Принципы классификации счетов бухгалтерского учета
Принципы классификации счетов бухгалтерского учета
Министерство образования Российской Федерации Новосибирская государственная академия экономики и управления Кафедра бухгалтерского учета Курсовая работа по теме: “Принципы классификации счетов бухгалтерского учета” Выполнила: Руководитель: Новосибирск, 2003. Содержание
Введение 3
1. Счета и двойная запись как элемент метода бухгалтерского учета 4 1.1 Содержание бухгалтерского учета 4 1.2 Законодательное и нормативное регулирование бухгалтерского учета в Российской Федерации 5 1.3 Метод бухгалтерского учета 8 1.4 Понятие о счетах бухгалтерского учета и двойной записи 10 2. Классификация счетов и принципы ее формирования 15 2.1. Экономическая классификация 15 2.2. Структурная классификация 19 Заключение 29 Список литературы 30 Приложение №1 31
Приложение №2 32
Приложение №3 33 Введение Основой процветания любой организации является бухгалтерский учёт, вне
зависимости от организационно-правовой формы организации, её структуры,
строения и рода деятельности, так как основная цель бухгалтерского учёта -
обеспечение аналитиков информацией, необходимой для принятия решений. Эти
решения касаются распределения и использования ограниченных экономических
ресурсов: денег, земли, рабочей силы и т.д. От распределения и
использования этих ресурсов, зависят цены, заработная плата, производство
товаров и услуг, адекватность наших запасов, качество транспортных систем,
а также то, какие страны процветают, а какие переживают спад. Здесь не
малую роль играет бухгалтерский учёт. И ,значит, от правильной организации
бухгалтерского учёта зависит положение любой организации. Не мало важную роль здесь играет метод бухгалтерского учёта, элементами
которого являются счета и двойная запись. Тема «Счета бухгалтерского учета»
широко представлена в литературе. Она является неотъемлемой частью любого
учебника или пособия как для людей, начинающих изучать бухгалтерский учет,
так и для тех, кто уже знаком с основами и желает углубить свои познания в
данной науке. Актуальность данной темы связана с тем, что без существования
счетов трудно себе представить современный бухгалтерский учет, как трудно
представить себе бухгалтера, который не был бы знаком с порядком,
принципами и правилами ведения учета на том или ином счету. Отсюда
возникает необходимость рассмотрения классификаций счетов бухгалтерского
учета по различным признакам. Исходя из вышесказанного, можно сформулировать цель данной работы:
изучение счетов бухгалтерского учета и их классификации, а также принципов,
на основе которым осуществляется ее формирование. В первой главе данной работы рассматривается краткое содержание
бухгалтерского учета, а также его нормативного регулирования в РФ, дается
понятие метода бухгалтерского учета и его составных элементов - счетов и
двойной записи. Во второй главе представлены классификации счетов бухгалтерского учета
вместе с основами их построения. При написании работы были использованы различные учебники и учебные
пособия по теории бухгалтерского учета. Счета и двойная запись как элемент метода бухгалтерского учета 1 Содержание бухгалтерского учета Содержание бухгалтерского учета определяет система наблюдения
хозяйственной жизни соответствующего экономического субъекта. Эта система реализуется путем использования количественных и
стоимостных показателей на базе сплошной, непрерывной и документально
фиксированной взаимосвязи совершаемых хозяйственных операций. Хозяйственная операция с точки зрения бухгалтерского учета представляет
собой четко выделенный во времени и пространстве момент документального
подтверждения совершенного факта хозяйственной жизни или экономического
