Управление затратами на производство
·
Важным
элементом управления затратами является планирование. Планирование
себестоимости осуществляется с целью определения размеров и изыскание
возможностей ее снижения. Планирование себестоимости может быть текущим и
перспективным. Перспективный план разрабатывается на несколько лет. При текущем
планировании (на год) уточняются перспективные планы на основе данных плановых
смет и калькуляций затрат на производство. При выпуске предприятием одного вида
продукции стоимость единицы является показателем, характеризующим уровень и
динамику затрат на ее производство и реализацию. Промышленные предприятия,
выпускающие разнородную продукцию, планируют снижение себестоимости
сравнительной продукции и величину затрат на один рубль товарной продукции.
Расчеты плановой себестоимости продукции
используются при планировании прибыли, определении мероприятий технического
прогресса, а также при установлении цен.
При планировании себестоимости продукции
предусматривается возможное ее снижение и достижение в результате этого
оптимального уровня затрат на производство. Поэтому составлению плана по
себестоимости должен предшествовать анализ фактической себестоимости за
отчетный период с целью выявления резервов уменьшения затрат.
Последовательность
составления плана по себестоимости следующая: составляется расчет снижения
затрат на производство за счет влияния технико-экономических факторов;
определяется сумма затрат на обслуживание производства и управление;
составляются плановые калькуляции себестоимости отдельных видов продукции
основного производства; определяется себестоимость товарной и реализуемой продукции;
составляется смета затрат на производство.
Экономически
обоснованное планирование себестоимости должно опираться на систему
прогрессивных технико-экономических норм и нормативов материальных, трудовых и
денежных затрат. Система планирования направлена на организацию контроля затрат
и получения прибыли, а также координацию всех планов организации. Т.о.
организация внутрипроизводственного планирования и учета невозможна без
надежной нормативной базы, т.е. комплекса норм и нормативов. С помощью
нормирования регламентируется расходование персоналом всех видов ресурсов на
предприятии.
·
Нормирование – это метод разработки и
установления предельных величин запаса и расходования производственных и иных
ресурсов, необходимых для обеспечения процесса производства и сбыта продукции.
Нормативная
база предприятия является основой: планирования; регулирования и контроля
деятельности структурных подразделений; соизмерения производственных затрат с
достигнутыми результатами; разграничения ответственности за результаты деятельности
между подразделениями; объективной оценки оплаты труда и стимулирования
деятельности персонала по итогам работы.
На
любом предприятии нормы и нормативы должны обязательно пересматриваться в связи
с изменением технологии и организации производства, характеристик материалов,
обновлением выпускаемой продукции.
Нормы
и нормативы устанавливаются с целью: недопущения излишнего расходования
ресурсов; обеспечения установленного режима работы предприятия; недопущения
отклонений от заданных характеристик выпускаемой продукции; соблюдения
нормальных условий труда и охраны окружающей среды; создания баз данных для
планирования деятельности предприятия.
Совершенствование
нормативной базы предполагает широкое внедрение более точных методов расчета
норм и нормативов, создание расчетно-обоснованных норм на все виды работ и
процессов, использование вычислительной техники для разработки, утверждения,
автоматизации, сбора, накопления, систематизации и обновления норм и
нормативов, использование экономико-математических методов.
Управление
затратами на основе норм предотвращает ненужные потери, повышает эффективность
производства, улучшает политику закупок, измеряет расход производственных
ресурсов и нацеливает на их эффективное использование в будущем.
·
Другим важнейшим элементом управления является учет и
калькулирование затрат на производство. Его основное назначение – контроль
за производственной деятельностью и управление затратами на ее осуществление.
Основными
задачами учета затрат на производство и калькулирования
себестоимости продукции являются:
-
формирование полной и достоверной информации о хозяйственных
процессах и результатах деятельности предприятия, необходимой для оперативного
руководства и управления, а также для использования налоговыми и банковскими
органами, инвесторами, поставщиками, покупателями, кредиторами, налоговыми,
финансовыми и банковскими органами и иными заинтересованными организациями и
лицами;
-
учет фактических затрат на производство продукции и контроль
за использованием сырья, материальных, трудовых и других ресурсов в
сопоставлении с утвержденными нормами, нормативами и сметами в целях выявления
отклонений и формирования экономической стратегии на будущее;
-
калькулирование себестоимости продукции и контроль за
выполнением плана по себестоимости;
-
выявление и оценка результатов деятельности структурных
хозрасчетных подразделений предприятия;
-
выявление резервов снижения себестоимости продукции, их
мобилизация и эффективное использование;
-
систематизация информации производственной деятельности для
принятия решений, имеющих долгосрочный характер;
-
окупаемость производственных и технологических программ,
рентабельность ассортимента выпускаемой продукции, эффективность капитальных
вложений в основные фонды и производственные запасы и т.п.
В
странах с развитой рыночной экономикой учет затрат на производство и
калькулирование себестоимости продукции выделены в управленческий учет,
призванный дать информацию для управления себестоимостью продукции специалистам
и администрации предприятия и его подразделений.
