МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Функции и штаты Олонецкого губернского правления в 1825 – 1918 гг.

    Упразднялся один стол распорядительного отделения и один ревизионный (его дела передавались в особый стол). В губернском правлении оставались столы: газетные и особые. Первый управлялся редактором Губернских ведомостей, второй – первым помощником секретаря. В газетном столе производились дела: переписка по изданию Губернских ведомостей, рассылка официальных изданий в подчиненные губернатору правлению места и должностным лицам, сношения с сенатской типографией. В особом столе были сосредоточены общие дела, касающиеся всего правления: по хозяйственной, денежной, экзекуторской, архивной, типографской и регистратурной частям; сюда же поступала отчетность по делопроизводству как самого губернского правления, так и подчиненных ему мест[62].

    Что касается распорядительных отделений, то здесь производились основные дела: обнародование законов и указов в губернии, определение и увольнение канцелярских чиновников, составление формулярных (послужных) списков, выдача свидетельств лицам, удостоенных звания почетных граждан, надзор за исполнением законов, наблюдение за правильным движением дел, дела о розыске различных лиц, приведение иностранцев на подданство, рассмотрение жалоб на Думы и Ратуши; охрана порядка и тишины в губернии, отсылка крепостных крестьян по просьбе помещиков на поселение в Сибирь (до отмены крепостного права 1861г.), принятие мер к поимке беглых крестьян; сведения о состоянии почты, дорог, мостов, переправ; данные о народонаселении, торговле, промышленности, дела по учреждению ярмарок, надзор за исправностью мер и весов, а также меры по проверки ревизий. Кроме того, 1, 2 и 3 отделения осуществляли связь с финансово – хозяйственными организациями (сведения о недоимках в губернии; наложение на помещичьи имения опеки), а также выполняли ряд судебных функций (рассмотрение частных жалоб на судебные органы, наблюдение за деятельностью дворянских опек и сиротских судов, сведения об арестантах, находящихся в губернии, распоряжения о ссылке преступников по приговорам судебных мест, рассмотрение неурядиц, возникающих по вопросам о земле.

    Примечательно, что губернское правление лишь передавало в судебные органы, а не судило само[63].

    Кроме распорядительных в состав канцелярии губернского правления входили: строительное и врачебное отделения. Первому передавались дела упраздненной еще в 1864 году Строительной и Дорожной комиссии. Строительным отделением управлял губернский инженер (одновременно член общего присутствия). В помощь ему назначается губернский архитектор с правом совещательного голоса в общем присутствии при рассмотрении дел, касающихся строительной части. В случае отсутствия, болезни или другим причинам губернского инженера замещает губернский архитектор. В ведении строительного отделения находятся также младшие инженер и архитектор, а также секретарь. Кроме того, сюда же может назначаться некоторое число дополнительных техников, как с правами государственной службы, так и по найму. В обязанности строительного отделения входит: составление и рассмотрение проектов, смет, производство строительных работ, проверка отчетов. В его ведение переходят здания и сооружения, построенные содержащиеся на средства общественных сословий, земских сборов, капиталов приказа общественного призрения. Занятия между чиновниками отделения определяются по назначению губернского инженера. На содержание строительного отделения Олонецкого губернского правления в месяц уходило 2104 рубля 58 копеек. Чиновникам, занимающим должности губернских и младших инженеров, жалованье начислялось из особых сумм[64].

    В 1865 году в состав губернского правления вошло также особое врачебное отделение (объединенные Врачебная управа, Комитет общественного здравия и оспенный комитет). В отделение входили: губернский, врачебный инспектор, доктор медицины и акушер, оператор, помощник врачебного инспектора, старший советник, лекарь и делопроизводитель с помощником[65].

    В состав канцелярии губернского правления входили канцелярия присутствия (управление осуществлял старший секретарь). Сюда же назначались: помощник секретаря (переводчик), регистратор, чиновник по счетной и экзекуторской части, 2 помощника. Кроме того, в Олонецкое губернское правление входили: губернская чертежная, типография, архив и регистратура. В губернской чертежной состояли: губернский землемер (начальник чертежного отделения), два помощника (младший и старший), делопроизводитель и уездные землемеры. На губернского землемера возлагались все распорядительные и исполнительные действия, наблюдение за делопроизводством по делам межевания, за порядком хранения межевых документов. Кроме того, он являлся членом общего присутствия губернского правления и участвовал в заседаниях его по межевым делам.

