МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Краткие лекции по истории политических и правовых учений (к зачету-тестированию)

    Краткие лекции по истории политических и правовых учений (к зачету-тестированию)

    Потитко-правовая идеология Древней Индии (брахманизм, буддизм)

     

    4 касты («варны»):

    брахманы – из уст мирового бога (воспитание …),

    кшатрии – из рук (управление государством, война),

    вайшьи – из бедер (обеспечение деятельности брахманов и кшатриев, ремесло …),

    шудры – из ступней (обслуга, грязный труд).


    Рабы – не люди, а орудия труда.

    Если человек не исполняет свои обязанности («дхарму») по этой иерархии, то следует наказание («данду» - палка).


    Если исполняет то - ?????

    Путиль: «Из четырех видов узаконения дхармы – обычая, священного писания, судебного решения, царского указа – высшим является, при коллизии их норм, царский указ».


    В брахманизме приоритет явно у священного писания, т.е. вышеприведенное высказывание – явно отход от брахманизма.


    Логика приоритета священного писания четко следовала из иерархии (см.выше).


    «Будда» - просветленный.

    Основная цель – достижение состояния «нирваны» - высшего состояния духа – достигаемого через ограничение/отказ от желаний (именно неисполнение которых и вызывает основные страдания).


    «Я не называю человека брахманом только за его рождение или за его мать» - идея духовного равенства, каждый творит свою судьбу.


    «Насилие не уничтожает насилие, но отсутствием насилия уничтожается оно», (или «ненависть» вместо «насилие»).


    Т.е. идея: увеличение насилия вызывает его встречный рост.



    Политико-правовые учения Китая (Конфуций, Шан-Ян)


    Все учения различаются по принципиальным двум причинам: хорош ли человек по своей природе («зверь или нет») и откуда лучше черпать идеи: из прошлого или из будущего.


    Конфуций:
    1) патриархальная теория происхождения государства и идея патернализма:

    государство – это разросшаяся семья,

    монарх – отец большого семейства с соответствующими обязанностями и функциями;

    патернализм – власть отца и его забота о семье,

    2) идея меритократии – власти достойных

    власть не лучших, а именно достойных в смысле нравственности и морали – при этом невозможно ссылаться на то, что «наверху воруют больше»,

    3) идея человеколюбия:

                            забота старших о младших и уважение младшими старших,

    «человека нужно накормить, обучить, а затем привить высокую мораль» - идея того, что без еды и образования привить мораль бесполезно,

    4) отрицательное отношение к законам:

    закон – всегда наказание, которое вызывает защитную реакцию – вранье и полное отсутствие совести, насилие над внутренним миром человека, вынужденного давить себя просто ради выживания,

    5) советы чиновникам:

    древние считали позором для себя не успевать за собственными словами,

    в стране, где есть спокойствие – будь смел в действиях и в речах, а в стране, где нет спокойствия – будь смел в действиях, но осторожен в речах,

    и т.д. (очень много советов)


    Шань-Ян (338-390 г. до н.э.)

     

    возглавлял течение легистов («легос» - закон, «легисты» - законники).


    Противоположность Конфуция:

    1)         государство – это аппарат подавления собственного народа, а монарх – это деспот, управляющий с помощью суровых законов. Если силен народ – слабо государство, а если слабо государство – то это причина всех бед,

    2)         доброта и человечность – мать всех проступков,

    т.е. в государстве должно быть много наказаний и мало наград (соотношение 9:1). За малейший проступок следует сурово наказывать, вплоть до смертной казни – тогда не будет больших преступлений («за уроненный уголь из горшка – смерть, - тогда не будет поджогов»),

    3)         необходимость оглуплять свой народ, чтобы было легче управлять

    в империи Цинь, где эта нашла применение, были уничтожены все философские книги и сами философы, за хранение книг – суровое наказание,

    4)         ввел круговую поруку и суровое наказание за «недоносительство»,

    5)         разрешил покупать чиновничьи должности.

    Ранее в Китае чиновник был «царь и бог», духовенства не было вообще, т.к. функции духовенства – у чиновников; чиновником мог стать только человек из знатных родов.