В
отечественной практике учет затрат на производство и калькулирование
себестоимости продукции является составной частью общей единой системы
бухгалтерского учета.
В
настоящее время в нашей стране идет реформирование системы бухгалтерского учета
с целью «приведения национальной системы бухгалтерского учета в соответствие с
международными стандартами финансовой отчетности». Необходимость реформирования
отечественного учета вызвана изменениями, произошедшими в экономике России, ее
активным вступлением в мировое экономическое и информационное пространство.
·
Экономический анализ, как
элемента управления затратами находится в тесной взаимосвязи с остальными его
составляющими. Он строится на информации учета, отчетности, планов, прогнозов. Главная
цель анализа – выявление возможностей более рационального использования
производственных ресурсов, снижение затрат на производство и реализацию и
обеспечение прибыли.
Результаты
анализа служат основой для принятия управленческих решений на уровне
руководства предприятием и являются исходным материалом для работы финансовых
менеджеров.
В
задачи анализа затрат на производство и реализацию продукции входит:
-
оценка динамики и выполнения плана по важнейшим показателям
себестоимости;
-
определение факторов, повлиявших на динамику показателей и
выполнение плана по ним, а также сумм и причин отклонения фактических затрат от
плановых;
-
оперативное воздействие на формирование показателей
себестоимости;
-
выявление и мобилизация резервов дальнейшего снижения
себестоимости продукции.
Детальный
анализ сложившегося в базисном периоде уровня затрат должен предшествовать
планированию и прогнозированию себестоимости продукции. В процессе анализа
выявляются резервы снижения себестоимости продукции, которые затем учитываются
при разработке текущих и перспективных планов.
Анализу
принадлежит важнейшая роль в обеспечении оптимального уровня себестоимости, а
следовательно максимизации прибылей и повышении конкурентоспособности
предприятия. Однако в последние годы анализу хозяйственной деятельности не
уделялось достаточного внимания, т.к. в нем не было объективной необходимости.
Становление рыночных отношений требует совершенствования методологии анализа с
учетом особенностей переходного к рыночной экономике периода и международного
опыта.
Управление
затратами на производство и реализацию продукции осуществляется с целью изыскания
резервов снижения себестоимости продукции и следовательно максимизации
прибыли предприятия.
В
традиционном представлении важнейшими путями снижения себестоимости
промышленной продукции являются: рост производительности труда и снижение
трудоемкости продукции; улучшение использования сырья, материалов, топлива и
внедрение новых видов сырья и материалов; улучшение использования основных производственных
фондов; сокращение административно-управленческих расходов и ликвидация
непроизводительных потерь.
Достаточно
значительную долю в структуре издержек производства занимает оплата труда (в
промышленности России – 13-14%, развитых стран – 20-25%). Поэтому актуальна
задача снижения трудоемкости выпускаемой продукции, роста производительности
труда, сокращения численности административно-обслуживающего персонала.
Снижение
трудоемкости продукции, роста производительности труда можно достигнуть различными
способами. Наиболее важные из них – механизация и автоматизация производства,
разработка и применение прогрессивных высокопроизводительных технологий, замена
и модернизация устаревшего оборудования. Однако одни мероприятия по
совершенствованию применяемой техники и технологии не дадут должной отдачи без
улучшения производства и труда. Нередко предприятия приобретают или берут в
аренду дорогостоящее оборудование, не подготовившись к его использованию. В
результате коэффициент использования такого оборудования очень низок.
Затраченные на приобретение основных фондов средства не приносят ожидаемого
результата.
Важное
значение для повышения производительности труда имеет надлежащая его
организация: подготовка рабочего места, полная его загрузка, применение
передовых методов и приемов труда и др.
Экономия
сырья, материалов, топлива и энергии имеет существенное значение в снижении
себестоимости продукции большинства отраслей промышленности в связи с высоким
удельным весом этих затрат в составе издержек производства (до 60% в структуре
затрат).
Пути
экономии сырья, материалов и топлива чрезвычайно многообразны. К их числу
относятся такие, как применение ресурсосберегающих технологических процессов;
повышение требовательности и повсеместное применение входного контроля за
качеством поступающих от поставщиков сырья и материалов, а также комплектующих
изделий и полуфабрикатов; внедрение научно-обоснованных норм расхода
материалов, уменьшение потерь и отходов; вторичное использование материалов.
Улучшение
использования основных фондов обеспечивает сокращение расходов по амортизации
основных производственных фондов, а следовательно и расходов по содержанию
оборудования. Повышение коэффициента сменности, ликвидация простоев, снижение
затрат на ремонт путем удлинения межремонтного периода, увеличение срока службы
машин и улучшение качества ремонтов обеспечивает существенное снижение
себестоимости продукции.
