Основные задачи бухгалтерского учета
Ценная бумага —
документ, выражающий связанные с ним имущественные и неимущественные права,
который может самостоятельно обращаться на рынке, быть объектом купли-продажи,
является источником получения дохода. Ценные бумаги представлены в виде
обособленных бланков либо в форме бухгалтерских записей на счетах
специализированных учреждений и банков.
Финансовые
вложения — затраты предприятия на приобретение ценных бумаг, т.е. вложения
денежных, основных, нематериальных и прочих активов в совместные, дочерние
предприятия, акционерные общества, товарищества, а также дебиторская
задолженность в виде предоставленных займов другим предприятиям и организациям.
4. Учёт основных средств.
Предприятия имеют
право владения, пользования и распоряжения основными средствами: безвозмездно
передавать или продавать другим предприятиям, обменивать, сдавать в аренду,
принадлежащие ему здания, сооружения, оборудование, транспортные средства,
инвентарь, списывать с баланса, если они изношены или морально устарели,
независимо от того, полностью ли они амортизированы или нет.
Основными
задачами бухгалтерского учета основных средств являются:
· контроль за
сохранностью и наличием основных средств по местам их использования; правильное
документальное оформление и своевременное отражение в учете их поступления,
выбытия и перемещения;
· контроль за
рациональным расходованием средств на реконструкцию и модернизацию основных средств;
· исчисление доли
стоимости основных средств в связи с использованием и износом для включения в
затраты предприятия;
· контроль за
эффективностью использования рабочих машин, оборудования, производственных
площадей, транспортных средств и других основных средств;
· точное
определение результатов от списания, выбытия объектов основных средств.
1.1.
Основные средства их классификация и оценка
Положение по
бухгалтерскому учету “Учет основных средств” ПБУ 6/97 (утв. Приказом
Министерства Финансов РФ от 03.09.97 г. № 65-н и зарегистрировано в Минюсте РФ
13.01.98 г. № 1331) определяет основные средства как часть имущества,
используемую в качестве средств труда при производстве продукции, выполнении
работ или оказания услуг, либо для управления организацией в течение периода,
превышающего 12 месяцев, или обычный операционный цикл, если он превышает 12
месяцев
Время, в течение
которого предполагается получить доход от эксплуатации конкретного объекта или
выполнения им в данном периоде определенных функций, рассматривается в учете
как срок полезного использования.
Единицей учета
основных средств является инвентарный объект — законченное устройство со всеми
приспособлениями, или конструктивно-обособленный предмет, способный
самостоятельно выполнять необходимые функции в соответствии с его
предназначением. Если устройство состоит из нескольких частей с различными
сроками полезного использования, то каждая их них рассматривается в учете как
самостоятельный инвентарный объект.
Классификация
основных средств осуществляется по следующим признакам:
1. Имеющие
вещественно-натуральную форму, так называемые материальные основные фонды и
“неосязаемые” — нематериальные основные фонды (нематериальные активы).
Материальные основные фонды в балансе представлены в разделе “Внеоборотные
активы” по статье “Основные средства” с расшифровкой: “земельные участки и
объекты природопользования”, “здания, машины и оборудование”, т. е. четко
выделяются не амортизируемые и амортизируемые.
2. Степень
участия человека в создании отдельных объектов: непосредственное участие — так
называемые “рукотворные основные средства” (здания, машины и т. п.). Без
участия человека — так называемые “нерукотворные основные средства” (земельные
участки и объекты природопользования — вода, недра и другие природные ресурсы).
3. Отрасли
народного хозяйства (24 отрасли, в том числе промышленность, операции с
недвижимым имуществом, информационно-вычислительное обслуживание, общая
коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка и т. п.).
В его составе
выделены материальные и нематериальные основные фонды. Материальные основные
фонды представлены следующими группами:
здания;
сооружения;
машины и
оборудование;
транспортные
средства;
2.1.
