Финансовое управление и учет
Финансовое управление и учет
Глава 1 ФИНАНСОВЫЙ И УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ УЧЕТ. ПРАВИЛА ИХ РЕГУЛИРОВАНИЯ Сегодня уже широко известно, что на Западе принято подразделять учет
(accounting)* на две большие составные части: финансовый учет (financial
accounting) и управленческий учет (management accounting). Деление это не
является абсолютным, и четкой границы между этими частями нет. Однако можно
выделить основные критерии деления информации на финансовую и
управленческую. Финансовый учет связан с результатами деятельности
предприятия, и основными пользователями финансовой информации (в форме
финансовой отчетности) являются внешние пользователи. Управленческий учет
связан с процессом формирования, контроля и планирования затрат, с выбором
управленческих решений, и эта информация доступна только менеджерам
предприятия. Именно финансовый учет регулируется в той или иной степени,
именно для финансового учета разработана система требований, норм, правил и
принципов. Управленческий учет — внутреннее дело каждого предприятия. Для
ведения управленческого учета может не соблюдаться даже принцип двойной
записи. Для большей наглядности представим различия между финансовым и
управленческим учетами в виде таблицы (см. с. 10), которая обычно, в той
или иной форме, приводится почти во всех западных учебниках по
бухгалтерскому учету. В настоящей работе мы будем рассматривать только финансовый учет, который
наиболее близок к традиционно существовавшему в России пониманию
бухгалтерского учета. Если попытаться провести сравнение отечественной
системы учета с западным подходом, то учет затрат, внутреннюю отчетность и
анализ хозяйственной деятельности можно отнести к управленческому учету, а
дру- * Здесь и далее мы приводим английскую терминологию, поскольку рабочим
языком международных стандартов бухгалтерского учета является английский. Таблица "Различия между финансовым и управленческим учетами '
|Характеристики|Финансовый |Управленческий|
| |учет |учет |
|Пользователи |внешние |внутренние |
|Учетная |двойная запись|любая полезная|
|система | |система |
|Регулирование |национальные |отсутствует |
| |стандарты | |
| |учета | |
|Измерители |денежные |любые |
|Объект |предприятие в |отдельные |
| |целом |подразделения |
| | |и части |
| | |предприятия |
|Периодичность |год |не существует |
| | |определенной |
| | |периодичности,|
| | |по мере |
| | |необходимости |
|Информационные|объективность,|субъективность|
|характеристики|поскольку |, поскольку |
| |опирается на |часто носит |
| |оценку прошлых|прогнозный |
| |событий |характер |
гую бухгалтерскую информацию — к финансовому. Поэтому в дальнейшем термины
финансовый учет и бухгалтерский учет мы будем использовать как эквиваленты,
подразумевая, что речь идет только о финансовом учете, а вопросы
управленческого учета останутся за рамками этой работы.
Постановка и ведение финансового учета на Западе относятся к компетенции
самого предприятия. Однако принципы и правила такого ведения учета и
составления отчетности регулируются либо национальным законодательством,
либо национальными общепринятыми стандартами, разрабатываемыми
профессиональными организациями бухгалтеров. Необходимость такого
регулирования обусловлена необходимостью объективной и содержательной
информации для принятия обоснованных решений различными группами
пользователей. Обычно выделяют две группы пользователей информации,
представляемой финансовой отчетностью: непосредственно заинтересованные и
опосредованно заинтересованные. К первой группе относятся собственники
средств предприятия, кредиторы и поставщики, потенциальные акционеры,
менеджеры, налоговые органы, служащие компании, покупатели, ко второй —
консультанты по финансовым вопросам, биржи ценных бумаг, юристы,
регулирующие органы, статистические органы, пресса, экологические
организации и др. Для достижения этой цели проводятся научные исследования,
разрабатываются национальные стандарты учета, ведется работа по унификации
учета на международном уровне. В США такими стандартами являются Общепринятые принципы учета (Generally
Accepted Accounting Principles — GAAP), в Великобритании — Закон о
компаниях, Положения о стандартной практике ведения учета (Statements of
Standard Accounting Practice
— SSAP) и ряд других документов, которые иногда называют Общепринятой
практикой учета (Generally Accepted Accounting Practice
— GAAP*), в Германии — директивные законы, во Франции — нормы. Рассмотрим
более подробно американскую и английскую системы учета. В США стандарты финансового учета (общий набор стандартов и процедур)
называются GAAP (Generally Accepted Accounting Principles) — общепринятые
принципы учета, т. е. термины "стандарты" и "принципы" взаимозаменяемы. Их
общепринятость означает либо то, что они утверждены уполномоченной
организацией профессиональных бухгалтеров как принципы (стандарты) учета
или составления отчетности в определенной области, либо то, что на
основании прошлого опыта определенная практика отражения в учете отдельных
средств или операций принимается как "соответствующая" (appropriate) в силу
универсальности ее применения. Разработкой стандартов занимается несколько профессиональ-
* Обратите внимание, что одинаковая абревиатура — GAAP — обозначает
Различные системы учета и расшифровывается по-разному. Применение термина
GAAP в вышеназванной расшифровке для Великобритании до сих пор не является
общепризнанным. Поэтому, с точки зрения автора, используя термин ГААП
(GAAP), необходимо специфицировать, что имеется в виду. Безоговорочное его
Использование допустимо лишь для обозначения системы учета США как
устоявшаяся абревиатура. При акценте на смысловую нагрузку этого понятия,
как общепринятых правил или системы учета, должно быть указано, о какой
стране идет Речь, например, GAAP Германии, GAAP Франции и т.д. Говоря о
Великобритании, необходимо помнить, что при одинаковой смысловой нагрузке
расшифровывается этот термин несколько иначе. Применительно к международным
стандартам или к практике учета на Западе в целом говорить о ГААП (GAAP)
нельзя.темы регулирования учета в США является "преемственность поколений".