В
снижении себестоимости немаловажное место принадлежит сокращению
административно-управленческих расходов. Несмотря на упрощение и удешевление
содержания аппарат управления в последние годы, еще имеются большие
неиспользованные резервы в этой области. На многих предприятиях аппарат
управления остается громоздким, сложным, многоступенчатым, что также
увеличивает себестоимость продукции.
На
зарубежных предприятиях рассматриваются также такие факторы снижения затрат на
производство продукции, как определение и соблюдение оптимальной величины
партии закупаемых материалов, оптимальной величины серии запускаемой в производство
продукции, решение вопроса о том, производить самим или закупать у других
производителей отдельные компоненты или комплектующие изделия.
В
сочетании с традиционными путями снижения затрат на производство продукции
вновь возникшие факторы позволят в комплексе довести величину издержек
производства до оптимального уровня.
Эффективное
управление себестоимостью продукции невозможно без строго и регулярного контроля
за уровнем затрат на производство.
Контроль
– завершающий процесс планирования и анализа, направляющий деятельность
предприятия на выполнение установленных заданий, позволяющий вскрывать и
устранять возникающие отклонения. Существуют разные сферы и виды контроля.
Однако они постоянно меняются, обладают отличительными особенностями на каждом предприятии,
отражая специфику его деятельности. Считают, что издержки производства лучше
всего контролировать по местам возникновения, центрам затрат, центрам
ответственности.
В
заключении следует еще раз отметить, что все элементы метода действуют не изолированно
друг от друга, а в тесной взаимосвязи и взаимозависимости.
Проблема
разработки и использования в практике новых подходов к эффективному управлению
издержками производства широко обсуждается в отечественной и зарубежной
экономической литературе. Зарубежная методика управления затратами на основе
маржинального анализа рассмотрена в третьей главе.
2. Совершенствование практики управления затратами
предприятия на производство и реализацию продукции
2.1. Значение и содержание методики управления затратами
на основе маржинального анализа
Управлению затратами на производство и реализацию продукции до настоящего
времени не уделялось достаточного внимания, т.к. в этом не было объективной
необходимости. Становление рыночных отношений требует разработки содержания и
методики управления себестоимостью с учетом особенностей переходного к рыночной
экономике периода и международного опыта. Решение этой задачи возможно на
основе маржинального анализа, методика которого базируется на изучении
соотношения между тремя группами важнейших экономических показателей: издержками,
объемом производства продукции и прибылью. Данный метод управленческих
расчетов разработан был в 1930 году американским инженером Уолтером
Раунтенштрахом как метод планирования, известный под названием графика
критического объема производства. Впервые подробно был описан в
отечественной литературе 1971 г. Н.Г. Чумаченко.
Проведение маржинального анализа базируется на современной системе
учета себестоимости "директ - костинг", которую еще называют
"системой управления себестоимостью" или "системой
управления предприятием". В этой системе себестоимость промышленной
продукции учитывается и планируется только в части переменных затрат.
Постоянные расходы собираются на отдельном счете и с заданной периодичностью
списываются непосредственно на финансовый результат предприятия. При этом они
также находятся под постоянным контролем, т.е. осуществляется жесткая проверка
обоснованности их уровня, контролируются сметы по предприятию и цехам, так как
экономия или перерасход в части постоянных расходов также оказывает влияние на
формирование прибыли.
Оптимизация прибыли предприятия в условиях рыночных отношений требует
постоянного притока оперативной информации не только внешнего характера (о
состоянии рынка, спроса на продукцию, ценах и т.п.), но и внутреннего - о
формировании затрат на производство и себестоимости продукции. Эта информация
опирается на систему производственного учета расходов по местам их
возникновения и видам изделий, на выявленные отклонения расхода ресурсов от
стандартных норм и смет, на данные о калькуляции себестоимости отдельных видов
продукции, учете результатов реализации по видам изделий.
Система "директ - костинг" является атрибутом рыночной
экономики. В ней достигнута высокая степень интеграции учета, анализа, и
принятия управленческих решений. Главное внимание в этой системе уделяется
изучению поведения затрат ресурсов в зависимости от изменения объемов
производства, что позволяет гибко и оперативно принимать решения по нормализации
финансового состояния предприятия.
Наиболее важные аналитические возможности маржинального
анализа состоят в определении:
·
действия операционного (производственного) рычага;
·
безубыточного объема производства (порога
рентабельности, окупаемости издержек) при заданных соотношениях цены,
постоянных и переменных затрат;
·
запаса финансовой прочности предприятия);
·
необходимого объема продаж для получения заданной
величины прибыли.
Проведение расчетов по методике маржинального анализа требует
соблюдения ряда условий:
·
необходимости деления издержек на две части переменные и
постоянные;
·
переменные издержки изменяются пропорционально объему
производства (реализации) продукции;
·
постоянные издержки не изменяются в пределах
релевантного объема производства (реализации) продукции, т.е. в диапазоне
деловой активности предприятия, который установлен исходя из производственной
мощности предприятия и спроса на продукцию;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|