МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Аудит учета расчетов с подотчетными лицами

    p> Взаимосвязь между регистрами бухгалтерского учета и проверяемыми первичными документами

    1. Проверяется соответствие сумм, выданных подотчетным лицам из кассы предприятия, путем сличения данных ж/о N 1 и ж/о N 7 за каждый месяц.

    2. Проверяется соответствие сальдо по счету 71 "Расчеты с подотчетными лицами" (ж/о N 7) и данных Главной книги за каждый месяц.

    3. Сопоставляется месячный оборот по возврату подотчетных сумм в кассу по ж/о N 7 с соответствующим итогом по ведомости к ж/о N 1.

    4. Проверяется соответствие данных о выданных подотчетных суммах, отраженных в ж/о N 7 и ж/о N 1, данным за отчетный период по форме N 4 приложения к балансу.

    5. Сопоставляются месячные обороты по кредиту счета 71 "Расчеты с подотчетными лицами", отражающие расходы, отнесенные в дебет счетов 08, 10,
    26, 41, 91, и т.п. с записями в Главной книге по дебету соответствующих счетов.

    6. Проверяется соответствие сумм в представленных оправдательных документах суммам, отраженным в авансовых отчетах.

    7. Проверяется соответствие аналитических данных ж/о N 7 (в разрезе подотчетных лиц) с представленными проверке авансовыми отчетами за конкретный период.

    Проведение инвентаризации расчетов с подотчетными лицами

    Аудитору следует ознакомиться с материалами инвентаризации. При этом следует иметь в виду, что инвентаризация проводится силами заказчика в установленные учетной политикой сроки в соответствии с приказом Минфина
    России от 13.06.95 г. N 49 "Об утверждении методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств".

    Для оформления инвентаризации применяются формы первичной учетной документации по инвентаризации имущества и финансовых обязательств согласно приложениям N 6 - 18 к Методическим указаниям либо формы, разработанные министерствами, ведомствами.

    Инвентаризация расчетов с подотчетными лицами заключается в проверке обоснованности сумм, числящихся на счетах бухгалтерского учета.

    Общие положения по организации учета расчетов с подотчетными лицами, на которые необходимо обратить внимание аудитору

    Подотчетными суммами называются денежные авансы, выдаваемые работникам предприятия из кассы на мелкие административно-хозяйственные и операционные расходы, которые не могут быть произведены безналичными расчетами, а также на расходы по командировкам. Расчеты с подотчетными лицами имеют место практически на каждом предприятии и весьма разнообразны [8]:

    приобретение запасных частей, материалов, топлива за наличный расчет, канцелярских товаров; оплата мелкого ремонта оргтехники, транспортных средств; расходы на командировки по территории РФ и за границу; представительские расходы.
    Все эти хозяйственные операции связаны с выдачей денежных средств из кассы предприятия или непосредственно из банка под отчет. Так как расчеты с подотчетными лицами носят массовый характер, этот этап аудиторской проверки является достаточно трудоемким. Сами операции достаточно однообразны, а методы и процедуры проверки просты.
    Аудит расчетов с подотчетными лицами осуществляется сплошным методом, и поэтому для его проведения целесообразно привлекать ассистентов.

    Классификация возможных нарушений при ведении операций по расчетам с подотчетными лицами

