Государственный экзамен по Биологии
Государственный экзамен по Биологии
ЭКЗАМЕН ПО БИОЛОГИИ
Структура
работы.
На выполнение экзаменационной работы по биологии дается З часа (180
минут). Работа состоит из З частей, включающих 55 заданий.
Часть 1 включает 42 задания (А1 - А42). К каждому заданию приводится 4
ответа, один из которых верный.
Часть 2 содержит 8 заданий (В1 - В8): 4 - с выбором трех верных ответов
из шести, 2 – на соответствие, 2 - на последовательность биологических
процессов, явлений, объектов.
Часть З содержит 5 заданий со свободным ответом (С1 - С5). При выполнении
заданий С1 - СЗ надо дать ответ из одного - двух предложений, а заданий С4, С5
- полный развернутый ответ. Ответы на задания С1 - С5 надо записать на специальном
бланке для записи ответов в свободной форме.
Общие
рекомендации.
Внимательно прочитайте каждое задание и предлагаемые варианты ответа,
если они имеются. Отвечайте только после того, как Вы поняли вопрос и
проанализировали все варианты ответа.
Выполняйте задания в том порядке, в котором они даны. Если какое-то
задание вызывает у Вас затруднение, пропустите его и постарайтесь выполнить те,
в ответах на которые Вы уверены. К пропущенным заданиям можно будет вернуться,
если у Вас останется время.
За выполнение различных по сложности заданий дается один или более
баллов. Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются.
Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество
баллов.
РS: Вы можете разорвать Internet-соединение после полной загрузки данной страницы и возобновить его,
когда будете готовы передать на сервер ваш результат для обработки.
Ваше Имя: Ваш
Класс: Ваш E-mail:
ЧАСТЬ 1
При выполнении заданий этой части для каждого
задания выбирайте тот ответ, который. по Вашему мнению, является правильным.
А1. Какая наука использует близнецовый метод исследования?
° цитология
Ответ: °
генетика
°
селекция
°
систематика
А2. Укажите формулировку одного из положений клеточной
теории.
° Клетки растений
отличаются от клеток животных наличием хлоропластов
Ответ: °
Клетка — единица строения, жизнедеятельности и развития организмов.
° Клетки прокариот не
имеют оформленного ядра.
° Вирусы не имеют
клеточного строения.
А3. Изображённый на рисунке органоид,
обеспечивающий быстрое продвижение веществ в клетке, представляет собой
° комплекс Гольджи
Ответ: °
плазматическую мембрану
° эндоплазматическую сеть
° микротрубочки цитоплазмы
А4. В состав каких молекул входит фосфор,
необходимый всем живым организмам?
° жиров
° моносахаридов
Ответ: °
полисахаридов
° Нуклеиновых кислот
А5. Чем обеспечивается точная
последовательность расположения аминокислот в молекуле белка в процессе его
биосинтеза?
° матричным характером
реакций в клетке
° высокой скоростью
химических реакций в клетке
Ответ: °
окислительным характером реакций в клетке
° восстановите характером
реакций в клетке
А6. Какие клетки человека наиболее
существенно различаются по набору хромосом?
° соединительной и
эпителиальной тканей половые мужские и женские
Ответ: °
половые и соматические
°
мышечной и нервной тканей
°
половые мужские и женские
А7. Какой вирус нарушает работу иммунной системы
человека?
° полиомиелита
° оспы
Ответ: °
гриппа
° ВИЧ
А8. Определите организм, у которого в процессе онтогенеза
происходит дифференциация клеток?
° обыкновенная амеба
Ответ: °
инфузория туфелька
° многоклеточная водоросль
° пресноводная гидра
А9. Какие гены проявляют свое действие в первом гибридном поколении?
° аллельные
° доминантные
Ответ: °
рецессивные
° сцепленные
А10. При скрещивании доминантных и рецессивных особей первое гибридное
поколение единообразно. Чем это объясняется?
° все особи имеют
одинаковый генотип
Ответ: °
все особи имеют одинаковый фенотип
° все особи имеют сходство
с одним из родителей
° все особи живут в
одинаковых условиях
А11. Каковы особённости модификационной изменчивости?
° проявляется у каждой
особи индивидуально, так как изменяется
генотип
° носит приспособительный
характер, генотип при этом не
изменяется
Ответ: °
не имеет приспособительного характера, вызвана изменением генотипа
° подчиняется законам
наследственности, генотип при этом не
изменяется
А12. Какие методы использовали селекционеры при выведении черно- пестрой
породы крупного рогатого скота?
° мутагенеза
° полиплоидии
Ответ: °
гибридизации и отбора
° гетерозиса и
искусственного оплодотворения
А13. Сходство и родство организмов, обусловленное общностью их
происхождения, лежит в основе
° формирования между ними
пищевых связей
Ответ: °
их участия в круговороте веществ
° их совместного обитания
в экосистеме
°
их классификации, объединения в группы
А14. Почему посев кукурузы после бобовых, у которых на корнях
развиваются клубеньковые бактерии, ведет к повышению урожая?
