МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Управление безопасностью труда

    Управление безопасностью труда

    Содержание



    Введение

    Глава 1. Управление безопасностью труда

    1.1. Правовые и нормативные основы безопасности труда

    1.2. Социально-экономическое значение и источники финансирования охраны труда

    Глава 2. Организация безопасности труда на предприятиях

    2.1. Охрана труда как важнейший элемент конкурентноспособности предприятия

    2.2. Создание службы охраны труда и организация ее деятельности

    Заключение

    Литература

    Введение

    Охрана труда сегодня, как никогда, актуальна. Трудно представить себе успешное предприятие на рынке, руководство которого «спустя рукава» относилось бы к вопросам охраны труда. Как известно, несчастные случаи на производстве выбивают из колеи, часто надолго парализуют работу предприятия, создавая не только нервозную обстановку в коллективе, но и принося существенные финансовые потери.

    Опыт крупнейших мировых компаний по­казывает, что охрану труда высшие ру­ководители считают одним из главных приоритетов. Так, из десятков показателей деятельности предприятия охрану труда и здо­ровья своих работников они ставят на второе место, сразу после квалификации и компетент­ности персонала. В странах Европейского сою­за сейчас поднимается вопрос о культуре ох­раны труда, которая является одним из главных элементов управления предприятием.

    Хотелось бы, чтобы и для российских руко­водителей это стало нормой. Чтобы работа по охране труда не выполнялась для «галочки», чисто формально, чтобы «отстал» инспектор. Чтобы финансирование этих работ не осущес­твлялось по остаточному принципу. Чтобы мно­гие незначительные несчастные случаи (да и значительные тоже) не скрывались порой в уго­ду «хорошей» статистике. Чтобы охрана труда действительно стала культурой.

     А поэтому изучение и решение проблем, связанных с обеспечением здоровых и безопасных условий, в которых протекает труд человека - одна из наиболее важных задач в разработке новых технологий и систем производства. Изучение и выявление возможных причин производственных несчастных случаев, профессиональных заболеваний, аварий, взрывов, пожаров, и разработка мероприятий и требований, направленных на устранение этих причин позволяют создать безопасные и благоприятные условия для труда человека. Комфортные и безопасные условия труда - один из основных факторов влияющих на производительность и безопасность труда, здоровье работников.

    Цель данной работы – дать основные сведения об охране труда на предприятиях и в организациях.

    Для достижения поставленной  цели необходимо решить задачи:

    - познакомиться с законодательными, экономическими методами управления охраной труда;

    - выявить связь конкурентоспособности предприятия  и безопасностью труда;

    - рассмотреть цели и задачи службы охраны труда.

    Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.


    Глава 1. Управление безопасностью труда

    1.1. Правовые и нормативные основы безопасности труда

    Правовое поле для управления, надзора и контроля за безопас­ностью и охраной труда формируется многообразной и развитой си­стемой законодательных и нормативных правовых актов, регулиру­ющих разнообразные вопросы и стороны сложной и комплексной проблемы обеспечения условий и безопасности труда. Для реализа­ции законодательных и нормативных требований создана система управления охраной труда (СУ ОТ), за каждым из элементов и орга­нов которой закреплены свои функции, обязанности и область дея­тельности, ее порядок и процедура.

    Все вопросы, связанные с организацией системы охраны труда на предприятиях и в организациях, требования по безопасности труда регулируются законами, законодательными и нормативными правовыми актами.

    По правовому уровню документы, регулирующие вопросы безо­пасности труда можно подразделить на законодательные акты, нор­мативные правовые акты и иные нормативные документы по охране труда федеральных органов законодательной и исполнительной вла­сти Российской Федерации, а также ее субъектов.

    Законодательство представляет собой совокупность законов страны в какой-либо области права, в частности в области охраны труда.

    Законодательный акт по охране труда — это акт, устанавливаю­щий право работников на охрану труда в процессе трудовой деяте­льности, принятый или утвержденный законодательным органом.

    Нормативный правовой акт по охране труда — это акт, устанавли­вающий комплекс правовых, организационно-технических, санитарно-гигиенических и лечебно-профилактических требований, на­правленных на обеспечение безопасности, сохранение здоровья и работоспособности работников в процессе труда, утвержденный уполномоченным компетентным органом.

    Основными законодательными актами, регулирующими охрану труда в Российской Федерации являются: Конституция Российской Федерации, Федеральный закон «Об основах охраны труда в Рос­сийской Федерации» и Трудовой кодекс Российской Федерации.

