Экзамен
p>
Билет 30. Расчеты с поставщиками и подрядчиками
Большинство расчётов между предприятиями, с бюджетом и внебюджетными
фондами производится в виде безналичных платежей.
Безналичные расчёты строительные предприятия осуществляют по товарным и
нетоварным операциям. К товарным операциям относят куплю – продажу сырья,
материалов, реализацию выполненных строительно-монтажных работ. Их
учитывают на счетах 60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками», 62 «Расчёты
с покупателями и заказчиками».
К нетоварным операциям относят расчёты с коммунальными учреждениями, научно
– исследовательскими организациями и т.д. Их учитывают на счёте 76 «Расчёты
с разными дебиторами и кредиторами».Их формами расчётов являются расчёты в порядке плановых платежей,
платёжными поручениями – требованиями, платёжными поручениями и расчётными
чеками.
При расчётах платёжными поручениями – требованиями расчёты у поставщиков
отражают как реализацию продукции, т.е. с применением счетов 46 «Реализация
продукции (работ, услуг)», 62 «Расчёты с покупателями и заказчиками».
Покупатель использует счета 60 «Расчёт с поставщиками и подрядчиками», 51
«Расчётный счёт», 63 «Расчёты по претензиям». Аккредитивная форма применяется в двух случаях: когда она установлена
договором и когда поставщик переводит покупателя на эту форму расчётов в
соответствие с положением о поставках продукции производственно –
технического назначения и товаров народного потребления. Особенности
аккредитивной формы расчётов состоит в том, что оплату платёжных документов
производят по месту нахождения поставщика сразу после отгрузки им
продукции. Аккредитив выставлен за счёт собственных средств и за счёт
банковского кредита. В первом случае выставление аккредитива оформляют
следующей бухгалтерской проводкой: Дт 55/1 «Прочие счета в банках» Кт 51
«Расчётный счёт». Во втором: Дт 55/1 Кт 90 «Краткосрочные ссуды банка».
Оплату счетов поставщиков с аккредитивного счёта оформляют следующей
записью: Дт 60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками» Кт 55/1. Платёжное поручение представляет собой распоряжение владельца счёта
банку на перечисление денежных средств с его расчётного счёта на счёт
получателя денег. Платёжное поручение передаётся в учреждение банка
плательщика в порядке последующего акцепта после получения получателем
товарно-материальных ценностей или оказанных ему услуг. Расчёты платёжными
поручениями могут быть срочными, досрочными и отсроченными. К срочным
платежам относятся: авансовые платежи; платежи после отгрузки; частичные
платежи при крупных сделках. Долгосрочный и отсроченный платежи могут иметь
место в рамках договорных отношений без ущерба для финансового положения
сторон. Отражение на счетах бухгалтерского учёта происходит таким же
образом, как и при расчётах, платёжными поручениями – требованиями. Расчёты чеками. Расчётный чек содержит письменное поручение владельца счёта
(чекодателя) обслуживающему его банку по перечислению указанной в чеке
суммы денег с его счёта на счёт получателя средств (чекодержателя). Расчёт
в порядке плановых платежей заказчики отражают на счёте 60 «Расчёты с
поставщиками и подрядчиками», подрядчики – на счёте 62 «Расчёт с
покупателями и заказчиками». На стоимость выполненных строительных работ подрядчик делает
следующую бухгалтерскую запись: Дт 36 «Выполненные этапы по незавершённым
работам» Кт 46 «Реализация продукции (работ, услуг)». Фактическую
себестоимость строительных работ подрядчики списывают следующей проводкой:
Дт 46 Кт 20 «Основное производство». Учёт расчётов с поставщиками материальных ценностей и услуг организуется на
счёте 60 «Расчёт с поставщиками и подрядчиками». Счёт по отношению к
балансу – пассивный. По кредиту счёта 60 «Расчёт с поставщиками и
подрядчиками» отражается задолженность с поставщиками, по дебету –
уменьшение этой задолженности. Сальдо кредитовое свидетельствует о суммах задолженности предприятия
поставщикам и подрядчикам. В некоторых случаях сальдо по счёту 60 может
быть и дебетовым, это означает, что сумма за материальные ценности
поставщиком оплачена, но на конец месяца эти материальные ценности не
поступили, числятся как товары в пути. Счёт 60 предназначен для обобщения информации о расчётах с поставщиками и
подрядчиками за:
- полученные материальные ценности, принятые выполненные работы и
потреблённые услуги, включая предоставление энергии, газа, пара, воды, а
также по доставке или переработке материальных ценностей, расчёты,
документы на которые акцептованы и подлежат оплате через банк;
- материальные ценности, работы и услуги, расчёты по которым производятся в
порядке плановых платежей;
- материальные ценности, работы и услуги, на которые расчётные документы от
поставщиков или подрядчиков не поступили (так называемые неотфактурованные
поставки);
- излишки материальных ценностей, выявленные при их приёмке;
- полученные услуги по перевозкам, в том числе расчёты по недоборам и
переборам тарифа (фрахта), а также за все виды услуги связи. Аналитический учёт расчётов с поставщиками и подрядчиками. Для учёта расчётов с поставщиками и подрядчиками применяют журнал-
ордер формы №6 и приложение к нему «Реестр операций по расчётам с
поставщиками и подрядчиками» формы №6.
