Международные стандарты в бухгалтерском учете
Международные стандарты в бухгалтерском учете
В данной работе приведен основной перечень международных стандартов
по учету и ведению бухгалтерской деятельности, рассмотрена программа
реформирования бухгалтерского учета в Российской Федерации в соответствии с
международными стандартами и сделан анализ соответствия отечественного
бухгалтерского учета международными стандартам. Работа написана на основе
анализа 9 литературных источников, содержит 3 раздела, 30 страниц, 3
таблицы. С О Д Е Р Ж А Н И Е : Стр. ВВЕДЕНИЕ 5 1. МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ УЧЕТА 6 2. ПРОГРАММА РЕФОРМИРОВАНИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА В РФ В СООТВЕТСТВИИ С МЕЖДУНАРОДНЫМИ СТАНДАРТАМИ 9 3. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ОТЕЧЕСТ ВЕННОГО БУХУЧЕТА И ЕГО СООТВЕТСТВИЕ МЕЖДУНАРОДНЫМ СТАНДАРТАМ 17 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29 СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 30 ВВЕДЕНИЕ Переход на международные стандарты бухгалтерского учета и финансовой
отчетности - одно из условий поддержки предприятий и организаций со стороны
государственных структур, в том числе налоговых. Реформирование системы
бухучета в России началось в 1992 году и, скорее всего, продлится до первых
лет нового тысячелетия. Но несколько решительных шагов на пути реформы уже
сделаны. Сегодня многие наши предприятия (крупные и средние) все чаще выходят
на международный рынок, главным образом на рынок внешних заимствований. А у
него свои требования к потенциальным получателям кредитов, да и вообще к
партнерам. Дело здесь хотят иметь с рентабельными, платежеспособными
предприятиями. Убедиться же в том, что они таковыми являются, инвестор или
кредитор может, лишь прочитав основные бухгалтерские документы, которые до
последних лет в России были весьма специфическими и непонятными для
иностранцев. У нас, например, отсутствовали такие сугубо рыночные
экономические категории, как нематериальные активы, уставный и добавочный
капитал, резервы, распределение дебитно-кредитной задолженности на
краткосрочную и долгосрочную и т.д.
Сегодня Минфином регламентирована масса вопросов, которые формируют позиции
по обслуживанию рыночных форм хозяйственной деятельности предприятий,
связанных с расчетами с участниками и учредителями, с возмещением ущерба, с
финансовыми вложениями, коммерческими банковскими кредитами. В настоящее
время в России действуют шесть учетных стандартов или Положений по
бухгалтерскому учету (ПБУ), утвержденных приказами Минфина в 1994-1997
годах. Во всех документах закреплены принципы, отраженные в преамбуле к
международным стандартам финансовой отчетности, которые разрабатывает
лондонский Комитет по международным стандартам бухучета. На сегодня этим
комитетом выпущено более 30 учетных стандартов.
1. МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ УЧЕТА Основные принципы, предъявляемые к бухучету, - это его существенность
(по-другому прозрачность), непротиворечивость, непрерывность, приоритет
содержания над формой и принцип начисления. Последний - новый и довольно
непривычный для российских бухгалтеров, но обязательный для формирования
данных финансовой отчетности предприятия. Реакция на введение принципа
начисления неоднозначна. Однако говорить о преждевременности или неудобстве
этого нововведения некорректно. Почему в бухучете необходимо относить
расчет доходов и расходов, а также затрат к тому периоду, когда они
формируются, когда на них возникает право или обязательство вне зависимости
от фактического перечисления денежных средств? Потому что, не зафиксировав
такие данные, невозможно рассчитать, к примеру, ту массу прибыли, которая к
дальнейшем пойдет на выплату дивидендов. Эти данные бухучета используются
для определения рентабельности и ликвидности, при необходимости сделать
заключение о платежеспособности предприятия. Если же говорить о сугубо
фискальной стороне его деятельности, то есть о его обязан нести но уплате
налогов в государственный и местные бюджеты, то тут, помимо требований
бухучета, вступают в силу правила налогообложения. А они предполагают, в
частности, что формирование налогооблагаемой базы по прибыли, для
исчисления НДС и т. д. может устанавливаться для предприятия и по кассовому
методу, то есть по мере поступления денег на расчетный счет в банке. Веч
принципа начисления в бухучете невозможно определить истинную картину
состояния дел на предприятии, в организации, что очень важно прежде всего
для их потенциальных партнеров. В настоящее время действует 31 Международный стандарт по учету и
аудиту, основная информация по которым и перечень приведены ниже. 1. Комитет международных стандартов учета (КМСУ) создан 29 июня 1973 г. в
соответствии с соглашением бухгалтерских органов Австралии, Канады,
Франции, Германии, Японии, Мексики, Нидерландов, Объединенного королевства
