Управление банковскими рисками
В
первом полугодии 1998 г. экономическая ситуация в России резко обострилась:
экспортные поступления как следствие многократного снижения мировых цен на
энергоносители драматически сократились. В результате сальдо внешнеторгового
баланса РФ за первое полугодие было сведено с дефицитом более 300 млн. долл.
США. Одновременно сократились иностранные прямые и портфельные инвестиции, а
также приток средств в ГКО-ОФЗ. Дивиденды, выплаченные по вложенным иностранным
инвестициям, составили более 8 млрд. долл. США, а общий дефицит сальдо текущего
баланса составил 6 млрд. долл.[2]
В
таких условиях вполне оправданным можно считать выбор валютно-фондовой биржи
как основной формы функционирования финансового рынка. Однако при всех глубоких
противоречиях, точнее, несмотря на них, российский финансовый рынок до августа
1998 года развивался, выполняя поставленные перед ним задачи, и мог бы какое-то
(возможно, достаточно продолжительное) время существовать и эволюционировать.
Непосредственной причиной, ускорившей августовский кризис, стала излишне
поспешная по срокам и рискованная по форме либерализация рынка капиталов для
иностранных инвесторов, произведенная без введения эффективного контроля над
движением иностранных инвестиций и создания работающих механизмов
капиталовложений в отечественную экономику.
Внешне российский
валютно-финансовый рынок к 1996 г. создавал у иностранных инвесторов достаточно
благоприятное впечатление:
· формирование его происходило
под непосредственным патронажем Международного валютного фонда и по его
рецептам;
· инфраструктура рынка
выглядела вполне по рыночному;
· темпы внутренней инфляции
были искусственно снижены (на самом деле, путем ограничения роста денежной базы
инфляционные процессы были на время загнаны вглубь и мгновенно вырвались
наружу, достигнув опять уровня 1992 г., как только в августе 1998 г.
сдерживавшие механизмы ослабли);
· “стабилизирован” в рамках
“валютного коридора” валютный курс рубля;
· все статистические показатели
говорили о скором начале бурного экономического роста;
· активно заработал и начал
открываться для иностранных инвесторов рынок государственных ценных бумаг –
ГКО-ОФЗ, предлагавший доходность, во много раз превосходившую показатели других
стран;
· после президентских выборов
1996 г. в стране на ближайшие 4 года, по ожиданиям иностранных инвесторов,
должна была установиться политическая стабильность.
Все это отразилось на
присвоении России высоких инвестиционных рейтингов ведущими зарубежными
рейтинговыми агентствами.
Таким образом, при помощи
государственной поддержки на политическом уровне и путем многократного
завышения доходности с экономической стороны предпочтение инвесторов
искусственно направлялось в сторону государственных ценных бумаг. Вложения в
ГКО-ОФЗ казались им более надежными, хотя, по сути, направлялись на
непродуктивное финансирование бюджетного дефицита при полном отсутствии даже
самой системы централизованных инвестиций.
Также
в целях укрепления у иностранных инвесторов уверенности в надежности сделанных
в российскую экономику вложений Банком России в начале 1996 г. было искусственно
создано подобие форвардного рынка страхования валютных рисков. Для этого через
отечественные коммерческие банки начали проводиться конверсионные операции с опционом
(правом отказа через определенный срок от исполнения сделки) по продаже иностранной
валюты инвесторам-нерезидентам.
Операции эти были начаты без
тщательной проработки при полном игнорировании логики расчета опционных премий
и учета в них всех возникающих рисков. За основу при расчете курса обратной
конверсии с инвестиционных счетов нерезидентов (счетов типа "С")
брался предельный уровень доходности, утверждавшийся Банком России. Начальный
уровень доходности был определен как 19% годовых, что на 12 процентных пунктов
(почти в 3 раза) превышало тогдашнюю ставку LIBOR. За возможность в последующем
реинвестировать вложенные средства нерезиденты уплачивали "премию" в
размере 1% от суммы сделки. В условиях отсутствия в стране сколько-нибудь
развитого ликвидного рынка долго- и даже среднесрочных капиталов этот
"форвардный" рынок в значительной степени носил условный, а значит и
весьма рискованный характер.
Теоретически,
в случае проведения вместо этого простых операций хеджирования валютных рисков
("своп") только через Центральный банк, против возникающих в
результате срочных обязательств, по крайней мере, могли бы создаваться валютные
резервы за счет покупки валюты у нерезидентов-инвесторов (в том числе и через
отечественные коммерческие банки) на условиях ее текущей поставки
("спот" или других сроков расчетов). Банк России в такой ситуации
рисковал бы только потерей разницы между процентными ставками, выплачиваемыми
по ГКО-ОФЗ и получаемыми от размещения своих валютных резервов в относительно
безрисковые активы на международных рынках (государственные облигации и
казначейские векселя США и Германии), а также разницы валютного курса. Эти
потери для банка могли покрываться нормальным (т.е. рассчитанным по международным
стандартам) форвардным курсом или нормальной опционной премией. Незастрахованные
убытки, возникающие из-за межстрановой разницы процентных ставок, перекладывались
бы на Минфин, вписываясь в общую инфляционную канву схемы функционирования
ГКО-ОФЗ, и не грозили бы "обвалом" всего отечественного финансового
рынка.
