МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Эволюция английского парламентаризма в 19-м - начале 20-го века

    Начавшийся в 1902 году процесс организационного объединения либералов в основном завершился к концу 1905 года формированием правительства с участием всех партийных групп и был закреплён в начале 1906 года на парламентских выборах. Попытка правого крыл партии занять доминирующее положение в правительстве не удалась. В процессе консолидации либералы не выдвинули собственной конструктивной программы и использовали в тактических целях  ссылки на непопулярные мероприятия консерваторов. Идейная разобщенность либералов в эти годы не была преодолена.

    Итак, можно сделать вывод, что сложившаяся в Великобритании на базе общности стратегических целей система двухпартийного управления не только не исключала, но напротив, подразумевала преемственность политики либеральных и консервативных кабинетов. Само пребывание в оппозиции являлось своего рода сотрудничеством. Стабильность политической системы гарантировала поступательное развитие общества в направлении всё более ясно выраженного учёта интересов всех социальных слоёв.

    3. Парламентские реформы

    Для Великобритании 19 – начала 20 веков одним из наиболее значительных событий стал переход к строю буржуазной демократии. Но в отличие от Франции или США, где буржуазно-демократические порядки установились в ходе революций, британский путь к ним лежал через реформы, в том числе парламентские. Их необходимость обуславливалась архаичностью системы формирования нижней палаты. Основную массу её депутатов составляли представители мелких городов и местечек, в разное время получивших это право. Одни из таких поселений давно уже были оставлены жителями, другие насчитывали лишь по несколько десятков человек, отчего все они числились «гнилыми». В среднем на одно местечко приходилось 12 избирателей и 2 депутата. Вследствие такой практики Лондон с полумиллионным населением избирал четверых депутатов, а 165 тысяч населения графства Корнуэллс посылало 44 своих представителей. К тому же множество местечек являлись собственностью крупных землевладельцев, которые прямо указывали жителям, за кого им следовало голосовать. В конце 18 века из 658 депутатов 424 были фактически назначены лендлордами. В то же время новые города, выросшие на волне промышленной революции, либо вообще не выбирали, либо имели представительство, не соответствующее численности населения. Поэтому городская промышленная буржуазия настойчиво добивалась реформирования избирательной системы.

    Началу этому положила реформа, проведённая вигами в ещё 1832 году. Акт о народном представительстве[12] уничтожил 56 «гнилых» местечек (статья 1 Акта о народном представительстве 1832), сократила представительство от оставшихся тридцати (статья 2), распределила освободившиеся в парламенте 143 места в пропорции: 13 депутатских мандатов предоставили Шотландии, Уэллсу и Ирландии, по 65 получили сельские и городские округа (статья 3 и 4). Кроме того, расширили круг избирателей. В городах ими стали все собственники домов, приносивших не менее 10 фунтов стерлингов в год, и арендаторы квартир, платившие за них такую же годовую сумму. В графствах – владельцы участков (фригольдеры), а также наследственные и долгосрочные арендаторы (копигольдеры), имевшие 10 фунтов годового дохода с земли. Краткосрочные арендаторы становились избирателями при годовом доходе более 50 фунтов стерлингов. Право голоса, таким образом, получила сельская и городская буржуазия.

    Нововведения, отражённые в статьях с тринадцатой по двадцать седьмую, имели своей основой желание урегулировать порядок избрания депутатов. Однако статья двадцать шестая вводила серьёзные ограничения, основывающиеся на порядке регистрации и отсылающие к 27 статье.

    Статья 27 прямо указывала: «…Ставиться непременным условием, что никакое лицо не будет внесено в списки избирателей в каком-либо году, если оно не владеет указанными помещениями в течение двенадцати календарных месяцев, предшествующих последнему дню июля в соответствующем году…».

    Широкое разочарование ограниченностью билля о реформе вызвало массовое движение в поддержку «Народной хартии», включавшей 6 основных пунктов: всеобщее избирательное право для взрослого мужского населения; равные избирательные округа; ежегодное переизбрание членов парламента; оплата труда парламентёров; тайное голосование; отмена имущественного ценза при выборах в парламент. В 1836 году в Лондоне была создана «Ассоциация рабочих», ставшая ядром «чартизма» - рабочего движения за всеобщее избирательное право. Политическую платформу движения составила хартия[13]. Неоднократно чартисты вносили в парламент петиции о «Народной хартии, но каждый раз палата общин отвергала их. Чартистское движение подкрепляло требования к парламенту массовыми демонстрациями и рабочими митингами[14].