Если к моменту поступления ценностей и товаров на склад получателя или
оформления приёмки работ, расчётные документы уже оплачены, то в этих
случаях записи также должны производиться в корреспонденции со счётом 60
«Расчёты с поставщиками и подрядчиками». Записи по Кредиту счёта 60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками»
(левая сторона журнала-ордера) производятся по графам в корреспонденции с
дебетуемыми счетами по учёту материальных ценностей, затрат на
производство, капитальных вложений. При этом по отдельным графам отражаются
суммы налога на добавленную стоимость. Правая сторона журнала-ордера предназначена для отражений операций по
Дебету счёта 60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками», то есть записей об
оплате поставщикам и подрядчикам, за поставленные материальные ценности и
товары, выполненные работы и услуги. При записях по Дебету счёта
указываются кредитуемые счета (счета по учёту денежных средств). Сч.60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», балансовый, «А-П»,
предназначен для отражения информации о приобретении и оприходовании
материалов. По Д-ту счета отражается увеличение дебиторской или уменьшение
кредиторской задолженности в момент оплаты поставщикам стоимости
материалов. По К-ту счета наоборот увеличение кредиторской задолженности или
увеличение дебиторской в момент получения и оприходования материалов в
отчетном периоде. Остаток по Д-ту показывает сумму дебиторской задолженности, а по К-ту
кредиторской на начало или конец отчетного периода.
Сч.60 А
Дебет Кредит
С-до нач К-т 51 Д-т 10,15
Д-т 19
С-до кон Билет 31. Расчеты с покупателями и заказчиками
Большинство расчётов между предприятиями, с бюджетом и внебюджетными
фондами производится в виде безналичных платежей.
Безналичные расчёты строительные предприятия осуществляют по товарным и
нетоварным операциям. К товарным операциям относят куплю – продажу сырья,
материалов, реализацию выполненных строительно-монтажных работ. Их
учитывают на счетах 60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками», 62 «Расчёты
с покупателями и заказчиками».
К нетоварным операциям относят расчёты с коммунальными учреждениями, научно
– исследовательскими организациями и т.д. Их учитывают на счёте 76 «Расчёты
с разными дебиторами и кредиторами». В настоящее время в бухгалтерском учете при отгрузке продукции покупателям
возникающая дебиторская задолженность отражается по цене продажи продукции
на счете 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками". На суммы оплаты за отгруженную продукцию, выполненные работы и оказанные
услуги организация предъявляет расчетные документы покупателю или заказчику
и производит следующую бухгалтерскую запись:
Дебет счета 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" Кредит счета 90
"Продажи".
При погашении покупателями и заказчиками своей задолженности они списывают
ее с кредита счета 62 в дебет счетов денежных средств.
