МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Особенности составления консолидированного баланса в России



    2.3 Особенности формирования сводного бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках


    Баланс традиционно самая важная часть информации и бухгалтерской отчетности. Отсюда можно почерпнуть информацию о деятельности предприятия, посмотреть, сколько  у него долгов и кто должен ему. Кроме того, какие средства использует в своей работе организация – собственные или заемные и куда их вкладывает. Другими словами, правильно составленный баланс поможет избежать проблем с налоговой инспекцией, привлечь потенциальных инвесторов.

    Чтобы правильно составить отчетность, бухгалтеру нужно учитывать все изменения в законодательстве. Так, с 1 января 2002 года вступили в силу 2 Положения по бухгалтерскому учету. ПБУ 5/01 «Учет материально – производственных запасов» было утверждено приказом Минфина России от 9 июня 2001г.№44н. А ПБУ 15/01 «учет займов  и кредитов и затрат по их обслуживанию» утвердил приказ Минфина России от 2 августа 2001г №60н.

    Кроме того, были изменены и ранее действующие Положения по бухгалтерскому учету. Так, Минфин России приказом от 18 мая 2002г. внес изменения и дополнения в Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» (ПБУ 6/01), утвержденное приказом Минфина России от 30 марта 2001 г.№26н.

    Ещё с 1 января 2003 года действует Положение по бухгалтерскому учету «Информация о прекращаемой деятельности» (ПБУ 16/02), которое утверждено приказом Минфина России от 2 июля 2002г. №66н.

    С 1 января 2003 года вступило в силу новое Положение по бухгалтерскому учету « Учет расчетов по налогу на прибыль» (ПБУ 18/02). Оно было утверждено приказом Минфина России от 19 ноября 2002 года №114. Им должны руководствоваться все российские предприятия, которые являются плательщиками налога на прибыль.

    Данное ПБУ поменяло привычное представление о  том , как начислять налог на прибыль в бухгалтерском учете. Ведь общее правило, заключающееся в том, что налог, рассчитанный в налоговой декларации, нужно отразит по кредиту счета 68 «Расчеты по налогам и сборам», теперь не действует. ПБУ заставляет идти другим путем: начислять налог с прибыли или убытка, отраженного на бухгалтерских счетах, а потом многочисленными корректировками доводить его до той суммы, которая отражена  в декларации по налогу на прибыль.

    Согласно этого ПБУ в бухгалтерском балансе отложенные налоговые активы отражаются в составе внеоборотных активов по строке 150 «Прочие внеоборотные активы», а отложенные налоговые обязательства – в составе долгосрочных обязательств по строке 520 «Прочие долгосрочные обязательства».

    При этом пункт 19 ПБУ 18/02 разрешает отражать в балансе сальдированную, то есть свернутую, сумму отложенных активов и обязательств.

    Годовой баланс за 2003 год, согласно  приказу Минфина №67н, необходимо будет сдать по новым формам отчетности. Эти документы составлены с учетом ПБУ 18/02. В новой форме бухгалтерского баланса, то там для отложенных налоговых активов предусмотрена специальная строка 145, а для отложенных обязательств – строка 515. Кроме того баланс стал менее подробным. Так , например, строки, где показывают стоимость основных средств и нематериальных активов, расшифровывать не нужно. Будут указываться только общие суммы. То же касается доходных вложений в материальные ценности, дебиторской задолженности, денежных средств и т.д.

    Особо следует упомянуть раздел III баланса «Капиталы и резервы» - во-первых,  добавилась строка «Собственные акции, выкупленные у акционеров». Во- вторых, исчезла строка 440 «Фонд социальной сферы» и строка 450 «Целевые финансирования и поступления».

    Кроме того, в третьем разделе больше не придется отделять прибыль отчетного года от тех доходов, которые  получены в предыдущие периоды. То же касается и убытка. В новом балансе предусмотрена лишь одна строка «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)».

    ПБУ 18/02 является аналогом одного из стандартов МСФО. А российский бухгалтерский учет как раз и реформируется для того, чтобы приблизить его к западным стандартам.

