МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Политико-правовые взгляды декабристов

    Политико-правовые взгляды декабристов

    Министерство общего и профессионального образования РФ

    Марийский государственный университет

    Кафедра теории и истории государства и права

     

     

     

     

     

     

    ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ ВЗГЛЯДЫ ДЕКАБРИСТОВ

     

    Курсовая работа

     

     

    студента 1 курса, 12 гр.,

    ЮФ, д/о

    Булатова П.Ю.



    Научный руководитель:

    Доцент, к.и.н.

    Вайнштейн Г.С.




     

     

    Йошкар-Ола  1999

    СОДЕРЖАНИЕ

     

     

    Введение                                                                                                          3

    1 Влияние западноевропейских идей на мировоззрение декабристов          4

    1.1 Французская революция как источник формирования декабристкой идеологии и ее оценка декабристами                                                                                                                                                    4

    1.2 Распространение в России вначале XIX века идей французских просветителей           5

    1.3 Роль военных походов в образование в России революционного движения                 6

    1.4 Идеи французских и английских философов и их влияние на конституционные проекты декабристов 7

    2 “Русская Правда” Пестеля                                                                                                                         8

    2.1 Форма государства по “Русской Правде” и Временное революционное правительство в понимание декабристов                                                                                                                                  8

    2.2 Демократические преобразования в сфере прав человека                                                 13

    2.3 Решение аграрно-крестьянского вопроса                                                                            14

    2.4 Преобразования, предусмотренные “Русской Правдой”, в просвещения, судопроизводства и военном деле                                                                                                                                                17

    2.5 Решение национального вопроса                                                                                         19

    3 “Конституция” Муравьева                                                                         24

    3.1 Система органов государственной власти и административно-территориальное деление по “Конституции”                                                                                                                             24

    3.2 Избирательное право                                                                                                             30

    3.3 Решение крестьянского вопроса                                                                                           32

    3.4 Преобразования в сфере прав человека                                                                               33

    Заключение                                                                                                      36

    Список использованных источников                                                             37

    ВВЕДЕНИЕ



    Наследие декабристов всегда привлекало исследователей, ведь они оставили множество произведений, среди которых можно найти и работы политико-правового характера. И содержание этих работ по прежнему остается актуальным для России. Так, например, решение вопроса об административно-территориальном делении всегда будет оставаться важным для России из-за огромной размеров ее территории и большого количества народов, населяющих ее (о чем писал Пестель). Для истории государства и права наиболее интересны, как мне кажется, конституционные проекты декабристов, которые по своему реформаторскому потенциалу опередили историческое развитие России почти на столетие.

    Но эти проекты не возникли на пустом месте. И основными идеями, положенными в основу этих проектов, были идеи, разработанные философами Просвещения, которые, конечно же, трансформировались определенным образом с учетом специфики России.

    Таким образом, цель данного исследования данной курсовой работы, во-первых, рассмотреть Великую Французскую революцию и западноевропейскую философия как источник формирования политико-правовых взглядов декабристов, и прежде всего двух значительных политико-правовой мысли декабристов: конституционные проекты Пестеля и Муравьева (“Русская Правда” и ”Конституция”) и показать  то философское основание в соответствии с которым были написаны данные документы, да и на которых строилась декабристская идеология в целом (при этом, конечно, не следует забывать и других источников: деятельность русских просветителей XVIII века, Отечественная война 1812 года и самодержавно-крепостническая действительность России первой четверти XIX века).

    Во-вторых, это сравнительная характеристика “Русской Правды” и ”Конституции”, а также анализ тех социально-экономических, политико-правовых преобразований, которые декабристы собирались провести в сфере государственного устройства, управления и судоустройства; административно-территориального деления; решение национального и аграрного вопросов, а также изменений правового статуса личности в Российской империи (отмена сословного деления, признание конституционных прав граждан и так далее).
    1.ВЛИЯНИЕ ЗАПОДНОЕВРОПЕЙСКИХ ИДЕЙ НА МИРОВОЗЗРЕНИЕ ДЕКАБРИСТОВ

     

     

    1.1. Французская революция как источник формирования декабристкой идеологии и ее оценка декабристам

             Формирование декабристкой идеологии -необходимое условие возникновения и деятельности тайных декабристских организаций, разработки ими программных политических документов, а также революционной практики и планов восстания. Большое влияние на этот процесс  формирования оказали передовые западноевропейские идеи.