    Шань-Ян изменил эту систему: благодаря покупке должностей к власти пришли энергичные и умные люди.


    Империя Цинь, построенная по советам Шань-Яна, - чисто тоталитарная.

    Полное прекращение междоусобиц, «зловещее спокойствие».



    Греция. Политико-правовые идеи софистов.


    Софос – мудрость, софисты – платные учителя мудрости.

    Старшие софисты – разработка проблем государства, управления.

    Младшие софисты – упор на технологию ведения споров через абсурдную логику, которую трудно «засечь» («то, что не теряли – должно быть у вас»).

    Их советы адвокатам: вывести соперника из равновесия (чтобы было сложно уследить за логикой), говорить либо очень быстро (чтобы слушающие за логикой не успевали и считали себя туповатыми), либо наоборот – медленно. Т.е. – психологический подход к адвокатской практике. Многозначные слова, игра слов, …


    Старший софист Протагор:

    1)         золотой век человечества – в будущем: люди раньше были как звери, отличающиеся от зверей огнем. И только когда боги дали людям стыд, правду/закон – люди стали жить не так, как звери.

    2)         справедливость – понятие относительное (что справедливо сегодня или для одного – не справедливо завтра или для другого),

    3)         мера всех вещей – человек (идея «что для чего существует»: личность для государства или государство для личности: всё должно быть ради человека).



    Афины: Сократ


    По решению суда был приговорен к смерти, из уважения – самым мягким способом – ядом.

    Идеи:

    1)         управлять должны знающие,

    2)         закон и справедливость – понятия тождественные.

    Именно за эти идеи Сократ и был признан виновным и был казнен за подрыв конституционного строя и за развращение молодежи.

    Причина такого решения суда:

    1)         занятие должностей в Афинах – по жеребьевке (в т.ч. ремесленники …), жеребьевка – основной конституционный принцип Афин,

    2)         жеребьевка считалась «волей богов», т.е. если против жеребьевки – то атеист, а атеизм – совращение молодежи.



    Платон (ученик Сократа).


    о формах правления: иерархия в порядке ухудшения:

    1)         аристократия (власть лучших, сначала под лучшими имелись ввиду философы, но власть развращает даже философов – появилась олигархия),

    2)         олигархия (власть немногих богатых; поскольку бедных больше, то существует недолго, превращается в демократию),

    3)         демократия (власть народа, необученных, неграмотных людей, путающих многие понятия: «свобода – вседозволенность», «хамство – доблесть»; демократия перерастает в охлократию),

    4)         охлократия – власть толпы (но толпе всегда нужен лидер, и он легко в ней появляется – появляется тимократия),

    5)         тимократия – власть героев, власть чести (опасна тем, что эти герои и военные не мыслят своего существования без войны, жестокой централизации и т.п. – перерастание в тиранию),

    6)         тирания – жестокая власть одного (против тирании выступают лучшие – опять возврат к аристократии).


    Идеальное государство (вечная и оптимальная аристократия) по Платону соответствует сущности человека:

    -       разумность – стремление думать,

    -       честолюбие – стремление к славе,

    -       вожделение – необходимость физиологического комфорта.

    Тогда в идеальном государстве – соответствующие три сословия: философы, воины и ремесленники/земледельцы (в зависимости от сути конкретного человека).


    Принципы жизни философов и стражей:

    1)         общность имущества и запрет прикасаться к деньгам,

    2)         общность жен (семья автоматически воспроизводит неравенство, т.к. каждый опекает именно своего ребенка, а идея – все дети – каждого члена общества),

    3)         общественное воспитание детей.



    Аристотель.


    Ученик Платона, воспитатель Александра Македонского. Разошелся с Платоном по вопросу об оптимальном типе собственности: о личной собственности все заботятся гораздо больше, чем об общественной.


    Формы правления по Аристотелю:


    Власть одного

    Власть немногих

    Власть многих

    «Правильная»

    монархия

    аристократия

    полития

    «Неправильная»

    тирания

    олигархия

    демократия


    Черчилль: «Демократия – самая плохая форма правления, но лучше пока не придумали».


