Билеты по биологии за 9 класс
Билеты по биологии за 9 класс
Билет №1
1. Назвать и охарактеризовать
научные дисциплины, изучающие человека.
Анатомия -
наука о строении и форме целого организма, систем органов и его отдельных
органах.
Физиология - наука о жизненных функциях целого организма ,его отдельных органах и
их систем.
Гигиена - наука о сохранении и укрепления здоровья.
2. Раскрыть особенности клеточного строения
организма человека. Охарактеризовать химический состав строения и основные
процессы жизнедеятельности клетки.
ПОДОБНО ДРУГИМ ОРГАНИЗМАМ, ТЕЛО ЧЕЛОВЕКА ИМЕЕТ
КЛЕТОЧНОЕ СТРОЕНИЕ. КЛЕТКИ НАХОДЯТСЯ В МЕЖКЛЕТОЧНОМ ВЕЩЕСТВЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕМ
ИМ МЕХАНИЧЕСКУЮ ПРОЧНОСТЬ, ПИТАНИЕ И ДЫХАНИЕ. КЛЕТКИ РАЗНООБРАЗНЫ ПО РАЗМЕРАМ
,ФОРМЕ И ФУНКЦИЯМ, НО ВСЕ ОНИ ИМЕЮТ НЕКОТОРЫЕ ОБЩИЕ ЧЕРТЫ СТРОЕНИЯ. ОСНОВНЫЕ
ЧАСТИ ЛЮБОЙ КЛЕТКИ- ЦИТОПЛАЗМА И ЯДРО. В ЯДРЕ РАСПОЛОЖЕНЫ
НИТЕВИДНЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ - ХРОМОСОМЫ. В ЯДРЕ КЛЕТКИ ТЕЛА ЧЕЛОВЕКА ( КРОМЕ ПОЛОВЫХ КЛЕТОК) СОДЕРЖИТСЯ ПО 46
ХРОМОСОМ. ХРОМОСОМЫ ЯВЛЯЮТСЯ НОСИТЕЛЯМИ НАСЛЕДСТВЕННЫХ ЗАДАТКОВ ОРГАНИЗМА,
ПЕРЕДАЮЩИХСЯ ОТ РОДИТЕЛЕЙ ПОТОМСТВУ. КЛЕТКА ПОКРЫТА МЕМБРАНОЙ , СОСТОЯЩЕЙ ИЗ
НЕСКОЛЬКИХ СЛОЕВ МОЛЕКУЛ И ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЙ ИЗБИРАТЕЛЬНУЮ ПРОНИЦАЕМОСТЬ ВЕЩЕСТВ.
В ЦИТОПЛАЗМЕ - ПОЛУЖИДКОЙ ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЕ КЛЕТКИ РАСПОЛОЖЕНЫ МЕЛЬЧАЙШИЕ СТРУКТУРЫ
- ОРГАНОЙДЫ. К ОРГАНОЙДАМ КЛЕТКИ ОТНОСЯТСЯ: ЭНДОПЛАЗМАТИЧЕСКАЯ СЕТЬ,
РИБОСОМЫ, МИТОХОНДРИИ, ЛИЗОСОМЫ, КОМПЛЕКС ГОЛЬДЖИ, КЛЕТОЧНЫЙ ЦЕНТР,
МЕМБРАНА. ОРГАНОЙДЫ, ПОДОБНО ОРГАНАМ ТЕЛА ВЫПОЛНЯЮТ ОПРЕДЕЛЕННЫЕ ФУНКЦИИ,
ОБЕСПЕЧИВАЯ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КЛЕТКИ. НАПРИМЕР, В ОРГАНОЙДЕ, НАЗЫВАЕМОМ
РИБОСОМОЙ, ОБРАЗУЮТСЯ БЕЛКИ, В МИТОХОНДРИЯХ ВЫРАБАТЫВАЮТСЯ ВЕЩЕСТВА, СЛУЖАЩИЕ
ИСТОЧНИКОМ ЭНЕРГИИ. В СОСТАВ КЛЕТОК ВХОДЯТ РАЗНЫЕ ХИМИЧЕСКИЕ СОЕДИНЕНИЯ.
ОДНИ ИЗ НИХ- НЕОРГАНИЧЕСКИЕ - ВСТРЕЧАЮТСЯ И В НЕЖИВОЙ
ПРИРОДЕ. ОДНАКО ДЛЯ КЛЕТОК НАИБОЛЕЕ ХАРАКТЕРНЫ ОРГАНИЧЕСКИЕ СОЕДИНЕНИЯ,
МОЛЕКУЛЫ КОТОРЫХ ИМЕЮТ ОЧЕНЬ СЛОЖНОЕ СТРОЕНИЕ.
