Билеты к экзамену по истории государства и права зарубежных стран (Шпаргалка)
Протекторат Кромвеля
Разгон долгого парламента.
Новый созыв и принятие конституции, которая узаконила военную диктатуру Кромвеля.
Конст называлась Орудие
правительственной власти.
Гос власть делилась между
Кромвелем, объявленным пожизненным лордом-протектором, Гос советом,
парламентом.
Христ религия объявлялась
государственной.
Ему предложили принять
королевский титул и восст HL. Он отказался.
Отмена некоторых феодальных
повинностей.
Страна поделена на 11 военных
округов, управлялась генерал-майорами.
Армия использовалась для поддержания
закона и порядка.
Период реформ Догого парламента и
правления Кромвеля называют Великой английской революцией.
23. Реставрация Стюартов.
Причины и условия.
Реставрация происходила при
соблюдении процедур.
Возвращаются депутаты
долгого парламента.
Вновь собранный парламент
объявляет о восстановлении на королевском престоле Карла II.
Король обещал простить всех,
кто в течении 40 дней публично заявит, что будет верным подданным. Король
объявил о праве на свободу совести.
1661-1679 - был парламент -
долгий парламент
1681-1688 - беспарламентское
правление.
Обострился конфликт между
тори и вигами. Тори выиграли.
Были приняты акты: о
религиозном единообразии (об обязательности англиканских обрядов) - 1662, о
присяге - 1687, манифест о веротерпимости - 1687, Хабеас корпус акт - 1679.
24. Декларация независимости США
1776г. Содержание, значение.
Права и вольности колонистов
целиком выводились из прав своих предков, британских подданных, и
истолковывались так, что они "не могут быть законным образом изменены и
сокращены какой бы то ни было властью без согласия самих колонистов".
Эти принципы были заложены в
Декларации независимости 13 штатов, принятой 4 июля 1776 г. в связи с
продолжавшейся Войной за независимость. Текст Декларации независимости
составлен Т. Джефферсоном, молодым и талантливым публицистом и политиком из
Виргинии, и просмотрен Б. Франклином и Дж. Адамсом.
Декларация независимости США
подразделяется две основные части: В первой содержится философско-правовое
обоснование права колонистов на обособленное и самостоятельное существование,
во второй — практическая аргументация в пользу необходимости и оправданности
использования права народа на выбор формы правления, которая наилучшим образом
обеспечит ему безопасность и счастье.
В первой части приводились
следующие аргументы в пользу смены формы правления: все люди созданы равными и
что они наделены творцом прирожденными и неотъемлемыми правами (право на
жизнь, свободу и на стремление к счастью; для обеспечения этих прав люди
создают правительства, наделенные справедливой властью с согласия тех, кем они
управляют; право народа на отмену решений гос. структур и смещение, отмену
самих структур.
Во второй части Декларации
говорилось: король Англии является узурпатором, критика организации власти с
позиций доктрины разделения властей: король поставил судей в исключительную
зависимость от своей воли, король стремится сделать военную власть независимой
от гражданской и поставить первую выше второй, Главный вывод сводился к тому,
что государь, характер которого заключает все черты тирана, не способен
управлять свободным народом.
В
заключительной части Декларации независимости решение существовать “свободно и
независимо” делегаты изложили в таких Словах: “...уповая на помощь
Божественного Провидения, мы взаимно обязываемся друг другу поддерживать эту
Декларацию жизнью, имуществом и честью”.
25. Статьи конфедерации США.
Особенности правовог акта.
Статьи о
конфедерации и вечном союзе 1781 г.
9 января 1778 г.,
на третьем году независимого существования, воюющие штаты создали
конфедеративную организацию, нацеленную на координацию общих усилий в деле
обороны и для “заведования общими интересами” (ст. V и VIII).
Каждый штат
сохранял “свое верховенство, свою свободу и независимость, равно как и всю
власть, всю юрисдикцию и все права, которые не предоставлены этой
конфедерацией Соединенным Штатам, собравшимся на конгресс” (ст. II).
· Для “заведования общими
интересами” ежегодно избирались делегаты для съезда на Конгресс в 1-й
понедельник ноября,
· Штату предоставлялось право
отзыва всех своих делегатов или некоторых из них в течение года и право замены
их на остальную часть года.
· Расходы на общую оборону из
общей казны имели особый учет.