события. Задачами бухгалтерского учета являются: . формирование достоверной, полной и своевременной информации о совершаемых хозяйственных операциях по приобретению и использованию имущества экономическим субъектом, его обязательствам; . предупреждение и нейтрализация непроизводительных потерь на всех стадиях кругооборота хозяйственных средств независимо от причин их возникновения; . предоставление пользователям необходимой информации, соответствующей требованиям действующего законодательства, обо всех участках деятельности экономического субъекта; . своевременное и полное представление качественной отчетности внутренним и внешним пользователям учетной информации о финансовых результатах деятельности экономического субъекта и его финансовом положении, а также о его положении на соответствующем рынке товаров, работ или услуг. Результаты деятельности экономического субъекта выражаются в сумме его
доходов и расходов, а финансовое положение — в виде размещения активов,
обязательств, а также собственного и заемного капитала. 2 Законодательное и нормативное регулирование бухгалтерского учета в Российской Федерации Основной целью законодательства Российской Федерации о бухгалтерском
учете, как отмечено в Федеральном законе «О бухгалтерском учете, выступает
обеспечение единообразного формирования полной и достоверной информации о
финансовом положении, финансовых результатах деятельности и изменениях в
финансовом положении организации. Общее методологическое руководство бухгалтерским учетом в Российской
Федерации осуществляется федеральным органом исполнительной власти,
определяемым Правительством Российской Федерации. Законодательство Российской Федерации о бухгалтерском учете состоит из
Федерального закона, раскрывающего правовые и методологические основы
порядка ведения бухгалтерского учета в организациях Российской Федерации, а
также документов, излагающих правила представления полной и достоверной
информации применительно к конкретным объектам бухгалтерского учета и
бухгалтерской отчетности в целом. Законодательство о бухгалтерском учете
находится в ведении Правительства Российской Федерации. Федеральный закон распространяется на все организации, находящиеся на
территории Российской Федерации, зарегистрированные в качестве юридического
лица в соответствии с законодательством Российской Федерации. Лица, осуществляющие свою деятельность без образования юридического
лица, ведут учет доходов и расходов в порядке, установленном налоговым
законодательством Российской Федерации. Они также могут вести учет в
соответствии с Федеральным законом. Нормы, содержащиеся в других федеральных законах и затрагивающие
вопросы бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, должны
соответствовать Федеральному закону. В случае возникновения противоречий с
содержанием других федеральных законов нормы права, выступающие предметом
Федерального закона, имеют приоритет. Система нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской
Федерации включает следующие уровни документов по бухгалтерскому учету
(Приложение №1):
1) первый уровень – Федеральный закон «О бухгалтерском учете», другие федеральные законы, Указы Президента Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации по вопросам бухгалтерского учета;
2) второй уровень – положения по бухгалтерскому учету;
3) третий уровень – методические указания, инструкции, рекомендации и иные аналогичные им документы;
4) четвертый уровень – рабочие документы конкретной организации. На первом уровне кроме Федерального закона отдельные аспекты
бухгалтерского учета регулируются Гражданским кодексом РФ и другими
федеральными законами. Например, в Гражданском кодексе РФ установлены сроки
исковой давности по просроченной задолженности, определен момент перехода
права собственности при осуществлении сделок купли-продажи и т.д. В законе
об акционерных обществах указан порядок образования и использования
резервного капитала. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в
Российской Федерации также относится к документам первого уровня, так как
этот документ устанавливает общие принципы ведения бухгалтерского учета,
представления бухгалтерской отчетности, взаимоотношения организации с
внешними потребителями информации и др. Документы второго уровня включают положения по бухгалтерскому учету и
утверждаются федеральным органом исполнительной власти, определяемым
Правительством Российской Федерации, в основном Министерством финансов РФ.
