Проблемы Церкви и религиозного сознания в России во второй половине ХIХ - начале ХХ веков
Разногласия, которые обнаружились в Предсоборном присутствии,
заставляли правительство пересмотреть свое отношение к вопросу о соборе.
Присутствие разработало рекомендации (12 пунктов) по обособлению церкви
от государственных учреждений и определении ее прерогатив в отношении с
государством. Предполагалось, что для связи церковных органов с верховной
властью император назначит прокурора ( не обер-прокурора ), не участвующего в
заседаниях церковных учреждений и ограничивающегося сверкой решений церковных
органов с существующими законами. В случае несоответствия он давал бы знать об
этом как императору, так и Синоду. В качестве посредника между Церковью и
государством прокурор участвует в заседаниях высших правительственных органов,
но не является по должности членом кабинета министров, и, таким образом, смена
министров не ведет автоматически к смене прокуроров. В последнем двенадцатом
пункте Присутствие по-новому определило функции главы государства по отношению
к Церкви: «Император, как православный Государь является верховным покровителем
Православной Церкви и охранителем ее благопорядка».1 Но на все это
последовала холодная и обезнадеживающая резолюция царя от 25 апреля 1907 года:
собор пока не созывать. Не оправдалась и надежда на то, что царь разрешит собор
хотя бы в юбилейном 1913 году.
Последним напоминанием царю о непримирённости церкви с ее
неканоническим состоянием было прошение всего думского духовенства в составе 46
депутатов, поданное Николаю II в 1916 году. В прошении
говорилось о необходимости восстановить соборность управления Церковью с тем,
чтобы государство отказалось от своего взгляда на православное духовенство как
на инструмент внутренней политики правительства.
По тем или иным причинам царь оставался глух к голосу церкви.
____________________________________________________________
1. Поспеловский Д.В. Православная Церковь в
истории Руси, России и СССР. – М. Библейско-богословский институт святого
апостола Андрея, 1996. - с. 212
Итак, реформы 1905 – 1906 годов, преобразовав мирские сферы, как будто
обошли Церковь стороной. Формально - действительно, после 1906 года Церковь
оставалась в ведении того же обер-прокурора и той же синодальной бюрократии,
оставаясь несвободной. Но все же весь новый дух времени, новые течения внутри
церкви, размежевание духовенства, участие духовенства в Думе – все это не могло
не повлиять на дух и быт в церкви думского периода.
Церковь осваивала новые сферы деятельности и появились популярно-дискуссионные
журналы и сборники на религиозные, религиозно-общественные и
религиозно-философские темы; создавались братства при приходах, особенно в
рабочих районах городов, занимавшиеся благотворительностью, нравственно-
религиозным просвещением и т.д.; религиозно-философские
кружки и общества. Возрождалось церковное проповедничество, которое
продолжалось и после революции 1917 года и подавлено было только террором 30-х
годов.
К служению церкви приобщалось все больше представителей светской
интеллигенции и дворянства. Наиболее нашумевшей проблемной публикацией
православных неофитов из интеллигенции дореволюционного десятилетия, конечно
были «Вехи» с их осуждением внеисторичности и беспочвенности интеллигентского
нигилизма и атеизма, с их пророчеством кровавой развязки на том пути, куда
радикальная интеллигенция толкает русский народ.
Но все же остался вопрос: если в церкви было такое единодушное
недовольство синодальной системой, то почему в бурные 1905–1906
года, когда мирское общество добилось стольких свобод, единственно церкви не
удалось отвоевать для себя почти ничего?
Во-первых, мирское общество в целом оставалось далеким от церкви и ее интересов,
привыкнув смотреть на нее как на кокой-то отросток государственности,
«православное ведомство». Более того, будучи в массе атеистической, толкая
народ к революции, интеллигенция не хотела видеть Церковь сильной, независимой
и духовно авторитетной в глазах народа, ибо тогда вера стала бы серьезным
нравственным барьером ан пути к революции. Как это не парадоксально,
синодально- бюрократическая система устраивала и правительство и радикальную
левую интеллигенцию.