    Процесс воздействие этих идей на декабристов можно разделить на два этапа: 1) период до Отечественной войны 1812 года, характеризующийся влиянием идей Просвещения и Великой Французской революции (с учетом как положительных, так и негативных моментов), 2) период Отечественной войны 1812 года, заграничных походов 1813-1814 года, пребывание русского оккупационного корпуса графа Воронцова во Франции в 1815-1818 годах.

    Общественное движение в России в начале XIX века было связано с общим подъемом освободительного движения в Европе. “Французская революция конца XVIII века сделала так много, что весь XIX век, тот век, который дал всему человечеству цивилизацию и культуру, прошел под знаменем Французской революции,” -писал Ленин /4, с.398/. И поэтому великое общественное движение во Франции конца XVIII века оказало влияние на развертывание революционного движения во всех концах мира, в том числе и в России.

    Декабристы относились к ней неоднозначно. Они в своем большинстве приветствовали начало революции, одобряли ее принципы, провозглашенные в “Декларации прав” 1789 года.

    “Мы ненавидели преступления и любили правила Французской революции,” –отмечал М. Ф. Орлов /4, с.179/. И все же, несмотря на отрицательные стороны революции, как представляли их себе декабристы (“власть толпы”, якобинский террор, завершившийся термидором и затем утверждение диктатуры Наполеона), а также и на реставрацию после 1815 года в Европе абсолютистских режимов, наиболее проницательные представители декабристского круга не могли не усмотреть и конечных  положительных последствий революции. П. И. Пестель показывал: ”Возвращение бурбонского дома на французский престол и мои соображения о сем происшествия могу я назвать эпохою в моих политических мнениях, понятиях и образе мыслей, ибо начал рассуждать, что большая часть коренных постановлений, введенных революциею, были при монархии сохранены и за благие вещи признаны, между тем как все восставали против революции и я сам против нее всегда восставал. От сего суждения породилась мысль, что революция, видно, не так дурна, как говорят, и что может быть весьма  полезна, в какой мысли я укреплялся тем другим еще суждением, что те государства, в коих не было революции, продолжали быть лишенные подобных преимуществ и учреждений /3, с.148 /. Таким образом, осуждение “ужасов французской революции” не мешало видным идеологам декабризма осознавать, что, говоря словами М. Ф. Орлова, “эпоха французской революции- великая эпоха, что эпоха человека и разума”/4, с.348/. Критика “крайностей” французской революции у декабристов согласовывалась с признанием положительных в конечном счете результатов.



    1.2. Распространение в России вначале XIX века идей французских просветителей

    Французская философия и общественно-политические теории XVIII века, явившаяся идеологической подготовкой буржуазной революции, дали сокрушительную критику отжившего феодального порядка Франции. Эта революционная идеология находила живой отклик у передовых людей России, видевших отсталость самодержавно-крепостнических порядков. Их читали в подлиннике: знание французского языка являлось обязательным для каждого образованного человека в России. Идеи передовых мыслителей Западной Европы были хорошо знакомы образованному русскому обществу, особенное распространение  в России получили произведения французских просветителей и философов XVIII века.. Эти произведения переводились и на русский язык, издавались полностью или в отрывках, и даже делались попытки напечатать собрание сочинений. Кроме того, многие произведения идеологов буржуазной революции переводились и распространялись в списках.