· Пополнение казны
осуществлялось штатами “соразмерно с ценностью земель и построек” (ст. VIII).
· Делегаты учредительного
конгресса считались “облеченными авторитетом и полномочиями” и осуществляли
свои функции “от имени и по поручению наших уважаемых конституционных
собраний” (ст. XIII).
На утверждение
Статей о конфедерации и вечном союзе потребовалось три года (до 1 марта 1781
г.), однако все это определенно сказалось на результатах освободительной войны:
она завершилась победой конфедерации в 1783 г.
26. Конституция США. Структура,
содержание, значение.
Конституция 1787г. была не первым
основным законом США. В 1777г. Конгресс одобрил первую конституцию США, которая
вступила в силу в 1781г., известна как "Статьи конфедерации".
В январе 1786г. ассамблея штата Виргинии
разослала приглашения всем штатам на совещание о регулировании торговли и 11
сентября в Аннаполисе собрались представители 5 штатов. Они предложили созвать
конвент представителей всех штатов в Филадельфии, Конгресс одобрил это
мероприятие.
29 мая 1786г. конвент приступил к работе.
55 делегатов от 12 из 13 штатов под председательством Джорджа Вашингтона.
На конвенте столкнулись 2 проекта:
"резолюция Патерсона" ( или "план Нью-Джерси" ) и
"резолюция Рандольфа" ( или "Виргинский
план",разработанный Джеймсом Мэдисоном ). В конце концов победила
группировка Мэдисона, к которой примкнул Вашингтон.
План Мэдисона предусматривал: более жесткую
централизацию, принцип разделения властей, (трансформированный в систему
"сдержек и противовесов"), федерализм (он не упомянут в Конституции,
но вытекает из ее содержания).
США стали первой буржуазной федерацией в мире. Основной
закон был подписан 39 членами конвента 17 сентября и передан в Континентальный
конгресс. Последний передал проект легислатурам штатов на рассмотрение местных
конвентов. Для принятия Конституции требовалось, согласно статье 7 проекта,
ратификация 9 штатов.
7 декабря 1787г. проект Конституции одобрил штат
Делавэр,
ко 2-му января к Пенсильвания, Нью-Джерси и Джорджия.
9-м штатом, благодаря ратификации которого 21 июня
1788г. документ вступил в силу, стал Нью-Гемпшир.
Лишь в ноябре 1789г. утвердила Конституцию Северная
Каролина.
Особая ситуация сложилась в Род-Айленде, где был
проведен референдум и народ отверг Конституцию 2708 голосами против 237. Лишь
в 1790г. под угрозой объявления США Род-Айленда иностранным государством 34 из
66 делегатов местного конвента приняли Конституцию.
Основные положения Конституции. Билль о
правах.Четвертая статья
Конституции устанавливала соотношение между штатами и федерацией, т.е. принципы
федерализма.
По первому разделу этой статьи публичные акты, официальные документы и
судебные решения одного штата должны пользоваться уважением и полным доверием. à сейчас
в США существует 51 правовая система: пятьдесят - штатов и одна - федеральная.
Раздел второй устанавливал равные
права всех граждан во всех штатах и требовал выдачи преступников, укрывающихся
в других штатах.
Раздел 3 рассматривал
территориальные вопросы. Конгрессу предоставлялось право принимать в Союз новые
штаты, но он не мог образовывать новые штаты в пределах юрисдикции другого
штата. Однако новые штаты могли быть образованы из двух или более штатов или их
частей при согласии законодательных собраний штатов и Конгресса.
Раздел четвертый гарантировал
каждому штату республиканскую форму правления и охрану от нападения извне.
Кроме того, по просьбе Законодательного собрания или исполнительной власти
штата федерация может защитить штат от внутреннего насилия.
Статья 5 касалась изменения Конституции. Данная статья имела целью
стабилизировать Основной закон США. Идея особого порядка изменения Основного закона
была чисто американской, выросшей из представлений колонистов о воплощении в
Конституции народного суверенитета.
Предложить собрать Конвент для разработки поправок
могли две трети законодательных собраний штатов либо поправку могли предложить
2/3 членов Конгресса. Утверждались поправки легислатурами либо конвентами в 3/4
штатов. Подавляющее большинство поправок было принято первым способом.
За историю США было внесено около 5 тыс. поправок и
толь-ко 27 прошли.
Статья 6 говорила о переходе к новому государственному строю нового образования.