Бюллетени САР, Мнения АРВ и другие выпущенные документы, которые не были
заменены или исправлены последующими решениями FASB, действуют до сих пор и
составляют первый и основной уровень "системы GAAP", о которой мы подробнее
будем говорить ниже. Несмотря на то что официальные функции по разработке стандартов учета
были переданы FASB, AICPA до сих пор играет заметную роль в процессе
стандартизации. В 1974 году в составе подразделения по стандартам учета был
создан Исполнительный комитет по бухгалтерским стандартам (Accounting
Standards Executive Committee — AcSEC) с целью представления AICPA в сфере
финансового учета и отчетности. В течение первых лет функционирования AcSEC разрабатывал комментарии
решений FASB и Комиссии по ценным бумагам и биржам (SEC), а также выпускал
Заявления о позиции (Statements of Position — SOP), которые освещали
возникающие бухгалтерские проблемы, не затрагиваемые FASB и SEC. В
результате появления ряда Заявлений о позиции в 1978 году FASB публично
выразил озабоченность, что AICPA берет на себя функции дублирующего органа
по разработке стандартов, и предложил, оставив за собой единственное
официальное право разработки стандартов, объединить работу следующим
образом. Переформатировать существующие SOP, согласно стандартам FASB, и
пропустить их через процедуру утверждения стандартов, придав им таким
образом соответствующий статус. Кроме того, FASB решил выпустить новую
серию собственных документов — Технических бюллетеней (о них подробнее см.
ниже), которые своевременно будут реагировать на возникающие бухгалтерские
проблемы и давать руководство по предпочтительной практике учета.
Это предложение было принято AICPA, и основной функцией AcSEC стала
разработка рекомендаций по специфическим проблемам различных отраслей
экономики путем выпуска Докладов о проблемах (Issues Papers). Эти документы
идентифицируют, предлагают альтернативы и представляют рекомендации по
текущим проблемам финансовой отчетности в различных отраслях. Такая
процедура обеспечивает FASB своевременной информацией о возникающих учетных
проблемах и дает сигнал о необходимости разработки стандартов. Если FASB не
принимает на рассмотрение выявленную в докладе проблему, то AcSEC может
выпустить SOP по этому вопросу. Заявления о позиции в настоящее время
представляют собой рекомендации AcSEC по вопросам отчетности в различных
отраслях. Кроме того. Исполнительный комитет по бухгалтерским стандартам AICPA выпускает Практические бюллетени (Practice Bulletins), которые представляют мнение AICPA о том, как должны отражаться в учете и отчетности те или иные хозяйственные операции. AICPA также публикует Отраслевые руководства по учету и аудиту (Industry Accounting and Auditing Guides), представляющие собой специфические руководства для отдельных отраслей и сфер экономики (например, учет в казино, учет в университетах и т. д.). Кроме собственно учетных проблем, AICPA занимается и проблемами аудита. В его состав входит Комитет по аудиторским стандартам (Auditing Standards Board), который является основным разработчиком аудиторских стандартов (Statements of auditing Standards), регулирующих практику аудита, профессиональную этику и т. п. AICPA разрабатывает программы квалификационных экзаменов и присваивает степень дипломированного общественного бухгалтера (СРА). В дополнение к вышеназванным существует ряд других публикаций AICPA,
которые представляют различную информацию, касающуюся вопросов учета и
аудита: Журнал по бухгалтерскому учету (Journal of Accounting);
Бухгалтерский указатель (Accountant's Index) — библиография литературы по
учету, опубликованной в течение года; Тенденции и методы учета (Accounting
Trends and Techniques) — ежегодная публикация — обзор основных
характеристик годовых финансовых отчетов шестисот крупнейших корпораций;
