МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Примерные ответы на экзамене по истории политических и правовых учений


    36. Учение Канта о ГП.


    Иммануил Кант (1724-1804) - родоначальник немецкого классического идеализма. Работы: "Критика чистого разума", "Критика способности к суждению", "К вечному миру". Кант приходит к агностицизму: природа вещей принципиально недоступна человеческому познанию. Человек познает только явления, т.е. способы, посредством которых вещи обнаруживаются в нашем опыте.

    Также Кант рассматривал проблему свободы. Он был против истолкования человека как пассивного создания природы. Человек - это субъект автономного поведения и самосовершенствования. Основное проявление свободы - самоограничение и уважение свободы других. Категорический императив: "Поступай так, чтобы максима твоего поведения но основе твоей воли могла стать общим естественным законом", "Поступай так, чтобы использовать человека всегда как цель и никогда как средство. Гарантией следования императиву является самоконтроль. Императив известен человеку априорно, независимо от его социального положения и т.п.

    Кант признает, что существуют индивиды, не способные следовать категорическому императиву, и потому должно существовать право. Право возникает тогда, когда индивидуальная свобода перерастает в произвол. Для реализации права существует государство, т.е. носитель принуждения. Цели государства - соблюдение права как гаранта соблюдения нравственного закона. Кант считается одним из создателей теории правового государства. Классификация права: естественное, положительное и справедливость. Цели и функции государства он ограничивает соблюдением нравственных принципов права.

    Кант является сторонником договорной теории происхождения государства. Нравственный долг и стремление следовать естественному праву побуждают людей заключить общественный договор. Содержание договора: обязательство соблюдать нравственный закон.

    В будущем человечество придет к созданию федерации самостоятельных равноправных государств, к прекращению войн. Путь к этому - просвещение народов, благоразумие правителей.


    37. Учение Гегеля о государстве.


    Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831) рассматривал проблемы ГП в сочинениях: "Философия права", "О научных способах исследования естественного права", "Феноменология духа" и др.

    Три основные ступени развития духа: субъективный дух (антропология, психология), объективный дух (право, мораль) и абсолютный дух (искусство, религия, философия). ГП относятся к объективному духу, учение Гегеля о ГП является философским учением об объективном духе, т.е. анализ объективного духа с позиции абсолютного духа. В отличие от юриспруденции, изучающей позитивное право, философская наука о государстве и праве призвана постичь мысли, лежащие в их основании, т.е. идею государства и права.

    Идея государства, по Гегелю, проявляется трояко: как непосредственная действительность в виде индивидуального государства, в отношениях между государствами как внешнее государственное право, и во всемирной истории. В своем развитом и разумном виде индивидуальное государство представляет собой основанную на разделении властей конституционную монархию. Ветви власти: законодательная, правительственная и власть государя. Гегель считает точку зрения о самостоятельности ветвей ложной, т.к. при этом как бы предполагается враждебность этих ветвей друг другу. Он выступает за органическое единство ветвей власти, в этом состоит внутренний суверенитет государства.

    Гегель критикует идею народного суверенитета и обосновывает суверенитет наследственного конституционного монарха. Представительный орган должен состоять из двух палат: верхняя формируется по принципу наследственности из владельцев имений, а нижняя образуется от остальной части общества путем выделения депутатов от общин, товариществ и т.п. (не путем индивидуального голосования).

    Идеальность суверенитета: государства относятся друг к другу как самостоятельные, свободные и независимые индивидуальности. Суверенитет - это абсолютная власть единого целого над всем единичным, особенным и конечным.


    38. Этапы развития права у Гегеля.


    Право рассматривается Гегелем как свобода, как определенная ступень и форма свободы, и как закон (позитивное право). Этапы развития права от абстрактного к конкретному:

    1) абстрактное право - это право абстрактно свободной личности. В основе права лежит свобода отдельного человека. Личность подразумевает правоспособность. На этом этапе нет законов, а есть формальная правовая заповедь: "Будь лицом и уважай других в качестве лиц". Свою реализацию свобода личности находит прежде всего в праве частной собственности. Гегель отвергает договорную теорию возникновения государства, т.к. предметом договора м.б. только вещь. На этом же этапе Гегель рассматривает понятие преступления - сознательного нарушения права. Снятие преступления в порядке наказания приводит к следующему этапу - к морали.