    «Чартизм» сотрясал Англию до 1848, его отзвуки чувствовались вплоть до середины 50-х годов. Он потерпел поражение, но показал всеобщую заинтересованность в справедливом представительстве, с которым связывались надежды на социальные преобразования. Буржуазия, стремившаяся к усилению политического влияния, использовала желание широких масс участвовать в формировании парламента, сделав ставку на расширение электората за счёт наиболее обеспеченной части рабочего класса, на голоса которых имела основание рассчитывать.

    Проведённая в 1867 году вторая парламентская реформа окончательно уничтожила «гнилые» местечки, передав графствам 30 и городам 23 освободившиеся места. Новые избирательные правила существенно понизили имущественный ценз. Право голоса в городах получили не только владельцы домов и те, кто уплачивал 10 фунтов годовой арендной платы за жильё, но и все наниматели квартир, даже дешёвых, если они платили налог в пользу бедных. В графствах избирателями стали собственники и наследственные арендаторы земли с доходом не менее 5 фунтов в год, а также краткосрочные арендаторы, получавшие 12 фунтов стерлингов годового дохода. Реформа включила в число избирателей мелкую буржуазию, квалифицированных рабочих, зажиточных фермеров.

    Регулируя, таким образом, распределение лиц, имеющих право участвовать в выборах депутатов, Акт о народном представительстве 1867 года довольно чётко выделял категории таковых, одновременно отменяя старые и вводя новые ограничения, менее жёсткие. Это, в конце концов, способствовало дальнейшей демократизации избирательной системы Англии.

    В 1872 году либералы ввели на парламентских выборах тайное голосование, что было давним требованием демократических сил. Затем либеральная партия обеспечила проведение в 1884-1885 годах третьей парламентской реформы. Для жителей графств вводились такие же условия получения права голоса, как и для населения городов. Избирателями становились все, кто имел дом или платил за аренду квартиры не менее 10 фунтов стерлингов в год. К голосованию были допущены мелкие фермеры. Кроме того, реформа предусмотрела новое распределение избирательных округов примерно по 50 тысяч человек в каждом. Крупные города получили право посылать по нескольку депутатов в соответствии с числом жителей (Лондон стал избирать 52 депутата).

    В результате проведения парламентских реформ смягчилась политическая напряжённость в обществе.

    Ещё одним важнейшим следствием реформ явились изменения в составе избирателей. Первая парламентская реформа довела их до 670 тысяч, вторая позволила иметь 2 миллиона 500 тысяч, третья – 5,7 миллионов, что расширило социальную базу электората. Великобритания несколько приблизилась к осуществлению одного из важнейших принципов демократического государства, которым является участие народа в управлении путём волеизъявления на выборах. Но и при этом избирательное право не стало всеобщим. Возможность голосования связывалась не с личностью, а с владением домами. Их собственники могли быть избирателями во всех округах, где они удовлетворяли установленным правилам.

    Допуск к избирательным урнам мелкой буржуазии, высокооплачиваемых рабочих, фермеров изменил облик палаты общин. С 1832 по 1901 года число депутатов парламента, имевших земельную собственность, уменьшилось с 464 до 198, а количество депутатов-финансистов, владельцев промышленных, транспортных и торговых предприятий возросло с 86 до 655. Реформы обеспечили политическое преобладание в нижней палате представителей буржуазии, тогда как лендлорды потеряли былое господство в ней.

    В то же время наследственная верхняя палата ограничивала законодательную деятельность Палаты общин, имея возможность отклонить любой её законопроект. Это не соответствовало интересам буржуазии, которая не хотела больше мириться с привилегированным положением лендлордов. Укрепить политические позиции промышленной буржуазии и был призван проект перераспределения полномочий между палатами. Он вызвал ожесточённое сопротивление лордов. Только получив согласие Георга Пятого пополнить верхнюю палату сторонниками реформы, премьер-министр Асквит заставил лордов утвердить билль, получивший название «Акт о парламенте для определения отношений между палатой лордов и палатой общин и для ограничения срока полномочий парламента 18 августа 1911 года»[15]. Поводом к реформированию парламента послужил конфликт правительства с палатой лордов, которая отклонили предложенный правительством и утверждённый палатой общин бюджет. Встал вопрос о самом существовании палаты лордов. Выход был найден в реформе парламента, ограничившей права верхней палаты. Билль о парламенте предусматривал:

    1.     Финансовый билль, принятый палатой общин, но неутверждённый верхней палатой в течение месяца, представлялся королю и после его одобрения становился законом.

