МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Функции и штаты Олонецкого губернского правления в 1825 – 1918 гг.

    Функции и штаты Олонецкого губернского правления в 1825 – 1918 гг.

     

    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    ПЕТРОЗАВОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

     

    ИСТОРИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

    Кафедра истории дореволюционной России.

     

     

     

     

     

    Киселева Виктория Михайловна

    Студентка V курса

    очного отделения

     

     

     

    Функции и штаты Олонецкого губернского правления в 1825 – 1918 гг.

    дипломная работа





    Научный руководитель:

    Пашков Александр Михайлович

    к.и.н., доцент







    Петрозаводск

    2002

     

     

     

     

     

     

    Содержание.

     

    Введение................................................................................. 3.

    Глава I. Функции и штаты Олонецкого губернского

    правления в 1825 – 1855 годах................................................ 8.

    Глава II. Функции и штаты Олонецкого губернского

    правления в 1855 – 1881-е годы.............................................. 18.

    Глава III. Функции и штаты Олонецкого губернского

    правления в 1881 - 1900-е годы.............................................. 30.

    Глава IV. Функции и штаты Олонецкого губернского

    правления в 1901 - 1918-е годы.............................................. 36.

    Заключение............................................................................. 43.

    Список используемых источников и литературы................. 44.

    Приложение............................................................................ 52.

    Введение.

     

    В системе местных органов власти России 1825 – 1918 гг. огромную роль губернские правления – высшие административные и полицейские учреждения в губерниях.

    Они были созданы в ходе губернской реформы 1775 года. Первоначально представляли собой совещательный орган при губернаторе. Действуя по принципам коллегиальности, губернские правления выполняли широкий ряд функций и задач. Они обнародовали законы в губерниях, осуществляли надзор за исполнением законов и государственных распоряжений, рассматривали «пререкания» о подсудности между различными административными органами, принимали меры к «охране спокойствия, безопасности и народного здравия». В губерниях, где не было введено земское самоуправление, губернские правления имели также функции хозяйственной полиции.

    Во второй половине XIX века губернское правление окончательно превращается в исполнительный орган при губернаторе, таким оно остается до начала XIX века.

    Система государственного регулирования традиционно играла большую роль в жизни России. И до сих пор еще не решен вопрос об уровне влияния государственных учреждений на процессы в экономической, социальной сфере, культуре и т.д.

    Особенно большое значение имеет этот вопрос для северных районов, отличающихся суровыми природно-климатическими условиями и редким населением.

    Поэтому большой интерес представляет исторический опыт деятельности государственных учреждений на севере, в частности, Олонецкого губернского правления.

    В настоящее время еще не создано научных работ, в которых Олонецкое губернское правление было бы предметом специального изучения, поэтому цель данной работы – показать роль и значение этого учреждения в структуре других губернских учреждений. Задачами дипломной работы являются: показать Олонецкое губернское правление, как местный орган власти, на протяжении 1825 – 1918 годов, рассмотреть каковы были его штаты и функции, направление деятельности.

    Хронологические рамки работы (1825 – 1918 гг.) связаны с тем, что в Национальном архиве Республики Карелия (далее НА РК) практически не сохранилось документов, возникших до 1825года. Кроме того, в декабре 1825 года на престол вступил Николай I, в годы правления которого усилились бюрократические методы управления страной и выросла роль губернских правлений на местах. Вторая дата связана с тем, что после установления в январе 1918 года советской власти в Петрозаводске, начался слом дореволюционного государственного аппарата и губернское правление было закрыто.

    По данной дипломной работе имеется довольно значительный круг источников и литературы (общего плана).

    Для изучения деятельности Олонецкого губернского правления большое значение имеет работа Ерошкина Н.П. «История государственных учреждений дореволюционной России». Это учебник по истории государственных учреждений, выдержавший четыре издания. В нем содержатся краткие и сжатые характеристики основных государственных учреждений России вплоть до 1917 года[1].