    Помимо вышеуказанных нововведений необходимо ещё учитывать то, что с 1 января 2002 года организациями помимо бухгалтерского необходимо ещё вести и налоговый учет. Делать их это обязывает глава 25 Налогового кодекса РФ. Между налоговым учетом и бухгалтерским существует множество расхождений. Но важно не забывать, что показатели баланса и отчета о прибылях и убытках формируются исходя из правил, установленных положениями по бухгалтерскому учету, а не нормами Налогового кодекса РФ.

    Все изменения в действующем законодательстве необходимо учитывать и при составлении сводного баланса. Но, конечно,  есть существенные отличия консолидированного бухгалтерского баланса от баланса конкретного предприятия.

    Так, в соответствии с Методическими рекомендациями в сводный бухгалтерский баланс не включаются:

    -финансовые вложения головной организации в уставные капиталы дочерних обществ и, соответственно, уставные капиталы дочерних обществ в части, принадлежащей головной организации.

    Поскольку возможны взаимные вложения дочерних обществ в уставные капиталы друг друга, а также вложения, произведенные дочерними обществами в уставный капитал головной организации, то соответствующие показатели также исключаются при составлении сводного бухгалтерского баланса;

    -показатели, отражающие дебиторскую и кредиторскую задолженность между головной организацией и дочерними обществами, а также между дочерними обществами.

    Подробно порядок урегулирования и исключения таких показателей был рассмотрен нами в предыдущем пункте;

    -прибыль и убытки от операций между головной организацией и дочерними обществами, а также между дочерними обществами.

    Прибыль, полученная от операций внутри Группы, отражается в бухгалтерской отчетности каждой организации входящей в Группу, вместе с прибылью, полученной от операций с другими контрагентами. Однако с точки зрения Группы, когда отдельные общества рассматриваются как несамостоятельные подразделения, прибыль может быть получена только от реализации вне Группы. Поэтому прибыль, полученная от операций внутри Группы, исключается при объединении показателей отчетности организаций Группы в сводную отчетность в размере нереализованного (невыявленного), с точки зрения Группы, «Промежуточного» результата. Эта нереализованная прибыль отражается у входящей в Группу организации – продавца, а у входящей в Группу организации – покупателя отражается завышенная стоимостная оценка приобретенных активов, что является некорректным. Поэтому при составлении сводной бухгалтерской отчетности необходимо в полной сумме исключить результаты от неосуществленных, с точки зрения Группы, операций.

    Величина промежуточного результата определяется как разница между отраженной в балансе того или иного общества стоимостью приобретения актива и стоимостью, по которой это имущество оценивается с точки зрения Группы. На величину этого промежуточного результата уменьшается (промежуточная прибыль) или увеличивается (промежуточный убыток) актив в сводном балансе. Основной проблемой пи этом становится выявление из всех активов, включаемых в сводный баланс на отчетную дату, тех, которые полностью или частично приобретены в результате внутригрупповых операций, и корректировка их стоимости;

    -дивиденды, выплачиваемые дочерними обществами головной организации либо другим дочерним обществам той же головной организации, а также головной организацией своим дочерним обществам. В сводной бухгалтерской отчетности отражаются лишь дивиденды, подлежащие выплате организациям и лицам, не входящим в Группу;

    -части активов и пассивов дочерних обществ, не относящиеся к деятельности Группы, когда организация имеет 50% и ниже голосующих акций акционерного общества или уставного капитала в обществе с ограниченной ответственностью. Доля активов и пассивов дочернего общества в этом случае для включения в сводную бухгалтерскую отчетность определяется исходя из доли голосующих акций дочернего общества, принадлежащей головной организации, в их общем количестве или доли участия головной организации в уставном капитале дочернего общества.

    Для получения реальной картины финансового положения совокупности взаимосвязанных организаций как единого целого возможно (а иногда и необходимо) также осуществление некоторых переклассификаций между различными статьями сводного баланса, которые не оказывают влияния на его итог, но меняют соотношения итоговых показателей его разделов, отдельных статей и т.п., что может привести к несколько иным результатам при проведении анализа финансового положения Группы.

