МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Управление кредитными операциями коммерческого банка

    Преобладание отдельных источников банковских ресурсов в общем объеме ресурсной базы коммерческих банков зависит от конкретных условий развития экономики, степени развития отдельных секторов финансового рынка в стране.

    Таким образом, необходимо отметить, что в настоящее время российские банки не располагают значительной величиной собственных средств, поэтому привлечение ресурсов для проведения активных операций ограничено нормативами Центрального Банка. Основным источником формирования ресурсной базы банков являются счета клиентов (табл.3.2), куда входят расчетные, текущие, бюджетные счета юридических и физических лиц. Данный вид ресурсов не может быть в полной мере использован банками в качестве источника финансирования различного рода активных операций, поскольку средства на счетах организаций не являются устойчивыми пассивами, а, фактически, представляют собой депозиты до востребования. Следует отметить по-прежнему высокую долю бюджетных средств, а также кредитов Центрального Банка в пассивах коммерческих банков, что свидетельствует о высокой степени зависимости банковской системы от денежных ресурсов государства.


    Таблица 3.2. Счета клиентов

    Показатель

    Сбербанк

    Юниаструмбанк

    Промстройбанк

    Сумма (руб)

    Структура

    (%)

    сумма

    Структура (%)

    сумма

    Структура (%)

    Средства клиентов

    1’178’105’309

    80,4

    1’725’688

    63,95

    39’013’981

    58.6

    в том числе вклады физических лиц

    957’914’504

    65,4

    869’315

    32,2

    13’381’280

    20.1

    Доля вкладов физических лиц во всех средствах клиентов (%)

    81,31

    50,37

    34.3

    Итого пассивов

    1’464’969’222

    100,0

    2’698’437

    100,0

    66’572’578

    100,0


    На сегодняшний день Сберегательный Банк Российской Федерации является эталоном развития банковской системы. Средства клиентов, которые составляют основную долю ресурсной базы, имеют максимальную из представленных в таблице данных структуру в Сбербанке Российской Федерации - 80,4%.

    Основной целью деятельности Сбербанка России является привлечение денежных средств населения и расчетно-кассовое обслуживание физических лиц, а также осуществление полного комплекса банковских услуг с целью получения прибыли. Сегодня Сбербанк России занимает лидирующее положение среди крупнейших коммерческих банков России. Валюта баланса составляет 1’464’969’222 руб., а привлеченных средств в банке - 80,4%. Банк активно привлекает средства физических лиц, на текущий момент их доля в валюте баланса составляет 65,4%.

    Так как одной из главных задач любого банка является получение прибыли, то, следовательно, одним из главных инструментов деятельности является мобилизация временно свободных денежных средств и кредитование экономики.

    Хорошо ли иметь большой кредитный потенциал? Временно свободные денежные средства можно увязать с нормой ликвидности и риска в банке. Если средств больше, чем установлено лимитом, то это сказывается на коэффициентах ликвидности в сторону повышения. Однако известно, что ликвидность и доходность банка находятся в обратно пропорциональной зависимости. Наиболее высокие активы приносят минимальную доходность. Следовательно, превышая норматив ликвидности, финансовое состояние банка рискует ухудшиться, так как для осуществления деятельности банку необходимо постоянно иметь доходы.

    Напротив, снижение коэффициента ликвидности приводит к потере платежеспособности, так как банку необходимо отвечать по своим обязательствам имеющимися ресурсами. Для поддержания ликвидности банк создает резервы, которые не входят в состав кредитных ресурсов. Таким образом, кредитные ресурсы банка всегда должны быть в наличии в пределах установленного лимита. Все, что сверх лимита должно быть срочно размещено на рынке кредитных ресурсов.

    Качественная оценка кредитных ресурсов - кредитный потенциал. Кредитный портфель банка должен быть сбалансирован в оптимальном соотношении между краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной ссудной задолженностью и краткосрочными, среднесрочными и долгосрочными пассивами (таб.3). Регулирование структуры кредитного портфеля по срокам выдаваемых кредитов производится на основе нормативов Инструкции Центрального Банка Российской Федерации "О порядке регулирования деятельности банков" №1 от 01.10 1997г., а также на основе ежемесячно проводимого анализа сложившихся сроков хранения привлеченных средств.