Клетка - это мельчайшая
структурная единица любого живого организма
Клетка
Ядро Цитоплазма
Хромосомы
Органоиды: 1) Эндоплазматическая сеть
2) Рибосомы
3) Митохондрии
4) Лизосомы
5) Комплекс Гольджи
6) Клеточный центр
7) Мембрана
Ядро и Цитоплазма - это основные составные част любой живой клетки
Хромосомы -
это нитевидные образования, несущие наследственные признаки от родителей к
детям, т.е. цвет волос, глаз.
Органоиды -
это цитоплазматический образования, выполняющие определенные функции.
Химический
состав клетки
Органические в-ва
Неорганические в-ва
1)
Белки 1) H2O
2)
Жиры 2)
Минеральные соли
3) Углеводы
4) Нуклеиновые кислоты
ОСНОВНОЕ ЖИЗНЕННОЕ СВОЙСТВО КЛЕТКИ - ОБМЕН ВЕЩЕСТВ. ИЗ
МЕЖКЛЕТОЧНОГО ВЕЩЕСТВА В КЛЕТКИ ПОСТОЯННО ПОСТУПАЮТ ПИТАТЕЛЬНЫЕ ВЕЩЕСТВА И
КИСЛОРОД, ВЫДЕЛЯЮТСЯ ПРОДУТЫ РАСПАДА. ВЕЩЕСТВА, ПОСТУПИВШИЕ В КЛЕТКУ, ПОСТОЯННО
УЧАСТВУЮТ В ПРОЦЕССАХ БИОСИНТЕЗА. БИОСИНТЕЗ - ЭТО ОБРАЗОВАНИЕ СПЕЦИФИЧЕСКИХ
БЕЛКОВ, ЖИРОВ, УГЛЕВОДОВ И ИХ СОЕДИНЕНИЙ ИЗ БОЛЕЕ ПРОСТЫХ ВЕЩЕСТВ. В ПРОЦЕССЕ
БИОСИНТЕЗА ОБРАЗУЮТСЯ ВЕЩЕСТВА, СВОЙСТВЕННЫЕ ОПРЕДЕЛЕННЫМ КЛЕТКАМ ОРГАНИЗМА.
НАПРИМЕР, В КЛЕТКАХ МЫШЦ СИНТЕЗИРУЮТСЯ БЕЛКИ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ИХ СОКРАЩЕНИЕ.
ОДНОВРЕМЕННО С БИОСИНТЕЗОМ В КЛЕТКАХ ПРОИСХОДИТ РАСПАД ОРГАНИЧЕСКИХ
СОЕДИНЕНИЙ. В РЕЗУЛЬТАТЕ РАСПАДА ОБРАЗУЮТСЯ ВЕЩЕСТВА БОЛЕЕ ПРОСТОГО СТРОЕНИЯ.
БОЛЬШАЯ ЧАСТЬ РЕАКЦИЙ РАСПАДА ИДЕТ С УЧАСТИЕМ КИСЛОРОДА И ОСВОБОЖДЕНИЕМ
ЭНЕРГИИ. ЭТА ЭНЕРГИЯ РАСХОДУЕТСЯ НА ЖИЗНЕННЫЕ ПРОЦЕССЫ, ПРОТЕКАЮЩИЕ В КЛЕТКЕ.
ПРОЦЕССЫ БИОСИНТЕЗА И РАСПАДА СОСТАВЛЯЮТ ОБМЕН ВЕЩЕСТВ, КОТОРЫЙ
СОПРОВОЖДАЕТСЯ ПРЕВРАЩЕНИЯМИ ЭНЕРГИИ. КЛЕТКАМ СВОЙСТВЕННЫ РОСТ И РАЗМНОЖЕНИЕ.