Во-вторых, церкви, выращенной на традиции «симфонии» между Церковью и
государством, недоступны были те методы борьбы, к которым прибегало мирское
общество: резкие нападки и пропаганда против правительства, ультиматумы,
забастовки, не говоря уже о терроре.
В-третьих, «благочестивые» государи привыкли смотреть на Церковь как на свое
хозяйство, и они знали, что к крайним методам борьбы Церковь не прибегнет,
значит, опасаться нечего. Церковные реформы можно отложить до более подходящего
времени.
С этим отношением к церкви была связана и еще одна иллюзия: что простой
народ весь послушен церкви, а следовательно, через нее – государю. Но ситуация,
сложившаяся к концу ХХ века, позволяет сомневаться в этом. «Русский простолюдин
– православный – отбывает свою веру, как церковную повинность, наложенную на
него для спасения чьей-то души, только не его собственной, которую спасать он
не научился, да и не желает. «Как ни молись, а все чертям достанется». Это все
его богословие»1 ( Ключевский ).
Как предупреждали «Вехи», семена
нигилистической пропаганды, распространявшейся радикальной интеллигенцией, в
частности через народные школы, уже давали свои плоды. По крайней мере с 1906
______________________________________________________________________
1. Шамаро А.А. Дело игуменьи
Митрофаньи. – Л.: Лениздат, 1990. - с. 88
года в Синод поступали докладные записки из
епархий о наблюдающемся массовом отходе рабочего люда от церкви, отвращаемого
революционерами и учителями земских школ. Падению авторитета Церкви
способствовала также деятельность Распутина и ряда его ставленников –
епископов.
Утомление народа войной, бесперспективной, непонятной и кровопролитной,
тоже никак не увеличивало симпатий к церкви. А по
мере роста недовольства войной в народе
возникали под влиянием революционной пропаганды настроения против церкви и
тенденция обвинять в войне духовенство.
Трагический парадокс заключался в том, что «в то время, когда поток
духовно пробудившейся интеллигенции, текущий в Церковь, рос, реки простого
народа «затемненного» нигилистическими собратьями той же интеллигенции, утекали
из церкви в поисках обещанного рая земного».1
Но царь и его окружение предпочитали жить, веря в непоколебимость
церкви и в народ как ее прочную опору, откладывая реформы до «всеобщего
успокоения».
Кризис традиционного русского православия не преодолели, а лишь загнали
вглубь.
______________________________________________________________________
1. Тюрин Ю.П. Копье и крест. –
М.: Патриот, 1992. - с. 192
Глава 2. Распутинщина.
"Он весь словно выдуманный, в легенде
жил, в легенде умер и в памяти легендой облечется.
Полуграмотный мужик, царский советник,
греховодник и молитвенник, оборотень с именем Божьим на устах."
(Н.А. Тэффи)
Имя Г.Е. Распутина – Новых ( 10.01. 1869 г. – 16.12.1916 г. )
давно стало нарицательным и прочно вошло в
историю России начала ХХ столетия.
О нем и о его влиянии на ход государственных дел, о зависимости от него
императрицы Александры Федоровны писали и пишут очень много. Тем не менее,
сказать, что тема эта исчерпана и изучена до конца, все-таки, думается, нельзя.
В данной дипломной работе сам Распутин как личность представляет
небольшой интерес. Другое дело – Распутин как символ эпохи, во многом
трагической и переломной. Трудно представить подобную Распутину фигуру при
дворе императоров Николая I, Александра II и Александра III. Даже в случае появления
подобного «старца», видимо, его компетенция ограничилась бы прежде всего
вопросами религиозными и никогда не перешла допустимой в нормальном обществе
границы. В России же Николая II роль, исполнявшаяся
сибирским странником, была ролью не столько «обыкновенного» провидца и
предсказателя, сколько, полномочного представителя «простого народа». В этом
стоит искать ключ к разгадке феномена Распутина. «Царь взыскал пророка
теократических вдохновений, - отмечал протоиерей Сергей Булгаков, - его ли
одного вина, что он встретил на свой зов, идущий из глубины, только лжепророка?
