Бизнес-план издательского центра "Меон"
В студенческой среде, как ни в
одной другой, велико значение подражания. Поэтому если организовать презентацию
нового издания и его продажу, то первые обладатели книги могут стать прямыми
распространителями положительной информации об учебнике в своих группах и
потоках. Этот прием может использоваться при премировании отдельных студентов
новыми книгами для провоцирования спроса у их однокурсников.
Система планирования и прогнозирования спроса.
Работа на локальном книжном рынке
предполагает создание эффективной системы планирования и прогнозирования
спроса. Это прежде всего обусловлено процессом насыщения рынка учебной
литературой. Схема насыщения рынка может быть представлена в следующем виде:
Рисунок 6
Альтернативы решения проблемы
обеспечения студента учебниками.
Из схемы видно, что спрос на
издаваемую литературу определяется прежде всего тем, сумеет ли студент
раздобыть учебник, не приобретая его. Чем меньше у него альтернатив, тем выше
спрос на учебную литературу на локальном рынке.
Для лучшего понимания спроса
потребителей можно провести анкетирование среди потенциальных покупателей (см.
приложение 1).
Все это можно представить в виде
матрицы целевых групп. По вертикали указываются блоками учебные дисциплины
(базовые, специальные, факультативные) или перечень самих дисциплин. По
горизонтали – год обучения (курсы), на которых эти дисциплины изучаются. При
таком подходе соответственно суммируется число студентов дневного, вечернего и
заочного обучения, изучающих каждую дисциплину на соответствующем курсе. Все
это позволяет определить число студентов (N), которым одномоментно необходим учебник по данной дисциплине. Если
учебный отдел предусматривает преподавание данной дисциплины одновременно на
нескольких курсах или изучение ее в различных семестрах, то число студентов
соответствующим образом корректируется.
Каждая ячейка матрицы фактически
соответствует определенному сегменту потребительского рынка и характеру
(тенденции) изменения ситуации на данном рынке.
Таблица 7
Матрица целевых групп потребностей
рынка
Дисциплина
|
Курс
|
1 курс
|
2 курс
|
3 курс
|
4 курс
|
5 курс
|
Базовая
|
|
|
|
|
|
Специальная
|
|
|
|
|
|
Факультативная
|
|
|
|
|
|
В каждой ячейке в графической
форме приведены данные, характеризующие спрос на литературу в данный момент, а
также на прогнозируемый период. При этом матрицы целевых групп потребителей на
локальном рынке будут существенно отличаться от матриц целевых групп на внешнем
рынке.
Матрица целевой группы покупателей
должна выявить, по каким направлениям и в каких студенческих группах возникает
потребность в конкретной учебной литературе.
Основными потребителями изданий
будут прежде всего студенты. Поэтому необходимо представить себе обобщенную
характеристику их потребности в учебной литературе для последующего ее выпуска
и организации рекламной компании.
Неудовлетворенная потребность в
учебной литературе может быть определена по следующей формуле:
где N- число студентов, изучающих данную дисциплину в данном
семестре;
- коэффициент обязательного наличия учебника;
- число экземпляров учебников по данной
дисциплине в библиотеке по абонементному обслуживанию;
- число экземпляров учебника и других
учено-методических материалов, доступных студентам в учебно-методических
кабинетах кафедр;
- число экземпляров учебников на руках у
студентов.
В каждой ячейке матрицы при
анализе локального рынка учебных изданий необходимо сопоставить количество
экземпляров учебников и учебных пособий по конкретной дисциплине в библиотеке с
их количеством в методических кабинетах кафедр и в личном пользовании у
студентов.
В каждом овале должны быть
пропорционально выделены сферы, соответствующие основным направлениям
удовлетворения потребностей студентов в книгах. Это позволит наглядно
представить дефицит (потребность) в новых книгах.
Ценообразование
На начальном
этапе своей деятельности, чтобы вызвать интерес покупателей к продукции
издательского центра и закрепиться на новом рынке, целесообразно установить
более низкие цены по сравнению с ценами конкурентов. Однако такая ценовая
политика выгодна только на первоначальном этапе проникновения на рынок. Далее
по мере завоевания определенной доли рынка и формирования устойчивой клиентуры,
фирме целесообразно постепенно повышать цены на свой товар до уровня цен других
издательств.
