МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Петр Аркадьевич Столыпин

    Петр Аркадьевич Столыпин

    ВВЕДЕНИЕ

    В начале века Россия вступила на путь капиталистического развития.   Поражение в войне с Японией в 1904-05гг. показало, что Россия не способна конкурировать со странами, свободно развивающимися капиталистическим путем. Назревшие противоречия привели к революционному взрыву. России требовались, как и политические, так и экономические реформы, которые смогли бы укрепить и оздоровить экономику. Вожаком этих реформ должен был быть человек, для которого важна была судьба России. Им стал Петр Аркадьевич Столыпин.

    Личность и деятельность П.А. Столыпина были столь ярки и масштабны, что, кажется, никого не оставляли равнодушным. Более того, само его имя вызвало резкую поляризацию не только политических мнений, взглядов, пристрастий, но и сугубо личных чувств – от нескрываемого восхищения до неприкрытой ненависти. Одни называли его спасителем Родины, опорой Отечества, надеждой России в смутную пору, другие – обер-вешателем, черносотенцем, палачом, а выражения «столыпинский галстук», «столыпинский вагон» стали нарицательными.

              Целью же своей он ставил создать обновленную, реформированную страну, благоденствующее, демократическое государство.

    В своем реферате я собираюсь раскрыть личность и деятельность Петра Столыпина – великого реформатора и государственного деятеля.

















    ГЛАВА 1. РОССИЯ НА РУБЕЖЕ XIX-XX ВЕКОВ.[1]

    В конце 19-начале 20 в. мировое общество вступило в новую фазу своего развития. Капитализм  стал основной мировой системой, достигнув в передовых странах империалистической стадии.

    Россия, хотя и во втором “эшелоне”, но вступила на путь капиталистического развития. Однако в начале 20 века она оставалась среднеразвитой аграрно-индустриальной страной с ярко выраженной многоукладностью экономики. Наряду высокоразвитой капиталистической индустрией в экономике страны большой удельный вес принадлежал различным раннекапиталистическим и полуфеодальным формам хозяйства от мануфактурного, мелкотоварного до патриархально-натурального. Средоточием   пережитков   феодальной  эпохи  оставалась  российская деревня.  Важнейшими из них были,  с одной стороны,  латифундиальное помещичье    землевладение,   крупные   помещичьи   имения,   широко практиковавшиеся отработки  (прямой  пережиток  барщины),  с  другой стороны крестьянское     малоземелье,     средневековое    надельное землевладение,  община с ее переделами,  чересполосицей, тормозившие модернизацию   крестьянского   хозяйства.    Здесь   тоже   произошли определенные сдвиги,  что находило выражение в  расширении  посевных площадей,   росте   валовых   сборов  сельскохозяйственных  культур, повышении урожайности,  использовании удобрений,  машин и т.д.  В целом  аграрный  сектор разительно отставал от промышленного,  и это отставание все более принимало форму острейшего  противоречия  между потребностями  буржуазной  модернизации страны и тормозящим влиянием феодальных пережитков.

    Это отражалось и в социально-классовой структуре   страны. Наряду  с   формировавшимися классами   буржуазного   общества   (буржуазия,   мелкая  буржуазия, пролетариат) в нем продолжало существовать  и  сословное  деление  - наследие  феодальной  эпохи (дворянство,  купечество,  крестьянство, мещанство).

                Ведущие позиции  в  экономике  страны  к началу XX в.  занимала буржуазия.  Однако она вплоть до середины 90-х годов  фактически  не играла       сколько-нибудь       самостоятельной       роли       в общественно-политической   жизни   страны.   Будучи   зависимой,   от самодержавия,    она   долгое   время   оставалась   аполитичной   и консервативной     силой.     Дворянство,     оставаясь     правящим классом-сословием,  сохранило  и  значительную  экономическую  силу. Несмотря на утрату почти 40%  всех  своих  земель,  оно  к  1905  г. сосредоточило   свыше   60%  всего  частного  землевладения  и  было важнейшей  социальной  опорой  режима,  хотя  в   социальном   плане дворянство  теряло свою однородность,  сближаясь с классами и слоями буржуазного общества. Крестьянство, составляющее почти 3/4 населения страны,   также   было   глубоко   затронуто  процессом  социального расслоения (20%  - кулаки,  30%  - середняки,  50% - бедняки). Между полярными  его  слоями  назревали  свои  противоречия.  Но  в  целом крестьянство    по    своему    правовому     положению,     а     в социально-политическом   плане   перед  лицом  помещиков  и  властей представляло собой единый класс-сословие.

