Политико-правовая концепция русского либерализма
Политико-правовая концепция русского либерализма
Министерство образования Российской Федерации.
Ярославский государственный университет имени
П.Г. Демидова.
факультет социально-политических наук
Реферат
Политико-правовая
концепция
русского
либерализма
Выполнил:
студент ПЛ. - 22
Григорьев П. В.
Научный руководитель:
Епархина О.В.
Ярославль 2002г.
Содержание.
Введение
Глава I. Истоки либерализма в международном
аспекте
Глава II. Классический либерализм в России:
2.1 Проекты
либеральных преобразований Сперанского
2.2 Политико-правовые
учения Б.Н. Чичерина
2.3 Либеральная концепция права и государства С.А. Муромцева и
Н.М.Коркунова.
Глава III. Второе пришествие либерализма в
Россию.
3.1
Радикал-либерализм
3.2. Социал-либерализм
Заключение
Список литературы
ВВЕдение.
Либерализм — (от латинского слова liberalis — свободный) по прямому смыслу — свободомыслие,
вольнодумство; - это политическая идеология, обосновывающая процесс
обособления и становления самостоятельного индивида, ставящая в центр внимания
защиту его естественных прав и свобод от вмешательства властей[1].
Такое определение либерализма можно
встретить почти в каждом учебнике по политологии или политической истории. Оно
является классическим в своем роде. Но для настоящего понимания либерализма, на
мой взгляд, его не достаточно. Либерализм имеет много ипостасей как в
историческом, так и в национально-культурном и идейно-политическом измерениях.
В трактовке основополагающих вопросов, касающихся взаимоотношений общества,
государства и отдельного индивида, либерализм представляет собой весьма сложное
и многоплановое явление, проявляющееся в различных вариациях, отличающихся как
внутри отдельных стран, так и особенно на межстрановом уровне. Он ассоциируется
с такими, ставшими привычными для современного общественно-политического
лексикона, понятиями и категориями, как идеи самоценности индивида и
соответственности за свои действия; частной собственности как необходимого
условия индивидуальной свободы; свободного рынка, конкуренции и
предпринимательства, равенства возможностей и т.д.; разделения властей, сдержек
и противовесов; правового государства с принципами равенства всех граждан перед
законом, терпимости и защиты прав меньшинств; гарантии основных прав и свобод
личности (совести, слова, собраний, создания ассоциаций и партий и т.д.);
всеобщего избирательного права и т.д.
Очевидно, что либерализм - это комплекс принципов и установок, которые
лежат в основе программ политических партий и политической стратегии того или
иного правительства или правительственной коалиции либеральной ориентации.
Вместе с тем либерализм - это не просто некая доктрина или кредо, он
представляет собой нечто неизмеримо большее, а именно тип и способ мышления.
Как подчеркивал один из ведущих его представителей XX в.
Б. Кроче: «либеральная концепция - метаполитическая, выходящая за рамки
формальной теории политики, а также в определенном смысле этики и совпадающая с
общим пониманием мира и действительности. Это система воззрений и концепций в
отношении окружающего мира, тип сознания и политико-идеологических ориентации и
установок, который не всегда ассоциируется с конкретными политическими партиями
или политическим курсом. Это одновременно теория, доктрина, программа и
политическая практика»[2].
Либерализм представляет собой весьма гибкую и динамичную систему,
открытую влиянию со стороны других течений, чутко реагирующую на изменения в
общественной жизни и модифицирующуюся в соответствии с новыми реальностями. Об этом
свидетельствуют все перипетии и основные вехи формирования и эволюции
либерализма.
При всей своей многовариантности либерализм имеет общие корни и
определенный комплекс концепций, идей, принципов и идеалов, в совокупности
делающих его особым типом общественно-политической мысли.
В силу необъятности проблемы и невозможности рассмотрения ее в рамках
одного реферата, в своей работе я поставил цель подробно проанализировать
политико-правовую концепцию более узкого спектра, а именно русского
либерализма. Вскрыть его особенности, остановится на наиболее видных
представителях. Ввиду многоплановости данной задачи, я попытался построить
исследование отталкиваясь от узловых проблем, характеризующих специфичность
русского либерализма.