    2.     Нефинансовые билли, отвергнутые палатой лордов, но принятые нижней палатой в трёх чтениях, шли на утверждение короля, если между первым и последним чтением прошло не менее двух лет.

    3.     Введение жалованья депутатам и пятилетний срок деятельности нижней палаты.

    Получили объективную возможность претендовать на место в Палате общин люди без личного состояния – мелкая буржуазия, интеллигенты, рабочие.

    Оттеснив на второй план палату лордов и контролируя большинство в палате общин, правительство превращалось в главный орган государственной власти, возвышавшийся над парламентом[16].

    4.    Кризис парламентаризма в начале 20 века и принятие акта о парламенте 1911 года

    В начале 20 века основная борьба между либералами и консерваторами развернулась по вопросу о тарифах. Консерваторы, тесно связанные с тяжёлой индустрией, требовали установления покровительственных пошлин с целью защиты от конкуренции со стороны Германии[17]. Кроме того, введение тарифов повысило бы (к выгоде лендлордов) цены на сельскохозяйственную продукцию.

    Другие подразделения промышленности, особенно работавшие на экспорт (например, текстильная), были заинтересованы в сохранении свободной торговли. Эта отрасль являлась ведущей в Англии. Особенностью британской экономики был недостаток отечественного промышленного сырья и продовольствия для населения. Введение протекционистских пошлин вызвало бы гибель большинства отраслей английской промышленности.

    Конфликт между либералами и консерваторами возник также на почве вопроса о пенсиях. Особенно острые разногласия имели место в 1910 году, после того, как палата общин приняла новый бюджет. Находившаяся под контролем консерваторов верхняя палата отвергла его.

    Сопротивление консерваторов дало возможность либеральному кабинету урезать полномочия верхней палаты. С этой целью правительство предоставило знаменитый парламентский билль, существенно ограничивший конституционные права лордов.

    Палата лордов, большинство членов которой было непосредственно заинтересованно в проведении протекционистской реформы, решила бороться до конца. Однако некоторые вожди консервативной партии (в их числе лидер партии Бальфур и лидер консерваторов в палате лордов Лэнсдаун) прекрасно понимали, что в создавшейся ситуации «борьба до конца» означает полнейшую компрометацию не только палаты пэров, но и вообще консервативной партии в глазах избирателей.

    Король Георг Пятый безуспешно пытался решить эту проблему, обсуждая её с лидерами Либеральной и Консервативной партии[18]. В конце концов король согласился произвести столько либеральных пэров, чтобы они смогли поддержать билль в палате лордов, основываясь на убеждении, что его действия – это те, которые ждёт от него народ. В декабре 1910 года произошли генеральные выборы. Неожиданно закон был принят 131 голосом против 114. Палата лордов предпочла потерять часть своих полномочий, но не получать 250 новых пэров.

    Акт о парламенте 1911 года устанавливал, что если финансовый билль, принятый палатой общин и отосланный по крайней мере за месяц до окончания сессии в верхнюю палату, не будет в течение месяца принят последней без поправок, он становится законом после утверждения короной, хотя бы палата пэров и не дала на него своего согласия. На спикера палаты общин возлагалась обязанность удостоверять, что указанный законопроект является финансовым.

    Члены палаты общин стали получат жалованье (400 фунтов стерлингов в год). С тех пор депутаты трудились уже не общественных началах, а имели основной источник дохода в парламенте, то есть превратились в государственных служащих. В их прямую обязанность входило «надзирать за своими слугами и за окопавшимися бюрократами»[19].

    Продолжалась практика пожалования званий пэров. Ллойд Джордж путём продажи титулов получил 3000000 фунтов стерлингов для нужд своей либеральной партии[20]. Титулы обрели десятки политических деятелей, банкиров, коммерсантов.

    Права палаты лордов были урезаны и в законодательстве по нефинансовым публичным биллям. Если в течение трёх последовательных сессий парламента (не обязательно одной и той же легислатуры) принимаемый палатой общин законопроект будет отвергаться палатой пэров, он всё равно вносится в книгу статутов Великобритании. Но для этого необходимо, чтобы между вторым чтением билля во время первой сессии и третьим его чтением на третьей сессии прошло 2 года. Таким образом, верхняя палата теперь могла затянуть на два года принятие неугодного её закона, но не отвергнуть его.

