Учет и анализ финансовой устойчивости и платежеспособности предприятия
p> По данным 3 раздела формы №2 за 1995 год основные поступления
предприятия составили поступления от реализации товаров - 32.9 миллиарда
рублей из них наличными было получено 17.7 миллиарда рублей. Основными
направлениями оттока денежных средств были закупки товаров (сырья),
налоговые платежи в бюджет и оплата труда сотрудников предприятия (15.4,
3.7 и 1.9 миллиардов рублей соответственно). Такие источники поступления и
направления оттока денежных средств являются характерными для нормально
работающего промышленного предприятия. Всего поступлений за 1995 год было
больше чем потрачено предприятием на 301 тысячу рублей.
4.4.3. Анализ дебиторской задолженности.
Для оценки оборачиваемости дебиторской задолженности используется следующая
группа показателей.
1. Оборачиваемость дебиторской задолженности.
| |
|[pic] |
где:
| |
|[pic] |
2. Период погашения дебиторской задолженности.
| |
|[pic] |
Следует иметь в виду, что чем больше период просрочки задолженности, тем
выше риск её непогашения.
По данным нашего предприятия коэффицент оборачиваемости дебиторской
задолженности (К5а) за 1994 год составил 102.56, а за 1995 год 148.36.
Средний срок оборота (период погашения) дебиторской задолженности в 1994
году составил 3.56 дня, а в 1995 году 2.46 дня. Это могло быть вызвано тем,
что в 1995 году предприятие больше реализовывало мелкие партии товаров за
наличный расчет, а также рост кредиторской задолженности свидетельствует о
более жесткой реализационной политике (предоплата).
Доля дебиторской задолженности в общем объеме текущих активов.
| |
|[pic] |
По данным баланса Останкинского завода бараночных изделий доля
дебиторской задолженности в текущих активах составила на начало 1994 года
2.1%, на начало 1995 года 11.3%, на начало 1996 года 4.6%. Эти значения
свидетельствуют о том, что в 1995 году предприятие более успешно
регулировало свою дебиторскую задолженность, а также то, что текущие активы
росли быстрее чем дебиторская задолженность.
Существуют некоторые общие рекомендации, позволяющие управлять
дебиторской задолженностью:
- контролировать состояние расчетов с покупателями по отсроченным
(просроченным) задолженностям;
- по возможности ориентироваться на большее число покупателей с целью
уменьшения риска неуплаты одним или несколькими крупными покупателями;
- следить за соотношением дебиторской и кредиторской задолженности:
значительное превышение дебиторской задолженности создает угрозу финансовой
устойчивости предприятия и делает необходимым привлечение дополнительных
(как правило, дорогостоящих) источников финансирования;
- использовать способ предоставления скидок при досрочной оплате.
Анализ оборачиваемости товарно-материальных запасов.
Оценка оборачиваемости товарно-материальных запасов проводится по каждому
их виду (производственные запасы, готовая продукция, товары т.д.).
Поскольку производственные запасы учитываются по стоимости их заготовления
(приобретения), то для расчета коэффициента оборачиваемости запасов
используется не выручка от реализации, а себестоимость реализованной
продукции. Для оценки скорости оборота запасов используется формула:
| |
|[pic] |
При этом:
| |
|[pic] |
Срок хранения запасов определяется по формуле:
| |
|[pic] |
По данным нашего предприятия оборачиваемость запасов за 1994 год
составила 26.7, а срок хранения запасов составил 13.5 дней, а за 1995 год
оборачиваемость запасов составила 19.9, а средний срок хранения запасов 18
дней. Для предприятия хлебной отрасли это относительно небольшие сроки
хранения продукции так как при производстве продукции такого вида мало
используются скоропортящиеся продукты. И в то же время видно, что завод
может проработать без поступления новых партий сырья около полумесяца.
Анализ эффективности использования имущества.