     В сводной бухгалтерской отчетности может возникнуть особы показатель  - «Деловая репутация дочернего общества». Для его расчета следует сопоставить балансовую оценку произведенных инвестиций у головной организации с соответствующей частью всего собственного капитала дочернего общества (или величиной его чистых активов) в момент инвестирования, так как за время своего существования (с момента создания до момента приобретения нынешними участниками) общество вело хозяйственную деятельность и выявляло ее финансовые результаты. Кроме того, в балансе дочернего общества может быть отражен полученный эмиссионный доход, который в обязательном порядке необходимо рассматривать при определении величины деловой репутации дочернего общества. При этом превышение соответствующей инвестиции, отраженной в отчетности головной организации, над величиной собственного капитала дочернего общества отражается в сводном балансе в составе показателя «Нематериальные активы». При обратной ситуации выявленная отрицательная деловая репутация дочернего общества отражается в сводном балансе между разделами  III «Капитал и резервы» и IV «Долгосрочные обязательства».

    Теперь что касается отчета о прибылях и убытках. В его новой форме у строк нет кодов. Как и баланс, отчет стал меньше. В нем не нужно будет расписывать, от какой деятельности получена выручка. Не придется детализировать и себестоимость проданных товаров. Кроме того, внереализационные и операционные доходы (расходы) приводятся в одном разделе. В отчет, как и в баланс, добавили строки, где бухгалтер должен отразить отложенные налоговые активы и налоговые обязательства. А постоянные налоговые обязательства (активы) показываются только справочно. В новой форме не нашлось места для чрезвычайных доходов и расходов.

    При составлении сводного отчета о прибылях и убытках согласно Методическим рекомендациям в него не включаются следующие показатели:

    -выручка от реализации продукции (товаров, работ, услуг) между головной организацией и дочерними обществами, а также между дочерними обществами одной головной организации и затраты, приходящиеся на эту реализацию;

    -дивиденды, выплачиваемые дочерними обществами головной организации либо другим дочерним обществам той же головной организации, а также головной организацией своим дочерним обществам.

    При этом следует учитывать, что выплачиваемые дивиденды не отражаются у источника выплаты в отчете о прибылях и убытках, а начисляются непосредственно в уменьшение прибыли прошлых лет (или других специально предусмотренных источников средств). Поэтому корректировке подлежат доходы от участия в других организациях. В сводном отчете о прибылях и убытках отражаются лишь дивиденды, полученные от организаций не входящих в Группу;

    -любые иные доходы и расходы, возникающие в результате операций между организациями, входящими в Группу.

    Это означает, что перечень процедур консолидирования внутригрупповых доходов и расходов не является конечным и предоставляет возможность головной организации на практике осуществлять также другие операции при составлении сводного отчета о прибылях и убытках;

    -финансовый результат деятельности дочерних обществ в части доходов и расходов, не относящихся к деятельности Группы. когда головная организация имеет 50% и меньше голосующих акций в акционерном обществе (уставного капитала в обществе с ограниченной ответственностью). При этом финансовый результат деятельности дочернего общества для включения в сводный отчет о прибылях и убытках определяется исходя из доли голосующих акций акционерного общества, принадлежащей головной организации.

    Для проведения всех перечисленных процедур необходимо иметь более развернутую информацию, чем содержится в образцах форм годовой бухгалтерской отчетности. Поэтому организации, составляющие сводную бухгалтерскую отчетность Группы, самостоятельно разрабатывают систему дополнительных показателей, представляемых вместе с бухгалтерской отчетностью каждой организацией, входящей в Группу, методику их контроля и анализа, а также процедуры консолидации, выполняемые с совокупностью бухгалтерских отчетностей организации Группы, с учетом ее индивидуальных особенностей.



