Организация бухгалтерского учета в организации
Рис.1.
Структура бухгалтерского аппарата
замкнутый
цикл работ. Права главного бухгалтера в этом случае передаются руководителям
подразделений бухгалтерий в пределах установленной компетентности. Такая
структура аппарата бухгалтерии применяется в крупных организациях и в
организациях, в которых созданы центры ответственности на базе организации
внутрихозяйственной кооперации, аренды и т.д.
При
использовании любого типа организации структуры бухгалтерии только хорошо
налаженные взаимоотношения с другими службами и подразделениями организации
дают возможность получать необходимую информацию для управления и обеспечения
контроля за хозяйственно-финансовой деятельностью организации.
Понятие
централизации и децентрализации бухгалтерского учета
Существенное
влияние на структуру бухгалтерского аппарата оказывает принятый порядок
распределения учетных работ между отдельными участками хозяйственной
деятельности. В связи с этим в современных условиях применяются две системы
организации учета централизованная и децентрализованная.
Централизация
учета предполагает
сосредоточение синтетического и аналитического учета, составление баланса и
отчетности в главной бухгалтерии. При этом в подразделениях организации (цехах
бригадах, отделениях, участках) осуществляется первичный учет посредством
составления первичных документов по всем хозяйственным операциям. Данные
первичных документов группируются в накопительных и группировочных ведомостях,
а также в производственных отчетах и отчетах о движении материальных ценностей.
Далее документы поступают в главную бухгалтерию, где они проверяются,
обрабатываются и данные заносятся в регистры синтетического и аналитического учета.
При
централизации бухгалтерского учета обобщение учетных данных происходит в
главной бухгалтерии, что позволяет рационально организовать труд работников
бухгалтерии, использовать современные средства механизации и автоматизации
учета. Централизация учета применяется в малых, средних и даже крупных по
размерам организациях.
Децентрализация
учета состоит в том, что в
отдельных структурных подразделениях организации не только оформляются
первичные документы, но и ведется синтетический и аналитический учет,
составляются бухгалтерские балансы и отчеты.
Подразделения
представляют балансы и отчеты в главную бухгалтерию, где их сверяют и сводят в
целом по организации. Работники главной бухгалтерии осуществляют контроль за
работой бухгалтерии подразделений организации.
Основной
недостаток децентрализации учета состоит в разобщенности работы бухгалтерского
аппарата, в затруднении использования единой учетной политики, а также внедрения
автоматизации учетных процессов, что приводит к удорожанию учетной информации.
Однако децентрализация учета в условиях территориальной разобщенности,
разнообразного характера выполняемых работ, внедрения коллективных форм
организации труда и его оплаты (внутрихозяйственной кооперации, аренды и т.д.)
и при других определенных моментах является необходимой.
Децентрализации
учета присуще преимущество, которое заключается в том, что бухгалтерский учет
функцию управления выполняет непосредственно в местах совершения операций (подразделениях).
Близость работников учета к объектам управления улучшает информационные,
аналитические и контрольные функции бухгалтерского учета. Появляется
возможность проведения анализа и оценки состояния системы управления
эффективностью производства, полученного маржинального дохода и прибыли в
каждом подразделении организации. Необходимость децентрализации учета, таким
образом, диктуется использованием в бухгалтерском учете и системе управления
концептуальных положений теории «предельной полезности», а также модели управления
производственными подразделениям «затраты — выпуск — результат».
В
настоящее время на практике встречается частичная децентрализация
бухгалтерского учета. Она заключается в том, что в подразделениях организации
наряду с документами и сводными производственными отчетами (ведомостями)
составляют бухгалтерские проводки, т.е. ведется аналитический учет,
производится сводка и группировка учетных данных, но их обобщение
ограничивается составлением производственных отчетов. Частичная децентрализация
учета, в частности, применяется в организациях, где подразделения работают на
принципах хозяйственного (коммерческого расчета) и используют современные формы
организации производства, труда и его оплаты.
1.2.Формы
бухгалтерского учета
Форма
бухгалтерского учета определяется следующими признаками: количество, структура
и внешний вид учетных регистров, последовательность связи между документами и
регистрами, а также между самими регистрами и способом записи в них, т.е.
