Взаимоотношение Банка России с органами Федерального казначейства
Взаимоотношение Банка России с органами Федерального казначейства
Тема:
Взаимоотношение Банка России с органами Федерального
казначейства
Содержание
Введение
1 Роль Федерального казначейства в
управлении государственными финансами
1.1 Задачи и функции Федерального
казначейства Российской Федерации как основы взаимоотношений с Банком России
1.2 Роль Федерального Казначейства
Российской Федерации в оптимизации межбюджетных взаимоотношений
2 Кассовое исполнение бюджета
2.1 Функция Центрального банка РФ
2.2 Расчетно-кассовое обслуживание
счетов органов Федерального казначейства
Заключение
Библиография
Введение
На этапе перехода к рыночной
системе отношений государству необходимо найти новые формы управления
финансовыми потоками, в том числе бюджетными. Таким образом, создаются
предпосылки для образования новой структуры, обеспечивающей исполнение
федерального бюджета. Нельзя сказать, что эта задача является новой в системе
экономических отношений России или других стран, однако ее актуальность не
теряет смысл.
Структура, обеспечивающая
исполнение федерального бюджета, представляет собой не что иное как процесс
денежного обращения от федерального бюджета к бюджетополучателям. Этот процесс
осуществляется посредством взаимодействия Банка России с органами Федерального
казначейства.
Актуальность темы курсовой
работы исходит из рассмотрения функций Федерального казначейства, которые
влияют на бюджетный процесс и взаимодействия Федерального казначейства с
другими участниками бюджетного процесса. Во-первых, органы Федерального
казначейства взаимодействуют с органами денежно-кредитного регулирования. Это
взаимодействие заключается в том, что органы Федерального казначейства
открывают и ведут единые счета федерального бюджета, бюджетов субъектов
Российской Федерации и местных бюджетов исключительно в учреждениях Банка
России. Коммерческие банки (в основном это учреждения Сберегательного банка
России) осуществляют функции по выдаче только наличных денег получателям
бюджетных средств соответствующих бюджетов. Актуальность вопроса взаимодействия
в настоящее время является реорганизацией бесперебойных и надежных каналов
связи между органами Федерального казначейства и учреждениями банков на всей
территории страны. Данный вопрос обусловлен действующей системой электронного
обмена документами с банками и высокими требованиями к качеству и сохранности
передаваемой информации. Во-вторых, органы Федерального казначейства наделены
полномочиями по формированию доходов бюджетов всех уровней. Полномочиями по
исполнению федерального бюджета по доходам в настоящее время наделены только
центральный аппарат Федерального казначейства и управления Федерального
казначейства по субъектам РФ. В формировании доходной части бюджетов субъектов
РФ и муниципалитетов полномочия предоставлены только управлениям Федерального
казначейства по субъектам РФ.
Целью курсовой работы является
изучение деятельности банка России во взаимоотношениях с органами Федерального
казначейства.
Задачи, поставленные при
написании курсовой работы, охватывают спектр проблем связанный с анализом
функций и полномочиями Органов Федерального казначейства во взаимодействии с
Банком России. Однако, картина, складывающаяся при изучении темы курсовой
работы, будет неполной без рассмотрения связей Федерального казначейства и
Банка России с другими органами, принимающих
участие в формировании бюджетной системы страны. Невозможно также не
рассматривать в таких взаимоотношениях функции самого Центрального Банка и
рассчетно-кассовые операции, проводимые органами Федерального казначейства
посредством Банка России и других кредитно-денежных организаций.
Таким
образом, объектом исследования курсовой работы является банковская
деятельность, а если точнее, то деятельность Банка России, а предметом
исследования выступают органы Федерального казначейства во взаимоотношениях с
Банком России.
Для
изучения темы курсовой работы были использованы труды отечественных авторов, а
также статьи из журналов по данной тематики - они составили теоретическую базу,
представленной работы.
1. Роль Федерального
казначейства в управлении государственными финансами
Указом Президента Российской
Федерации от 8 декабря 1992 года №1556 Постановлением Правительства России от
27 августа 1993 года №864 в организационном плане был решен вопрос о создании
Федерального казначейства в составе Министерства финансов Российской Федерации.
