МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Избранные главы книги Бухучет (Беларусь)

    Избранные главы книги Бухучет (Беларусь)


    Избранные места книги Ладутько "Бухгалтерский учет"

    3.3. Документация и учет кассовых операций

    3.3.1. Порядок ведения кассовых операций в Республике Беларусь

    Для приема, хранения и расходования наличных денег предприятие имеет кассу. Учет кассовых операций регламентируется Правилами ведения кассовых операций в Республике Беларусь от 31 июля 1996 г. № 90 и последующими изменениями и дополнениями.

    Расчеты между субъектами хозяйствования и физическими лицами, вытекающие из гражданско-правовых отношений, производятся как наличными деньгами, так и безналичным путем в соответствии с законодательством.

    Расчеты физических лиц с субъектами хозяйствования за товары и услуги расчетными чеками и чеками из чековых книжек являются безналичной формой расчетов на потребительском рынке.

    Порядок учета движения чеков в уплату за товары и услуги регулируется отдельными правилами, принимаемыми Национальным банком Республики Беларусь.

    Наличные денежные средства могут быть получены субъектами хозяйствования, физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в учреждениях банков, в которых открыты соответствующие счета, на цели, установленные законодательством Республики
    Беларусь.

    Наличные деньги, полученные в банке субъектами хозяйствования, физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, расходуются на те цели, на которые они получены.
    Субъекты хозяйствования, физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и применяющие наемный труд, могут иметь в своих кассах наличные деньги в пределах лимитов, установленных учреждениями банков, в которых открыты их счета. Субъекты хозяйствования, за исключением физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, не применяющих наемный труд, обязаны ежегодно представлять в обслуживающее учреждение банка заявку для установления лимитов остатка кассы, порядка и сроков сдачи денежной выручки, размеров ее использования. Учреждения банков на основании указанных расчетов по согласованию с руководством субъектов хозяйствования, физическим лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица с применением наемного труда, устанавливают предельный остаток (лимит) наличных денег в кассах, порядок и сроки сдачи денежной выручки, а также размеры ее использования в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

    Предельный остаток кассы, порядок и сроки сдачи выручки для обособленных подразделений, входящих в состав субъекта хозяйствования, физического лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица с применением наемного труд', независимо от того, состоят или не состоят они на самостоятельном балансе, устанавливается для каждого из них субъектом хозяйствования, физическим лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица с применением наемного труда, по согласованию с учреждением банка с учетом особенностей осуществления уставной деятельности и доводится до них приказом по субъекту хозяйствования, физическому лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица с применением наемного труда. Лимит остатка кассы считается нулевым, а не сданная в учреждение банка денежная наличность — сверхлимитной для субъектов хозяйствования, физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица с применением наемного труда, не представивших расчет на установление лимита остатка наличных денег в кассе в обслуживающее учреждение банка в срок, определенный обслуживающим банком. Лимит остатка кассы может быть пересмотрен в течение года в установленном порядке по обоснованной просьбе
    (в случае изменения объемов кассовых оборотов, условий сдачи выручки и др.) субъекта хозяйствования, физического лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица с применением наемного труда, а также с договором банковского счета.

    Всю денежную наличность сверх установленного лимита остатка кассы, а также в случае неустановленного лимита, субъекты хозяйствования, физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица с применением наемного труда, обязаны сдавать в обслуживающие учреждения банков» на свой расчетный счет в порядке и сроки, согласованные с этими учреждениями.