    3.Особенности составления сводной отчетности в России

    3.1 Основные различия в составлении отчетности в соответствии с российскими и международными стандартами 



    Несмотря на наличие большого сходства между вариантами учетных политик, использование которых разрешено в соответствии с российскими и международными стандартами бухгалтерского учета, применение этих вариантов зачастую строится на различных основополагающих принципах, теориях и целях. Расхождения между российской системой бухгалтерского учета и МСФО приводят к значительным различиям между финансовой отчетностью, составляемой в России и в западных странах. Основные различия между МСФО и российской системой учета связаны с исторически обусловленной разницей в конечных целях использования финансовой информации. Финансовая отчетность, подготовленная в соответствии с МСФО, используется инвесторами, а также другими предприятиями и финансовыми институтами. Финансовая отчетность, которая ранее составлялась в соответствии с российской системой учета, использовалась органами государственного управления и статистики. Так как эти группы пользователей имели различные интересы и различные потребности в информации, принципы, лежащие в основе составления финансовой отчетности, развивались в различных направлениях.

    Например, одним из принципов, являющихся обязательными в МСФО, но не всегда применяемых в российской системе учета, является приоритет содержания над формой представления финансовой информации. В соответствии с МСФО содержание операций или других событий не всегда соответствует тому, каким оно представляется на основании их юридической или отраженной в учете формы. В соответствии с российской системой учета операции чаще всего правило учитываются строго в соответствии с их юридической формой, а не отражают экономическую сущность операции. Примером, когда форма превалирует над содержанием в российской системе учета, является случай отсутствия надлежащей документации для списания основных средств, что не дает оснований для их списания несмотря на то, что руководству известно, что такие объекты более не существуют по указанной балансовой стоимости.

    Вторым главным принципом международных стандартов учета, отличающим их от российской системы учета, и ведущим к возникновению множественных различий в финансовой отчетности, является отражение затрат. Международные стандарты учета предписывают следовать принципу соответствия, согласно которому затраты отражаются в периоде ожидаемого получения дохода, в то время как в российской системе учета затраты отражаются после выполнения определенных требований в отношении документации. Необходимость наличия надлежащей документации зачастую не позволяет российским предприятиям учесть все операции, относящиеся к определенному периоду. Эта разница приводит к различиям в моменте учета этих операций.

    Российский отчет о прибылях и убытках также имеет свои особенности. Международные стандарты учета предписывают следовать принципу соответствия, согласно которому затраты отражаются в периоде ожидаемого получения дохода, а в российской системе учета затраты отражаются после выполнения определенных требований к составлению документации. Требование наличия надлежащей документации часто не позволяет российским предприятиям учесть все операции, относящиеся к определенному периоду. Основополагающий принцип МСФО, заключающийся в том, что содержание финансовой отчетности важнее формы представления информации или ее извлечения, находится в противоречии с положением о необходимости наличия достаточной документации для отражения операции. Различие в сроках учета операций, в отношении которых не имеется достаточной документации в соответствии с российской системой учета, приводит к многочисленным расхождениям между МСФО и российской системой учета в отчете о прибылях и убытках.

    Одно из существенных различий в подходе к отчёту о прибылях и убытках в России и международной практике было устранено в ходе реформы. Как известно, до недавнего времени за момент реализации продукции можно было принимать момент оплаты продукции или момент её отгрузки, и подавляющее большинство предприятий использовали первый, так называемый “кассовый” метод учёта. С 1 января 1996 г. в бухгалтерском учёте момент реализации продукции определяется, как правило, только по моменту отгрузки, как в западной практике. Однако для целей налогообложения можно использовать оба варианта определения момента реализации.

    Налог на прибыль отражается в отчете о прибылях и убытках формата МСФО после расчета прибыли и убытков от всей хозяйственной деятельности. Это положение совпадает с требованиями новой формы российского отчета о финансовых результатах и их использовании, за исключением того, что многие расходы, учитываемые при расчете финансового результата до налогообложения в соответствии с МСФО, рассматриваются в российской системе учета как использование прибыли. На использование прибыли относятся расходы, которые не уменьшают налогооблагаемую прибыль в соответствии с требованиями российской системы учета.

    Кроме того, необходимо отметить: в пункте 1.3 Указаний к приказу Минфина России от 28 июля 1995г. №81 предусмотрено, что каждая организация, имеющая дочерние и зависимые предприятия, должна составлять сводную годовую бух­галтерскую отчетность. Это требо­вание соответствует МСФО. Различие заключается лишь в том, что со­гласно МСФО консолидированная от­четность включает показатели дея­тельности не только дочерних и за­висимых, но и совместных пред­приятий.

