МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Охрана труда и обучение населения

    Охрана труда и обучение населения

    Федеральное агентство по образованию

    Институт развития дополнительного профессионального образования

    Кафедра "Государственное и муниципальное управление"










    ВЫПУСКНАЯ РАБОТА

    по профессиональной переподготовке

    "Преподаватель высшей школы: управление социально-

    экономическими процессами"

    Тема:

    "ОХРАНА ТРУДА И ОБУЧЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ"




    Слушатель:

    Научный руководитель:






    Москва 2006


    Содержание


    Введение

    1. Охрана труда и местное самоуправление

    2. Организация охраны труда на предприятии

    3. Управление охраной труда в организации

    4. Подбор и обучение персонала

    Заключение

    Список использованной литературы



    Введение


    Охрана труда - система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

    В охране труда следует различать следующие сферы: научная, учебная и производственная.

    Предметом научной сферы охраны труда является изучение условий труда, обеспечивающих не только полную безопасность работающих, но и создающих оптимальную (комфортную) среду для повышения их работоспособности.

    Из предмета и содержания охраны труда вытекает не только ее инженерно-техническая, но и социальная направленность. Охрана труда тесно связана с производством, призвана его обслуживать. Охрана здоровья трудящихся, обеспечение безопасных условий труда, ликвидация профессиональных заболеваний и производственного травматизма составляют одну из главных забот нашего государства на всем протяжении его существования и возведены в ранг государственной политики.

    В новейшей истории первый Декрет по охране труда был принят 11 ноября 1917г. - это Декрет Совета Народных Комиссаров о восьмичасовом рабочем дне.

    Конституция СССР 1977г. закрепила, а Конституция Российской Федерации 1993г. подтвердила право граждан России на охрану здоровья. Так статья 7 предусматривает охрану труда и здоровья людей в Российской Федерации, а статья 37 - право каждого гражданина на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.

    В области охраны труда российское государство проводит политику через государственные нормативные требования охраны труда, содержащиеся в законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и ее субъектов, которые направлены на сохранение жизни и здоровья работников в процессе их трудовой деятельности.

    В соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999г. № 181-Ф3 "Об основах охраны труда в Российской Федерации" исполнение требований охраны труда обязательно для юридических и физических лиц при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда.

    Государственная политика в области охраны труда обеспечивается согласованными действиями органов государственной власти Российской

    Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, работодателей. А также профессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов по вопросам охраны труда.

    Основными направлениями государственной политики в области охраны труда являются:

    обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников;

    принятие и реализация федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации об охране труда, а также федеральных целевых, отраслевых целевых и территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда;

    государственное управление охраной труда;

    государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда;

    содействие общественному контролю за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда;

    расследование несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

    защита законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также членов их семей на основе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

    установление компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными или опасными условиями труда, неустранимыми при современном техническом уровне производства и организации труда;

    координация деятельности в области охраны труда, деятельности в области охраны окружающей природной среды и других видов экономической и социальной деятельности;

    распространение передового отечественного и зарубежного опыта работы по улучшению условий охраны труда;

    участие государства в финансировании мероприятий по охране труда;

    подготовка и повышение квалификации специалистов по охране труда;

    организация государственной статистической отчетности об условиях труда, о производственном травматизме, профессиональных заболеваниях и об их материальных последствиях;

    обеспечение функционирования единой информационной системы охраны труда;

    международное сотрудничество в области охраны труда;

    проведение эффективной налоговой политики, стимулирующей создание безопасных условий труда, разработку и внедрение безопасных техники и технологий, производство средств индивидуальной и коллективной защиты

    работников;

    установление порядка обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, а также санитарно-бытовыми помещениями и устройствами, лечебно - профилактическими средствами за счет средств работодателей.

    Таким образом, российское законодательство не только регламентирует требования охраны труда, но и устанавливает одновременно систему государственного надзора, ведомственного контроля за выполнением требований, правил и норм по охране труда.

    В то же время принятый Федеральный закон от 27 декабря 2002г. № 184-Ф3 "О техническом регулировании" предполагает формирование абсолютно новой системы технического регулирования, касающейся и обязательных требований охраны труда. Закон предусматривает перевод в течении 7-летнего переходного периода всех действующих обязательных нормативных документов, утверждаемых федеральными органами исполнительной власти, в статус добровольных. Обязательные требования будут содержать только технические регламенты - федеральные законы, Указы Президента и Постановления Правительства Российской Федерации. В течении данного переходного периода нормативные документы сохраняют свой статус впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов; если соответствующие технические регламенты приняты не будут - обязательное действие документов прекращается.

