Учет и анализ реализованных товаров, работ и услуг
Первая из
основных целей бухгалтерского учёта товарно-материальных ценностей является
обеспечение контроля за правильным и своевременным их поступлением и
оприходованием. Выполнению этой цели способствует решение следующих задач:
формирование полной и достоверной информации о поступлении и состоянии
товарно-материальных ценностей.; обеспечение информацией пользователей для
руководства и контроля за соблюдением законодательных и нормативных актов при
осуществлении организацией хозяйственных операций.
Товарные
операции, осуществляемые торговыми и другими организациями, отражают
экономический процесс перехода продукта из сферы обращения в потребление
физическими и юридическими лицами и регулируются Гражданским кодексом,3аконом
РК «О регулировании торговой деятельности» от 12.04.2004 г. № 544.
Товары для
продажи поступают в торговую сеть от производителей, оптовых предприятий и
других организаций и предпринимателей по договорам, оформляемым в соответствии
с постановлением Кабинета министров РК «Положение о поставках продукции» от
19.06.1992 г. № 536. Приемка осуществляется, согласно Постановлению Кабинета
министров РК «Инструкция о порядке приемки продукции и товаров по количеству и
качеству» от 9.11.1994 г. № 1240, при соответствии принимаемых ценностей
сопроводительным документам и подписью материально ответственных лиц на этих
документах. При установлении расхождений по количеству и качеству между
поступившими товарами и данными, указанными в сопроводительных документах, а
также товаров, поступивших без сопроводительных документов, составляется
соответствующий акт, который подписывают председатель принимающей торговой
фирмы и представитель поставщика. Акт является основным документом для
предъявления претензии поставщику.
В соответствии с
рабочим планом счетов бухгалтерского учета наличие и движение
товарно-материальных запасов ведется на счете 1330 «Товары приобретенные»
подраздела 1300 «Товары». На этом счете также учитывают покупную тару под
товаром и порожнюю. Инвентарную тару, которая служит для производственных или
хозяйственных нужд учитывают на счете 2410 «Основные средства».
Товары, принятые
на ответственное хранение, учитывают на забалансовом счете 002
«Товарно-материальные запасы, принятые на ответственное хранение».
Товары, принятые
на комиссию и поступившие на консигнацию, учитывают на забалансовом счете 004
«Товары, принятые на комиссию».
К счету 1320
«Товары приобретенные» в соответствии с выбранной ученой политикой можно
открыть следующие субсчета:
1320/1 «Товары на
складе»
1320/2 «Товары в
розничной торговле»
1320/3 «Торговая
наценка»
1320/4 «НДС в
цене товара»
1320/5 «Товары на
консигнации»
1320/6 «Тара под
товаром и порожняя».
На субсчете
1320/1 «Товары на складе» учитывают наличие и движение товаров, находящихся на
оптовых базах, складах, в кладовых предприятий общественного питания,
холодильниках, овощехранилищах и других субъектах[3; c. 54].
На счете 1320/2
«Товары в розничной торговле» учитывают наличие и движение товаров в магазинах,
ларьках, киосках, в буфетах общественного питания, а также может быть учтено
наличие и движение стеклянной посуды (бутылок, банок).
Торговые
предприятия для возмещения своих расходов, получения прибыли и уплаты налогов
применяют торговые наценки. Уровень торговых наценок определяется торговой
организацией самостоятельно. Следует заметить, что в оптовой торговле
реализованная торговая наценка определяется как разница между покупной и
продажной стоимостью товаров. В розничных торговых предприятиях определение
реализованной торговой наценки затруднено, так как реализуется единичный товар,
имеющий разный уровень торговых наценок. Поэтому, торговая наценка должна
включаться в стоимость товара реализуемого через розничную сеть. Для этого
открывается субсчет 1320/3 «Торговая наценка».
На субсчете
1320/4 «НДC в цене товара» учитывается НДC, который оплачивает конечный
потребитель.
На субсчете
1320/5 «Товары на консигнации» учитываются товары, переданные на консигнацию
консигнантом.