    Международные стандарты (а также стандарты отдельных стран) проводят разделение между дочер­ними, совместно контролируемыми и зависимыми обществами. Это деление обусловлено различной степенью контроля, или влияния материнской компании на то или иное предприятие. Контроль для целей составления консолидиро­ванной отчетности может быть ре­шающим, совместным и значитель­ным. Прежде всего, следует выде­лить дочерние предприятия, на ко­торые согласно МСФО материнская компания оказывает решающее влияние, т.е. имеет возможность непосредственно или опосредо­ванно обеспечивать принятие тех или иных решений. Обычно такая степень контроля достигается, если головное предприятие имеет более 50% голосующих акций или устав­ного капитала дочернего предприя­тия. Это условие предусмотрено как международными, так и рос­сийскими правилами. Однако сле­дует указать на важную недоработ­ку российских нормативных доку­ментов: они не предусматривают того, что при определении доли материнской компании в том или ином предприятии принадлежащая непосредственно ей доля акций или уставного капитала должна складываться с акциями и долями, принадлежащими другим дочерним компаниям этой материнской ком­пании.

    Может возникнуть ситуация, когда материнская компания имеет менее половины голосов, но пол­ностью  контролирует дочернее предприятие в соответствии с по­ложением его устава на основе заключенного с ним договора о ру­ководящей роли материнской ком­пании, на основе договора с дру­гими пайщиками и акционерами и т.п. С точки зрения консолидирова­ния, полностью контролируемое, т.е. дочернее, предприятие можно рассматривать как принадлежащее концерну, как его составную часть. Поэтому данные отчетности дочер­них предприятий при составлении консолидированной отчетности ис­пользуются в их полной сумме.

    Таким образом, между российскими и международными стандартами существует очень большое количество различий как принципиальных, так и менее значительных. Чтобы оценить масштаб подобных расхождений необходимо сравнить 2 комплекта консолидированной отчётности за 1998 г., подготовленные РАО “Газпромом”. Один из них был составлен в соответствии с российским законодательством, а другой – в соответствии с МСФО. Выяснилось, что расхождение в показателе чистой прибыли составило более 100 млрд. рублей – 42,49 млрд. рублей чистого убытка по российским правилам бухучёта и 147,22 млрд. по МСФО. Расхождение в определении резервов (за исключением резерва по сомнительным долгам) составило 45,4 млрд. рублей, а в отношении резерва по сомнительным долгам – 20,6 млрд. рублей. Сумма, которая по российским правилам относится на капитал, а в соответствии с МСФО является расходами, достигает 29,5 млрд. рублей. Величина дохода по денежным статьям, который не признаётся в соответствии с российским бухучётом и признаётся в соответствии с МСФО, составляет 62,9 млрд. рублей. Есть и другие не менее существенные расхождения.

    Поэтому на данном этапе реформирования системы бухгалтерского учёта должно стать последовательное сглаживание несоответствий, что будет способствовать более успешному продвижению российских компаний на рынки капитала. При этом, говоря о реформировании необходимо подчеркнуть, что автоматическое, без каких-либо изменений, принятие МСФО невозможно. Ведь, по сути, международные стандарты – это компромисс между ведущими системами учёта в мире.

    Хотелось бы отметить, что Группа может не составлять сводную бухгалтерскую отчетность по правилам, предусмотренным нормативными актами и методическими указаниями по бухгалтерскому учету Минфина России, в случае, если одновременно соблюдаются следующие условия:

    -сводная бухгалтерская отчетность составлена на основе МСФО;

    -Группа обеспечивает достоверность сводной бухгалтерской отчетности;

    -пояснительная записка к сводной бухгалтерской отчетности содержит перечень применяемых требований бухгалтерской отчетности, раскрывает способы ведения бухгалтерского учета, включая оценки, отличающиеся от российских правил бухгалтерского учета.