    Законодательные акты, кроме законов, могут включать указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, а также поста­новления, письма, положения и другие документы министерств и ведомств.

      По общности и действию законодательные и нормативные пра­вовые акты подразделяются на пять уровней.

    1. Единые акты, действующие на всей территории России для всех предприятий, организаций, учреждений и устанавливающие основные принципы и правила государства в области охраны труда. К ним относятся федеральные законы, указы Президента, поста­новления Правительства и федеральных министерств и ведомств. Такие акты утверждаются Государственной Думой, Президентом, Правительством, федеральными министерствами и ведомствами (например. Министерством труда и социального развития).

    2. Межотраслевые акты, действующие во всех отраслях эконо­мики без исключения. К ним относятся, например, стандарты сис­темы безопасности труда, санитарные нормы и правила работы с отдельными опасными и вредными производственными факторами, гигиенические нормативы и др. Такие нормативные акты разраба­тываются и утверждаются только специально уполномоченными федеральными органами.

    3. Акты субъектов Федерации, действующие только на террито­рии субъекта и регулирующие отдельные вопросы охраны труда при­менительно к субъекту. Они разрабатываются и утверждаются зако­нодательными и исполнительными органами субъектов Федерации.

    4. Отраслевые акты, действующие только в той или иной отрас­ли (металлургической, химической, текстильной) и не имеющие юридической силы в других отраслях. Они разрабатываются и утверждаются отраслевыми министерствами и ведомствами или дру­гими уполномоченными органами (например, Госгортехнадзором, Госсанэпиднадзором и др.) применительно к конкретной отрасли.

    5. Нормативные правовые акты предприятия, представляющие собой документы по охране труда, действующие только на конкрет­ном предприятии (приказы, решения, инструкции)[2,329].

    Законодательные и нормативные правовые акты более низкого уровня не должны противоречить актам более высокого уровня. Так, отраслевые акты не должны противоречить межотраслевым, регио­нальные — единым и межотраслевым, предприятий — отраслевым.

    Основные законодательные акты по безопасности труда

    Федеральный закон «Об основах охраны труда в Российской Феде­рации» (далее Закон) определяет основные направления государст­венной политики в области охраны труда, которыми являются:

    • обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работ­ников;

    • принятие и реализация законодательных и нормативных пра­вовых актов об охране труда, федеральных и территориальных программ улучшения условий и охраны труда;

    • государственное управление охраной труда;

    • государственный надзор и контроль за соблюдением требова­ний по охране труда;

    • содействие общественному контролю в области охраны труда;

    • расследование несчастных случаев на производстве, профес­сиональных заболеваний и их анализ;

    • защита законных интересов работников, пострадавших от не­счастных случаев на производстве и профессиональных забо­леваний;

    • установление компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными и опасными условиями труда;

    • координация деятельности в области охраны труда;

    • распространение передового опыта работы по улучшению условий и охраны труда;

    • государственное участие в финансировании мероприятий по охране труда;

    • подготовка и повышение квалификации специалистов по ох­ране труда;

    • организация государственной статистической отчетности об условиях труда, о производственном травматизме, профессио­нальных заболеваниях и об их материальных последствиях;

    • обеспечение функционирование единой информационной системы охраны труда;

    • международное сотрудничество в области охраны труда;

    • проведение эффективной налоговой политики, стимулирую­щей создание безопасных условий труда;

    • установления порядка обеспечения работников СИЗ и СКЗ, санитарно-бытовыми помещениями, лечебно-профилактиче­скими средствами за счет средств работодателя[2,330].

    Реализация перечисленных направлений государственной поли­тики в области охраны труда обеспечивается совместными согласо­ванными действиями федеральных органов государственной власти, органов власти субъектов Федерации, органов местного самоуправ­ления, работодателей, а также профессиональных союзов.

    Закон определяет единый на всей территории страны порядок регулирования отношений в области охраны труда между работода­телями и работниками независимо от форм собственности, сферы хозяйственной деятельности и ведомственной подчиненности пред­приятий, организаций, учреждений.