    Новейшую точку зрения на деятельность губернских правлений содержат статьи из Энциклопедии «Отечественная история. Дооктябрьский период» - «Губернское правление» и «Губернская реформа, 1775 г.». в них содержатся новые сведения, факты, характеристики ученых 1990-х гг., что позволяет увидеть губернское правление в современной трактовке[2].

    История самой Олонецкой губернии вызывала большой интерес, и поэтому к 100-летию её образования в Петрозаводске вышла обобщающая статья Благовещенского И., в которой содержался обзор её истории за 100 лет существования[3]. Здесь были даны характеристики всем учреждениям губернии и четко очерчены состав и функции такового.

    Важную информацию содержит учебное пособие «Источниковедение: теория, история, метод». В нем даны этапы развития послужных списков чиновников России[4].

    Всесторонний анализ состояния губернии в XIX – начале XX вв. дан в недавно вышедшем академическом коллективном исследовании «История Карелии с древних времен»[5].

    Большое значение для современников имеет статья Савицкого И.В. «Из истории дворянства Олонецкой губернии». Это небольшая по объему работа дает важные сведения о состоянии Олонецкого дворянства в XIX веке, позволяет установить численность, уровень образования, материальное положение чиновников Олонецкой губернии[6].

    Таким образом на данный момент имеются работы по истории государственных учреждений в целом, по истории чиновничества, но до настоящего времени Олонецкое губернское правление, как орган управления Олонецкой губернией специально не изучался.

    Большое значение для изучения данной темы имеют и опубликованные источники.

    В качестве самого важного источника мною были использованы принятые в 1775 году «Учреждения для управления губерний Всероссийской империи»[7]. Это основной законодательный акт, определяющий структуру и деятельность губернских учреждений.

    Не менее важное значение имеет сборник «Российское законодательство XI – XX вв.» и опубликованный в нем закон «О должности наместнического или губернского правления», определявший функции, штаты, а также делопроизводство Губернских правлений в России[8].

    Важным источником является и принятое в 1845 году «Учреждение губернских правлений»[9], в котором давался новый порядок производства и решения дел в губернских правлениях, были определены новые штаты и оклады содержания чиновников.

    Не меньшую важность имеют указы от 1865 и 1876 годов, определявшие новое устройство губернских правительственных учреждений и, в частности, губернских правлений[10].

    Важными и ценными источниками являются «Общее губернское учреждение» (1857 года) и переизданное в 1892 году «Учреждение губернских правлений»[11].

    Основой для анализа деятельности Правления послужили и документы 2-го фонда, хранящиеся в Национальном архиве Республики Карелия (далее НА РК).

    В НА РК по данной теме сохранилось 19605 единиц хранения за 1802 – 1918 годы, из них по описям (всего 74 описи), дела, начиная с 1794 – 1796 и после небольшого перерыва с 1802 – 1918 годы.

    По первой главе имеется довольно много дел, в частности, одно дело по функциям и штатам губернского правления[12].

    Что касается формулярных списков за 1825 – 1855 годы, то здесь имеются отдельные дела. Это в большинстве своем дела 40-х – 50-х гг. (за 1844 – 1855-е гг. – всего 14 дел)[13].

    По второй главе имеется 5 дел по функциям и штатам Олонецкого губернского правления[14].

    За 1855 – 1881-е гг. сохранилось очень много формулярных списков (24 дела)[15].

    По третьей главе сохранилось 17 формулярных списков за 1881 – 1900-е годы[16].

    По четвертой главе сохранилось 3 дела по функциям и штатам губернского правления[17].

    Что касается формулярных списков за 1901 – 1918-е годы, то здесь имеется большое число дел. Описи 43 и 68 содержат формулярные списки, и здесь имеется 22 дела за 1901 – 1918 годы[18].

    Таким образом, комплекс данных, взятых в совокупности источников, вполне позволяет рассмотреть тему «Функции и штаты Олонецкого губернского правления в 1825 - 1918 годах».

    Данная дипломная работа состоит из введения, четырех глав, заключения, списка литературы и приложения.