Целью Федерального казначейства
является - постепенное утверждение предварительного и текущего контроля с
концентрацией всех бюджетных ресурсов в одних руках, в одном банке.
В
Российской Федерации функционирует единая централизованная система органов
федерального казначейства, включающая Главное управление федерального
казначейства Министерства финансов РФ и подчиненных ему территориальных органов
федерального казначейства по субъектам РФ, городам, кроме городов районного
подчинения, районам и районам в городах.
Схема
исполнения бюджета через органы Казначейства приведена на рис. 38.1:
Главные
задачи органов Казначейства:
1)
организация, осуществление и контроль за исполнением бюджета РФ, управление
доходами и расходами бюджета на счетах Казначейства, исходя из принципа
единства кассы;
2)
регулирование финансовых отношений между бюджетом РФ и государственными
внебюджетными фондами, финансовое исполнение этих фондов, контроль за
поступлением и использованием внебюджетных средств;
Рис. 1. Схема исполнения бюджета
как взаимоотношение Банка России с органами казначейства
3) осуществление краткосрочного
прогнозирования объемов государственных финансовых ресурсов, оперативное
управление ими;
4) сбор, обработка и анализ
информации о состоянии государственных финансов, представление законодательным
и исполнительным органам отчетности о финансовых операциях Правительства РФ по
бюджету РФ, о государственных внебюджетных фондах, о состоянии бюджетной
системы РФ;
5) управление и обслуживание
совместно с Банком России и другими уполномоченными банками государственного
внутреннего и внешнего долга РФ;
6) разработка методологических и
инструктивных материалов, порядка ведения учетных операций по вопросам,
относящимся к компетенции Казначейства, подготовка проекта бюджетной
классификации, ведение операций по учету государственной казны РФ.
К функциям Главного управления
федерального казначейства Минфина РФ относятся:
• организация бюджетного и
финансового исполнения федерального бюджета и финансовое исполнение
государственных федеральных внебюджетных фондов, исходя из принципа единства
кассы;
• руководство работой
территориальных органов Федерального казначейства;
• доведение до территориальных
органов Федерального казначейства размеров ассигнований
из федерального бюджета по обслуживаемым ими территориям;
• ведение сводного реестра
распорядителей средств федерального бюджета, государственных федеральных
внебюджетных фондов и федеральных внебюджетных средств;
• организация распределения
доходов между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов РФ, передача в местные
бюджеты отчислений от поступлений по государственным налогам и доходам;
• управление доходами и
расходами федерального бюджета и другими централизованными финансовыми
ресурсами, находящимися в ведении Правительства РФ, распоряжение средствами на
соответствующих счетах в банках, кроме средств государственных федеральных
внебюджетных фондов и федеральных внебюджетных средств, осуществление операций
с этими средствами;
• организация осуществления
взаимных расчетов между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов РФ;
• регулирование финансовых
отношений между федеральным бюджетом и государственными федеральными
внебюджетными фондами, организация контроля за поступлением и использованием
федеральных внебюджетных средств;
• организация и осуществление:
краткосрочного прогнозирования и кассового планирования средств федерального
бюджета, других централизованных финансовых ресурсов и направлений их
использования; учета операций по движению средств федерального бюджета,
государственных федеральных внебюджетных фондов и федеральных внебюджетных
средств на счетах казначейства; сбора, обработки и анализа информации о
состоянии федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, государственных
федеральных внебюджетных фондов и федеральных внебюджетных средств;
• осуществление по поручениям
Правительства РФ и Минфина РФ других операций со средствами федерального
бюджета, другими средствами, находящимися в ведении Правительства РФ;
• организация работы
территориальных органов Казначейства по контролю за исполнением федерального
бюджета, государственных федеральных внебюджетных фондов, поступлением и
использованием федеральных внебюджетных средств;
• управление и обслуживание
государственного внутреннего и внешнего долга совместно с Банком России и
другими уполномоченными банками, организация и осуществление размещения на
возвратной и платной основе централизованных финансовых ресурсов, находящихся в
ведении Правительства РФ;
• организация и ведение операций
по учету государственной казны.