При продаже амортизируемого имущества, т. е. основных средств и
нематериальных активов, а также другого имущества стоимость имущества по
ценам продажи списывают в дебет счета 62 с кредита счета 91 "Прочие доходы
и расходы". Поступление платежей за проданное имущество отражают по дебету
счетов по учету денежных средств (50, 51, 52, 55) и кредиту счета 62. На счете 62 отражают суммы полученных авансов и предварительной оплаты за
поставленную продукцию (работы, услуги), а также возникающие суммовые и
курсовые разницы.
Суммы полученных авансов и предварительной оплаты учитывают по дебету
счетов учета денежных средств и кредиту счета 62. При этом суммы полученных
авансов и предварительной оплаты учитывают на счете 62 обособленно. Положительные суммовые разницы, возникающие по обычным видам деятельности,
отражают по дебету счета 62 и кредиту счета 90 "Продажи". Отрицательные
суммовые разницы оформляют по этим счетам сторнировочной записью.
Положительные курсовые разницы учитывают по дебету счета 62 и кредиту счета
91 "Прочие доходы и расходы", а отрицательные - по дебету счета 91 и
кредиту счета 62. Не востребованная в срок задолженность покупателей и заказчиков списывается
с кредита счета 62 в дебет счета 63 "Резервы по сомнительным долгам" или 91
"Прочие доходы и расходы". Аналитический учет по счету 62 ведут по каждому предъявленному покупателем
или заказчиком счету, а при расчетах в порядке плановых платежей - по
каждому покупателю или заказчику. Построение аналитического учета должно
обеспечить получение данных по покупателям и заказчикам по расчетным
документам, срок оплаты которых не наступил; покупателям и заказчикам по не
оплаченным в срок расчетным документам; авансам полученным; векселям, срок
поступления денежных средств по которым не наступил; векселям,
дисконтированным (учтенным) в банках; векселям, по которым денежные
средства не поступили в срок. 3. Для синтетического учета реализации продукции собственного производства, а также реализации товаров, приобретенный для перепродажи открывается баланс «А-П» сч.62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». По Д-ту счета отражается увеличение дебиторской задолженности или
уменьшение кредиторской в момент отгрузки продукции покупателю. По К-ту сч.
наоборот, уменьшение дебиторской или увеличение кредиторской задолженности
при поступление денежных средств на р/с или в кассу продавца. Остаток по Д-
ту показывает сумму дебиторской задолженности, а по К-ту кредиторской на
начало или конец отчетного периода.
Сч. 62 «А» по отгрузке
Сч.43
Дебет Кредит
С-до нач
К-т 90 Д-т 50, 51
С-до кон Сч. 62 «А» по оплате
Сч.43
Дебет Кредит
С-до нач
К-т 43,40 Д-т 90
С-до кон Сч. 62 «П» по предоплате
Дебет Кредит
С-до нач
К-т 43,40 Д-т 90
С-до кон Билет 32. Расчеты по претензиям
Предъявление претензии относится к досудебному порядку урегулирования
споров. В ней одна организация указывает другой на совершенные ею
неправильные действия (бездействие) или ошибки, в результате которых
ущемлены ее законные интересы. В претензии содержатся требования устранить
или добровольно исправить эти нарушения. Она должна предъявляться в
письменной форме за подписью руководителя организации (предпринимателя) или
его заместителя, если это предусмотрено законом или уставом организации.
Для учета различных расчетных отношений с другими предприятиями,
организациями, отдельными лицами используют активно-пассивный счет 76
"Расчеты с разными дебиторами и кредиторами". Для учета расчетов по претензиям, предъявленных вашей организацией
поставщикам, подрядчикам и иным организациям, следует открыть к счету 76
субсчет 2 «Расчеты по претензиям».
