МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Виды обязательного страхования

    Одним из наиболее эффективных механизмов защиты имущественных интересов перевозчика, связанных с рисками возмещения вреда третьим лицам, является страхование гражданской ответственности перевозчика.

    Для осуществления международных перевозок наличие страхового полиса является обязательным условием. В международной практике такой полис страхования является гарантией выполнения автоперевозчиком своих обязательств перед грузовладельцем.

    Кроме указанных выше рисков договором страхования ответственности международного автоперевозчика покрываются также так называемые таможенные риски. К этой группе рисков относится ответственность автоперевозчика по уплате штрафов, таможенных пошлин, различных налогов и других платежей при нарушении им таможенного законодательства, а также конфискации перевозимого груза соответствующими органами (например, санитарной инспекцией).

    В России обязательное страхование ответственности перевозчика перед пассажиром и перед грузовладельцем (грузоотправителем) предусмотрено только Воздушным кодексом РФ. Страховая сумма на каждого пассажира при причинении вреда его жизни и здоровью определена в размере не менее тысячи МРОТ на день продажи билета. Что касается страховых сумм на случаи потери или повреждения имущества, их минимальные значения привязаны к максимальной ответственности перевозчика.

    Страхование ответственности перевозчиков грузов другими видами транспорта в России в настоящее время носит добровольный характер.

    Необходимо отметить, что значение страхования ответственности перевозчика особенно возросло в связи с принятием Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)"[58] и Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"[59].

    Закон позволяет компаниям, застраховавшим свою гражданскую ответственность, воспользоваться упрощенным порядком лицензирования и лицензионного контроля. Соискатель лицензии или лицензиат вправе самостоятельно решать вопрос о переходе на упрощенное лицензирование.

    В соответствии с Законом при условии заключения соискателем лицензии или лицензиатом договора страхования гражданской ответственности упрощенный порядок может применяться при лицензировании:

    - перевозок грузов морским транспортом;

    - перевозок грузов внутренним водным транспортом;

    - перевозок грузов воздушным транспортом;

    - перевозок грузов железнодорожным транспортом;

    - перевозок грузобагажа железнодорожным транспортом;

    - погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте;

    - погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам в морских портах;

    - погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте;

    - буксировок морским транспортом (за исключением случая, если эта деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юрлица или индивидуального предпринимателя);

    - транспортировки грузов (перемещение грузов без заключения договора перевозки) по железнодорожным путям общего пользования, за исключением уборки прибывших грузов с железнодорожных выставочных путей и возврата их на эти пути.

    Договор страхования гражданской ответственности лицензируемого вида деятельности должен заключаться на весь срок действия лицензии. Существенные условия такого договора страхования устанавливает правительство.

    Рассмотрим некоторые общие принципы действующего в настоящее время страхования ответственности перевозчиков.

    Страхование ответственности перевозчиков включает в себя ряд видов страхования, которые подразделяются прежде всего по типам транспортных средств: страхование ответственности перевозчиков водного транспорта (обычно оно называется страхованием ответственности судовладельцев), страхование ответственности воздушных (в первую очередь авиационных) перевозчиков, страхование ответственности автомобильных перевозчиков и страхование ответственности железнодорожных перевозчиков.

    Условия договоров страхования могут различаться между собой также в зависимости от того, в отношении каких перевозок действует страховая защита - внутренних или международных.

    При этом следует отличать страхование ответственности по договору перевозки (ст. 932 Гражданского кодекса Российской Федерации) от страхования ответственности за причинение вреда (ст. 931 ГК РФ), а также от страхования груза и страхования гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств, которые осуществляются в другом правовом режиме. В первом случае объектом страхования выступает риск возникновения ответственности за ненадлежащее исполнение договора перевозки, а во втором - деликтная, т.е. внедоговорная, ответственность. При страховании грузов страхователем является грузовладелец, и соответственно это страхование защищает интересы не перевозчика, а грузовладельца. При страховании гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств страхованию подлежит ответственность, связанная с эксплуатацией самого автотранспортного средства, как источника повышенной опасности.

