35. Революционная борьба за независимость и
образование США. Формирование конституционного законодательства.
Противоречия между рабовладельческим Югом и промышленным Севером в
первые три десятилетия существования США стали быстро нарастать по мере
экономического подъема рабовладельческих штатов. После принятия Иллинойса в
состав союза в стране оказалось 11 свободных штатов и 10 рабовладельческих.
В конце 1860 — начале 1861 г. правящие рабовладельческие круги 13 южных
штатов пошли на крайнюю меру на сецессию, т. е. на выход из федерации и на
провозглашение в феврале 1861 г. Конфедеративных штатов Америки. Вскоре
после официального вступления А. Линкольна на пост президента (в марте 1861
г.) конфедераты подняли мятеж, пытаясь насильственно свергнуть
конституционное правительство, провозгласили новую конституцию Конфедеративных
штатов Америки. Стремясь распространить рабовладельческие отношения на
территорию всего союза, конфедераты начали 12 апреля 1861 г. Гражданскую
войну, которая продолжалась четыре года и закончилась 26 мая 1865 г. Победа
капиталистического Севера была исторически предрешена, но коренной перелом в
ходе Гражданской войны, который первоначально был более благоприятен для
южан, наступил после решения принципиального вопроса
буржуазно-демократической революции — вопроса о рабстве. Первоначально
рабство на территориях взбунтовавшихся штатов было отменено Прокламацией
президента А. Линкольна от 1 января 1863 г. Затем, по окончании Гражданской
войны (1865), была принята XIII поправка к конституции, которая предписала:
"В Соединенных Штатах или каком-либо месте, подчиненном их юрисдикции,
не должны существовать ни рабство, ни подневольное услужение, кроме тех
случаев, когда это является наказанием за преступление, за которое лицо было
надлежащим образом осуждено". Гражданская война привела к серьезным
изменениям в правовой и политической системе США. Важное значение имели
положения XIV поправки, которые запретили штатам принимать законы,
ограничивающие льготы и привилегии граждан США; запретили штатам лишать
кого-либо свободы или собственности без надлежащей правовой процедуры или
отказывать кому-либо в пределах своей юрисдикции в равной защите законов.
Две эти поправки создали юридические условия не только для освобождения
негров, но и уравнения их в правах с белыми гражданами. Однако прогрессивные
предписания XIII и XIV поправок были "торпедированы" решениями Верховного
суда 1883 и 1896 гг., признавшими неконституционным Закон о гражданских
правах 1875 г. и конституционными законы штатов, устанавливавшие
"раздельные, но равные возможности" для белых и черных. Последняя
"поправка Гражданской войны" XV, принятая в 1870 г., запрещала
дискриминацию на выборах: "Право голоса граждан Соединенных Штатов не
должно отрицаться или ограничиваться Соединенными Штатами или каким-либо
штатом по признаку расы, цвета кожи либо в связи с прежним нахождением в
подневольном услуженииПринятие конституции США было обусловлено реальными
экономическими, политическими, социальными и идеологическими
обстоятельствами. Развал "вечного Союза", чудовищный партикуляризм,
экономический хаос, угроза гражданской войны — все это требовало создания
единого государства на базе 13 практически независимых штатов. В феврале 1787
г. Конгресс принял резолюцию о созыве в мае в Филадельфии специального
конвента из делегатов, назначаемых штатами, с единственной целью пересмотреть
Статьи конфедерации. Однако конвент пошел дальше, он принял конституцию.
Филадельфийский конвент представлял собой небольшую, но внушительную
коллегию из 55 делегатов. 39 из них были делегатами Конгресса, остальные имели
опыт политической деятельности в своих штатах. Все делегаты конвента были
состоятельными людьми. В его состав входили выдающиеся деятели эпохи. Все
понимали важность исполняемой миссии. Американская конституция в том виде, в
каком она была одобрена конвентом и затем ратифицирована, представляет собой
весьма краткий документ. Она состоит из. преамбулы и 7 статей, из которых
только 4 разбиты на разделы. По мнению делегатов власть едина, но она имеет
три ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Во-первых, все три
ветви власти имеют различные источники формирования. Носитель законодательной
власти Конгресс состоит из двух палат, каждая из которых формируется особым
способом. Палата представителей избирается народом, т. е. избирательным корпусом,
который в те времена состоял только из белых мужчин-собственников. Сенат — легислатурами
штатов. Президент — носитель исполнительной власти избирается косвенным
путем, коллегией выборщиков, которые в свою очередь избираются населением
отдельных штатов. Наконец, высший орган судебной власти — Верховный суд —
формируется совместно президентом и сенатом. Во-вторых, все органы
государственной власти имеют различные сроки полномочий, поскольку каждые два
года они переизбираются на одну треть. Президент избирается на 4 года, а
члены Верховного суда занимают свои должности пожизненно. В-третьих,
конституция предусмотрела создание такого механизма, в рамках которого
каждая из ветвей власти могла нейтрализовать возможные узурпаторские поползновения
другой. В соответствии с этим конгресс получил право как суверенный
законодательный орган отклонять любые законопредложения президента, включая
финансовые, которые он может вносить через свою креатуру в палатах. Сенат
может отклонить любую кандидатуру, предложенную президентом для занятия
высших гражданских федеральных должностей, так как для ее утверждения требуется
согласие двух третей сената. Конгресс, наконец, может привлечь президента к
ответственности в порядке импичмента и отстранить его от должности. Система
"сдержек и противовесов" должна была не только предупредить
узурпаторские тенденции каждой из трех ветвей власти, но и обеспечить
стабильность и непрерывность функционирования самой государственной власти.