    Субъекты хозяйствования, физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица с применением наемного труда, имеют право хранить в своих кассах наличные деньги сверх установленного лимита остатка кассы только для оплаты труда
    (заработная плата), социальных выплат, стипендий, пенсий, дивидендов и только на срок не свыше 3-х рабочих дней (для колхозов, органов государственного управления, расположенных в, сельской местности, — не свыше 5 рабочих дней), включая день получения денег в учреждении банка либо день наступления установленного срока их выплаты при использовании по согласованию с обслуживающим банком выручки на эти цели. По истечении этого срока неиспользованные по назначению суммы наличных денег сдаются в учреждения банков, и в последующем указанные средства выдаются в очередности, установленной законодательством Республики Беларусь и разрабатываемыми в соответствии с ним банковскими правилами очередности платежей со счетов субъектов хозяйствования, физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Выдача денег субъектам хозяйствования, физическим лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и открывшим счет в банке, на оплату труда (заработная плата), социальных выплат, пенсий, выплату стипендий, дивидендов производится обслуживающими банками в сроки, установленные в соответствии с законодательством
    Республики Беларусь, коллективными (трудовыми) договорами. Если в коллективном (трудовом) договоре, соглашении срок оплаты труда (заработная плата) предусмотрен не в один, а в несколько дней, обслуживающий банк по письменному согласию руководителя субъекта хозяйствования, физического лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, устанавливает, в какие конкретно дни субъект хозяйствования, физическое лицо осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, будет получать деньги на оплату труда.

    Выдача наличных денег для расчетов с увольняемыми работниками и уходящими в отпуск, а также в случаях, предусмотренных законодательством, производится независимо от установленных субъектом хозяйствования, физическим лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица с применением наемного труда, сроков выплаты заработной платы.

    Субъекты хозяйствования, физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и открывшие счета в банке, используют наличные денежные средства, поступившие в их кассу от деятельности, предусмотренной уставом, по согласованию с обслуживающим банком, на цели, определенные законодательством.

    Субъекты хозяйствования, физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, не имеют права накапливать в кассах наличные деньги для осуществления предстоящих расходов (в том числе на заработную плату, оплату труда, дивиденды, социальные выплаты, стипендии, пенсии) до установленного срока их выплат.

    Заимствование денежной выручки одними субъектами хозяйствования у других, имеющих постоянную денежную выручку от реализации продукции (работ, услуг) за наличный расчет, производится в соответствии с законодательством
    Республики Беларусь на цели, предусмотренные уставной деятельностью, на основе договоров между субъектами хозяйствования по согласованию с обслуживающими эти субъекты хозяйствования учреждениями банков и Главными управлениями Национального банка в порядке, установленном Национальным банком.

    Ответственность за соблюдение требований Правил ведения кассовых операций возлагается на руководителей субъектов хозяйствования, главных бухгалтеров, руководителей финансовых служб и кассиров, само физическое лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. При этом руководители и главные бухгалтеры субъектов хозяйствования, физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица с применением наемного труда, за грубые нарушения Правил ведения кассовых операций привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

    Грубым нарушением Правил ведения кассовых операций являются систематические нарушения:

    — порядка расчетов наличными денежными средствами между субъектами хозяйствования, физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица;

    — порядка хранения свободных денежных средств и накопления в кассах наличных денег сверх установленных лимитов;

    — порядка оприходования в кассу денежной наличности;

    — нецелевого использования наличных денег, полученных из касс банков;

    — порядка заимствования наличных денег другим субъектам;

    — порядка использования выручки на собственные нужды;

    — порядка приема и выдачи наличных денег и оформления кассовых документов;

    — порядка ведения кассовое ^.шги и хранения денег.

    Систематическими нарушениями следует признавать выявленные два и более нарушений одной из вышеперечисленных кассовых операций в ходе проверок, произведенных в течение календарного года, независимо от того, налагались ли ранее за такие нарушения взыскания.

    За нарушения требований Правил ведения кассовых операций применяются следующие штрафные санкции:

    1. За осуществление расчетов наличными денежными средствами между субъектами хозяйствования сверх установленных норм взыскивается в доход соответствующих местных бюджетов штраф в 2-кратном размере суммы произведенного платежа с каждого субъекта, участвующего в расчетах, плательщиков и получателей.