° семена бобовых содержат
много белка.
Ответ: °
поле освобождается от сорняков.
° почва обогащается
азотными солями.
° почва становится более
рыхлой.
А15. К какому семейству относят картофель, томаты, у которых цветок
пятичленного типа со сросшимся околоцветником и плод — ягода?
° пасленовых
° бобовых
Ответ: °
крестоцветных
°
лютиковых
А16. Какая система органов млекопитающих доставляет к клеткам тела
кислород и питательные вещества и освобождает их от продуктов обмена
° эндокринная система
° кровеносная система
Ответ: °
пищеварительная система
° опорно-двигательная
система
А17. Почему китов относят к классу млекопитающих?
° имеют развитую кору
головного мозга, постоянную температуру
тела, выкармливают детенышей молоком
° имеют обтекаемую форму
тела, выкармливают детенышей
Ответ: молоком
° передвигаются с помощью
хвостового плавника и передних
конечностей, превратившихся в ласты
° размножаются в воде,
рождают крупных детенышей
А18. Почему человеку важно сохранять почки здоровыми?
° через них удаляется не
переваренная пища.
Ответ: °
через них удаляются жидкие продукты обмена.
° в них образуются
пищеварительные ферменты.
° они регулируют
содержание гормонов в крови.
А19. Почему пища должна содержать витамины?
° они входят в состав
ферментов
° они входят в состав
гормонов
Ответ: °
они содержат богатые энергией связи
° они являются хранителями
наследственной информации
А20. Дыхательный центр расположен в отделе головного мозга, обозначенном
на рисунке буквой
°
а ° в
Ответ: °
б ° г
А21. Почему опасно гладить бездомных собак?
° можно заразиться
детскими остритами
° можно заразиться
эхинококком
Ответ: °
можно заразиться печеночным сосальщиком
° в организм могут попасть
финны бычьего цепня
А22. Что является структурной единицей вида?
° особь
°
колония
Ответ: °
стая
° популяция
А23. В чем проявляется роль наследственной изменчивости в эволюции?
° В повышении
жизнеспособности популяции
° В увеличении
генетического разнообразия особей в популяции и повышении эффективности отбора
Ответ: °
В уменьшении генетического разнообразия особей в популяции и
повышении эффективности отбора
° В увеличении
неоднородности особей в популяции и снижении
эффективности отбора
А24. Каковы последствия действия движущего отбора?
° сохранение старых видов
° поддержание нормы
реакции
° появление новых видов
° устранение особей с
новыми мутациями
А25. О чем свидетельствует сходство человека с современными
человекообразными обезьянами?
° об их родстве,
происхождении от общего предка
° о развитии их по пути
идиоадаптации
Ответ: ° о
возможности превращения современных человекообразных обезьян в человека
° о возможности
возникновения речи у человекообразных обезьян
А26. Действие антропогенного фактора не носит закономерного характера,
поэтому у особей популяции
° формируются к нему
приспособления
Ответ: °
не могут сформироваться к нему приспособления
° возникают полезные для
особи мутации
° возникают полезные для
особи модификации
А27. Какую закономерность отображает рисунок?
° пищевую цепь
Ответ: °
экологическую пирамиду
° колебания численности
популяций
° процесс саморегуляции
А28. Какой процесс способствует неоднократному использованию растениями
одних и тех же химических элементов, поглощаемых из почвы?
° корневое давление
° фотосинтез
Ответ: °
саморегуляция
°
круговорот веществ
А29. В преобразовании биосферы главную роль играют
° живые организмы
Ответ: °
химические процессы
° физические процессы
° механические явления
А30. Какова причина глобального изменения в биосфере — возникновения
парникового эффекта?
° уменьшение толщины
озонового слоя
°
уменьшение содержания азота в атмосфере
Ответ: °
увеличение содержания окислов серы в атмосфере
°
увеличение содержания углекислого газа и задымление
атмосферы
А31. В митохондриях в отличие от хлоропластов не происходит синтез
молекул
° АТФ
° глюкозы
Ответ: °
иРНК
°
белка
А32. Энергетический обмен не может идти без пластического, так как
пластический обмен поставляет для энергетического
° богатые энергией
молекулы АТФ
Ответ: °
ферменты для ускорения реакций
° кислород для реакций
расщепления
° неорганические соли и
кислоты
А33. В чем состоит сходство молекул ДНК и РНК?
° состоят из двух
полинуклеотидных цепей
Ответ: °
имеют форму спирали
° это биополимеры,
состоящие из мономеров-нуклеотидов
°
обе содержат по нескольку тысяч генов
А34. На какой стадии эмбрионального развития объем многоклеточного
зародыша не превышает объема зиготы?
° оплодотворения
° бластулы
Ответ: °
гаструлы
°
органогенеза
А35. При скрещивании томатов с красными и желтыми плодами получено
потомство, у которого половина плодов была красная, а половина желтая. Каковы
генотипы родителей?
