МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Бухгалтерский учёт расхода материалов

    Фактическая себестоимость материально-производственных запасов, в которой они приняты к бухгалтерскому учету, не подлежит изменению, кроме случаев, установленных законодательством Российской Федерации и предусмотренных настоящим Положением.

    Материально-производственные запасы, на которые цена в течение года снизилась либо которые морально устарели или частично потеряли свое первоначальное качество, отражаются в бухгалтерском балансе на конец отчетного года по цене возможной реализации, если она ниже первоначальной стоимости заготовления (приобретения), с отнесением разницы в ценах на финансовые результаты организации.

    Готовясь к следующему году, организации выбирают способы оценки сырья и материалов при их списании в производство.

    В соответствии с ПБУ 5/01 при отпуске материально-производственных запасов в производство и ином выбытии их оценка производится организацией (товаров, учитываемых по продажной (розничной) стоимости) одним из следующих методов:

    -  по себестоимости каждой единицы;

    -  по средней себестоимости;

    -  по себестоимости первых по времени приобретения материально-производственных запасов (метод ФИФО);

    -  по себестоимости последних по времени приобретения материально-производственных запасов (метод ЛИФО) (этот метод будет отменён 01.01.2008 г.).

    Применение одного из методов по виду (группе) запасов производится в течение отчетного года.

    Материально-производственные запасы, используемые организацией в особом порядке (драгоценные металлы, драгоценные камни и т.п.), или запасы, которые не могут обычным образом заменять друг друга, могут оцениваться по себестоимости каждой единицы таких запасов.

    Материально-производственные запасы могут оцениваться организацией по средней себестоимости, которая определяется по каждому виду (группе) запасов как частное от деления общей себестоимости вида (группы) запасов на их количество, соответственно складывающихся из себестоимости и количества по остатку на начало месяца и по поступившим запасам в этом месяце.

    Оценка материально-производственных запасов может производиться по себестоимости первых по времени приобретения материально-производственных запасов (метод ФИФО).

    При методе ФИФО (от английского «FIFO – first in - first out») применяется правило, заключенное в его английском названии: первая партия в приход – первая партия в расход.

    Оценка запасов методом ФИФО основана на допущении, что материальные ресурсы используются в течение месяца и иного периода в последовательности их приобретения (поступления), т.е. ресурсы, первыми поступающие в производство (в торговле - в продажу), должны быть оценены по себестоимости первых по времени приобретений с учетом себестоимости запасов, числящихся на начало месяца. При применении этого метода оценка материальных ресурсов, находящихся в запасе (на складе) на конец месяца, производится по фактической себестоимости последних по времени приобретений, а в себестоимости продажи продукции (работ, услуг) учитывается себестоимость ранних по времени приобретений.

    Оценка материально-производственных запасов может производиться организацией по себестоимости последних по времени приобретения материально-производственных запасов (метод ЛИФО).

    При методе ЛИФО (от английского «LIFO – last in - first out») применяется другое правило: последняя партия в приход – первая партия в расход.

    Оценка запасов методом ЛИФО основана на допущении, что ресурсы, первыми поступающие в производство (продажу), должны быть оценены по себестоимости последних в последовательности приобретения. При применении этого метода оценка материальных ресурсов, находящихся в запасе (на складе) на конец месяца, производится по фактической себестоимости ранних по времени приобретения, а в себестоимости продажи продукции (работ, услуг) учитывается себестоимость поздних по времени приобретения.

    Организация может применять в течение отчетного года как элемент учетной политики один метод оценки по каждому отдельному виду (группе) материально-производственных запасов.

    Оценка материально-производственных запасов на конец отчетного периода (кроме малоценных и быстроизнашивающихся предметов и товаров, учитываемых по продажной (розничной) стоимости) производится в зависимости от принятого метода оценки запасов при их выбытии, то есть по себестоимости каждой единицы запасов, средней себестоимости, себестоимости первых или последних по времени приобретений [14].

    Методические указания по учету МПЗ добавили к четырем способам оценки еще три. Так, они предлагают два варианта применения способов оценки по средней себестоимости, по себестоимости первых по времени приобретения материально-производственных запасов (ФИФО), по стоимости последних по времени приобретения материально-производственных запасов (ЛИФО).