    В 1869 году управляющим межевым корпусом было предложено распределить обязанности между губернским правлением и губернской чертежной. В обязанности правления по межевым делам входили: распоряжения о выдаче жалования и задельной платы, отпуск денег на прогоны, выдача суточного содержания чиновникам губернской чертежной, рассмотрение жалоб на действия землемеров, объявление землевладельцам решений судебных инстанций. Различного рода отчеты (о состоянии дел чертежной, о полевых и чертежных работах), ведомости о недоимках, хранение межевых документов и дел, а также общие распоряжения о назначении землемеров на полевые работы, распределение между ними дел были сосредоточены в губернской чертежной.

    Средства, отпускаемые из общей суммы Олонецкого губернского правления  на содержание губернской чертежной, были ничтожны. Например, в 1869 году на содержание сторожа, канцелярские материалы, отопление помещения в год уходило всего лишь 3000 рублей (исходя из всей суммы 30.670 рублей)[66].

    Это небольшое пособие не позволяло в полной мере реализовать на практике деятельность губернской чертежной, и это приводило к тому, что дела забрасывались, их решение затягивалось, и нередко дела оставались нерешенными.

    Таким образом, с 1865 года состав губернских правлений дополнился рядом должностных лиц, ведающим специальным управлением (губернский врачебный инспектор, губернский инженер). Губернатор (председатель), вице-губернатор, два советника, асессор, губернский архитектор (с совещательным голосом), губернский землемер, губернский врачебный инспектор, губернский инженер – таков постоянный состав присутствующих в губернском правлении чиновников (см. Таб. 5.)[67]. Эти штаты сохранились вплоть до 1876 года.

    1 июля 1876 года министром внутренних дел был решен вопрос об улучшении личного состава губернских правлений и канцелярий губернаторов. Этим указом упразднялись должности – асессора, помощника чиновника по счетной экзекуторской части, 1-го помощника регистратора, трех делопроизводителей с помощниками, помощника секретаря, а также одного советника[68].

    Такой состав губернского правления с небольшими исправлениями сохранился до 1917 года (см. Табл. 6).

    Новое расписание 1876 года подвергло изменению и Олонецкое губернское правления. упразднялся один стол распорядительного отделения и особый стол. Пятый и шестой соединялись в один, а дела особого стола были распределены между первым, третьим и газетным столами.

    Таким образом, теперь в канцелярии было два распорядительных отделения, каждое из которых имело три стола (см. Табл. 7)[69].

    Что касается порядка решения дел губернском правлении, то здесь мало что изменилось.

    Дела, решаемые губернском правлении, делились на судебные, распорядительные и исполнительные.

    К судебным делам относятся: отдача под суд чиновников не полицейского ведомства, дела по наказаниям за корчемство (корчемство – промысел привозом и продажей запрещенных напитков, когда торговля ими не идет от казны или от откупа)[70], порубку леса; вопросы о подсудности, дела по наложению денежных взысканий с чиновников, частные жалобы на медлительность в судах I-й степени, отрешение канцелярских чиновников от должности; дела по сомнению в законах. Эта группа дел решалась постановлениями присутствия губернского правления большинством голосов[71].

    Распорядительные дела решались постановлениями присутствия с утверждения губернатора. Это дела, касающиеся определения, увольнения, перемещения и награждения чиновников, наложения денежных взысканий; сюда же относятся распоряжения о благоустройстве городов, дела по учреждению опек, образование общественных банков и ссудных касс, приведение иностранцев к присяге на подданство и т.д.[72]

    Исполнительные дела могли вершиться постановлениями присутствия, самими советниками или же вице-губернатором. Без утверждения губернатора решались дела об исключении их доходного звания лиц, а также дела об определении и увольнении канцелярских служителей.

    Все же во второй половине XIX века большая власть губернии находилась в руках губернатора. Только с его утверждения вершились дела, касающиеся службы чиновников и лиц, служащих по выборам: определение, увольнение, представление к чинам, наградам, знакам отличия, пенсиям, пособиям; именно он делал распоряжения к охране народного здравия, ведал открытием Рекрутских присутствий в губернии; он устанавливал надзор за тюремными замками. В его компетенцию попали также такие дела губернского правления, как открытие частных типографий, взыскание недоимок, проведение народной переписи в губернии и некоторые другие.

