Управление кредитным риском в коммерческом банке (на примере банка "Северная казна")
Так, в зависимости от действий заемщика целесообразно
рассматривать разные варианты развития событий: отказ заемщика от уплаты
процентов и (или) основного долга, нецелевое использование кредита,
препятствование банковскому контролю и другие нарушения условий кредитного
договора.
По степени риска, в целом, следует выделить три ее уровня:
высокий, средний, низкий. При необходимости более точного определения степени
риска каждый уровень может быть детализирован на несколько подуровней.
В зависимости от степени управляемости кредитным риском
различаются локализованные риски (выявленные и контролируемые), существование
которых попало в поле зрения специалистов банка; и нелокализованные,то есть те
риски, которые недооцениваются и возможности управления которыми существенно
ограничены.
На величину кредитного риска влияют макроэкономические и
микроэкономические факторы [5, с. 751].
К макроэкономическим факторам относятся события, не зависящие от
хозяйствующего субъекта, но которые могут отрицательно повлиять на выполнение
условий по кредитным обязательствам (например, условия функционирования
основных финансовых рынков и банковской системы страны, степень развития
банковского законодательства и политика государства в области банковской
деятельности).
К микроэкономическим факторам относятся действия, непосредственно
связанные с функционированием заемщика в определенной области, и решения,
принимаемые руководством организации (например, риск конкретного заемщика, доля
просроченных кредитов, качество обеспечения).
1.2 Система управления кредитным риском
Кредитный риск представляет собой возможность наступления событий,
явлений или выполнение действий, которые связаны с недополучением кредитором в
срок, установленный кредитным договором, суммы выданного кредита и процентов по
нему [22, 318].
Каждая кредитная организация заинтересована в сокращении своих кредитных
рисков и минимизации потерь. Для этого необходимо построить гибкую и
эффективную систему управления кредитным риском. Критерии, используемые банками
при анализе активов, процедуры принятия и исполнения решений по формированию и
использованию резерва на возможные потери, а также подходы к их реализации
должны устанавливаться в соответствующих документах банка, определяющих его
кредитную и учетную политику. Такие документы, как правило, разрабатываются
исполнительным органом банка (например, комитетом по предоставлению кредитов),
который также отвечает за утверждение и периодический пересмотр стратегии (не реже
одного раза в год) по управлению кредитными рисками и значимых положений
кредитной политики. Стратегия коммерческого банка должна отражать приемлемый
уровень кредитного риска и уровень доходности, ожидаемый в результате принятия
на себя определенных кредитных рисков. Руководство банка несет ответственность
за реализацию стратегии по управлению кредитным риском, принятый исполнительным
органом, контроль и оценку такого риска. Это относится к процедурам,
выполняемым на уровне как отдельного кредита, так и портфеля кредитов. Однако,
анализируя кредитные риски, банки должны учитывать ряд проблем, не находящихся
в “прямой” сфере влияния банков: состояние экономики, политическое положение в
стране, правовую систему, ее соответствие реальной ситуации в стране в сфере
кредитования, уровень инфляции, степень развитости банковской системы и др. Все
они влияют на возможность возникновения кредитных рисков и методы их оценки.
Процесс управления кредитным риском можно разбить на три базовых
составляющих (этапа) [6, с. 407]:
1.
система управления кредитным портфелем и ее составляющие;
2.
система управления взаимоотношениями типа “банк-клиент”;
3.
система управленческого контроля за кредитным риском.
Этап 1. Система управления кредитным портфелем.
Как часть общей стратегии управления кредитным риском, определяемой
высшим банковским руководством, система управления кредитным портфелем включает
в себя:
1.
кредитную политику, представляющую собой каркас кредитной деятельности
банка;
2.
основные ориентиры и организационные основы формирования кредитного
портфеля для ограничения и реализации отраслевых приоритетов;
3.
указания по ценообразованию на кредиты для определения уровня процентных
ставок и комиссионных с тем, чтобы обеспечить достижение плановых нормативов
рентабельности банка.
Кредитная политика коммерческого банка определяет задачи и приоритеты его
деятельности, средства и методы их реализации, а также принципы и порядок
организации процесса. Каждый коммерческий банк должен разработать и оформить в
виде официального документа основные положения кредитной политики [17, с. 55].
Кредитная политика создает основу организации кредитной работы и
разрабатывается с учетом стратегии банка, его политики в области управления
рисками. Она определяет следующие основные направления кредитной деятельности:
·
объективные стандарты и критерии, которыми должны
руководствоваться банковские работники, отвечающие за выдачу кредитов и
управление кредитным портфелем;
·
основные действия лиц, принимающих стратегические решения в
области кредитования;
·
принципы контроля за качеством управления кредитной деятельностью
в банке и работой служб внутреннего и внешнего аудита.