и Ирландии, а также США. Деятельность КМСУ направляется Советом из представителей 13 стран и 4
организаций. 2. Задачи КМСУ определены в его Уставе следующим образом: а) формулировать и издавать в государственных интересах стандарты
учета, подлежащие применению при составлении и представлении финансовой
отчетности, стимулировать их принятие во всем мире и наблюдать за их
внедрением; б) работать для совершенствования и гармонизации бухгалтерских
инструкций, стандартов и процедур, относящихся к представлению финансовой
отчетности». 3. КМСУ имеет полную автономию по отношению к Международной федерации
бухгалтеров в части разработки и издания Международных стандартов учета. 4. Члены КМСУ согласны решать его задачи, выполняя следующие
обязательства: «поддерживать работу КМСУ, публикуя в своих странах каждый
Международный стандарт учета, одобренный к изданию Советом КМСУ; способствовать тому, чтобы публикуемая финансовая отчетность
соответствовала Международным стандартам учета по всем материальным
аспектам и раскрывала факт такого соответствия; убеждать правительства и органы по разработке национальных стандартов
в том, что публикуемая финансовая отчетность должна соответствовать
Международным стандартам учета во всех материальных аспектах; убеждать контролирующие органы рынков ценных бумаг и деловое
сообщество в том, что публикуемая финансовая отчетность должна
соответствовать Международным стандартам учета и отражать различные стороны
экономической деятельности; гарантировать аудиторам возможность убедиться в том, что публикуемая
финансовая отчетность соответствует Международным стандартам учета по всем
материальным аспектам; способствовать принятию в отдельных странах Международных стандартов
учета, их изучению и внедрению». Таблица 1.1. Перечень международных стандартов учета |Номер |Наименование |Дата вступления в силу |
|п/п | | |
|1 |2 |3 |
|1 |Описание методов учета |01 января 1975 г. |
|2 |Оценка и отражение в учете |01 марта 1976 г, |
| |материально-производственных запасов по | |
| |фактической себестоимости | |
|3 |Консолидированная финансовая |июнь 1970 г. |
| |отчетность (заменена международным | |
| |стандартом учета 27) | |
|4 |Учет амортизационных отчислений |01 января 1977 г. |
|5 |Информация, подлежащая отражению в |01 января 1977 г. |
| |финансовой отчетности | |
|6 |Учет воздействия изменяющихся цен |июнь 1977 г. |
| |(заменен международным стандартом учета | |
| |15 «Информация, отражающая влияние цен»)| |
|7 |Отчет об изменениях в финансовом |01 января 1979г. |
| |положении | |
|8 |Необычные статьи, статьи предшествующих |01 января 1979 г. |
| |лет и изменения в методах учета | |
|9 |Учет научно-исследовательских и опытно -|01 января 1980 г. |
| |конструкторcких работ | |
|10 |Непредвиденные статьи и статьи, |01 января 1980 г. |
| |возникающие после даты составления | |
| |баланса | |
|11 |Учет контрактов на строительные работы |01 января 1980 г. |
|12 |Учет налогов по доходам |01 января 1981 г. |
|13 |Отражение оборотных активов и | |
| |краткосрочных обязательств | |
|14 |Финансовая отчетность сегментов |01 января 1983 г. |
|15 |Информация, отражающая влияние изменения|01 января 1983 г. |
| |цен | |
|16 |Учет реальных внеоборотных активов |01 января 1989 г. |
|17 |Учет в условиях аренды |01 января 1984 г. |
|18 |Регистрация доходов |01 января 1987 г. |
|19 |Учет пенсионных выплат в финансовой |01 января 1985 г. |
| |отчетности работодателей | |
|20 |Учет правительственных субсидий и |01 января 1984 г. |
| |отражение информации о правительственной| |
| |помощи | |
|21 |Учет влияния изменений валютных курсов |01 января 1985 г. |
|22 |Учет слияния компаний |01 января 1985 г. |
|23 |Капитализация затрат по использованию |01 января 1986 г. |
| |заемных средств | |
|24 |Отражение информации об участниках, с |01 января 1986 г. |
| |которыми имеются деловые отношения | |
|25 |Учет инвестиций |01 января 1987 г. |
|26 |Учет и отчетность по пенсионным фондам |01 января 1988 г. |
|27 |Консолидированная финансовая отчетность |01 января 1998 г. |
| |и учет инвестиций в дочерние компании | |
|28 |Учет инвестиций в компанию партнера |01 января 1980 г. |
|29 |Финансовая отчетность в условиях |01 января 1990 г. |
| |гиперинфляционной экономики | |
|30 |Отражение информации в финансовой |01 января 1991 г. |
| |отчетности банков и аналогичных | |
| |организаций | |
|31 |Финансовая отчетность о доходах в |01 января 1992 г. |
| |совместных предприятиях | | 2. ПРОГРАММА РЕФОРМИРОВАНИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА В РФ В СООТВЕТСТВИИ С
МЕЖДУНАРОДНЫМИ СТАНДАРТАМИ Для ускорения реформы бухучета разработана и утверждена
правительством «Программа реформирования бухгалтерского учета в
соответствии с международными стандартами». Состоит она из трех больших
блоков. Первый должен обеспечить реформу методологически, прежде всего