    Таблица 3.3. Сбалансированность активов и пассивов по срокам

    Показатель

    Сбербанк

    Юниаструмбанк

    Промстройбанк

    Активы (руб)

    Пассивы (руб)

    Активы (руб)

    Пассивы (руб)

    Активы (руб)

    Пассивы (руб)

    До востребования

    575

    121’847’062

    2’906

    545’407

    864’934

    6’423’301

    на 1 день

    0

    0

    0

    0

    0

    0

    на срок от 2 до 7 дней

    23’738’531

    11’635’495

    359’353

    0

    6’186’030

    9’106’057

    на срок от 8 до 30 дней

    28’455’133

    28’369’743

    346’966

    152

    9’965’488

    10’539'554

    на срок от 31 до 90 дней

    44’788’614

    54’211’487

    261’740

    189’543

    11’307’543

    11’669’327

    на срок от 91 до 180 дней

    100’561’225

    116’839’934

    231’077

    270’998

    5’726’821

    9’507’875

    на срок от 181 дня до 1 года

    333’100’747

    93’892’296

    998’283

    1’418’541

    14’560’704

    11’957’986

    От 1 года до 3х лет

    400

    15’091’856

    570’571

    0

    17’374’056

    9’026’005

    на срок свыше 3 лет

    384’932’601

    89’083’293

    284’209

    2’816

    2’438’366

    2’604’197


    Одним из основных факторов, обеспечивающих ликвидность банка, является размер собственного капитала. С точки зрения формирования ресурсной базы для банка становятся важными не только сопоставимость величины собственного капитала с объемом и качеством активов, но и сопоставление величины собственных средств с депозитной базой (таб.4), учитывая фактор ее устойчивости.


    Таблица 3.4. Сопоставление собственного капитала с депозитной базой

    № стр.

    Показатель

    Сбербанк

    Юниаструм банк

    Промстройбанк

    1

    Собственный капитал

    142’101’970

    427’342

    5’126’954

    2

    Суммарная величина депозитов

    1’195’342’844

    1’761’217

    33’413’016

    3

    Коэффициент сопоставимости (стр.1/стр.2)

    0,119

    0,243

    0,153


    Формирование ресурсной базы в рыночной экономике строится на использовании следующих принципов:

    ориентация любого банка на спрос и потребности рынка, запросы клиентов, создание таких банковских продуктов и услуг, которые пользуются спросом и могут принести банку максимальную прибыль;

    непрерывное стремление к увеличению эффективности банковской деятельности с целью снижения издержек и получения оптимальных результатов с точки зрения ликвидности и прибыльности деятельности банка;

    реальность оценки рыночной ситуации, своевременная и грамотная коррекция целей, задач и программ в зависимости от состояния рынка (кредитного и депозитного);

    учет конечного результата работы банка и его филиалов;

    использование современной информационной базы и инновационных технологий при принятии оптимальных решений (компьютерные технологии, сети, автоматизированные системы);

    рациональный подбор персонала и эффективная организация его работы.

    При формировании ресурсной базы необходимо выработать долгосрочные цели, определить способы их достижения, то есть разработать стратегию и тактику обеспечения банка новыми ресурсами.

    Долгосрочная стратегия "ЮНИАСТРУМ БАНКа" состоит в комплексном и динамичном развитии бизнеса на основе:

    дальнейшего увеличения клиентской базы;

    широкой диверсификации источников привлечения финансовых ресурсов и структуры активов;

    расширения спектра и объёма предоставляемых банковских продуктов и услуг.

    Практическая реализация этих целей предусматривает:

    выход на новые отраслевые и региональные рынки;

    адекватное развитие филиальной сети и системы отделений в Москве;

    совершенствование систем управления и работы с Клиентами;

    последовательную рекламную политику.

    Долгосрочные цели Сбербанка:

    Стратегическая цель Банка - выйти на качественно новый уровень обслуживания клиентов, сохранить позиции современного конкурентоспособного крупнейшего банка Восточной Европы. Это предполагает создание системы, устойчивой к возможным экономическим потрясениям в России и за рубежом, путем оптимального распределения пропорций между тремя основными направлениями деятельности - работой с физическими лицами, юридическими лицами и государством.

    Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи: внедрить новую идеологию работы с клиентом, основанную на сочетании стандартных технологий с индивидуальным подходом к каждому клиенту. Обеспечить внедрение эффективных методов работы с клиентами и повышение качества их обслуживания; сохранить лидирующую роль на розничном рынке страны. Увеличить долю на рынке кредитования населения до 30%, при этом объемы кредитования физических лиц должны вырасти не менее чем в 2 раза; усилить работу с корпоративными клиентами. Привлечь в Банк и закрепить на долгосрочную перспективу максимальное количество первоклассных клиентов. Увеличить удельный вес средств корпоративных клиентов в привлеченных средствах до 25%, долю кредитов и долговых обязательств корпоративных клиентов в активах нетто до 45%; обеспечить максимальную помощь государству в реализации государственных инвестиционных программ и программ поддержки отечественного экспорта; опираясь на широкую клиентскую базу, обеспечить сбалансированное состояние структуры активов и пассивов, внедрить современные методы управления ими. Диверсифицировать ресурсную базу Банка, в том числе используя внешнее фондирование; повысить удельный вес непроцентных доходов в структуре общих доходов Банка за счет развития услуг, предоставляемых клиентам. Обеспечить долю комиссионных доходов в чистом операционном доходе не менее 15%; достигнуть роста капитала, позволяющего расширить инвестиции Банка в экономику России. Обеспечить отношение прибыли к капиталу не менее 20%; внедрить в Банке полнофункциональную систему управления рисками; создать гибкую, адекватную быстроменяющейся обстановке систему управления Банком, основанную на экономических рычагах управления и оптимальной системе распределения полномочий; оптимизировать филиальную сеть Банка с учетом как экономических, так и социальных факторов.

    Новые цели ставят задачу выработки новой стратегии, а тактика определяет методы и приемы для решения наилучшим образом конкретной ситуации.

    Основной стратегической целью деятельности банка в области обеспечения ресурсами является наращивание ресурсной базы при условии поддержания ликвидности и обеспечения рентабельности. Данная формулировка стратегической цели предполагает решение соответствующей задачи (рис.1).


    Рис.3.1 Модель взаимосвязей трех категорий в рамках стратегической цели


    Ресурсная база коммерческого банка, ликвидность, рентабельность - это те основы, на которых строится весь механизм банковской деятельности. Любой абсолютный или относительный показатель работы банка, любая сфера его коммерческих усилий, любой сегмент рынка, на котором он присутствует, так или иначе, имеют выход на эти три категории. Либо они обеспечивают их оптимальный размер, либо сами находятся под их воздействием.

    Но во взаимосвязи данных категорий существуют определенные противоречия. Ресурсная база банка отражает уровень рыночной позиции банка, возможности, которыми он располагает для проведения коммерческой деятельности. Это количественный показатель, он определяет объем средств, которым располагает банк в конкретный промежуток времени.

    Ликвидность и рентабельность - качественные характеристики, показывающие надежность банка для клиентов и партнеров по бизнесу, а также эффективность (прибыльность) деятельности банка как коммерческого предприятия, то есть целесообразность работы банка с позиции его акционеров.

    Стратегические задачи обеспечения банка ресурсами реализуются путем следующих тактических решений:

    1. расчет и соблюдение размера собственных средств, необходимого и достаточного для обеспечения надежности банка (достижения стратегической цели ликвидности), а также для расширения активных операций банка (достижения стратегической цели прибыльности или рентабельности);

    2. изыскание ресурсов для выполнения банком своих обязательств перед клиентами (достижения стратегической цели ликвидности) и для развития активных операций (достижения стратегической цели прибыльности);

    3. привлечение срочных депозитов для обеспечения ликвидности баланса и депозитов до востребования для получения банком прибыли за счет использования "дешевых" ресурсов. Стратегия коммерческого банка по формированию ресурсной базы связана с необходимостью тщательного изучения клиентской базы, поскольку одна из стратегий банка состоит в том, что банк первоначально "стремится удовлетворить потребности более выгодного клиента в силу ограниченности своих ресурсов и безграничной потребности в них своего клиента". [23]

    Интенсивное развитие, где происходит привлечение дополнительных ресурсов для расширения сферы влияния на рынке, включает три основные разновидности: глубокое внедрение на рынок, расширение границ рынка и совершенствование продукта (услуг).

    В зависимости от условий внешней и внутренней среды получают развитие следующие стратегические подходы. Стратегия проникновения на рынок основана на том, что банк осваивает уже сложившийся рынок и предлагает на нем тот же продукт (услугу), что и конкурент. Подобная стратегия характерна для нашей страны в силу стремительного роста количества вновь образуемых коммерческих банков в первые годы развития банковской системы России, стремлением вновь создаваемых банков проникать на уже занятые рынки, а также в связи с постепенным освоением этими банками новых видов операций, которые уже достаточно широко используются другими банками. Такая стратегия имеет место в условиях роста или ненасыщенности целевого рынка такими услугами. Однако в данном случае следует быть готовым к усилению конкуренции на рынке.

    Стратегия развития рынка означает, что банк стремится расширить рынок сбыта оказываемых услуг, но не за счет проникновения на уже существующие рынки, а благодаря осуществлению поиска и созданию новых рынков и сегментов.

    Стратегия разработки новых услуг осуществляется путем создания принципиально новых, но чаще - модификацией уже имеющихся услуг и реализацией их на имеющихся рынках. Данная стратегия используется в условиях господства неценовой конкуренции.

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.