    Лорды ещё пытались иногда использовать своё право на отклонение биллей. В 1912 году они саботировали принятие закона о гомруле для всей Ирландии, задержав его на 10 лет. В результате Ирландия оказалась разделённой

    5. Возникновение партии лейбористов

     

    labour (англ.) – труд, работа


    Нарастающее недовольство политикой правящих кругов и бедность рабочего класса приводило к тому, что полтора миллиона привилегированных рабочих ещё более дорожили своим обеспеченным положением. Эволюция экономики Англии делала неизбежной обострение борьбы двух тенденций в рабочем движении – революционной и оппортунистической.

    В период кризиса 1885-1886 годов впервые за долгие десятилетия с массовых демонстраций безработных начинается активное движение самой низкооплачиваемой прослойки общества – пролетариата. Толпы людей, которые в течение долгих месяцев не могли найти применения своим силам, что было связано с утратой Англией торгово-промышленной монополии, стали собираться на окраинах Лондона, делиться своими горестями, слушать ораторов, в число которых входили социалистические агитаторы. Они пытались объяснить массам причины создавшегося положения, призвать их к активной борьбе.

    В 1881 году группа радикальных интеллигентов в Лондоне создала Демократическую федерацию, которая в 1884 году была переименована в Социал-демократическую федерацию (СДФ). Основателем этой федерации был Гайндман – выходец из крупно буржуазной семьи, английский буржуазный интеллигент. Он довольно поверхностно воспринял некоторые основные положения марксизма, истолковав их сугубо догматически. Основные труды Маркса и Энгельса на английский язык в то время переведены не были. Поэтому, когда Гайндман начал устно и в печати пропагандировать идеи Маркса, английсие рабочие и радикальные интеллигенты восприняли марксизм именно в гайдмансовском изложении. К массовым организациям рабочего класса Англии – тред-юнионам – Гайндман относился пренебрежительно, считая, что коль скоро они не стоят за свержение капитализма, то социал-демократам не стоит иметь с ними ничего общего. Тем самым он обрекал свою организацию на превращение в секту, оторванную от масс. Однако внутри СДФ были и передовые рабочие, такие, как Квелч, Бернс, Манн, активно работавшие в тред-юнионах. Среди членов федерации были также люди, которые расходились с Гандманом по многим вопросам. Наиболее крупным представителем этой группировки был известный поэт Моррис. Энгельс назвал Морриса «социалистом чувства», подчёркивая его теоретическую слабость. Главное расхождение между Моррисом и Гайнманом заключалось в том, что Моррис считал необходимым отказаться от чрезмерного внимания к парламентской деятельности, полагая, что этот путь может лишь отвлечь лучших представителей рабочего движения от подлинно революционной борьбы.

    Группа Морриса, в которую входили также Бакс, дочь Маркса – Э. Маркс, на рубеже 1884-1885 годов вышла из СДФ и создала свою организацию под названием «Социалистическая лига». Но и это была всего лишь секта, далёкая от действительного классового движения.

    С 1885 года стали возникать так называемые новые тред-юнионы. Это были организации неквалифицированных либо малоквалифицированных рабочих – докеров, рабочих газовых заводов, спичечных фабрик и т. д. Оставаясь на почве тред-юнионизма, новые союзы превращались в активную силу левого течения английского рабочего движения. Большинство новых тред-юнионов начинало свою деятельность с проведения стачки.

    Главной задачей английского рабочего класса в условиях подъёма массового рабочего движения было создание своей политической партии. Задача английских социалистов заключалась в том, чтобы, преодолев сектантство, создать массовую партию, а затем продолжать борьбу за повышение теоретического уровня этой партии, за превращение её в марксистскую социалистическую организацию. При этом Энгельс подчеркнул, что в английских условиях нельзя рассчитывать на то, что такая массовая партия с самого начала будет стоять на марксистских позициях.

    Летом 1882 года происходили очередные парламентские выборы, и ряд местных организаций выдвинул своих независимых кандидатов, причём трое из них набрали необходимое число голосов – Кейр Гарди, Вильсон, Бернс. Хотя вскоре Вильсон и Бернс перешли к Либералам, сама победа независимых кандидатов способствовала дальнейшему распространению идеи о создании самостоятельной рабочей партии.