    Основные нарушения – злоупотребления, хищения, ошибки, несоответствия установленному порядку в области расчетов с подотчетными лицами могут быть классифицированы следующим образом [4]:
    1. Нарушения порядка выдачи подотчетных сумм:
    1.1. Выдача денежных средств лицам, не указанным в списке лиц, которым в соответствии с приказом руководителя предприятия могут быть выданы деньги на хозяйственно-операционные расходы;
    1.2. Выдача денежных сумм из кассы под отчет лицам, не являющимся работниками предприятия;
    1.3. Выдача денег под отчет лицам, не отчитавшимся в срок по ранее полученным авансам;
    1.4. Несоответствие фактического расхода подотчетных сумм целям, на которые они были выданы;
    1.5. Списание подотчетных сумм за счет чистой прибыли предприятия.
    2. Нарушения при оформлении командировочных расходов:
    2.1. Отсутствие приказов (распоряжений) о направлении работников в командировку;
    2.2. Отсутствие командировочных удостоверений с отметками в месте пребывания в командировке;
    2.3. Несоблюдение установленных норм командировочных расходов;
    2.4. Отсутствие приказов (распоряжений) об оплате суточных сверх установленных норм;
    2.5. Отсутствие аналитического учета командировочных расходов в пределах норм и сверх норм.
    3. Нарушения порядка налогообложения при оформлении командировочных расходов:
    3.1. Нарушение порядка удержания подоходного налога с сумм превышения командировочных расходов сверх установленных норм;
    3.2. Некорректное выделение налога на добавленную стоимость в суммах командировочных расходов.
    4. Нарушения при приобретении материальных ценностей, оплате работ, услуг подотчетными лицами:
    4.1. Выделение сумм налога на добавленную стоимость расчетным путем от стоимости материальных ценностей, приобретенных за наличный расчет в розничной торговой сети;
    4.2. Списание на затраты сумм налога на добавленную стоимость от стоимости материальных ценностей, приобретенных через подотчетных лиц у изготовителей, в оптовой торговле.
    5. Нарушения порядка учета представительских расходов:
    5.1. Несоответствие фактического размера представительских расходов утвержденной смете;
    5.2. Отсутствие аналитического учета представительских расходов в пределах норм и сверх норм.
    6. Нарушения порядка ведения синтетического учета расчетов с подотчетными лицами
    6.1. Некорректное составление бухгалтерских проводок по операциям расчетов с подотчетными лицами;
    6.2. Неправильное выведение остатков на конец отчетного периода;
    6.3. Несоответствие записей в авансовых отчетах и журнале-ордере № 7
    “Расчеты с подотчетными лицами” или других регистрах.

    Составление программы проверки расчетов с подотчетными лицами. Методы сбора аудиторских доказательств, применяемых при проверке

    Признаками отсутствия или недостаточности внутреннего контроля при ведении расчетов с подотчетными лицами для аудитора являются: отсутствие на предприятии утвержденного приказом руководителя предприятия списка лиц, которым разрешено получать в кассе наличные деньги под отчет; несоблюдение приказа об ограничении числа лиц, получающих наличные деньги в кассе под отчет; отсутствие на предприятии системы подачи письменных заявлений на выдачу наличных денег из кассы с обоснованием необходимости приобретения определенных материальных ценностей или оплаты работ, услуг; несоблюдение установленных сроков отчета о полученных суммах; задолженность подотчетных лиц, которая не погашена в установленные сроки; списание просроченной задолженности подотчетных лиц по истечении сроков исковой давности на финансовые результаты деятельности предприятия или за счет использования чистой прибыли; отсутствие утвержденных руководителем предприятия смет представительских расходов; отсутствие оправдательных документов или наличие документов неудовлетворительного качества, приложенных к авансовым отчетам; отсутствие визы руководителя предприятия или иного уполномоченного лица, утверждающей авансовые отчеты; выдача денег под отчет лицам, не являющимся работниками предприятия, без соответствующего основания.
    Ответственность за ведение учета расчетов с подотчетными лицами возлагается на руководителя предприятия и главного бухгалтера.
    Для сбора информации при составлении программы аудиторской проверки расчетов с подотчетными лицами целесообразно использовать вопросник
    (табл.1).
    По результатам опроса (по вопроснику) ответственных работников проверяемого предприятия аудитор может сделать следующие выводы:
    1. Внутренний контроль за расходованием и целевым использованием денежных средств из кассы предприятия ослаблен отсутствием на предприятии установленного приказом руководителя круга лиц, которым могут быть выданы деньги на хозяйственные нужды;
    2. В нарушение п.11 Порядка ведения кассовых операций в Российской
    Федерации лицам, не отчитавшимся за полученные ранее суммы под отчет, выдаются новые авансы;
    3. Приказы о направлении работников в командировки не оформляются. Следует проверить, не допускается ли под видом командировочных расходов скрытое авансирование работников предприятия;
    4. В нарушение Закона РФ “О подоходном налоге с физических лиц” суточные, возмещаемые работникам предприятия сверх норм, не облагаются подоходным налогом;
    5. В нарушение Закона РФ “О налоге на прибыль” и Закона РФ “О налоге на добавленную стоимость” для целей налогообложения учет командировочных сумм в пределах норм и сверх норм не ведется;