Такие положения регламентируют принципы и правила учета отдельных объектов
бухгалтерского наблюдения, которые составляют систему национальных
стандартов, ориентированную на Международные стандарты финансовой
отчетности. Документы третьего уровня подготавливаются и утверждаются федеральными
органами, министерствами и иными органами исполнительной власти, которым
федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского
учета, профессиональным объединением бухгалтеров на основе и в развитие
документов первого и второго уровня. К документам третьего уровня относятся
планы счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности
организаций и инструкции по их применению, которые составляют основу
организации учета на всех предприятиях независимо от подчиненности, форм
собственности, организационно-правовой формы. План счетов представляет
собой схему регистрации и группировки фактов хозяйственной жизни в
бухгалтерском учете и содержит наименования и коды счетов. В Инструкции по
применению плана счетов приведена краткая характеристика счетов, раскрыта
их структура и назначение, экономическое содержание обобщаемых на них
фактов, порядок учета наиболее распространенных операций. К третьему уровню относятся инструкции и методические указания,
разрабатываемые и вводимые в действие в разрезе отдельных Положений по
бухгалтерскому учету. Так, в соответствии с ПБУ 6/01 «Учет основных
средств» Министерством финансов РФ утверждены методические указания по
бухгалтерскому учету основных средств, устанавливающие правила
приобретения, оценки, выбытия основных средств, особенности погашения их
стоимости и другие технические аспекты по организации их учета. Система нормативного регулирования бухгалтерского учета также содержит
положения и рекомендации, касающиеся особенностей учета затрат на
производство и реализацию продукции, ведения учета и отчетности для
субъектов малого предпринимательства, методики проведения инвентаризации,
заполнения форм финансовой отчетности и прочие. Документы четвертого уровня утверждаются руководителем организации. Они
содержат, с учетом специфики условий хозяйствования, отраслевой
принадлежности, структуры и размеров организации и других факторов,
внутренние регламентирующие документы бухгалтерского учета организации,
носящие обязательный характер для системы внутреннего регламентирования
хозяйственной деятельности организации и формирующие учетную политику
организации. Согласно действующему законодательству организации на основе принципов
и методов, закрепленных в нормативных актах по бухгалтерскому учету, исходя
из вариантности методик формирования бухгалтерских данных, уровня
автоматизации учета и прочих особенностей, самостоятельно (на базе единого
Плана) разрабатывают рабочий план счетов экономического субъекта,
утверждают документооборот, выбирают методы оценки имущества и т.д. Название документов, их статус, принципы построения и взаимодействия
между собой, а также порядок подготовки и утверждения определяет
руководитель организации. Сведения, полученные в ходе ведения бухгалтерского учета и подготовки
бухгалтерской отчетности, могут служить исходными данными для налоговых
расчетов. Вместе с тем законодательные и иные нормативные акты,
регулирующие порядок налогообложения, не могут содержать положения,
регламентирующие порядок ведения бухгалтерского учета. 3 Метод бухгалтерского учета Методологическую основу организации бухгалтерского учета составляет
система способов и определенных приемов, которые осуществляются посредством
документации, инвентаризации, бухгалтерского баланса, системы синтетических
и аналитических счетов с применением метода двойной записи, оценки
имущества и обязательств, других статей баланса, калькуляции и отчетности
предприятия.
Документация – это первичная регистрация хозяйственных операций с помощью
документов в момент и в местах их совершения. Документация является одной из основных отличительных особенностей
бухгалтерского учета, так как позволяет осуществлять сплошное наблюдение за
хозяйственными процессами. Обязательным условием отражения хозяйственных операций в системном
бухгалтерском учете является оформление их первичными документами,
обладающими определенными характеристиками и отвечающими соответствующим
предъявляемым к ним требованиям (они должны быть достоверными, ясными,
объективными и др.). От качества первичных документов в значительной мере
зависит качество всего бухгалтерского учета.
Инвентаризация – способ проверки соответствия фактического наличия
имущества в натуре данным бухгалтерского учета. Инвентаризация проводится с
целью обеспечения достоверности показателей бухгалтерского учета и
сохранности имущества предприятия. Инвентаризации подлежат основные средства, товарно-материальные
ценности, денежные средства, расчеты, незавершенное производство,
незавершенное строительство, товары торговых предприятий и др. Инвентаризация проводится в установленные сроки, при смене материально
ответственных лиц, по требованию аудиторов, следственных органов и т.п.
Бухгалтерский баланс – способ экономической группировки и обобщения
информации об имуществе и обязательствах предприятия, организации по
составу и размещению и источникам их образования в денежной оценке на
определенную дату, как правило, на 1-ое число месяца. Средства предприятия отражаются в бухгалтерском балансе в денежном
выражении в двух группировках: одна показывает, какими средствами
предприятие располагает, другая – из каких источников они возникли. Обе части бухгалтерского баланса равны между собой, так как в них
отражается одно и то же имущество, но, с одной стороны, по составу и
размещению, с другой – по источникам его образования. Таким образом, баланс позволяет осуществлять наблюдение за состоянием
хозяйственных средств и их использованием на предприятии.