    2) мораль - личность абстрактного права становится субъектом свободной воли, приобретают значение мотивы и цели поступков субъекта. Лишь в поступке субъективная воля достигает объективности (и сферы действия законов), сама же по себе моральная воля ненаказуема.

    3) абстрактное право и мораль являются двумя односторонними моментами, которые приобретают свою действительность и конкретность в нравственности, когда понятие свободы объективируется в наличном виде семьи, гражданского общества и государства.


    39. ПП воззрения представителей утопического социализма в начале XIX века.


    Утопический социализм - это попытка сконструировать такую общественную систему, которая привела бы к благоденствию всех членов общества. Разочарование во французской революции выразилось в отрицании утопистами революционных действий: они апеллируют либо к разуму каждого человека, либо к реформаторству. Общая ошибка утопистов - недооценка государственных и правовых институтов.

    Сен-Симон (1760-1825) - "Письма женевского обывателя". Концепция поступательного исторического развития, по восходящей линии. Общество проходит 3 стадии развития: теологическая (античность и феодализм), метафизическая (буржуазная) и позитивная. На позитивной стадии будет создано справедливое общество - "промышленная система". Власть будут осуществлять ученые и промышленники. Преобразования надо осуществлять эволюционным путем: устранить наследственную знать от власти, выкупить латифундии, облегчить положение крестьян, а затем начинать политическую переделку (передачу власти от непроизводительных классов к промышленному). Традиционные гос.органы сохраняются, но вся власть передается совету промышленников и совету ученых. Политика из науки управления людьми превратится в науку управления производством. Новое общество будет состоять из промышленного и паразитического классов. Основы общества: плановое хозяйство, частная собственность и всеобщая занятость. Достигнуть нового общества можно, убедив промышленников, что они явлляются единым классом с пролетариатом.

    Франсуа Мари Шарль Фурье (1772-1837) - "Новый промышленный и общественный мир". Наиболее глубокая критика капиталистического общества, его правовой системы. Разуму Фурье отводил второстепенную роль, а на 1й план выдвигал неизменную природу человека, его страсти (страсти - активное начало, разум - регулирующее). Вся предшествующая история - история подавления, неудовлетворенности человеческих страстей; такой порядок поддерживается силой государства. Фурье предлагает социтарный строй; основа - обеспечение человеку права на труд. Труд приносит радость и превращается в первую жизненную потребность.Энтузиазм (самая возвышенная страсть) приводит к развитию соревнования и увеличивает производительность труда. Аппарата принуждения нет, правитель является советчиком. Справедливое распределение общественного продукта.

    Роберт Оуэн (1771-1858) - крупный предприниматель, участвовал в рабочем движении, пытался претворить свои идеи в жизнь (пытался создать коммунистическую колонию в США). Работы - "Катехизис рациональной системы", "Книга о новом нравственном мире". Человека формирует социальная среда, поэтому основные пороки строя и правителей отражаются на человеке. Основная цель законов - поддерживать имущественное и социальное неравенство. Необходимо изменить социальную среду, опираясь на промышленный прогресс и науку. Основным препятствием на пути к новому обществу является частная собственность. Оуэн хотел создать сеть коммун по всему миру, и в итоге получился бы единый порядок управления. Новое общество - коллективистское, основанное на общественной собственности, равенстве прав и обязанностей, на новой морали (когда поощрения и наказания не нужны). Вместо религии будет новая нравственность. Сформируется новый, всесторонне развитый человек. С развитием коммунистического общества государство отомрет, будет федерация самоуправляющихся коммун.


    40. Взгляды И.Бентама на ГП.


    Иеремия Бентам (1748-1832) - родоначальник теории утилитаризма. Основные постулаты: получение удовольствия и исключение страдания составляют смысл человеческой деятельности; главный критерий - полезность; нравственность создается всем тем, что ориентирует на обретение наибольшего счастья наибольшим количеством людей; установление гармонии индивидуальных и общественных интересов.

    Работы: "Принципы законодательства", "Фрагмент о правительстве" и др. Бентам считается представителем либерализма, но в фокусе его внимания не свобода человека, а интересы и безопасность личности. Человек должен сам заботиться о себе, не полагаться на чью-либо внешнюю помощь. Он сам должен определять, в чем заключается его интерес, его польза. Но Бентам не приемлет прав личности; неотъемлемых прав человека нет; реализация прав человека приведет только к анархии.