Организация может выставить поставщику (подрядчику) претензию, если:
– поставщиком не соблюдены договорные обязательства;
– выявлена недостача поступивших от него ценностей;
– обнаружены арифметические ошибки в документах поставщика (подрядчика) на
поставленные товары (работы, услуги). На субсчете 76-2 "Расчеты по претензиям" отражают расчеты по претензиям,
предъявленным поставщикам, подрядчикам, транспортным и другим организациям,
а также по предъявленным и признанным (или присужденным) штрафам, пеням и
неустойкам. В дебет этого счета списывают причиненный организации ущерб по
вине поставщиков материальных ресурсов, подрядчиков, учреждений банков и
других организаций с кредита следующих счетов:
60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" - на суммы несоответствия цен и
тарифов, качества, арифметических ошибок и т. п. по уже оприходованным
ценностям;
20 "Основное производство", 23 "Вспомогательные производства" и других
счетов учета затрат - за брак и потери, возникшие по вине поставщиков и
подрядчиков;
учета денежных средств и кредитов банка (51, 52, 66, 67 и др.) - по суммам,
ошибочно списанным со счетов организации;
91 "Прочие доходы и расходы" - по штрафам, пеням, неустойкам, взыскиваемым
с поставщиков, подрядчиков, покупателей, заказчиков, потребителей услуг за
несоблюдение договорных обязательств. Суммы удовлетворенных претензий списывают с кредита счета 76-2 в дебет
счетов учета денежных средств (51, 52 и др.). Суммы неудовлетворенных
претензий, как правило, списывают с кредита счета 76-2 в дебет тех счетов,
с которых они были списаны на счет 76-2 (10, 20, 23, 60 и др.).
Уплаченные организацией разные штрафы, пени и неустойки списывают с кредита
счетов учета денежных средств в дебет счета 91 "Прочие доходы и расходы".
В первом случае договор обычно предусматривает взыскание с поставщика пени,
штрафа или неустойки. В соответствии с пунктом 8 ПБУ 9/99 «Доходы
организации», утвержденного приказом Минфина РФ от 06.05.99 № 32н, и
пунктом 3 статьи 250 НК РФ штрафы, пени, неустойки за нарушение условий
договоров признаются внереализационными доходами организации.
В учете они отражаются проводкой:
ДЕБЕТ 76-2 КРЕДИТ 91-1
– начислены пени, штрафы, неустойки, выставленные поставщику (подрядчику) и
признанные им или присужденные судом.
Когда покупатель при приемке ценностей, поступивших от поставщика, выявил
их недостачу или порчу, в его учете делаются записи:
ДЕБЕТ 94 КРЕДИТ 60
– отражена недостача (порча) ценностей в пределах предусмотренных договором
величин;
ДЕБЕТ 76-2 КРЕДИТ 60
– отражена недостача (порча) ценностей сверх предусмотренных договором
величин. При отказе судом во взыскании сумм потерь с поставщиков или транспортных
организаций недостача списывается так:
ДЕБЕТ 94 КРЕДИТ 76-2
– списана недостача (порча) ценностей сверх предусмотренных договором
величин. Если суд вынес решение взыскать с поставщика эту недостачу, то в его учете
реализация недостающих ценностей сторнируется:
ДЕБЕТ 62 КРЕДИТ 90-1
– сторнирована реализация недостающих ценностей;
ДЕБЕТ 90-2 КРЕДИТ 41 (43)
– сторнирована себестоимость недостающих ценностей;
ДЕБЕТ 90-3 КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по НДС»
– сторнирован НДС по реализации недостающих ценностей;
ДЕБЕТ 62 КРЕДИТ 76-2
– отражена предъявленная покупателем претензия;
ДЕБЕТ 76-2 КРЕДИТ 51 (50, 52)
– погашена задолженность по претензии;
ДЕБЕТ 94 КРЕДИТ 41 (43)
– списана себестоимость недостающих ценностей.
Билет 33. Учет расчетов с прочими кредиторами и дебиторами
Большинство расчётов между предприятиями, с бюджетом и внебюджетными
фондами производится в виде безналичных платежей.
Безналичные расчёты строительные предприятия осуществляют по товарным и
нетоварным операциям. К товарным операциям относят куплю – продажу сырья,
материалов, реализацию выполненных строительно-монтажных работ. Их
учитывают на счетах 60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками», 62 «Расчёты
с покупателями и заказчиками».
К нетоварным операциям относят расчёты с коммунальными учреждениями, научно
– исследовательскими организациями и т.д. Их учитывают на счёте 76 «Расчёты
с разными дебиторами и кредиторами».