    Политический строй  России  -  абсолютная  монархия.  Сделав  в 60-70-х годах XIX в.  шаг по пути превращения в буржуазную монархию, царизм юридически и фактически сохранил  все  атрибуты  абсолютизма. Закон  по-прежнему провозглашал:  "Император российский есть монарх самодержавный и неограниченный".  Николай II,  вошедший на престол в1894  г.,  твердо  усвоил мысль о божественном происхождении царской власти и считал, что самодержавие есть единственная форма правления, приемлемая для России, отвергая все попытки ограничить свою власть.

    Вплоть до 1905 г.  высшими государственными органами  в  стране были  Государственный  совет,  постановления которого имели для царя рекомендательный характер,  и Сенат - высшая  судебная  инстанция  и толкователь   законов.   Исполнительная   власть  осуществлялась  11 министрами,  деятельность которых отчасти координировалась комитетом министров. Их состав определялся монархом.

              Неограниченность царской   власти   на  местах  проявлялась  во всевластии чиновников и полиции, оборотной стороной которой являлось гражданское и политическое бесправие народных масс. Социальный гнет, отсутствие элементарных гражданских  свобод  дополнялись  во  многих районах России национальным гнетом.

              Поражение в войне с Японией в 1904-05гг. показало, что Россия не способна конкурировать со странами, свободно развивающимися капиталистическим путем. Назревшие противоречия привели к революционному взрыву. России требовались, как и политические, так и экономические реформы, которые смогли бы укрепить и оздоровить экономику. Вожаком этих реформ должен был быть человек, для которого важна была судьба России. Им стал Петр Аркадьевич Столыпин.




    ГЛАВА 2. ПОЛИТИЧЕСКАЯ КАРЬЕРА  П.А.СТОЛЫПИНА.[2]

             

    Служебный путь, проделанный Столыпиным в провинции, был обычным, на отличающимся от карьеры других чиновников, ставших губернаторами. Происходя из старинного дворянского рода, Столыпин, окончив Виленскую гимназию, поступает на физико-математический факультет Петербургского университета. После его окончания служит в министерстве государственного имущества, но спустя год переводится в Министерство Внутренних Дел предводителем дворян в Ковенскую губернию. Такому назначению Столыпин был рад. Много общаясь с крестьянами, он понимал их говоры: о земле, о ведении хозяйства. Его дочь писала «Мой отец любил сельское хозяйство…».

              Через 10 лет Столыпин назначается ковенским губернатором, а в 1902 году - гродненским губернатором.

              В 1902 году Столыпин участвует в совещании о развитии сельскохозяйственной промышленности, где он высказался за уничтожение общинной чересполосицы и расселения по хуторам. Эта позиция была высказана позже в 1906 году и в комбинации с другими новшествами была принята как «Столыпинская реформа».

              В марте 1903 года П.А.Столыпина назначают губернатором в более крупную саратовскую губернию. Здесь и застала его первая революция, для подавления которой он применил весь арсенал средств - от прямого обращения к народу до расправы с помощью казаков.

              В апреле 1906 года Столыпин назначается министром внутренних дел, хотя и не ожидал такого назначения. Борьба с революцией ложится на его плечи. А 24 августа 1906 года опубликовывается правительственная программа. В ней Столыпин объявлял направления своей политики  в  подготовке важнейших законов:

    þ    о свободе вероисповедания;

    þ    о неприкосновенности личности и о гражданском равноправии, в смысле устранения ограничений и стеснений отдельных групп населения;

    þ    об улучшении крестьянского землевладения;

    þ    об улучшении быта рабочих и, в частности, о государственном их страховании;

    þ    о реформе местного самоуправления;

    þ    о преобразовании местных судов;

    þ    о реформе высшей и средней школы;

    þ    о земском самоуправлении в Прибалтийском, а также Северо- и Юго-Западном крае;

    þ    о реформе полиции…

              Столыпин воспользовался 87 статьей Основных законов, которая предоставляла правительству право решать вопросы во время перерывов в работе Думы и в случае исключительных обстоятельств.


    ГЛАВА 3. СТОЛЫПИН И ДУМА.[3]


    1.     КОНФЛИКТ I ГОСДУМЫ С ПРАВИТЕЛЬСТВОМ.


              П.А. Столыпин пришел к власти в переломный момент, когда в правящих кругах происходил пересмотр политического курса. Новый курс представлял собой попытку царизма укрепить свою социальную опору, расшатанную революцией, сделав ставку на крестьянство.