КЛЕТКИ ТЕЛА ЧЕЛОВЕКА РАЗМНОЖАЮТСЯ ДЕЛЕНИЕМ ПОПОЛАМ. КАЖДАЯ ИЗ ОБРАЗОВАВШИХСЯ
ДОЧЕРНИХ КЛЕТОК РАСТЕТ И ДОСТИГАЕТ РАЗМЕРОВ МАТЕРИНСКОЙ. НОВЫЕ КЛЕТКИ
ВЫПОЛНЯЮТ ФУНКЦИИ МАТЕРИНСКОЙ КЛЕТКИ. ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЖИЗНИ КЛЕТОК РАЗЛИЧНА:
ОТ НЕСКОЛЬКИХ ЧАСОВ ДО ДЕСЯТКОВ ЛЕТ. ЖИВЫЕ КЛЕТКИ СПОСОБНЫ РЕАГИРОВАТЬ НА
ФИЗИЧЕСКИЕ И ХИМИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ ИХ СРЕДЫ. ЭТО СВОЙСТВО КЛЕТОК
НАЗЫВАЕТСЯ ВОЗБУДИМОСТЬЮ. ПРИ ЭТОМ ИЗ СОСТОЯНИЯ ПОКОЯ КЛЕТКА ПЕРЕХОДИТ В
РАБОЧЕЕ СОСТОЯНИЕ - ВОЗБУЖДЕНИЕ. ПРИ ВОЗБУЖДЕНИИ В КЛЕТКАХ МЕНЯЕТСЯ СКОРОСТЬ
БИОСИНТЕЗА И РАСПАДА ВЕЩЕСТВ, ПОТРЕБЛЕНИЕ КИСЛОРОДА, ТЕМПЕРАТУРА. В
ВОЗБУЖДЕННОМ СОСТОЯНИИ РАЗНЫЕ КЛЕТКИ ВЫПОЛНЯЮТ СВОЙСТВЕННЫЕ ИМ ФУНКЦИИ. ЖЕЛЕЗИСТЫЕ
КЛЕТКИ ОБРАЗУЮТ И ВЫДЕЛЯЮТ ВЕЩЕСТВА, МЫШЕЧНЫЕ - СОКРАЩАЮТСЯ, В НЕРВНЫХ
КЛЕТКАХ ВОЗНИКАЕТ СЛАБЫЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ СИГНАЛ - НЕРВНЫЙ ИМПУЛЬС, КОТОРЫЙ
МОЖЕТ РАСПРОСТРАНЯТЬСЯ ПО КЛЕТОЧНЫМ МЕМБРАНАМ.
3. Гигиена зрения.
Нельзя рассматривать текст близко от глаз и долгое время.
В таких случаях хрусталик долгое время находится в положении увеличенной
плоскости, что связано с напряжением зрения и приводит к развитию
близорукости. Нельзя читать писать и делать другую работу при плохом освещении.
Нельзя долгое время смотреть на яркий источник света это может привести к
сильному раздражению рецепторов глаза. Нельзя читать книгу в транспорте, т.к.
из-за постоянных толчков книга вибрирует и изменяется кривизна хрусталиков,
нельзя читать и писать лежа. Ухудшение зрения может возникнуть при недостатке в
организме витамина А. Выполнять специальные упражнения для глаз. Не трогать
руками глаза. Также вредное действие на зрение оказывает курение и другие яды
содержащиеся в табаке - это вызывает тяжелое поражение зрительного нерва.
Необходимо соблюдать некоторые гигиенические правила: при некоторых видах работ
нужно одевать защитные очки , в глаз может попасть соринка, а вместе с ней
инфекция, которая может привести к серьезному заболеванию - конъюнктивит при
попадании соринки в глаз необходимо промыть глаз и аккуратно удалить соринку.
При ушибе необходимо приложить ватку или платок смоченный холодной водой. При
тяжелом ранении глаза нельзя самому попытаться удалить инородное тело, а
наложить на глаз чистую повязку и обратится в больницу. При работе с
химически-опасными веществами необходимо соблюдать особую осторожность, но если
щелочь или кислота и др. ядовитые в-ва нужно срочно промыть глаза чистой водой
в течение 15-20 мин., а после обратится к врачу. Необходимо проводить
профилактические меры по тренировке зрения.
1) нельзя
рассматривать текст на близком расстоянии
2) располагать
предмет на расстоянии 30-35 сантиметров
3) при письме свет
должен падать слева (для меня справа)
4) выполнять
специальные упражнения для тренировки зрения
5) нельзя читать в
транспорте
6) нельзя читать
лежа
7) источники
сильного света нужно прикрывать
8) при
необходимости употреблять витамин А
9) не курить
10) Беречь глаза от
пыли
Билет
№2
1. Раскрыть влияние на человека
различных факторов окружающей среды.
И.М.Сеченов: ”организм без внешней среды, поддерживающий ее существование не
возможен ...”
Природные
факторы (температура воздуха, влажность, уровень
солнечной радиации, дожди, снегопады, ветер, пожар, землетрясения, наводнения и
др.)
Любые элементы
элементы окружающей среды, способные сказать прямое воздействие на организм -
это экологические факторы.
Наука, изучающая
воздействие окружающей среды на организм человека, называется экологией.
