Бухгалтерская оценка эффективности инвестиционного проекта (на примере ЗАО "Новоясенское")...
Известно также,
что, несмотря на относительно высокие показатели среднедушевого производства в
1990 г., избытка молока и молокопродуктов в торговой сети нашей страны в тот
период не наблюдалось. Поэтому теперь, когда среднедушевое производство молока
в России упало до 226 кг, должен был бы наблюдаться его большой дефицит. Но это
не так. Молокопродукты имеются повсеместно. В чем причина?
Относительно
высокий уровень производства и потребления молока и молокопродуктов в
предреформенные годы объяснялся значительными субсидиями государства. По
имеющимся данным, доля государственных дотаций в розничной цене на основные продукты
питания в СССР находилась в диапазоне от 14 % (сахар) до 74 % (говядина). Доля
дотаций в розничной цене молока превышала 60 %, что делало его доступным для
всех слоев населения. Одновременно государство субсидировало и производителей
сельскохозяйственной продукции, с помощью дотаций стимулируя их к увеличению
объемов ее производства.
Либерализация цен
1992 г., отмена продовольственных субсидий, падение доходов граждан привели к
ограничению покупательной способности населения. Кроме того, государство с той
или иной скоростью ушло с агропродовольственных рынков. Их же рыночная
инфраструктура в начальный период реформ отсутствовала. Все это и обусловило существенный
спад потребления, а отсюда и производства продовольствия, прежде всего
животноводческого происхождения [22, 23].
C 1990 по 2004 г. объемы производства
молока в России уменьшились с 55,7 млн.т до 32,0 млн.т, или более чем на 40 %.
При этом постоянно наблюдались более высокие темпы падения производства в
крупных и средних сельскохозяйственных предприятиях, способных поставлять на
переработку молоко более высокого качества (по показателям кислотности,
бактериальной обсемененности, охлажденности). Увеличивающаяся часть
производимого в стране молока стала приходиться на хозяйства населения и К(Ф)Х,
где качество продукции по технологическим и иным причинам всегда было и будет
существенно ниже стандартных показателей.
Таблица 6 - Показатели динамики и
структуры молочного рынка
России в 1999-2004 гг.
Показатели
Годы
1999
2000
2001
2002
2003
2004
Производство молока, млн.т
32,3
32,3
32,9
33,5
33,4
32,0
Рыночная реализация молока, млн.т
16,1
16,1
16,5
17,1
17,1
16,2
Товарность молока, %
50,0
49,9
50,2
51,0
51,3
50,8
Производство молока в с.-х. организациях, млн.т
15,7
15,3
15,5
16,0
15,4
14,4
То же в хозяйствах населения
16,0
16,4
16,8
16,8
17,2
16,7
в К(Ф)Х, тыс.т
558
568
617
701
821
894
Импорт молока, млн.т
4,7
4,7
4,9
5,0
5,6
5,8
Ресурсы молока, млн.т
38,2
38,3
39,0
39,9
40,4
39,4
Импорт молока в % к общим ресурсам
12,4
12,3
12,5
12,5
13,9
14,7
Экспорт молока и молокопродуктов, тыс.т
208
507
609
449
474
479
Личное потребление молока и молокопродуктов, млн.т
31,3
31,3
31,8
33,0
33,1
32,6
Динамика
производства, реализации, импорта, потребления и экспорта молока из России в
последние 6 лет показана в табл.6 [17].
Из табл.6
вытекает два основных вывода:
1) объемы реализации молока в
среднем составляют лишь около половины его валового производства, т.к. высокий
удельный вес хозяйств населения в объемах
производства продукции этой отрасли препятствует росту ее товарности.
Она редко выходит за уровень 50 %. Молоко, произведенное в хозяйствах
населения, в значительной мере предназначено не для поставки на рынки, а для
личного потребления (в т.ч. и потому, что заготовителям трудно наладить
крупномасштабные закупки сырья в этом секторе);
2) в определенной мере дефицит
молока и молокопродуктов на внутрироссийском рынке покрывается его импортом.
Объемы импорта молокопродуктов нарастают медленно, но ежегодно. Пропорционально
увеличивается удельный вес импорта в общих ресурсах молока - с 12,4 % в 1999 г.
до 14,7 % в 2004 г. от общей их величины. В основном благодаря наращиванию
импорта удалось обеспечить некоторый рост объемов личного потребления
молокопродуктов, т.к. производство молока в сельскохозяйственных организациях -
основных поставщиках товарной продукции - постоянно уменьшалось. Впрочем, оно
стало сокращаться и в ЛПХ.
2.2.
Уровень и динамика цен на сырьевое молоко
и молокопродукты
Анализ
показывает, что более же масштабный импорт молока и молокопродуктов из стран -
мировых лидеров молочного животноводства - пока сдерживается прежде всего
ценовыми факторами. Внутрироссийские цены на молоко и молокопродукты по разным
причинам все еще остаются заметно ниже цен, характерных для ведущих стран мира
- производителей молока.
Соответствующие
данные представлены в табл.7 по информации журнала "Молочная
промышленность", 2005 г., № 3, с.10 [19].