    Демократия:

    1)         слишком уравнивает бедных и богатых в плане участия в управлении через равные избирательные права – независимо от их вклада в общество.

    2)         к власти могут прийти люди, не имеющие собственности и поэтому поступающие безответственно.


    Полития – власть образованных людей, имеющих имущество – симбиоз олигархии и демократии: всегда будут богатые и бедные, но большая часть общества имеет собственность и, одновременно, грамотна.


    Два вида справедливости:

    -           уравнивающая справедливость деяствует в отношениях между гражданами,

    -           распределяющая справедливость действует в отношениях между гражданином и государством (государство не может «любить» всех одинаково).

     

    Политико-правовые учения раннего христианства: Аврелий Августин (Блаженный)


    Основные принципы организации жизни общин:

    1)         общность имущества,

    2)         обязательность труда для всех,

    3)         равенство,

    4)         отсутствие духовенства и культов,

    5)         осуждение богатства.


    Сформулировано «золотое правило нормативной регуляции»:

    «относись к другим так, как бы ты хотел чтобы относились к тебе».


    Два аспекта:

    1)         какой мерой вы мерите – такой отмерено будет вам,

    2)         каким судом судите – таким судимы будете.

     

    Основные произведения: «О Граде Божьем», «О свободной воле».

    1)         человек, живущий по собственной воле, уподобляется дьяволу (неравенство, несправедливость),

    2)         человек живет по божественной воле.

    Государство и город – синонимы.


    Идея 1: те, кто живут по варианту «1» - рано или поздно погибнут, т.к. живут во грехе.

    Идея 2: насильственная борьба с еретиками оправданна (пастырь должен загонять заблудших овец).

    Идея 3: концепция «как спастись от греха».


    Различие между проступком и преступлением:

    «Если страсть губит душу и тело, то это проступок,

    если действует во вред другому – это преступление».


     

    Фома Аквинский (Аквинат). О государстве и законе.


    Основное произведение – «Сумма теологии».

    Признан официальным теологом католической церкви.


    В Библии – вся власть от бога.

    Выделение трех элементов государственной власти:

    1)         Сущность (откуда берется власть) – власть от бога.

    2)         Происхождение власти: по наследству или силой.

    3)         Использование власти:

    a.         если монарх заботится о своих подданных и о привилегиях церкви, то этой власти необходимо подчиняться,

    b.         если монарх не заботится о подданных и церкви, то народ имеет право на восстание.

    «Возможно, тиран послан народу за его грехи».


    Субординация законов:

    1)         Вечный закон – закон мироздания, «божественный разум».

    2)         Естественный закон («естественный» - «человеческий», осознание человеком вечных законов; в природе действуют законы сохранения и законы размножения; человеческие естественные законы: стремление к самосохранению, размножению, познанию истины).

    3)         Человеческий закон (феодальное право): человеческие законы не должны противоречить естественным законам, но отличаются от них:

    a.         записаны (тогда как естественные законы не записаны),

    b.         предусматривают наказание за нарушение.

    4)         Божественный закон – Библия.


    Призывал силой (с помощью государства) бороться с еретиками: еретики подрывают основы жизни.



    Средневековая ересь о праве и государстве.


    Ересь – оппозиционное течение внутри господствующей церкви.


    Два вида ереси:

    1)         плебейская (крестьянско-плебейская) ересь:

    a.         требует социального и имущественного равенства,

    b.         требует ликвидации церковной организации и духовенства.

    Представители плебейской ереси – «богомилы»???.

    Помещики – слуги дьявола.

    2)         бюргерская ересь:

    a.         требует юридического равенства (бюргеры в правах ограничены, в отличие от феодалов),

    b.         требует дешевой церкви (бюргеры создают богатство своим трудом и 1/10 часть отдают церкви).


    Политико-правовое учение Никколы Макиавелли.


    Основное произведение – «Государь».