     

    3.2 Проблема трансформации российской отчётности в соответствии с МСФО



    Трансформация финансовой отчётности в соответствии с требованиями МСФО становится всё более актуальной. Однако следует отметить, что единой методики трансформации отчётности не существует. По мнению специалистов, отчётность в соответствии с МСФО можно получить 3 путями: методом трансформации отчётности, методом трансляции проводок и методом параллельного учёта.

    Первые два метода самые простые, однако, они могут давать погрешность от 10% до 50%. Как правило, в их основе лежит построение специальных трансформационных таблиц. Например, при составлении консолидированной отчётности РАО “ЕЭС России” за 1998 г. было разработано 28 таких таблиц. Выделяется пять основных трансформационных таблиц:

    сводная таблица рублёвых корректирующих (трансформационных, исправительных) проводок

    сводная таблица валютных корректирующих проводок

    сводная таблица трансформации баланса

    сводная таблица корректирующих проводок по перегруппировке статей отчёта о прибылях и убытках

    сводная таблица трансформации отчёта о прибылях и убытках

    Все таблицы взаимосвязаны и позволяют в итоге получить трансформированный отчёт о прибылях и убытках и баланс. К недостаткам такой методики, помимо возможных ошибок, следует отнести то, что информацию, подготовленную по МСФО можно получить только в конце периода, причём после завершения основного процесса трансформации приходится вносить корректировки.

    Параллельный учёт (иначе он называется методом двойного ведения бухгалтерского учёта) ведётся с помощью специального программного обеспечения. Для ведения параллельного учёта система использует два плана счетов: российский и международный. При настройке типовых операций записываются как российские, так и международные шаблоны проводок. Введённые операции автоматически разносятся по различным модулям, что даёт максимальную детализацию информации. В то же время необходимо учитывать ряд особенностей при автоматизированной трансформации бухгалтерской отчётности.

    различная степень детализации российского и международного планов счетов

    различные методы и нормы амортизации основных средств и МБП (согласно МСФО МБП могут полностью относиться на расходы в момент приобретения, а по российским стандартам – амортизироваться при передаче в эксплуатацию)

    особенности при документарном признании задолженности и денежных средств (например, согласно российским стандартам счета денежных средств обновляются на основе банковской выписки, а по МСФО – на основе платёжных поручений)

    настройка операций при ведении учёта в двух валютах

    Поскольку перечень различий между российским учётом и МСФО, связанных с трансформацией бухгалтерской отчётности, остаётся всё ещё значительным, данная проблема требует особого внимания со стороны широко круга бухгалтеров и консультантов.


    Заключение


    В процессе работы над темой: «Особенности составления сводной (консолидированной) отчетности в России» были рассмотрены следующие вопросы:

    -понятие сводной и консолидированной отчетности; определение хозяйствующих обществ, которыми должна составляться сводная (консолидированная) отчетность; принципы на которых строится достоверная сводная отчетность;

    -проблема подготовки показателей отчетности дочерних компаний к составлению сводной отчетности; методика урегулирования расчетов между взаимосвязанными организациями Группы, во избежание двойного отражения в сводном балансе; определение доли меньшинства в капитале дочернего общества и в финансовых результатах дочернего общества; некоторые особенности формирования бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках;

    -основные различия в составлении отчетности в соответствии с российскими и международными стандартами; проблема трансформация финансовой отчётности в соответствии с требованиями МСФО.

    В результате работы можно сделать вывод:

    Сводная бухгалтерская отчетность – это система показателей, отражающих финансовое положение на отчетную дату и финансовые результаты за отчетный период группы взаимосвязанных организаций. Иными словами, сводная бухгалтерская отчетность составляется по группе юридически и экономически взаимосвязанных организаций, каждая из которых является самостоятельным юридическим лицом.

    При формировании достоверной сводной (консолидированной) отчетности исходная информация должна быть построена на определенных принципах: принцип полноты; принцип собственного капитала; принцип справедливой и достоверной оценки; принцип постоянства использования методов консолидации и оценки и принцип функционирующего предприятия; принцип существенности; единые методы оценки; единая дата составления.