    Вопросник аудитора проверки расчетов с подотчетными лицами

    Таблица 1

    Вопросник аудитора проверки расчетов с подотчетными лицами
    |№ |Вопрос |Вариа|Информация или |Назначаема|Номер |
    | | |нт |документ, |я |вывода|
    | | |ответ|который следует|аудиторска| |
    | | |а |запросить |я | |
    | | | | |процедура | |
    |1 |Имеется ли на предприятии список |Да |Список лиц, |“Подотчет | |
    | |лиц, которым разрешено выдавать | |которым |1.1.1.” | |
    | |деньги на хозяйственные нужды, | |разрешено | | |
    | |утвержденный приказом по | |выдавать деньги| | |
    | |предприятию | |на хознужды | | |
    | | |Нет | | |11 |
    |2 |Выдаются ли новые авансы лицам, |Да |Журнал-ордер № |“Подотчет | |
    | |не отчитавшимся по ранее | |7 |1.1.2.” | |
    | |полученным под отчет суммам | | | | |
    | | |Нет | | |2 |
    |3 |Оформляются ли письменные |Да |Письменные |“Подотчет | |
    | |распоряжения руководителя | |распоряжения |2.1.2.” | |
    | |предприятия (приказы) при | |руководителя | | |
    | |направлении работников в | | | | |
    | |командировки | | | | |
    | | |Нет | | |3 |
    |4 |Облагаются ли подоходным налогом |Да |Приказ |“Подотчет | |
    | |суточные сверх норм, возмещаемые | |руководителя о |2.2.1.” | |
    | |по решению руководителя | |. возмещении | | |
    | |предприятия | | | | |
    | | |Нет | | |4 |
    |5 |Организован ли аналитический учет|Да | |“Подотчет | |
    | |командировочных расходов в | | |2.1.5.” | |
    | |пределах и сверх норм для целей | | | | |
    | |налогообложения | | | | |
    | | |Нет | | |5 |
    |6 |Имеются ли утвержденные |Да | |“Подотчет | |
    | |письменным распоряжением | | |4.1.1.” | |
    | |руководителя предприятия сметы | | | | |
    | |представительских расходов | | | | |
    | | |Нет | | |6 |
    |7 |Организован ли аналитический учет|Да |Письменные |“Подотчет | |
    | |представительских расходов в | |распоряжения |4.1.2.” | |
    | |пределах и сверх норм для целей | |руководителя и | | |
    | |налогообложения | |сметы | | |
    | | |Нет | | |7 |
    |8 |Производится ли расчет сумм, |Да | | | |
    | |причитающихся работнику на | | | | |
    | |командировку | | | | |
    | | |Нет | | |8 |

    6. В нарушение Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг) сметы представительских расходов не разрабатываются и не утверждаются руководителем предприятия;
    7. В нарушение Закона РФ “О налоге на прибыль” и Закона РФ “О налоге на добавленную стоимость” для целей налогообложения учет представительских расходов в пределах норм и сверх норм не ведется;
    8. В нарушение п. 11 Порядка ведения кассовых операций в Российской
    Федерации выдача наличных денег под отчет на расходы, связанные со служебными командировками, производится в суммах, превышающих необходимые.
    По результатам опроса у аудитора складывается определенное мнение о состоянии расчетов с подотчетными лицами на предприятии. Представленный вопросник позволяет аудитору сделать целый ряд промежуточных выводов, на основании которых он может сделать основной вывод, что порядок расчетов с подотчетными лицами ведется неудовлетворительно.
    Подобный вывод может быть основанием для следующих действий: если по результатам опроса сотрудников проверяемого предприятия и данным экспресс-анализа отчетности расчеты с подотчетными лицами составляют небольшой удельный вес в общем числе хозяйственных операций, то аудитор может планировать проверку этих расчетов в обычном порядке для оценки материальности статьи “Расчеты с подотчетными лицами” в отчетности предприятия; если удельный вес расчетов с подотчетными лицами велик, например, приобретение производственных запасов на суммы, превышающие лимит расчетов наличными деньгами, оплата работ и услуг сторонних организаций осуществляется через подотчетных лиц, размер задолженности за подотчетными лицами превышает разумные границы, погашение задолженности не производится,

    то такие факты могут стать для аудитора основанием для отказа от выражения своего мнения о достоверности отчетности предприятия и соответствии бухгалтерского учета Положению о бухгалтерском учете и отчетности.
    В общем случае по результатам опроса у аудитора оказывается сформированным план проведения проверки расчетов с подотчетными лицами и намечен состав процедур.
    При проверке расчетов с подотчетными лицами применяются практически все методы получения аудиторских доказательств, но к различным объектам контроля и для выявления одного или нескольких возможных нарушений.
    Методы сбора аудиторских доказательств:
    1. Наблюдение или участие в инвентаризации;
    2. Наблюдение за выполнением хозяйственных; или бухгалтерских операций;
    3. Устный опрос;
    4. Получение письменных подтверждений;
    5. Проверка документов, полученных клиентом от третьих лиц;
    6. Проверка документов, подготовленных на предприятии клиента;
    7. Проверка арифметических расчетов;
    8. Анализ.