    Во время следствия каждому декабристу задавался вопрос: ”С которого времени и откуда заимствовали вы свободный образ мыслей, то есть от сообщества ли, или внушения других;  или от чтения книг или сочинений в рукописях и каких именно?” Влияние Французских просветителей, литературы французских и английских публицистов неоспоримо- оно чрезвычайно велико и все декабристы говорят об этом. Судя по ответам, изучение английской конституции и конституции Северо-Американских Штатов оказало большое влияние на формирование мировоззрения декабристов, на политическую ориентацию. А. А. Бестужев показывал: “Первая же книга, развернувшая во мне желание конституции для моего отечества, была “О конституции Англии”/4, с.342/. При ответах на источники формирования вольнолюбивых взглядов многие декабристы указывают своих учителей и воспитателей. Вот что на следствие говорил А. М. Муравьев: “Уже в детстве внушал мне свободный образ мыслей мой тогда бывший дядька –швейцарец Бидо, который возвратился потом в свою родину”/4, с.234/. А вот, что позднее писал декабрист Роден в воспоминаниях: ”Французская революция 1789 года выгнала к нам тысячи выходцев, между ними людей весьма образованных из высших классов, много умных аббатов и всяких учителей по случаю вперемежку с аббатами заняли места воспитателей, и, сами убежав от революции, посеяли в русском дворянском юношестве первые семена революции”/4,с.366/.

     В политических и философских сочинениях западноевропейских и русских мыслителей, в изучении политэкономии, древней и новой истории, конституционного устройства некоторых стран Европы, Северо-Американских Соединенных Штатов пытались они найти ответы на волнующие их вопросы о причинах бедственного положения России, уяснить себе возможные пути и средства необходимых преобразований, которые могли бы ”спасти” Россию и обеспечить ей благоденствие.



    1.3. Роль военных походов в образование в России революционного движения

    Широкому знакомству с идеями французской революции и ее практическими результатами способствовали походы русских войск в Западную Европу и их пребывание за границей. Заграничные походы послужили важным “пропагандирующим фактором”/8, с.46/, воздействующем на всю армию -”от генерала до солдата”, которые невольно сравнивали увиденные ”порядки” в западноевропейских странах с ”порядками” в России. Отсюда неизбежно возникал вопрос о причинах ”неустройств” в России. ”Войска от генералов до солдат, -писал А. А. Бестужев, -пришедши назад, только и толковали: "Как хорошо в чужих землях". Сравнение со своим, естественно, произвело вопрос: почему же не так у нас?”/4, с.433/

    О влияние войны 1812 года и заграничных походов на формирование мировоззрение декабристов также сообщалось в показаниях на следствии. Например, С. Г. Волконский писал, что “с 1813 года заимствовался вольнолюбивыми и либеральными мыслями, находясь с войсками по разным местам Германии, и по сношениям могли с разными частными лицами тех мест, где находился. Более же всего получил склонность к таковому образу мыслей во время моего пребывания в конце 1814года и вначале 1815 года в Париже и Лондоне”/4, с.342/.

    Многие из будущих декабристов, находясь в Париже, встречались с передовыми политическими деятелями Франции, слушали лекции французских ученых по политическим вопросам. Ленин отмечал, что передовые дворянские офицеры ”были заражены соприкосновением с демократическими идеями Европы во время наполеоновских войн”/5, с.129/. После окончания войны, когда были созданы тайные общества и перед ними встала задача практической подготовки революционного переворота в России, они внимательно следили за достижением революционной мысли в Западной Европе.



    1.4 Идеи французских и английских философов и их влияние на конституционные проекты декабристов

    В основу декабристских проектов политического и социального переустройства России были положены принципы естественного права, выработанные мыслителями века Просвещения: Локком, Руссо, Монтескье, Дидро, Гольбахом, с произведениями которых авторы были хорошо знакомы. Под “естественными правами” понимались личная свобода человека, равенство всех перед законом, непризнание сословных различий, а также создание представительного образа правления при разделении властей на законодательную, исполнительную и судебную, при независимости судебной власти и ответственности исполнительной перед законодательной. Эти положения своим острием были направлены против феодально-абсолютистских порядков и содержали большой для того времени революционный заряд. Они декларировали и основы буржуазно-правового государства. При разработке своих проектов Пестель и Муравьев опирались также на конституционный опыт других государств- Северо-Американских Соединенных Штатов и некоторых других стран Западной Европы.