Органы Казначейства по субъектам
РФ, а также городам с районным делением, имеющим в своем подчинении нижестоящие
органы Казначейства, осуществляют на соответствующей территории функции,
применительно к функциям, рассмотренным выше, кроме функций, относящихся
исключительно к обслуживанию федерального бюджета, закрепленным за Главным
управлением федерального казначейства.
Органы Казначейства по городам,
кроме городов районного подчинения, районам, районам в Городах выполняют
следующие функции:
• осуществляют бюджетное и финансовое
исполнение федерального бюджета, финансовое исполнение государственных
федеральных внебюджетных фондов, контроль за поступлением и использованием
федеральных внебюджетных средств;
• обеспечивают целевое финансирование
предприятий за счет средств федерального бюджета, государственных федеральных
внебюджетных фондов и целевое использование федеральных внебюджетных средств;
• обеспечивают полный учет
распорядителей средств федерального бюджета, государственных федеральных
внебюджетных фондов и федеральных внебюджетных средств;
• осуществляют распределение
доходов между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов РФ, производят
отчисления от поступлений по государственным налогам и доходам в местные
бюджеты;
• осуществляют операции со
средствами федерального бюджета, государственных федеральных внебюджетных
фондов и федеральными внебюджетными средствами;
• осуществляют кассовое
планирование средств федерального бюджета, государственных федеральных
внебюджетных фондов и федеральных внебюджетных средств и направлений их
использования;
• контролируют своевременность
совершения операций и целевое направление использования средств федерального
бюджета, государственных федеральных внебюджетных фондов и федеральных
внебюджетных средств;
• осуществляют по представлению
Министерства РФ по налогам и сборам возврат в федеральный бюджет излишне
взысканных и уплаченных налогов и других платежей;
• осуществляют учет операций по
движению средств федерального бюджета, государственных федеральных внебюджетных
фондов и федеральных внебюджетных средств на счетах органов Федерального
казначейства, обслуживающих соответствующую территорию;
• осуществляют сбор, обработку и
передачу вышестоящим органам Казначейства информации и отчетов об исполнении
доходов и расходов федерального бюджета, о финансовом исполнении
государственных федеральных внебюджетных фондов, поступлении и использовании
федеральных внебюджетных средств;
• осуществляют отдельные
операции по поручению вышестоящих органов Казначейства.
Органы Казначейства наделены
следующими правами;
•открывать счета для зачисления
и выдачи средств в Банке России, его учреждениях на местах, других кредитных
организациях;
• приостанавливать операции по
счетам предприятий, включая банки, использующих средства федерального бюджета,
государственных федеральных внебюджетных фондов и федеральные внебюджетные
средства, в случаях непредставления или отказа предъявить органам Казначейства
и их должностным лицам бухгалтерских и финансовых документов, связанных с
использованием этих средств;
• выдавать обязательные для
исполнения предписания о взыскании с предприятий в бесспорном порядке средств,
выделенных из федерального бюджета, средств этого бюджета, направленных в
государственные федеральные внебюджетные фонды или федеральных внебюджетных
средств, используемых не по целевому назначению, с наложением на предприятия
штрафа в размере ставки
рефинансирования Банка России;
• налагать на кредитные
организации штраф при несвоевременном исполнении ими платежных документов на
перечисление и зачисление средств в доход федерального бюджета, в
государственные федеральные внебюджетные фонды либо средств из федерального
бюджета и этих фондов на счета получателей в соответствующие кредитные
организации в размере действующей в банке, допустившем нарушение, процентной ставки
при краткосрочном кредитовании, увеличенной на 10 пунктов; вносить в Банк
России представления о лишении кредитных организаций лицензий на совершение
банковских операций.