использование тех или иных технических средств. Следовательно, под формой
бухгалтерского учета следует понимать совокупность различных учетных регистров
с установленным порядком и способом записи в них.
Основные
элементы, определяющие ту или иную форму учета:
1)
количество и построение используемых учетных регистров;
2)
способы производства записей в учетные регистры;
3) взаимосвязь между регистрами
при производстве и сверке учетных записей в них.
В настоящее время применяются
следующие формы бухгалтерского учета: мемориально-ордерная форма, форма
«Журнал-Главная», журнально-ордерная форма, автоматизированная форма учета.
Журнально-ордерная
форма бухгалтерского
учета применяется при основных видах учетных регистров: журналы-ордера, ведомости
(карточки) и Главная книга.
Хозяйственные
операции записываются в журналах-ордерах и различного рода ведомостях,
построенных по шахматному принципу. Шахматное построение регистров позволяет
записывать операции по дебету и кредиту счетов за один рабочий прием с
одновременным отражением в них последовательности совершения операций или же записи
их в учетные регистры.
Первоисточниками
для отражения операций в учетных регистрах являются документы. При этом на
основе разовых первичных документов, отражающих единичные хозяйственные
операции, осуществляются записи непосредственно в журналы-ордера. Аналитический
учет в таких случаях ведется либо в этих же журналах-ордерах (путем совмещения
с синтетическим), либо в отдельных учетных регистрах.
Хозяйственные
операции записывают в журналы-ордера по мере их совершения и оформления
документами. Поэтому синтетическая запись в журналах является одновременно и
хронологической записью. Необходимость ведения специальных хронологических
регистров при данной форме учета отсутствует. Не составляют и мемориальные ордера,
поскольку все показатели записывают в журналах в разрезе корреспондирующих
счетов.
Проверенные
месячные итоги журналов-ордеров записывают в Главную книгу.
Мемориально-ордерная
форма учета. На
основании ее данные первичных или накопительных документов составляют
мемориальные ордера, которые записывают в регистрационный журнал, а затем в
Главную книгу (регистр синтетического учета). Аналитический учет ведут в
карточках, записи в которых делают на основании первичных или сводных
документов. По данным синтетических и аналитических счетов по окончании месяца
составляют оборотные ведомости, которые сверяют между собой.
Мемориальный
ордер может составляться как на основании одного документа, так и на основании
целой группы документов. Большое распространение получило составление
мемориальных ордеров по итогам однородных документов за месяц, обобщенных в
накопительных и группировочных ведомостях.
Мемориальный
ордер — это
документ бухгалтерского оформления, содержащий указание записать хозяйственную
операцию на соответствующих счетах бухгалтерского учета. После составления
мемориальных ордеров и их регистрации регистрационном журнале на их основании
осуществляются запись в синтетические счета.
Если
синтетические счета ведутся в течение всего года на одни и тех же листах, то
они обычно объединяются в книгу, именуемую так же, как и при журнально-ордерной
форме, — Главной книгой.
Если
в синтетические счета записываются из мемориальных ордеров лишь обороты за
данный месяц, итоги которых затем переносятся в оборотную ведомость по
синтетическим счетам, то учетный регистр, в котором объединяются синтетические
счета, называется шахматной контрольной ведомостью.
При
обоих вариантах по данным записей в синтетические счета составляется оборотная
ведомость по синтетическим счетам, а на основе последней — отчетный баланс.
Аналитический
учет при мемориально-ордерной форме ведется параллельно синтетическому и
независимо от последнего на основе документов, прилагаемых к мемориальным
ордерам. Для аналитического учета используются и карточки, и книги, и свободные
листы, и раскладка первичных документов.
Мемориально-ордерная
форма бухгалтерского учета отличается строгой последовательностью учетного
процесса, простотой и доступностью учетной техники, широким использованием стандартных
форм аналитических регистров, счетно-клавилных машин, копировального способа
регистрации. Кроме того, эта форма учета позволяет разделять учетную работу
между квалифицированными и менее квалифицированным работниками.