будет пересмотрен План счетов по всем организациям: коммерческим,
бюджетным, банковской сферы, по организациям - профессиональным
участникам финансового рынка (инвестиционным, брокерским и дилерским
фирмам, биржам и т.д.). Методологическое направление реформы, конечно,
затронет законодательную базу: наверняка будут внесены изменения и
дополнения в Закон "О бухгалтерском учете", уточнятся какие-то статьи
Гражданского кодекса и налогового законодательства. Обязательно будут
разработаны ПБУ, связанные с движением имущества, обязательств и
капитала, найдут свое отражение в правилах бухучета вопросы, которых
раньше у нас просто не возникало, к примеру, связанные с доверительной
собственностью, трастовыми операциями, лизинговой собственностью. Второе направление, или составная часть реформы, заключается в
изменении самого института бухучета. Прежняя форма исключительно
государственного регулирования этой сферы сегодня невозможна, так как
множество предприятий и организаций у нас вышли из подчинения или никогда
не были в подчинении министерств и ведомств. Поэтому действовавшие на
протяжении последних 50-60 лет требования единого собственника -
государства в области бухучета на них не распространяются. Однако вполне
естественно, что какие-то общие правила, рекомендации, основы должны
существовать, это характерно абсолютно для всех стран. А вот более
конкретные, узкие, специфические нормы должны формироваться самими
бухгалтерами, практически везде в мире это осуществляется через
объединения профессионалов. Создание российского института
профессиональных бухгалтеров, введение порядка саморегулирования
профессии - это второе направление реформы. Неразрывно с ним связано и
третье - подготовка, переподготовка и аттестация профессионалов. Реформа
заработает только в том случае, если все ее детали будут доведены до
специалистов всех уровней. По новым программам и учебным пособиям
предстоит подготовить около трех миллионов российских бухгалтеров, в том
числе от 100 до 400 тысяч главных и старших на правах главных. А это
работа на три-пять лет. Система бухгалтерского учета, существовавшая в условиях планируемой
экономики, была обусловлена общественным характером собственности и
потребностями государственного управления экономикой. Главным
потребителем информации, формирующейся в системе бухгалтерского учета,
выступало государство в лице отраслевых министерств и ведомств и
планирующих, статистических и финансовых органов. Действовавшая система
государственного финансового контроля решала задачи выявления отклонений
от предписанных моделей хозяйственного поведения организаций. Изменение системы общественных отношений, а также гражданско-
правовой среды предопределяет необходимость адекватной трансформации
бухгалтерского учета. Однако процесс реформирования отечественной системы
бухгалтерского учета отстает от общего процесса экономических реформ в
России. В целях изменения такого положения дел разработана Программа
реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными
стандартами финансовой отчетности (далее именуется - Программа). 1. Цель и задачи перехода на международные стандарты финансовой
отчетности Цель реформирования системы бухгалтерского учета - приведение
национальной системы бухгалтерского учета в соответствие с требованиями
рыночной экономики и международными стандартами финансовой отчетности. Задачи реформы заключаются в следующем: сформировать систему стандартов учета и отчетности, обеспечивающих
полезной информацией пользователей, в первую очередь инвесторов; обеспечить увязку реформы бухгалтерского учета в России с основными
тенденциями гармонизации стандартов на международном уровне; оказать методическую помощь организациям в понимании и внедрении
реформированной модели бухгалтерскою учета. 2. Основные направления реформы В целях приведения национальной системы бухгалтерского учета в
соответствие с требованиями рыночной экономики и международными
стандартами финансовой отчетности реформа будет проводиться по следующим
основным направлениям: совершенствование нормативного правового регулирования; формирование нормативной базы (стандарты); методическое обеспечение (инструкции, методические указания,
комментарии); кадровое обеспечение (формирование бухгалтерской профессии,
подготовка и повышение квалификации специалистов бухгалтерского учета); международное сотрудничество (вступление и активная работа в
международных организациях; взаимодействие с национальными организациями,
ответственными за разработку стандартов бухгалтерского учета и
регулирование соответствующей деятельности). План конкретных мероприятий по указанным выше основным направлениям
реформы бухгалтерского учета приведен в приложении. Цель нормативного регулирования бухгалтерского учета будет состоять
в обеспечении доступа всем заинтересованным пользователям к информации,
представляющей объективную картину финансового положения и результатов