Функционирование предприятия зависит от его способности приносить
необходимую прибыль. При этом следует иметь в виду, что руководство
предприятия имеет значительную свободу в регулировании величины финансовых
результатов. Так, исходя из принятой финансовой стрвтегии, предприятие
имеет возможность увеличивать или уменьшать величину балансовой прибыли за
счет выбора того или иного способа оценки имущества, порядка его списания,
установления срока использования и т.д.
К вопросам учетной политики, определяющим величину финансового результата
деятельности предприятия, в первую очередь, относятся следующие:
- выбор способа начисления амортизации основных средств;
-выбор метода оценки материалов, отпущенных и израсходованных на
производство продукции, работ, услуг;
-определение способа начисления износа по малоценным и быстроизнашивающимся
предметам при их отпуске в эксплуатацию;
- порядок отнесения на себестоимость реализованной продукции отдельных
видов расходов (путем непосредственного их списания на себестоимость по
мере совершения затрат или с помощью предварительного образования резервов
предстоящих расходов и платежей);
- состав затрат, относимых непосредственно на себестоимость конкретного
вида продукции;
- состав косвенных (накладных) расходов и способ их распределения и др.
Вполне понятно, что предприятие, раз выбрав тот или иной способ
формирования себестоимости реализованной продукции и прибыли, будет
придерживаться его в течение всего отчетного периода (не менее года), а все
дальнейшие изменения в учетной политике должны иметь веские основания и
непременно оговариваться.
В целом, результативность деятельности любого предприятия может оцениваться
с помощью абсолютных и относительных показателей.
Существует и используется система показателей эффективности
деятельности, среди них коэффициент рентабельности активов (имущества).
| |
|[pic] |
Этот коэффициент показывает, какую прибыль получает предприятие с каждого
рубля, вложенного в активы. По моим расчетам (см приложение) по
останкинскому заводу бараночных изделий коэффициент рентабельности активов
(по некторым источникам он называется - Коэффициент рентабельности
капитала, несмотря на то что “капитал” это пассивы предприятия, но их
итоговое значение равно итоговому значению активов предприятия и результат
получается одинаковый). равен за 1994 год 1.31, а за 1995 год 1.32 т.е. на
каждый вложенный рубль предприятие получило прибыль порядка 1/3.
В аналитических целях как рентабельность всей совокупности активов, так и
рентабельность текущих активов.
| |
|[pic] |
По балансовым данным за 1994 год этот коэффициент составил 2.46, а за
1995 год он составил 2.48
Показатель прибыли на вложенный капитал, называемый также
рентабельностью собственного капитала, определяется по формуле:
| |
|[pic] |
По Останкинскому заводу бараночных изделий он составил в 1994 году -
2.13, а в 1995 году 1.95. Некоторое снижение этого коэффициента можно
объяснить тем, что в 1995 году произошло значительное увеличение
добавочного капитала и фондов накопления, а уровень производственной
мощности несколько снизился, т.к. предприятие еще не произвело
переоборудование, которое планируется на 1996-1997 года.
Другой важный коэффициент - рентабельность реализованной продукции -
(рентабельность продаж) рассчитывается по формуле:
| |
|[pic] |
Значение этого коэффициента показывает, какую прибыль имеет предприятие с
каждого рубля реализованной продукции. Тенденция к его снижению позволяет
предположить сокращение спроса на продукцию предприятия.
Снижение коэффициента рентабельно[?]ти реализованной продукции может
быть вызвано изменениями в структуре реализации, снижение индивидуальной
рентабельности изделий, входящих в реализованную продукцию, и др. Но в
нашем случае этот коэффициент за 2 года практически не изменился и составил
0.27 в 1994 году и 0.28 в 1995 году. Это говорит о том, что продукция
завода пользуется постоянным спросом, что вполне понятно, так как продукция
хлебной промышленности является “товаром первоочередной необходимости”.