Особенно в реферате я остановился на развитии идеологии либерализма в
Российской Федерации на современном этапе. Это придает исследуемой мною теме
еще большую актуальность. В последнее время события, происходящие на
российской политической и идеологической арене, вызывают особый интерес.
Наша страна переживает очень противоречивый, но судьбоносный период свой
истории. На мой взгляд, обращение к исследованию либерализма, его развитию,
очень важно для России именно сейчас. Для того чтобы каждый гражданин мог ясно
представлять, что такое права и свободы, идеи самоценности; частной
собственности и т.д., поскольку в противном случае, он не сможет сделать для
себя правильный вывод о том, какую позицию по отношению к политическому курсу,
и государственной власти он занимает, и о том, что бы он желал в них изменить.
Глава I.
Истоки
либерализма в международном аспекте.
Само
понятие "либерализм" вошло в общественно-политический лексикон в
начале XIX в. Первоначально оно использовалось в Испании,
где в 1812 г. "либералами" называли группу делегатов-националистов в
кортесах (испанской разновидности протопарламента), заседавших в Кадисе. Затем
оно вошло в английский и французский и вслед за ними во все европейские языки.
Своими корнями либеральное мировоззрение восходит к Ренессансу,
Реформации, ньютоновской научной революции. У его истоков были идеи таких
разных авторов, как Дж. Локк, Ш.-Л. Монтескье, И. Кант, А. Смит, В. Гумбольдт,
Т. Джефферсон, Дж. Мэдисон, Б. Кон-стан, А. де Токвиль и др. На протяжении всего
XIX в. эти идеи были развиты И. Бентамом, Дж. С. Миллем,
Т.Х. Грином, Л. Хобхаузом, Б. Бозанкетом и другими представителями западной
общественно-политической мысли. Несомненный вклад в формирование либерального
мировоззрения внесли представители европейского и американского Просвещения,
французские физиократы, приверженцы английской манчестерской школы,
представители немецкой классической философии, европейской классической
политэкономии.
При всех различиях общее между этими разными мыслителями, идейными
направлениями и движениями состояло в том, что они, каждый по своему, в
соответствии с реальностями своего времени высказывались за пересмотр
устоявшихся, но устаревших ценностей и подходов к решению важнейших
социально-экономических и политических проблем, за перестройку потерявших
эффективность общественно-политических и государственных институтов, за
ревизию, определенную модификацию и модернизацию основных положений, доктрин и
концепций в соответствии с изменившимся положением вещей в обществе, с новыми
тенденциями общественно-исторического развития. Участники английской буржуазной
революции середины XVII в., "славной" революции
1688 г., войны за независимость США (или американской революции), несомненно,
руководствовались многими из тех идеалов и принципов, которые позже стали
составной частью либерального мировоззрения.
Поворотным пунктом в размежевании современных течений западной
общественно-политической мысли следует считать Великую французскую буржуазную
революцию. Основополагающие идеи и установки, ставшие важнейшими
системообразующими составляющими классического либерализма, были сформулированы
в Декларации прав человека и гражданина 1789 г. и конституции 1791 г.
Либеральные принципы в той или иной степени получили практическое осуществление
в ограниченном конституционном строе, установленном во Франции в 1814 г.,
особенно после июльской революции 1830 г., а также в Третьей республике в 1870
г. Ощутимых успехов они добились в Швейцарии, Голландии, Скандинавских странах.
Немаловажную роль либералы сыграли в объединении Италии и Германии и
формировании государственной системы этих стран. Своеобразным полигоном, на
котором либеральные идеи проходили главную проверку и испытание, стали
Великобритания и США.
В России в силу целого комплекса причин либеральное мировоззрение
укоренилось сравнительно позже - в конце XIX - начале XX в. Но тем не менее представители русской общественно-политической
мысли внесли собственную лепту в понимание и разработку либерализма, но об этом
я расскажу несколько позднее.
