Задачи ГО по защите населения ГО Магаданской области
Задачи ГО по защите населения ГО Магаданской области
Реферат по предмету
«Основы безопасности и жизнедеятельности»
тема реферата: «Задачи ГО по защите населения.
ГО Магаданской области. «Вчера, сегодня, завтра»
Автор:
Зеленцов Максим
11 В
класс
Руководитель:
Т. М. Иванова
преподаватель-организатор
ОБЖ МОУ
«Гимназии №30»
г. Магадан 2006
СОДЕРЖАНИЕ:
1. Введение: «Личная, общественная и
национальная безопасность человека».
2. История создания ГО.
3. Законодательная
база ГО.
4. Основные понятия гражданской обороны ( ГО).
5. ГО- взгляд в
будущее
6. Гражданская оборона: основные задачи и
их решение:
а) силы ГО
б) оповещение
населения
в) организация ГО в
общеобразовательном учреждении
г) укрытие
населения в Защитных сооружениях
д) эвакуация и
рассредоточение населения
е) обучение населения
в области защиты от чрезвычайных ситуаций
7. Краткая
характеристика ЧС природного характера и меры по их ликвидации
8. Приборы
радиационной разведки.
9. ГО Магаданской
области. «Вчера сегодня завтра»
10. Заключение. Гражданская оборона: взгляд в будущее (ГО
третьего тысячелетия).
11. Список использованной литературы.
Введение.
ЛИЧНАЯ, ОБЩЕСТВЕННАЯ
И НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА
Президент
России Б.Ельцин 10 октября 1997 г. впервые выступил в Совете Европы. Руководитель государства кратко и конкретно
сформулировал цель развития
государств, народов и цивилизаций для рубежа XX и XXI веков: безопасность
человека, его благополучие и достойное качество жизни для семьи.
Убедительную поддержку получило новое понимание безопасности для XXI в., которое предложило ООН еще в 1994
году. «Безопасность человека: это не просто безопасность страны, это безопасность
народа. Это не просто безопасность,
достигнутая в результате обладания оружием, не просто безопасность государств. Прежде всего, это безопасность
каждого человека в своем доме и на
своем рабочем месте. Безопасность - не просто защита от конфликтов
между государствами, это защита от
конфликтов между народами.
Безопасность человека — это когда ребенок не умирает,
болезнь не распространяется,
этнические распри не выходят из-под контроля, женщину не насилуют, бедняк не голодает,
диссидента не заставляют молчать, человеческий дух не подавляют».
Некоторые особенности движения к безопасности.
Необходимо сформулировать
основные факторы безопасности человека. Их три.
1.
На рубеже XX и XXI веков именно человек и семья, их
благополучие и безопасность
становятся ядром личной, общественной, государственной, национальной и
коллективной (международной) безопасности. Выражается это в массовом политическом пробуждении
людей, основанном на целях, идеалах,
которые занимают центральное место в становлении личности и являются источником или согласия, или конфликта.
2. Центральным фактором существования человеческого
общества может быть
противоречие между субъективными ожиданиями человека и объективными
социально-экономическими условиями, что формирует универсальную угрозу человеку, семье и
обществу, создает опасность, что мировая политика станет во все большей степени не
управляемой.
Степень угроз, возникающих при военных действиях и вследствие их, будет весьма актуальной.
Следовательно, гражданская оборона, призванная обеспечить жизнедеятельность населения и
государства в экстремальных
условиях военного времени, была, есть и в обозримом будущем останется
важной государственной функцией.
3. В подтверждение важности задач, решаемых ГО, можно
отметить следующее:
по оценкам специалистов НАТО, считается, что в условиях хорошо отлаженной системы гражданской
обороны для нанесения серьезного ущерба странам этого блока потребность в ядерных средствах
будет примерно в 7 раз больше.
Это позволяет констатировать, что гражданская оборона является одним из
элементов системы обеспечения национальной безопасности страны, составной
частью оборонной функции государства.
Главным является то, что она выступает как одна из форм участия всего
населения страны, органов власти и местного в обеспечении
обороноспособности
и жизнедеятельности государства, выполняя оборонную, социальную и экономическую функции.
Суть этих функций
в следующем:
- решая проблемы сохранения людских ресурсов и
экономического потенциала страны,
гражданская оборона выполняет важную роль в оборонных мероприятиях;
-
обеспечивая защиту и жизнедеятельность населения в военное время, спасая и оказывая помощь пораженным и пострадавшим,
гражданская оборона монопольно решает
важнейшую часть социальных задач;
- повышая устойчивость функционирования объектов
экономики, защищая материальные
и культурные ценности, снижая опасность образования вторичных очагов поражения в
условиях войны, а в конечном итоге наносимый противником ущерб, гражданская оборона
осуществляет значительный объем работ по сохранению экономики государства.