Учет наличия и поступления основных средств
Основные средства
могут поступить на предприятие одним из следующих способов:
1. Приобретением
за плату или в обмен на другое имущество.
2. Сооружением и
изготовлением.
3. Внесением
учредителями в счет вкладов в уставный капитал.
4 Безвозмездным
получением.
5. В других
случаях.
В случае
приобретения основные средства принимаются к учету по первоначальной стоимости,
включающей в себя все фактические затраты по приобретению, за исключением
возмещаемых налогов, в частности НДС.
2.2.
Учет амортизации основных средств
Амортизация
основных средств представляет собой способ возмещения затрат, связанных с
приобретением или возведением основных средств, путем перенесения стоимости
основных средств на себестоимость продукции (работ, услуг), а по объектам непроизводственного
назначения — на собственные источники. Если материалы и сырье списываются на
себестоимость по мере списания в производство в полной сумме, то основные
средства — частями.
Во-первых, это
связано с тем, что объекты основных средств не переносятся непосредственно на продукцию
(работы, услуги).
Во-вторых, срок
эксплуатации основных средств превышает один год.
В-третьих,
стоимость основных средств, как правило, высока и включение ее сразу в
себестоимость вызовет нежелательные финансовые последствия.
Основные средства
выбывают из организации в результате:
продажи;
списания или
ликвидации;
передачи в виде
вклада в уставный капитал других организаций;
безвозмездной
передачи;
по другим
причинам.
Перед проведением
инвентаризации уточняется и правильность оформления первичной учетной
документации по наличию и движению основных средств (инвентарные карточки или
книги, технические паспорта, акты приема-передачи и т. п.).
Материально
ответственные лица в письменной форме должны подтвердить, что все приходные и
расходные документы на основные средства сданы в бухгалтерию. Принятые объекты
оприходованы, а выбывшие списаны в расход. Такой подход в дальнейшем позволит
избежать возможных конфликтов между членами инвентаризационной комиссии и
лицами с материальной ответственностью.
Фактическое
наличие и техническое состояние объектов устанавливаются членами
инвентаризационной комиссии совместно с материально ответственными лицами путем
непосредственного осмотра по месту нахождения.
Итоги проверки
заносятся в инвентаризационные описи (ф. № инв. 1) ручным способом или
средствами вычислительной техники в разрезе каждого наименования объекта, с
обязательным указанием их инвентарного номера.
5. Учёт нематериальных активов.
Состав и оценка
нематериальных активов
Под
нематериальными активами понимают объекты долгосрочного пользования (свыше 1
года), не имеющие материально-вещественного содержания, но имеющие стоимостную
оценку и приносящие доход.
К нематериальным
активам относятся права пользования земельными участками, природными ресурсами
и организационные расходы, связанные с созданием предприятия.
Выделяют 4 вида
нематериальных активов:
объекты
интеллектуальной собственности;
права пользования
природными ресурсами;
отложенные
затраты;
цена фирмы.
Расходы по
созданию нематериальных активов включают в себя начисленную соответствующим
работникам оплату труда, отчисления на социальные нужды, материальные затраты и
общепроизводственные и общехозяйственные расходы. Первоначальная стоимость
выявляется в момент ввода объекта в действие и остается неизменной в течение
всего срока нахождения нематериальных активов на предприятии.
Первоначальная
стоимость определяется для объектов, внесенных в счет вкладов в уставной
капитал, по согласованной стоимости.
Главные задачи
бухгалтерского учета нематериальных активов следующие: обеспечение контроля за
их наличием и сохранностью с момента приобретения до момента выбытия;
правильное и своевременное исчисление износа; получение сведений для
правильного расчета налогов, перечисляемых в бюджет; получение данных для
составления отчетности о наличии и движении нематериальных активов.
Учет
поступления нематериальных активов
Нематериальные
активы зачисляются в состав нематериальных активов на основании акта приемки по
мере создания или поступления их на предприятие или окончания работ по
доведению их до состояния, пригодного к использованию в запланированных целях.