Основными
условиями конкурентоспособности любой продукции, в т.ч. продовольственной,
являются ее высокое качество и низкая себестоимость. Эти условия достигаются
при применении в молочной отрасли эффективной техники и современных технологий,
одним из результативных показателей которых являются высокие среднегодовые удои
коров. По этому показателю российские производители молока сильно отстают от
производителей данной продукции во многих странах, хотя это отставание в
последние годы стало уменьшаться.
Таблица 7 - Динамика цен на основные
молочные продукты
на зарубежных рынках, долл.США за 1 кг
Виды продуктов
Годы
2004 г.
в % к 2002 г.
2004 г.
в пересчете
в рубли*
2004 г.
в % к среднероссийским ценам**
2002
2003
2004
Молоко питьевое
1,37
1,40
1,41
102,9
40,2
268
То же - промышленной переработки (в пакетах)
1,59
1,65
1,70
106,9
48,5
280
Йогурты
4,17
4,37
4,37
104,8
124,5
239
Сыры твердые
9,18
9,51
9,66
105,2
275,3
225
Масло сливочное
4,67
4,78
4,85
103,2
138,2
148
* По среднему курсу: 1 долл.США =
28,5 руб.
** Цены в РФ в декабре 2004 г.
составляли: молоко - от 13,3 до 15,5 руб./кг; йогурты - 52,3 руб./кг; сыры
твердые - 122,3 руб./кг; масло сливочное - 93,96 руб./кг ("Молочная
промышленность", 2005 г., № 2, с.18)
Как показывают
статистические данные, в наиболее адаптировавшихся к рынку хозяйствах все
последние годы вели более целенаправленную работу по воспроизводству стада
коров, на условиях лизинга закупали при помощи региональных администраций, а
иногда и за счет ассигнований из федерального бюджета высокопродуктивных чистопородных
молодых животных в зарубежных странах. Некоторые важные тенденции развития
молочного животноводства России в 2000-2005 гг. показаны в табл.8 [17, 19].
Из табл.8 видно,
что удельный вес сельхозпредприятий, т.е. главных поставщиков наиболее
качественного сырья для молочной промышленности, только в 2004 г. уменьшился на
9 %, а за шесть лет - более чем на 20 %. Уменьшалось поголовье и в хозяйствах
населения - за шесть лет с 5984 тыс. голов до 5257 тыс., или на 12,1 %. При
этом важно отметить, что темпы падения в последние годы были особенно
значительными, особенно в 2004 г. В то же время в крестьянских (фермерских)
хозяйствах поголовье коров постоянно увеличивалось, как и его удельный вес в
общем поголовье. Однако пока его уровень незначителен: 3,5 % от общей
численности.
Таблица 8 - Основные тенденции
развития молочного
животноводства России в 2000-2005 гг.
Показатели
На начало года
2005 г.
в % к
2004 г.
2000
2001
2002
2003
2004
2005
Общее поголовье коров, тыс.
13144
12660
12215
11754
11089
10279
92,3
Из него:
в с.-х. предприятиях
6908
6486
6089
5653
5127
4664
91,0
в хозяйствах населения
5984
5918
5848
5788
5613
5257
93,7
в К(Ф)Х
252
256
278
313
349
359
102,9
Удельный вес в общем поголовье, %:
сельхозпредприятий
52,6
51,2
49,8
48,1
46,6
45,4
86,3*
хозяйств населения
45,5
46,8
47,9
49,2
50,2
51,5
113,2*
К(Ф)Х
1,9
2,0
2,3
2,7
3,2
3,5
184,2*
* 2005 г. в % к 2000 г.
Извлечено и
рассчитано по статистическому сборнику "Сельское хозяйство, охота и
лесоводство России. 2004"
Несмотря на
указанные в основном негативные тенденции, динамика выпуска готовой продукции
отечественной молочной промышленностью в основном выглядела положительно. Это
видно из табл.9 [19].
Таблица 9 - Динамика производства
основных молочных
продуктов отечественными промышленными предприятиями, тыс.т
Виды продукции
Годы
2004 г., % к
2000
2001
2002
2003
2004
2000
2003
Цельное молоко
6215
6724
7747
8473
8723
140
103
Масло сливочное
267
270
279
289
271
101,5
95
Сыр жирный
221
255
316
349
352
159
101
Сухое цельное молоко, сухие сливки и смеси
74,5
107,5
91
95
86,7
116
91
Консервы молочные, муб
620
677
722
760
813
131
107
Источник:
"Молочная промышленность", 2005 г., № 3, с.4 [19].
Из табл.9 видно,
что за исключением отдельных видов продукции (сливочное масло, сухие сливки)
объемы выпуска готовой молочной продукции
нарастали каждый год, иногда весьма существенно (выпуск цельномолочной
продукции за пять лет увеличится на 40 %, жирных сыров - на 59 %, молочных
консервов - на 31 %). Это свидетельствует прежде всего о возрастающем покупательском
спросе на соответствующие виды продукции, для удовлетворения которого
предприятия молочной промышленности вынуждены были изыскивать новые ресурсы
сырья. Частично это делалось за счет увеличения его закупок в хозяйствах
населения, а частично за счет импорта и использования сухого молока, что в любом
случае ограничивало качественные показатели готовой продукции.