Хотелось бы подчеркнуть, что роль ГО в современных
условиях резко возрасла, она сегодня
стоит значительно ближе к деятельности МЧС России, чем к деятельности Министерства обороны.
В условиях разгула терроризма, ведения необъявленных войн,
частых вооруженных
конфликтов, а в ходе войн — нанесения ударов по потенциально опасным объектам задачи,
решаемые по защите населения и территорий в мирное и военное время, стали более
тесно сочетаться, что требует уже не участия, а полноценного функционирования ГО в мирное
время.
Пути реформирования
Гражданской обороны в современных условиях.
Наиболее реальный путь реформирования ГО — это создание
на базе РСЧС и ныне действующей ГО
единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций — Российской системы гражданской защиты
(РСГЗ).
Что это дает?
Во-первых, возможность отнести вопросы гражданской защиты
к предмету совместного ее ведения Российской федерацией, ее субъектами и
органами местного самоуправления, что
позволит повысить ответственность субъектов РФ
и органов местного самоуправления за защиту населения и территорий в военное время.
Во-вторых, создать единое правовое, организационное и
методическое поле по
вопросам гражданской защиты на мирное и военное время на всей территории страны.
В-третьих, иметь одни и те же органы управления, системы
связи, силы и средства, что обеспечит
плавный переход системы с мирного на военное время и более качественную заблаговременную подготовку всей структуры народного хозяйства к гражданской защите в военное
время.
В-четвертых,
сосредоточить усилия федеральных и территориальных сил и средств РСЧС и ГО на решении задач как мирного,
так и военного времени.
Гражданская
оборона приобретает большую
значимость для государства, становится военно-стратегическим
фактором.
Это
обусловлено тем, что значительно возрастает нагрузка на гражданскую оборону по защите населения, материальных и
культурных ценностей страны.
Говоря о месте ГО в современных войнах и вооруженных
конфликтах, подчеркивая
ее возрастающую роль, необходимо сказать и о ее облике, который должен претерпеть изменения, ибо за последнее время
существенно изменились взгляды на характер войны и формы боевых действий.
Другими стали и внутренние условия в
стране (социальные, экономические, природно-техногенные). Сегодня
необходимо признать, что ГО является совместной заботой как государства в целом, так и его субъектов. И жизнь уже
много раз подтверждала это. Основными
принципами ГО в современных условиях являются:
- всеобщая обязательность: ГО является обязательной
функцией всех органов государственной власти,
органов местного самоуправления, предприятий, организаций и учреждений,
независимо от ведомственной принадлежности
и форм собственности, всеобщей обязанностью, почетным долгом и делом всего народа и каждого гражданина;
- правовая обусловленность: ГО
осуществляется в строгом соответствии с международными договорами и
соглашениями, действующими законодательством и правовыми нормативными актами
РФ, внешней и внутренней политикой страны,
концепцией национальной безопасности и военной доктринойгосударства;
территориально-производственный:
ГО организуется по территориально-производственному принципу на всей территории
страны;
-
универсальность: мероприятия ГО организуются и осуществляются с учетом возможности возникновения любого из видов
вооруженных конфликтов нашего времени,
в том числе актов терроризма, и применения всех современных средств поражения, включая оружие массового
поражения;
единоначалие: осуществление
руководства мероприятиями ГО на всех уровнях государственного и местного
самоуправления первыми лицами органов управления (председатель правительства, глава
администрации, руководитель любого ранга и уровня);
- разумная
достаточность: мероприятия ГО планируются и реализуются с учетом разумной
возможности и потребности объемов и сроков, оперативно-стратегической и экономической
обоснованности;
- разграничение
функций: ГО строится на разделении предметов ведения и полномочий между
федеральными органами, органами субъектов РФ и местного самоуправления при сочетании
централизма с сохранением за нижестоящими уровнями достаточной самостоятельности.
Что даст реформирование. Гражданская оборона — это
комплекс общегосударственных мероприятий. Она была создана в 1961 г., имеет, как любая организационная система, свои органы управления, силы и
средства, системы связи. В современной вооруженной борьбе ГО приобретает
несколько иные характер и назначение чем прежде. Сохраняя оборонную функцию,
она все больше занимает социальную
гуманитарную направленность.