    2 Бухгалтерский учёт расхода материалов

     

    2.1 Первичные документы, основные счета и субсчета применяемые при учёте материально-производственных запасов

     

    Первичные документы

    Учет производственных запасов осуществляется на основании следующих первичных документов: приходного ордера, доверенности, акта о приемке материалов, лимитно-заборной карты, требований, накладной на внутреннее перемещение, накладной на отпуск материалов, карточки складского учета материалов, ведомости учета остатков материалов на складе.

    Унифицированные первичные учетные документы утверждены Постановлением Госкомстата РФ от 30.10.97 №71а «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, основных средств и нематериальных активов, материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, работ в капитальном строительстве».

    Доверенность (формы № М–2 и № М–2а) применяются для оформления права лица выступать в качестве доверенного лица организации при получении материальных ценностей, отпускаемых поставщиком по наряду, счету, договору, заказу, соглашению.

    Форму № М–2а применяют организации, у которых получение материальных ценностей по доверенности носит массовый характер. Выдачу этих доверенностей регистрируют в заранее пронумерованном и прошнурованном журнале учета выданных доверенностей.

    Приходный ордер (форма № М–4) применяется для учета материалов, поступающих от поставщиков или из переработки. Приходный ордер в одном экземпляре составляет материально ответственное лицо в день поступления ценностей на склад. Приходный ордер должен выписываться на фактически принятое количество ценностей.

    Письмом Минфина России от 29.10.2002 № 16-00–14/414 разъясняется порядок оформления поступающих материалов.

    В соответствии с Методическими указаниями по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденными приказом Минфина России от 28.12.2001 № 119н, вместо приходного ордера (типовая межотраслевая форма № М–4 утверждена постановлением Госкомстата России от 30.10.97 № 71а) приемка и оприходование материалов может оформляться проставлением на документе поставщика (счете, накладной и т.д.) штампа, в оттиске которого содержатся те же реквизиты, что и в приходном ордере. Такой штамп приравнивается к приходному ордеру. Порядок оформления документов по приемке и оприходованию материалов должен быть закреплен в учетной политике организации.

    Акт о приемке материалов (форма № М–7) применяется для оформления приемки материальных ценностей, имеющих количественное и качественное расхождение, а также расхождение по ассортименту с данными сопроводительных документов поставщика; составляется также при приемке материалов, поступивших без документов; является юридическим основанием для предъявления претензии поставщику, отправителю.

    Лимитно-заборная карта (форма № М–8) применяется при наличии лимитов отпуска материалов для оформления отпуска материалов, систематически потребляемых при изготовлении продукции, а также для текущего контроля за соблюдением установленных лимитов отпуска материалов на производственные нужды и является оправдательным документом для списания материальных ценностей со склада.

    Для сокращения количества первичных документов там, где это целесообразно, рекомендуется оформлять отпуск материалов непосредственно в карточках учета материалов (форма № М–17). В этом случае расходные документы на отпуск материалов не оформляются, а сама операция производится на основании лимитных карт, выписываемых в одном экземпляре, и не имеющих значения бухгалтерских документов. Лимит отпуска можно указать и в самой карточке. Представитель структурного подразделения при получении материалов расписывается непосредственно в карточках учета материалов, а в лимитно-заборной карте расписывается кладовщик.

    По лимитно-заборной карте ведется также учет материалов, не использованных в производстве (возврат). При этом никаких дополнительных документов не составляется.

    Сверхлимитный отпуск материалов и замена одних видов материалов другими допускается только по разрешению руководителя организации, главного инженера или лиц, на это уполномоченных.

    Изменение лимита производится теми же лицами, которым предоставлено право его установления.

    Требование – накладная (форма № М–11) применяется для учета движения материальных ценностей внутри организации между структурными подразделениями или материально ответственными лицами.

    Накладная на отпуск материалов на сторону (форма № М–15) применяется для учета отпуска материальных ценностей хозяйствам своей организации, расположенным за пределами ее территории, или сторонним организациям, на основании договоров и других документов.

    Карточка учета материалов (форма № М–17) применяется для учета движения материалов на складе по каждому сорту, виду и размеру; заполняется на каждый номенклатурный номер материала и ведется материально ответственным лицом (кладовщиком, заведующим складом). Записи в карточке ведут на основании первичных приходно-расходных документов в день совершения операции.

    Акт об оприходовании материальных ценностей, полученных при разборке и демонтаже зданий и сооружений (форма № М–35), применяется для оформления оприходования материальных ценностей, полученных при разборке и демонтаже зданий и сооружений, пригодных для использования при производстве работ.

