Бухгалтерский учет и анализ экономической деятельности предприятия
- собственные источники;
- заемные источники;
- дополнительно привлеченные источники.
Как правило, минимальная потребность
предприятия в оборотном капитале покрывается за счет собственных источников:
прибыли, уставного капитала, резервного капитала, фонда накопления и целевого
финансирования. . Однако в силу ряда причин у предприятий возникают временные
дополнительные потребности в оборотном капитале. В этом случае финансовое
обеспечение сопровождается привлечением заемных источников: банковских и
коммерческих кредитов, займов.
Тема №9 .Анализ платежеспособности и
кредитоспособности предприятия
Одним из важнейших критериев
финансового положения предприятия является оценка его платежеспособности, под
которой принято понимать способность предприятия рассчитываться по своим
долгосрочным обязательствам. Следовательно, платежеспособным является то
предприятие, у которого активы больше, чем внешние обязательства.
Способность предприятия платить по своим краткосрочным обязательствам
называется ликвидностью. Иначе говоря, предприятие считается ликвидным, если
оно может выполнить свои краткосрочные обязательства, реализуя текущие активы.
Основные средства, если только они не приобретаются с целью дальнейшей
перепродажи, в большинстве случаев не могут быть источниками погашения текущей
задолженности предприятия в силу, во-первых, своей особой функциональной роли в
процессе производства и, во-вторых, весьма затруднительных условий их срочной
реализации.
Для предварительной оценки
ликвидности предприятия привлекаются данные
бухгалтерского баланса. Информация, отражаемая во II и III разделах актива
баланса, характеризует величину текущих активов в начале и в конце отчетного
года. Сведения о краткосрочных обязательствах предприятия содержатся в III
разделе пассива баланса-нетто. Предприятие может быть ликвидным в большей или
меньшей степени, поскольку в состав текущих активов входят разнородные
оборотные средства, среди которых имеются как легкореализуемые, так и
труднореализуемые для погашения внешней задолженности.
В то же время в составе краткосрочных пассивов могут быть выделены
обязательства различной степени срочности. Поэтому одним из способов оценки
ликвидности на стадии предварительного анализа является сопоставление
определенных элементов актива и пассива между собой. С этой целью обязательства
предприятия группируются по степени их срочности, а его акцизы - по степени
ликвидности (реализуемости). Так, наиболее срочные обязательства предприятия
(срок оплаты которых наступает в текущем месяце) сопоставляются с величиной
активов, обладающих максимальной ликвидностью (денежные средства, легкореализуемые
ценные бумаги). При этом часть срочных обязательств, остающихся непокрытыми,
должна уравновешиваться менее ликвидными активами - дебиторской задолженностью
предприятий с устойчивым финансовым положением, легкореализуемыми запасами
товарно-материальных ценностей.
Прочие краткосрочные обязательства
соотносятся с такими активами, как дебиторы, готовая продукция,
производственные запасы и др. Исходя из сказанного, в практике аналитической
работы используют целую систему показателей ликвидности . Рассмотрим
важнейшие из них.
Коэффициент абсолютной
ликвидности (коэффициент срочности) исчисляется как отношение денежных средств
и быстрореализуемых ценных бумаг(III раздел актива) к краткосрочной
задолженности (итог раздела III пассива). Он показывает, какая часть текущей
задолженности может быть погашена на дату составления баланса или другую
конкретную дату.
Уточненный коэффициент точности - определяется как отношение денежных
средств, ценных бумаг и дебиторской задолженности (III раздел актива) к
краткосрочным обязательствам (итог III раздела пассива баланса-нетто).
Этот показатель характеризует, какая часть текущих обязательств может быть
погашена не только за счет наличности, но и за счет ожидаемых поступлений за
отгруженную продукцию, выполненные работы или оказанные услуги. Общий
коэффициент ликвидности (коэффициент покрытия) представляет собой отношение
всех текущих активов (итог II раздeла + итог III раздела актива) к
краткосрочным обязательствам (итог III раздела пассива баланса нетто). Он
позволяет установить, в какой кратности текущие активы покрывают краткосрочные
обязательства. В общем случае нормальными считаются значения этого показателя,
находящиеся в пределах от 2 до 3.
Следует иметь в виду, что если
отношение текущих активов и краткосрочных обязательств ниже, чем 1 : 1, то
можно говорить о высоком финансовом риске, связанном с тем, что предприятие не
в состоянии оплатить свои счета. Соотношение 1 : 1 предполагает равенство
текущих активов и краткосрочных обязательств. Принимая во внимание различную
степень ликвидности активов, можно с уверенностью предположить, что не все
активы будут реализованы в срочном порядке, а, следовательно, и в данной
ситуации возникает угроза финансовой стабильности предприятия.