Конституция заложила основы федеративной формы государственного устройства,
хотя соответствующего понятия в ее тексте нет. Федерация явилась результатом
классового компромисса буржуа и рабовладельцев, напуганных народными
волнениями и конферативной неурядицей. Американская конституция положила в
основу федерации дуалистический (двойственный) принцип, в силу которого
устанавливалась предметная компетенция союза, а все остальное (с некоторыми
оговорками и уточнениями) относилось к ведению штатов. Предписания
первоначального текста вскоре были уточнены Х поправкой 1791 г., в которой
провозглашалось: "Полномочия, не делегированные Соединенным Штатам
настоящей Конституцией и пользование которыми не запрещено ею отдельным
штатам, сохраняются соответственно за штатами либо за народом".
Важнейшее значение для прочности учреждаемого союза имело предписание ст.
VI, в которой закреплялся принцип верховенства федерального права по
отношению к правовым установлениям штатов. Конституция не только провозгласила
принцип верховенства федерального права, но и предусмотрела механизм,
обеспечивающий его реализацию, а именно положение о том, что в случае
коллизии законов судьи штатов всегда должны отдавать предпочтение федеральному
праву. Эта конституционная норма является краеугольным камнем всего здания
американского федерализма.
|
36. Государственное и правовое развитие США в
19-начале 20 века.
Для вступления К в силу необходима была ее ратификация по крайней
мере девятью штатами, но ряд штатов в качестве условия ратификации
потребовали включения в К десяти поправок - БИЛЛЯ О ПРАВАХ. Они были
ратифицированы в 1791 . Поправка 1 - свобода слова, печати, митингов и
демонстраций, вероисповедания. Поправка 4 - неприкосновенность личности,
жилища, бумаг и имущества граждан от необоснованных арестов и обысков. Поправка
5 - гарантия прав на суд присяжных в уголовном процессе, Запрет дважды
наказывать за одно и то же преступление . Разрешила отказываться давать
показания против себя самого. Поправка 8 - запрет налагать чрезмерные налоги
и штрафы, а также жестокие и необычные наказания. 1865 - 1870 - три
поправки к конституции : - Поправка 13 -отмена рабства на всей территории
США - Поправка 14 - уравнение негров в гражданских правах с белыми -
Поправка 15 - уравнение негров с белыми в избирательных правах Изначально
существовало три департамента ( с 1787 г) : государственный, - казначейский,
- военный 1798 + морской , 1829 + МИД После гражданской войны возникает ряд
новых федеральных министерств : - 1870 – юстиции - 1889 – земледелия - 1903
- труда и торговли - 1913 мин труда + мин торговли 1908 - федеральная полиция
-ФБР -вопросы, угрожающие всем США. Сейчас - 8 департаментов : 1.
государственный - внешние сношения 2. Dep.of Treasure - в его структуре
печатное и гравировальное бюро. 1829 - создана федеральная резервная
система, т.к. у них нет ЦБ. Цель - регулирование финансового рынка. 3.
Военный и морской - сейчас - МО 4. Юстиции - осуществляет обвинение от лица
США - Возглавляется генерал - атторнеем США. Прокуратура и минюст объединены
в один орган. 5. Почтовое ведомство 6. МВД - статистика, перепись населения,
управление общественной собственностью, пенсии, народное достояние. 7. С/Х -
разработки в области земледелия , метеорологическая служба. 1913 - Поправка
16 - расширение круга источников дохода, с кот. имел право взимать налоги на
федеральные нужды. Реформы в избирательном праве США, были проведены путем
принятия трех поправок к Конституции: XIX (1920 г.), XXIV (1964 г.), XXVI
(1971 г.). Эти поправки привели к демократизации крайне разнообразных норм
избирательного права, действующих в штатах, которым отводилась основная роль
в правовом регулировании выборов. Поправкой XIX были предоставлены
избирательные права женщинам. Поправка XXIV отменила ограничения
избирательные прав на федеральных выборах "в связи с неуплатой
какого-либо избирательного или иного налога". Избирательный налог
существовал до принятия поправки в 11 южных штатах и, хотя он был небольшим,
лишал права голоса около 10 млн. бедняков, в основном негров. Поправка XXVI
снизила возрастной избирательный ценз на федеральных выборах до 18 лет,
аналогичные изменения имели место во всех штатах. В 1962 г. было принято
решение Верховного суда (по "делу Бейкер"), в котором
подчеркивалось, что избирательные округа должны быть "существенно
равными". Последующий отход Верховного суда Бергера от этой установки,
допускающий отступление от требования "один человек - один голос",
в 16,4% способствовал тому, что в конституциях штатов, принятых в последнее
время, стали закрепляться нормы представительства с учетом численности
населения. Избирательное законодательство в США и по сей день является
объектом неослабевающей политической борьбы, которая привела, в частности, к
принятию XXVI поправки к Конституции США (июль 1971 г.), снизившей возрастной
ценз по выборам во все органы власти с 21 до 18 лет. Это имело немалые
последствия и, естественно, отразилось на результатах последующих
избирательных кампаний. До недавнего времени в стране не соблюдался принцип
равенства избирательных округов, отчего в немалой степени страдали интересы
крупных промышленных центров. В апреле 1968 г. Верховный суд США постановил
распространить принцип «один человек—один голос» и на муниципальные выборы.