              Первая Дума была враждебной правительству с первого до последнего дня. Она поставила себе целью прорваться дальше прав Манифеста 17 октября, хотя внешне, казалось, она должна была быть вполне послушной.

              Правительство возглавлял уже не Витте, а Горемыкин, старый консервативный умный бюрократ. И все правительство было консервативно, что, наверное, было правильно для уравновешивания чересчур левой Думы.

              В ней наиболее организованной была партия конституционных демократов. К кадетам примыкали партия демократических реформ и партия мирного обновления. Были и другие – октябристы, социалисты, национально- автономистские группы – польская, латвийская, эстонская, литовская и западных губерний. В общем, к оппозиции принадлежало больше половины думцев. Однако при всей оппозиционности почти все думцы были настроены заниматься мирной законодательной деятельностью по переустройству русской жизни, и верили, что правительство не будет в силах помешать им, а тем более распустить Думу.

              Правительство не сразу поняло свое положение. Оно рассчитывало после первых формальных заседаний распустить Думу до осени, а там уж обстановка должна была показать, что дальше. После переговоров с председателем Думы она воспротивилась.

              Власти были обескуражены и стали предлагать на рассмотрение Думе вопросы, имеющие какой-то районный характер (постройка прачечной и т.д.). Увидев такое пренебрежение, думцы сами стали выводить жгучие вопросы для обсуждения. Заявление думцев об амнистии по революционным, аграрным и политическим преступлениям не было воспринято властями, и начало конфликта было положено. Далее I Дума изложила свою программу реформ. Этот документ содержал все пункты кадетской программы:

    þ    упразднить Государственный Совет;

    þ    установить ответственность министров перед Думой;

    þ    всеобщее голосование;

    þ    права собраний;

    þ    свободы печати;

    þ    полной свободы совести;

    þ    отмены сословных привилегий.

              Властям надо было что-то делать.

              Совет министров долго спорит о тексте декларации. Одни требуют решительных мер, другие предупреждают, что не следует вмешиваться в диалог Думы и царя, не следует провоцировать опасный конфликт с Думой, а нужно представить на ее рассмотрение больше законопроектов, чтобы занять ее делом. За мирный разговор были только двое – Столыпин и Извольский, министр иностранных дел. Остальные – за грозную декларацию.

              В результате Думу охватило негодование, вылившееся в «полное недоверие» министерству и пожелания «немедленного выхода его в отставку и замены министерством, пользующимся доверием народных представителей». Глава правительства решил игнорировать Думу и публично заявил, что рассматривает ее как собрание беспокойных людей, действия которых не имеют ни какого значения. Это был бойкот.

              Ход русской государственной жизни замер. Дума чувствовала свое бессилие. Практически на все вопросы Думы, правительство отвечало отрицательно. Дума выдвинула несколько аграрных законопроектов. Один из проектов, названный проектом 104-х, провозглашал национализацию всех земель государства. И как ни странно позже трудовики и крестьяне отвергли свой проект 104-х.

              Противостояние правительства и Думы завершилось указом царя о роспуске Думы и отставке правительства. Утром 9 июля 1906г. указ был опубликован. Этим же указом Столыпин назначался председателем Совета министров. В августе этого года принимаются указы об увеличении земельного фонда, находящегося в Крестьянском банке, за счет передачи ему удельных и казенных земель. И, наконец, 9 ноября 1906г. выходит Указ «О дополнении некоторых постановлений действующего закона, касающихся крестьянского землевладения и землепользования», положение которого и составили основное содержание столыпинской реформы. В 1910г. он становится законом.


    2.     II  ГОСДУМА.

              Вторая Государственная Дума открылась 2 февраля 1907г. Ее состав изменился. Силы в ней распределялись таким образом, что при равновесии сторон решающая роль принадлежала польскому коло (Р. Дмовский). Правые и примыкавшие к ним умеренные составляли 1/5 Думы. Кадеты, изменившие свою тактику, с примыкавшими к ним мусульманами – чуть больше. Социалисты – более 2/5. Самая большая перемена по сравнению с Первой Думой была в фигуре председателя Совета министров. 6 марта в зале дворянского собрания Столыпин объявил правительственную программу.