    Большое значение в улучшении условий труда имеет научно-технический прогресс, который открывает новые возможности для совершенствования охраны труда, создание здоровых и безопасных условий труда, позволяющих ликвидировать производственный травматизм и профессиональные заболевания.

    В настоящее время идет создание и формирование единой структуры государственного управления охраной труда, информационной базы, разработки экономических механизмов и принципов международного сотрудничества.

    Существенные меры предприняты для проведения аттестации рабочих мест, сертификации предприятий на соответствие требованиям охраны труда.

    Однако в условиях прогресса науки и техники могут возникать новые опасные и вредные производственные факторы, которые ставят перед охраной труда новые проблемы.


    1. Охрана труда и местное самоуправление


    За последнее десятилетие правовая база управления охраной труда в муниципальных образованиях в основном сформирована. Органы государственной власти субъектов РФ принимают региональные законодательные и нормативные акты с указанием конкретных полномочий органов местного самоуправления. Те, в свою очередь, реализуют государственную политику в сфере охраны труда в муниципальных образованиях.

    Основной путь создания правовой базы - это принятие законов субъектов РФ об охране труда, положений о системе управления охраной труда в субъекте РФ; внесение специальных статей о полномочиях органов местного самоуправления в сфере охраны труда в законы о местном самоуправлении субъектов федерации; принятие законов субъектов федерации о наделении органов местного самоуправления полномочиями в сфере охраны труда.

    В последние годы сделаны серьезные шаги в совершенствовании законодательства, устанавливающего государственные полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с принципами федерализма и реалиями рыночной экономики. Принят Трудовой кодекс РФ - федеральный закон, конкретизирующий полномочия органов местного самоуправления. Принятие законов, внесение изменений и дополнений, отмена некоторых законов - все это касается вопросов управления охраной труда на уровне местного самоуправления.

    Иногда, исходя из роли этих органов в административно-плановой экономике, по аналогии воспринимают эти органы как третью ступень в единой вертикали государственных органов управления: органы федеральные, органы субъектов федерации и органы местного самоуправления. Такое представление неверно, так как органы местного самоуправления вне этой вертикали.

    Роль местного самоуправления определена в главе 8 Конституции РФ, а в ст.12 указано, что органы самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Таким образом, органы местного самоуправления не включены в государственное управление, но реализуют государственную политику в сфере охраны труда. Осуществлять государственное управление или осуществлять государственную политику - это принципиально разные понятия.

    Для усиления роли органов местного самоуправления в реализации государственной политики Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (от 06.11.03 № 131-ФЗ) наделил органы местного самоуправления отдельными полномочиями.

    При рассмотрении порядка наделения полномочиями целесообразно определить понятие "государственные полномочия", применяемое в федеральных законах.

    Государственные полномочия - полномочия, реализация которых связана с обеспечением жизнедеятельности населения всего субъекта Российской Федерации и, в том числе, населения муниципального образования. Государственные полномочия определены в п.2 ст.26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (от 06.11.99 № 184-ФЗ) с дополнениями, внесенными Федеральными законами от 04.07.03 № 95-ФЗ и 29.11.04 № 199-ФЗ. Всего конкретизировано 53 государственных полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

    Перечисленные полномочия включают вопросы, касающиеся непосредственного жизнеобеспечения населения субъекта Российской Федерации. Среди этих вопросов нет труда (За исключением полномочия "участие в урегулировании коллективных трудовых споров" (п.44 ст.26.3 закона №184-ФЗ от 06.11.99), в том числе охраны труда, также как нет этих вопросов в главе 3 "Вопросы местного значения" Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"

    Такое положение - следствие того, что трудовое законодательство, как и административное, административно-процессуальное, жилищное, семейное, земляное, водное, лесное, относится к вопросам общегосударственного значения, и принятие федеральных законов по этим вопросам - исключительное право Российской Федерации.

    Таким образом, поскольку в числе государственных полномочий, которые указаны в ст.26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" нет охраны труда, то это означает, что при обсуждении вопроса о наделении полномочиями речь может идти только о трудовом законодательстве, регулирующем вопросы управления охраной труда, т.е. Трудовом кодексе РФ и Федеральном законе "Об основах охраны труда в Российской Федерации".

    В ст.216 "Государственное управление охраной труда" Трудового кодекса РФ указано, что "государственное управление охраной труда осуществляется Правительством Российской Федерации непосредственно или по его поручению федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере труда, и другими федеральными органами исполнительной власти" (в ред. Федерального закона от 22.08.04 №122-ФЗ).

