Функции и штаты Олонецкого губернского правления в 1825 – 1918 гг.
Функции и штаты Олонецкого губернского правления в 1825 – 1918 гг.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
ПЕТРОЗАВОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ
ИСТОРИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
Кафедра истории дореволюционной
России.
Киселева Виктория Михайловна
Студентка V курса
очного отделения
Функции и штаты Олонецкого губернского
правления в 1825 – 1918 гг.
дипломная работа
Научный руководитель:
Пашков Александр Михайлович
к.и.н., доцент
Петрозаводск
2002
Содержание.
Введение................................................................................. 3.
Глава I. Функции и штаты Олонецкого
губернского
правления в 1825 – 1855 годах................................................ 8.
Глава II. Функции и штаты Олонецкого
губернского
правления в 1855 – 1881-е годы.............................................. 18.
Глава III. Функции и штаты Олонецкого
губернского
правления в 1881 - 1900-е годы.............................................. 30.
Глава IV. Функции и штаты Олонецкого губернского
правления в 1901 - 1918-е годы.............................................. 36.
Заключение............................................................................. 43.
Список используемых источников и
литературы................. 44.
Приложение............................................................................ 52.
Введение.
В системе местных
органов власти России 1825 – 1918 гг. огромную роль губернские правления –
высшие административные и полицейские учреждения в губерниях.
Они были созданы
в ходе губернской реформы 1775 года. Первоначально представляли собой
совещательный орган при губернаторе. Действуя по принципам коллегиальности, губернские
правления выполняли широкий ряд функций и задач. Они обнародовали законы в
губерниях, осуществляли надзор за исполнением законов и государственных
распоряжений, рассматривали «пререкания» о подсудности между различными
административными органами, принимали меры к «охране спокойствия, безопасности
и народного здравия». В губерниях, где не было введено земское самоуправление,
губернские правления имели также функции хозяйственной полиции.
Во второй
половине XIX века губернское правление окончательно превращается в
исполнительный орган при губернаторе, таким оно остается до начала XIX века.
Система
государственного регулирования традиционно играла большую роль в жизни России.
И до сих пор еще не решен вопрос об уровне влияния государственных учреждений
на процессы в экономической, социальной сфере, культуре и т.д.
Особенно большое
значение имеет этот вопрос для северных районов, отличающихся суровыми
природно-климатическими условиями и редким населением.
Поэтому большой
интерес представляет исторический опыт деятельности государственных учреждений
на севере, в частности, Олонецкого губернского правления.
В настоящее время
еще не создано научных работ, в которых Олонецкое губернское правление было бы
предметом специального изучения, поэтому цель данной работы – показать роль и
значение этого учреждения в структуре других губернских учреждений. Задачами
дипломной работы являются: показать Олонецкое губернское правление, как местный
орган власти, на протяжении 1825 – 1918 годов, рассмотреть каковы были его
штаты и функции, направление деятельности.
Хронологические
рамки работы (1825 – 1918 гг.) связаны с тем, что в Национальном архиве
Республики Карелия (далее НА РК) практически не сохранилось документов,
возникших до 1825года. Кроме того, в декабре 1825 года на престол вступил
Николай I, в годы правления которого усилились бюрократические методы управления
страной и выросла роль губернских правлений на местах. Вторая дата связана с
тем, что после установления в январе 1918 года советской власти в
Петрозаводске, начался слом дореволюционного государственного аппарата и
губернское правление было закрыто.
По данной
дипломной работе имеется довольно значительный круг источников и литературы
(общего плана).
Для изучения
деятельности Олонецкого губернского правления большое значение имеет работа
Ерошкина Н.П. «История государственных учреждений дореволюционной России». Это
учебник по истории государственных учреждений, выдержавший четыре издания. В
нем содержатся краткие и сжатые характеристики основных государственных
учреждений России вплоть до 1917 года[1].
Новейшую точку
зрения на деятельность губернских правлений содержат статьи из Энциклопедии
«Отечественная история. Дооктябрьский период» - «Губернское правление» и
«Губернская реформа, 1775 г.». в них содержатся новые сведения, факты,
характеристики ученых 1990-х гг., что позволяет увидеть губернское правление в
современной трактовке[2].