    Основные положения установленного Законом порядка регулирова­ния отношений в области охраны труда заключаются в следующем:

    • определение управления охраной труда на государственном уровне и на уровне предприятия;

    • установление обязанностей работодателей по обеспечению безопасных условий труда, а работников по выполнению тре­бований безопасности;

    • проведение обучения и инструктажа работников по охране труда и проведение медицинских осмотров;

    • определение ответственности работодателя за вред, причи­ненный работнику трудовым увечьем, ответственности за не­выполнение нормативных правовых требований по охране труда;

    • предоставление льгот и компенсации работникам за тяжелые работы и работы с вредными и опасными условиями труда;

    • определение основных функций и ответственности органов государственного надзора и контроля за соблюдением законо­дательных и нормативных правовых актов по охране труда;

    • приостановление или закрытие производственной деятельно­сти предприятий за нарушение законодательных и норматив­ных правовых актов по охране труда[2,331].

    Следует обратить особое внимание на статью 8 Закона, в кото­рой определяются права работника и говорится, что работник имеет право на рабочее место, защищенное от воздействия вредных и опасных факторов, которые могут вызвать травму, профессиональ­ное заболевание или снижение работоспособности; на возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с выполнением им своих трудовых обязанностей; на достоверную информацию от работода­теля о состоянии условий и охраны труда на своем рабочем месте, о существующем риске, а также о принятых мерах по его защите; на обеспечение СКЗ и СИЗ, на обучение безопасным методам и прие­мам труда за счет средств работодателя.

    Обязанности работодателя определены статьей 14 Закона. Рабо­тодатель обязан обеспечить безопасность при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, безопасность технологических процес­сов и применяемых сырья и материалов, эффективную эксплуата­цию СКЗ и СИЗ, которые он должен предоставить работникам при их необходимости, обеспечить санитарно-бытовое и лечебно-про­филактическое обслуживание работников, режим труда и отдыха ра­ботников, установленный законодательством.

    Работодатель не имеет права применять новые сырье и матери­алы, не прошедшие экспертизу их влияния на человека (статья 21 Закона).

    При обнаружении у работника признаков профессионального заболевания или ухудшения здоровья из-за воздействия ОВПФ ра­ботодатель на основании медицинского заключения должен переве­сти его на другую работу, не связанную с воздействием ОВПФ (ста­тья 9 Закона).

    Работник имеет право без каких-либо последствий для него от­казаться от выполнения работы в случае возникновения непосред­ственной опасности его жизни и здоровью до устранения этой опас­ности.

    Обязанности работника определены статьей 15 Закона. Работник обязан соблюдать нормы, правила и инструкции по охране труда, применять СКЗ и СИЗ, предусмотренные инструкциями, проходить в установленном порядке обучение, инструктаж и проверку знаний правил и инструкций по охране труда. Он обязан немедленно сооб­щать своему непосредственному руководителю о любом несчастном случае, обнаружении профессионального заболевания, о ситуациях, которые создают угрозу жизни и здоровью.

    Статьей 12 Закона определено, что в каждой организации, осу­ществляющей производственную деятельность и с численностью более 100 работников, создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда. При меньшей численности решение о введении службы охраны труда или должности специали­ста по охране труда принимает работодатель с учетом специфики деятельности предприятия.

    Работник не несет расходов на финансирование мероприятий по улучшению условий и охране труда. Финансирование этих меро­приятий в организациях (кроме федеральных учреждений) осущест­вляется в размере не менее 0.1 % суммы затрат на производство продукции, а в организациях, занимающихся эксплуатационной де­ятельностью, — в размере не менее 0,7 % суммы эксплуатационных расходов.

    В трудовом кодексе Российской Федерации  так­же нашли существенное отражение вопросы охраны труда. В нем констатируется, что каждый работник имеет право на условия тру­да, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, на обязатель­ное социальное страхование, на возмещение ущерба, причиненного работнику в связи с выполнением трудовых обязанностей, и ряд других. Вопросам охраны труда посвящен специальный раздел Х «Охрана труда», в котором законодательно определены:

    • обязанности работодателя и работника по обеспечению безо­пасных условий труда;

    • медицинские осмотры некоторых категорий работников (ра­ботающие на транспортных предприятиях, пищевой промыш­ленности, торговле и др., подвергающиеся воздействию ОВПФ):

    • необходимость соответствия производственных объектов и продукции требованиям охраны труда;

    • права работников на охрану труда и гарантии такого права;

    • обязанность работников, в том числе руководителей, прохо­дить обучение и проверку знаний по охране труда;

    • несчастные случаи на производстве, подлежащие расследова­нию, обязанности работодателя при несчастном случае, поря­док расследования несчастных случаев, оформления материа­лов расследования и рассмотрения разногласий по материа­лам расследования.