Если же значение
коэффициента покрытия значительно превышает соотношение 1 : 1, то можно сделать
вывод о том, что предприятие располагает значительным объемом свободных
ресурсов, формируемых за счет собственных источников. С позиции кредиторов
предприятия подобный вариант формирования оборотных средств является наиболее
предпочтительным .
Другим показателем,
характеризующим ликвидность предприятия, является оборотный капитал, который
определяется как разность текущих расходов и краткосрочных обязательств. Иными
словами, предприятие имеет оборотный капитал до тех пор, пока Текущие активы
превышают краткосрочные обязательства (или в целом до тех пор, пока оно
ликвидно).
В развитие проведенного анализа
целесообразно оценить тенденцию изменения
соотношений труднореализуемых активов и общей величины активов, а также
труднореализуемых и легкореализуемых активов. Тенденция к росту названных
соотношений указывает на снижение ликвидности.
При проведении такого анализа
следует помнить, что классификация оборотных средств на труднореализуемые и
легкореализуемые не может быть постоянной, а меняется с изменением конкретных
экономических условий. Например, в условиях нестабильности снабжения и
продолжающегося обесценивания рубля предприятия заинтересованы вложить денежные
средства в производственные запасы и другие виды товарно-материальных
ценностей, имеющих стабильный рост рыночных цен, что дает основание причислить
указанную группу активов к легкореализуемым.
Платёжеспособность
выражается через коэффициент платёжеспособности (Кпл) – это отношения имеющимся
в наличии денежных средств к сумме срочных платежей на определённую дату. Если
Кпл>1 значит хозяйствующий субъект платёжеспособен. Источниками, а являются:
Баланс, приложения к балансу №2 №3 №5. Ж/о №8 ,главная книга.
Нередко для получения заемных средств
кредиторам важно знать насколько платежеспособно предприятие, то есть на
сколько предприятие способно за счет собственных средств погасить свои
первоочередные долги.
Анализ платежеспособности проводят на
основе расчета 3-х показателей платежеспособности:
1. Коэффициента абсолютной ликвидности, где удовлетворительным считаются
значения коэффициента от 0,2 тыс. руб. до 0,25 тыс. руб.;
2. Коэффициента критической ликвидности где удовлетворительными считаются
значения коэффициента от 0,7 тыс. руб. до 0,8 тыс. руб.;
3. Коэффициента общего покрытия (текущей ликвидности) где
удовлетворительным считаются значения коэффициента от 2 тыс. руб. до 4 тыс.
руб.;
Коэффициент абсолютной
ликвидности равен отношению величины денежных средств (средства в кассе, на
счетах, вложения в краткосрочные ценные бумаги) и срочных обязательств
организации (кредиторская задолженность, ссуды непогашенные в срок,
краткосрочные кредиты и займы).
Тема№ 10 . Анализ
дебиторской и кредиторской задолженности
Значительный удельный вес
дебиторской задолженности в составе текущих активов определяет их особое место
в оценке оборачиваемости оборотных средств.В наиболее общем виде изменения в
объеме дебиторской задолженности за год могут быть охарактеризованы данными
баланса. Для целей внутреннего анализа следует привлечь сведения аналитического
учета (журнал-ордер или заменяющую его ведомость учета расчетов с покупателями
и заказчиками). Для обобщения результатов анализа состояния расчетов с
покупателями и заказчиками составляют сводную таблицу , в которой дебиторская
задолженность классифицируется по срокам образования. Ежемесячное ведение
таблицы позволяет бухгалтеру составить четкую картину состояния расчетов с
покупателями и обращает внимание на просроченную задолженность. Кроме того,
практическая полезность использования таблиц состоит еще в том, что они в
значительной степени облегчают проведение инвентаризации состояния расчетов с
дебиторами.Для оценки оборачиваемости дебиторской задолженности используется
следующая группа показателей.
1. Оборачиваемость дебиторской задолженности
Оборачиваемость Выручка от реализации
дебиторской =
задолженности Средняя дебиторская задолженность
где
Средняя Дебиторская задолженность + Дебиторская задолженность
дебиторская = на начало периода на конец периода задолженность
задолженность 2
2. Период погашения дебиторской задолженности:
Период погашения = ___________________360_____________________
дебиторской задолженности Оборачиваемость дебиторской задолженности
Следует иметь в виду, что чем больше период просрочки задолженности, тем
выше риск ее непогашения.