История создания
Гражданской обороны.
Местная
противовоздушная оборона (МПВО) 1918-1932 гг.
Впервые возможность
дезорганизации тыла появилась в годы мировой войны 1914 -1918 П., когда в ходе
военных действий нашла применение боевая авиация, способная наносить удары по
населенным пунктам в тылу противника. Это обстоятельство, вызвало необходимость
организации зашиты крупных городов от ударов с воздуха. Наряду с активными
мерами противовоздушной обороны, осуществляемой войсками, к участию в
мероприятиях, призванных обеспечить защиту населения и промышленных предприятий
от нападения с воздуха и быструю ликвидацию последствий авиационных налетов,
стало привлекаться население. Это привело к созданию систем местной
противовоздушной обороны, опирающихся на мирное население городов.
В Советском Союзе
фундамент гражданской обороны – (до 1961 г. она именовалась (МПВО) местной противовоздушной обороной) - начал закладываться впервые же годы установления
Советской власти.
Первые мероприятия МПВО
были осуществлены в Петрограде в марте 1918 г. после первой воздушной бомбардировки города немецкой авиацией. К участию в мероприятиях МПВО в годы гражданской
войны привлекались жители ряда других крупных городов, когда возникала угроза
воздушных налетов.
Опираясь на опыт
гражданской войны и растущее военное значение авиации, Советское правительство,
начиная с 1925 г. издало ряд постановлений, направленных на создание и
укрепление противовоздушной обороны страны. В 1925 г. СНК СССР издал постановление «О мерах противовоздушной обороны при постройках в
500-километровой приграничной полосе». В пределах этой зоны, обусловленной
радиусом действий боевой авиации того времени, предписывалось в ходе нового
строительства осуществлять соответствующие инженерно-технические мероприятия по
защите населения и объектов народного хозяйства.
В следующем году Совет
Труда и Обороны СССР (СТО СССР) издал постановление, обязывающее проведение
мероприятий по противовоздушной обороне на железных дорогах в пределах
угрожаемой зоны. В частности, при железнодорожных станциях должны были
строиться убежища и создаваться специальные формирования противовоздушной и
противохимической защиты. В 1927 г. Советом Труда и Обороны СССР было издано
постановление «Об организации воздушно-химической обороны территории Союза
ССР». Согласно этому постановлению территория страны была разделена на приграничную
(угрожаемую) зону и тыл. Все города в приграничной зоне стали именоваться
городами-пунктами ПВО. Общее руководство мероприятиями ПВО было возложено на
Наркомат по военным и морским делам. В том же году СТО СССР обязал Наркомат по
военным и морским делам создать специальные курсы по подготовке руководящих
кадров воздушно-химической обороны для нужд гражданских наркоматов. Такие курсы
были созданы в Москве, Ленинграде, Баку, Киеве и Минске.
В утвержденном в 1928 г. Наркомом по военным и морским делам первом Положении о противовоздушной обороне СССР было
записано, что противовоздушная оборона имеет назначением защиту Союза ССР от
воздушных нападений с использованием для этой цели сил и средств, принадлежащих
как военному, так и гражданским ведомствам и соответствующим общественным
оборонным организациям. В связи с такой постановкой вопроса возникла
необходимость организации обучения населения защите от воздушного и химического
нападения. Выполнением этой задачи занимались главным образом Осоавиахим и Союз
обществ: Красного Креста и Красного Полумесяца (СОКК и КП), они охватили
обучением сотни тысяч активистов местной противовоздушной обороны.
Массовая подготовка
населения по противовоздушной обороне и противохимической защите позволила
создать к 1932 г. свыше 3 тыс. добровольных формирований МПВО.
Более
3,5 миллиона человек было обеспечено противогазами; для укрытия населения в
угрожаемой зоне было подготовлено несколько тысяч бомбоубежищ и газоубежищ.
Таким
образом, необходимые организационные и материальные предпосылки для создания
единой общегосударственной системы местной противовоздушной обороны в стране к 1932 г, были созданы. Между тем быстрый рост возможностей боевой авиации по нанесению ударов по
объектам глубокого тыла потребовал дальнейшего совершенствования организации
защиты населения и народного хозяйства.
Местная противовоздушная
оборона (МПВО) 1932-1941 г.