    Вице-губернатор (вторая после губернатора) по значимости личность в губернии. Он также мог решать дела губернского правления: вел переписку, касающуюся служащих данного губернского учреждения (о выдаче жалования, свидетельств на вступление в брак), он вел дела о службе канцелярских служителей, давал распоряжения об исполнении судебных решений; новые указы и законы по его утверждению могли быть образованы в Губернских ведомствах. Вошедшие в законную силу постановления губернского правления могли быть изменены или отменены только Правительствующим сенатом и императором[73]. Дела в отделениях губернского правления производились в ведении советников.

    В целом, для этого периода времени (1855 – 1881гг.) характерно значительное увеличение числа чиновников как Российской империи, так и Олонецкой губернии. К середине XIX века общая численность служащих составляла 61,5 тысяч человек[74]. С середины века положение в Олонецкой губернии стало медленно улучшаться. Сказались усилия как местной администрации, так и правительства. В это время в губернии, да и по всей стране, расширилась сеть образовательных учреждений, широко практиковалась приглашение и направление на службу чиновников из других губерний страны[75].

    Приглашенным чиновникам правительство гарантировало некоторые льготы (пособия, двойные прогоны), однако на практике нередко складывалась противоречивая ситуация. Служащие могли долгое время оставаться без работы, несмотря на открывающиеся вакансии. Будучи зачисленными в штат Олонецкого губернского правления, они месяцами не получали жалование и влачили жалкое существование[76].

    Для того чтобы в полной мере охарактеризовать деятельность Олонецкого губернского правления в 1855 – 1881 годах, необходимо рассмотреть формулярные списки чиновников за эти годы.

    Именно они позволяют нам судить о работе, численности и составе Олонецкого губернского правления.

    Формулярные списки представляли собой таблицу, содержащую 15 граф (с 1864года – 14 граф)[77].

    Сюда, по-прежнему, вносились чин, имя, отчество, фамилия, должность, возраст, а также вероисповедание, жалование, делались пометки о знаках отличия; сословное происхождение. Далее давались данные о недвижимом имуществе (учитывалось родовое и благоприобретенное имущество самого чиновника, его родителей и жены). В седьмой графе давался послужной список (с указанием дат), имелись данные об образовании, указывались отличия за службу, награды, сведения о нахождении под судом. Далее отмечались военные заслуги, данные о штрафах.

    Следующая графа определяла способен или нет данный человек к продолжению статской службы и повышению чина; давались сведения об отпусках (с указанием дат); данные об отставке и о получении ми при отставке чинов. Последняя графа давала информацию о семейном положении служащего, о вероисповедании жены и детей. Примечательно, что если раньше дети перечислялись с указанием возрастов (сначала мальчики, затем девочки), то теперь проставлялись год, месяц и число рождения детей в той же последовательности.

    В последней четверти XIX века формулярные списки выполняли функцию типичного статистического источника, о чем говорит и факт составления, начиная с конца XVIII века, так называемых групповых списков, в которых приводились сведения о чиновниках всех местных учреждений по губерниям[78]. Формулярный список был обязательным документом, дающим важные сведения о чиновнике и о его служебной карьере.

    Такой информацией является графа о происхождении. Она позволяет установить, что большая часть чиновников Олонецкого губернского правления – дворяне, причем в их число входили и дворяне, не утвержденные Герольдией Правительствующего сената, и дворяне, доказывающие дворянство.

    Дети военных также входили в штат Олонецкого губернского правления. это дети обер-офицеров (их, по-прежнему, большинство), поручиков, солдат; встречаются даже внуки корнетов (по данным 1860 года – один представитель). Также в губернском правлении служили дети клира (дети священников, дьяков, протоиереев, на 1860 год – один сын пономаря). Значительная часть служащих – воспитанники приказов общественного призрения из других губерний (Архангельской, Рязанской, Ярославской), на службу в Олонецкую губернию также приглашались воспитанники отделений писцов. Дети канцелярских служащих составляли незначительную часть в штате Олонецкого губернского правления (по данным 60-х годов XIX века – 6,1%, 70-х годов – 9,7%)[79]. Сюда же зачислялись дети непривилегированных сословий – мастеровые, мещане, приказнослужительские дети, дети горных рабочих, почтальонские дети.