3. Доля дебиторской задолженности в общем объеме текущих активов:
Доля дебиторской Дебиторская задолженность
задолженности в = x 100
текущих активах Текущие активы (II раздел баланса)
4. Доля сомнительной задолженности в составе дебиторской
задолженности:
Доля сомнительной = Сомнительная дебиторская задолженность x 100
задолженности Дебиторская задолженность
Этот показатель характеризует «качество» дебиторской задолженности.
Тенденция к его росту свидетельствует о снижении ликвидности.
Тема №11 . Анализ
экономических результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятия
Валовой финансовый результат
хозяйственно-финансовой деятельности предприятия - прибыль или убыток -
определяют сопоставлением в течение года в квартальных отчетах о финансовых
результатах чистого дохода, определенного на счетах "Доходы и результаты
деятельности", и расходов, определенных нарастающим итогом с начала года
на счетах "Расходы деятельности".
Результативность и экономическая
целесообразность функционирования предприятия измеряются абсолютными и
относительными показателями. Различают показатели экономического эффекта и
экономической эффективности.
Экономический эффект - показатель, характеризующий результат деятельности.
Это абсолютный, объемный показатель. В зависимости от уровня управления,
отраслевой принадлежности предприятия в качестве показателей эффекта используют
показатели валового национального продукта, национального дохода, валового
дохода от реализации, прибыли и т.п.
Основным показателем
безубыточности работы предприятия является прибыль. Однако по этому показателю,
взятому изолированно, нельзя сделать обоснованные выводы об уровне
рентабельности. Прибыль в 1 млн.руб. может быть прибылью разновеликих по
масштабам деятельности и размерам вложенного капитала предприятий.
Соответственно и степень относительной весомости этой суммы будет неодинаковой.
Поэтому в анализе используют различные коэффициенты рентабельности.
Экономическая эффективность -
относительный показатель, соизмеряющий полученный эффект с затратами или
ресурсами, использованными для достижения этого эффекта. Наиболее общую оценку
уровня экономической эффективности деятельности предприятия дают показатели
рентабельности авансированного и собственного капитала, а рост их в динамике
рассматривается как положительная тенденция.
При анализе общего валового
результата в динамике рассматриваются также:
- хозяйственные средства предприятия
и их структура: содержит такие показатели, как величина хозяйственных средств в
оценке нетто, основные средства, нематериальные активы, оборотные средства,
собственные оборотные средства;
- основные средства предприятия: приводятся стоимостная оценка основных
средств, в том числе активной их части по первоначальной и остаточной
стоимости, доля арендованных основных средств, коэффициенты износа и
обновления;
- структура и динамика оборотных средств предприятия: приводится укрупненная
группировка статей второго и третьего разделов баланса, а также ряд
специфических показателей, таких, как величина собственных оборотных средств,
их доля в покрытии товарных запасов и др.;
- основные результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия:
выручка от реализации, прибыль, рентабельность, уровень валового дохода,
уровень издержек обращения, фондоотдача, выработка, показатели оборачиваемости;
- эффективность использования финансовых ресурсов - содержит показатели: всего
финансовых ресурсов, в том числе собственных, привлеченных ресурсов,
рентабельность авансированного капитала, рентабельность собственного капитала и
др.
Раздел 4 Финансы и кредит
Тема №12. Финансовое планирование на
предприятии.
Финансовое планирование связано
с планированием производственной деятельности предприятия. Показатели всех
плановых финансовых инструментов
базируются на планах объема производства, ассортимента товаров и услуг, себестоимости
продукции; они должны создавать необходимые финансовые условия для успешного
выполнения этих планов. В этом состоит основное назначение финансового
планирования.
Финансовое планирование
способствует выявлению внутренних резервов для потребностей предприятия. Это
обеспечивается тем, что, во-первых, оно исходит из необходимости наиболее
эффективного использования производственных мощностей, новой техники, передовой
технологии производства, улучшения качества продукции; во-вторых, выполнения
планов по прибыли и объему других финансовых ресурсов (например, амортизации на
полное восстановление основных фондов) требует соблюдение плановых норм затрат
труда и материальных ресурсов; в- третьих объем финансовых ресурсов, который
определяется при планировании , не позволяет предприятию или затрудняет
создавать чрезмерные запасы материальных ресурсов, делать не плановые
капитальные вложения. В процессе финансового планирования обеспечивается
необходимый контроль за созданием и рациональным использованием финансовых
ресурсов. Объектами планирования являются доходы предприятия, включая
накопления (прибыль и т.д.), взаимоотношения с государственным бюджетом и
государственными внебюджетными фондами, объем капиталовложений , других форм
инвестирования финансовых ресурсов ( в частности, участие на рынке ценных
бумаг), объем долгосрочных кредитов банков на инвестиционные мероприятия,
потребность предприятия в собственных оборотных средствах и источники ее
покрытия.