Разве здесь не повинен и весь народ, и вся историческая Церковь, с ее
первосвященниками во главе?»1 Таким образом, думается, феномен
Распутина – это, следствие той морально-психологической обстановки, которая
сложилась в российском обществе и в русской Церкви в начале нынешнего столетия.
Эта обстановка, характеризовавшаяся болезненным интересом части
образованного общества ( как «верхних», так и
«нижних» слоев ) к вопросам религиозным, а также апокалиптическими ожиданиями и
тревогами, закономерно усилила тягу ко всему необычному и сверхъестественному.
Современники, пережившие полосу «революционного безвременья», вспоминая о
влиянии Распутина в высшем обществе, говорили о неслучайности этого. Причину
же увлечения им очевидцы видели прежде всего «в общей той атмосфере»2;
в том, что в разный слоях общества наблюдался кризис, трагедия, «начиная от
оскудения силы в духовных кругах до распущенности в богатых».3
Больное время и прогнившая часть общества помогли ему подняться на головокружительную
высоту, чтобы потом низвергнуться в пропасть и в известном отношении увлечь за
собой и Россию.4
О жизни
Распутина до его появления в столице, до его всероссийской, и даже мировой
известности известно не так уж много.
____________________________________________________________
1. Булгаков С. На пиру богов. / Репринт. Воспроизведенное издание София 1921
год.- М.: Планета, 1991. - с. 45
2. Курлов П.Г. Гибель Императорской России.
// Григорий Распутин.: Сб.: В 4т. Т1 – М.: Терра, «Книжная лавка – РТР», 1997.
- с. 312
3. Там же. - с. 315
4. Шавельский Г. Воспоминания
последнего протопресвитера русской армии и флота. / / Григорий Распутин.: Сб.:
В 4т. Т1 – М.: Терра, «Книжная лавка – РТР», 1997. - с. 116
Имеющиеся сведения
неопределенны, противоречивы, как это обычно бывает с теми, кто вызывает жадный
интерес окружающих. «Старец» происходил из большого села Покровского Тюменского
уезда Тобольской губернии. Родится в третьей четверти XIX
века. (Когда Григорий появился в Петербурге ему было около 40 лет ). В
Покровском жила его семья: жена Прасковья, дочери Варвара и Матрена ( Мара )
и сын Дмитрий – по некоторым данным, не совсем нормальный, «блаженный», как его
называл сам Распутин.
У Распутина уже в молодые годы чередовались периоды крайнего разгула с
приступами покаяния, молитвенные экстазы и влечения к паломничеству по святым
местам. «Смолоду обнаружил он бурный темперамент, проявлявшийся то в повышенной
религиозности и столь присущем русскому человеку богоискательстве, то в
чрезвычайной физической страстности, переходящей в эротоманию».1
Пить Распутин начал с 15 лет, а после женитьбы, когда ему было около 20
лет, пьянство еще более усилилось. «Не удовлетворен я был… На многое ответа не
находил… И грустно было…».2 Сказалась преступная кровь его предков:
он стал вором и конокрадом. Потихоньку обворовывал своих односельчан, за что
его часто били «Иной бы умер от таких побоев, но Распутин все выносил и
становился еще крепче».3
В этот период его жизни свидетели характеризовали Распутина как
человека хитрого, наглого и буйного, любителя драк и сквернословия.
С паломничества в Верхотурский монастырь, где Григорий Ефимович пробыл
около трех месяцев, начинается новый период его жизни. Он забросил семью и
хозяйство и в течение нескольких лет перебывал в десятках всевозможный
обителей, в том числе и на
______________________________________________________________________1.
Гурко В.И. Царь и царица.//
Григорий Распутин: Сб.: В 4т. Т1 – М.: Терра, , «Книжная
лавка – РТР», 1997. - с. 83
2. Еврейнов Н.Н. Тайна Распутина // Григорий
Распутин: Сб.: В 4т. Т3 – М.: Терра, , «Книжная лавка – РТР», 1997. - с. 16
3. Коваль-Бобыль И. Вся правда о Распутине //
Григорий Распутин: Сб.: В 4т. Т2 – М.: Терра, , «Книжная лавка – РТР», 1997.