Бухгалтерские научные исследования (Accounting Research Studies) —
исследования специфических бухгалтерских проблем, дающие альтернативные
возможные решения и рекомендуемую практику, и т. д. Комитет по стандартам финансового учета (Financial Accounting Standards Board — FASB) Как уже отмечалось, после упразднения АРВ в 1973 году бььпа создана новая
структура, занимающаяся разработкой стандартов финансового учета, основную
роль в которой играет FASB. В состав этой структуры входят три организации: Фонд финансового учета (Financial Accounting Foundation — FAF); Комитет по стандартам финансового учета (Financial Accounting Standards
Board — FASB); Консультативный совет по стандартам учета (Financial Accounting Standards
Advisory Council — FASAC). Фонд финансового учета (FAF) состоит из девяти членов-попечителей
(trustee), назначаемых Советом директоров AICPA. Его функциями являются
назначение членов FASB и FASAC, привлечение финансовых средств для
разработки стандартов, общее наблюдение за деятельностью FASB. Комитет по стандартам финансового учета (FASB) — основная действующая
организация структуры. В его состав входят семь членов, работающих в
Комитете на постоянной основе, высокооплачиваемых и избираемых на
пятилетний срок. FASB является независимой профессиональной* организацией
(независимой как от государственных органов власти, так и от других
организаций, например от AICPA; кроме того, члены FASB не имеют права
работать в каких-либо других организациях или фирмах). Главная задача FASB
— разработка стандартов финансового учета, составляющих основу системы
GAAP. FASB ведет также различные исследовательские программы с целью
оказания поддержки процессу разработки стандартов. И наконец, Консультативный совет по стандартам финансового учета (FASAC),
в состав которого входят тридцать пять членов, проводит консультации FASB
по различным бухгалтерским проблемам и вопросам, по приоритетным
направлениям развития, оказывает FASB помощь в организации рабочих групп
для различных проектов, представляет отзывы на предлагаемые стандарты. FASB разрабатывает и выпускает целый ряд документов, стандартизирующих
практику учета: Положения о концепциях финансового учета (Statements of financial
accounting concepts); Положения о стандартах финансового учета (Statements of financial
accounting standards); Интерпретации (толкования) (Interpretations) ', Технические бюллетени (Technical Bulletins), Положения рабочей группы по возникающим проблемам (Emerging Issues Task
Force Statements). l. Существует пять действующих Положении о концепциях финансового учета,
которые были выпущены FASB за период с 1978
* Однако член FASB может и нс иметь степени дипломированного общественного
бухгалтера (СРА).по 1985 гг. Они представляют собой концептуальные основы,
являющиеся базой для собственно стандартов финансового учета и отчетности,
или, другими словами, принципы, лежащие в основе финансового учета.
Положение № 1 Цели финансовой отчетности коммерческих предприятий. Положение № 2 Качественные характеристики бухгалтерской информации. Положение № 4 Цели финансовой отчетности некоммерческих организаций. Положение № 5 Принципы отражения и оценки информации в финансовой отчетности коммерческих предприятий. Положение № 6 Элементы финансовой отчетности (заменило Положение №3). Эти документы определяют иерархию общепринятых принципов учета* в
трехуровневой системе. 2. Положения о стандартах финансового учета — это основные документы,
выпускаемые FASB, которые представляют собой собственно стандарты учета и
являются основной составляющей системы GAAP. Иногда между понятиями
собственно стандартов и GAAP ставят знак равенства, однако это не совсем
правильно, поскольку GAAP шире, чем просто Положения о стандартах.