    Основные контрольные процедуры

    Для выявления каждого из возможных нарушений или злоупотреблений разработан определенный набор контрольных процедур.
    Лица, получившие наличные деньги под отчет, обязаны не позднее трех рабочих дней по истечении срока, на который они выданы, или со дня возвращения из командировки, предъявить в бухгалтерию предприятия отчет об израсходованных суммах и произвести по ним окончательный расчет.
    Проверка своевременности расчетов сотрудников предприятия по командировочным расходам и средствам, выданным на хозяйственные нужды, осуществляется в рамках аудита кассовых операций. Если при проведении проверки предприятия установлено, что подотчетные суммы числятся за получившими их работниками продолжительное время (в том числе по истечении трех дней после установленного срока), следует провести проверку использования подотчетных сумм, получить письменное объяснение от соответствующих должностных лиц и подотчетного лица и с учетом этой проверки рассмотреть вопрос о включении выданной суммы в совокупный доход этого подотчетного лица.
    При установлении фактов списания задолженности подотчетных лиц без представления соответствующих оправдательных документов, подтверждающих произведенные расходы, подотчетные суммы, необоснованно списанные с работников без удержания из заработной платы, на основании статей 2 и 7
    Закона Российской Федерации “О подоходном налоге с физических лиц” подлежат включению в совокупный налогооблагаемый доход этих работников того календарного года, в котором суммы были ими получены.
    Основными контрольными процедурами являются [4]:
    “Подотчет 1.1.1.” – проверка соответствия лиц, получающих наличные деньги из кассы на хозяйственно-операционные расходы, списку лиц, имеющих на это право, утвержденному руководителем предприятия;
    “Подотчет 1.1.2.” – проверка получения под отчет сумм денежных средств лицами, не отчитавшимися по ранее полученным авансам;
    “Подотчет 1.1.3.” – проверка соответствия фактического расхода подотчетных сумм целям, на которые они были выданы;
    “Подотчет 1.1.4.” – проверка наличия подотчетных лиц в штате предприятия;
    “Подотчет 1.1.5.” – проверка правильности списания подотчетных сумм за счет чистой прибыли предприятия. В случае, когда решением руководителя предприятия, сумма, выданная под отчет, не возвращена и списывается за счет чистой прибыли предприятия, аудитору необходимо удостовериться в том, что, во-первых, решение о списании действительно существует, во-вторых, что с подотчетной суммы удержан подоходный налог в соответствующем размере и, в- третьих, если решение о списании принято после 1 января 1996 г., то на эту выплату следует начислить взносы в Пенсионный фонд РФ и удержать 1% взносов в Пенсионный Фонд РФ согласно статье 1 Закона РФ от 21 декабря 1995 г. №
    207-ФЗ.
    “Подотчет 2.1.1.” – проверка полноты оправдательных документов -по командировкам, приложенных к авансовым отчетам. Все приложения к авансовым отчетам во избежание их повторного использования должны быть погашены.
    Проверка соблюдения порядка гашения первичных документов проводится в рамках аудита кассовых операций;
    “Подотчет 2.1.2.” – проверка наличия приказов о направлении работников в командировку;
    “Подотчет 2.1.3.” – проверка наличия в командировочных удостоверениях отметок в местах пребывания в командировке;
    “Подотчет 2.1.4.” - проверка правильности возмещения командировочных расходов.
    Для выполнения этой процедуры при командировках по территории Российской
    Федерации аудитор или его ассистент могут использовать таблицу норм возмещения командировочных расходов. Аналогичные таблицы используются и при проверке правильности возмещения командировочных расходов за границей;
    “Подотчет 2.1.5.” – проверка правильности ведения учета командировочных расходов в пределах и сверх норм;
    “Подотчет 2.2.1.” – проверка удержания подоходного налога с сумм превышения командировочных расходов сверх установленных норм. При оплате работникам расходов на краткосрочные командировки как внутри страны, так и за ее пределы, в облагаемый налогом доход не включаются суточные в пределах норм, установленных законодательством, а также фактически произведенные и документально подтвержденные целевые расходы на проезд до места назначения и обратно, сбор за услуги аэропортов, страховые и комиссионные сборы, расходы на проезд на аэродром или вокзал в местах отправления, назначения или пересадок (кроме проезда на такси), на провоз багажа, расходы по найму жилого помещения, получению заграничного паспорта и виз, прописке заграничного паспорта, а также по обмену чека в банке на наличную иностранную валюту.