Система счетов и двойная запись – прием, который означает, что группировка
имущества, источников его образования, хозяйственных операций в
бухгалтерском учете осуществляется также и с помощью счетов (синтетических
и аналитических) с применением метода двойной записи. Счет – это экономическая группировка (в виде таблицы), в которой
систематизируется, накапливается текущая информация о состоянии имущества,
источниках его образования, хозяйственных операциях. Являясь элементом
метода бухгалтерского учета, счета имеют важное значение для систематизации
и группировки хозяйственных операций по однородным экономическим признакам. Двойная запись – способ регистрации хозяйственных операций на счетах
бухгалтерского учета. Этот способ заключается в том, что каждая
хозяйственная операция записывается в двух счетах бухгалтерского учета в
равных суммах.
Оценка представляет собой способ выражения в денежном измерении имущества
предприятия и его источников. Реальность и правильность оценки имущества
предприятия и его источников имеют важное значение для построения всей
системы бухгалтерского учета. В основе оценки имущества лежат реальные
затраты, выраженные в денежном измерении. В целях сопоставимости оценка имущества и его источников для отражения
в балансе должна производиться единообразно на всех предприятиях, что
достигается соблюдением установленных положений и правил оценки. Например,
действующими нормативными документами установлено, что в бухгалтерском
балансе основные средства, так же как и нематериальные активы, показываются
по остаточной стоимости; производственные запасы оцениваются по фактической
стоимости их приобретения и заготовления; готовая продукция – по
фактической производственной стоимости и т.д.
Калькуляция – способ группировки затрат и определения себестоимости.
Исчисление себестоимости продукции (работ, услуг) – способ определения
фактических затрат предприятия в денежной форме на единицу продукции
(работ, услуг).
Отчетность предприятия (организации) представляет собой систему
показателей, характеризующих производственно-хозяйственную и финансовую
деятельность предприятия (организации) за определенный период (месяц,
квартал). В соответствии с Федеральным законом “О бухгалтерском учете”
бухгалтерская отчетность – единая система данных об имущественном и
финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной
деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по
установленным формам. Показатели отчетности используются для анализа финансового состояния
предприятия, подготовки, обоснования и принятия соответствующих
управленческих решений, для оценки положения предприятия на рынке. Способы и приемы бухгалтерского учета, составляющие его методологию,
взаимосвязаны и взаимообусловлены. В результате их применения
обеспечивается непрерывное, сплошное и документально обоснованное отражение
в системном бухгалтерском учете учитываемых объектов в денежном, трудовом и
натуральном измерителях (показателях), однородная группировка имущества,
источников его образования, хозяйственных операций на счетах бухгалтерского
учета. Взаимосвязанное отражение этого имущества, источников его
формирования и хозяйственных операций при помощи метода двойной записи на
счетах, периодическое сопоставление фактического наличия имущества и
обязательств с учетными данными позволяют получить достоверные итоговые
систематизированные отчетные показатели. Все это создает систему бухгалтерского учета. 4 Понятие о счетах бухгалтерского учета и двойной записи На каждом предприятии (организации) ежедневно совершается большое
количество хозяйственных операций, которые в конечном итоге отражаются в
бухгалтерском балансе. Как уже отмечалось, баланс составляется на 1-е число
месяца (квартала, года), поэтому с помощью него нельзя повседневно следить
за изменениями, происходящими в составе имущества, обязательств предприятия
(организации), источников их формирования. Для текущего учета и контроля
используется система счетов бухгалтерского учета. В теории и методологии бухгалтерского учета системе счетов
бухгалтерского учета принадлежит особая роль, так как с их применением
реализуется проблема двойственного отражения информации, ее накапливания и
обобщения. Запись по счетам производится с использованием метода двойной
записи. Счет бухгалтерского учета – это способ группировки, текущего контроля
и отражения хозяйственных операций, которые происходят с имуществом,
источниками его формирования, хозяйственными процессами. Счет – это также
накопитель информации, которая затем обобщается и используется для
составления различных сводных показателей и отчетности. По внешнему виду счет представляет собой таблицу, состоящую из двух
частей. В начале таблицы дается название счета – наименование объекта
учета. Например, счет «Материалы», счет «Уставный капитал», счет «Основное
производство» и т.д. Схема счета имеет такой вид(: Счет _________________________________________________________ ( наименование объекта учета) Дебет Кредит ________________________________________________________________
| | На счетах отражают хозяйственные операции как в количественном, так и в
стоимостном выражении.
Страницы: 1, 2, 3
|