    В двухкратном размере суммы произведенного платежа также взыскивается штраф с субъектов хозяйствования в следующих случаях: при отсутствии разрешения руководителя обслуживающего банка о проведении субъектом расчетов наличными денежными средствами, даже если общая сумма сделок не превысила установленный Временным порядком нормализации расчетов между субъектами хозяйствования в Республике Беларусь (утвержден Указом
    Президента Республики Беларусь от 5.10.1994 г. № 135) предел. Разрешение на проведение расчетов субъектами хозяйствования наличными денежными средствами до 50 минимальных заработных плат в месяц должны иметь все стороны, участвующие в расчетах, за исключением физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица независимо от наличия счета в банке; при превышении субъектом хозяйствования (за исключением физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, независимо от наличия счета в банке) в расчетах предела, разрешенного руководителем обслуживающего банка, в случае, если сумма платежа при этом не превысила установленный Временным порядком (от
    5.10.1994 г. № 135) предельный размер расчетов наличными денежными средствами; при совершении субъектом хозяйствования в течение месяца нескольких сделок, в общей сумме превышающих установленный Временным порядком предел, с субъекта, допустившего превышение, штраф взыскивается в двойном размере от всей суммы произведенных за месяц платежей (данная норма распространяется на субъекты хозяйствования всех форм собственности);

    2. За несвоевременное оприходование в кассу денежной наличности: до 2 рабочих дней взыскивается штраф в размере 100% несвоевременно оприходованной суммы; свыше 2 рабочих дней взыскивается штраф в 3-кратном размере несвоевременно оприходованной суммы.

    Штраф зачисляется в доход соответствующих местных бюджетов.

    3. За несоблюдение порядка хранения свободных денежных средств и накопление в кассах наличных денег сверх установленных лимитов взыскивается штраф в доход соответствующих местных бюджетов в размере 25% от суь мы выявленного за каждый день превышения лимита остатка кассы. При каждом последующем установлении превышений лимита остатка кассы проверками, произведенными в течение календарного года со дня установления нарушения, штраф взыскивается в двойном размере от суммы выявленного за каждый день превышения лимита остатка кассы.

    4. За незаконное позаимствование наличных денег другим субъектам взыскивается штраф в размере 20% от суммы нарушения в доход местных бюджетов: при использовании выручки на собственные нужды без согласования с обслуживающим банком, а также сверх установленных банком размеров; при несоблюдении порядка выдачи наличных денег под отчет, срока использования сумм, выданных под отчет, выдаче наличных денег под отчет без полного отчета по ранее выданным суммам.

    В случае установления нарушения банком 50 % штрафа направляется в доход соответствующих бюджетов и 50 % — в доход банка, установившего нарушения.

    5. За нецелевое использование наличных денег, полученных из касс банков, взыскивается штраф в размере 10% от суммы нарушения в доход соответствующих местных бюджетов. При установлении нарушений банком 50% штрафа направляется в доход соответствующих бюджетов и 50% — в доход банка, установившего нарушения.

    6. За другие нарушения кассовой дисциплины, ведущие к сокрытию перелимитов остатков касс, взыскивается штраф в размере 25% от суммы нарушения в доход соответствующих местных бюджетов.

    7. При выявлении у одного субъекта нескольких нарушений сумма штрафа начисляется и взыскивается по совокупности нарушений.

    8. Штрафные санкции налагаются банком, выявившим нарушения, финансовыми, налоговыми и другими контролирующими органами Республики Беларусь, в соответствии с возложенными на них обязанностями.

    На основании акта проверки субъекта хозяйствования, произведенной банком, последним выписывается поручение налоговому органу по месту нахождения субъекта для взыскания части штрафа в доход бюджета и распоряжение на взыскание штрафа в доход банка.

    9. Пункты 2—6 распространяются на все предприятия, объединения, организации и учреждения, иные юридические лица, их филиалы и представительства на территории Республики Беларусь, основанные на государственной, коллективной, частной формах собственности, а также физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и открывшие счета в банке.

    При проверках субъектов хозяйствования, производимых впервые, и установлении единичных случаев нарушений по пунктам 2—6 вопрос о применении штрафных санкций решается по усмотрению органа, выявившего нарушения.