    Ущерб соединению социализма с рабочим движением и созданию политической партии рабочего класса принесло Фабианское общество (по имени римского полководца Фабия Максима, знаменитого тактикой промедления), основанное в 1884 году. Среди его учредителей и видных деятелей было немало представителей интеллигенции, сыгравших видную роль в развитии демократической культуры. Д. Б. Шоу тесно связал свою судьбу с ранним фабианством, хотя даже на этом этапе взгляды его часто выходили за пределы фабианской идеологии.

    Супруги Сидней и Беатриса Вебб в течение полувека были властителями дум довольно широкого слоя буржуазной молодёжи, примыкавшие к крайне правому крылу социалистического движения[21]. Фабианцы утверждали, что Англии свойственно эволюционное развитие, что английский рабочий класс может добиваться реформ исключительно давлением на парламент. Как писал ещё Энгельс, главным принципом фабианцев был страх перед революцией. Отсюда и родилась их тактика «пропитывания» консервативной и либеральной партий идеями фабианского социализма. На деле же фабианское общество «пропитывало» рабочий класс либеральной идеологией. Когда в массах рабочих появилась идея создания самостоятельной партии, фабианцы всячески стремились так повлиять на программу новой партии и её устав, чтобы лишить партию независимости и как можно быстрее привязать её к старым традиционным партиям.

    Новая партия была учреждена и приняла официальное название Независимой рабочей партии (НРП) в 1893 году. Факт образования в 90-х годах 19 века партии с социалистическими задачами, с намерением проводить самостоятельную политику означал заметный сдвиг в английском рабочем движении. Но НРП с самого начала попала под влияние реформистских вождей.

    Лидером партии был Кейр Гарди – человек, типичный эклектик, в его статьях и речах причудливо переплетались взгляды, почёрпнутые у социологов и экономистов, религиозно-этические представления и воззрения, возникшие в массах английских пролетариев, среди которых родился и жил он, углекоп по профессии. Оставаясь целиком на почве реформизма, Гарди повёл руководимую им партию по пути подчинения либералам и фактического отказа от социалистических взглядов.

    В конце 90-х годов предприниматели, создавшие «Парламентский совет предпринимателей», усилили давление на рабочий класс. В результате неудачу потерпели машиностроители, а затем углекопы Южного Уэльса и другие отряды рабочих[22].

    В атмосфере травли тред-юнионов их противники решились посягнуть на давно завоёванное право стачек. В 1900 году одна железнодорожная компания предъявила тред-юниону иск, потребовав возмещения убытков, понесённых ею во время стачки железнодорожников в районе реку Тафф. Судебный процесс прошёл через все инстанции и завершился приговором высшей из них – палаты лордов, которая удовлетворила иск компании. Тред-юнион вынужден был заплатить 23 тысячи фунтов стерлингов. Так возник судебный прецедент, на основе которого суды стали приговаривать к выплате компенсаций и другие профсоюзы. По существу, это означало, что рабочие лишились права на стачку.

    Приспосабливаясь к новой обстановке, реформистские лидеры объявили себя сторонниками политической независимости рабочего класса. Конгресс тред-юнионов постановил созвать конференцию кооперативных, социалистических и тред-юнионистских организаций, «чтобы обсудить пути и средства для проведения в ближайший парламент большого числа рабочих представителей». В феврале 1900 года состоялась учредительная конференция новой партии, которая в соответствии со своей главной задачей первоначально получила название Комитета рабочего представительства. Уже в то время её стали называть рабочей (лейбористской) партией, а в 1906 году это название было принято официально. Так возникла Британская лейбористская партия (БЛП). Первоначально в новую партию вошли три социалистические организации – СДФ, НРП и Фабианское общество, а также ряд профсоюзов, причём индивидуальное членство не допускалось. В момент формирования БЛП в её составе было 376 тысяч членов, но её ряды быстро росли и в 1904 году в рядах партии насчитывалось почти миллион членов. Впервые со времён чартизма рабочий класс Англии создал политическую партию, состоящую исключительно из рабочих.

    Предполагалось, что акт о парламенте 1911 года будет временным, до крупной реформы, которая разрешит непримиримые противоречия между обеими палатами. Намечалось создать объединённые совещательные комитеты, проводить совместные сессии, передавать спорные вопросы на референдум. Но до сих пор ни одна из этих мер не выполнена.

    6. Заключение

    Ретроспективный взгляд на события, разворачивавшиеся в парламентской сфере политики Великобритании в 19 – начале 20 веков показывает, какое огромное значение они имели для современности.

    В описанный мною период развития парламентаризма произошли кардинальные изменения, имевшие глубокие корни и далеко идущие последствия.