    Вообще, если сравнивать социальный состав чиновников в 1850-е, 1860-е и 1870-е годы, можно говорить о сокращении численности дворян в Олонецком губернском правлении (1850-е годы - их численность составляла 43,8% от общего количества служащих, в 1860-е годы – уже 37,9%, а в 1870-е годы только 35,5%)[80]. Возросло к 60-м годам количество чиновников из военного звания (если в 1850-е года – дети военных составляли 16,3%, то уже в 1860-е – 27%). В 1870-е года однако численность детей военных сократилась до 22,6%. Усиливали свои позиции в губернском правлении и дети священнослужителей (1850-е годы – 14,1%. В 1860-е – 24%, в 1870-е – уже 25,8%) (см. Табл.8)[81]. Уход детей священнослужителей в чиновники в этот период времени свидетельствует о падении авторитета духовенства.

    Вообще, при утверждении чиновника на какую-нибудь должность большое внимание уделялось образованию, поэтому в 50-х и особенно в 60-х годах прием в число служителей Олонецкого губернского правления заметно сократился.

    Если говорить о количестве приезжих чиновников, находящихся в составе Олонецкого губернского правления в 1850 - 70-е годы, то эта цифра довольно значительная – 24,3% от общей численности служащих. Это чиновники из Ярославской, Архангельской, Смоленской, Харьковской, Минской, Черниговской, Вологодской, Новгородской, Санкт-Петербургской губерний, а также из Польши.

    Правительство всячески содействовало привлечению в Олонецкую губернию квалифицированных специалистов, предоставляя, кроме годового оклада и годовых прогонов, дополнительные суммы: по прослужении восьми лет чиновник получал одну четверть от оклада, четырнадцати – половину, двадцати – три четверти, двадцати пяти – полный оклад. Тем самым был значительно повышен уровень специалистов в Олонецком губернском правлении. Все же большую часть чиновников составляли местные служащие (75,7%)[82].

    По данным послужных списков можно проследить средний возраст, вероисповедание чиновников.

    Так, если сравнивать средний возраст служащих в 1855 – 70-е годы, то можно говорить, что возрастные рамки заметно изменились (в 50-е года – средний возраст 31 год, в 60-е – 32 года, а в 70-е – 29 лет), то есть чиновники, в среднем молодели. Примечательно, что имелись чиновники как пожилые (по данным 1864 года – один в возрасте 64 года), так и несовершеннолетние (по спискам за 1806 год – один в возрасте 15 лет)[83].

    Большая часть чиновников по-прежнему, имела среднее образование. Велико было число выпускников гимназий (50-е годы – 60%, в 60-е – 75%), а также число чиновников, окончивших духовные семинарии (в 60-е годы – 17%). Чиновники, имеющие военное образование составляли в губернском правлении 14%, а получившие домашнее образование – 4%. Незначительная часть чиновников имела высшее образование. Некоторые чиновники вообще нигде не учились и не имели аттестата об образовании (по данным 1865 года – один человек) или же не окончили полного курса наук[84].

    Важно отметить, что большая часть чиновников Олонецкого губернского правления в 1855 – 1881 года имела среднее образование, и это способствовало их большей квалификации.

    Владение недвижимостью редко составляло больше одного деревянного дома. Очень редкими являлись случаи владения землей, а также крестьянами (в среднем, на каждого чиновника до отмены крепостного права приходилось по 5 душ). Основным источником доходов для чиновников Олонецкого губернского правления была государственная служба.

    По данным формулярных списков можно установить и вероисповедание служащих. В большинстве своем, это православные (по данным 1860-х годов – 85%, 70-х годов – уже 90,3%), однако число католиков также было значительно (это большая часть поляки). Наличие чиновников – поляков на службе в Олонецком губернском правлении объясняется вероятно тем, что после польского восстания 1863 – 1864 годов шло значительное высиление его участников и сочувствующих восставшим в отдаленные губернии Российской империи. Примечательно, что число чиновников – католиков в 1870-е годы значительно сократилось (так, если в 1806-х годах католиков насчитывалось 15% от общего числа чиновников Олонецкого губернского правления, то в 70-е года их число было уже 9,7%)[85].

    Частыми были различного рода награждения; это пожалование чинов, почетных званий, денежные выплаты. Частыми были пожалования орденами, как за военные заслуги перед государством (ордена Св. Станислава, Св. Анны), медали (в память войны 1853 – 56 гг.), так и за заслуги в гражданской службе (орден Св. Владимира (за 35 лет службы)), знаки отличия.

    Редкими и сейчас были для чиновников случаи нахождения под следствием и штрафы.

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.