    Кассовые операции осуществляет кассир, являющийся материально ответственным лицом. При приеме на работу издается приказ по предприятию и с ним заключается договор о полной индивидуальной материальной ответственности (табл. 3.4, 3.5). При этом руководитель должен под роспись ознакомить кассира с действующими Правилами ведения кассовых операций
    (табл. 3.6). Он несет ответственность за сохранность денежных средств, ценных бумаг и других ценностей, находящихся на хранении в кассе. Кассиру запрещается передоверять выполнение порученных ему обязанностей другим лицам, хранить в кассе наличные деньги и другие ценности, не принадлежащие данному предприятию.

    3.4. Учет расчетов с подотчетными лицами

    Для учета денежных средств, выданных подотчет своим работникам (состоящим в списочном составе) на административно-хозяйственные и операционные расходы и служебные командировки, предназначен активно-пассивный счет 71
    "Расчеты с подотчетными лицами".

    Денежные средства выдаются под отчет в соответствии с Правилами ведения кассовых операций в Республике Беларусь (1996 г.).

    Выдача наличных денег под отчет на расходы, связанные со служебными командировками, производится в пределах сумм, причитающихся командированным лицам на оплату стоимости проезда к месту командировки и обратно, суточных за каждый день командировки, расходов за наем помещений на срок командировки в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

    Выдача наличных денег на расходы, связанные со служебными командировками, может быть произведена за счет возврата средств, ранее выданных на эти цели и хранящихся в кассе субъекта хозяйствования, физического лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица с применением наемного труда, в пределах установленного лимита остатка кассы. Под отчет суммы, выдаются на основании оформленного расходного кассового ордера.

    Порядок выдачи наличных денег под отчет заключается прежде всего в обязательном предварительном обеспечении уполномоченных работников авансом на предстоящие хозяйственно-операционные расходы.

    В исключительных случаях допускается использование личных денежных средств физических лиц, состоящих в трудовых отношениях, в интересах субъекта хозяйствования, физического лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица с применением наемного труда, на приобретение товарно-материальных ценностей, оказание услуг в пределах норм расчетов наличными денежными средствами между субъектами хозяйствования, установленных обслуживающим учреждением банка в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
    Субъекты хозяйствования,'физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица с применением наемного труда, выдают наличные деньги под отчет на хозяйственно-операционные расходы, расходы экспедиций, геолого-разведочных партий, а также отдельных подразделений субъектов хозяйствования, в том числе филиалов, не состоящих на самостоятельном балансе и находящихся вне района деятельности субъектов хозяйствования, в размере и на сроки, определяемые руководителя-ми, но не более предельного размера, установленного обслуживающим учреждением банка для расчетов между субъектами хозяйствования наличными деньгами в соответствии с законодательством Республики Беларусь и на сроки:

    — не более трех рабочих дней на хозяйственно-операционные расходы, производимые в месте нахождения субъекта хозяйствования, физического лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица с применением наемного труда;

    — не более десяти рабочих дней на хозяйственно-операционные расходы, производимые вне места расположения субъектов хозяйствования, физического лица. осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица с применением наемного труда;

    — до тридцати рабочих дней в сумме, не превышающей размера одной минимальной заработной платы.

    Лица, получившие наличные деньги под отчет, обязаны не позднее трех рабочих дней по истечении срока, на который они выданы, предъявить в бухгалтерию субъекта хозяйствования, физического лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица с применением наемного труда, отчет об израсходованных суммах и возвратить в кассу неиспользованные деньги.

    К документам, подтверждающим факт приобретения (поступления, изготовления, выполнения) продукции (товаров, работ, услуг), относятся: кассовый чек либо квитанция к приходному кассовому ордеру формы № КО-1 с приложением к ним копии товарного чека, квитанция к отрывному талону формы
    № 20-ФС, квитанция формы № КВ-1, другие приходно-расходные документы, утвержденные уполномоченными государственными органами. Выдача наличных денег под отчет производится при условии полного отчета по ранее выданным суммам. Передача наличных денег, выданных под отчет одному лицу, другим запрещается.

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.