На субсчете
1320/6 «Тара под товаром и порожняя» учитывается наличие и движение тары под
товаром и тары порожней (кроме стеклянной посуды, которая учитывается как
товар).
При поступлении и
оприходовании покупных товаров следует производить бухгалтерские записи
(приложение 1):
Стоимость
оплаченных товаров, оставшихся на конец месяца в пути (не прибывших на склад),
отражается: по дебету 1320/1 «Товары на складе» и кредиту 3310 «Краткосрочная
кредиторская задолженность поставщикам и подрядчикам» (без оприходования на
склад). В начале следующего месяца эти суммы сторнируются и числятся в текущем
учете как дебиторская задолженность по счету 1210 «Краткосрочная дебиторская
задолженность покупателей и заказчиков».
Мелкорозничная
торговая сеть - это торговая сеть, осуществляющая розничную торговлю через
павильоны, киоски, палатки, а также передвижные средства развозной и разносной
торговли.
Предприятия
мелкорозничной торговли делятся на стационарные и передвижные.
Предприятия
стационарные мелкорозничной торговли размещаются с вооружениях из облегченных
сборно-разборных конструкций. Мелкорозничная торговая сеть обладает большой
гибкостью и мобильностью, т. е. возможностью быстрого развертывания и
максимального приближения к населению; не требует больших затрат при сооружении
и эксплуатации. Она дополняет сеть магазинов.
Недостатками
мелкорозничной торговой сети являются узость ассортимента, отсутствие удобств
для покупателей при выборе товара, сложность в создании надлежащих условий для
хранения товаров и удобств для торгового пер совала.
Передвижная
мелкорозничная торговля может осуществляться вразвоз и вразнос. Для передвижной
мелкорозничной торговли используются специально оборудованные приспособленные
к торговле автомашины, ручные тележки, лотки и др. Их использование наиболее
эффективно при обслуживании населения сельских районов и в местах массового
скопления людей в городах.
Автомагазины
нашли широкое применение при продаже тканей, хозяйственных товаров, книг,
галантерейных и парфюмерно-косметических товаров, обуви и др., а также при
продаже основных групп продовольственных товаров.
Салон
автомагазина оснащается специальным оборудованием, предохраняющим товар от
порчи и смешения при транспортировании.
В последнее время
наибольшее распространение получает торговля через автомагазины предприятиями,
производящими молочные, мясные и некоторые другие продовольственные товары.
Это современные,
хорошо оснащенные кассовым и холодильным оборудованием, автомагазины. Их
устройство позволяет покупателям легко и беспрепятственно ознакомиться с
предлагаемым ассортиментом.
Торговля вразнос
осуществляется с лотков, сборно-разборных столиков и других простейших
устройств.
Мелкорозничные
торговые предприятия размещаются на рынках, вокзалах, в зоне приложения сил, в
зоне отдыха и в других местах наибольшего сосредоточения населения. Они также
располагаются там, где магазины отсутствуют и их строительство
нецелесообразно.
При размещении
мелкорозничных торговых точек учитывается их профиль, наличие других
предприятий торговли, плотность населения и другие факторы[4; c. 77].
Через
мелкорозничную сеть производится продажа продовольственных и
непродовольственных товаров (кроме товаров технически сложного ассортимента и
товаров, требующих определенных условий продажи), продукции массового питания
(хлебобулочные, кондитерские и кулинарные изделия, полуфабрикаты, бутерброды и
др.).
Запрещается
реализация через мелкорозничную сеть скоропортящихся товаров при отсутствии
средств охлаждения. Каждое предприятие мелкорозничной торговли открывается с
разрешения органа исполнительной власти и на отведенном ему месте. На право
торговой деятельности предприятие приобретает лицензию.
Физические лица,
реализующие товары через мелкорозничную сеть, должны быть зарегистрированы как
граждане-предприниматели и иметь лицензию на право торговой деятельности.
Часы торговли в
мелкорозничной сети муниципальной собственности устанавливаются местными
органами исполнительной власти в зависимости от размещения и товарной
специализации предприятий, с учетом необходимости обслуживания населения в
утренние и вечерние часы, когда закрыты магазины.
