МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Вклады населения: сущность, виды, значение


    3.       Проблемы защиты прав вкладчиков и пути их решения

    Банк для получения права на привлечение денежных средств во вклады должен получить соответствующую лицензию (лицензия на привлечение во вклады денежных средств во вклады физических лиц в рублях и иностранной валюте).

    Для получения этой лицензии должен отвечать ряду условий[19]:

    1) уже иметь лицензию на осуществление банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте (без права привлечения во вклады денежных средств физических лиц) на момент обращения в ЦБ РФ с ходатайством о предоставлении "сберегательной" лицензии. Последняя выдается дополнительно к основной; 2) быть участником системы страхования вкладов, а также п. 14.2 Инструкции N 109-И); 3) осуществлять банковскую деятельность не менее 2 лет. Этот срок исчисляется с даты государственной регистрации. При слиянии банков в расчет принимается дата более ранней регистрации. С преобразованием банка этот срок не прерывается; 4) отвечать экономическим требованиям Банка России, перечисленным в п. 13.1 Инструкции ЦБ РФ N 109-И, а именно:

    А) выполнять установленные федеральными законами и нормативными актами Банка России требования о предоставлении информации об участниках и их группах (аффилированных лицах), позволяющей однозначно идентифицировать лиц (в том числе не являющихся участниками кредитной организации), имеющих возможность прямо или косвенно (через третьи лица) определять решения, принимаемые органами управления кредитной организации;

    Б) не иметь задолженности перед федеральным бюджетом, бюджетом соответствующего субъекта Российской Федерации, соответствующим местным бюджетом и государственными внебюджетными фондами;

    В) иметь организационную структуру (включающую службу внутреннего контроля), адекватную масштабам проводимых кредитной организацией операций и принимаемым рискам;

    Г) выполнять установленные федеральными законами и нормативными актами Банка России квалификационные требования к членам совета директоров (наблюдательного совета) и руководителям кредитной организации;

    Д) соблюдать технические требования, установленные Банком России для осуществления банковских операций;

    Е) выполнять обязательные резервные требования Банка России и не иметь просроченных денежных обязательств перед Банком России;

    Ж) относиться к классификационной группе 1 или классификационной группе 2 в соответствии с Указанием Банка России N 2005-У (1 группа: банки, в деятельности которых не выявлены текущие трудности, по которым капитал, активы, доходность, ликвидность оцениваются как "хорошие", а структура собственности признается прозрачной либо достаточно прозрачной.2 группа: банки, не имеющие текущих трудностей, но в деятельности которых выявлены недостатки, которые в случае их неустранения могут привести к возникновению трудностей в ближайшие 12 месяцев, по которым капитал, активы, доходность, ликвидность или качество управления оцениваются как "удовлетворительные", а структура собственности признается прозрачной или достаточно прозрачной; и/или не соблюдается хотя бы один из обязательных нормативов банка по совокупности за 6 и более операционных дней в течение хотя бы одного из месяцев отчетного квартала

    З) относиться к категории финансово стабильных кредитных организаций в соответствии с нормативным актом Банка России, устанавливающим критерии определения финансового состояния кредитных организаций (для небанковской кредитной организации).

    Банк может ходатайствовать на получение данной лицензию до истечения двух лет с даты государственной регистрации при условии что минимальный размер собственных средств банка равен 4 144 110 000 рублей

    Банки привлекают значительные объемы средств, причем на самые разные сроки, и потому даже относительно небольшие потери могут привести их в состояние, когда они окажутся не способны рассчитаться по долгам в срок. Когда общественность узнает о нарушении ликвидности у банка, то часто ответной реакцией с ее стороны бывает наплыв в банк требований о возврате вкладов. Это приводит к истощению ресурсов и заставляет банки резко сокращать объемы операций, приносящих доходы. То есть банки страдают даже от случайной нестабильности рынка, от панически разрастающегося чрезмерного изъятия вкладов. Незапланированное увеличение оттока вкладов может привести отдельные банки к банкротству.

    Любое значительное банкротство обладает потенциалом, способным вызвать цепную реакцию трудностей у контрагентов банкрота. Банкротства банков не более часты, чем банкротства в других секторах хозяйства, но они могут иметь более опасные последствия для экономики в целом. Когда происходит банкротство крупного банка или нескольких банков, то это всегда влечет за собой волну банкротств других банков и клиентов, имеющих тесные связи с этими банками. Иногда наплыв требований от кредиторов о досрочном возврате вкладов распространяется не только на банк, оказавшийся в затруднительной ситуации, но и на другие, в том числе и платежеспособные банки. Бывает, что изъятие вкладов охватывает большое количество банков, что провоцирует финансовую панику. Последняя, представляющая собой стихийное и досрочное изъятие вкладов из большого количества банков, является своеобразным фактором зарождения сугубо банковских кризисов, зарождающихся на самостоятельной основе (хотя чаще волны банковских кризисов являются следствием общего экономического кризиса или спада в экономике).