Кредитная политика необходима для обеспечения диверсификации деятельности
банка, делегирования полномочий и определения должностных обязанностей
кредитных работников. Не имея разработанной кредитной политики и установленного
порядка ее реализации, невозможно ввести в практику единые правила
кредитования, которым бы следовали все сотрудники банка. Ответственность за
разработку и совершенствование кредитной политики ложится на Совет директоров и
высшее руководство банка. Они же отвечают за развитие культуры кредитования в
банке и обеспечение выполнения целей кредитования. Тщательно разработанная
кредитная политика является важным фактором успешного функционирования системы
управления кредитным риском.
Кредитная политика включает в себя следующие элементы (задачи), которые
одновременно являются подэтапами процесса управления кредитным риском:
·
организация деятельности кредитного подразделения;
·
определение лимитов по отдельным направлениям кредитования;
·
санкционирование кредитов (принципы распределения полномочий);
·
оценка кредитных заявок (общие критерии отбора кредитов);
·
определение цены кредитов;
·
контроль за кредитными рисками и кредитованием;
·
взыскание кредитов;
·
резервирование на случай потерь по кредитам.
Приемы, способы и методы реализации кредитной политики предстают в виде
ряда соответствующих документов, объединенных в “Руководстве по кредитной
политике” [8, с. 338]:
·
меморандум о кредитной политике определяет общин направления и
ориентиры кредитной деятельности в банке;
·
стандарты кредитования представлены в виде документов, которыми
руководствуются все работники, выполняющие различные функции в рамках кредитной
деятельности;
·
кредитные инструкции представляют собой описание последовательных
действий, закрепляющих общий алгоритм реализации кредитной процедуры.
Ориентиры (стандарты) и организационные основы формирования кредитного
портфеля являются основным инструментом реализации консервативного подхода к
управлению кредитным портфелем.
Базовые компоненты таких стандартов следующие:
·
определение лимитов кредитования – это ограничение суммы
предоставленного кредита. Они подразделяются на региональные, отраслевые и
лимиты кредитования одного заемщика;
·
определение приоритетов формирования кредитного портфеля
заключается в выявлении тех отраслей, которые имеют более низкий уровень риска
по сравнению со средним, а также отраслей, в которых банк может получить более
высокую доходность по кредитованию;
·
правила принятия рисков – это критерии решения дилеммы
“риск-доходность” и структурные требования к индивидуальным кредитам,
относящимся к определенным отраслям риска;
·
авторизация (санкционирование) кредитов – процесс одобрения
заявки клиента на получение кредита. Существует в форме индивидуального
санкционирования, коллективного санкционирования и кредитного комитета;
·
мониторинг и контроль качества кредитного портфеля с применением
системы ранжирования кредитов. Ранжирование кредитов – это метод
систематической и объективной классификации кредитного портфеля в соответствии
с характеристиками качества и риска.
Последним элементом управления кредитным портфелем является
ценообразование на кредиты.
Ценообразование на кредиты – это процесс определения процентной ставки
кредита, которая является количественным выражением его стоимости.
Определение размера процентной ставки по кредиту производится в
соответствии с реальными границами кредитного риска в процессе кредитной
сделки, однако на цену кредита также оказывают влияние некоторые внешние
факторы, такие как требования регулирующих органов, усиление конкуренции в
банковской сфере, повышение стоимости банковских ресурсов, рост объема
банковских операций и другие.
Этап 2. Управление риском в системе “банк-клиент”.
Данный этап процесса управления кредитным риском сфокусирован на оценке
кредитных рисков конкретных заемщиков. Кредитный анализ, проводимый в рамках
данного этапа, заключается в анализе кредитоспособности индивидуальных
заемщиков и в структурировании индивидуальных кредитов с целью выявления и
уменьшения индивидуальных рисков и минимизации ущерба от каждого из них.
Процесс управления кредитным риском в системе “банк-клиент” включает
несколько этапов:
1.
инициирование кредита и анализ кредитоспособности заемщика;
2.
расчет основных финансовых коэффициентов деятельности заемщика на
основании его финансовой отчетности;
3.
анализ движения денежных средств;
4.
структурирование кредита;
5.
кредитный мониторинг и восстановление конкретных кредитов.