    Глава I. Функции и штаты Олонецкого губернского

    правления в 1825 – 1855 годах.

     

    В XVIII - начале XIX века вся Россия была поделена на губернии. Большую роль в правлении губерний играло губернское правление – высшее административно – полицейское учреждение губернии.

    Это в полной мере относится к деятельности Олонецкого губернского правления, как органа управления Олонецкой губернии[19].

    Олонецкая губерния возникла в 1784 году по указу  Екатерины II. Петрозаводск сделан губернским городом.

    В 1796 году Олонецкая область была упразднена. И лишь 12 марта 1801 года указом Александра I от 9 сентября Олонецкая губерния была восстановлена.

    3 января 1802 года совершилось открытие главного в губернии учреждения – губернского правления. Накануне его открытия (2 января 1802 года) в Петрозаводске были произведены выборы должностных лиц от дворян, купечества и поселян. Чиновники, определённые от правительства по выбору, 3 января 1802 года были введены в губернское правление лично первым гражданским губернатором А.М. Окуловым.

    В этот же день были открыты палаты: казенная, уголовная, гражданская, приказ общественного призрения, советские суды, городовые магистраты и ратуши.

    31 июля 1802 года были изданы штаты городов Олонецкой губернии, и Петрозаводск оставлен в ней губернским городом.

    Отныне Олонецкая губерния имела в своем составе семь уездов: Петрозаводский, Олонецкий, Лодейнопольский, Вытегорский, Каргопольский, Пудожский и Повенецкий[20].

    Олонецкая губерния просуществовала вплоть до 1922 года, а четырьмя годами раньше прекратило своё существование Олонецкое губернское правление[21].

    Рассматривая деятельность Олонецкого губернского правления в I половине XIX века, нужно обязательно отметить, что возникновение его было обусловлено рядом внутреннеполитических причин.

    В конце XVIII века в России складывалась ситуация, связанная с необходимостью упорядочения системы управления страной, сложившейся ещё при Петре I. Страна нуждалась в реформах, особенно в области местного управления. Кроме того, правительство стояло перед проблемой необходимости усиления власти на местах, так как в ходе восстания Пугачева 1773-1774 г.г. местные учреждения часто проявляли слабость и действовали не эффективно.

    И поэтому правительством Екатерины II 7 ноября 1775 года были изданы «Учреждения для управления губерний Всероссийской империи». Благодаря им достигалась значительная децентрализация местного управления[22].

    Были расширены все распорядительные и исполнительные права местных чиновников и учреждений. Губернская реформа Екатерины II внесла единообразие в устройство губерний, разграничив места административные, судебные и финансовые. Административно – полицейские учреждения и должностные лица были представлены губернатором, губернским правлением, Приказом общественного призрения, в уездах – земским исправником (капитаном), нижним земским судом, городничим, финансово – хозяйственные – Казенной палатой, в уездах – Казначействами, судебные – палатами уголовного и гражданского суда, совестным судом, а также сословными судами – верхним земским судом, губернским магистратом, верхней расправой.

    В уездах судебные функции находились также в ведении уездного суда, городского магистрата и нижней палаты.

    Губернская реформа создала и систему прокурорского надзора (при губернском сословном суде назначались прокурор и два стряпчих; в уезде – подчиненный губернскому прокурору уездный стряпчий)[23].

    Губернатор являлся главой местной администрации и управлял губернией с помощью административных учреждений: канцелярии губернатора, губернского правления, ряда комиссий, комитетов и присутствий.

    Но все же основным административным учреждением было губернское правление, возглавляемое губернатором[24].

    Оно находилось в ведении Министерства внутренних дел и подчинялось по закону Сенату, однако на практике широкие полномочия губернатора подчинили губернское правление их власти, и уже к середине XIX века оно превратилось в своеобразную исполнительную канцелярию при губернаторе[25].

    В первой половине XIX века роль губернского правления в общей системе органов управления губернией была значительной. Оно управляло в силу законов всей губернией. Это исполнительное, полицейское и распорядительное учреждение: оно обнародует и объявляет в подчиненных областях законы, указы, учреждения, повеления и приказания императора, Сената и прочих государственных учреждений[26].

