МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Эволюция монархической формы правления в России. Историко-правовой аспект

    Россия постепенно становилась уже не абсолютной, а, по меньшей мере,  частично ограниченной в отдельных элементах думской монархией. В законе было записано, что никакой новый закон не может последовать без одобрения Государственного Совета и Государственной Думы и воспринять силу без утверждения Государя Императора.

    Власть оставалась самодержавной, и император имел право распускать Думу и объявлять новые выборы или перерыв в ее работе и издавать в это время нужные законы без согласования с Думой. Однако появление Думы было заметным шагом вперед в деле становления, в перспективе, конституционной монархии, но этого не произошло: царь разогнал первую и вторую Думы как слишком левые, посягнувшие на помещичьи землевладения. В первой Думе (апрель-июль1906 года), было 40% либеральных и 40% левых фракций, а во второй Думе (февраль-июнь 1907 года) либералов было около 30%, а левых больше половины. Воспользовавшись вынужденным свертыванием революционных выступлений,  царь совершает так называемый Третьеиюньский государственный переворот и не только разгоняет вторую Думу, но и подписывает принципиально иной избирательный закон, гарантирующий правым партиям преимущество в новой Думе. В стране устанавливается Третьеиюньский политический режим, который функционирует уже вплоть до крушения самодержавия.

    Начавшаяся мировая война имела ярко выраженный империалистический характер. Каждый воюющий блок (Антанта и Тройственный союз) имел планы молниеносных разгромов соперников на основе достижений науки и техники, отсталая в технико-экономическом отношении Россия быстро выдохлась,  и вступила в период коллапса экономики и массового революционизирования масс трудящихся. Все традиционные авторитарно-самодержавные, аграрные, национальные, религиозные и рабочие проблемы резко обострились. Бездарность главнокомандующего великого князя Николая Николаевича и прямое предательство ряда офицеров привели к поражению русской армии.

    Хлебные волнения в Петрограде в феврале 1917 года неожиданно для властей переросли в революцию. Исполнительный комитет Государственной Думы во главе с Родзянко и вновь созванный Совет рабочих и солдатских депутатов - "Петросовет" во главе с Н.С.Чхеидзе были едины в требовании отставки Николая II. 2 марта Николай II отрекся от престола в пользу сначала сына Алексея, затем брата Михаила Александровича, который в свою очередь предоставил решение вопроса о власти Учредительному Собранию. Символично, что таким образом царская династия Романовых началась и закончилась Михаилом.

    Николай и до этого не был полноценным политическим лидером страны, а теперь он превратился в обузу нового правительства. Первоначально правительство Керенского пыталось отправить семью Николая за границу, в Англию, затем правительство Ленина в период Бресткого Мира - в Германию, но самодержцы этих стран отказались принять Романовых. В разгар гражданской войны большевики решились на расстрел Романовых из опасения превращения их в объединяющий символ и знамя контрреволюции. Однако при этом казнили не только бывшего царя, но и его ни в чем не повинную семью и даже слуг. Трагедия в Екатеринбурге не являлась чем-то из ряда вон выходящих в мировом контексте, так как она повторяла определенным образом аналогичные казни королей в ходе английской и французской революций.

    Отречение Николая II стало своеобразным временным водоразделом; Россия при царях и Россия без царей. До и после. И хотя очевидно, что последующие правители страны продолжили авторитарно-самодержавную традицию, они наполнили ее совершенно иным социальным содержанием.1  






    3. "ДЕСПОТИЧЕСКОЕ САМОДЕРЖАВИЕ". ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ И   ИНСТИТУТЫ РОССИЙСКОГО САМОДЕРЖАВНОГО ПРАВОВОГО ПРОИЗВОЛА


    3.1. Москва - Третий Рим: преемственность имперских традиций


    В Восточно-Римской империи (Византия), в противоположность Западу,  император (василевс) провозглашался наместником Христа, и мы имеем дело с политической моделью цезаропапизма, когда в должности христианского императора объединены функции царя (василевса) и главы Церкви.