    Большая часть рассмотренных принципов, на которых строится кон­солидированная отчетность, в соответствии с международными стандартами на­шла отражение и в российских нормативных документах, регулирующих состав­ление сводной бухгалтерской отчетности.

    До составления сводной бухгалтерской отчетности следует урегулировать  и выявить все взаиморасчеты и иные  финансовые взаимоотношения головной организации и дочерних обществ, а также между дочерними обществами. На  основании первичных документов делаются соответствующие корректировки («поправки») в так называемом «агрегированном» (промежуточном) балансе, который представляет собой бухгалтерский баланс, составляемый путем суммирования показателей бухгалтерских балансов всех организаций, входящих в Группу. Кроме того, в сводном бухгалтерском балансе и отчете о прибылях и убытках выделяются отдельно расчетные показатели, отражающие долю меньшинства в показателях дочерних обществ.

    Для проведения всех перечисленных процедур необходимо иметь более развернутую информацию, чем содержится в образцах форм годовой бухгалтерской отчетности. Поэтому организации, составляющие сводную бухгалтерскую отчетность Группы, самостоятельно разрабатывают систему дополнительных показателей, представляемых вместе с бухгалтерской отчетностью каждой организацией, входящей в Группу, методику их контроля и анализа, а также процедуры консолидации, выполняемые с совокупностью бухгалтерских отчетностей организации Группы, с учетом ее индивидуальных особенностей.

    При сопоставлении сводной бухгалтерской отчетности составленной по правилам, предусмотренным нормативными актами и методическими указаниями по бухгалтерскому учету Минфина России и сводной отчетности составленной на основе МСФО можно увидеть, что данные отчетности, составленной по российским правилам, существенно отличается от финансовой информации, подготовленной в соответствии с МСФО.

    В основе таких отличий - разное понимание ряда основополагающих элементов консолидации бухгалтерской отчетности. Это касается, в первую очередь, адресной направленности отчетности, объяснения достоверности, трактовки активов/имущества, применения метода начислений, требований осмотрительности, приоритета содержания перед формой и рациональности, а также возможности профессиональных суждений (оценок) при подготовке сводной отчетности.

    Так, в российских нормативных документах недостаточно освещены многие моменты,  касающиеся формирования консолидированной отчетности, процесса подготовки исходных данных, методики элиминирования определенных сумм. В данных вопросах российским бухгалтерам приходится опираться на соответствующие международные правила.

     Но использование международных стандартов в России должно заключаться, прежде всего, в активном применении их при создании концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике, что должно обеспечить общую сопоставимость бухгалтерской информации, формируемой российскими и западными компаниями.  А при разработке национальных стандартов необходимо принять МСФО в качестве отправной точки, образца и критерия соответствия признанной в мире практики, что ни в коем случае не должно вести к игнорированию специфики рыночных отношений в России.






    Список использованных источников



    1.     Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 1,2.

    2.     Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть 1,2.

    3.     Федеральный закон РФ ''О бухгалтерском учёте'' от 21 ноября 1996 г. № 129 ФЗ.

    4.     План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и инструкции по его применению от 31 октября 2000 г. № 94н . Утвержден Приказом Министерства финансов Российской Федерации.

    5.     Постановление правительства РФ от 6 марта 1998 года №283 Об утверждении программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности.

    6.     Приказ Минфина РФ от 30 декабря 1996 г. N 112 "О Методических рекомендациях по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчетности" (с изменениями от 12 мая 1999 г.)

    7.     Приказ Минфина РФ от 26.12.94 N 170 "Положении о бухгалтерском учете и отчетности в российской федерации"

    8.     Приказ Минфина РФ от 28.07.94 N 100 "Об утверждении положения по бухгалтерскому учету "Учетная политика предприятия"

    9.     Приказ Минфина РФ от 08.02.96 N 10 "Об утверждении положения по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" (ПБУ 4/96)"

    10. Астахов В. П. Теория бухгалтерского учета. Ростов-на-Дону: изд. МарТ,2002.

    11. Бакаев А.С. Годовая бухгалтерская отчетность коммерческой организации Бухгалтерский учет, 2001.

    12. Безруких П.С. О переходе российских организаций на международные стандарты финансовой отчетности.// бухгалтерский учет,№2 январь 2001.