    Бентам не разделял право и закон, т.к. подобное разделение делало бы право антизаконным. Вместо того, чтобы обсуждать законы по их последствиям, фанатики (представители школы естественного права) обсуждают их на соответствие мнимому естественному праву. Также Бентам не признавал теорию общественного договора. В вопросах организации гос.власти он стоял на демократических позициях: осуждал монархию и наследственную аристократию, являлся сторонником республики и разделения властей. Ветви власти должны кооперироваться, не должны быть безусловно независимы.

    Демократизации подлежит не только гос.власть, но и вся полит.система общества. Назначение правительства - гарантировать безопасность и собственность подданных; правительство не имеет права определять, что является счастьем для каждого отдельного человека ("Каждый закон есть нарушение свободы").


    41. ППУ О.Конта.


    Огюст Конт (1798-1857) - основатель философии позитивизма. Работы: "Курс положительной философии", "Система позитивной политики". Основной характер позитивной философии - признание всех явлений подчиненными неизменным естественным законам, открытие и сведение числа которых до минимума составляет единственную цель. Конт отвергал все попытки философии познать сущность вещей и провозглашал главной задачей философии ответы на вопросы, как возникают и протекают те или иные явления.

    Вся история развития мышления м.б. представлена в трех стадиях: теологической, метафизической и позитивной.

    Причина морального и политического кризиса общества, а также революционных настроений, - в глубоком разногласии умов и отсутствии общих идей. Выход - обнаружение таких научных истин, которые, будучи хорошо усвоенными, способны чуть ли не сами по себе привести человечество к миру и счастью.

    Идеал общественно-политического устройства - социократия, при которой управление осуществляется наиболее пригодными по основному роду занятий людьми: банкирами, промышленниками, священниками позитивистской церкви. Представление о праве: подчиненность нравственных и общественных явлений неизменным законам не противоречит свободе человека. Истинная свобода - в беспрепятственном следовании позитивным законам. Всякое человеческое право или свобода - это бессмысленная анархия, если они не подчиняются какому-то закону. Все человеческие права должны быть упразднены, т.к. само понятие "право" антисоциально и ведет к индивидуализму. У человека есть только право исполнять свой долг.

    В идеальном строе желательно сохранение лишь двух слоев - патрициата и пролетариата, без прослойки в виде буржуазии. Предполагается систематизация всей жизни человека, индивидуальной и коллективной. Позитивная религия - обожествление человечества; она воспитывает оба класса в духе солидарности.


    42. Буржуазный либерализм во Франции 1й половины XIX века. Б.Констан.


    Основное внимание уделяется личности. Это явилось следствием французской и других революций. Стремление ограничить влияние государства, утвердить самоценность личности. ПП мысль делится на консервативное, либеральное и радикальное течения. Бенджамен Констан (1767-1830) относится к либеральному течению. Основной труд - "Курс политической политики". Основное внимание уделяет правам и свободам человека. Различает политическую и личную свободу. Древние народы знали только политическую свободу: право на участие в осуществлении власти. Граждане подчинялись гос.контролю за частной жизнью. Им предписывались религия, нравы, размеры собственности и т.п. Современные народы понимают свободу по-иному. Право на участие во власти стало цениться меньше, т.к. государства стали крупнее, и голос каждого значит мало. Свобода стала равняться независимости от гос.власти.

    Основные свободы: слова, печати, совести, предпринимаельства. Государство ведет коммерческие дела хуже, чем частные лица. Констан критикует революционные теории народного суверенитета. Например, Руссо отождествлял свободу с властью, хотя личность должна находиться над властью. При якобинской диктатуре народный суверенитет стал опасен.

    Констан отвергает любую форму правления, где существует чрезмерная степень власти и где отсутствуют гарантии индивидуальных свобод (общественное мнение, разделение властей). Монарх стоит над ветвями власти, обеспечивает их согласованную деятельность. В выборах могут участвовать только богатые, т.к. бедняки при помощи власти начнут посягать на чужую собственность.


    43. Конституционная традиция в русс. правовой мысли 1й четверти XIX века.


    Причины всплеска конституционных идей - французская революция, Отечественная война 1812 года, вхождение Польши в состав России (принята Конституция Польши в качестве эксперимента), либерализм Александра I и его окружения.