    2.“РУССКАЯ ПРАВДА ПЕСТЕЛЯ

     

     

    2.1.Форма государства по “Русской Правде” и Временное революционное правительство в понимание декабристов

     Решение национального вопроса Первые наброски конституционного проекта были сделаны Пестелем, по-видимому, уже в 1821 году. Основные положения этого документа обсуждались на первом съезде в январе 1923 году. Здесь было решено предоставить всем членам организации годичный срок для обдумывания  предложений Пестеля. На следующем съезде в январе 1823 года Пестель сделал более обстоятельный доклад о своем проекте, который был обсужден по всем пунктам и принят голосованием. Таким образом, конституционный проект Пестеля хотя и носил авторский индивидуальный характер, но все же являлся программным документом всего Южного общества.

    Полное название конституционного проекта Пестеля- "Русская Правда или Заповедная государственная дарственная Грамота великого народа российского, служащая  Заветом для государственного устройства России и содержащая верный Наказ как для народа, так  и для Временного верховного правления". Как следует из названия, этот документ должен был служить "наказом" Временному революционному правительству. Члены Южного общества- сторонники Пестеля придавали длите тельной диктатуре временного правительства  решающее значение в деле осуществления революционных преобразования. По мысли Пестеля, объявленное Сенатом после переворота временное правительство должно было состоять  в основном из членов тайного общества. Обладая диктаторской властью правительство после принесения ему присяги от Синода, Сената и всей России, "раздав Министерства, армии, корпуса и прочие начальства членам общества, мало-помалу в продолжение нескольких лет будут вводить новое образование"/2, с.124/. Пестель указывал, что преобразования не могли быть проведены сразу- необходим был именно этот десятилетний срок переходный период. "Все происшествия в Европе в предыдущем полу столетие случившиеся, -указывал он, -доказывает, что народы, возмечтавшие о возможности внезапных действий и отвергнувшие постепенность в ходе государственного преобразования, впали в ужаснейшие бедствия и беззакония". Но “постепенность" в ходе государственного преобразования понималась Пестелем "не как постепенность ликвидации старого порядка, а как постепенность введения представительных учреждений, которые должны находиться во главе управления Россией"/2, с.134/. Отсюда и необходимость, по мысли Пестеля, на этот переходный период наделения Временного революционного правительства до установления в государстве прочного революционного порядка диктаторскими полномочиями.

    В диктатуре временного правительства сторонники Пестеля видели гарантию от возможных междоусобиц. С одной стороны, оно должно было определить от "ужасов безначалия," то есть народного восстания, с другой от любых  контрреволюционных попыток. Временное правительство устанавливает в России республику в той форме, в какой она изложена в "Русской Правде"/2, с.134/.  По окончание десятилетнего переходного периода оно слагает свои полномочия, принимается  новая конституция, но на основе принципов "Русской Правды".

    В Северном обществе преобладала иная точка зрения: господствующей была идея созыва после переворота Великого собора для определения будущего государственного устройства и принятия конституции. В связи с этим иначе понимались функции временного правительства иным был взгляд на его состав и срок полномочий. Задача временного правительства заключалась в том, чтобы в кратчайшие сроки обеспечить созыв Учредительного собрания и осуществить самые первые революционные преобразования. Как считает Семенова:”В это правительство предполагалось включить наряду с членами тайного общества некоторых государственных деятелей прежнего режима (Сперанского, Мордвинова, Ермолова)”/6, с.56/. Пестелевская идея диктатуры временного правительства вызывала главные споры и разногласия во время приезда вождя Южного общества в Петербург в 1824 году. Ради единства действий, объединения в перспективе обоих обществ и готовящегося вооруженного выступления Пестель был вынужден сделать уступку- внешне отказаться от идеи диктатуры временного правительства, согласиться с планом созыва после переворота Учредительного собрания и соответственно с другим пониманием задач временного правительства.

    Страницы: 1, 2, 3, 4


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.