Либерализм формировался, развивался и утверждался в различных
социально-исторических и национально-культурных условиях. При близком
рассмотрении в либерализме обнаруживается весьма причудливое разнообразие
оттенков, переходных ступеней, противоречий и т.д. Как правило, выделяют две
исторически сложившиеся либеральные традиции: англосаксонская и
континентальноевропейская. В XIX в. первая ассоциировалась
со свободной торговлей, интернационализмом, развитием конституционных норм и
укреплением демократических ценностей. На политической арене носительницей
важнейших ценностей и принципов этой традиции стала либеральная партия
Великобритании. С самого своего возникновения она постепенно наращивала
поддержку со стороны избирателей и влияние в обществе, пока во второй половине XIX в. не превратилась в одну из двух ведущих политических партий страны. Однако
с выдвижением на политическую авансцену лейбористской партии, которая привлекла
на свою сторону рабочий класс, либералы стали постепенно терять свои позиции. В
1940-1945 гг. они в последний раз участвовали в правительственной коалиции.
Что касается континентальноевропейской традиции, то в ней больший
акцент делался на процессы национальной консолидации и отказ от всех форм
экономического, политического и интеллектуального авторитаризма. В силу
большого разнообразия исторических условий в каждой стране либерализм обрел
собственную окраску. Постепенно в нем выделились два соперничающих между собой
течения - умеренных и прогрессистов. Последние, в свою очередь, также
характеризовались разнообразием идеологических позиций, что, в частности,
проявилось в названиях их партий - от либералов до радикалов.
Разнородность как самого либерализма в качестве особого течения
общественно-политической мысли, так и либеральных партий в разных странах
объяснялась главным образом тем, что в разных странах с различной степенью
остроты вставали проблемы обеспечения экономических свобод, конституционных
реформ или секуляризации государства. Дополнительным фактором, определившим
различие идеологической окраски либеральных партий в отдельных странах, стала
проблема национального возрождения и объединения, как это было, например, в
Италии и Германии. Здесь либерализм стал одной из мобилизующих сил
национально-государственного объединениям.
Соображения экономии места не позволяют затрагивать
особенности развития либерализма в европейских странах. Но без этого краткого
анализа либерализма в международном аспекте, сложно представить специфику
русского либерализма, его идеи и принципы, обусловленные соответствующими
национально-культурными и историческими реальностями.
Итак, обратимся к развитию классического либерализма в
России.
Глава II.
Классический
либерализм в России.
В конце XVIII века -первой половине
XIX в., в то время когда в Европе понятие "либерализм" прочно вошло
в общественно-политический лексикон и шло активное формирование либерального
мировоззрения, государственный и общественный порядок Российской империи
находился на прежних основаниях. Дворянство, составлявшее малую часть
населения, оставалось господствующим, привилегированным классом. Освобожденные
от обязательной службы государству помещики из служилого сословия превратились
в праздный, чисто потребительский «класс рабовладельцев». Из дворян
формировались бурно растущие в то время канцелярии бюрократического аппарата
империи. В стране царил чиновничий и помещичий произвол. Правительство
предпринимало попытки проведения общественных реформ, но проблемы изменения
государственного строя или совершенствования законодательства в России первой
половины XIX в. практически отступали. Острейшим явился вопрос о крепостном
праве. «Целая половина населения империи, которого тогда считалось свыше 40
млн. душ обоего пола, — писал В. О. Ключевский в своем Курсе русской истории, —
целая половина этого населения зависела не от закона, а от личного произвола
владельца... Крепостное русское село превращалось в негритянскую
североамериканскую плантацию»[3].
Государственная политика выражала интересы основной массы
дворянства. Правительство порой осознавало опасность углубляющейся розни
основных сословий, но сколько-нибудь существенные реформы провести было неспособно.