    Страхование ответственности за причинение вреда, как и страхование ответственности по договору (в том числе перевозки), осуществляется только в пользу третьих лиц, т.е. выплата страхового возмещения всегда должна производиться третьему лицу. Согласно ГК РФ страхование ответственности отнесено к разделу имущественного страхования, в связи с чем при страховании ответственности перевозчика страховщик имеет право требования к страхователю. Таким образом, страховщик вправе взыскать с него выплаченное выгодоприобретателю страховое возмещение (если договором не предусмотрено иное). Во избежание этого в договоре страхования обязательно должна предусматриваться норма об отказе страховщика от прав требования к клиенту[60].

    В договорах страхования ответственности, как правило, указывается перечень причин повреждения или утраты груза, при которых событие считается страховым. При международных автомобильных перевозках в соответствии с п. 1, 2 ст. 17 КДПГ перевозчик несет ответственность за полную или частичную потерю груза или его повреждение с момента принятия его к перевозке, а освобождается от нее, если потеря груза, его повреждения или просрочка с доставкой произошли в связи с обстоятельствами, избежать и предотвратить которые перевозчик не мог. Таким образом, неважно, какое именно событие произошло (ДТП, пожар и т.п.), а важно, несет ли перевозчик ответственность за произошедшее или нет.

    Следует отметить, что ст. 928 ГК РФ не допускается страхование противоправных интересов. Согласно ст. 230 Таможенного кодекса Российской Федерации "нарушением таможенных правил признается противоправное действие", а следовательно, таможенные штрафы, налагаемые на перевозчика вследствие нарушения таможенных правил, не могут быть застрахованы. В свою очередь взыскание таможенных пошлин не относится к санкциям за нарушение таможенных правил, поэтому страхование ответственности за их уплату не относится к страхованию противоправных интересов. В связи с этим в договоре (страховом полисе) не должно быть указания на страховое покрытие штрафов, поскольку подобное обязательство является ничтожным с точки зрения закона и свидетельствует о юридической некомпетентности страховщика.

    Страхователями по договору страхования ответственности перевозчиков могут выступать юридические лица любой организационно-правовой формы, владеющие на правах собственности, аренды, лизинга, оперативного управления средствами транспорта и занимающиеся их эксплуатацией с целью выполнения перевозок пассажиров или грузов на основании лицензии (сертификата) или иного полученного в установленном законодательством порядке официального разрешения на осуществление таких перевозок.

    Объектом страхования являются имущественные интересы страхователя, связанные с его обязанностью в порядке, установленном нормами законодательства, возместить ущерб, причиненный жизни, здоровью и имуществу третьих лиц.

    По договору страхования страховщик возмещает расходы и убытки, которые понес страхователь в связи с причинением им вреда третьим лицам в течение срока действия договора. Причем ответственность возникает при эксплуатации принадлежащих ему и указанных в договоре средств транспорта. В договоре оговариваются страховые случаи, при которых ущерб третьим лицам подлежит возмещению в соответствии с нормами законодательства РФ, других государств или международного права. Страховым риском, на случай наступления которого проводится страхование, является причинение оговоренного ущерба третьим лицам в результате деятельности страхователя в качестве перевозчика. Соответственно страховым случаем в страховании ответственности перевозчиков является документально зафиксированное событие, повлекшее за собой причинение оговоренного ущерба третьим лицам и являющееся основанием в соответствии с нормами законодательства для предъявления третьими лицами требований к страхователю о возмещении данного ущерба, а также непосредственно связанное с эксплуатацией принадлежащих страхователю и указанных в договоре страхования средств транспорта.

    В частности, страховыми случаями по договору могут выступать:

    утрата или повреждение багажа пассажиров вследствие событий, за последствия которых несет ответственность страховщик в соответствии с законодательством;

    утрата, недостача или повреждение груза, предназначенного к перевозке, перевозимого или перевезенного на застрахованном средстве транспорта, по причинам, за которые страхователь несет гражданско-правовую ответственность;

    просрочка в доставке груза или прибытии пассажиров по причинам, за которые страхователь несет ответственность в соответствии с законодательством;

    выдача груза страхователем в несоответствии с указаниями о задержке выдачи или без получения взамен соответствующего документа, свидетельствующего о наличии права собственности на груз;

    неправильная засылка груза страхователем;

    смерть или причинение вреда здоровью физических лиц, находящихся вне транспортного средства, либо утрата или повреждение их имущества в связи с эксплуатацией застрахованного средства транспорта.