Недостатками
мемориально-ордерной формы учета являются:
•
трудоемкость учета, вызываемая прежде всею многократным дублированием одних и
тех же записей (в мемориальном ордере, регистрационном журнале, синтетических и
аналитических регистрах);
•
отрыв аналитического учета от синтетического, громоздкость аналитического
учета, нередкое отставание его от синтетического учета;
•
формы регистров аналитического учета зачастую не содержат показателей,
необходимых для контроля, анализа хозяйственной деятельности и составления
отчетности.
В связи
с этим для составления отчетности приходится производить выборку и группировку
данных текущего учета. В настоящее время мемориально-ордерную форму учета
применяют сравнительно небольшие предприятия и организации.
Форма
учета Журнал-Главная применяется наряду с мемориально-ордерной формой бухгалтерского учета.
Сама форма этой книги показывает, что, несмотря на простоту и наглядность,
Журнал-Главная неприменима в предприятиях, где используется более 20—25
синтетических счетов, так как на развороте листа Журнала-Главная технически
трудно разместить большое количество колонок для дебета и кредита синтетических
счетов. Отличает также при этой форме необходимость составления оборотной
ведомости по синтетическим счетам по окончании месяца, так как месячный подсчет
Журнала-Главной и является такой оборотной ведомостью.
В остальном форма Журнал-Главная ничем не отличается от мемориально-ордерной
формы. Поэтому было бы правильнее считать ее не самостоятельной формой
бухгалтерского учета, а вариантом мемориально-ордерной формы. В настоящее время
предприятия интенсивно оснащаются компьютерами. Они позволяют накапливать
данные непосредственно в традиционных учетных регистрах (карточках, свободных
листах и др.) и на машинных носителях информации. Компьютеры относительно
просты в эксплуатации, что позволяет создавать автоматизированные рабочие места
(АРМ) бухгалтера.
Автоматизированная
форма учета
обеспечивает; механизацию автоматизацию учетного процесса; высокую точность
учетных данных; оперативность данных учета; освобождение работников бухгалтерии
от выполнения простых технических функций и предоставление большей возможности
заниматься контролем и анализом хозяйственной деятельности.
1 .3. Правовое и методическое обеспечение бухгалтерского
учета в организации
Ответственность
за организацию бухгалтерского учета, соблюдение законодательства при выполнении
хозяйственных операций несет руководитель организации, который обязан создать
необходимые условия для правильного ведения бухгалтерского учета, обеспечить
выполнение всеми подразделениями и службами, работниками организации требований
главного бухгалтера в части порядка оформления и представления для учета
документов и сведений.
Общее
правовое и методологическое руководство бухгалтерским учетом в России
осуществляется Правительством РФ и Министерством финансов Российской Федерации.
Во исполнение Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с
международными стандартами финансовой отчетности, утвержденной постановлением
Правительства РФ от 6 марта 1998 г. № 283, и распоряжения Правительства РФ от
21 марта 1998 г.. №382-Р в России ведется постоянная работа по
совершенствованию системы правового и методического регулирования
бухгалтерского учета, базирующаяся на ведении четырехуровневой системы нормативных
документов.
Первый
уровень — законы, указы Президента Российской Федерации, постановления
Правительства Российской Федерации, устанавливающие единые правовые и
методологические нормы организации и ведения бухгалтерского учета в России.
Нормы, содержащиеся в других федеральных законах и затрагивающие вопросы
бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, должны соответствовать
Федеральному закону «0 бухгалтерском учете».
Второй
уровень — Положения по бухгалтерскому учету, утверждаемые федеральными органами
исполнительной власти, определяемые Правительством России. В настоящее время
издано 14 Положений (стандартов) по бухгалтерскому учету.
Третий
уровень — методические указания, инструкции, рекомендации и иные аналогичные им
документы; подготавливаются и утверждаются федеральными органами,
министерствами и иными органами исполнительной власти, профессиональным
объединением бухгалтеров на основе и в развитие документов первого и второго
уровней. Сюда относятся Планы счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной
деятельности организаций и инструкции по их применению.
Четвертый
уровень — документы, которые носят обязательный характер по организации и
ведению бухгалтерского учета в разрезе отдельных видов имущества, обязательств
и хозяйственных операций. Сюда относятся рабочие документы организации,
предназначенные для внутреннего пользования. Утверждаются руководителем
организации в пределах принятой учетной политики.
