При голосовании правительственной программы по пунктам вопрос о хуторах и отрубах не вызвал больших прений, ибо они мало интересовали дворян. Главные их заботы сводились к тому, чтобы закрыть вопрос о крестьянском малоземелье и избавиться от общины. Правительство предложило раздробить ее при помощи хуторов и отрубов, и дворянство охотно согласилось.

    Во время частных переговоров со Столыпиным Совет объединенного дворянства  обещал поддержку правительству на следующих условиях: роспуск Думы, введение "скорорешительных судов", прекращение переговоров с буржуазно-либеральными деятелями о вхождении их в правительство,  изменение избирательного закона. Столыпин считал, что поддержка помещиков ему обеспечена, поскольку удалось сговориться насчет общины. Переговоры же с "общественными деятелями" имели еще несколько раундов, но ни к чему не привели.

    I Дума  была распущена 8 июля 1906 г., соглашение постепенно исполнялось. Налицо была консолидация контрреволюционных сил, чему немало содействовал министр внутренних дел. Это было замечено в верхах, где Трепов продолжал свои комбинации. Роспуск Думы стал вызовом общественному мнению. Теперь царский двор решил, чтобы "потрафить" либералам, заменить непопулярного Горемыкина не столь одиозной фигурой. Председателем Совета министров стал Столыпин, сохранивший за собой и портфель министра внутренних дел.

    Приход на пост председателя Совета министров П.А.Столыпина вызвал у Витте на первых порах одобрение и надежды на успех переговоров о вхождении либеральной оппозиции в кабинет. По деятельности Столыпина, Витте был о нем хорошего мнения.

    Руководители Совета объединенного дворянства видели в Столыпине человека, способного спасти от уничтожения систему землевладения. Октябристы и другие умеренные сторонники конституции, напуганные революционными крайностями, ухватились за Столыпина, как утопающий хватается за соломинку. Они приветствовали его программу, видя в ней стремление укрепить связи правительства с представителями умеренно-либеральных и умеренно-консервативных кругов, что, в свою очередь, способствовало бы укреплению конституционной монархии и окончательной ликвидации революционного движения. Столыпин казался им русским Тьером. Тьер, однако, в своих планах исходил из существования во Франции сильного крестьянского сословия с хорошо развитым инстинктом собственности. Такого крестьянства в России еще не существовало, и для его создания потребовались бы многие столетия.


    3. СТОЛЫПИНСКАЯ АГРАРНАЯ РЕФОРМА


    В намерения Столыпина не входило ни восстановление абсолютизма, ни уничтожение народного представительства - он стремился лишь к установлению в России консервативной, но строго конституционной монархии. Его мечтой была могучая, централизованная империя, экономически здоровая и культурно развитая. "Вы хотите великих перемен,- сказал Столыпин, обращаясь к левому, наполовину социалистическому большинству II Думы,- а я хочу великую Россию."

    Именно эта утопическая мечта бросила страну в океан новых потрясений, ибо фатальная ошибка Столыпина заключалась в его непонимании  реального  положения  России, когда высшее сословие, которое еще не сформировалось, как единая сила, не могло стать посредником в отношениях между правящим меньшинством и трудящимися массами.

    Правда, быстрое развитие городов и промышленности вело к тому, что городское "третье сословие" начинало играть определенную роль в социальной и экономической жизни страны. В деревне же такой социальной страты не было. Выборы в I Думу показали, что крестьяне не способны были играть роль социально консервативного класса.

    В то же время частная собственность дворян на землю практически изжила себя. Эта система стала настолько экономически неэффективной, что ее доля в общем производстве не составляла и 10%. Хотели они того или  нет, но и правительство и консерваторы были вынуждены в конце концов принять факт естественного упадка землевладельческого дворянства.

    После роспуска I Думы решение земельной проблемы перешло в руки Столыпина. Столыпин имел твердые взгляды относительно общины, хуторов, отрубов и путей их насаждения, что составило стержень его аграрной программы. Кроме того, он был сторонником серьезных мер по распространению начального образования. Оказавшись во главе правительства, он затребовал из всех ведомств те первоочередные проекты, которые давно были разработаны, но лежали без движения. В итоге Столыпину удалось составить целостную программу умеренных преобразований. 24 августа 1906 г. Правительство опубликовало  декларацию,  в которой пыталось оправдать свою политику массовых репрессий и возвещало о намерении провести важные социально-политические реформы. Подробнее преобразовательная программа была изложена Столыпиным во II Думе 6 марта 1907 года.