Часть первая касалась признания долгов Конфедерации.
Вторая часть устанавливала верховенство Конституции и законов США
над Законодательством штатов.
Согласно третьей части каждое
должностное лицо, вступающее в должность давало присягу поддерживать
Конституцию. Статья 7 определяла порядок принятия Основного закона. Для
этого требовалась ратификация девяти штатов.
Практически сразу по принятии Конституции начались
работы по подготовке поправок. Это было вызвано тем, что в основной текст не
были включены положения, гарантирующие: политические, гражданские,
процессуальные права граждан.
Проект был внесен в Конгресс в
1789г., 10 поправок были приняты в 1791г. и получили название Билля о правах.
Первая поправка закрепляет классические свободы - слова, собраний,
печати, совести.
Вторая поправка давала американцам право носить оружие.
Четвертая поправка подтверждала охрану личности, жилища, бумаг и
имущества от необоснованных обысков и арестов.
Поправка 5 в основном касалась прцессуальных прав: запрещалось привлекать к
ответственности иначе, как по постановлению большого жюри; принуждать
свидетельствовать против самого себя; лишать кого-либо жизни, свободы или
имущества без судебного разбирательства; отбирать частную собственность без
справедливого вознаграждения. Чрезвычайно важной стала поправка
9. Согласно ей, пречисление в Конституции вышеуказанных прав не должно
толковаться как отрицание или умаление других прав народа.
Поправка 10 касалась уже штатов: полномочия, не предоставленные Конституцией
федерации и пользование которыми не возбранено отдельным штатам, оставались за
штатами или народом, т.е. четко определялась сфера компетенции Соединенных
штатов: то, что указано в Конституции и ничего более.
Развитие Конституции: поправки 1795-1992г.г.
В целом поправки можно разбить на пять
групп:
1)
поправки,
уточняющие компетенцию властей штатов и высших органов власти:
11
(1795г.) - ограждала штаты от судебного преследования со стороны граждан
другого штата или государства.
16
(1913г.) - позволяла Конгрессу собирать подоходные налоги
27
(1992г.) - запрещала текущему составу Конгресса повышать себе жалование.
2) поправки, изменяющие систему выборов:
12
(1804г.)- устраняла положение, по которому Президентом и Вице-президентом могли
стать представители противоборствующих политических партий. Теперь за
кандидатов в Президенты и Вице-пре-зиденты выборщики голосовали отдельно.
14
(1866г.)- предоставляла избирательные права всем гражданам США мужского пола
старше 21 года
15
(1870г.)- запрещала ограничение избирательных прав "в связи с расой,
цветом кожи или прежним нахождением в рабстве".
17
(1913г.)- уточняла требования к выборщиком сенаторов и устанавливала процесс
замещения вакансий в Сенате.
19
(1920г.)- дала избирательные права женщинам
23
(1955г.)- предоставляла избирательные права жителям округа Колумбия
24
(1964г.)- запрещала ограничение избирательных прав из-за неуплаты
избирательного или любого другого налога
26
(1971г.)- снизила возрастной ценз до 18 лет
В результате этих поправок в США сложилась
современная избирательная система.
3)
поправки, уточняющие
порядок передачи высшей власти:
20
(1932г.)- ограничивала время пребывания на посту Президента двумя
четырехлетними сроками и не более чем двумя годами исполнения обязанностей
Президента
22
(1951г.)- была более обширной: она устанавливала время передачи полномочий
Президента и Конгресса, порядок замещения должностей Президента и
Вице-президента в случае их смерти. В этой статье впервые уста-навливалось, что
поправка считается принятой, если будет ратифицированна в течение 7 лет.
4)
поправки, направленные
против рабства:
13
(1865г.)- отменяла рабство, сущест-вовавшее в Америке до конца 19 века
14
- давала неграм права
5) поправки о "сухом законе":18 (1919г.)- устанавливала сухой закон
21 (1933г.)-
отменяла сухой закон.
27. Гражданский кодекс Наполеона 1804г.
Содержание, значение акта.
28. Третья республика во
Франции.
Третья республика – 70 лет с
4.09.1870 (сюда же входит срок существования Парижской Коммуны – 72 дня с
18.03.1871)
-
отсутствие
единой конституции; 3 органических закона регулирующие организацию органов гос.
власти. Всего 34 статьи: Закон об организации Сената, Закон об организации гос.