    Не возмещаются убытки, произошедшие вследствие: умысла или грубой небрежности страхователя, войны и военных действий, забастовок, воздействия атомной энергии, конфискации контрабандных грузов и грузов незаконной торговли, особых свойств и естественных качеств груза, косвенные убытки.

    Размер страховых взносов по договору страхования зависит от вида средств транспорта, пассажиро- и грузооборота, дальности маршрутов и географии перевозок, характеристики и состояния транспортных средств, характера грузов и других факторов, влияющих на величину страхового риска.

    Период несения страховщиком страховой ответственности, как правило, распространяется на страховые случаи, наступившие в течение срока действия договора страхования.

    Страховое возмещение по договору страхования должно исчисляться в таком размере, в котором это предусмотрено действующим законодательством РФ, иных государств, на территории которых наступил страховой случай, или международными правовыми нормами.

    Размер страхового возмещения устанавливается страховщиком по согласованию со страхователем и выгодоприобретателями на основании акта о страховом случае с учетом официальных претензий потерпевших о возмещении причиненных убытков, других необходимых документов о фактах, последствиях причиненного вреда, а также подтверждающих произведенные расходы.

    При наличии спора между сторонами и в других необходимых случаях размер страхового возмещения определяется судом. При этом страховщику должны быть представлены документы судебных органов (постановление суда, исполнительный лист и т.п.), подтверждающие факт причинения ущерба и его размеры, подлежащие возмещению[61].

    В частности, в сумму страхового возмещения включаются в соответствии с законодательством РФ следующие выплаты:

    в случае смерти или причинения вреда здоровью физических лиц:

    - доходы, которых потерпевший лишился вследствие потери трудоспособности или уменьшения ее в результате причиненного увечья или иного повреждения здоровья, за весь период утраты трудоспособности;

    - дополнительные расходы, необходимые для восстановления здоровья (на усиленное питание, санаторно-курортное лечение, посторонний уход, протезирование, транспортные расходы, расходы на платное медицинское обслуживание и т.д.);

    - часть заработка, которого в случае смерти потерпевшего лишились нетрудоспособные лица, состоявшие на его иждивении или имевшие право на получение от него содержания, за период, определяемый в соответствии с требованиями законодательства;

    - расходы на погребение;

    в случае утраты груза или багажа пассажиров - стоимость утраченного имущества.

    в случае повреждения грузов или багажа - величина затрат на ремонт поврежденного имущества или стоимость обесценения поврежденного имущества;

    в случае просрочки в доставке груза или прибытии пассажиров - штрафы, пени и другие выплаты, которые обязан произвести страхователь потерпевшим в соответствии с законодательством;

    в случае выдачи груза в несоответствии с указаниями о задержке выдачи или без получения взамен соответствующего документа, свидетельствующего о наличии права собственности на груз, а также в случае неправильной засылки груза - стоимость затрат, понесенных потерпевшим с целью передачи груза в соответствии с их принадлежностью, и другие убытки, которые обязан возместить страхователь потерпевшим в соответствии с законодательством.

    Кроме того, страховщик, как правило, оплачивает:

    - необходимые расходы по выяснению обстоятельств страхового случая и размеров подлежащих возмещению расходов и убытков;

    - расходы по оплате труда сюрвейеров, экспертов, адвокатов и других лиц, привлеченных для ведения дел или урегулирования убытков;

    - расходы по ведению дел в судах по предполагаемым страховым случаям;

    - понесенные страхователем необходимые и целесообразные расходы, направленные на уменьшение ущерба, подлежащего возмещению в связи со страховым случаем.

    В договоре страхования устанавливается страховая сумма (лимит ответственности на весь срок действия договора), в пределах которой страховщик обязан произвести выплату страхового возмещения по договору. Кроме того, могут быть установлены предельные лимиты ответственности по каждой претензии и по каждому страховому случаю; они не могут превышать величину агрегатного лимита ответственности. Если будет причинен вред нескольким лицам на сумму выше лимита ответственности страховщика, возмещение каждому из потерпевших (в случае если иски ими предъявлены одновременно) выплачивается в пределах агрегатного лимита ответственности в сумме, пропорциональной объему ущерба, причиненного каждому из этих лиц.