    Я хочу отметить ситуацию, которая произошла в октябре-ноябре 2008года в Хабаровске, а именно в этот период произошел резкий отток вкладчиков из КБ «Далькомбанк». Этот случай мог бы привести банк к банкротству, но к счастью этого не произошло. В свою очередь ситуация с «Далькомбанком» ввела в ужас вкладчиков обслуживающихся в других банках, не мало людей начали изымать свои вклады в других банках, пошла цепная реакция, к счастью до критической точки она не дошла, но все равно доставила массу трудностей банкам. Осветив эту ситуация, я хочу отметить что законодательство в нашей стране, как мне кажется, выбрала не правильную политику, разрешив вкладчикам (физическим лицам) без ограничений изымать срочные вклады вне зависимости от условий депозитного договора лишила банка защиты от резкого изъятия средств, которое может привести к банкротству банка.

    В виду этих событий за период 01.10.2008года по 01.11.2008год объем вкладов номинированных в рублях резко сократился на 12% с 15 663 644 до 13 773 091. В тоже время объем вкладов в иностранной валюте не изменился, это может говорить о том что население снимало денежные средства не с целью переноса их на валютные вклады в связи с нестабильностью курса рубля а именно в виду ситуации которая сложилась в регионе в отношении банков.

    Средства клиентов в рублях по кредитным организациям, зарегистрированным в Хабаровском крае[22] тыс. руб.

    Дата

    Всего

    в том числе

    Средства бюджетов на расчетных счетах

    Средства государственных и других внебюджетных фондов на расчетных счетах

    Средства организаций на расчетных и прочих счетах

    Депозиты и прочие привлеченные средства юридических лиц (кроме кредитных организаций)

    Вклады физических лиц

    01.10.2008

    25 196 889

    1 732

    32 690

    6 825 246

    2 485 907

    15 663 644

    01.11.2008

    22 098 191

    4 580

    23 191

    5 507 378

    2 712 558

    13 773 091

    01.12.2008

    21 666 021

    4 089

    8 925

    5 866 476

    1 932 354

    13 782 788

    01.01.2009

    22 570 948

    0

    11 846

    6 342 321

    2 015 259

    14 194 514

    01.02.2009

    20 736 890

    2 539

    11 054

    5 250 945

    1 968 080

    13 448 908

    01.03.2009

    20 129 453

    1 055

    10 597

    4 791 767

    1 870 596

    13 365 353



    Средства клиентов в иностранной валюте по кредитным организациям, зарегистрированным в Хабаровском крае [22] тыс. руб.

    Дата

    Всего

    в том числе

    Средства бюджетов на расчетных счетах

    Средства государственных и других внебюджетных фондов на расчетных счетах

    Средства организаций на расчетных и прочих счетах

    Депозиты и прочие привлеченные средства юридических лиц (кроме кредитных организаций)

    Вклады физических лиц

    01.10.2008

    1 561 293

    0

    0

    122 142

    4 552

    1 370 245

    01.11.2008

    1 490 897

    0

    0

    74 100

    4 786

    1 358 918

    01.12.2008

    1 686 269

    0

    0

    104 593

    16 986

    1 494 629

    01.01.2009

    2 166 143

    0

    0

    210 165

    20 705

    1 880 482

    01.02.2009

    3 696 175

    0

    0

    572 746

    87 849

    2 959 303

    01.03.2009

    3 503 697

    0

    0

    401 802

    73 576

    2 926 537


    Проанализировав данные таблиц можно сделать вывод что на данном этапе увеличивается объем вкладов номинированных в иностранной валюте (с 01.01.2009 года по 01.02.2009 увеличились на 57,4%).

    Данные таблиц говорят, что банки достаточно сильно зависят от объемов вкладов физических лиц, хотя в свою очередь банки ничем не защищены от их резкого изъятия.

    В виду событий произошедших в мире (кризис) банкам приходиться еще более ожесточенно бороться за клиентов. В Хабаровске кроме это оказали влияния события, произошедшие в четвертом квартале 2008 года. Банки стараются не допустить дальнейший отток вкладчиков и попытаться даже увеличить объем привлеченных средств. Так «Далькомбанк» проводил акцию направленную на возврат вкладчиков, а именно: если вкладчик вернет изъятый вклад, банк обязуется восстановить проценты по вкладу и начислить ко всему прочему дополнительный (бонусный) процент ко вкладу. Многие банки сейчас предлагают вкладчикам бонус: «при досрочном снятие процент по вкладу сохраняется», «довнесение средств во вклад возможно в неограниченном количестве».