Инициирование процесса кредитования и анализ кредитоспособности заемщика
должны быть направлены на то, чтобы решение о кредитовании принималось в
соответствии с кредитной политикой банка, то есть в соответствии с
определенными стандартами кредитования.
Анализ кредитного риска индивидуального заемщика должен быть сфокусирован
на четырех аспектах кредитоспособности:
1.
отраслевой аспект отражает процессы развития отрасли и позицию, которую
заемщик занимает в данной отрасли;
2.
финансовый аспект определяет способность заемщика получить достаточно
денежных средств, являющихся основным источником погашения кредита, или
возможность прибегнуть в случае необходимости к реализации существующего
обеспечения. Основными объектами анализа при оценке финансового состояния
заемщика являются показатели ликвидности, финансовой устойчивости и
платежеспособности, деловой активности (оборачиваемости) и рентабельности
(прибыльности). Более подробно процесс оценки кредитоспособности заемщика на
основе анализа его финансовой деятельности приведен в следующем подразделе;
3.
управленческий аспект учитывает качество менеджмента, которое
определяется компетентностью команды менеджеров и эффективностью их руководства
коллективом;
4.
аспект качества обеспечения кредита определяет уровень контроля со
стороны банка за предметом залога и возможность получения реальной стоимости
обеспечения при его ликвидации.
Анализ движения денежных средств является одним из важнейших, поскольку
приток денежных средств – это непосредственный источник погашения кредита.
Данный вид анализа проводится в плане текущего состояния, прошлых периодов и
прогноза движения денежных средств.
Структурирование кредита является завершающим этапом анализа
кредитоспособности клиента [9, с. 38]. Оно заключается в определении основных
структурных параметров кредита, а именно:
·
график погашения;
·
требования по мониторингу;
·
обеспечение и документация;
·
цена.
Кредитный мониторинг является последним этапом управления в системе
“банк-клиент”. Процесс кредитного мониторинга представляет собой отслеживание
изменения кредитоспособности заемщика после выдачи кредита и определение того,
какие действия необходимо предпринять в случае возникновения проблем с
возвратом кредита.
Этап 3. Система контроля за кредитным риском
В банке должен присутствовать независимый механизм управленческого
контроля, предметом которого являются кредитные отношения по договору, состав
кредитного портфеля и процесс контроля за принятием решений.
Элементы системы контроля за кредитным риском представлены в таблице 2
[10, с. 201].
Таблица 2 – Система контроля за кредитным риском
Элемент кредитного
контроля
|
Задачи
|
Кредитный аудит
|
- Анализ качества
кредита
- Обеспечение
соответствия решений целям кредитной политики
- Обеспечение непредвзятости
и отсутствия личной корысти при принятии кредитных решений
|
Кредитная
управленческая информационная система
|
- Сбор полной и
всесторонней информации
- Подготовка
управленческой отчетности
- Обеспечение
отслеживания деталей кредитной деятельности
|
Контроль за движением
средств
|
- Контроль имеющихся в
распоряжении фондов
- Анализ документации
- Поддержание внимания
к малейшим деталям кредитных процедур
|
1.3 Методы анализа и оценки кредитного риска банка
Величина кредитного риска банка зависит от многочисленных факторов как
микро-, так и макроэкономических [16, с. 223]. Макроэкономические факторы – это
факторы внешней среды, которыми банк управлять не может, следовательно, более
актуальным является рассмотрение микроэкономических факторов.
Микроэкономические факторы находятся, прежде всего, в сфере деятельности
заемщика, и предопределяют необходимость выбора банком системы экономических
показателей, с помощью которых можно оценить способность заемщика выполнить
свои обязательства. Проблемы выбора совокупности количественных и качественных
показателей, характеризующих возможности кредитополучателя погасить кредит,
вошла в экономическую литературу как проблема определения кредитоспособности.
Кредитоспособность – это реально сложившееся правовое и финансовое
положение заемщика, исходя из оценки которого банк принимает решение о начале,
продолжении или прекращении кредитных отношений с клиентом [11, 119].
Оценка кредитоспособности заемщика представляет собой комплексную оценку
банком кредитополучателя с точки зрения возможности и целесообразности
предоставления ему кредита, а также способности возвращения суммы основного
долга и процентов.
Основными задачами оценки кредитоспособности заемщика являются:
·
изучение финансового положения заемщика;
·
предупреждение потерь кредитных ресурсов вследствие неэффективной
деятельности заемщика;
·
стимулирование предприятия (индивидуального предпринимателя) в
направлении повышения эффективности его деятельности;
·
определение тенденций изменения кредитоспособности на
перспективу;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
|