Этот принцип предполагает, что каждый член представительного органа должен
представлять равное количество избирателей. Законодательство, направленное на
искоренение недостатков избирательного права США, по признанию самих
американцев, оставалось и остается до сих пор одним из самых малоэффективных.
Наиболее ярким примером этого может служить продолжавшаяся более столетия
расовая дискриминация негров, национальных меньшинств на выборах после того,
как им в 1870 г. XV поправкой к Конституции были предоставлены избирательные
права. В 1957 г. принят закон о гражданских правах, которым предусматривались
некоторые правовые гарантии обеспечения избирательных прав негров.
Устанавливалась также судебная ответственность за дискриминационную
избирательную практику. Под напором мощного выступления негров в 1964 г. был
принят Закон о гражданских правах, который формально ликвидировал
дискриминацию негров во всех сферах экономической и политической жизни, в
школах, общественных местах и пр. В 1965 году в качестве новой радикальной
меры был принят Закон об избирательных правах, согласно которому применение
специальных проверок (тестов), отсеивающих избирателей, могло быть
приостановлено в любом штате, если они, по мнению суда, могли привести к
ограничению избирательных прав граждан на основании "расовой
принадлежности или цвета кожи". Расширение избирательных, гражданских
прав, став общей тенденцией развития американской демократии в XX в.,
происходит между тем медленно и противоречиво. По сравнению с 1970 г.,
например, в 1987 г. более чем в 4 раза увеличилось число черных американцев,
занимающих выборные посты в Америке, но это лишь 1,3% всех выборных
должностных лиц страны, хотя негры составляют 11% среди американцев,
обладающих избирательными правами.
Весьма парадоксально, но проблема изменения конституции стала
актуальной вскоре же после ее принятия. В течение первых четырех лет она
была дополнена сразу десятью поправками (Билль о правах), а после 1798 г.
вплоть до 1980 г. было принято еще 16 поправок (всего 26-ть + 1 поправка
зависла). Интересно отметить, что в Соединенных Штатах пересмотр конституции
не влечет за собой, как в других странах, изменения ее первоначального
текста, поправки к ней вносятся в виде дополнительных статей. XX век.
В 1913 году были ратифицированы две поправки к конституции - XVI и XVII. XVI
поправка существенно расширила налоговые полномочия Конгресса. С тех пор
устанавливаемые им подоходные налоги составляют основную часть бюджетных
поступлений. XVII поправка отменила старый порядок назначения сенаторов и
ввела прямые выборы. Эта мера не только демократизировала процедуру
формирования сената, но и существенно повысила его престиж и влияние.
Поправки XX (1933 г.), XXII (1951 г.), XXV (1967 г.) определили, в частности,
порядок вступления в должность президента, ввели ограничение времени
пребывания на посту президента двумя сроками, предоставили право замещения
должности президента при соответствующих обстоятельствах вице-президенту.
Более важное политическое значение имели реформы в избирательном праве,
проведенные путем принятия трех поправок к Конституции: XIX (1920 г.), XXIV
(1964 г.), XXVI (1971 г.). Поправкой XIX были предоставлены избирательные
права женщинам. Поправка XXIV отменила ограничения избирательные прав на
федеральных выборах "в связи с неуплатой какого-либо избирательного или
иного налога". Согласно вступившей в силу в 1961 г. XXIII поправке к
конституции округ имеет право посылать в коллегию выборщиков трех своих
представителей. Избирательное законодательство в и по сей день является
объектом неослабевающей политической борьбы, которая привела, в частности, к
принятию XXVI поправки к Конституции США (июль 1971 г.), снизившей
возрастной ценз по выборам во все органы власти с 21 до 18 лет. Известно,
что XXVII поправка к Конституции США, декларирующая полное равноправие женщин
с мужчинами, одобренная Конгрессом в 1972 г. после длительной проволочки, тем
не менее застряла в извилистых лабиринтах законодательных инстанций штатов.
Дело в том, что для ее вступления в силу необходима ратификация не менее 38
штатов из 50. Однако поправка получила поддержку лишь в 35 штатах. Срок для
ратификации поправки установлен в семь лет с момента ее одобрения
Конгрессом, и в данном случае он истек в марте 1979 г. Таким образом,
поправка так и не стала законом.
|