    В тоже время, можно понять и мотивы вкладчиков, пытающихся срочно и в массовом порядке изъять свои деньги из банков, о которых стало известна тревожная информация, то есть спасающих свои средства, доверенные банкам.

    Восстановление платежеспособности банковского сектора и доверия к банкам после прокатившегося кризиса всегда требует от общества значительных затрат. Для уменьшения таких затрат давно уже изобретен действующий в упреждающем порядке способ борьбы со вспышками массового изъятия вкладов и предотвращения кризисных ситуаций в экономике.

    Для обеспечения гарантий возврата привлекаемых банками средств граждан и компенсации потери дохода по вложенным средствам создается система обязательного страхования вкладов физических лиц в банках [3, ст. 38].

    Участниками системы обязательного страхования вкладов физических лиц в банках являются организация, осуществляющая функции обязательного страхования (государственное гарантирование) вкладов, и банки, привлекающие средства граждан [3, ст. 38].

    Целями страхования вкладов являются [11, с. 188]: защита прав и законных интересов вкладчиков банков Российской Федерации; укрепление доверия к банковской системе Российской Федерации и стимулирование привлечения сбережений населения в банковскую систему Российской Федерации.

    Система страхования вкладов основана на следующих принципах [11, с. 188]:

    1) обязательность участия банков в системе страхования вкладов;

    2) сокращение рисков наступления неблагоприятных последствий для вкладчиков в случае неисполнения банками своих обязательств;

    3) прозрачность деятельности системы страхования вкладов;

    4) накопительный характер формирования фонда обязательного страхования вкладов за счет регулярных страховых взносов банков – участников системы страхования вкладов.

    Основными целями, которые государство в лице законодательных органов стремиться достичь при создании системы гарантирования вкладов, как правило, являются [13, с. 224]:

    1) содействие образованию и мобилизации сбережений;

    2) защита банковских систем от финансовых кризисов, обеспечение устойчивости банков и денежного обращения;

    3) защита вкладчиков от рисков, которые они не способны оценить и учесть в своих экономических решениях. Как правило, защита вкладчиков на законодательной основе ограничивается мелкими и средними вкладчиками.

    По данным МВФ, который в 1995 г. и в 1998 г. изучал данный вопрос, исследовав ситуацию соответственно в 102 и 65 странах мира, в 1995 г. система гарантирования вкладов действовали в 55% обследованных стран, в 1998 г. – уже в 95%. В 1998 г. в 87% стран участие банков в системах гарантирования вкладов было обязательным (против 65% в 1995 г.) [13, с. 224].

    Однако есть страны (например, Австралия), где правительство и руководство банков против введения страхования вкладов. Свою позицию они аргументируют тем, что страхование приведет к увеличению расходов, которые банкам придется переложить на клиентов, и в результате понизятся процентные ставки по вкладам.

    При этом предполагается, что удержание банковской системы в стабильно ликвидном состоянии, наличие устойчивых и эффективно работающих кредитных организаций – это контрольная функция центральных банков, которые должны вести надзор за банками таким образом, чтобы исключить в них неэффективное управление и факты мошенничества, не допускаться образования системных рисков, то есть предотвращать внутренние банковские кризисы на ранней стадии их зарождения, когда еще возможно поддержание ликвидности банков с помощью изыскания внутренних резервов [13, с. 225].

    Но организовать такой надзор – дело проблематичное. Поэтому власти все же вынуждены создавать системы гарантирования вкладов. При этом взаимодействие между системой гарантирования вкладов и центральным банком имеет в разных странах некоторые особенности (скорее внешнего характера, чем внутреннего).

    При всем многообразии различных форм организации систем гарантирования вкладов в мире внутренняя природа процесса защиты вкладов всегда одна и та же, то есть все они имеют внутреннее родство. Именно определенное внутреннее содержание таких систем позволило МВФ отнести все национальные системы гарантирования вкладов к двум основным типам [13, с. 225]:

    1) система прямо не выраженных гарантий, когда обязанность государства защищать банковскую систему вообще и банковские вклады в частности рассматривается как само собой разумеющаяся и строится на основании прошлого опыта;

    2) система положительно выраженных гарантий, когда указанная обязанность государства закреплена в общеправовых и/или в специальных банковских и финансовых законах.

    В последнем случае обязательным считается наличие специально созданного фонда для покрытия убытков, возникающих в связи с кризисами или банкротством банков. То есть такие системы основаны на взаимном участии банков (и частично государства) в покрытии возможных потерь. Однако такое разложение тяжести рисков на участников возможно лишь в том случае, если банкротства банков представляют собой редкие случаи. Если же масштабы «заражения» в банковском секторе значительны, то система оказывается неработоспособной.

    Система второго типа организована одним из следующих альтернативных способов:

    1) основаны за счет государственной собственности и находятся в государственном управлении;

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.