Часы торговли
мелкорозничных предприятий иных форм собственности определяются собственником.
Предприятие
стационарной мелкорозничной торговли (павильоны, киоски) должно иметь вывеску
(или трафарет), в корой указывается его наименование (если оно имеется),
профиль, режим работы, организационно-правовая форма (принадлежность), номер
лицензии и дата ее выдачи.
Для передвижной
мелкорозничной торговли обязателен трафарет с указанием принадлежности, номера
и даты выдачи лицензии.
Важным условием
эффективной работы магазинов и мелкорозничной сети является оснащение их
оборудованием. От его выбора зависят ассортимент товаров, сохранность их
качества, удобство работы персонала, а следовательно, и культура обслуживания
покупателей.
Каждое
мелкорозничное предприятие должно иметь соответствующие инвентарь и
оборудование, а торгующее скоропортящимися продуктами - средства охлаждения.
Мебель играет
важную роль в рациональной организации торгово-технологического процесса. Она
используется при выполнении различных операций, связанных с приемкой,
хранением и продажей товаров, и должна отвечать эксплуатационно-техническим,
эргонометрическим, экономическим, эстетическим, санитарно-гигиеническим требованиям.
Эксплуатационно-технические
требования предусматривают наряду с удобством мебели для покупателей и
продавцов обеспечение наглядной выкладки товаров и достаточной емкости.
Торговая мебель должна быть прочной и устойчивой, обеспечивать надежность
соединительных деталей и узлов.
Эргонометрические
требования учитывают при конструировании мебели, исходя из антропологических
данных (среднего роста и пропорций тела человека). Высота, ширина и длина
оборудования должны минимизировать утомляемость торговых работников при
заполнении его товаром и обслуживании покупателей.
Экономические
требования предполагают простоту конструкций, делающую экономным производство
и удобной эксплуатацию. Мебель должна изготовляться из недорогих строительных
и отделочных материалов с использованием современных производственных
технологий. Важным условием снижения стоимости и повышения экономичности
торговой мебели являются организация ее массового индустриального производства,
прост га технологического процесса, возможность замены отдельных деталей и узлов
в процессе ремонта.
Эстетические
требования предъявляются к форме, пропорциям, цвету и конструктивным
особенностям торговой мебели. Оборудование должно быть малозаметным; по форме,
пропорциям, цвету и конструктивным особенностям гармонировать с общим
оформлением торгового предприятия.
Санитарно-гигиенические
требования предусматривают, что устройство торговой мебели, а также материалы,
используемые для изготовления этой мебели, не должны затруднять ее чистку в
процессе эксплуатации и уборки помещений. В связи с этим мебель должна иметь
доброкачественную отделку, с гладкой поверхностью, без излишних углублений,
зазоров и выступов[5; c. 24].
Таким образом, в
первой главе были рассмотрены академические основы учета себестоимости
реализации товаров, работ и услуг.
Эффективная
организация учета себестоимости реализации товаров, работ и услуг позволяет
предприятию реально оценивать свои ресурсы, более точно составлять прогнозы.
2 АНАЛИЗ
ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕТА СЕБЕСТОИМОСТИ НА ТОО «Жаснұр»
2.1 Анализ
деятельности предприятия
Товарищество с
ограниченной ответственностью «Жаснұр» (далее Товарищество) является
юридическим лицом по законодательству Республики Казахстан в качестве субъекта
малого предпринимательства.
Учредителем
Товарищества является:
- Байгожин Ерлан
Олжабайулы, паспорт № 1297760, выдано 21.04.1997г. МВД РК, адрес проживания:
РК, Акмолинская область, г. Кокшетау, ул. Чкалова, 76/62.
Наименование
Товарищества: Товарищество с ограниченной ответственностью «Жаснұр».
Местонахождение
Товарищества: РК, Акмолинская область, г. Кокшетау, ул. Чкалова, 76/62. Срок
деятельности Товарищества не ограничен, начиная с момента государственной
регистрации в качестве юридического лица до момента ликвидации или
реорганизации.