В начальный период своей деятельности наша фирма планирует
устанавливать цены, равные валовым издержкам (постоянные издержки + переменные
издержки).
В том случае,
если невозможно будет установить такую первоначальную цену на товар, которая
покрыла бы все производственные издержки и обеспечила бы достаточный размер
прибыли, то на некоторое время цена будет включать лишь переменные издержки или
переменные издержки + часть постоянных издержек.
Установление
окончательных цен происходит в ходе конкретных переговоров с покупателями
товаров.
В своей
деятельности фирма планирует применять систему скидок:
§
Скидка на
приобретаемое количество товаров;
§
Бонусные
скидки – предоставляются постоянным покупателям;
§
Персональные
скидки для покупателей, в которых фирма особенно заинтересована.
Фирмой будет
применяться механизм корректировки цен. Учитывающий инфляционные процессы. Для
этого применяется следующая формула:
Ц1=Ц0*[А
(а1/а0)+Б (б1/б0)+В] , где
Ц1, Ц0
– цены товара в момент времени фактической его поставки покупателю и момент
заключения договора о поставке соответственно;
А, Б, В – доли в
цене товара ( на момент заключения договора) расходов на материалы (сырье),
заработной платы и прочих расходов соответственно (А+Б+В=1);
а1,а0
– стоимость материалов в момент фактической поставки товара и заключение
договора соответственно;
б1, б0
– средняя заработная плата в момент фактической поставки товара и заключения
договора соответственно.
ПЛАН ПРОИЗВОДСТВА.
Для организации
издательского центра компании потребуется оборудование, расходные материалы и
компьютер для ведения учета и решения других задач предприятия.
Таблица 8
Необходимые
технические средства и материалы.
Наименование оборудования
|
Модель
|
Стоимость
|
Основное оборудование:
Устройство широкоформатной печати
|
ENCAD NovaJet Pro 500e/42, with stand
|
$9525
|
Сканер
|
Mustek Bear Paw 1200
|
$104
|
Процессор
|
CPU Pentium 933 EB
|
$210
|
Резательная машина
|
|
$1500
|
Принтер
|
HP LaserJet 1200
|
$450
|
Монитор
|
17” Monitor 0.24 LG Flatron 795 FT+
|
$352
|
Клавиатура
|
Genius Comfy KB – 16M
|
$22
|
Мышь
|
Genius Net Scroll 2btn-Roll Serial/PS2
|
$6
|
Дисковод
|
Drive 250 Mb int IDE ATAPE 3,5”
|
$95
|
Бумага глянцевая, 175 микрон, 127 см*30 м (рулон)
|
QIS Photo Gloss
|
$126
|
Черная краска высокой насыщенности (2,5 кг.)
|
Sterling DENSE Blfk
|
$19
|
Скобы 26/8, 5000 штук, скрепление от 10 до 50
листов.
|
|
$5
|
ОБЩАЯ СТОИМОСТЬ:
|
$12 414
|
Организационная структура.
Для успешного функционирования
издательского центра «МЕОН» необходимо расширять штат сотрудников. Планируемая
структура издательского центра представлена на рисунке
Рисунок 7
Организационная
структура издательского центра «МЕОН».
План выпуска учебной литературы на
текущий год можно представит в виде таблицы (см. таблицу 9).
Таблица 9
Примерный
перечень продукции по дисциплинам.
Наименование дисциплины
|
Медицина:
|
Адаптивная физическая культура
|
Психология
|
Социальная работа
|
Обще –гуманитарные:
|
Культурологи я
|
История
|
Экономические:
|
Экономическая теория
|
Маркетинг
|
ЭММ, математический анализ, высшая математика
|
Юридические :
|
Вид издания
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Предполагаемый
тираж
|
|
100
|
500
|
500
|
|
1500
|
1500
|
|
1000
|
1000
|
700
|
500
|
Количество
наименований
|
|
5
|
6
|
2
|
|
1
|
1
|
|
2
|
1
|
3
|
4
|
Общий
предполагаемый тираж
|
|
5000
|
3000
|
1000
|
|
1500
|
1500
|
|
2000
|
1000
|
2100
|
|
ФИНАНСОВЫЙ ПЛАН.
Приведем расчет себестоимости выпуска
учебников по нескольким проектам:
1.
Конспекты
лекций – объем до 60 страниц, с ориентировочной ценой от 25 рублей.
2.