    Некоторые мероприятия правительство начало проводить в спешном порядке, не дожидаясь созыва Думы. 27 августа 1906г был принят указ о передаче Крестьянскому банку для продажи крестьянам части государственных земель. 5 октября последовал указ об отмене некоторых ограничений крестьян в правах, чем были окончательно отменены подушная подать и круговая порука, сняты некоторые ограничения свободы передвижения крестьян и избрания ими места жительства, отменен закон против семейных разделов, сделана попытка уменьшить произвол земских начальников, расширены права крестьян  на  земских  выборах. Указ  17  октября  1906  г. конкретизировал  принятый в 1905 г. по инициативе Витте указ о  свободе  вероисповедания,  определив  права и обязанности старообрядческих    и   сектантских   общин.   Представители официальной  церкви  никогда не простили Столыпину того, что

    старообрядцы   получили   такой   устав   в   то  время  как соответствующее положение о православном приходе застряло в канцеляриях.  9  ноября 1906 г. был издан указ "О дополнении некоторых   постановлений  действующего закона,  касающихся крестьянского     землевладения     и землепользования". Переработанный  в III Думе, он стал действовать как закон от 14 июня 1910 года. 29 мая 1911 г. был принят закон "О землеустройстве".

    Последние   три  акта  составили  юридическую  основу мероприятий, вошедших  в историю как "столыпинская аграрная реформа".

    Экономическая целесообразность этой реформы, названной столыпинской,  хотя ее проект был разработан еще до него, не вызывает  сомнений [5]. Реформа довершала то, что нужно было сделать еще в 1861 году. В реформе были заложены идеи Валуева, Барятинского, Бунге и др.(это еще XIX в.). В начале XX в Витте считал, что выход из общины может быть только добровольным,  поэтому  результат  еще будет виден очень и очень нескоро. Еще весной 1905 г. Кривошеин А.В. (министр земледелия в  правительстве  Столыпина)  предупреждал, что очень нужный переход к хуторам и отрубам - "задача нескольких поколений". Но между всеми прежними заявлениями и указом 9 ноября лежали события  1905-1906 гг. Расселить крестьян хуторами и мелкими поселками  требовалось  не только по экономическим, но и по политическим   причинам.   "Дикая, полуголодная  деревня,  не привыкшая  уважать  ни  свою,  ни  чужую собственность,  не боящаяся,    действуя   миром,   никакой ответственности,- подчеркивал   Столыпин,-  всегда  будет  представлять собой горючий  материал,  готовый  вспыхнуть по каждому поводу". И царизм, ощутив сполна эту угрозу, стал крушить общину.

    Экономическая реформа была целесообразна, больше того, необходима. В случае удачи она сулила тем, кто к ней приспособился, более интенсивные формы хозяйствования, более  высокие  урожаи,  более высокий  уровень  жизни. Она сулила   прочный   внутренний   рынок   для промышленности, увеличение  хлебного  экспорта  и  за  его  счет - погашение огромного внешнего долга. Но все это - в случае удачи.

    Между тем реформа уже задумана была неудачно. Столыпин торопился,   подгонял   экономические  процессы  полицейским вмешательством. А вражда и насилие - плохие союзники в делах экономики.

    В   руках   Столыпина,   а  точнее  в  руках  "Совета объединенного дворянства",   который   поддерживал   его, земельная  реформа, хотя и имела здоровую основу, но по сути дела превращалась в орудие дальнейшего классового угнетения. Вместо   того   чтобы   содействовать развитию  свободного фермерства,   за   что   ратовал   Витте,   положить конец принудительному   характеру   общинной  системы  и  законам, ущемляющим  гражданские  права  крестьян, столыпинский закон насильственно  ликвидировал общину в интересах крестьянского "буржуазного" меньшинства.

    По традиции, демократический путь   аграрного   развития   условно называется американским, консервативный - прусским.

    Столыпинская  аграрная  реформа находилась на прусском варианте. Она  и  была  задумана  во  спасение  помещиков. Столыпин  сделал разрушение  общины  первоочередной задачей своей   реформы. Предполагалось,   что   первый   этап   - чересполосное  укрепление наделов отдельными домохозяевами - нарушит  единство  крестьянского  мира. Крестьяне,  имевшие земельные  излишки  против  нормы,  должны  были поспешить с укреплением  своих  наделов.  Столыпин  говорил,  что  таким способом  он  хочет  "вбить  клин"  в  общину.  После  этого предполагалось приступить  ко  второму  этапу  -  разбивка деревенского   надела   на отруба  или  хутора.  Последние считались   наиболее   удобной   формой землевладения,  ибо крестьянам,  рассредоточенным  по  хуторам  трудно было бы поднимать мятежи.