Основной целью
Товарищества является извлечение дохода. Для достижения указанной цели
Товарищество осуществляет следующие деятельности, не запрещенные законодательством
РК:
- амбулатория и
стационарная терапия;
- лечение
стоматологических, терапевтических, хирургических, гинекологических и других
больных, коррекция зрения;
- нетрадиционные
методы лечения;
- создание
частных медицинских осмотров (флюрообследование населения, УЗИ-диагностика,
лабораторные и инструментальные методы обследования);
-фармацевтическая
деятельность;
- организация
оптовой и розничной торговли лекарственных средств; мед. Оборудования,
мединструментария, изделий медицинского назначения;
- закуп и
реализация лекарственных средств, медтехники, изделий медицинского назначения,
дезинфицирующих средств, хим. Реакторов, биоиммунологических препаратов,
наборов для лабораторной диагностики, расходных медицинских материалов;
- ремонт
медицинской и бытовой техники;
- дилерская
деятельность, представительские услуги;
- научная и
инновационная деятельность, организация семинаров, съездов, семинаров;
- оказание
интеллектуальных услуг в сфере высоких технологий;
- создание
Интернет-центров, Интернет-кафе;
- торгово-закупочная,
коммерческая, посредническая деятельность, в том числе открытие торговых точек
и магазинов;
- закуп,
производство, переработка и реализация сельскохозяйственной и другой продукции;
- строительство,
ремонт и эксплуатация гражданских и промышленных зданий;
- закуп, хранение
и реализация продуктов нефтепереработки, открытие АЗС;
- экспорт, импорт
товаров, кафе, баров, оборудования, техники, автотранспорта;
- операции с
недвижимостью;
- организация
маркетинга продукции и услуг;
- организация
бытового обслуживания населения;
- организация
магазинов, кафе, баров, а также других пунктов общественного питания;
- поиск
партнеров, содействие в установлении рабочих контактов между казахстанскими и
зарубежными фирмами;
-
внешнеэкономическая деятельность;
- другие виды
деятельности, не запрещенные законодательством Республики Казахстан.
Сделки, выходящие
за пределы установленной деятельности, но не противоречащие законодательству
РК, признаются действительными, в случае если для осуществления какого-либо
вида деятельности необходимо специальное разрешение (лицензия, сертификат), то
Товарищество осуществляет данный вид деятельности только после получения
соответствующего разрешения (лицензия, сертификата).
Товарищество не
имеет права осуществлять деятельность в сфере игорного и шоу-бизнеса.
Основным
источником информации для финансового анализа ТОО «Жаснур» является баланс и
приложения к нему за три исследуемых года. Отчетность предприятия в рыночной
экономике базируется на обобщении данных финансового учета и является
информационным звеном, связывающим предприятие с обществом и деловыми
партнерами - пользователями информации о деятельности предприятия.
Анализ
финансового состояния предприятия следует проводить в несколько этапов. На
первом этапе составляется аналитический баланс с укрупненными статьями. На
основании аналитического баланса можно более четко увидеть структуру баланса
предприятия, а также тенденции ее изменения.
Основываясь на
балансе составим горизонтальный баланс ТОО «Жаснур» в таблице 2, который
позволит нам увидеть движение статей баланса за исследуемые три года.
Суммы
долгосрочных активов в 2004 году составили 54 917 тыс. тенге, в 2005 году
снизились до 53 873 тыс. тенге – на 1 044 тыс. тенге или на 1,9%. В
2006 году сумма внеоборотных активов возросла на 3 250 тыс. тенге или на
6% и составила 57 123 тыс. тенге.
Наибольшая
динамика заметна в статье «Транспортные средства». В 2004 году транспортные
средства составляли 2 885 тыс. тенге, в 2005 году – 2 091 тыс. тенге,
в 2006 году – 4 167 тыс. тенге.
Таблица
2 - Горизонтальный баланс ТОО «Жаснур» за 2004-2006 гг. (тыс. тенге)
|