Федеральное казначейство
осуществляет следующие бюджетные полномочия:
• организует исполнение
федерального бюджета, а также бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов в случае
заключения соответствующих бюджетных соглашений;
• исполняет федеральный бюджет,
а также бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты в случае заключения соответствующих
бюджетных соглашений;
• осуществляет предварительный и
текущий контроль за исполнением федерального бюджета, а также бюджетов
субъектов РФ и местных бюджетов в случае заключения соответствующих бюджетных
соглашений;
• составляет отчет об исполнении
федерального бюджета, а также бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов в случае
заключения соответствующих бюджетных соглашений;
• осуществляет операции со
средствами федерального бюджета, а также бюджетов субъектов РФ и местных
бюджетов в случае заключения соответствующих бюджетных соглашений;
• составляет отчет об исполнении
федерального бюджета, а также бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов в случае
заключения соответствующих бюджетных соглашений;
• готовит отчет об исполнении
консолидированного бюджета РФ;
• представляет отчет об
исполнении федерального бюджета в Правительство РФ;
• устанавливает порядок ведения
учета и составления отчетности об исполнении бюджетов всех уровней бюджетной
системы РФ, смет расходов бюджетных учреждений, устанавливает формы учета и
отчетности по исполнению бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ;
• открывает и закрывает в Банке
России и его учреждениях, а также в уполномоченных кредитных организациях счета
для зачисления и выдачи бюджетных средств;
• открывает и закрывает лицевые
счета главных распорядителей, распорядителей бюджетных средств, бюджетных
учреждений, а также бюджетные счета других получателей бюджетных средств;
• обладает правом требовать от
главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств
предоставления отчетов об использовании средств федерального бюджета и других
сведений, связанных с получением, перечислением, зачислением и использованием
средств федерального бюджета;
• получает от кредитных
организаций сведения об операциях с бюджетными средствами и средствами
государственных внебюджетных фондов;
• направляет представления
главным распорядителям, распорядителям и получателям средств федерального
бюджета, Банку России и его учреждениям, кредитным организациям с требованием устранить
выявленные нарушения бюджетного законодательства и осуществляет контроль за их
устранением; приостанавливает операции по лицевым счетам главных
распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета;
• взыскивает в бесспорном порядке
с лицевых счетов главных распорядителей, распорядителей бюджетных средств и
получателей средств федерального бюджета бюджетные средства, используемые не по
целевому назначению;
• взыскивает со всех счетов
бюджетные средства, выданные в форме бюджетных ссуд, бюджетных кредитов, по
которым истек срок возврата, а также проценты, подлежащие уплате за пользование
бюджетными ссудами, бюджетными кредитами;
• налагает на главных
распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета, кредитные
организации штрафы в пределах своей компетенции;
• ведет сводный реестр главных
распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета и
осуществляет регистрацию бюджетных учреждений, деятельность которых
финансируется из средств федерального бюджета;
• осуществляет другие полномочия
в соответствии с бюджетным законодательством.
Федеральное казначейство несет ответственность
за:
• правильность исполнения
федерального бюджета, ведение счетов и управление бюджетными средствами;
• финансирование расходов,
связанных с предоставлением бюджетных ссуд, бюджетных инвестиций,
государственных гарантий;
• полноту и своевременность
перечисления и зачисления бюджетных средств на счета их получателей;
• своевременность представления
отчетов и других сведений, связанных с исполнением бюджета;
• своевременность доведения
уведомлений о бюджетных ассигнованиях и лимитах обязательств бюджета до
получателей бюджетных средств; финансирование расходов, не включенных в
бюджетную роспись; финансирование расходов сверх утвержденных лимитов
обязательств бюджета;
• осуществление контроля за
соблюдением бюджетного законодательства главными распорядителями,
распорядителями и получателями бюджетных средств, кредитными организациями;
• исполнение предписаний Счетной
палаты РФ и решений актов судебных органов о компенсации ущерба, нанесенного
финансовыми органами получателям бюджетных средств.
Федеральное казначейство может
осуществлять исполнение бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов по заключенным
с соответствующими органами исполнительной власти и органами местного
самоуправления соглашениям. Полномочия органов Федерального казначейства
распространяются на организации, включая кредитные организации, осуществляющие
операции со средствами соответствующих бюджетов в объеме имеющихся полномочий
применительно к средствам федерального бюджета.
Федеральное казначейство
взаимодействует с Госналогслужбой, Банком России и иными органами
государственной власти и управления в целях улучшения организации работы и усиления
контроля за исполнением федерального бюджета, поступлениям средств на счета
доходов.
Страницы: 1, 2, 3
|