История самой
Олонецкой губернии вызывала большой интерес, и поэтому к 100-летию её
образования в Петрозаводске вышла обобщающая статья Благовещенского И., в
которой содержался обзор её истории за 100 лет существования[3]. Здесь были даны характеристики
всем учреждениям губернии и четко очерчены состав и функции такового.
Важную информацию
содержит учебное пособие «Источниковедение: теория, история, метод». В нем даны
этапы развития послужных списков чиновников России[4].
Всесторонний
анализ состояния губернии в XIX –
начале XX вв. дан в недавно вышедшем академическом коллективном исследовании
«История Карелии с древних времен»[5].
Большое значение
для современников имеет статья Савицкого И.В. «Из истории дворянства Олонецкой
губернии». Это небольшая по объему работа дает важные сведения о состоянии
Олонецкого дворянства в XIX веке, позволяет установить
численность, уровень образования, материальное положение чиновников Олонецкой
губернии[6].
Таким образом на
данный момент имеются работы по истории государственных учреждений в целом, по
истории чиновничества, но до настоящего времени Олонецкое губернское правление,
как орган управления Олонецкой губернией специально не изучался.
Большое значение
для изучения данной темы имеют и опубликованные источники.
В качестве самого
важного источника мною были использованы принятые в 1775 году «Учреждения для
управления губерний Всероссийской империи»[7].
Это основной законодательный акт, определяющий структуру и деятельность
губернских учреждений.
Не менее важное
значение имеет сборник «Российское законодательство XI – XX вв.» и
опубликованный в нем закон «О должности наместнического или губернского
правления», определявший функции, штаты, а также делопроизводство Губернских
правлений в России[8].
Важным источником
является и принятое в 1845 году «Учреждение губернских правлений»[9], в котором давался новый
порядок производства и решения дел в губернских правлениях, были определены
новые штаты и оклады содержания чиновников.
Не меньшую
важность имеют указы от 1865 и 1876 годов, определявшие новое устройство
губернских правительственных учреждений и, в частности, губернских правлений[10].
Важными и ценными
источниками являются «Общее губернское учреждение» (1857 года) и переизданное в
1892 году «Учреждение губернских правлений»[11].
Основой для
анализа деятельности Правления послужили и документы 2-го фонда, хранящиеся в
Национальном архиве Республики Карелия (далее НА РК).
В НА РК по данной
теме сохранилось 19605 единиц хранения за 1802 – 1918 годы, из них по описям
(всего 74 описи), дела, начиная с 1794 – 1796 и после небольшого перерыва с
1802 – 1918 годы.
По первой главе
имеется довольно много дел, в частности, одно дело по функциям и штатам
губернского правления[12].
Что касается
формулярных списков за 1825 – 1855 годы, то здесь имеются отдельные дела. Это в
большинстве своем дела 40-х – 50-х гг. (за 1844 – 1855-е гг. – всего 14 дел)[13].
По второй главе
имеется 5 дел по функциям и штатам Олонецкого губернского правления[14].
За 1855 – 1881-е
гг. сохранилось очень много формулярных списков (24 дела)[15].
По третьей главе
сохранилось 17 формулярных списков за 1881 – 1900-е годы[16].
По четвертой
главе сохранилось 3 дела по функциям и штатам губернского правления[17].
Что касается
формулярных списков за 1901 – 1918-е годы, то здесь имеется большое число дел.
Описи 43 и 68 содержат формулярные списки, и здесь имеется 22 дела за 1901 –
1918 годы[18].
Таким образом,
комплекс данных, взятых в совокупности источников, вполне позволяет рассмотреть
тему «Функции и штаты Олонецкого губернского правления в 1825 - 1918 годах».
Данная дипломная
работа состоит из введения, четырех глав, заключения, списка литературы и
приложения.
Глава
I. Функции и штаты Олонецкого губернского
правления
в 1825 – 1855 годах.