Конспекты
лекций, учебно-методические пособия – объем до 100 страниц, с ориентировочной
ценой от 30 рублей.
3.
Учебно-методические
пособия – объем до 200 страниц, с ориентировочной ценой от 90 рублей.
4.
Учебно-методические
пособия, учебники – объем до 300 страниц, с ориентировочной ценой от 100
рублей.
Ниже в таблице 10 приведена
ориентировочная себестоимость книги по каждому из проектов.
Таблица 10
Финансовый план издания книги (суммы указаны в
долларах США по курсу ЦБ на момент реализации проекта).
СТАТЬЯ
РАСХОДОВ
|
себестоимость
издания 1000 экземпляров по проекту №1
|
себестоимость
издания 1000 экземпляров по проекту №2
|
себестоимость
издания 1000 экземпляров по проекту №3
|
себестоимость
издания 1000 экземпляров по проекту №4
|
постоянные расходы
|
1600
|
1600
|
1600
|
1600
|
редактура
|
250
|
400
|
540
|
1000
|
верстка
|
550
|
600
|
700
|
1000
|
материалы
|
50
|
50
|
80
|
100
|
накладные расходы
|
50
|
50
|
80
|
100
|
итого макет:
|
2500
|
2700
|
3000
|
3800
|
бумага
|
7100
|
7800
|
16000
|
18200
|
прочие материалы
|
200
|
200
|
1500
|
2000
|
печать
|
900
|
1000
|
3000
|
4000
|
переплет
|
300
|
300
|
1500
|
2000
|
итого печать
|
8500
|
9300
|
22000
|
26200
|
ВСЕГО ПО ПРОЕКТУ:
|
11000
|
12000
|
25000
|
30000
|
Рассчитаем точку бузубыточночти для
каждого проекта при условии, что тираж каждого проекта будет не менее 1000
экземпляров.
Рисунок 8
Расчет
точки безубыточности по проекту №1.
выручка, рублей
1600
выручка,
рублей
Рисунок 9
Расчет
точки безубыточности по проекту
№2.
выручка, рублей
выручка,
рублей
Рисунок
10
Расчет
точки безубыточности по проекту №3.
выручка, рублей
выручка,
рублей
Рисунок
11
Расчет
точки безубыточности по проекту №4.
выручка, рублей
выручка,
рублей
ОЦЕНКА РИСКОВ.
Для отдела сбыта издательства
учебной литературы летние каникулы – мертвый сезон. Спрос на учебники и учебные
пособия падает до минимума. В это период нельзя полагаться только на рекламу. В
этот период необходимо найти другие способы финансовой подпитки, например
издание популярной литературы. При этом не забывать, что на август – сентябрь
приходится пик продаж учебной литературы, и заранее готовиться к этому.
Приложение 1
Примерная анкета для опроса
потребителей издательской продукции.
Уважаемые студенты!
Ответьте, пожалуйста, на ряд предложенных
вопросов. Данное исследование позволит издательскому центру «МЕОН» наладить
выпуск необходимой вам специальной литературы.
1.
Учебное заведение, в
котором Вы обучаетесь________________________
2.
Курс,
факультет_________________________________________________
3.
Пол
___________________________________________________________
4.
Книги, которые Вам
необходимы для работы или учебы, Вы (отметьте кружочком):
§ покупаете,
§ читаете в библиотеке,
§ берете у знакомых,
§ ксерокопируете отдельные страницы,
§ другое.
5.
Как часто Вы приобретаете
специальную литературу:
§ 2 раза в месяц,
§ раз в месяц,
§ 1 – 2 раза в полгода,
§ реже 2 раз в год.
6.
Какую часть своих доходов
(в процентном отношении) Вы можете потратить на приобретение специальной
литературы?____________________
7.
За какую максимальную цену
(в денежном выражении) Вы купили бы необходимую Вам для работы и учебы
книгу?___________________________
8.
Вас больше интересуют:
§ научные описания, монографические исследования
проблемы,
§ материалы в графиках, схемах и таблицах,
§ справочные пособия,
§ курсы лекций,
§ сборники статей,
§ другое.
9.
По каким курсам занятий Вы
бы хотели приобрести учебную литературу?__________________________________________________________________________________________________________________________
10.
Книги кого из
преподавателей вашего учебного заведения Вы бы хотели
приобрести?__________________________________________________________________________________________________________________________
Страницы: 1, 2, 3
|