    В настоящее время функции по нормативно-правовому регулированию в сфере труда осуществляет Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития России). Полномочия этого Министерства определены в соответствии со ст.6 ТК РФ, в которой указаны полномочия федеральных органов государственной власти в сфере трудовых отношений. В положении о Минздравсоцразвития России, утвержденном постановлением Правительства РФ от 30.06.04 №321, перечислены 18 полномочий по разработке и принятию нормативных правовых актов в сфере охраны труда.

    В числе полномочий, например, установление предельных норм переноски и перемещения тяжестей работниками в возрасте до 18 лет; норм бесплатной выдачи витаминных препаратов; норм бесплатной выдачи работникам сертифицированных средств индивидуальной защиты и т.д. Очевидно, что эти государственные полномочия не могут быть переданы в органы самоуправления.

    Если в ст.6 Трудового кодекса РФ "Разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений" подробно перечислены полномочия федеральных органов государственной власти, то в ст.7 "Акты органов местного самоуправления, содержащие нормы трудового права" коротко указано, что "органы местного самоуправления вправе принимать акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции" - иначе говоря, по вопросам местного значения. Акты, содержащие нормы трудового права (решения, постановления, распоряжения, приказы и т.п.) приравнены к так называемым локальным правовым актам, принимаемым работодателями в пределах своей компетенции.

    Акты содержащие нормы трудового права, не должны противоречить нормам Трудового кодекса РФ, других федеральных законов, указам Президента Российской Федерации, постановлениям Правительства Российской Федерации, нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти (например, Минздравсоцразвития России), а также законам и иным правовым актам субъектов Российской Федерации, в состав которых входят данные муниципальные образования.

    К вопросам местного значения относятся владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью (ст.130 Конституции РФ). В связи с этим органы местного самоуправления по отношению к муниципальным организациям осуществляют функцию собственника, а по отношению к иным организациям, находящимся на их территории, - решают от избравшего их населения вопросы местного значения.

    Органы местного самоуправления по отношению к муниципальной собственности выступают как работодатели. Это означает, что они в соответствии с Трудовым кодексом РФ и уставом муниципального образования могут принимать акты, содержащие нормы трудового права, в том числе по вопросам оплаты труда, режима труда и отдыха, условий и охраны труда, социального партнерства и т.д. В этом случае дополнительных актов о передаче органам местного самоуправления полномочий в сфере труда не требуются.

    Что касается организаций иных форм собственности, находящихся на территории муниципального образования, то в интересах населения вопросы местного значения решаются органами местного самоуправления совместно с собственниками этих организаций. Например, в целях равномерной загрузки муниципального транспорта и своевременной доставки работников к месту работы организации с большой численностью обычно согласовывают с органами местного самоуправления время начала и окончания рабочих смен.

    В интересах населения органы местного самоуправления совместно с организациями, находящимися на территории муниципального образования, разрабатывают территориальные соглашения, программы (планы) социально-экономического развития, включающие вопросы занятости, оплаты труда, условий и охраны труда и т.д. Для разработки таких документов нет нужды в дополнительных актах о передаче полномочий, - достаточно найти согласие и взаимопонимание о необходимости разработки таких документов.

    Рассмотрение содержания статей о полномочиях органов местного самоуправления, имеющихся в законах субъектов федерации об охране труда и в других региональных законах, показывает, что в большинстве случаев речь идет о предоставлении полномочий по организационному и методическому обеспечению выполнения законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, которые обязательны для применения на всей территории Российской Федерации для всех работодателей (юридических и физических лиц) независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

    Предоставляемые полномочия органов местного самоуправления помогают объединить деятельность по управлению охраной труда всех организаций, расположенных на территории муниципального образования. Это отвечает интересам всех жителей, работающих в этих организациях.

    В качестве примера можно привести Закон Иркутской области "О наделении органов местного самоуправления областными государственными полномочиями по государственному управлению охраной труда", принятый в 2001г. В нем учтены требования Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления", что, безусловно, усилило правовую базу деятельности органов местного самоуправления. В законе конкретно указаны муниципальные образования, органы местного самоуправления, которые наделяются полномочиями; дан перечень передаваемых полномочий; указан источник финансирования (бюджет области).

    По Закону Иркутской области органам местного самоуправления переданы полномочия по координации и методическому руководству службами охраны труда в организациях (независимо от организационно-правовых форм), расположенных на территории соответствующего муниципального образования; по организации работы комиссий, проверяющих знания требований охраны труда. Они также должны анализировать состояние условий и охраны труда, причины несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и т.п.

    Одновременно органам местного самоуправления предоставлены права: беспрепятственно посещать организации всех организационно-правовых форм; создавать межведомственные комиссии по охране труда, участвовать в установленном порядке в расследовании несчастных случаев на производстве и др.

    Страницы: 1, 2


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.