    3.3 Обязательное страхование профессиональной ответственности


    Обозначим отдельные проблемы, которые встречаются в научных дискуссиях и правоприменительной практике. Первая проблема касается определения правовой природы страхования профессиональной ответственности и перечисления страховых случаев[62].

    Страхование профессиональной ответственности нотариусов предусмотрено ст. 18 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате. Исходя из смысла данной нормы права, мы можем определить, что страхование ответственности нотариуса относится к имущественному страхованию. Если быть более точным, то к страхованию гражданской ответственности. По мнению В.В. Яркова, ответственность нотариуса может наступать только по решению суда. Нотариус обязан возместить ущерб, причиненный вследствие умышленного разглашения сведений о совершенном нотариальном действии или совершения нотариального действия, противоречащего законодательству Российской Федерации. Кроме того, В.В. Ярков полагает, что ответственность нотариуса наступает в рамках публично-правовых отношений. Данный вывод он делает, основываясь на тезисе, что "взаимоотношения нотариуса и лиц, обратившихся к нему за совершением нотариального действия, имеют не частноправовую, а публично-правовую основу"[63]. В то же время наступать будет гражданско-правовая ответственность. Рассматриваемый вид страхования относится к обязательному страхованию.

    Применительно к страхованию профессиональной ответственности нотариусов, кроме ст. 18 Основ законодательства о нотариате, никаких законодательных норм не предусмотрено. Закон РФ "Об организации страхового дела в Российской Федерации" предусматривает принятие специального Закона о профессиональной ответственности нотариусов. Полагаем, что принятие специального Закона снимет множество проблем, возникающих в правоприменительной практике. Много говорится, прежде всего представителями страховых компаний, что установленный Законом минимальный размер страховой суммы не отвечает требованиям реальной действительности[64].

    100-кратного установленного Законом размера минимальной месячной оплаты труда в большинстве случаев недостаточно. Но обратимся к другим цифрам. Насколько "убыточно" для страховых компаний страхование профессиональной ответственности нотариусов? За все время существования законодательного требования об обязательном страховании в Ульяновской области произошло только одно страховое событие. Поэтому параллельно с увеличением размера страховой суммы следует корректировать в сторону уменьшения страховой тариф.

    Совершенствование страхования профессиональной ответственности должно проходить на законодательном уровне. Считаем, что в подготовке проекта данного Закона ведущую роль должна сыграть Федеральная нотариальная палата России.

    Принципиальной новеллой Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)"[65] (далее - Закон) является институт страхования ответственности арбитражного управляющего[66]. В Законе отсутствует прямое закрепление обязанности арбитражного управляющего страховать свою ответственность, но в соответствии с п. 6 ст. 20 Закона арбитражный управляющий не может быть утвержден судом в качестве временного управляющего, административного управляющего, внешнего управляющего, конкурсного управляющего, если не имеет заключенного договора страхования ответственности на случай причинения убытков лицам, участвующим в деле о банкротстве. Договор страхования ответственности является формой финансового обеспечения ответственности арбитражного управляющего.

    Договор страхования ответственности арбитражного управляющего является договором имущественного страхования, хотя Закон об этом прямо не упоминает. Такой вывод позволяет сделать п. 2 ст. 929 Гражданского кодекса Российской Федерации, который указывает, что риск ответственности по обязательствам, возникшим вследствие причинения вреда жизни, здоровью и имуществу других лиц, может быть застрахован по договору имущественного страхования.

    В соответствии со ст. 929 ГК РФ по договору имущественного страхования одна сторона (страховщик) обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию) при наступлении предусмотренного в договоре события (страхового случая) возместить другой стороне (страхователю) или иному лицу, в пользу которого заключен договор (выгодоприобретателю), причиненные вследствие этого события убытки в застрахованном имуществе либо убытки в связи с иными имущественными интересами страхователя (выплатить страховое возмещение) в пределах определенной договором суммы (страховой суммы).

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.