    Карточка учета малоценных и быстроизнашивающихся предметов (форма № МБ–2) применяется для учета малоценных и быстроизнашивающихся предметов, выданных под расписку работнику для длительного пользования.

    Акт выбытия малоценных и быстроизнашивающихся предметов (форма № МБ–4) применяется для оформления поломки и утери малоценных и быстроизнашивающихся предметов.

    Акты выбытия впоследствии прикладываются к актам на списание (форма № МБ–8).

    Ведомость учета выдачи спецодежды, спец. обуви и предохранительных приспособлений (форма № МБ–7) применяется для учета выдачи спецодежды, спец. обуви и предохранительных приспособлений работникам в индивидуальное пользование (применяется при автоматизированной обработке учетных данных.)

    Акт на списание малоценных и быстроизнашивающихся предметов (форма № МБ–8) применяется для оформления списания изношенных и непригодных для дальнейшего использования малоценных и быстроизнашивающихся предметов.

    Основные счета и субсчета применяемые при учёте материально-производственных запасов

    Материалы со складов и из кладовых отпускаются для производства строительных и монтажных работ, на хозяйственные нужды.

    Отпускаются материалы со складов и из кладовых только с разрешения определенных должностных лиц. Одной из основных задач материального учета является предварительный и последовательный контроль за расходованием материалов на производстве.

    Цель предварительного контроля – не допускать отпуска материалов в производство сверх количества, предусмотренного нормами на заданный объем работ. Такой контроль осуществляется по лимитно-заборным картам. Лимитно-заборные карты – это своего рода разрешение на постепенный отпуск в течение месяца материалов на производство. Лимитирование расхода материалов производится плановым или производственным отделом при составлении месячных оперативных планов участков производителей работ. Лимитно-заборная карта выписывается каждому производителю работ в двух экземплярах на один или несколько видов материалов (номенклатурных номеров). Карта регистрируется в реестре, после чего один экземпляр передается производителю работ, а второй на склад. Реестр карт передается в бухгалтерию. Отпуск материалов со склада производится только после предъявления экземпляра лимитно-заборной карты, находящийся у прораба. Отпущенное количество материалов записывается в обоих экземплярах карты и подтверждается подписью получателя (на экземпляре, находящимся на складе) и заведующего складом (на экземпляре получателя). Таким образом, лимитная карточка это  накопительный расходный документ. По окончании месяца оба экземпляра лимитно-заборных карт поступают в бухгалтерию, где они сверяются и таксируются. Материалы, не требующиеся повседневно, отпускают по разовым требованиям, выписываемым в двух экземплярах начальником участка, начальником цеха или производителем работ.

    В лимитно-заборных картах и требованиях указывается целевое назначение материалов (шифр учетного объекта, статья расхода и т. д.).

    Склад может отпускать только те материалы и в таких количествах, которые указаны в лимитно-заборной карте или требованиях. Замена материала не разрешается. Отпуск материалов не в тех количествах, которые указаны в требованиях, допускается только в тех случаях,  когда  это вызывается состоянием упаковки, габаритами, тарой и т. п.

    Счет 10 «Материалы».

    Предназначен для регистрации информации о наличии и движении принадлежащих предприятию сырья, материалов, топлива, запасных частей и т.п. ценностей.

    Материалы учитываются на счете 10 «Материалы» по фактической себестоимости их приобретения или учетным ценам. Фактическая себестоимость приобретения или заготовления материалов складывается из стоимости по ценам приобретения и расходов по заготовке и доставке этих ценностей на предприятие. При этом бухгалтеру крайне важно знать перечень расходов, включаемых в законный состав расходов по заготовке и доставке материалов на предприятие - этот перечень регулируется соответствующими нормативными актами. При участии материалов по учетным ценам разница между стоимостью ценностей по этим ценам и фактической себестоимостью приобретения ценностей отражается на счете 16 «Отклонения в стоимости материальных ценностей».

    К счету 10 «Материалы» могут быть открыты субсчета:

    10-1 – Сырье и материалы;

    10-2 – Покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, конструкции и детали;

    10-3 – Топливо;

    10-4 – Тара и тарные материалы;

    10-5 – Запасные части;

    10-6 – Прочие материалы;

    10-7 – Материалы, переданные в переработку на сторону;

    10-8 – Строительные материалы;

    10-9 – Инвентарь и хозяйственные принадлежности.