Человек может
приспосабливаться к неблагоприятным факторам природной среды и создавать
средства защиты от них. Это свойство организма человека называется адаптацией
(соответствие между организмом и образом жизни)
О2 + питательные в-ва
Человек внешняя
среда
продукты распада, избыток в-в, тепло
Обмен веществ между
организмом и внешне средой, кроме того, человек воздействует на природу,
преобразуя ее (добывает газ, нефть, руду, строит электростанции и др.)
Биологические факторы. Конституция - строение и
физиологические особенности человеческого организма, которые формируются в
процессе деятельной эволюции (цвет волос, глаз, форма тела и др.)
Социальные
факторы. Формирование личности под влиянием
окружающих его условий и людей (черты характера)
2. Дать характеристику понятия
“орган”, “система органов”. Перечислить системы органов человека и
охарактеризовать их функции.
Орган -часть тела, имеющая
определенную форму, строение, место и выполняющая одну или несколько функций.
Органы, совместно выполняющие общие функции, составляют систему органов.
Органы бывают
внешними: ухо, нос, рука; и внутренними: сердце, печень, почки.
Нервная
система - обеспечивает согласованную работу клеток, тканей, органов,
систем органов и целого организма. При этом организм функционирует как единое
целое. Благодаря нервной системе осуществляется связь организмов с внешней
средой. Нервная система образована нервной тканью, которая состоит нейронов и
мелких клеток-спутников.
Дыхательная система служит для газообмена в
организме. Кровеносная система служит для доставки крови во все
органы организма Пищеварительная система - обеспечивает организм
питательными веществами, жирами, белками, углеводами, минеральными солям,
витаминами.
Опорно-двигательная
система выполняет: a) опорную б) двигательную в)
защитную функции. Выделительная система выводит продукты обмена
веществ.
Система
органов размножения служит для размножения
организма.
3. Гигиена органов слуха. Ослабление
или потеря слуха могут быть связанны с нарушением передачи звуковых колебаний к
внутреннему уху, с повреждением рецепторов внутреннего уха, с нарушением
передачи нервных импульсов по слуховому нерву к слуховой зоне коры больших
полушарий. Ослабление слуха может быть вызвано накоплением в наружном слуховом
проходе ушной серы. Скапливаясь в наружном звуковом проходе, ушная сера образует
пробку и она может препятствовать проникновению звука. Поэтому периодически
следует прочищать наружный слуховой проход. При ангине, гриппе и др.
заболеваниях микроорганизмы, вызывающие эти заболевания могут попасть из
носоглотки в носовую трубу в среднее ухо и вызвать воспаление. При этом
теряется подвижность слуховых косточек и нарушается передача звуковых колебаний
к внутреннем уху. Если воспалительный процесс распространится на внутреннее
ухо, то могут быть повреждены слуховые рецепторы и наступит полная глухота. При
болях в ухе нужно срочно обратится к врачу. Нарушение слуха может быть вызвано
сильными звуками, например, взрыв при этом взрывная волна ударяет с большой
силой в барабанную перепонку и может прорвать ее, в таких случаях рекомендуется
открывать рот перед моментом взрыва. Большой вред слуху наносят сильные шумы
действующие на ухо изо дня в день, барабанная перепонка колеблется с большим
размахом, из-за этого она теряет свою эластичность и у человека притупляется
слух. При ослаблении слух следует носить слуховой аппарат.
Билет №3
1. Дать характеристику понятия “ткань”. Назвать основные типы
тканей человека Ткань - это система клеток и межклеточного в-ва, сходных по строению,
происхождению и выполняемым функциям. Виды тканей :а) эпителиальная б)
соединительная в) мышечная г) нервная.
2. Назвать возможные нарушения
деятельности нервной системы и органов чувств, указать их причины и меры
профилактики.
Нарушения деятельности нервной системы:
1) Абсцесс мозга
- гнойный очаг, возбудителями являются стрептококк, стафилококк
Причина: кровью занесен из гнойного очага при отите, рините и т.д.
Профилактика: лечение первичных гнойных заболеваний
2) Арахноидит
- воспаление мягкой мозговой оболочки
Причина: возникает при различных инфекциях, в результате черепно-мозговой
травмы, заболеваний придаточных полостей носа
Профилактика: своевременное лечение перечисленных заболеваний
3) Атеросклороз
- склеротическое заболевание стенок сосудов головного мозга
Причина: пожилой возраст, неправильный обмен веществ
Профилактика - организация режима труда, отдыха и питания. После 50 лет нужно
принимать противосклеротические средства.
4) Инсульт -
острое нарушения мозгового кровообращения
Причина: атеросклероз, гипертония, нарушение стенок сосудов, повышенное
внутрисосудистое давление.