- с. 28
Афоне. Он бросил пить, курить и есть мясо.
«Много путешествовал и вещал , то есть проверял все в жизни… Мне редко
приходилось кушать… не имея с собой капитала и не собирал вовек… не переменяя
по полгоду и не налагая руки до тела – это вериги тайнее, т.е. это делал для опыта
и испытания», - вспоминает Распутин о своем паломничестве.1 Обойдя
множество монастырей, Распутин воочию убедился в пьянстве и разврате монахов.
Именно на этом этапе жизни начинается складывание распутинского религиозного
самосознания: «Много я видел там людей; они не живут как монахи, а живут как
хотят».2
Вернувшись в Покровское, он устроил в подполье молельню, в которой
вместе со своими поклонницами, число которых все время росло, устраивал весьма
своеобразные «богослужения», неизменно заканчивавшиеся «самым скотским
развратом»,3 – это дало основание подозревать новоявленного «старца»
в хлыстовстве, но хлыстом он, по-видимому, все же не был.
Одной из составляющих нового образа «праведника» была его речь. «Стал
Григорий уже не говорить, а изрекать, подолгу задумываясь прежде, чем подарить
ответом. И ответы его, загадочные, отрывистые, стали походить на пророчества и
чтения в сердцах людских».4
С течением времени слава нового и весьма своеобразного
______________________________________________________________________1.
Распутин Г.Е. Житие опытного
странника . // Григорий Распутин: Сб.: В 4т. Т4 – М.: Терра, , «Книжная лавка – РТР», 1997,
с. 351-352
2. Там же. - с. 354
3. Аврех А.Я. Распутин и распутинщина. – М.: Панорама, 1990.
- с. 5
4. Еврейнов Н.Н. Тайна Распутина. // Григорий Распутин: Сб.:
В 4т. Т3 – М.: Терра, , «Книжная лавка – РТР», 1997, с.17
«праведника» росла, умный и хитрый мужик ею
очень умело и ловко пользовался и в конечном итоге попал в Петербург, а затем и
ко двору.
Есть много версий о том, как Распутин появился при царском дворе.
Сопоставляя их, можно составить примерно такую картину. Впервые он приехал в
столицу в 1904 или 1905 году с рекомендательным письмом викария казанской
епархии Хрисанфа, с которым появился у ректора Петербургской духовной академии
епископа Сергия. Во время встречи с Сергием на Распутина обратил внимание
инспектор ( позднее ректор ) духовной академии и духовник царской четы Феофан.
«Феофан, устав от общения с ортодоксальными священниками, увидел в нем
истинного сына русской земли, самобытного христианина, близкого к учению
Господа. Не церковного, а божьего человека»1; придет время, и он
будет глубоко сожалеть, что, не поняв до конца «Божьего человека», открыл ему
путь к «подножию трона». Именно Феофан первым представил Распутина женам
великих князей Николая Николаевича и Петра Николаевича – Анастасии и Милице.
Инспектор знал, что обе глубоко интересуются религиозной нравственностью,
поучениями святых отцов, аскетизмом.
В то время Петербург просто кишел разного рода юродивыми «старцами»,
или просто шарлатанами типа Мити Гугнивого, Диевской «провещательницы» и др.
Это объяснялось упадком религии не только в высшем обществе, но даже в народе.
Не многие аристократические дома не имели «своего» Распутина. Мистицизм всецело
захватил высшее русское общество, незаметно перемешиваясь с чистой религией.