В XVIII - начале XIX века вся Россия была поделена на губернии.
Большую роль в правлении губерний играло губернское правление – высшее административно
– полицейское учреждение губернии.
Это в полной мере
относится к деятельности Олонецкого губернского правления, как органа
управления Олонецкой губернии[19].
Олонецкая
губерния возникла в 1784 году по указу Екатерины II. Петрозаводск сделан
губернским городом.
В 1796 году
Олонецкая область была упразднена. И лишь 12 марта 1801 года указом Александра
I от 9 сентября Олонецкая губерния была восстановлена.
3 января 1802
года совершилось открытие главного в губернии учреждения – губернского
правления. Накануне его открытия (2 января 1802 года) в Петрозаводске были
произведены выборы должностных лиц от дворян, купечества и поселян. Чиновники,
определённые от правительства по выбору, 3 января 1802 года были введены в губернское
правление лично первым гражданским губернатором А.М. Окуловым.
В этот же день
были открыты палаты: казенная, уголовная, гражданская, приказ общественного
призрения, советские суды, городовые магистраты и ратуши.
31 июля 1802 года
были изданы штаты городов Олонецкой губернии, и Петрозаводск оставлен в ней
губернским городом.
Отныне Олонецкая
губерния имела в своем составе семь уездов: Петрозаводский, Олонецкий,
Лодейнопольский, Вытегорский, Каргопольский, Пудожский и Повенецкий[20].
Олонецкая
губерния просуществовала вплоть до 1922 года, а четырьмя годами раньше
прекратило своё существование Олонецкое губернское правление[21].
Рассматривая
деятельность Олонецкого губернского правления в I половине XIX века, нужно
обязательно отметить, что возникновение его было обусловлено рядом
внутреннеполитических причин.
В конце XVIII
века в России складывалась ситуация, связанная с необходимостью упорядочения
системы управления страной, сложившейся ещё при Петре I. Страна нуждалась в
реформах, особенно в области местного управления. Кроме того, правительство
стояло перед проблемой необходимости усиления власти на местах, так как в ходе
восстания Пугачева 1773-1774 г.г. местные учреждения часто проявляли слабость и
действовали не эффективно.
И поэтому
правительством Екатерины II 7 ноября 1775 года были изданы «Учреждения для управления
губерний Всероссийской империи». Благодаря им достигалась значительная децентрализация
местного управления[22].
Были расширены все
распорядительные и исполнительные права местных чиновников и учреждений. Губернская
реформа Екатерины II внесла единообразие в устройство губерний, разграничив
места административные, судебные и финансовые. Административно – полицейские
учреждения и должностные лица были представлены губернатором, губернским
правлением, Приказом общественного призрения, в уездах – земским исправником
(капитаном), нижним земским судом, городничим, финансово – хозяйственные –
Казенной палатой, в уездах – Казначействами, судебные – палатами уголовного и
гражданского суда, совестным судом, а также сословными судами – верхним земским
судом, губернским магистратом, верхней расправой.
В уездах судебные
функции находились также в ведении уездного суда, городского магистрата и нижней
палаты.
Губернская
реформа создала и систему прокурорского надзора (при губернском сословном суде
назначались прокурор и два стряпчих; в уезде – подчиненный губернскому
прокурору уездный стряпчий)[23].
Губернатор
являлся главой местной администрации и управлял губернией с помощью
административных учреждений: канцелярии губернатора, губернского правления,
ряда комиссий, комитетов и присутствий.
Но все же основным
административным учреждением было губернское правление, возглавляемое
губернатором[24].
Оно находилось в
ведении Министерства внутренних дел и подчинялось по закону Сенату, однако на
практике широкие полномочия губернатора подчинили губернское правление их
власти, и уже к середине XIX века оно превратилось в своеобразную
исполнительную канцелярию при губернаторе[25].
В первой половине
XIX века роль губернского правления в общей системе органов управления
губернией была значительной. Оно управляло в силу законов всей губернией. Это
исполнительное, полицейское и распорядительное учреждение: оно обнародует и
объявляет в подчиненных областях законы, указы, учреждения, повеления и
приказания императора, Сената и прочих государственных учреждений[26].