деятельности хозяйствующих субъектов. В этой связи будут решены вопросы: переориентации нормативного регулирования с учетного процесса на
бухгалтерскую отчетность; регулирования финансового учета; органичного сочетания нормативных предписаний федеральных органов
исполнительной власти с профессиональными рекомендациями; взвешенного использования международных стандартов в национальном
регулировании. По мере становления бухгалтерской профессии, адекватной требованиям
рыночной экономики, степень участия профессиональных организаций в
регулировании вопросов бухгалтерского учета возрастет. При этом будут приняты во внимание исторические и культурные
традиции регулирования общественной жизни в России. Важной составляющей нормативного обеспечения является сохранение
стабильности развития системы бухгалтерского учета. Главная задача состоит в создании приемлемых условий
последовательного, полезного, рационального и успешного выполнения
системой бухгалтерского учета присущих ей функций в конкретной
экономической среде. Будет обеспечена непротиворечивость российской системы
бухгалтерского учета общепризнанным в мире подходам к ведению
бухгалтерского учета, сформирована модель сосуществования и
взаимодействия системы налогообложения и системы бухгалтерского учета,
введены процедуры корректировки бухгалтерской отчетности в связи с
инфляцией, пересмотрены допустимые способы оценки имущества и
обязательств, созданы механизмы обеспечения открытости (публичности)
бухгалтерской отчетности. В целях обеспечения поставленных задач предлагается: подготовить необходимые изменения и дополнения в Федеральный закон
"О бухгалтерском учете", в том числе по вопросу проведения аттестации
бухгалтеров, и иные нормативные правовые акты; в течение двух лет разработать и утвердить положения (стандарты) по
бухгалтерскому учету, включающие в себя основную массу требований
международных стандартов; пересмотреть первичные учетные документы, регистры бухгалтерского
учета и иные документы, относящиеся к унифицированным системам
бухгалтерской учетной и отчетной документации; пересмотреть планы счетов бухгалтерского учета и инструкции по их
применению, учитывая появление и особенности деятельности финансовых
институтов, особенности обращения ценных бумаг и иные новые явления; ввести упрощенную систему бухгалтерского учета для субъектов малого
предпринимательства. Ключевым элементом реформирования бухгалтерского учета и финансовой
отчетности в соответствии с международными стандартами является
разработка новых и уточнение ранее утвержденных положений (стандартов) по
бухгалтерскому учету, внедрение их в практику. Предполагаются создание ряда авторитетных и представительных
профессиональных (саморегулирующихся) объединений, формирование системы
профессиональной аттестации бухгалтеров и аудиторов, присоединение к
деятельности соответствующих международных профессиональных организаций
(Международной федерации бухгалтеров и др.), разработка и широкое
общественное признание норм профессиональной этики, организация
общественного контроля за профессиональной деятельностью и др. В ходе реализации Программы будет предусмотрено широкое участие в
реформировании бухгалтерского учета Института профессиональных
бухгалтеров и иных профессиональных организаций. При этом ставится задача возрастания роли профессиональных
организаций в развитии методического обеспечения организации
бухгалтерского учета и становления бухгалтерской профессии (бухгалтеров,
консультантов, финансовых менеджеров и др.). Перевод национальной системы бухгалтерского учета на международные
стандарты включает в себя соответствующие изменения в работе по
подготовке и повышению квалификации специалистов бухгалтерского учета.
Будет обеспечено расширение и улучшение качества подготовки кадров в
учреждениях начального профессионального образования, среднего
специального и высшего образования, где реализуются долгосрочные
программы, а также создание системы профессионального ускоренного
образования, обеспечивающего краткосрочные программы подготовки и
переподготовки. Система профессиональной подготовки бухгалтерских кадров будет
соответствовать государственным образовательным стандартам и должна
содержать необходимые квалификационные характеристики по уровням
профессионального образования. Переход к международным стандартам бухгалтерского учета невозможен
без активного сотрудничества как с соответствующими специализированными
международными организациями, так и с национальными. Будет осуществлен
переход от эпизодических контактов к систематической целенаправленной
работе со следующими организациями: Комитетом по международным стандартам
финансовой отчетности, Международной федерацией бухгалтеров, секцией по
бухгалтерскому учету Комитета по торговле и развитию ООН, Организацией
экономического сотрудничества и развития и др.
Страницы: 1, 2
|