° АА х аа
°Аа
х АА
Ответ: °
АА х АА
° Аа х аа
А36. Почему грибы, собранные возле автомобильной трассы, опасно
употреблять в пищу?
° в них мало питательных
веществ.
Ответ: °
они очень медленно растут и невкусные.
°
в них накапливается много вредных, токсичных веществ.
°
в них накапливается много нитратов.
А37. В чем проявляется усложнение папоротников по сравнению с мхами?
° в процессе фотосинтеза
образуют органические вещества из
неорганических.
Ответ: °
не нуждаются в воде при оплодотворении
° относятся к высшим
споровым растениям
°
имеют корни и хорошо развитые проводящие ткани
А38. Грудное вскармливание предохраняет грудных детей от инфекционных
болезней, так как в молоке матери содержатся
° питательные вещества
°
ферменты
Ответ: °
гормоны
°
антитела
А39. Что происходит в организме человека после предохранительной
прививки?
° вырабатываются ферменты
Ответ: °
кровь свертывается, образуется тромб
°
образуются антитела
° нарушается постоянство
внутренней среды
А40. Человек в состоянии опьянения слабо координирует свои действия, так
как у него нарушается деятельность
° вегетативной нервной
системы
°
мозжечка
Ответ: °
спинного мозга
°
продолговатого мозга
А41. Каковы последствия действия стабилизирующего отбора?
° сохранение старых видов
Ответ: °
сохранение нормы реакции
°
появление новых видов
° сохранение особей с
неизмененными признаками
А42. Почему для агроэкосистемы не характерен сбалансированный круговорот
веществ?
° в ее состав входит
небольшое разнообразие видов
Ответ: °
для нее характерно большое разнообразие видов
°
она имеет длинные цепи питания
°
численность небольшого числа видов в ней высокая
ЧАСТЬ 2
При выполнении заданий этой части запишите в порядке возрастания, без
знаков препинания и через пробел, номера трех элементов, относящихся к
правильному ответу.
В1. Какие особенности органов кровообращения и дыхания характерны для
земноводных?
1) сердце трехкамерное
без перегородки в желудочке
2) сердце трехкамерное
с неполной перегородкой в желудочке
З) один круг
кровообращения
4) два круга
кровообращения
5) на всех стадиях
развития дышат с помощью легких
6) на стадии взрослого
животного дышат с помощью легких и кожи
Ответ:
В2. Деятельность каких органов регулирует вегетативная нервная
система человека?
1) мышц верхних и
нижних конечностей
2) сердца и кровеносных
сосудов
З) органов
пищеварительного канала
4) мимических мышц
5) почек и мочевого
пузыря
6) диафрагмы и
межреберных мышц
Ответ:
В3. Какие функции выполняет в клетке ядро?
1) обеспечивает
поступление веществ в клетку
2) служит местом
локализации носителей наследственной информации — хромосом
3) с помощью молекул
посредников участвует в синтезе молекул белка
4) участвует в процессе
фотосинтеза
5) в нем органические
вещества окисляются до неорганических
6) участвует в
образовании хроматид
Ответ:
В4. Появление каких изменений у растений в процессе эволюции не
способствовало общему подъему их организации?
1) Появление корней у
древних папоротников.
2) Появление хлорофилла
у мхов.
3) Возникновение тканей
у хвойных.
4) Возникновение семени
у голосеменных.
5) Появление цветка и
плода у покрытосеменных.
6) Возникновение
проводящих тканей у цветковых.
Ответ:
При выполнении заданий В5 – В6
установите соответствие между объектами или процессами и описанием их свойств и
признаков.
В5. Установите соответствие между отдельными функциями нейронов и типами
нейронов, которые эти функции выполняют: к каждой позиции, данной в первом
столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ФУНКЦИИ НЕЙРОНОВ ТИПЫ
НЕЙРОНОВ
осуществляют в головном мозге
1) передачу
нервных импульсов с А) чувствительные
одного нейрона на другой
передают нервные импульсы от
2) органов
чувств и внутренних Б) вставочные
органов в мозг
3)
передают нервные импульсы
мышцам
передают нервные импульсы от В)
двигательные
4)
внутренних органов в мозг
5)
передают нервные импульсы к
железам
Ответ:
В6. Установите соответствие между строением и функциями
эндоплазматической сети и комплекса Гольджи: к каждой позиции, данной в первом
столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
СТРОЕНИЕ И ФУНКЦИИ ОРГАНОИДЫ
ОРГАНОИДОВ
1) состоит
из группы полостей с А)
эндоплазматическая сеть
пузырьками на концах
2) состоит
из системы связанных
между собой
канальцев
3) участвует
в биосинтезе белка
4) участвует
в образовании лизосом Б) комплекс Гольджи
5) участвует
в образовании
клеточной оболочки
6) осуществляет
транспорт
органических веществ в разные
части клетки
Ответ:
Страницы: 1, 2, 3
|