Политико-правовые взгляды декабристов
Политико-правовые взгляды декабристов
Министерство общего и профессионального
образования РФ
Марийский государственный
университет
Кафедра
теории и истории государства и права
ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ ВЗГЛЯДЫ ДЕКАБРИСТОВ
Курсовая
работа
студента 1 курса,
12 гр.,
ЮФ, д/о
Булатова П.Ю.
Научный
руководитель:
Доцент, к.и.н.
Вайнштейн Г.С.
Йошкар-Ола
1999
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
1 Влияние
западноевропейских идей на мировоззрение декабристов 4
1.1 Французская революция как
источник формирования декабристкой идеологии и ее оценка декабристами 4
1.2 Распространение
в России вначале XIX века идей французских
просветителей 5
1.3 Роль военных походов в
образование в России революционного движения 6
1.4 Идеи французских и английских философов и их
влияние на конституционные проекты декабристов 7
2 “Русская Правда” Пестеля 8
2.1 Форма государства по “Русской
Правде” и Временное революционное правительство в понимание декабристов 8
2.2 Демократические преобразования в
сфере прав человека 13
2.3 Решение
аграрно-крестьянского вопроса 14
2.4 Преобразования, предусмотренные “Русской
Правдой”, в просвещения, судопроизводства и военном деле 17
2.5 Решение национального вопроса 19
3 “Конституция” Муравьева 24
3.1 Система органов государственной власти и
административно-территориальное деление по “Конституции” 24
3.2 Избирательное право 30
3.3 Решение крестьянского
вопроса 32
3.4 Преобразования в сфере прав
человека 33
Заключение 36
Список использованных источников 37
ВВЕДЕНИЕ
Наследие
декабристов всегда привлекало исследователей, ведь они оставили множество
произведений, среди которых можно найти и работы политико-правового характера.
И содержание этих работ по прежнему остается актуальным для России. Так,
например, решение вопроса об административно-территориальном делении всегда
будет оставаться важным для России из-за огромной размеров ее территории и
большого количества народов, населяющих ее (о чем писал Пестель). Для
истории государства и права наиболее интересны, как мне кажется,
конституционные проекты декабристов, которые по своему реформаторскому
потенциалу опередили историческое развитие России почти на столетие.
Но эти проекты не
возникли на пустом месте. И основными идеями, положенными в основу этих
проектов, были идеи, разработанные философами Просвещения, которые, конечно же,
трансформировались определенным образом с учетом специфики России.
Таким образом,
цель данного исследования данной курсовой работы, во-первых, рассмотреть
Великую Французскую революцию и западноевропейскую философия как источник
формирования политико-правовых взглядов декабристов, и прежде всего двух
значительных политико-правовой мысли декабристов: конституционные проекты Пестеля
и Муравьева (“Русская Правда” и ”Конституция”) и показать то
философское основание в соответствии с которым были написаны данные документы,
да и на которых строилась декабристская идеология в целом (при этом, конечно,
не следует забывать и других источников: деятельность русских просветителей
XVIII века, Отечественная война 1812 года и самодержавно-крепостническая
действительность России первой четверти XIX века).
Во-вторых,
это сравнительная характеристика “Русской Правды” и ”Конституции”, а
также анализ тех социально-экономических, политико-правовых преобразований,
которые декабристы собирались провести в сфере государственного устройства,
управления и судоустройства; административно-территориального деления; решение
национального и аграрного вопросов, а также изменений правового статуса
личности в Российской империи (отмена сословного деления, признание
конституционных прав граждан и так далее).
1.ВЛИЯНИЕ
ЗАПОДНОЕВРОПЕЙСКИХ ИДЕЙ НА МИРОВОЗЗРЕНИЕ ДЕКАБРИСТОВ
1.1. Французская революция как источник формирования декабристкой
идеологии и ее оценка декабристам
Формирование декабристкой
идеологии -необходимое условие возникновения и деятельности тайных
декабристских организаций, разработки ими программных политических документов,
а также революционной практики и планов восстания. Большое влияние на этот
процесс формирования оказали передовые западноевропейские идеи.