Как во всяком самодержавном государстве, политика России во многом зависела от
личности монарха. Так еще в конце XVIII в. Павел I отменил некоторые привилегии
дворян и законодательно ограничил барщину тремя днями в неделю; но он же роздал
в частное владение (дворянам) около 100 тыс. дворцовых и казенных крестьян.
Однако постепенно набирали силу иные тенденции. Темпы развития
экономики неуклонно замедлялись, что влекло за собой все большее отставание
России от Запада, ослабление ее в хозяйственном, военном и политическом
отношении. В высших эшелонах власти процветали фаворитизм, взяточничество,
бюрократизм, коррупция. Перед обществом реально встал вопрос о правомерности
существования сложившейся феодально-крепостнической системы.
Этот
вопрос о переменах в самих основах устройства российского общества стал
восприниматься уже не как отвлеченная проблема, а как жизненная потребность.
Невозможность управления страной старыми методами, необходимость общественных
преобразований явились той необходимой предпосылкой возникновения в России
либеральной идеологии.
Важную
роль здесь сыграли просветительские идеи французских XVIII в. (Вольтера,
Дидро, Монтескье и др.) мыслителей. Французское просветительство продолжало
оставаться базой для распространения среди передовой части русского общества реформаторских
настроений. Именно в этой среде формировалось убеждение в необходимости
общественных преобразований. Таким образом, ранние политические и
идеологические движения либерального типа в России имели западническую
ориентацию.
Либерализм,
укрепивший свои позиции в процессе реформ середины XIX в., ставил своей целью
преобразовать общественный, политический и государственный строй России в
соответствии с образцами мирового, естественного, европейского пути развития.
Основными положениями либералистских доктрин стали: капитализм со свободой
предпринимательства и частной инициативы, права и свободы индивидуальной
личности, светский характер общества, политический плюрализм, всеобщее
избирательное право, парламент, конституционная монархия (с предельно
ограниченной властью монарха) или республика, «правовое государство» и режим законности.
Важно отметить, что нарастающие
противоречия феодального строя в России отражались в постоянном противостоянии
и столкновениях либеральной и охранительной (консервативной) идеологий.
Наиболее яркими проявлениями назревшего кризиса крепостничества и самодержавия
были возникновение тайных обществ и выступление декабристов.
Либеральное движение в России
развивалось в стесненных режимом условиях, его социальная база была неширокой,
поэтому многие положения классического либерализма были здесь интерпретированы
применительно к местным условиям. Явным примером такой интерпретации, является
политико-правовая доктрина М.М. Сперанского.
2.1
Проекты
либеральных преобразований Сперанского
Александр I, вступивший на престол в
результате убийства Павла I, в начале своего царствования обещал управлять
народом "по законам и по сердцу своей премудрой бабки" Екатерины II. В этом сочетались как его либеральные воззрения, так и стремление
завоевать популярность в обществе.
Основной заботой правительства
провозглашалась подготовка коренных (основных) законов для уничтожения
"произвола правления". В обсуждение проектов реформ были вовлечены
придворные вельможи. Обсуждались относительно мелкие вопросы и разрозненные
реформы некоторых государственных учреждений, пока в окружение императора не
попал талантливый мыслитель и государственный деятель Михаил Михайлович
Сперанский (1772—1839).
По заданию Александра I Сперанский
подготовил ряд проектов усовершенствования государственного строя империи, по
существу, проектов российской конституции.
Рассматривая
либеральные идеи М.М. Сперанского, главным образом следует отметить, что они
возникли не пустом месте. И даже не столько социально-политическая обстановка
того времени оказала на них серьезное влияние, нет, в их основе лежали – идеи
западного просветительства (главным образом французского). С этими идеями
Сперанский познакомился еще будучи семинаристом Александро-Невской семинарии,
где в самообразовании своем он вышел далеко за рамки религиозных вопросов
нравственного бытия, заинтересовался существующими в человеческом обществе
механизмами властвования и средствами управления людьми. В этом ему выступила в
помощь богатая семинарская библиотека, в которой всегда можно было найти труды
Локка, Монтескье, Вольтера, Руссо, Дидро и др.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|