Поступление материальных ценностей от поставщиков, выполнение работ и услуг
подрядчиками производится на основании заключённых между заказчиками
(покупателями) и подрядчиками (поставщиками) хозяйственных договоров. В
договорах оговариваются: виды поставляемых материальных ценностей,
выполняемых работ и услуг, коммерческие условия поставки, количественные и
стоимостные показатели материальных ценностей или услуг, порядок расчётов
(условия платежей). Под дебиторской задолженностью понимают задолженность других организаций,
работников и физических лиц данной организации. Организации и лица, которые
должны данной организации называют дебиторами. Кредиторской называют
задолженность данной организации другим организациям, работникам и лицам,
которые называются кредиторами. Дебиторская задолженность в бухучете отражается на счетах 62”расчеты с
покупателями и заказчиками”, 76”Расчеты с разными дебиторами и
кредиторами”, а кредиторская на счетах 60”Расчеты с покупателями и
заказчиками”, 76. Дебиторская задолженность отражается по цене продажи
продукции на счете 62”Расчеты с покупателями и заказчиками”. На суммы
оплаты за отгруженную продукцию производят бухгалтерские записи: Д62
К92”Продажи”. При погашении покупателями и заказчиками своей задолженности
они списывают ее с кредита счета 62 в Д50,51,52. На счете 62 отражают суммы
полученных авансов и предварительной оплаты обособленно. Аналитический учет
по сч.62 ведут по каждому предъявленному покупателем и заказчиком счету, а
при расчетах в порядке плановых платежей – по каждому покупателю или
заказчику. Учет расчетов с поставщиками ведут на сч.60”Расчеты с
поставщиками и подрядчиками”. При предъявлении на оплату счетов поставщиков
кредитуют сч.60 и дебетуют счета 10,11,15,20,26,97 и т.д. Сумма НДС
включается поставщиками в счета на оплату и отражается у покупателя по
сч.19”НДС по приобретенным ценностям”. Аналитический учет ведется по сч.60
по каждому поставщику. В настоящее время организации могут создавать
резервы по сомнительным долгам. Сомнительным долгом признается ДЗ
организации не погашенная в установленные договором сроки и не обеспеченная
соответствующими гарантиями. Резервы сомнительных долгов создаются на
основе проведенной инвентаризации ДЗ. Величина резерва определяется по
каждому сомнительному долгу в зависимости от финансового состояния
организации-должника и оценки вероятности погашения ею долга. На сумму
создаваемых долгов дебетуют сч.91 и кредитуют сч.63. Списание
невостребованных долгов отражают по Д63 и К62,76. По истечении срока
исковой давности дебиторская и кредиторская задолженности подлежат
списанию. Общий срок исковой давности установлен 3 года. Для отдельных
видов требований могут быть установлены специальные сроки исковой давности,
сокращенные или длительные по сравнению с общим сроком. Срок исковой
давности начинает исчисляться по окончании срока обязательств, если он
определен, или с момента, когда у кредитора возникает право предъявить
требование об исполнении обязательств. Дебиторская задолженность по
истечении срока исковой давности списывается на уменьшение прибыли или
резерва по сомнительным долгам. Списание задолженности оформляется приказом
руководителя и следующими бухгалтерскими записями: Д91”прочие доходы и
расходы” К62,76. Д63”Резервы по сомнительным долгам” К62,76. Списанная
дебиторская задолженность не считается аннулированной. Она должна
отражаться на забалансовом счете 007”Списанная в убыток задолженность
неплатежеспособных дебиторов” в течение 5 лет с момента списания для
наблюдения за возможностью ее взыскания в случае изменения имущественного
положения должника. При поступлении средств по ранее списанной
задолженности дебетуют счета учета денежных средств 50,51,52 и кредитуют
счет91”Прочие расходы и доходы”. Одновременно на указанную сумму кредитуют
счет 007. Кредиторская задолженность по истечении срока исковой давности
списывается на финансовые результаты и оформляется следующими
бухгалтерскими записями: Д60,76 К91. Суммы списанной кредиторской
задолженности включаются в состав внереализационных доходов, участвуют в
формировании финансовых результатов, которые учитываются при
налогообложении прибыли.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
|