    В соответствии с существовавшим законодательством у губернского правления были широкие полномочия: «оно наблюдает за правильным течение дел в других учреждения (полицейских, торговых, благочиния и других), побуждает их к исполнению своих дел, наблюдает за исправностью правительственных мест, порядком и тишиной в губернии[27]. Кроме того, оно имеет право отправлять все исполнительные дела, дела, требующие скорейшего решения, может налагать арест на имение или часть его по приговору судебного места, рассматривает затянувшиеся по какой – либо причине дела присутственных мест»[28].

    С 1 января 1845 года на все 45 губернских правлений Российской империи было распространено новое «Учреждение». Новый порядок вводился начальниками губернии постепенно в течение первого полугодия сроком на три года. Губернские правления в России были разделены на 3 разряда по роду и количеству поступающих в них дел. Олонецкое губернское правление было отнесено к 3-му разряду. Согласно указу 1845 года губернское правление делилось на общее присутствие канцелярии (см. Табл.1).

    Роль общего присутствия сводилась к ознакомлению с новыми законодательными актами и распоряжениями, к ряду хозяйственных операций, к обсуждению некоторых мелких вопросов организации и делопроизводства[29].

    Основные же дела губернского правления были сосредоточены в канцелярии, аппарат которой составляли три отделения и канцелярия присутствия[30].

    Первое отделение заведовало оборудованием законов, наблюдением за исполнением распоряжений губернатора и губернского правления, газетой «Губернские ведомости».

    Оно занималось определением на службу, увольнением, наградами и пенсиями чиновников и канцелярских служителей, как самого правления и подчиненных ему мест, так и других губернских и уездных государственных учреждений. Отделение также собирало и доставляло в Герольдию Правительствующего сената послужные списки служащих губернии. Кроме того, оно ведало охраной общественного спокойствия, приводило присяги на подданство России, оказывало содействие врачебной управе и оспенному комитету[31].

    Через второе отделение губернатор осуществлял руководство полицией, через третье – связь администрации с местными судами, через четвертое – с финансово-хозяйственными органами[32].

    Дела, решаемые в губернском правлении, делились на судные (дисциплинарные взыскания чиновников, отдача их под суд, сомнения в правильности применения законов и жалобы на делопроизводство; они решались коллегиально), распорядительные (утверждались губернатором) и исполнительные (решались по отделениям губернского правления).

    Что касается состава Олонецкого губернского правления, то он складывался постепенно, по мере усложнения задач, ставящихся перед ним. Первоначально (еще в XVIII веке) в губернском правлении заседал губернатор с двумя советниками; также сюда назначались губернский прокурор, губернский стряпчий казенных дел и губернский стряпчий уголовных дел. С принятием «Учреждения» 1845-го года в состав правления на правах старшего члена был включен вице-губернатор[33].Однако уже к XIX веку штаты губернского правления необычайно возросли. Состав его расширялся за счет введения в него должностных лиц, ведающих специальным управлением (губернский врачебный инспектор, губернский инженер)[34].

    Таким образом, к 1845-му годы штаты губернского правления значительно возросли.

    В общее присутствие входили: губернатор (председатель), вице-губернатор, три советника (в том числе, один – старший) и асессор. Старший секретарь управлял канцелярией присутствия. Здесь же состояли два помощника секретаря (один – начальник ревизионного стола, другой – переводчик), регистратор с двумя помощниками и экзекутор с помощником. Каждое отделение находилось под управлением одного из трех советников по назначению гражданского губернатора и состояло из секретаря, столоначальников и их помощников. Сверх того, при губернском правлении состоял казначей с помощником; типография (смотритель ее одновременно являлся начальником газетного стола и редактором Губернских ведомостей); с архив с архивариусом и его помощниками[35]. Такой штат сохранился с вплоть до 1865 года (см. Таб.2)[36].

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.