    Основные идеи:

    1)         выделил политику как особую сферу человеческой жизни, в которой действуют свои законы (главное в политике – человек, в истории неизменны интересы людей),

    2)         отделил политику от религии и морали (против католической религии, т.к. она призывает к смирению, а нужна религия, призывающая к борьбе за справедливость; «Цель оправдывает средства, если цель – благополучие и спокойствие государства»; мораль стоит над политикой).

    3)         советы государю:

    a.         государь должен добиваться любви людей, но нужно опираться на страх – все наказания проводить разом,

    b.         государь должен быть скупым (если он щедрый, то не может дать всем одинаково),

    c.         дела, угодные подданным – совершать самому, а неугодные подданным – поручать подданным,

    d.         государь никогда не должен посягать на имущество подданных, «лучше убить, чем грозить».



    Политико-правовые идеи утопического социализма (Томас Мор и Томазо Кампанелла).


    Основные произведения: Томас Мор – «Утопия», Томазо Кампанелла – «Город солнца» (написано в тюрьме). Оба произведения написаны в жанре путешествия.


    Жанр – утопический социализм.

    Утопия – несбыточное (ни где я ????), блаженная страна. Характерная черта – не думать о материальном благополучии, только о духовном развитии. Материальное развитие вредит духовному.


    Критика существующего строя. Т.Мор: «овцы пожирают людей».

    Государство ответственно за своих подданных.

    Государство – орудие для угнетения бедных.

    Запутанные законы выгодны для богатых (бедный не может получить образование).


    Основные идеи:

    1)         общественная собственность,

    2)         обязательность труда для всех (работают в «Утопии» 6 часов, в «Городе солнца» – 4 часа),

    3)         все должны приносить пользу обществу,

    4)         общественная трапеза,

    5)         законов мало, т.к. нет частной собственности; основная часть законов – регламентация семейно-брачных отношений,

    6)         против наказаний: если человек нанес вред обществу – на каторгу.


    Два вида исполнения смертной казни (Т. Кампанелла): все ударяют его, уговаривают самого обложиться порохом.


    Теория естественного права и договора (Т.Гоббс, Дж.Локк)


    Права, которыми люди обладали до появления государства, после появления государства оно наделяет позитивными правами.


    Т.Гоббс: «Левиафан» (понимал государство как чудовище).

    1)         человек – эгоист и жаждет власти, «человек человеку волк», идет война всех против всех; источник происхождения государства – разум; политическая власть абсолютна, но не затрагивает гражданские дела,

    2)         законов должно быть как можно меньше.


    Дж.Локк: «Законы подобно изгородям вдоль дороги, и лишний закон вреден и не нужен».

    Для защиты собственности своей – договориться о создании государства. Государство – это сторож.

    Идеи либерализма.

    Три ветви власти: исполнительная, законодательная, союзная (внешних отношений).

    Разработал теорию трудовой собственности. Труд является определителем собственности.


    Различия в подходах:

    -           Гоббс – договор от всех рисков (за исключением гражданских),

    -           Локк – договор от определенных, оговоренных рисков.



    Классическая теория демократии.


    Монтескье: «О духе законов».


    Есть буква законов и дух законов.

    На дух законов влияют:

    -           физический фактор (климат, территория и т.д.),

    -           моральный фактор (обычаи, религия, политический режим).


    Автор идеи разделения властей на законодательную, исполнительную, судебную.


    Разработал теорию сдержек и противовесов: ни одна ветвь власти не имеет права заменить закон, предложенный другой ветвью власти.


    Начал разрабатывать концепцию гражданских прав человека:

    1)         отметил опасность свободе человека со стороны уголовного законодательства,

    2)         недопустимость оскорбления естества человека при наказании,

    3)         недопустимость наказания за помыслы,

    4)         о нескромных словах.



    Б.Спиноза: «Богословно-политический трактат».

    1)         государство – результат компромисса между страстями и разумом людей,

    2)         законы должны приниматься большим количеством людей (люди - эгоисты, и монарх – тоже),

    3)         нельзя вмешиваться в сферу, которую нельзя чем-либо изменить ни посулами наград, ни страхом наказания.




    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.