    Что  же  должно было появиться на месте общины - узкий слой сельских  капиталистов  или широкие массы процветающих фермеров.  Не предполагалось ни того, ни другого. Первого не хотело  само правительство.  Сосредоточение  земли  в руках кулаков должно было разорить массу крестьян. Не имея средств пропитания,  они хлынули бы в город. Промышленность, до 1910 г.  пребывавшая  в  депрессии,  не  смогла бы  справиться с наплывом  рабочей  силы  в  таких масштабах, а наличие массы бездомных   и   безработных   грозило   новыми   социальными потрясениями.    Поэтому   правительство   дополнило   указ, воспретив скупать в пределах одного уезда более шести высших душевых  наделов, определенных  по  реформе  1861  года. По разным  губерниям  этот предел колебался в размерах от 12 до 18  десятин.  Установленный  для  "крепких хозяев"  потолок оказался низким. Что касается превращения нищего российского крестьянства   в   "процветающее   фермерство",   то   такая возможность  исключалась  вследствие  сохранения  помещичьих латифундий.  Переселение  в  Сибирь  и  продажа земель через Крестьянский  банк  тоже  не  решали  проблему крестьянского малоземелья.  Результатом такой реформы могло стать полное и окончательное   утверждение   в   России  помещичье-кулацкого ("прусского") типа капитализма и пауперизация боль шей части сельского населения.  Капитализму  потребовались  бы многие десятилетия  для переработки  всей  этой  пауперизированной социальной   среды,   крайне слабой  в  производственном  и культурном отношении, пораженной аграрным перенаселением.

    В реальной жизни из общины выходила в основном беднота, а также некоторые горожане, вспомнившие, что в недавно покинутой  деревне  у них  есть  надел,  который  можно  теперь продать.  В  1914  г. было продано 60% площадей чересполосно укрепленных  в  том  году  земель. Покупателем земли иногда оказывалось  крестьянское общество, и тогда они возвращались в  мирской  котел. Чаще покупали землю зажиточные крестьяне, которые сами не всегда спешили с выходом из общины. Покупали и  другие  общинники.  В  руках  одного  и  того  же хозяина оказывались   земли   и  укрепленные,  и  общественные,  что запутывало  поземельные  отношения.  Поскольку  столыпинская реформа  в  целом не разрешила аграрного вопроса и земельное утеснение возрастало, неизбежной была новая волна переделов, которая должна была смести многое из столыпинского наследия. И  действительно, земельные переделы, в разгар реформы почти прекратившиеся, с 1912 г. возобновились.

    На  хутора  и  отруба  тоже  далеко не всегда выходили "крепкие мужики".  Землеустроительные комиссии предпочитали не  возиться  с отдельными  домохозяевами,  а  разбивать на хутора  или  отруба  все селение. Чтобы добиться от крестьян согласия на разбивку, власти прибегали к бесцеремонным мерам давления. Крестьянин же сопротивлялся не по "темноте своей", как   считали   власти,   а   исходя  из  здравых житейских соображений.   Крестьянское  земледелие  очень  зависело  от капризов  погоды.  Имея  полосы  в разных местах, крестьянин обеспечивал себе ежегодный средний урожай: в засушливый год выручали  полосы  в  низинах,  в  дождливый  -  на взгорках. Получив  весь надел в одном отрубе, крестьянин оказывался во власти стихии. Хутора и отруба вообще не обеспечивали подъема агрикультуры,  преимущество  их перед чересполосной системой хозяйства  не  доказано. Между тем хутора и отруба считались тогда единственным, причем универсальным средством повышения крестьянской   агрикультуры.   А   альтернативные  средства, выдвинутые  самой  жизнью,  подавлялись. Реформа затормозила начавшийся  с  конца  XIX  в.  переход сельского общества от устарелой трехпольной  системы к многопольным севооборотам. Задерживался  и  переход  на  "широкие  полосы",  при помощи которых крестьяне боролись с чрезмерной "узкополосицей".

    В большинстве своем крестьяне заняли неблагожелательную и  даже враждебную позицию в отношении столыпинской реформы, руководствуясь  двумя  соображениями. Во-первых, и это самое главное, крестьяне не хотели идти против общины, а столыпинская   идея  о "поддержке  сильных"  противоречила  взгляду крестьянина   на   жизнь. Он не   желал  превращаться  в полусобственника  земли  за  счет  своих соседей. Во-вторых, более  свободная  политическая  атмосфера,  возникшая после манифеста  17  октября,  открывала перед крестьянством новые возможности  экономического развития с помощью кооперативной системы, что более соответствовало интересам крестьянства.