Указанные
документы, их содержание и статус, принципы построения и взаимодействия между
собой, а также порядок подготовки и утверждения определяет руководитель
организации.
Бухгалтерский
учет в организации осуществляется бухгалтерией, возглавляемой главным бухгалтером;
когда в организации отсутствует бухгалтерская служба, руководитель имеет право
поручить ведение учета и отчетности специализированной организации или соответствующим
органам (специалистам) на договорных началах (это в основном касается малых
организаций).
В
зависимости от объема работа в бухгалтерии организации группируется по
направлениям:
•
осуществление расчетов;
•
ведение материального учета;
•
осуществление производственно-калъкуляционной работы, финансовый учет и т.д.
Главный
бухгалтер назначается на должность (освобождается от должности) руководителем
организации и подчиняется непосредственно ему. В своей работе он должен
руководствоваться нормативными документами, а также нести ответственность за
соблюдение содержащихся в них единых правовых и методологических принципов
ведения бухгалтерского учета. В организациях, основанных на праве
хозяйственного ведения или на праве оперативного управления, главный бухгалтер
назначается на должность и освобождается от должности по согласованию
организации либо органом, уполномоченным собственником.
Главный
бухгалтер несет ответственность за формирование учетной политики, обеспечивает
контроль за ее исполнением, за движением активов, формированием доходов и
расходов и выполнением обязательств и отражением на счетах бухгалтерскою учета
хозяйственной оперативной информации, составление в установленные сроки
бухгалтерской отчетности, проведение (совместно с другими службами)
экономического анализа финансово-хозяйственной деятельности в целях выявления и
мобилизации внутрихозяйственных резервов организации.
2.Организационно-экономическая и правовая характеристика
организации.
2.1.Местоположение и правовой статус организации.
Общество с ограниченной
ответственностью ''Пирс'', учрежденное несколькими лицами, уставный капитал
которого разделен на доли определенные учредительными документами, размер доли
оговорен в документах, разработан в соответствии с Гражданским Кодексом Р.Ф.
Уставный капитал общества составляет 450 000 руб. Предприятие
зарегистрировано Регистрационной Палатой г.Сарапула и Сарапульского р-на
29.09.2004г.
ООО ''Пирс'' создано как предприятие
общественного питания.
Общество имеет самостоятельный баланс и
действует на основе полного хозяйственного расчета, самофинансирования и
самоокупаемости.
Применяют счета согласно плану счетов
Утвержденного Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31
октября 2000 года №94н. Предприятие пользуется программой ''1С: Бухгалтерия''
версия 7.7.
Графика приема документов на предприятии нет.
Юридический адрес: 4270032, г. Сарапул
ул. Левоневского, 25
Коммерческий адрес: 4270032, г.
Сарапул ул. Левоневского, 25
Общество
приобретает права юридического лица с момента его государственной регистрации.
Общество для
достижения целей своей деятельности может от своего имени приобретать и
осуществлять любые имущественные и личные неимущественные права, исполнять
обязанности, совершать допустимые законом сделки, быть истцом и ответчиком на
суде.
Общество
осуществляет владение, пользование и распоряжение своим имуществом в
соответствии с целями своей деятельности и назначением имущества.
Общество вправе
совершать все действия, не запрещенные действующим законодательством.
Деятельность Общества не ограничивается оговоренной в уставе. Сделки, выходящие
за пределы уставной деятельности, но не противоречащие закону, являются
действительными.
Организационное
устройство, размеры и специализация организации
ООО
«Пирс» располагает одним кафе по указанному адресу, иных производств, видов
деятельности и филиалов не имеет.
Организационная
структура кафе «Пирс»
Водитель-экспедитор (снабженец)
|
|
Общая
численность персонала – 37 человек.
Структура
управления ООО «Пирс»
Предметом деятельности общества являются:
1)
производство
продуктов питания (первых, вторых, третьих блюд и полуфабрикатов);
2)
реализация
продукции собственного производства;
3)
реализация
готовых (покупных) продуктов питания (фасованные орешки, сухарики,
вино-водочные изделия и т.д.)
Страницы: 1, 2, 3, 4
|