Власти, Закон об отношениях между гос. Властями.
-
многие
вопросы конституционного устройства регулировались текущим законодательством
-
напряженная
борьба между монархистами и республиканцами (равное противостояние)
-
президент
- на 7 лет (первый президент – маршал Патрис Мак-Магон), обладал полномочиями
конституционного монарха
-
палата
депутатов и парламент – законодательные функции: палата депутатов – на 4 года,
сенат – 75 пожизненных, 225 – избиравшихся на 9 лет.
-
министры
– солидарная ответственность за общую политику правительства; индивидуальная –
за свои действия
-
период
до начала первой мировой войны – рассвет либеральной демократии и
парламентаризма
-
начало
первой мировой войны – Франция - вторая по величине держава – метрополия
-
усиление
правительственной власти за счет президентской
-
министерская
чехарда – за 39 лет правительства сменились 48 раз
-
доктрина
регламентарной власти – правительство может издаввать НПА без спец.
делегирования ему законодат. полномочий от парламента
-
середина
30х – угроза фашистского переворота
-
победа
на выборах антифашистского Народного Фронта (депутаты – социалисты и радикалы -
реформаторы)
-
перелом
в соц. законодательстве (законы об отпусках, повышении заработной платы, 40
часовая рабочая неделя)
-
октябрь
1946 – принятие новой конституции. Конституция закрепляет создание
парламентарной республики (четвертая республика (стр. 493)),
уточняя и расширяя права человека и гражданина (равноправие полов, право на
профсоюзы, на труд, на отдых, на забастовки, бесплатное образование)
-
пятая
республика (1958 г.) – полупрезидентская республика. Президент возглавляет совет
министров, главный главнокомандующий, имеет право оспорить законопроект в
парламенте и направить его в конституционный совет, право роспуска
Национального Собрания.
29. Парламентские реформы в Великобритании
1832-1911.
Перемещение полномочий от короны к
палате общин. Период парламентской олигархии. Идет упрочнение Кабинета
министров.
Кабинет министров
Кабинет бирет свое происхождение из
обыкновения первых Стюартов втайне совещаться с узким кругом приближенных.
Постепенно он превращается из
послушного орудия короля в учреждение, которое сдерживает короля.
Сперва кабинет не был ответственен.
Избирательные реформы 1832, 1867 и
1884-1885 гг.
(стр. 422-423)
1657 - восстановление палаты лордов.
Рост новых городов, усиление влияния
на политику промышленного и торгово-финансового сословий, а также активность
партии вигов приблизили проведение реформы - 1832. За ней последовали еще две.
Были осуществлены перемены:
произведено перераспределение избирательных округов, расширен круг избирателей,
были лишены представительства 56 местечек, сокращены квоты 30 мястечек,
высвобожденные 146 мест переданы городам, нрафствам и регионам: Шотландии,
Ирландии и Уэльсу, увеличен на 1/3 корпус избирателей, в графствах избирателями
стали собственники и арендаторы земли с доходом 10 ф. ст. в год, в городах -
собственники и арендаторы домов с тем же размером годового дохода.
à главным цензом стал размер
собственности.
В 1835 в Лондоне ассоциация
рабочих выдвинула требования по дальнейшему реформированию избирательной
системы: всеобщее избирательное право для мужчин, тайное голосование, отмена
имущественного ценза для кандидатов, уравнение избирательных округов,
вознаграждение за труд депутатов, ежегодные перевыборы парламента.
Развернулось целое движение
- чертизм. Их требования изложены в виде петиции парламенту о народной
хартии прав.
Далее эти требования были
подхвачены профсоюзами. В этой обстановке с инициативами проведения реформ были
вынуждены выступить две соперничающие партии. Исполнителем стал кабинет
консерваторов во главе с Дизраэли.
Утвердили в 1867: было
уменьшено представительство местечек и мелких городов, в городах избирателями
стали все владельцы и съемщики домов, уплачивающие налог в пользу бедных.
à Состав избирателей сильно
пополнился за счет городских ремесленников и рабочих.
Далее в 1872 г. принимается
закон о тайном голосовании (для устранения подкупа избирателей).
В 1883 в развитие этой политики
был принят закон, который ограничил суммы расходов на ведение избирательной
кампании и о обязывал организаторов представлять публичную отчетность. Уточнили
перечень наказаний за нарушение правил проведения избирательных кампаний.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|