    Окончательное формирование двухпартийной системы либералов и консерваторов, произошедшее незадолго до появления третьей – лейбористской – партии, несомненно, венчало долгий путь становления тори и вигов. Появление на исторической арене рабочей партии Великобритании явило собой удовлетворение назревшей потребности трудящихся в собственном представительстве в Палате Общин. В дальнейшем ставшая объективной реальностью трехпартийность не раз докажет свою целесообразность и демократичность.

    Уверен, что многое из произошедшего в Англии за период 19 – начала 20 века было бы трудноосуществимо без проведения парламентских реформ. Именно качественно новые изменения в британском конституционализме (ведь Акты о народном представительстве 1832, 67 и 1911 годов составляют часть английской конституции) и парламентаризме, ставшие результатом реформ, ознаменовали становление истинно демократического, со временем стремящегося стать правовым, государства.

    Действительно, значение парламентских реформ, проведённых за период, затронутый мною в этой работе, трудно переоценить. Было сделано многое.

    Отмена народного представительства от деревень и поселений, которые насчитывали несколько десятков жителей, если вообще не были давно покинуты, но в то же время имели возможность посылать в законодательный орган Империи несколько представителей, в то время, как Лондон – единицы, сыграла немаловажную роль в становлении крепкой законодательной власти.

    Увеличение числа участвовавших в выборах граждан путём снижения имущественного ценза, а затем – и вовсе замена имущественного на налоговый, произошедшая в ходе реформы 1867, показывает стремление к уравниванию в правах граждан.

    Получив представительство в парламенте в лице лейбористской партии, рабочий класс Великобритании встал на путь цивилизованных преобразований, обходя стороной узкую дорожку социально – политических конфликтов.

    В общем и целом я хочу сказать, что парламентские реформы и соответствующие им изменения в государстве и обществе сыграли важную роль в процессе становления и развития Соединённого Королевства Великобритании и Северной Ирландии как демократического конституционного государства с монархической формой правления.

    Список использованной литературы:

    1.                Очерки политической истории Великобритании. Под редакцией Н.А. Акимкиной, РГУ, 1992.

    2.                Политика и власть в Западной Европе 20 века. М.Ц. Арзананян, М., 2000.

    3.                Общественные движения и политическая борьба в странах Европы и Америки в новое и новейшее время. Мордовия, 1992.

    4.                Западная Европа и США. Р.И. Чикалов, М., 1993.

    5.                Истоки первой мировой войны. Д. Джолл, Р., 1998.

    6.                Мир в начале 20 века. Сороко-Цюпа, М., 1992.

    7.                Викторианцы. Р., 1996.

    8.                Новая история стран Европы и Америки: 2 период. М., 1998.

    9.                Всеобщая история государства и права. Под редакцией К.И. Батыра, М., 2000.

    10.            Новая история. Под редакцией Юрковского. М., 1976.

    11.            Новая история: часть вторая. Под редакцией Овчаренко. М., 1976.

    12.            Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. Под редакций Черниловского. М., 1984.

    13.            «Знание — Сила» #8/97, #11/97.

    14.            #"#_ftnref1" name="_ftn1" title="">[1] «Знание — Сила» - online, #8/97, #11/97.

    [2] #"#_ftnref3" name="_ftn3" title="">[3] Всеобщая история государства и права.

    [4] Очерки политической истории Великобритании.

    [5] Всеобщая история государства и права: «тори» и «виги» первоначально бранные клички (whig – на шотландском – простокваша, tory – уличный вор).

    [6] Очерки политической истории Великобритании.

    [7] Общественные движения и политическая борьба в странах Европы и Америки в новое и новейшее время.

    [8] Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран.

    [9] Очерки политической истории Великобритании.

    [10] Очерки политической истории Великобритании.

    [11] Истоки первой мировой войны.

    [12] Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран, Новая история стран Европы и Америки: 2 период.

    [13] Хартия по-английски – charter, поэтому движение названо чартистским.

    [14] Всеобщая история государства и права.

    [15] Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран.

    [16] Всеобщая история государства и права.

    [17] История государства и права зарубежных стран. Фёдоров, Лисневский. Ростов, 1994.

    [18] #"#_ftnref19" name="_ftn19" title="">[19] История государства и права зарубежных стран.

    [20] Викторианцы.

    [21] Политика и власть в Западной Европе 20 века

    [22] Всеобщая история государства и права.


    Страницы: 1, 2


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.