В
соответствии с вышеизложенным можно рекомендовать кредитным организациям учитывать
при определении перспектив своего развития устойчивость сложившейся тенденции
роста инфляции, изменение ставки рефинансирования Центрального банка России,
доходности государственных ценных бумаг; обеспечить эффективное
функционирование системы внутреннего контроля и аудита, препятствующей принятию
чрезмерных рисков и неконтролируемых решений по управлению активами и
пассивами; в профессиональной деятельности на финансовых рынках обеспечить
строгий контроль за деятельностью филиалов, четко определить их права,
конкретный состав и условия проведения банковских операций; разработать систему
быстрого реагирования на ситуации, угрожающие законным интересам клиентов;
предпринять необходимые усилия для поддержания на необходимом уровне
достаточности собственных средств (капитала), ограничить практику иммобилизации
капитала в долгосрочные низколиквидные вложения; в целях улучшения финансового
положения минимизировать расходы, обратив особое внимание на совращение
расходов, не связанных с выполнением договорных обязательств; обеспечить
постоянный мониторинг рисков; проводить взвешенную политику на различных
сегментах финансового рынка, использовать производные финансовые инструменты с
целью минимизации рисков; взаимодействовать с аудиторскими фирмами и Банком
России в интересах совершенствования систем бухгалтерского учета и отчетности,
внутреннего контроля и аудита.
Заключение
Укрепление
российской банковской системы невозможно без комплексного сочетания управления
основными видами банковских рисков на уровне всех банков, которое дополняется
развивающейся системой надзора Банка России и мерами по стабилизации финансовых
рынков, правовых условий деятельности банков, а также работы расчетной системы.
Целью
дипломной работы являлось раскрытие основных подходов к классификации
банковских рисков, возникающих при проведении операций на биржевом рынке, методов
их оценки и создание оптимальной системы управления.
На
примере участия банков в деятельности Валютной и Фондовой секциях РВФБ была
продемонстрирована практика управления рисками, возникающими при проведении
операций с валютой и ценными бумагами. Затянувшийся финансовый кризис заставил
руководство банков, работающих на биржевом сегменте финансового рынка, прибегнуть
к антикризисному управлению. Самое очевидное – сокращение расходных статей –
сделано всеми. Более дальновидные активно расширяют спектр оказываемых услуг,
ищут пути выхода к новым рынкам, финансовым продуктам и инструментам. Менее
взыскательными стали требования к доходности и более взвешенными – к надежности.
Делая свой выбор, профессиональные участники биржевого рынка, прежде всего, оценивают
риски, существующие у того или иного организатора торгов при проведении
операций с ценными бумагами. Иностранной валютой и производными финансовыми
инструментами и расчетов по заключаемым сделкам. На ЗАО «Ростовская
валютно-фондовая биржа» (РВФБ) эти риски для участников торгов максимально
снижены. Это была исходная позиция при разработке всей нормативной
документации по организации торгов, в частности в правилах проведения торгов
иностранными валютами на РВФБ
Российской
экономической системе характерны не эластичность инвестиционного спроса по
ссудному проценту и инфляция, есть все признаки наличия «ловушки ликвидности»,
когда подавляющая часть прироста денежной массы уходит в хранение наличности и
другие признаки неравновесия. В самой банковской системе не закончено образование
специализированной группы учреждений, обслуживающих инвестиционный процесс,
страхование кредитных рисков и другие составляющие. В этой ситуации предстоит
решить одну их главных проблем, связанных со сменой ориентиров кредитных учреждений
на усиление их связей с реальным сектором экономики, включая участие коммерческих
банков в инвестиционном процессе.
Проанализировав
всю сложившуюся ситуацию, можно сделать следующие выводы. Во-первых, в сфере
управления рисками всегда будет существенный сегмент, нерегулируемый органом
надзора, который не должен и не может учесть в своих нормах абсолютно все
тонкости конкретных банковских операций. Каждый из инструментов банковских
операций имеет свои особенности с учетом специфики основных банковских рисков.
Кроме того, по мере развития банковских продуктов банковские риски будут носить
более скрытый характер и проявляться только тогда, когда финансовые условия, на
которые рассчитывал банк, формируя свой баланс, изменились в неблагоприятную сторону.