Главным инструментом
финансового планирования в современных условиях является финансовый план
предприятия (баланс доходов и расходов), широкое распространение в практике
имеет также платежный календарь
Процесс финансового планирования состоит из
нескольких этапов. На первом этапе происходит анализ финансовых показателей за
предыдущий период. Для этого используют информацию из основных финансовых
отчетов предприятий: бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках,
отчета о движении денежных средств. Эти документы имеют важное значение для
финансового планирования, так как содержат данные для анализа и расчета
финансовых показателей деятельности предприятия, а также служат основой для
составления прогноза.
На втором этапе происходит составление
основных прогнозных документов, таких как прогноз баланса, отчета о прибылях и
убытках, движения денежных средств, которые относятся к перспективным
финансовым планам и включаются в структуру научно-обоснованного бизнес-плана
предприятия.
На третьем этапе происходит уточнение и конкретизация
показателей прогнозных финансовых документов посредством составления текущих
финансовых планов.
На четвертом этапе осуществляется оперативное финансовое
планирование.
Завершается процесс финансового планирования практическим
внедрением планов и контролем за их выполнением.
Финансовое планирование, в зависимости от содержания
назначения и задач, можно классифицировать на перспективное, текущее (годовое)
и оперативное.
Объектом планирования в первую
очередь должен быть объем финансовых ресурсов, которые поступят в распоряжение
предприятия за период, относительно которого составляется план. Такими
ресурсами являются прибыль, остающаяся у предприятия после уплаты всех налогов
и обязательных платежей, а также амортизационные отчисления, которые
возмещаются за счет цены на продукцию.
Условно сумму чистой прибыли и
амортизации в составе выручки от реализации называют чистой выручкой; именно от
ее величины зависят возможности предприятия увеличить свои денежные средства,
т. к. остальные части выручки пойдут на различные платежи соответственно своим
назначениям.
Зная в большей или меньшей степени объем своих собственных финансовых
ресурсов, которые поступят в будущем периоде, можно сделать прогноз их
размещения в активы предприятия в расчете на сохранение уже достигнутого уровня
ликвидности и платежеспособности (если они удовлетворительны) , или на
улучшение характеризующих их показателей. Это достигается путем разработки
прогнозных балансов доходов и расходов и прогнозных сальдовых бухгалтерских
балансов, где в частности, должны быть учтены все резервы мобилизации
финансовых ресурсов, вложенных в нерациональные затраты (речь идет, например, о
реализации лишнего для предприятия оборудования, привлечение в производство
сверхнормативных запасов сырья и материалов, удержании дебиторской
задолженности и т. д).
Тема №13 .
Инфляция и деятельность фирмы
По темпам роста цен инфляцию
разделяют на три типа :
-
умеренная
(ползущая) – 10 % в год.
-
-
галопирующая – от 20 до 200 % в год
-
- гиперинфляция
- 50 % в месяц
Первый тип
инфляции (умеренная) – наименее опасен и сопровождает
развитие экономики практически всех стран. Темпы умеренной инфляции обычно не
превышают 10 % в год и, по мнению многих экономистов являются просто платой за
развитие промышленности стран. При такой инфляции стоимость денег сохраняется и
отсутствует риск подписания контрактов в номинальных ценах. Нарастающая
инфляция изменятся, следуя за экономическим циклом. Она увеличивается во время
подъема и уменьшается в период спада. Однако здесь выявлена интересная
закономерность: спад снижает темпы инфляции на меньшую величину, чем
увеличивает их следующий за ним подъем. Кроме того, во время спада процесс
подавления инфляции идет весьма медленно, тогда как подъем восстанавливает
прежний уровень инфляции за довольно короткий срок, а дальше превосходит его.
Описанная ситуация заставила многих экономистов задуматься над
целесообразностью расширения производства, жертвуя некоторыми темпами инфляции,
а так же возможностью перерастания устойчивой инфляции в галопирующую.