Процесс
воздействие этих идей на декабристов можно разделить на два этапа: 1) период до
Отечественной войны 1812 года, характеризующийся влиянием идей Просвещения и
Великой Французской революции (с учетом как положительных, так и негативных
моментов), 2) период Отечественной войны 1812 года, заграничных походов
1813-1814 года, пребывание русского оккупационного корпуса графа Воронцова
во Франции в 1815-1818 годах.
Общественное
движение в России в начале XIX века было связано с общим подъемом
освободительного движения в Европе. “Французская революция конца XVIII века
сделала так много, что весь XIX век, тот век, который дал всему человечеству
цивилизацию и культуру, прошел под знаменем Французской революции,” -писал Ленин /4, с.398/. И поэтому великое общественное
движение во Франции конца XVIII века оказало влияние на развертывание
революционного движения во всех концах мира, в том числе и в России.
Декабристы
относились к ней неоднозначно. Они в своем большинстве приветствовали начало
революции, одобряли ее принципы, провозглашенные в “Декларации прав” 1789
года.
“Мы ненавидели преступления и
любили правила Французской революции,” –отмечал М. Ф. Орлов /4, с.179/. И все же, несмотря на отрицательные
стороны революции, как представляли их себе декабристы (“власть толпы”,
якобинский террор, завершившийся термидором и затем утверждение диктатуры Наполеона),
а также и на реставрацию после 1815 года в Европе абсолютистских режимов,
наиболее проницательные представители декабристского круга не могли не
усмотреть и конечных положительных последствий революции. П. И. Пестель
показывал: ”Возвращение бурбонского дома на французский престол и мои
соображения о сем происшествия могу я назвать эпохою в моих политических
мнениях, понятиях и образе мыслей, ибо начал рассуждать, что большая часть
коренных постановлений, введенных революциею, были при монархии сохранены и за
благие вещи признаны, между тем как все восставали против революции и я сам
против нее всегда восставал. От сего суждения породилась мысль, что революция,
видно, не так дурна, как говорят, и что может быть весьма полезна, в какой
мысли я укреплялся тем другим еще суждением, что те государства, в коих не было
революции, продолжали быть лишенные подобных преимуществ и учреждений” /3, с.148 /. Таким образом, осуждение “ужасов
французской революции” не мешало видным идеологам декабризма осознавать,
что, говоря словами М. Ф. Орлова, “эпоха французской революции- великая
эпоха, что эпоха человека и разума”/4, с.348/. Критика “крайностей” французской революции у декабристов
согласовывалась с признанием положительных в конечном счете результатов.
1.2. Распространение в России вначале
XIX века идей французских
просветителей
Французская философия и
общественно-политические теории XVIII века, явившаяся идеологической
подготовкой буржуазной революции, дали сокрушительную критику отжившего
феодального порядка Франции. Эта революционная идеология находила живой отклик
у передовых людей России, видевших отсталость самодержавно-крепостнических
порядков. Их читали в подлиннике: знание французского языка являлось
обязательным для каждого образованного человека в России. Идеи передовых
мыслителей Западной Европы были хорошо знакомы образованному русскому обществу,
особенное распространение в России получили произведения французских
просветителей и философов XVIII века.. Эти произведения переводились и на
русский язык, издавались полностью или в отрывках, и даже делались попытки
напечатать собрание сочинений. Кроме того, многие произведения идеологов
буржуазной революции переводились и распространялись в списках.
Во время следствия каждому декабристу
задавался вопрос: ”С которого времени и откуда заимствовали вы свободный
образ мыслей, то есть от сообщества ли, или внушения других; или от чтения
книг или сочинений в рукописях и каких именно?” Влияние Французских
просветителей, литературы французских и английских публицистов неоспоримо- оно
чрезвычайно велико и все декабристы говорят об этом. Судя по ответам, изучение
английской конституции и конституции Северо-Американских Штатов оказало большое
влияние на формирование мировоззрения декабристов, на политическую ориентацию. А.