    Сперанскому было поручено разработать проект переустройства управления. Он составил 2 записки: "Об образе правления" и "Введение к уложению гос.законов". Сперанский считал, что современное ему государство требует конституционного ограничения монархии. Он проповедовал принцип разделения и выборности властей, идею правового государства. Законодательная власть - выборные думы (от государственной до волостных). Исполнительная власть - Гос.Совет, министерства, а также волостные, окружные и губернские управления. Избирательное право ограничивается имущественным цензом. Гражданскими правами наделяются все.

    Новосильцев составил "Государственную уставную грамоту Российской Империи". Проект достаточно либеральный: введение двухпалатного парламента, выборные местные органы, разделение властей. Император сохраняет право законодательной инициативы, но сам законов не принимает. Избирательное право ограничено сословным и имущественным цензом.

    Пестель - материалист, атеист, сторонник социального равенства. Представитель радикального крыла декабристского движения. Впервые создал республиканский проект конституции - "Русскую правду". В России должно быть установлено гражданское общество путем революционного ниспровержения правительства и физ.устранения монарха. На 15 лет должно было быть введено Временное Верховное Правление во главе с диктатором; цель - подготовка почвы для демократических органов. РП предлагала отмену крепостного права и безвозмездное наделение всех крестьян землей; частичное изъятие помещичьей земли. Республика; власть делится на законодательную (однопалатное Народное Вече, 5 лет), блюстительную (Верховный собор, 120 пожизненно избранных человек) и исполнительную (Державная Дума, 5 человек). Конституцией должен был стать "Государственный завет". Территориальное устройство: федерация, 10 областей и 3 удела. Ликвидируется сословное деление. Национальный вопрос решается путем признания всех проживающих в России народов русскими. Вводятся демократические свободы, кроме создания полит.партий.

    Либеральное крыло представлял Никита Муравьев - 4 проекта конституции. Выступал за отмену крепостного права при сохранении помещичьего землевладения. Крестьяне получили бы по 2 десятины земли. Ликвидация сословий. Гос.строй - конституционная монархия, разделение властей. Законодательная власть - двухпалатное Народное Вече. Избирательное право ограничивается возрастным и имущественным цензом. Законодательной инициативой обладают члены обеих палат и министры. Монарх является главой исполнительной власти и верховным главнокомандующим, но действует под контролем Народного Вече. Судебная власть: имущественный ценз для замещения должности судьи. Террит.устройство: федерация из 15 держав. Проект должен был быть реализован путем реформ сверху.


    44. Марксизм о ГП.


    Марксизм возник на основе большого числа экономических (А.Смит), исторических, философских (просветители, якобинцы) и политических теорий. Маркс и Энгельс называли свое учение научным социализмом (в отличие от утопического).

    В основе развития общества - производственные отношения. В основе исторического развития - развитие производительных сил и производственных отношений. Формационная теория. В каждой формации складываются свои базис и надстройка. Гос.формы не имеют привязки к формациям. Движущая сила развития - классовая борьба. Обострение классовой борьбы ведет к революции и к смене общественной формации. Марксизм допускает самостоятельность и относительную активность надстройки, ее воздействие на базис.

    Общество классовое. Формации развиваются в интересах господствующих классов. Марксизм отвергает договорную теорию; государство - аппарат насилия, подавления в руках одного из классов. Политическая власть - это организованное насилие одного класса для подавления другого. Функции государства - карательно-репрессивная, регулирующая, воспитательная, социальная (удовлетворение потребностей человека).

    Человечество движется к государству диктатуры пролетариата и далее к коммунизму. Три этапа:

    1) революционная ломка капитализма, переход к диктатуре пролетариата;

    2) социализм (государство сохраняется, эксплуатация классов уничтожается, классы остаются, но нет антогонизма);

    3) коммунизм (государство и классы исчезают; коммунизм - высокоразвитое общество свободных людей; в управлении участвуют все; очень высокий уровень производительных сил; самосовершенствование человека, потребности должны быть разумными).


    45. Психологическая теория права Л.И.Петражицкого.


    Петражицкий (1867-1931) - психолог, социолог, правовед. По философским взглядам - позитивист. Работа: "Очерк философии права". Руководящие факторы приспособления к условиям жизни - эмоции. Право - психическое явление, результат жизни общества. Право - механизм селекции желательных для общества норм. Оно не должно зависеть от каких-либо санкций, от принудительности. Согласно Петражицкому, право и нравственность сходны; различие - в тех психических эмоциях, которые определяют их природу.