    Мистическую связь между Христом и василевсом как его земным заместителем, олицетворял двухместный императорский трон. По будням император восседал на правой его стороне, по воскресным и другим праздничным дням - на левой, оставляя место для Иисуса Христа, незримое присутствие которого символизировал крест. Византийская мифология власти провозглашала, что василевс действует, царствует и живет "во Христе", его дела - божественные дела, его правление - совместное с Христом. Из этого построения логически вытекал священный характер императорской персоны. Император становился объектом культа. Его жилище называли "Священным дворцом", его облачение, как и дворец, было священным. В знак особой милости император мог подарить свою одежду какому-нибудь городу, и тогда она торжественно вывешивалась в главном городском храме. Даже к портретам императора прилагались эпитеты "священный портрет", "священный лик", "божественный лик". Их [портреты] встречали перед городскими воротами, с зажженными факелами и кадилами в руках, как полагалось встречать монархов, и склонялись перед ними, воспроизводя ритуальный поклон императору. Изображения императоров можно было увидеть на различных предметах христианского культа и на стенах церквей. Византийские василевсы изображались с нимбами святости (Юстиниан Великий, Василий II Болгаробойца), с X века в их официальную титулатуру включался эпитет "святой".

    Император в качестве "наместника Христа" приобретал священнические функции. При этом христианская трактовка социальных функций Христа как царя и первосвященника усиливала мысль о "цареосвященстве" византийского василевса.

    В церковных церемониях и процессиях, в дворцовой жизни император должен был восприниматься как образ, точнее "отображение" Христа. Например, в качестве наместника и живого образа Христа ощущал себя император в литургической церемонии Страстной недели - омовение ног беднякам. Символично, что в этой церемонии византийских патриарх выступал только в роли чтеца Евангелия. Когда он читал отрывок из Евангелия об омовении Иисусом Христом ног беднякам, сам император в это время реально воспроизводил эту сцену.

    Византийский император причащался в алтаре, как священнослужитель, то есть отдельно телу Христову с дискоса (когда причастие дается прямо в руки) и отдельно крови Христовой из потира. Тот факт, что император принимал причастие от патриарха, а не причащался самостоятельно, может рассматриваться как рудимент религиозно-политической доктрины IV века, когда император воспринимался как светский владыка. Можно констатировать, что канонический император обладал священническим достоинством, а его первенствующее место церковной иерархии определялось выполнявшимися им религиозными функциями.

    Византийским император имел право инвеституры патриарха, (то есть вводил его в сан). Это показывает, что византийский патриарх заимствовал свою власть не непосредственно у Бога, а у императора, в то время как между василевсом, как автократом и Царем небесным как Пантократором существовала прямая связь, исключающая чье-либо посредничество.

    Однако следует заметить, что первосвященничество византийского императора строго совпадало с границами распространения его политической власти.

    Можно констатировать, что до схизмы 1054 года реально существовало два первосвященника: Папа Римский и василевс Ромейской империи. Борьба между Папой и императором за власть наместника Христа обретет позднее формы борьбы Восточной и Западной церквей. Это противостояние завершиться отделением в 1054 году церкви Константинопольской от юрисдикции Папы Римского, в результате чего василевс сможет в полной мере ощущать себя наместником Христа хотя бы в границах Восточно-Римской (Ромейской) империи.

    Одной из причин принятия христианства на Руси была необходимость мировоззренчески обосновать самодержавную власть князя как богоданную.1 Однако существовавшая в конце X века социально-экономическая ситуация отнюдь не способствовала практической реализации новой мифологии власти. В Древней Руси, так и не сформировались феодальные отношения. До XI века русские не знали условного землевладения (ни в форме связанного с вассальной службой феода, ни в форме аллода, свободного от жестких служебных обязательств), которое было бы связующим звеном между монархом и военно-аристократическим классом. Эта слабость собственных сил князя вынуждала искать согласие с народом, то есть с вечем, хотя сакральный характер последнего был давно утрачен. Отсутствие экономических рычагов подчинения заставляло обращаться к силовым методам воздействия, что и явилось одной из причин кровавых княжеских междоусобиц. Князь стремился захватить и удержать Киевский великокняжеский престол, как высшую сакральную цель. Кроме того, пытался утвердить в своем уделе единодержавную власть, только ему Богом данную власть. Удельные князья стали рассматривать свой удел как вотчину,  в которой не было различий между правами суверена (политической властью) и правами собственника (экономической власти). Отсюда - их попытка дробить удел по личному усмотрению, раздавая наследство своим сыновьям. Удельная раздробленность - результат такой политики.