А. Бестужев показывал: “Первая же книга, развернувшая во мне желание
конституции для моего отечества, была “О конституции Англии”/4, с.342/. При ответах на источники
формирования вольнолюбивых взглядов многие декабристы указывают своих учителей
и воспитателей. Вот что на следствие говорил А. М. Муравьев: “Уже в детстве
внушал мне свободный образ мыслей мой тогда бывший дядька –швейцарец Бидо,
который возвратился потом в свою родину”/4, с.234/. А вот, что позднее писал декабрист Роден в
воспоминаниях: ”Французская революция 1789 года выгнала к нам тысячи
выходцев, между ними людей весьма образованных из высших классов, много умных
аббатов и всяких учителей по случаю вперемежку с аббатами заняли места
воспитателей, и, сами убежав от революции, посеяли в русском дворянском
юношестве первые семена революции”/4,с.366/.
В политических и философских
сочинениях западноевропейских и русских мыслителей, в изучении политэкономии,
древней и новой истории, конституционного устройства некоторых стран Европы,
Северо-Американских Соединенных Штатов пытались они найти ответы на волнующие
их вопросы о причинах бедственного положения России, уяснить себе возможные
пути и средства необходимых преобразований, которые могли бы ”спасти”
Россию и обеспечить ей благоденствие.
1.3. Роль
военных походов в образование в России революционного движения
Широкому знакомству с идеями
французской революции и ее практическими результатами способствовали походы
русских войск в Западную Европу и их пребывание за границей. Заграничные походы
послужили важным “пропагандирующим фактором”/8, с.46/, воздействующем на всю армию -”от
генерала до солдата”, которые невольно сравнивали увиденные ”порядки” в
западноевропейских странах с ”порядками” в России. Отсюда неизбежно возникал
вопрос о причинах ”неустройств” в России. ”Войска от генералов до солдат,
-писал А. А. Бестужев, -пришедши назад, только и толковали: "Как хорошо в
чужих землях". Сравнение со своим, естественно, произвело вопрос: почему
же не так у нас?”/4,
с.433/
О влияние войны 1812 года и
заграничных походов на формирование мировоззрение декабристов также сообщалось
в показаниях на следствии. Например, С. Г. Волконский писал, что “с
1813 года заимствовался вольнолюбивыми и либеральными мыслями, находясь с
войсками по разным местам Германии, и по сношениям могли с разными частными
лицами тех мест, где находился. Более же всего получил склонность к таковому
образу мыслей во время моего пребывания в конце 1814года и вначале 1815 года в
Париже и Лондоне”/4,
с.342/.
Многие из будущих декабристов,
находясь в Париже, встречались с передовыми политическими деятелями Франции,
слушали лекции французских ученых по политическим вопросам. Ленин
отмечал, что передовые дворянские офицеры ”были заражены соприкосновением с
демократическими идеями Европы во время наполеоновских войн”/5, с.129/. После окончания войны, когда были
созданы тайные общества и перед ними встала задача практической подготовки
революционного переворота в России, они внимательно следили за достижением
революционной мысли в Западной Европе.
1.4 Идеи французских и английских
философов и их влияние на конституционные проекты декабристов
В основу декабристских проектов
политического и социального переустройства России были положены принципы
естественного права, выработанные мыслителями века Просвещения: Локком,
Руссо, Монтескье, Дидро, Гольбахом, с произведениями которых авторы были
хорошо знакомы. Под “естественными правами” понимались личная свобода
человека, равенство всех перед законом, непризнание сословных различий, а также
создание представительного образа правления при разделении властей на
законодательную, исполнительную и судебную, при независимости судебной власти и
ответственности исполнительной перед законодательной. Эти положения своим
острием были направлены против феодально-абсолютистских порядков и содержали
большой для того времени революционный заряд. Они декларировали и основы
буржуазно-правового государства. При разработке своих проектов Пестель и
Муравьев опирались также на конституционный опыт других государств-
Северо-Американских Соединенных Штатов и некоторых других стран Западной
Европы.