    “Подотчет 2.2.2.” – проверка правильности выделения налога на добавленную стоимость в сумме командировочных расходов. Включаются в себестоимость продукции (работ, услуг) без налога на добавленную стоимость следующие суммы расходов по: проезду к месту служебной командировки и обратно, затраты за пользование в поездах постельными принадлежностями, расходы по найму жилого помещения, возмещаемые по нормам, установленным законодательством,.
    Суммы налога на добавленную стоимость, оплаченные по расходам, относимым на себестоимость продукции (работ, услуг) в пределах норм, установленных законодательством, подлежат возмещению из бюджета только в этих пределах, а сверх нормы – налог возмещению из бюджета не подлежит, а относится за счет прибыли, остающейся в распоряжении организаций (предприятий).
    “Подотчет 3.1.1.” – проверка правильности отражения в учете налога на добавленную стоимость по приобретенным подотчетными лицами материальным ценностям в розничной торговой сети и у населения. Суммы налога на добавленную стоимость по материальным ценностям (работам, услугам), приобретенным для производственных нужд у организаций розничной торговли и у населения, к зачету у предприятия-покупателя не принимаются и расчетным путем не выделяются.
    “Подотчет 3.1.2.” – проверка правильности отражения в учете сумм налога на добавленную стоимость от стоимости материальных ценностей, приобретенных через подотчетных лиц у изготовителей, в оптовой торговле. При приобретении материальных ценностей (работ, услуг) для производственных нужд за наличный расчет (только в пределах лимитов, установленных Постановлением
    Правительства Российской Федерации от 17 ноября 1994 г. № 1258 “Об установлении предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской
    Федерации между юридическими лицами” и распоряжением Правительства
    Российской Федерации от 26 августа 1995 г. № 1225р – для организаций и предприятий потребительской кооперации) у организации-изготовителя
    (предприятия-изготовителя), заготовительной, снабженческо-сбытовой, оптовой и другой организации (предприятия), занимающейся продажей и перепродажей товаров, в том числе по договорам комиссии и поручения (за исключением организаций розничной торговли, общественного питания и аукционной продажи товаров). При наличии приходного кассового ордера и накладной на отпуск товаров с указанием суммы налога отдельной строкой налог на добавленную стоимость отражается по дебету счета 19 и исчисление его производится в общеустановленном порядке. На многих предприятиях независимо от того, у какой организации приобретены материальные ценности, только на основании того, что они приобретены за наличный расчет, налог на добавленную стоимость не выделяется и вместе со стоимостью материальных ценностей списывается на издержки производства, что приводит к их завышению и соответственно занижению налогооблагаемой прибыли. Процедура проверки соблюдения проверяемым предприятием лимита расчетов между юридическими лицами проводится в рамках процедур проверки кассовых операций.
    “Подотчет 4.1.1.” – проверка соответствия фактических размеров представительских расходов сметам. К представительским расходам относятся затраты; связанные с проведением официального приема (завтрака, обеда или другого аналогичного мероприятия) представителей (участников), их транспортным обеспечением, посещением культурно-зрелищных мероприятий, буфетным обслуживанием во время переговоров и мероприятий культурной программы, оплатой услуг переводчиков, не состоящих в штате предприятия.
    Включение представительских расходов в себестоимость продукции (работ, услуг) производится в пределах смет, утвержденных руководителем предприятия определенной категории предприятия, и только при наличии оправдательных первичных документов, в которых должны быть указаны дата, место, программа проведения деловой встречи (приема), список приглашенных с обеих сторон.
    “Подотчет 4.1.2.” – проверка правильности ведения аналитического учета представительских расходов в пределах и сверх норм;
    “Подотчет 5.1.1.” – проверка правильности выведения остатков на конец отчетного периода по расчетам с подотчетными лицами. Задолженность подотчетных лиц предприятию и предприятия подотчетным лицам должна быть показана в регистрах учета развернуто.
    “Подотчет 6.1.1.” – проверка соответствия записей в авансовых отчетах и журнале-ордере № 7 “Расчеты с подотчетными лицами”

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.