Положения о стандартах финансового учета определяют варианты отражения в
бухгалтерском учете различных хозяйственных средств и операций,
предусматривают решения бухгалтерских проблем. С 1973 года FASB было
выпущено более ста таких стандартов. Поскольку стандарты учета должны учитывать интересы всех участников
экономического сообщества, в них заинтересованных, то процедура или процесс
одобрения и выпуска стандартов ("due process") достаточно сложна и
многошагова. Этот процесс состоит из девяти стадий: (1) идентифицируется учетный вопрос и ставится в повестку дня FASB; (2) формируется рабочая группа экспертов из различных областей, которая
определяет проблемы и альтернативы решения этого вопроса; . Например, принципы уместности и надежности информации, принцип начислений, принцип единицы учета и др. (3) проводятся исследования и осуществляется анализ данного вопроса
техническим персоналом FASB и внешними экспертами; (4) подготавливается Меморандум для обсуждения (Discussion Memorandum) и
рассылается всем заинтересованным сторонам; (5) проводятся публичные слушания, как правило, по истечении 60 дней
после выпуска Меморандума; (6) FASB анализирует и оценивает все полученные отклики; (7) принимается решение о выпуске стандарта; если оно положительное, то
подготавливается и распространяется Предлагаемый проект (Exposure Draft) с
просьбой прислать комментарии всем заинтересованным сторонам; (8) FASB анализирует все поступившие отклики (минимальный период для их
сбора — 30 дней) и при необходимости пересматривает и исправляет проект; (9) пересмотренный проект выносится на обсуждение FASB, и для того чтобы
он был одобрен в качестве стандарта, "за" должны проголосовать четыре члена
комитета из семи. Таким образом, в процессе принятия стандартов участвуют все
заинтересованные стороны (стадии 4, 5, 7): AICPA, SEC и другие
правительственные органы, бухгалтерские и аудиторские фирмы, финансовые
аналитики, банкиры, представители различных фирм, представители
академических кругов, юристы и т. д. Такую процедуру утверждения должны пройти как Положения о стандартах
финансового учета, так и Положения о концепциях финансового учета. 3. Интерпретации представляют собой модификации или дополнения
существующих стандартов. Интерпретации могут относиться как к Положениям о
стандартах FASB, так и к Мнениям АРВ. Они имеют ту же силу, что и
стандарты, и их утверждение требует таких же результатов голосования
(четыре из семи), однако они не должны проходить всю процедуру, описанную
выше. В настоящее время существует около сорока интерпретаций. 4. Технические бюллетени уже упоминались выше. Они выпускаются в ответ на
запросы от различных организаций и фирм о применении существующих
стандартов; как руководства к использованию стандартов; при необходимости
своевременного быстрого реагирования на возникающие учетные проблемы.
Следует подчеркнуть, что технические бюллетени выпускаются только в том
случае, если а) не ожидается, что они повлекут за собой глобальные
изменения учетной практики для большого числа предприятий; б) стоимость их исполнения (implementation) невелика; в) руководство,
рекомендуемое бюллетенем, не находится в конфликте ни с одним из широко
используемых принципов учета*. Например, в результате налоговой реформы
компании должны были элиминировать часть начисленного налога на прибыль.
Возникал вопрос, каким образом учитывать эту сумму: как снижение расходов
на выплату налога текущего периода, как корректировку предыдущих периодов
или как экстраординарное событие. Выпущенный Технический бюллетень по этому
вопросу предписывал использовать первый вариант **. 5. Положения по возникающим проблемам, выпускаемые рабочей группой,
касаются вопросов учета новых и необычных бухгалтерских операций, которые
потенциально могут создать разнообразие практики финансовой отчетности
(например, вопрос о том, как учитывать необычные займы на строительство).
Рабочая группа по возникающим проблемам (Emerging Issues Task Force— EITF)
была создана FASB в 1984 году и состоит из семнадцати членов. В состав этой
рабочей группы входят представители бухгалтерских (аудиторских) фирм,
различных компаний, FASB, а также один наблюдатель от SEC. Для принятия
Положения (достижения консенсуса по возникшему вопросу) требуется согласие
пятнадцати из семнадцати членов. Положения носят рекомендательный характер,
однако SEC***, например, требует от компаний серьезных обоснований, если их
практика отличается от рекомендованной. EITF играет достаточно важную роль
в процессе стандартизации учета. Обозначая возникающие проблемы, она
привлекает к ним внимание общественности и при невозможности
самостоятельного решения дает направление для работы FASB, являясь
своеобразным "фильтром проблем". Таким образом, мы рассмотрели основные официальные документы,
регулирующие учет и составляющие основу системы GAAP, которые
разрабатываются двумя лидирующими профессиональными бухгалтерскими
организациями — AICPA и FASB. К этим документам относятся: Бюллетени бухгалтерских исследований (САР — AICPA); Бюллетени бухгалтерских терминов (AICPA); * "Purpose and Scope of FASB Technical Bulletins Procedures of Issuance"
FASB Technical Bulletins № 79-1 (Revised) (Stamford, Conn, FASB, June
1984). ** Kieso D.E., Wcygandt J.J. Intermediate Accounting, 7-th cd. 1992, p.
11. *** Подробнее о деятельности SEC см. ниже. Мнения, положения и интерпретации (АРВ — AICPA); Положения о концепциях финансового учета (FASB); Положения о стандартах финансового учета (FASB); Интерпретации (FASB); Технические бюллетени (FASB);
Страницы: 1, 2, 3
|