4 октября 1932 г, Совет Народных Комиссаров утвердил новое Положение о противовоздушной обороне Союза ССР,
согласно которому местная противовоздушная оборона была выделена в
самостоятельную составную часть всей системы противовоздушной обороны
Советского государства. С этой даты принято отсчитывать начало существования,
общесоюзной МПВО, преемницей которой стала Гражданская оборона СССР.
Основными задачами МПВО
являлись:
- предупреждение
населения об угрозе нападения с воздуха и оповещение о миновании угрозы;
- осуществление
маскировки населенных пунктов и объектов народного хозяйства от нападения с
воздуха (особенно светомаскировки);
- ликвидация последствий
нападения с воздуха, в том числе и с применением отравляющих веществ;
- подготовка
бомбоубежищ и газоубежищ для населения;
- организация первой
медицинской и врачебной помощи пострадавшим в результате нападения с воздуха;
- оказание ветеринарной
помощи пострадавшим животным;
- поддержание
общественного порядка и обеспечение соблюдения режима, установленного органами
власти и МПВО в угрожаемых районах.
Выполнение всех этих
задач предусматривалось силами и средствами местных органов власти и объектов
народного хозяйства. Этим определялось и название данной системы
противовоздушной обороны. Штабы, службы и формирования МПВО создавались лишь в
тех городах и на тех промышленных объектах, которые могли оказаться в радиусе
действия авиации противника. В таких городах и на таких объектах мероприятия по
противовоздушной обороне и противохимической защите проводились в полном
объеме.
Организационная
структура МПВО определялась ее задачами. Поскольку она являлась составной
частью всей системы противовоздушной обороны страны, общее руководство МПВО в
стране осуществлялось Наркоматом по военным, и морским делам (с 1934 г. - Наркомат обороны СССР), а в границах военных округов - их командованием. Для решения задач
МПВО организовывались соответствующие силы воинские части МПВО, которые
подчинялись командованию военных округов, и добровольные формирования МПВО: в
городских районах - участковые команды, на предприятиях - объектовые команды,
при домоуправлениях группы самозащиты. Формирования МПВО создавались из
расчета:
15
человек от 100-300 рабочих и служащих - на предприятиях и в учреждениях и от
200-500 человек жителей при домоуправлениях. Участковые команды состояли из
различных специальных формирований, а группы самозащиты, как правило, из шести
подразделений: медицинского, аварийно-восстановительного, противопожарной
защиты, охраны порядка и наблюдения, дегазационного и обслуживания убежищ.
Местная противовоздушная
оборона (МПВО) 1941-1945 гг.
22 июня 1941 г. все штабы, службы и силы МПВО были приведены в боевую готовность. Первые же дни войны
убедительно показали высокую готовность системы МПВО и одновременно вскрыли
некоторые недостатки, которые быстро устранялись.
Важную роль в
мобилизации МПВО на успешное решение задач, вставших в связи с нападением
фашистской Германии на Советский Союз, сыграло постановление СНК СССР от 2 июля
1941 г. «О всеобщей обязательной подготовке населения к противовоздушной
обороне». Согласно этому постановлению все советские - граждане от 16 до 60 лет
должны были, овладеть необходимыми знаниями по МПВО. Кроме того, мужчины от 16
до 60 лет и женщины от 18 до 50 лет обязаны были состоять в группах самозащиты.
Выполняя требования партии и правительства, Министерство внутренних дел СССР 3
июля 1941 г. утвердило Положение о группах самозащиты жилых домов, учреждений и
предприятий. Важную роль в активизации МПВО сыграла речь И. В.Сталина, от 3
июля 1941 г., в которой указывалось на необходимость немедленно «...наладить
местную противовоздушную оборону».
МПВО в годы войны стремительно
набирала силу. Численность ее формирований превысила 6 млн. человек; участковые
формирования были реорганизованы в городские воинские части МПВО, а число
инженерно-противохимических воинских частей значительно возросло. Силы МПВО
успешно справились со своей задачей в годы войны.
Они
ликвидировали последствия более 30 тыс. налетов фашистской авиации,
предотвратили в городах свыше 32 тыс. серьезных аварий на объектах народного
хозяйства, обезвредили свыше 430 тыс. авиабомб и почти 2,5 млн. снарядов и мин.
Усилиями формирований и
частей МПВО было ликвидировано 90 тыс. загораний и пожаров. Словом, во
взаимодействии с частями Вооруженных Сил МПВО внесла в годы войны существенный
вклад в дело защиты населения и народного хозяйства от налетов фашистской
авиации, в ряде случаев ее силы принимали участие и в отражении атак сухопутных
частей противника на города.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|