Двор Его Императорского Величества не составил
______________________________________________________________________
1. Анри Труайя. Распутин. – Ростов-на-Дону:
Феникс, - М.: Зевс, 1997. - с. 23
исключение. Современники отмечают, что при
Дворе то и дело появлялись различного рода провидцы. Царь Николай II был глубоко религиозным человеком; религиозно настроенной была
Императрица Александра Федоровна. Она с интересом читала религиозные книги на
всех языках. Важно отметить, что государыня никогда не увлекалась оккультизмом
и спиритизмом, так модными в аристократических салонах того времени.
«Государыня предупредила меня, что если я хочу быть ее другом, то я
должна обещать ей никогда не заниматься спиритизмом, т.е. « это большой грех»»,
- вспоминает А. Вырубова – близкий друг императорской семьи.1
Возникает вопрос почему влияние «старца» на Александру Федоровну стало
сразу прочным и сильным? Ответ на этот вопрос лежит в нескольких плоскостях:
во-первых, все
больше убеждаясь в распущенности петербургского общества и чувствуя его
враждебное отношение к себе, Императрица обращает свой взгляд к простому
народу. Лживость, заискивание, корыстолюбие – черты высшего общества, не
принимая которые, и Николай II скорее готов был обратиться
за советом к какому-либо «старцу», нежели к высокопоставленному чиновнику;
во-вторых, в 1904
году после долгих молитв и ожидания, у Императрицы родился наследник – цесаревич.
Тем страшнее был удар, когда выяснилось, что ребенок болен страшной болезнью
–гемофилией ( наследственная болезнь – плохая свертываемость крови -
передается матерью по мужской линии ). Легко себе представить
______________________________________________________________________
1. Материалы ЧСКВП. Допрос А.А. Вырубовой . //
Григорий Распутин: Сб.: В 4т. Т4 – М.: Терра, «Книжная лавка – РТР», 1997.
- с. 296
глубину страданий Александры Федоровны. Поняв,
что от людей ждать помощи нечего, она все надежды возложила на Бога! Именно в
этот самый момент ей и привели простого сибирского мужика. Этот человек сказал:
«Верь в силу моего заступничества – и твой сын будет жить».1
Александра поверила ему всей силой своей души. Уже давно она была убеждена в
том, что спасение России и династии придет из народа. Сила веры довершила
остальное. Власть Распутина как раз и была чисто психологической и основывалась
на вере. «Старец» несомненно обладал в сильной степени какой-то непонятной
внутренней силой в смысле воздействия на чужую психику, представлявшей род
гипноза.
в-третьих, в силу
многих обстоятельств, в том числе и постоянного болезненного состояния
Императрицы, Царская Семья вела удивительно замкнутый образ жизни, что,
естественно, способствовало самоуглублению и развитию религиозного чувства,
принявшего у Государыни совершенно исключительный, преобладающий характер. Все
это и стало причиной ее преклонения перед личностью Распутина.
Успеху Распутина в немалой степени способствовала общая непросвещенность
в религиозном отношении столичной знати, которая, будучи неудовлетворенная
общением с духовенством, все же интересовалась религиозными вопросами, была
мало требовательна и понимала Распутина как истинного «старца», даже не думая
подвергать критике его слова и действия. Первым кто усомнился в «святости»
Григория, был епископ Антоний Волынский. Разоблачения
______________________________________________________________________
1.Жильяр П. Император Николай и его семья. //
Григорий Распутин: Сб.: В 4т. Т2 – М.: Терра, «Книжная лавка – РТР» , 1997. -
с. 191
Антония прозвучали в самом начале «духовной»
карьеры новоявленного «старца», что еще больше способствовало укреплению его
авторитета, т.к. « всех пророков всегда поносили».1
В личности Г. Распутина было что-то, что привлекало людей к нему. Но
замечательным было его положение, так сказать, место во времени и пространстве,
его роль, а не он сам. В данной работе наибольший интерес представляет облик
Распутина – христианина, человека веры.
Приобретя некоторый опыт духовного общения во время странствий,
Распутин легко входил в роль богобоязненного, благочестивого старца, усердного
ревнителя православной церкви, что позволило ему в скором времени получить
звание «царского лампадника».
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|