    В зависимости от принятой предприятием организации учета, поступление материалов может быть отражено с использованием счетов 15 «Заготовление и приобретение материалов».

    Аналитический учет по счету 10 «Материалы» ведется по местам хранения материалов и отдельным их наименованием (видом, сортам, размерам и т.д.). Это позволяет в любой момент проверить их наличие и стоимость. Счет 10 активный, он отражает вложение средств в материалы  сырье [1], [13].


    2.2 Порядок учёта расхода материалов


    Учет и контроль за расходованием товарно-материальных ценностей – одна из важных задач бухгалтерского учета.

    Все первичные документы на расход и отпуск материалов группируются бухгалтерией в разрезе синтетических счетов, субсчетов, мест использования и направление затрат. Большинство предприятий ведут текущий учет материалов по твердым учетным ценам по средним покупным ценам плановой себестоимости и др. Отклонение фактической себестоимости от средней покупной цены или от плановой себестоимости учитывают на отдельных аналитических счетах по группам материалов. Таким образом, данные образующие фактическую себестоимость поступивших материалов, в бухгалтерском учете отражаются в разных журналах-ордерах (№ 1, 3, 6, 7, 10-1, израсходованных и отпущенных на сторону материалов записывают в журналах-ордерах № 10 и 10-1 и в главной книге).

    Склад может отпускать только те материалы и в таких количествах, которые указаны в лимитно-заборной карте или требованиях. Замена материала не разрешается. Отпуск материалов не в тех количествах, которые указаны в требованиях, допускается только в тех случаях,  когда  это вызывается состоянием упаковки, габаритами, тарой и т. п.

    Важнейшей  предпосылкой  эффективной  организации учета материалов  является  их  оценка. В  соответствии  с  «Положением по ведению  бух.  учета  и  бух. отчетности  в  Российской Федерации» от  29.07.98 г.  №34н сырье, основные и вспомогательные материалы, топливо, покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, запасные части, тара, используемая для упаковки и транспортировки продукции (товаров), и другие материальные ресурсы отражаются в бухгалтерском балансе по их фактической себестоимости. Фактическая   себестоимость материальных  ресурсов определяется исходя из фактически произведенных затрат на их приобретение и изготовление.

    Согласно «Положению по бухгалтерскому  учету «Учетная  политика  предприятия»  ПБУ   1/98»   (приказ  Минфина   от 30.12.99 г. № 107н), организация имеет  возможность выбора  метода оценки запасов и этот метод должен быть зафиксирован в учетной политике и использоваться из  года в  год. При наличии серьезных оснований организация может  изменить выбранный метод, изложив причины и последствия перехода в пояснительной записке об учетной политике, прилагаемой  к  годовому  отчету.

    В  соответствии  с  «Положением  по ведению бухгалтерского  учета   и отчетности в Российской  Федерации»  изменение  оценки производственных запасов по  решению организации  не допускается.  Исключение сделано  только  в одном   случае:   материальные   ценности, на  которые цена  в течении  года  снизилась,  либо  которые  морально  устарели или  частично  потеряли  свое  первоначальное  качество, отражаются в  бухгалтерском балансе на конец отчетного года по цене  возможной  реализации, если она ниже первоначальной стоимости  заготовления (приобретения),  с  отнесением  разницы  в  ценах  на результаты хозяйственной деятельности, т. е. в дебет счета 99 «Прибыли и  убытки» с кредита счета 10 «Материалы». Важное  значение  при выявлении  результатов   хозяйственной  деятельности предприятия  имеет оценка балансовой   стоимости материальных ценностей, соответствующая уровню существующих цен. С этой целью на предприятиях периодически проводятся  переоценки материальных  ценностей  по  решению  Правительства   Российской Федерации в связи с изменением цен и тарифов. Для отражения сумм разниц  от  переоценки  товарно-материальных  ценностей   и  незавершенного  производства  используется  счет  14 «Заготовление и приобретение материальных ценностей». По дебету этого счета отражают начисления сумм уценки, а по  кредиту  –   начисления  сумм   дооценки. Документальное оформление отпуска и осуществление на этой основе оперативного учета расхода материалов зависит от характера производства, назначения материалов, периода и порядка выдачи и т.д. Основными документами, используемыми при оформлении отпуска являются лимитно-заборные карты, требования-накладные, накладные на отпуск материалов на сторону [14].

    Страницы: 1, 2, 3


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.