Подводя итог всему написанному можно сделать следующие выводы о
финансово-экономической деятельности предприятия: конечный финансовый
результат зависит от многих факторов и показателей, некоторые из них влияют
на прибыль отрицательно. Так, несмотря на большой рост выпуска продукции в
действующих ценах, выпуск этой же продукции в натуральном выражении
несколько сократился. Причиной этого сокращения является - износ основного
производственного оборудования. На заводе также наблюдается текучесть
кадров, за 1995 год с завода уволилось 53 человека и принято на работу 49,
то есть 1/7 от среднесписочной численности работающих. Из-за этого также
сокращается выпуск продукции, т.к. люди устраивающиеся на завод часто не
имеют необходимого опыта работы и в своей работе допускают брак, если же
учесть, что оборудование на заводе не стандартное, то есть работе с ним не
обучают в средне-специальных заведениях, то эта проблема усиливается. Вывод
об этом можно сделать из того, что выпуск продукции в натуральном измерении
сократился больше чем сократилась производственная мощность завода и
коэффициент использования производственной мощности упал с 78% до 71.6%.
Администрация завода должна предпринимать более эффективные меры по
удержанию сотрудников на заводе. Средняя зарплата по заводу в 1995 году
составила 451.997 рублей, это несколько ниже, чем средняя зарплата по
Москве, хотя при расчете средней заработной платы не принимаются ко
вниманию премии, а также дивиденды, полученные по акциям завода. Принимая
во внимание другие выплаты и льготы сотрудникам среднемесячный доход по
заводу составляет около 1 миллиона рублей, но несмотря на это необходимо
принимать и другие меры, по повышению социальной защищенности рабочих и
служащих завода.
Завод также нуждается в реконструкции и замене старого оборудования на
новое, но при этом, как в старые времена, руководство завода ждет каких-
либо централизованных поступлений для закупки такого оборудования.
Экономический анализ ликвидности и состояния заемных средств позволяет
сделать вывод о том, что завод практически не прибегает к использованию
платных заемных средств - кредитов, хотя в настоящее время ставки по таким
кредитам находятся на уровне 100-110% годовых. Завод может себе позволить
такую цену за привлеченные кредитные ресурсы.
В целом, устойчивое экономическое состояние останкинского завода
бараночных изделий можно объяснить следующими факторами:
1) Завод пользуется налоговыми льготами, налог на прибыль завод платит
только в федеральный бюджет;
2) Продукция завода пользуется льготой по обложению НДС, этот налог на
продукцию завода составляет 10%, что благоприятно отражается на цене
продукции завода и спросу на нее.
3) За 1995 год рост цен на хлебную продукцию в Москве значительно
превысил инфляцию, а цены на сырье и энергоносители выросли меньше чем цены
на готовую продукцию.
Администрации завода, по моему мнению, можно предложить следующие шаги
по совершенствованию хозяйственной деятельности завода:
1) Закупить новое высокопроизводительное оборудование, которое
позволит кроме повышения мощности, расширить ассортимент выпускаемой
продукции;
2) Открывать выездные торговые точки свежей продукцией, для
моментального получения денег за реализованную продукцию, что позволит
сократить дебиторскую задолженность, а также позволит заводу быть более
конкурентноспособным;
3) Проводить больше мероприятий по социальной защищенности сотрудников
завода, ввести гибкую систему поощрений сотрудников по результатам труда.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Письма из архива Останкинского завода бараночных изделий.
2. Устав Останкинского завода бараночных изделий.
3. Балансы и приложения к балансам за 1994 и 1995 года.
4. Балансы производственной мощности предприятия за 1994 и 1995 года.
8. Е.П. Козлова, Н.В. Парашутин, Т.Н. Бабченко “Бухгалтерский учет в
промышленности” Москва “Финансы и статистика” 1993 г.
9. Баканов М.И., Шеремет А.Д. “Теория экономического анализа” Москва
“Финансы и статистика”, 1993 г.
10.Родионова В.М., Федотова М.А. “Финансовая устойчивость предприятия в
условиях инфляции” Москва “Перспектива” 1995