    Сельскохозяйственная абстрактность замысла столыпинской аграрной реформы в значительной мере объяснялась ,кроме других причин, тем, что ее разрабатывали люди, недостаточно хорошо знавшие деревню.

    Несмотря на старания правительства, хутора приживались только в некоторых западных губерниях, включая Псковскую. Отруба,  как оказалось,  более подошли для губерний северного причерноморья, Северного Кавказа и степного Заволжья. Отсутствие сильных общинных традиций там сочеталось с высшим уровнем    развития    аграрного капитализма,   исключительным плодородием  почвы,  ее однородностью на больших просторах и низким  уровнем  агрикультуры.  В  этих  условиях переход на отруба прошел безболезненно и быстро принес производственную пользу.

    Столыпин очень гордился своей ролью земельного реформатора. Он даже пригласил зарубежных специалистов по аграрному вопросу,  чтобы они  изучили  работу,  проделанную им и его правительством  в  деревне.  За 5  лет,  с 1907 по 1911г.г. система     крестьянского     землепользования претерпела значительные   изменения.   Немецкий  эксперт  по  аграрному вопросу  профессор  Ауфхаген  позже  писал: "Своей земельной реформой Столыпин разжег в деревне пламя гражданской войны."

    К  1  января  1916  года  из  общины  в  чересполосное укрепление вышло 2 млн. домохозяев. Им принадлежало 14.1 млн дес.  земли.  469 тыс. домохозяев получили удостоверительные акты  на  2.8  млн.  дес.,  1.3  млн. домохозяев  перешли к хуторскому  и  отрубному владению ( 12.7 млн. десятин). Эти цифры   нельзя   механически   складывать,   т.к.  некоторые домохозяева,  укрепив  наделы,  выходили  потом  на хутора и отруба,   а другие  шли  на  хутора  и  отруба  сразу,  без промежуточной  стадии.  По подсчетам историка В.С.Дякина,  всего  из общины вышло около 3 млн. домохозяев, что  составляет  примерно  1/3 от общей их численности в тех губерниях,   где   проводилась   реформа.  Но  некоторые из выделенцев фактически давно уже не были домохозяевами, т.к. постоянно  жили  в городе, а укрепили свой заброшенный надел только  для  того,  чтобы  его продать. Другие домохозяева (около 16%), продав укрепленный надел, переселились в Сибирь.

    Из  общественного  оборота  было  изъято  22%  земель. Значительная их часть пошла в продажу. Иногда землю покупало сельское общество,  и  она  возвращалась  в  мирской котел. Бывало,   что "мироеды" скупали  чересполосные  наделы  и отдавали  их  в аренду крестьянам-общинникам. Но последние и сами  покупали землю. Владея общинным наделом они, случалось , имели и несколько "укрепленных" полос. Все запутывалось и все  получалось  совсем  не так, как задумало правительство. Главное  же,  властям  не  удалось  ни  разрушить общину, ни создать    устойчивый    и    достаточно    массовый    слой крестьян-собственников.  Так  что  можно  говорить  об общей неудаче столыпинской аграрной реформы.

    Одним  из вспомогательных средств реформы, ее частью , было переселение.  Оно  заслуживает  положительной  оценки несмотря  на  все огрехи и недочеты. Переселялась в основном  беднота.  Всего за 1906-1916 гг. за Урал перебралось более 3 млн.  человек,  более полумиллиона вернулось  назад.  Но , несмотря  на всю масштабность переселенческого движения, оно не перекрывало естественный прирост крестьянского населения. Земельное  утеснение  в  деревне возрастало, аграрный вопрос продолжал обостряться.

    В качестве аргумента в пользу реформы иногда приводится тот факт, что по сравнению с последним пятилетием XIX века в 1909-1913  гг.  вывоз  хлеба  количественно  увеличился в 1.5 раза,   а   по  стоимости  -  в  2  раза.  В  1913г.  Россия экспортировала 647.6 млн. пудов.


    После  окончания  революции и до начала первой мировой войны положение  в  русской  деревне  заметно  улучшилось. Причинами этому послужили:


    ·       полная отмена с 1907 года выкупных платежей;

    ·       рост мировых цен на зерно - от этого кое-что перепадало и простым крестьянам;

    ·       постепенное сокращение помещичьего землевладения вело к уменьшению кабальных форм эксплуатации;

    ·       - отсутствие в этот период сильных неурожаев (за исключением 1911 года), и даже особенно хорошие урожаи в 1912-1913 годах.