    Много столетий подряд Россия чувствовала себя частью византийского мира "Идея главенства константинопольского императора над всем христианским миром была неотъемлемой частью русского мировоззрения и провозглашалась в церковных песнопениях и переводных греческих, юридических сочинений. Для русских константинопольский император был символ мирового христианского единства, хотя реальной власти над ними он не имел".1

    После падения Константинополя (1453 году) русским представлялось, что они остались единственным православным народом в мире, этому и способствовало женитьба Ивана III на племяннице последнего византийского императора Константина XII. Именно в это время Псковский монарх Филофей и написал свое знаменитое: "... два Рима пали, а третий стоит, четвертому же не бывать".  Это письмо,  написанное Василию III  в начале XVI века, было скорее, апокалипсическим, чем политическим и по тону, и по контексту: Москва не только Третий Рим, но и последний и на очень короткое время, потому что "конец уже близок".

    Прошло немного времени и выяснилось, что православие на Востоке с приходом турок не исчезло. Но в эпоху великого князя Московского Ивана III Иосиф Волоцкий четко сформулировал постулат о том, что великий князь Московский является "наместником Бога" на земле. Из этой теории вытекает и соответствующий практический вывод об отношениях московских государей к церковным делам.

    В результате в эпоху Ивана Грозного окончательно оформилось религиозная доктрина власти, согласно которой московский великий князь был признан не просто  "могуществом, силой Бога на земле", а его реальным воплощением - Спасителем, Мессией всего народа Божьего. Этот статус уже полностью освобождал великого князя от какой-либо ответственности перед народом: "А жаловати есмя своих холопий вольны, а и казнити вольны". В официальном письме Ивана Грозного князю Курбскому царь не двусмысленно присваивает себе функции владыки человеческих душ и Спасителя: "А аще праведен еси и благочестив, про что не изволил еси от меня, строптивого владыки,  страдати и венец жизни  наследити? " Не удивительно, что московские великие князья, ощущавшие себя хозяевами человеческих душ, при вступлении на престол не считали необходимым давать религиозные ограничительные клятвы подобно французским или английским королям.

    16 января 1547 года состоялось венчание на царство Ивана IV. Формально принятый титул "боговенчанного царя" уже окончательно юридически закрепил за ним прерогативы верховного попечения об интересах церкви, какие принадлежали византийским императорам, и какие уже весьма в значительной степени были приобретены самими московскими князьями путем историческим. Уже на Стоглавом церковном Соборе 1551 года царь выступал в руководящей роли свойственной византийским василевсам. В 1562 году патриарх Константинопольский Иосаф  III прислал "Соборную грамоту", подтвердившую право Ивана Грозного "быти и зватися царем законно и благочестиво".

    В 1589 году было учреждено Патриаршество, и Церковь обрела патриарха, которым стал митрополит Московский Иов. Характерно, что инициатива учреждения патриаршества исходила от светской власти. Сама процедура избрания была организована в византийском духе.1

    В XVII веке в России окончательно установился режим цезаропапизма. К этому времени экономический базис был приведен в соответствие с религиозно-политической надстройкой: российский самодержец стал монополистом в торговле и промышленности, собственником большей части земли (дворяне не являлись владельцами поместий, которые были отданы им царем лишь в управление, на условиях обязательного несения царской службы). Абсолютная политическая власть российских самодержцев была адекватна их экономическому могуществу.

    Особенно наглядно власть царя как "наместника Бога" на земле проявлялась в том факте, что людей, умерших в государевой опале, хоронили вне кладбища, как почивших нехристианской смертью. Утверждалось, что страшным, не прощаемым видом греха является преступление против царя: оно приравнивалось к преступлению против Бога. Тем самым политическое повиновение царю было полностью тождественно религиозному послушанию Богу. Царь - богочеловек присваивал себе функции судьи от имени Небес и обладал властью, сопоставимой с властью Бога.

    Петр Великий в своей реформаторской деятельности не мог уже опираться на прежнюю, православную мифологию власти. Он ввел в русскую политическую мысль идею государства как института стоящего над монархом, что явилось началом крушения наместнической модели власти.

    Свою деятельность Петр рассматривал не только как службу Царю Небесному, но и как службу Российскому государству. В связи с одной из своих побед над шведами он писал: "Я, как начал служить, такого огня и порядочного действия наших солдат не слышал и не видел".1

    Показательно, что даже императорские регалии не были юридически собственностью царей. При организации Камер-коллегии в 1719 году Петр I впервые включил в ее регламент параграф "О подлежащих государству вещах". Все императорские регалии (на тот момент царские) были признаны собственностью государства и выдавались царствующим особам "для временного употребления".      