Существует
несколько основных видов поступления нематериальных активов:
1. Приобретение
нематериальных активов за плату.
2. Поступление
нематериальных активов в порядке бартера
3. На этапе
образования предприятие может получить нематериальные
активы от
учредителя (участника) в качестве вклада в уставный капитал.
Размер этого
вклада указывают в учредительном договоре. В пределах данной суммы учредитель
(участник) может внести свой вклад нематериальными активами. При передаче
нематериальных активов приводят их перечень, указывают их первоначальную
стоимость, износ и цену соглашения, по которым их относят в счет уставного
капитала.
4. Возможно
поступление нематериальных активов от юридических или физических безвозмездно в
экспертной оценке.
5. Поступление
нематериальных активов для осуществления совместной деятельности.
Учет
амортизации нематериальных активов
Нематериальные
активы используются длительное время, и в течение этого времени их стоимость
ежемесячно переносится на производимую продукцию, выполненные работы и
оказанные услуги. Экономический механизм постепенного переноса стоимости
нематериальных активов на готовый продукт и накопление денежного фонда для
замены нематериальных активов называется амортизацией.
Величина
амортизационных отчислений исчисляется по нормам, которые предприятие
устанавливает самостоятельно, исходя из первоначальной стоимости и срока
полезного использования. Если такой срок установить невозможно, то нормы
амортизации рассчитывают исходя из 10-летнего срока службы нематериальных
активов, но не более срока деятельности предприятия.
А по окончании
срока полезного использования нематериальных активов износ по ним не начисляют.
Так, например, при праве пользования на 5 лет сумма начисленного износа
составляет ежемесячно 1/60 часть первоначальной стоимости, на 10 лет — 1/120
часть.
Сумму амортизации
за отчетный месяц определяют следующим образом: к сумме амортизации,
начисленной в прошлом месяце, прибавляют сумму амортизации со стоимости поступивших
нематериальных активов за прошлый месяц и вычитают сумму амортизации со
стоимости нематериальных активов, выбывших в прошлом месяце. Начисление по
амортизации целесообразно начинать с 1-го числа месяца, следующего за месяцем
ввода объекта в эксплуатацию, и прекращать с 1-го числа месяца, следующего за
месяцем выбытия.
Для обобщения
информации о накопленных амортизационных отчислениях по объектам нематериальных
активов, по которым проводится погашение стоимости, предназначен пассивный,
регулирующий счет 05 “Амортизация нематериальных активов”.
Учет выбытия
нематериальных активов
Основными видами
выбытия нематериальных активов с предприятия
являются:
их реализация
(продажа);
безвозмездная
передача;
списание
вследствие непригодности;
передача в счет
вклада в уставные капиталы других организаций;
списание после
окончания срока полезного использования.
Инвентаризации
нематериальных активов
Основными целями
инвентаризации нематериальных активов являются: выявление фактического наличия
нематериальных активов; сопоставление фактического наличия нематериальных
активов с данными бухгалтерского учета; проверка полноты отражения в учете.
В соответствии с
Положением о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации проведение
инвентаризаций нематериальных активов (как и инвентаризации всего имущества и
финансовых обязательств организации) обязательно: при передаче имущества
организации в аренду, выкупе, продаже; перед составлением годовой бухгалтерской
отчетности, кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1
октября отчетного года; при смене материально-ответственных лиц (на день
приемки-передачи дел); при установлении фактов хищений или злоупотреблений, а
также порчи ценностей; при ликвидации (реорганизации) организации перед
составлением ликвидационного (разделительного) баланса и в других случаях,
предусматриваемых законодательством Российской Федерации.
При
инвентаризации нематериальных активов проверяют наличие документов,
подтверждающих права организации на его использование и правильность и
своевременность отражения нематериальных активов в балансе.
6. Учёт
материально-производственных запасов.