2.“РУССКАЯ ПРАВДА” ПЕСТЕЛЯ
2.1.Форма государства по “Русской
Правде” и Временное революционное правительство в понимание декабристов
Решение национального вопроса Первые наброски конституционного
проекта были сделаны Пестелем, по-видимому, уже в 1821 году. Основные положения
этого документа обсуждались на первом съезде в январе 1923 году. Здесь было
решено предоставить всем членам организации годичный срок для обдумывания предложений
Пестеля. На следующем съезде в январе 1823 года Пестель сделал
более обстоятельный доклад о своем проекте, который был обсужден по всем
пунктам и принят голосованием. Таким образом, конституционный проект Пестеля
хотя и носил авторский индивидуальный характер, но все же являлся программным
документом всего Южного общества.
Полное название
конституционного проекта Пестеля- "Русская Правда или Заповедная
государственная дарственная Грамота великого народа российского, служащая
Заветом для государственного устройства России и содержащая верный Наказ как
для народа, так и для Временного верховного правления". Как следует
из названия, этот документ должен был служить "наказом"
Временному революционному правительству. Члены Южного общества- сторонники Пестеля
придавали длите тельной диктатуре временного правительства решающее значение в
деле осуществления революционных преобразования. По мысли Пестеля,
объявленное Сенатом после переворота временное правительство должно было
состоять в основном из членов тайного общества. Обладая диктаторской властью
правительство после принесения ему присяги от Синода, Сената и всей России, "раздав
Министерства, армии, корпуса и прочие начальства членам общества, мало-помалу в
продолжение нескольких лет будут вводить новое образование"/2, с.124/. Пестель указывал, что
преобразования не могли быть проведены сразу- необходим был именно этот
десятилетний срок переходный период. "Все происшествия в Европе в
предыдущем полу столетие случившиеся, -указывал он, -доказывает, что
народы, возмечтавшие о возможности внезапных действий и отвергнувшие
постепенность в ходе государственного преобразования, впали в ужаснейшие
бедствия и беззакония". Но “постепенность" в ходе
государственного преобразования понималась Пестелем "не как
постепенность ликвидации старого порядка, а как постепенность введения
представительных учреждений, которые должны находиться во главе управления
Россией"/2,
с.134/. Отсюда и необходимость, по
мысли Пестеля, на этот переходный период наделения Временного революционного
правительства до установления в государстве прочного революционного порядка
диктаторскими полномочиями.
В диктатуре
временного правительства сторонники Пестеля видели гарантию от возможных
междоусобиц. С одной стороны, оно должно было определить от "ужасов
безначалия," то есть народного восстания, с другой от любых
контрреволюционных попыток. Временное правительство устанавливает в России
республику в той форме, в какой она изложена в "Русской Правде"/2, с.134/. По окончание десятилетнего переходного
периода оно слагает свои полномочия, принимается новая конституция, но на
основе принципов "Русской Правды".
В Северном
обществе преобладала иная точка зрения: господствующей была идея созыва после
переворота Великого собора для определения будущего государственного устройства
и принятия конституции. В связи с этим иначе понимались функции временного
правительства иным был взгляд на его состав и срок полномочий. Задача
временного правительства заключалась в том, чтобы в кратчайшие сроки обеспечить
созыв Учредительного собрания и осуществить самые первые революционные
преобразования. Как считает Семенова:”В это правительство предполагалось включить наряду с членами тайного
общества некоторых государственных деятелей прежнего режима (Сперанского, Мордвинова,
Ермолова)”/6, с.56/. Пестелевская идея диктатуры
временного правительства вызывала главные споры и разногласия во время приезда
вождя Южного общества в Петербург в 1824 году. Ради единства действий,
объединения в перспективе обоих обществ и готовящегося вооруженного выступления
Пестель был вынужден сделать уступку- внешне отказаться от идеи диктатуры
временного правительства, согласиться с планом созыва после переворота
Учредительного собрания и соответственно с другим пониманием задач временного
правительства.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|