    2 вида права: позитивное и интуитивное. Позитивное - это юридические нормы. Оно отстает от жизни; это происходит из-за психологии лиц, его создающих. Интуитивное право - переживания, не зависящие от внешних авторитетов; это основа права. Среди двух видов права нет лучшего, они переходят друг в друга.

    Роль естественного права - выработка нравственных норм, воспитание народной психики. Естественное право является интуитивным. Задача - восстановление естественного права в качестве нравственного идеала.

    Результатами воздействия права на общество являются деморализация общества, либо нравственный прогресс. Новая наука - политика права; ее цель - чтобы право приводило к нравственному прогрессу.


    46. Правовая система Гумбольдта.


    Работа: "Опыт установления границ деятельности государства". Теория минимального государства. Вильгельм фон Гумбольдт (1767-1835) разграничивает понятия "общество" и "государство" (общество - более широкое, более значимое). Позиция гуманистического индивидуализма. Естественные и общие права шире, чем позитивные (создаваемые государством); позитивное право может создаваться только в соответствии с естественным и общим. Понятие "человек" всегда шире понятия "гражданин". Государство должно ограничить влияние на человека. Государство унифицирует человека, препятствует развитию личности; постоянное ожидание помощи со стороны государства приводит к бездеятельности; из-за отсутствия самостоятельности страдает нравственность человека. Государство - это всегда зло, пусть и необходимое. Поэтому функции государства должны быть сужены до обеспечения внешней и внутренней безопасности.


    47. Карамзин "О древней и новой России".


    "Записка о древней и новой России" была написана в качестве реакции Карамзина на проекты реформ Сперанского. Расхождения Карамзина и Сперанского заключались не в содержании их политических взглядов (оба хотели учредить в России основные законы), а в способе их реализации. Сперанский предложил государственные преобразования, предусматривающие существенные изменения в устройстве власти и управления в стране. Карамзин же считал, что важны не формы, в которых существуют гос.органы, а люди, работающие там. Предпочтительнее опираться на нравственные качества правителя, а не на законы, которыми в западных странах принято ограничивать правителей.

    Карамзин не выступает против принципа законности в деятельности гос.власти. Но он боится революционных преобразований, а также считает, что необходимо уважать сложившиеся веками порядки.

    Также в записке содержится критика существующего гос.аппарата. Основные проблемы: некомпетентность, взяточничество, безответственность. Изменения надо производить не путем создания новых гос.органов, а путем подготовки грамотных, специально обученных кадров. Также необходимо просвещение и нравственное воспитание народа. Но западную систему просвещения Карамзин считал слишком теоретической, оторванной от деятельности.

    В вопросе о крепостном праве необходимо не давать крестьянам свободу, а лишь установить над ними "благоразумную власть помещика": ввести умеренный оброк, законный порядок определения размера барщины, хорошее личное обращение и т.п. Крестьяне, лишившись узды, начнут пьянствовать и не смогут обеспечить страну хлебом.


    48. Учение Бланки.


    Луи Огюст Бланки (1805-1881) - французский революционер-коммунист. Политические взгляды содержатся в речах, статьях и письмах. Утверждал, что существуют классы и между ними происходит борьба. Народ - это совокупность только трудящихся граждан. Для установления равенства (правильной организации общества) необходимо произвести социальную революцию. Необходимо вооружить всех рабочих, ввести на время революционную власть.

    Вначале общество было индивидуалистическим, и оно движется по пути прогресса к коммунизму. Незначительными преградами являются армия, власти, религия. Но главной преградой является невежество - для его преодоления нужно 20 лет.

    Для блага революции важно, чтобы она сочетала благоразумие с энергией. Нападать на принцип частной собственности бесполезно и опасно. Коммунизм нельзя предписать декретом, он должен быть вызван свободным решением страны, а это может быть сделано только путем просвещения.


    49. Теория "крестьянского социализма" Герцена.


    Александр Герцен (1812-1870) - представитель русского утопического социализма. Создал теорию "крестьянского социализма". Россия является самобытной, поэтому социализм в ней должен быть не такой как в Зап.Европе. Опора социализма - крестьянская община. Герцен видел в общинных порядках зачатки социалистического коллективизма. Но недостатки общины он видел в поглощении личности "миром". Выход - приобщение русского крестьянина к положительным результатам западной цивилизации и науки. Русский мужик более личность, чем западный буржуа, т.к. он соединяет в себе личное начало с общинным. На Западе социализм должен вводиться путем коллективизации, а в России - путем обучения мужиков.