В соответствии с
существовавшим законодательством у губернского правления были широкие
полномочия: «оно наблюдает за правильным течение дел в других учреждения (полицейских,
торговых, благочиния и других), побуждает их к исполнению своих дел, наблюдает
за исправностью правительственных мест, порядком и тишиной в губернии[27]. Кроме того, оно имеет право отправлять
все исполнительные дела, дела, требующие скорейшего решения, может налагать
арест на имение или часть его по приговору судебного места, рассматривает
затянувшиеся по какой – либо причине дела присутственных мест»[28].
С 1 января 1845
года на все 45 губернских правлений Российской империи было распространено
новое «Учреждение». Новый порядок вводился начальниками губернии постепенно в
течение первого полугодия сроком на три года. Губернские правления в России
были разделены на 3 разряда по роду и количеству поступающих в них дел.
Олонецкое губернское правление было отнесено к 3-му разряду. Согласно указу
1845 года губернское правление делилось на общее присутствие канцелярии (см.
Табл.1).
Роль общего
присутствия сводилась к ознакомлению с новыми законодательными актами и
распоряжениями, к ряду хозяйственных операций, к обсуждению некоторых мелких
вопросов организации и делопроизводства[29].
Основные же дела
губернского правления были сосредоточены в канцелярии, аппарат которой
составляли три отделения и канцелярия присутствия[30].
Первое отделение
заведовало оборудованием законов, наблюдением за исполнением распоряжений
губернатора и губернского правления, газетой «Губернские ведомости».
Оно занималось
определением на службу, увольнением, наградами и пенсиями чиновников и канцелярских
служителей, как самого правления и подчиненных ему мест, так и других
губернских и уездных государственных учреждений. Отделение также собирало и
доставляло в Герольдию Правительствующего сената послужные списки служащих
губернии. Кроме того, оно ведало охраной общественного спокойствия, приводило
присяги на подданство России, оказывало содействие врачебной управе и оспенному
комитету[31].
Через второе
отделение губернатор осуществлял руководство полицией, через третье – связь
администрации с местными судами, через четвертое – с финансово-хозяйственными
органами[32].
Дела, решаемые в губернском
правлении, делились на судные (дисциплинарные взыскания чиновников, отдача их
под суд, сомнения в правильности применения законов и жалобы на
делопроизводство; они решались коллегиально), распорядительные (утверждались
губернатором) и исполнительные (решались по отделениям губернского правления).
Что касается
состава Олонецкого губернского правления, то он складывался постепенно, по мере
усложнения задач, ставящихся перед ним. Первоначально (еще в XVIII веке) в губернском
правлении заседал губернатор с двумя советниками; также сюда назначались
губернский прокурор, губернский стряпчий казенных дел и губернский стряпчий
уголовных дел. С принятием «Учреждения» 1845-го года в состав правления на
правах старшего члена был включен вице-губернатор[33].Однако уже к XIX веку штаты
губернского правления необычайно возросли. Состав его расширялся за счет
введения в него должностных лиц, ведающих специальным управлением (губернский
врачебный инспектор, губернский инженер)[34].
Таким образом, к
1845-му годы штаты губернского правления значительно возросли.
В общее
присутствие входили: губернатор (председатель), вице-губернатор, три советника
(в том числе, один – старший) и асессор. Старший секретарь управлял канцелярией
присутствия. Здесь же состояли два помощника секретаря (один – начальник
ревизионного стола, другой – переводчик), регистратор с двумя помощниками и
экзекутор с помощником. Каждое отделение находилось под управлением одного из
трех советников по назначению гражданского губернатора и состояло из секретаря,
столоначальников и их помощников. Сверх того, при губернском правлении состоял
казначей с помощником; типография (смотритель ее одновременно являлся
начальником газетного стола и редактором Губернских ведомостей); с архив с
архивариусом и его помощниками[35].
Такой штат сохранился с вплоть до 1865 года (см. Таб.2)[36].
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|