    Инкорпорирование понятия государства в традиционную христианскую конструкцию власти было вызвано тем, что в условиях Нового времени христианская мифология власти уже не справлялась с возложенными на нее задачами, однако насильственная инкорпорация иногороднего по своей природе элемента - государства в традиционную христианскую систему легитимизации власти всегда и всюду, рано или поздно приводило к одному результату: крушение абсолютных монархий, основанных на божественном праве.

    На ход исторического развития России, как и на ход западноевропейской истории, оказал решающее влияние религиозный догмат о верховном правители - наместнике Иисуса Христа, в должности которого объединены функции светского и жреческого Мессии. Также как и в Европе, в России идея тотальной наместнической власти, в конечном счете,  исчерпала себя. С XVIII века в России начинается необратимый процесс секуляризации христианской модели наместнической власти. Который завершился только в начале XX века с крушением власти последнего российского императора Николая II.


    3.2. Татаро-монгольское нашествие в истории Руси: влияние восточного деспотизма


    В начале XIII века монгольские племена под предводительством Чингисхана начали завоевательные походы далеко за пределы своего ареала обитания в степях Центральной Азии. В 1223 году русские дружины вместе с половцами впервые сразились с монголами и потерпели поражение. Разобщенные русские княжества, составлявшие некогда Киевскую Русь, подверглись в 1237-1240 годах разгрому и разорению войсками хана Батыя.

    В следующем году они вторглись в земли Молдавии и Валахии, Венгрии и Польши, Трансильвании и Чехии. Еще спустя год приводили в страх жителей Хорватии и Далмации. Но дальше продвигаться уже не было сил, моноголо-татары выдохлись окончательно - большие потери, особенно в русских землях, сильно их ослабили. Бату-хан заплатил за свои победы немалую цену. Хотя, как и все тираны, за ценой не стоял.

    Русь своей трагической борьбой и подвигом спасла Западную Европу от погрома, подобного тому, что потерпела сама. Когда русские земли лежали в развалинах, там далеко на Западе, продолжали накапливать богатства, создавать шедевры. Когда, к примеру, в Киеве рушилась Десятинная церковь, в Париже заканчивали возведение изумительной, воздушной Святой Капеллы, что и сейчас поражает своей красотой всех, кто увидит ее во дворе Дворца Правосудия.1

    49 городов из 74 известных были разрушены,  причем в 14 их них жизнь не возобновилась. В результате нашествия резко сократилось население Руси. Был уничтожен цвет нации - княжеские дружины, погибли многие ремесла, прекратилось каменное строительство, значительно пострадали культурные ценности, были оборваны международные связи. Это была настоящая национальная катастрофа.                                

    После нашествия завоеватели покинули территорию Руси, периодически  совершая карательные набеги - более 15 за четверть века. В течение первого десятилетия завоеватели не брали дань, занимаясь грабежом, но затем они перешли к долговременной практике - сбору систематизированной дани. Между Русью и Золотой  Ордой возникли специфические взаимоотношения, названные "татаро-монгольским игом".

    Его специфику определяли факторы отдаленности угнетателей от побежденных, изъятие достаточно умеренной дани в расчете на душу населения, заключение русскими князьями периодических союзов с золотоордынскими ханами для защиты территорий своих княжеств и даже участия русских отрядов в организованных монголами походах. Такое своеобразие русско-ордынских отношений объясняется необходимостью борьбы с агрессией католического Запада.2  Опираясь на поддержку монголов, Александр Невский успешно воевал против ливонских крестоносцев и литовцев.

    В 1261 году в Сарае была учреждена миссия русской церкви, а в 1279 году митрополит получил от хана охранную грамоту. Но после принятия ханом Узбеком ислама началось активное формирование освободительной идеологии, направленной на ликвидацию сложившейся зависимости от Орды. Иван Калита и другие князья проводили политику "смиренной мудрости", накапливая силы для решающего перелома, который произошел в 1380 году на Куликовом поле.

    Мощь Орды и ее влияние были подорваны, хотя окончательно ликвидации ига произошло в 1480 году.

    Значение ига для Руси определяется тем, что в сложившихся здесь феодальных отношениях развились традиции восточного деспотизма. Вассально-дружинные отношения были заменены подданническими. Раздавая князьям, ярлыки на княжение, золотоордынские ханы превращали их не в вассалов, а в подданных "служебников". Князья в свою очередь стремились распространить подобные отношения на местную знать, дворян, дружинников.

    Успеху этой политике способствовало то, что в ходе нашествия погибло большинство Рюриковичей, старших дружинников-носителей традиций киевского вассалитета.

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.