    50. Кропоткин и Бакунин о государственности.


    Бакунин (1814-1876) - основатель бунтарского направления в народничестве, идеолог анархизма. Работы: "Государственность и анархия". Основа взглядов - антиэтатизм. Государство является главным злом, его необходимо уничтожить посредством всенародного бунта. Идеал - степень свободы, при которой самоуправляющиеся коллективы стихийно соединялись бы в уезды, уезды - в области, а области создали бы Вольную русскую федерацию. Личная свобода каждого есть производная от коллективной свободы. Труд носит коллективный характер.

    Разногласия с Марксом: Бакунин не видит разницы между буржуазной и пролетарской государственностью. Обе они являются деспотическими. Социальные прогнозы: полное сосредоточение власти в руках пролетариата и обобществление средств производства приведет к установлению диктатуры бюрократии и к соединению социализма с абсолютизмом. Марксизм для Бакунина являлся рабством. Также негативно он относится к религии, считает ее идеологическим методом подавления.

    Кропоткин (1842-1921) - подтвердил основные идеи Бакунина, но рассматривал анархизм как философию. Работы: "Анархия, ее философия, ее идеал", "Записки революционера". Основные препятствия на пути к идеалу - государство и частная собственность. Особое место отводится новой шкале нравственности: необходимы добрые помыслы, сознательное отношение к труду и т.п.


    51. Правовые учения Зап.Европы 2й половины XIX - начала ХХ века.


    Либеральные течения формировались, когда в Зап.Европе доминировали идеи прогресса, могущества человеческого разума (рационализм), позитивизм, теория Дарвина, утилитаризм, этатизм.

    Рудольф фон Иеринг (1818-1892) - теория юриспруденции интересов. Объектом правоведения являются жизненные ценности и реальные интересы людей. Право развивается как организм (по теории Дарвина); его можно подвергнуть аналитическому (структура права) и физиологическому (цели и функции права) изучению. Источник права - государство. С т.з. содержания право - это защищенный государством интерес общества в целом. С т.з. формы право - это сумма норм, обязательных правил поведения. 2 этапа развития права: сначала право имело одностороннюю силу, а затем стало иметь двустороннюю (т.е. государство тоже подчиняется праву). Скептически отзывался о теории правового государства. Государство лишь в исключительных случаях делает выбор в пользу общественных интересов.

    Гумплович (1838-1909) - социологическая теория. В основе существования общества лежит борьба различных человеческих групп. Цель борьбы - удовлетворение материальных потребностей. При первобытном обществе победители уничтожали побежденных, в античном - обращали в рабов. Для подчинения рабов необходимо государство. Государство - это естественно выросшая организация господства, призванная поддерживать определенный порядок. Человек обязан государству всем, кроме жизни. Неотчуждаемые права человека - иллюзия.

    Остин - представитель юридического позитивизма. Создал теорию утилитаристского права на основе учения Бентама. В понятие права Остин не включает моральные и естественные составляющие. Право - это совокупность правил и типологических делений. Источник права - веление суверена, т.е. любой власти, которой подчиняется большинство. Норма права - это норма властного принуждения суверена, снабженная санкцией. Законы могут установить законное причинение вреда. Право в широком смысле состоит из богооткровенного права, позитивного права, и позитивной морали. Предметом юриспруденции является только позитивное право.


    52. Правовая система Ковалевского.


    Ковалевский был позитивистским социологом, но с гораздо большим уважением к правовым началам, нежели Конт. Работы: "Историко-сравнительный метод в юриспруденции", "Современный обычай и древний закон" и др. От сравнительной истории права, согласно Ковалевскому, надо ждать ответа на вопрос, какие правовые порядки отвечают родовой, а какие государственной или всемирной стадии общественности; что может считаться пережитком прошлого, а что - зачатком будущего развития.

    Для Ковалевского понимание природы государства и его деятельности было немыслимо без выявления и учета его исторических корней. Нельзя понять американской конституции, не уяснив, что в США заимствовано из английского конституционного опыта и традиций, какие прецеденты ранее имела конфедеративная форма объединения.

    Ковалевский составил параллельную историю государственных учреждений и ПП идей; он показал тесную связь и зависимость политической мысли от течения общественной и политической жизни.



    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.