За эти свойства умеренная инфляция получила еще два названия – «ползучая» и
«нарастающая».
Второй тип
(галопирующая инфляция ) – представляется ростом цен сотнями процентов в год.
Контракты составляются с учетом темпов инфляции. Психология населения
претерпевает значительные изменения. Люди стремятся защитить свои сбережения от
инфляции. наблюдается ускоренная материализация денег. Обычно процесс
галопирующей инфляции возникает вследствие продолжающейся денежно-кредитной
политики. Появляясь, галопирующая инфляция сначала увеличивает спрос, что
приводит к увеличению как цен, так и объемов производства. Дальнейшее развитие
процесса приводит к увеличению предложения, не влияя на естественный объем производства.
Это
объясняется тем, что продолжающееся повышение цен перестает стимулировать
производство к дальнейшему росту, так как цены на ресурсы уже успели подняться,
повысив издержки.
Третий тип
(гиперинфляция) представляет собой период времени, на протяжении которого
нестабильность цен становится стол значимой, что начинает доминировать в
повседневной жизни, приводя к дезорганизации производства и рынка, а так же
перераспределяя доходы и богатства в обществе. Гиперинфляцией считается такое
положение, в условиях которого годовая норма инфляции превосходит уровень 1000
%.
Для правильного планирования хозяйственной деятельности в условиях
инфляции необходимо учитывать силу инфляционных процессов . Существует три
способа их измерения. - измерение с помощью индекса цен используется индекс цен
валового национального продукта ,индивидуальных потребительских цен и
индивидуальных оптовых цен. Для вычисления индекса берутся отношения между
совокупной ценой определенного набора товаров и услуг , выражаются в процентах.
- измерение темпов инфляции за год этот способ дает возможность определить силу
инфляционных процессов , то есть измерить темпы инфляции за год, но можно
рассматривать и более короткие периоды (месяцы или квартал) или более
длительные (десятилетия).Для вычисления темпов инфляции за год нужно вычесть
индекс цен прошедшего года из индекса цен этого года ,разделить эту разницу на
индекс прошедшего года, а затем умножить на 100 %. Если темп инфляции
получиться отрицательным значит наблюдалась дефляция (падение цен).- вычисление
по правилу «величины 70»
Tu = Iп.ц.1 – I п.ц.0 Х 100 % , (1 )I п.ц.0
где : Тu – темп инфляции;
Iп.ц.1 – индекс потребительских цен в отчетном периоде;
Iп.ц.0 – индекс потребительских цен в базовом периоде.
Например , если индекс потребительских цен в отчетном периоде составил
1.1 , а в базовом – 1.03, то темп инфляции составит:
Тu = 1.1 – 1.03 Х 100 % = 6.8 % 1.03
Это правило помогает быстро подсчитать количество лет необходимое для
удвоения уровня цен : надо только разделить число 70 на темп ежегодного
увеличения уровня цен в процентах. Например, если темп ежегодного увеличения
цен ежегодно составляет 6.8%,то для удвоения уровня цен потребуется следующее
количество лет:
70 : 6.8 = 10 лет.
Список используемой
литературы.
1. А.В. Андрейчиков, О.Н.
Андрейчикова «Анализ, синтез, планирование решений в экономике», Москва,
«финансы и статистика»,2000год.
2. М.И. Баканов, А.Д. Шеремет
«Теория экономического анализа», Москва, «финансы и статистика», 1997 год.
3. П.С. Безруких «Как
работать с новым планом счетов», Москва «бухгалтерский учет», 2001 год.
4. Т.М. Гусева, Т.Н. Шеина
«Основы бухгалтерского учета (теория, практика, тесты)», Москва, «финансы и
статистика», 2000 год.
5. З.В. Кирьянова «Теория
бухгалтерского учета», Москва, «финансы и статистика», 1995год.
6. Е.П. Козлова, Т.Н.
Бабченко, Е.Н. Галанина «Бухгалтерский учет в малом предпринимательстве»,
Москва, «финансы и статистика», 1997 год.
7. Е.П. Козлова, Т.Н.
Бабченко, Е.Н. Галанина «Бухгалтерский учет в организациях», Москва, «финансы
и статистика», 2000 год.
8. Приложение к журналу
«бухгалтерский учет» «Годовая бухгалтерская отчетность за 2001 год» (формы
бухгалтерской отчетности, бланки расчетов налогов и сборов), 2002 год.
9.С.Н. Щадилова «Основы
бухгалтерского учета», часть 1, Москва.
Страницы: 1, 2, 3
|