В бухгалтерском учете
в качестве материально-производственных запасов принимаются активы:
·
Используемые
при производстве продукции (выполнении работ, оказании услуг), предназначенной для
продажи (сырье и основные материалы, покупные полуфабрикаты и др.);
·
Предназначенные
для продажи (готовая продукция и товары);
·
Используемые
для управленческих нужд организации (вспомогательные материалы, топливо,
запасные части и др.).
Основная часть
материально-производственных запасов используется в качестве предметов труда и
в производственном процессе. Они целиком потребляются в каждом производственном
цикле и полностью переносят свою стоимость на стоимость производимой продукции.
Основными
задачами учета материально-производственных запасов являются контроль за сохранностью
материальных ресурсов; соответствием складских запасов нормативам; за
выполнением планов снабжения материалами, выявление фактических затрат;
связанных заготовкой материалов; контроль за соблюдением норм производственного
потребления; правильное распределение стоимости израсходованных в производстве
материалов по объектам калькуляции; рациональная оценка производственных
запасов.
Для правильной
организации учета материалов важно важное значение имеют их классификация,
оценка и выбор единицы учета.
В зависимости от
той роли, которую играют разнообразные производственные запасы в процессе
производства, их подразделяют на следующие группы: сырье и материалы, покупные
полуфабрикаты, топливо, тара, запасные части, инвентарь и хозяйственные
принадлежности.
Указанные
классификация материально-производственных запасов используются для построения
синтетического и аналитического учета, а также составления статистического
отчета об остатках, поступлении и расходе сырья и материалов и
производственно-эксплуатационной деятельности.
Для учета
материально-производственных запасов применяются следующие синтетические счета:
10 «Материалы»;
11 «Животные на
выращивании и откорме»;
15 «Заготовление
и приобретение материальных ценностей»;
16 «Отклонение в
стоимости материальных ценностей»;
41 «Товары»;
43 «Готовая
продукция»;
Забалансовые
счета 002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение»,
003 «Материалы, принятые в переработку», 004 «Товары принятые на комиссию».
К счету 10
«Материалы» могут быть открыты следующие субсчета:
1.
сырье и
материалы;
2.
покупные
полуфабрикаты и комплектующие изделия, конструкции;
3.
топливо;
4.
тара и
тарные материалы;
5.
запасные
части;
6.
прочие
материалы;
7.
материалы,
переданные в переработку на сторону;
8.
строительные
материалы;
9.
Инвентарь
и хозяйственные принадлежности; и др.
На малом
предприятии все производственные запасы можно учитывать на одном синтетическом
счете 10 «Материалы».
Материально-производственные
запасы принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости.
Фактическая
себестоимость материально-производственных запасов, приобретенных за плату,
признается сумма фактических затрат организации на приобретение, за исключением
НДС и иных возмещаемых налогов (кроме случаев предусмотренных законодательством
Российской Федерации).
Фактическая
себестоимость материально-производственных запасов, при их изготовлении силами
организации складывается из фактических затрат, связанных с производством
данных запасов.
Фактическая
себестоимость материально-производственных запасов, внесенных в счет вклада в
уставный капитал организации, определяется исходя из денежной оценки,
согласованной учредителями организации, если иное не предусмотрено
законодательством Российской Федерации.
Определение
фактической себестоимости материально-производственных ресурсов, списываемых на
производство, разрешается производить следующими методами оценки запасов:
·
По
себестоимости каждой единицы;
·
По
средней себестоимости;
·
По
себестоимости первых по времени закупок (метод ФИФО);
·
По
себестоимости последних по времени закупок ( метод ЛИФО).
Применение одного
из этих методов по виду запасов производится исходя из допущении
последовательности применения учетной политики.
7. Учёт труда и заработной
платы.
Показатели
численности и состава персонала по указанным группами категориям
регламентируются в соответствии с Инструкцией по статистике численности и
заработной платы рабочих и служащих.
Первичными
документами по учету численности персонала и его движения являются приказы о
приеме, увольнении или при переводе на другую работу и о предоставлении
отпусков.
Страницы: 1, 2, 3
|