    Что касается аграрной реформы, то это была настолько широкомасштабная реформа, потребовавшая столь значительной  земельной  перетряски,  что  ее  положительные результаты никак не могли сказаться в первые же годы.

    На  душу  населения  России  в  те  годы производилось столько  же  хлеба,  как в Швеции, Франции, Германии. Но эти страны  ввозили хлеб, а России ежегодно экспортировала около 20%  валового  сбора зерна. Продолжалась политика "недоедим, но вывезем", начало которой было положено в 1887-1892 годах.



    З А К Л Ю Ч Е Н И Е



    Столыпин не хотел наступления той реакции, которая сейчас связывается с его именем. Он сделал все, что мог для подавления революции.  Но после ее окончания он рассчитывал на длительный  период эволюционного развития. [4] Его афоризм : "Дайте государству 20 лет покоя внутреннего и внешнего, и вы не узнаете нынешней России". Под руководством Столыпина была составлена    программа    реформ, включавшая    в   себя переустройство  местного  самоуправления  и  суда, введение социального страхования для рабочих, распространение земских учреждений   на   окраины  страны,  вероисповедные  реформы, переход   к всеобщему   начальному  образованию.  В  своей совокупности  они  имели бы  большее значение, чем аграрная реформа.

    Осуществилось из этих реформ немногое : страхование от несчастных случаев, реформа местного суда, кроме того, ввели земство  в некоторых регионах. Все остальные реформы еще при жизни  Столыпина застряли в Государственном совете - верхней палате  российского  парламента, а после его смерти они были провалены.

    Сразу  же  после  окончания  революции 1905-1907 годов события приняли совсем не тот оборот, на который рассчитывал Столыпин. Революция разоблачила царский строй, оттолкнула от него  почти  все классы.  И  только класс помещиков в своем огромном  большинстве оставался на стороне правящего режима, только  на  него  этот  режим  мог с уверенностью опереться.

    Соответственно   возросла   зависимость  правительства  от настроений  помещиков.  А  последние  быстро  опомнились  от страха и решили, что жизнь вошла в прежнюю колею и ничего не нужно  в  ней менять.  Именно  помещики  развернули  шумную кампанию  против местных  реформ, увидев в них покушение на свои  вековые  привилегии. Бюрократы старого закала тоже не были   довольны   столыпинскими нововведениями.  С  другой стороны,  в  придворных  верхах  укрепились реставраторские настроения,  разрабатывались  разные  проекты, имевшие целью ликвидацию  Думы,  а  Столыпин  считал,  что  они  обернутся "злостной  провокацией и началом новой революции". Клерикалы были недовольны  столыпинской  политикой веротерпимости и с подозрением относились   к   проекту   введения  всеобщего начального  образования, ибо в нем упор делался на развитие светской  школы.  Наконец,  и  сам  царь начинал тяготиться Столыпиным,  считая,  что  он  узурпирует его власть. Против Столыпина создалась мощная коалиция. Это классический пример того, как официальное правительство захлестывает реакционная волна.

    Как  пишет  Солженицын  [6],  правым  кругам и внешним сферам Столыпин  был нужен для борьбы с революцией, а когда революция отошла,   "политика   Столыпина  стала  им  всем нетерпима    и невозможна".    С   1908   года   началась систематическая   травля Столыпина   правыми  сначала  при попустительстве, а потом и с разрешения Николая.

    Столыпин  в  последний  год  своей  жизни  работал над проектом обширных  государственных преобразований. Но после его  смерти  все бумаги,  связанные  с проектом, исчезли.









    СПИСОК   ЛИТЕРАТУРЫ



    1. Ананьин Б.В., Ганелин Р.Ш. Сергей Юльевич Витте; Вопросы истории N8,1990


    2. Зырянов П.Н.. Петр Аркадьевич Столыпин; Вопросы истории N6,1990


    3. Зырянов П.Н. Столыпин и судьбы крестьянства; Диалог N12,1990


    4. Керенский А.Ф. Россия на историческом повороте; Вопросы истории N6 - N8,1990


    5.   Дякин В.С. Когда мы проскочили поворот ?; Знание - сила N2,1991


    6. Дякин В.С. Был ли шанс у Столыпина ? Звезда N12,1990



    Страницы: 1, 2


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.