МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Французский классицизм в ландшафтном дизайне

    Французский классицизм в ландшафтном дизайне

    Французский классицизм в ландшафтном дизайне

    Предпосылки возникновения.

    Классические итальянские садово-парковые ландшафты оказали значительное влияние и на Францию. Однако, параллельно с развитием основных стилистических разновидностей барокко, во Франции создавалась своя школа садово-паркового ландшафта, которая использовала совершенно иные культурно-исторические традиции, а главное — иные природные условия: благоприятный климат, хорошие почвы, поросшие широколиственными лесами равнины, плавно текущие реки и т.д. Поэтому дальнейшее развитие собственного паркостроения в ней пошло по совершенно иному пути. Особенно явно этот стиль был выражен уже со второй половины XVII в.

    Ведущие европейские державы соперничали не только на театрах военных действий, но и в создании пышности и блеска дворцово-парковых ансамблей. Эпоха просвещенного абсолютизма сформировала совершенно новый тип культурного ландшафта, получившего не только познавательно-увеселительные, но и государственно-репрезентативные функции. Садово-парковое искусство продолжало оставаться одной из любимейших забав сильных мира сего, являясь своеобразной сценой для разнообразных форм деятельности королевского двора: дипломатических приемов, всевозможных праздников и маскарадов, феерических представлений. Именно поэтому регулярные парки королевских резиденций становятся к XVIII в. самыми дорогостоящими «декорациями» для этих «спектаклей». Первопричиной такой «театрализации» жизни, несомненно, является персона августейшего монарха, идеей возвеличивания которой (как отражения господствующей персоны) пронизана вся архитектурно-ландшафтная композиция.

    Если кратко сформулировать основные принципы ландшафтной архитектуры в стиле французского классицизма, то ключевыми словами будут не «изобилие и роскошь», наиболее характерные для барокко, а «грандиозность и величие». Существенно изменился не только подход к использованию ландшафтных компонентов, но и вся пространственно-планировочная композиция ансамбля. Во Франции ярчайшими примерами этого стиля являются сады Во-ле-Виконта, Марли, Тюильри, Сен-Клу, Версаля и др. знаменитого ландшафтного архитектора Андре Ленотра (1613—1700).

    Особенности планировки.

    В отличие от известной камерности итальянского и голландского барокко, наметился переход к проектированию культурных ландшафтов на очень обширных пространствах. Достаточно вспомнить, например, что площадь парка Во-ле-Виконта составляла 100 га (для его строительства было снесено три деревни и отведено русло реки), Тюильри в Париже — 16 га, Марли - более 20 га, а площадь Версаля достигала 1738 га, причем площадь только Малого парка в Версале с 12 боскетами составляла 100 га.

    Зрительное расширение пространства.

    Зрительное восприятие стало играть главную роль, поэтому требовались огромные участки земли с выровненным рельефом (что тоже служило идеям парадности, официальности и грандиозности). Более того, впечатление огромного пространства старались усилить, используя некоторые специфические эффекты. Например, в качестве ограды садов стали использоваться фортификационные ограды «ах-ах», представлявшие собой рвы с заграждениями внутри или наполненные водой. Эти скрытые ограды вызывали возгласы удивления, внезапно появляясь перед гуляющими гостями, что и послужило причиной столь необычного названия. Такого рода приемы позволяли зрительно объединить обширное пространство парка с его еще более обширным природным окружением.

    Эффекту зрительного расширения пространства были подчинены и такие интересные нововведения, как проектирование системы широких и длинных аллей. Центральная аллея выделялась размерами и оформлением, создавая ось симметрии всей композиции парка, причем аллеи не заканчиваются какими-то интересными объектами обзора, а открывают виды на далекие перспективы природных ландшафтов, уводя взгляд в бесконечность.

    Доминирование дворца.

    Другим, впервые примененным, новшеством являлось использование радиально-лучевых аллей, исходящих из круглых парковых площадок, что также увеличивало обзор пространства. Этот прием отчетливо просматривается и в своеобразии «звездчатого» рисунка плана. Кроме того, подчеркнуто доминирующее положение занимает дворец, на раскрытие видов «к нему» и «от него» и ориентирована вся планировочная система. Становится важным его возвышение над парком. Дворец стоит на трех обширных террасах и должен быть виден отовсюду, как и король-солнце Людовик XIV.

    Зонирование парковой территории.

    Существенной и важной инновацией, повлиявшей на дальнейшее развитие ландшафтного проектирования, является постепенное изменение архитектурно-пространственного характера парка по мере удаления от центра-дворца. Иными словами, начинает формироваться принцип функционального зонирования территории какого-либо культурного ландшафта. Нельзя сказать, что этот прием был впервые использован во Франции, так как он зародился в садах загородных вилл Древнего Рима, но именно в парках французского классицизма он был наиболее последовательно развит.

    Смысл такого рода функционального зонирования парка состоял в следующем: в непосредственной близости от дворца наблюдается значительный перевес искусственных ландшафтных составляющих над естественными, велика роль архитектуры (скульптура, балюстрады, малые архитектурные формы, мощение больших площадок и др.). Также существенная роль отводится очень сложным водным и цветочным партерам.

    По мере удаления от дворца, вдоль центральной оси парка соотношение рукотворных и природных элементов постепенно меняется на противоположное. Пространственные элементы композиции укрупняются, а роль архитектуры снижается. На первый план выступают широкие каналы (размеры Большого канала в Версале составляют 60x1600 м, поперечного — 80x1000 м), протяженные аллеи, уходящие за пределы парка, и довольно большие зеленые массивы — кенконсы и боскеты.

    Далее, за зоной боскетов и кенконсов, размещается наименее измененная лесопарковая часть, которая за счет скрытых ограждений визуально соединяется с внешним природным окружением, как бы постепенно перетекая в него. Таким образом, в недрах одного из наиболее формальных стилей зародился переход к прогулочным паркам через расширение регулярных садов, поскольку чтобы увидеть новые интересные виды, нужно было уже пройти довольно большое расстояние. Напоминаем, что барочные сады были предназначены для статичного любования открывающимися пейзажами, а не для прогулок.

    Список литературы

    Для подготовки данной работы были использованы материалы из книги Н.А.Нехуженко «Основы ландшафтного проектирования и ландшафтной архитектуры», Санкт-Петербург, ИД «Нева», 2004 г.



    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.