    13. Богатырев Е.И. Составление сводной отчетности: подготовка информации. - Бухгалтерский учет, 2002, № 3,4.

    14. Богатырев Е.И. Составление сводной отчетности: обеспечение качества исходной информации - Бухгалтерский учет, 2002, №6.

    15. Патров В. В. Как составить сводную отчетность. – Бухгалтерский учет, 2001, № 3.

    16. Пучкова С. И. Бухгалтерская (финансовая) отчетность: Учебное пособие. – М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2001. – 272 с.

    17. Пучкова С. И., Новодворский В. Д. Консолидированная отчетность: Учебное пособие. – М.: ФБК-ПРЕСС, 1999. – 224 с.

    18. «Нормативные акты» для бухгалтера журнал в издательстве «Бератор-Пресс» Москва, 2003г.

    19. Журнал «Досье бухгалтера», Москва «Инфра-М» 2003г.

    20. Экономико правовой документ АКТИ «Экономика и жизнь» Москва 2002г.

    21. «Финансы» ежемесячный теоретический и научно практический журнал, Москва, 2003г.


    Аннотация на курсовую работу

    Целью курсовой работы по теме «Особенности составления сводной (консолидированной) отчетности в России» является изучение существующего порядка составления сводной бухгалтерской отчетности в Российской Федерации.

    В курсовой работе излагаются особенности составления сводной (консолидированной) отчетности, характеризуется такие вопросы, как:

    В первом разделе - понятие сводной и консолидированной отчетности; определение хозяйствующих обществ, которыми должна составляться сводная (консолидированная) отчетность, подробный перечень подобных предприятий; общие положения по формированию такой бухгалтерской отчетности принципы на которых строится достоверная сводная отчетность;

    Во втором разделе - проблема подготовки показателей отчетности дочерних компаний к составлению сводной отчетности; методика урегулирования расчетов между взаимосвязанными организациями Группы, во избежание двойного отражения в сводном балансе; определение доли меньшинства в капитале дочернего общества и в финансовых результатах дочернего общества; некоторые особенности формирования бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках;

    В третьем разделе - основные различия в составлении отчетности в соответствии с российскими и международными стандартами; сравнительный анализ расхождений между российской системой бухгалтерского учета и МСФО; проблема трансформация финансовой отчётности в соответствии с требованиями МСФО.

    Работа изложена на 27 листах,  содержит введение, три главы, заключение, список использованной литературы и приложения. Кроме того, данная курсовая работа включает в себя 1 рисунок, 2 таблицы.

    Информационной основой исследования являются официальные источники, законодательные и нормативные документы, регламентирующие данную проблему, такие как Гражданский кодекс Российской Федерации (части первая, вторая и третья, со всеми изменениями и дополнениями), Налоговый кодекс Российской Федерации (части первая и вторая, со всеми изменениями и дополнениями), Федеральный закон РФ от 21 ноября 1996 года №129-ФЗ (с изменениями и дополнениями) «О бухгалтерском учете» и другие; материалы публикуемые в периодической печати, например статьи Патрова В.В. «Как составить сводную отчетность», Богатырёва Е.И. «Составление сводной отчетности: подготовка информации», кроме того, учебные пособия таких известных российских авторов как Бакаев А.С., Астахов В.П. и других.


    Дата__________________            Подпись_______________

    Задание на курсовую работу




    1.       

    ГК РФ, НК РФ, «Методические рекомендации по составлению и предоставлению сводной бухгалтерской отчетности» утвержденные приказом Минфина РФ от 30.12.96г. №112 (в редакции от 12.05.99 года),

    Положение по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль» ПБУ 18/02, утвержденное приказом Минфина России от 19 ноября 2002 года №114



    2.

    Рисунок 1. Порядок сбора и обработки информации при составлении сводной (консолидированной) отчетности.

    Таблица 1. Расчет поправок в промежуточном балансе.

    Таблица 2. Пример поправки в промежуточном бухгалтерском балансе и отчете о прибылях и убытках.



    Страницы: 1, 2, 3


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.