              Он предложил следующие направления деятельности правительства:

    þ    Решение земельного вопроса;

    þ    Обеспечение свободы личности;

    þ    Укрепление начал веротерпимости и свободы совести;

    þ    Упразднение административной высылки;

    þ    Введение местного самоуправления, в том числе в Прибалтийском Западном крае и Царстве Польском;

    þ    Передача самоуправлению части государственных доходов;

    þ    Преобразование полиции, передача политических дознаний из ведения жандармской полиции следствию, установление точной сферы действия полиции;

    þ    Преобразования судов, допущение защиты на предварительном следствии;

    þ    Реформа рабочего законодательства, ненаказуемость экономических стачек, государственное страхование рабочих, снижение продолжительности труда, снижение норм малолетним, организация врачебной помощи;

    þ    Защита интересов русской торговли и промышленности на Дальнем Востоке, постройка Амурской железной дороги;

    þ    Школьная реформа, улучшение материального положения преподавателей, общедоступность, а впоследствии – и обязательность начального образования;

    þ    Возрождение армии и флота.

              Впоследствии речи Столыпина производили большое впечатление на думцев. 10 марта он выступил с изложением правительственной концепции разрешения аграрного вопроса. 10 мая выступил с речью об устройстве быта крестьян и о праве собственности. Эта речь стала наиболее знаменитой не потому, что в ней изложены социальные и экономические аргументы, а потому, что он – последний защитник империи.

              Одновременно в Думе шли дебаты по двум вопросам: аграрная политика и принятие чрезвычайных мер против революционеров. Правительство требовало осуждения революционного терроризма, но большинство депутатов отказались это сделать. Более того, 17 мая Дума проголосовала против «незаконных действий полиции».

              Сомнения не было, что вторая Дума вскоре прекратит свое существование. Не было только предлога: его искали и вскоре нашли. С помощью двух провокаторов было состряпано обвинение социал-демократической фракции второй Думы в подготовке ее военного заговора.

              Манифестом 3 июня 1907г. Вторая Дума была распущена. Акт 3 июня был справедливо назван государственным переворотом, он был совершен в нарушении манифеста 17 октября и основных законов 1906г., согласно которым ни один закон не мог быть принят без санкции Государственной Думы.

    Избавившись от оппозиционной думы, Столыпин теперь мог проводить политику авторитарную и консервативную, основанную на твердой решимости обновить страну и укрепить власть. Для этого почва была подготовлена новым избирательным законом.



              3. III  ГОСДУМА.


              Думский справочник 1916 года показывает такую картину: дворяне, составляющие, по переписи 1897 года, менее 1% населения, получили в третьей Думе 43% от общего числа, то есть 66 мест, примерно 15% мест получили помещики. Лица либеральных профессий-84 (около 20%), торговцы 36(7.5%), священники и миссионеры получили 44 места (около 10%) от общего числа. Рабочие и ремесленники получили 11 мест.

              Новой избирательный закон, обнародованный также 3 июня 1907 года, делал откровенную ставку на помещиков и крупную буржуазию. С этой целью закон резко увеличивал от курии землевладельцев, получивших 50% мест. Очень ловкий ход был сделан правительством против кадетов в пользу октябристов: городская курия была разделена на два разряда на основе имущественного ценза.

              В третьей Государственной Думе скопилось два большинства. При голосовании за явно консервативные проекты фракция октябристов(154 депутата) голосовала вместе с фракциями правых и националистов(147 депутатов), а при голосовании за проекты реформ буржуазного характера те же октябристы объединялись с кадетами и примыкавшими к ним фракциями. Существование двух блоков в Думе позволяло Столыпину проводить политику лавирования между помещиками и помещиками и крупной буржуазией.

              Создание третьеиюньской системы, которую олицетворяла третья Дума, наряду с аграрной реформой было вторым шагом превращения России в буржуазную монархию (первым шагом была реформа 1861 года).

              Социально-политический смысл сводится к тому, что Дума «крестьянская» превратился в Думу «господскую».

              16 ноября 1907 года, спустя две недели после начала работы третьей Думы, Столыпин выступил перед ней с правительственной декларацией. Из нее следует, что первой и основной задачей правительства являются не «реформы», а борьба с революцией. Несколько позже, в марте 1908г. Столыпин выступил в Думе с речью о сооружении Амурской железной дороге. Второй центральной задачей правительства Столыпин объявил проведение аграрного закона 9 ноября 1906 года, являющегося «коренной мыслью теперешнего правительства…».

              1909 год считается высшей точкой в судьбе реформатора, и одновременно – начало заката.

              Первый признак отрицательных перемен еще не был осязаем, был воспринят как простое недопонимание между Столыпиным и Николаем. Разговор касался некоего Григория Распутина. Столыпин не раз предупреждал царя, что Распутин  не «старец», а развратник и даже может быть террорист. За Распутиным велось наблюдение. По одной версии его убили, по другой – он сбежал в Сибирь. Столыпин несколько успокоился.

    Страницы: 1, 2


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.