Профилактика: лечение вышеперечисленных заболеваний
5) Менингит
- воспаление мозговой оболочки
Причина: осложнение при любых инфекционных заболеваниях
Профилактика: устранение и лечение источника инфекции
6) Миелит -
воспаление спинного мозга
Причина: вирусные инфекции
Профилактика: лечение этих инфекций
7) Невралгии,
невриты, радикулиты - воспаление отдельных нервов
Причина: переохлаждение при инфекции
Профилактика: лечение инфекционных заболеваний, предупреждение простуды
8) Сотрясения
головного мозга
Причины: возникает при сильных ударах, авариях, падениях
Профилактика: нельзя допускать травмы головы
Нарушения деятельности
органов чувств
Нарушение деятельности органов слуха:
1) Евстахеид -
воспаление евстахиевой трубы
2) Лабирентит
- поражение слухового и вестибулярного анализатора
3) Мастоидит
- острое воспаление тканей сосцевидного отростка
4) Неврит
конмарный - поражение слухового нерва
5) Отит -
воспаление слухового прохода
6) Отосклероз
- поражение костной капсулы лабиринта
7) Серная пробка
- чрезмерная секреция серных желез, заложенных в стенках наружного слухового
прохода
Нарушение органов зрения:
1) Дальтонизм
- неразличение цветов
2) Дальнозоркость
- человек видит плохо вблизи, хорошо вдали
3) Близорукость
- хорошо вблизи, плохо вдали
4) Катаракта
- помутнение роговицы и зрачка
5) Глаукома
- нарушение зрительных рецепторов
Нарушение деятельности органов обоняния:
1) Ринит -
воспаление воспаление слизистой оболочки носа
2) Гайморит
- воспаление слизистой гайморовой полости
3) Синусит -
воспаление слизистых полостей носа
4) Полипы носа - отечные,
воспалительного характера образования слизистой оболочки носа
3. Охарактеризовать меры
оказания при различных видах кровотечения
Капиллярное кровотечение.- при оказании помощи нужно обработать рану йодной настойкой и
наложить чистую марлевую повязку, которая защищает организм от проникновения
микробов и способствует быстрому свертыванию крови
Артериальное
кровотечение - при артериальном кровотечении необходимо быстро прижать
пальцем поврежденный сосуд выше места ранения и приложить жгут. Место, на
которое наложили жгут должно быть прикрыто чистым материалом, чтобы не
повредить кожу. Затем свободно обвязывают это место куском ткани. Между тканью
и конечностью продевают палочку и крутят ее до тех пор, пока кровь перестанет
вытекать из раны. тогда палочку прибинтовывают к жгуту, а рану перевязывают.
После оказания мед. помощи пострадавшего необходимо срочно отправить в
больницу. Если транспортировка длится долго то жгут немного оставляют, чтобы не
было омертвения ткани. При отсутствии жгута кровотечение можно остановить
максимальным сгибанием конечностей.
Венозное
кровотечение - для остановки небольшого венозного
кровотечения достаточно наложить на рану давящую повязку, которая сжимает
стенки пораженного сосуда и не дает крови вытекать из него. После оказания
первой мед. помощи необходимо обратится к врачу. При повреждении крупных вен
поступают так же, как при артериальных кровотечениях.
Внутреннее кровотечение - при внутреннем
кровотечении необходимо вызвать врача, пострадавшего уложить или придать ему
полусидячее положения и дать полный покой. К предполагаемой области
кровотечения нужно положить мешок со льдом, или грелку с холодной водой.
Билет № 4
1. Охарактеризовать организм
человека как целостную биологическую систему. Показать взаимосвязь различных
органов и систем органов.
В организме клетки,
ткани, органы и системы органов работают как единое целое. Их согласованная
работа регулируется двумя способами: а) гуморальным - с помощью
химических веществ через жидкие среды организма ( кровь, лимфу, межклеточную
жидкость ) б) С помощью нервной системы:
1) Химические
вещества способны регулировать самые разнообразные процессы в клетках, тканях,
органах и в организме в целом. Многие из этих веществ оказывают значительное
физиологическое действие в очень малых концентрациях = биологически активные
вещества. Их вырабатывают специальные железы: внешней секреции -
имеющие протоки, через которые вещества выделяются в полость тела, органов и на
поверхности кожи; ( железы внешней секреции - слезные, потовые, слюнные,
желудочные ...) железы внутренней секреции - не имеющие специальных
протоков, выделяющие вещества в протекающую через них кровь ( гипофиз,
щитовидная железа, надпочечники и др.)
Страницы: 1, 2, 3
|