    В Кодексе регулируется труд работников в возрасте до 18 лет, устанавливаются льготы и ограничения. Так, запрещается примене­ние труда лиц моложе 18 лет на тяжелых работах и работах с вред­ными и травмоопасными условиями труда, на подземных работах, а также на работах, выполнение которых может принести вред их нравственному развитию (игорном бизнесе, ночных клубах, в транс­портировке и торговле спиртными напитками, табачными изделия­ми, наркотическими и токсическими препаратами).

    Лица моложе 21 года принимаются на работу лишь после обяза­тельного медицинского осмотра и подлежат ежегодному обязатель­ному медицинскому осмотру.

    Учащиеся общеобразовательных и средних профессиональных учреждений до 15 лет могут быть приняты только на легкую работу, не причиняющую вреда здоровью, не нарушающую процесса обуче­ния. Они могут быть приняты на работу только по достижении 14 лет с согласия родителей.

    К основным  нормативным  правовым  актам  по безопасности труда относятся:

    Государственные стандарты системы стандартов безопасности труда (ГОСТ ССБТ). Система стандартов безопасности труда, утвер­ждаемая Госстандартом России, является основным видом норма­тивных правовых актов по безопасности труда.

    Система стандартов безопасности труда (ССБТ) — это одна из систем государственной системы стандартизации (ГСС). Шифр (но­мер) ССБТ в системе ГСС — 12. ССБТ представляет собой многоуровневую систему взаимосвязанных стандартов по безопасности труда. Этой системой стандартизованы требования безопасности, введен раздел «Требования безопасности» во все виды проектной документации на серийно выпускаемую продукцию, а также в рабо­чую конструкторскую и технологическую документацию. ССБТ включает в себя несколько подсистем.

    Организационно-методические стандарты - устанавливают цель, задачи, струк­туру ССБТ, область распространения, особенности согласования стандартов ССБТ, тер­минологию, дают классификацию ОВПФ, принципы организации работ по безопасности труда

    Стандарты требований и норм по видам ОВПФ - устанавливают требования по видам ОВПФ и их ПДУ, методы и средства защиты от их воздействия, методы контроля их уровня

    Стандарты требований безопасности к оборудованию - устанавливают общие требования безопасности к отдельным видам производственного оборудования, методы контроля выполнения этих требований

    Стандарты требований безопасности к производственным процессам - уста­навливают общие требования безопасности к отдельным производственным и техноло­гическим процессам, методы контроля выполнения этих требований

    Стандарты требований безопасности к системам защиты - устанавливают тре­бования безопасности к системам защиты от ОВПФ

    Стандарты требований безопасности к зданиям и сооружениям - устанавлива­ют требования безопасности к зданиям и сооружениям

    Кроме ГОСТов ССБТ к нормативным правовым актам в обла­сти безопасности труда относятся: гигиенические нормативы (ГН), санитарные нормы (СН) и санитарные нормы и правила (Сан-ПиН) Госкомсанэпиднадзора России; строительные нормы и пра­вила (СНиП) Госстроя России; правила безопасности Госгортех-надзора России; документация Госэнергонадзора России, напри­мер, правила устройства энергоустановок (ПУЭ), межотраслевые правила по охране труда (правила безопасности) при эксплуатации электроустановок: межотраслевые правила по охране труда (ПОТМ) Минтруда России, выпуск которых начат недавно, а так­же межотраслевые организационно-методические документы (по­ложения, методические указания (МУ), методические руководства (МР), рекомендации, которые принимаются Правительством Рос­сии, Минтрудом России, органами надзора и контроля за безопас­ностью и охраной труда. Отраслевая документация по охране труда представлена соответствующими правилами ведения работ, отрас­левыми стандартами (ОСТ) и отраслевыми организационно-мето­дическими документами[7,51].

    1.2. Социально-экономическое значение и источники финансирования охраны труда

    Социальное значение охраны труда заключается в содействии ро­сту эффективности общественного производства путем непрерывно­го совершенствования и улучшения условий труда, повышения его безопасности, снижения производственного травматизма и заболе­ваемости. Социальное значение охраны труда проявляется во влия­нии на изменение трех основных показателей, характеризующих уровень развития общественного производства.

    Рост производительности труда в результате увеличения фонда рабочего времени за счет сокращения внутрисменных простоев пу­тем предупреждения преждевременного утомления, снижения числа микротравм, уменьшения целодневных потерь рабочего времени по причинам временной нетрудоспособности из-за травматизма, про­фессиональной и общей заболеваемости.

    Страницы: 1, 2, 3, 4


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.