Это будет относиться к рынку производных инструментов и срочных сделок,
структуре активов и пассивов с точки зрения принципов начисления доходов и
осуществления расходов (фиксированные и плавающие проценты), структуре активов
по срочности привлечения и размещения средств. Для эффективной работы в
условиях современных рынков, прежде чем выбирать стратегию развития, должен
оценить состав рисков, которые будут сопровождать тот или иной вид
деятельности, определить тактику действия в случае, если события на рынке будут
развиваться в неблагоприятную для него сторону.
Во-вторых,
развитие банковской системы еще не раз будет ставить вопрос о целесообразности
институционального обособления банков по виду специализации. Сложившаяся в
настоящее время специализация банков является по своей природе продуктом
свободного рыночного выбора банков и их владельцев. Конечно, каждый выбор
рыночной стратеги банка в решающей степени обусловлено размером капитала, возможностями
руководства, политикой учредителей и акционеров банков.
В-третьих,
развитие финансовых рынков ставит проблему согласования норм надзора, которые
регулируют деятельность различных финансовых посредников. Если банки будут
надзираться на более жестоких принципах, чем инвестиционные, пенсионные,
страховые и др. Фонды, то они попадут в относительно менее благоприятные конкурентные
условия.
Предполагается
необходимым создание необходимых условий для запуска механизмов экономического
регулирования финансовой системы, когда экономические сигналы
"понимаются" инфраструктурой правильно и своевременно. Именно тогда
будет создана оптимальная среда для управления финансовыми рисками.
Неразвитость и кризисное положение российской экономики не позволяет проводить
финансовый анализ на высоком уровне. Идеи бета- и альфа-анализа практически
малореализуемы в этой ситуации (число активов с различными характеристиками
меньше числа возможных реализаций параметров и задача построения портфеля
активов с заданными свойствами может не иметь решения). Низкий уровень
ликвидности не позволяет представить доходность как случайную величину (сильно
влияние отдельных экономических агентов). Политическая нестабильность приводит
к неэффективности рынка, т.е. в текущих курсах может быть неучтена вся
информация (кто-то может систематически получать доход выше среднего за счет
каких-либо конфиденциальных сведений).
Однако
в российской финансовой прессе и литературе встречаются попытки сравнительного
анализа с осторожным использованием бета-фактора (анализ банковских акций,
построение и исчисление фондовых индексов по некоторым ценным бумагам, оптимизация
структуры портфеля в первом отечественном программном продукте SAOF по управлению портфелем).
Активно
используемая на Западе спекуляция индексными опционами и прочими производными
финансовыми инструментами в ближайшем будущем, несомненно, завоюет место и на
российских биржах, а грамотный технический и фундаментальный анализ станет
базой для принятия решений.
В
заключение следует подчеркнуть, что укрепление российской банковской системы
невозможно без комплексного сочетания управления основными видами банковских
рисков – кредитным, рыночным, правовым, расчетным – на уровне всех банков,
которое дополняется развивающейся системой надзора Банка России и мерами по
стабилизации финансовых банков, а также работы расчетной системы.
Список
использованных источников
- Закон РФ «О валютном
регулировании и валютном контроле», принятый Верховным Советом РФ
09.10.92г.
- Инструкция ЦБ РФ «Об
установлении лимитов открытой валютной позиции и контроле за их соблюдением
уполномоченными коммерческими банками РФ» №41, от 22.05.96г.
- Инструкция ЦБ РФ «О порядке обязательной продажи
предприятиями, учреждениями, организациями части валютной выручки через
уполномоченные банки и проведения операций на внутреннем валютном рынке
Российской Федерации» № 7 от 29.06.92 г.
- Временное положение о листинге ценных бумаг на
Московской Межбанковской Валютной Бирже, утвержденное Биржевым Советом
акционерного общества закрытого типа "Московская Межбанковская
Валютная Биржа".
- Антипова О.Н.
Регулирование рыночных рисков.// Банковское дело 1997 г. №4.
- Буклемишев О.В. Риски
на рынке государственных облигаций.// Бизнес и банки, 1996г., №22.
- Галанов В.А. Рынок
ценных бумаг. – М.: Финансы и статистика.,1998г.
- Гусаков Б. Удельный
вес интуиции и профессионального опыта при анализе рискованной информации.
// Риск, 1998г., № 2-3.
- Домбровский А. Кто не
рискует – тот не пьет шампанское. // Рынок ценных бумаг, 1998г., №11.
- Дубинин С.К. Политика
Банка России в сфере регулирования рисков банковской системы./ Деньги и
кредит 1997 г. №6.
- Жукова Е. Ф. Банки и
банковские операции. -1997 г.
- Замуруев А.
Минимизировать или управлять? // Риск.- 1998г.- №4.
- Князев И.А. Некоторые
текущие перспективные вопросы политики Центрального банка в области регулирования
валютного рынка.// Деньги и кредит, 1999г., №1.
- Коновалов С.Ф. Об
оптимизации состава показателей, характеризующих банковские риски. /Деньги
и кредит 1997 г. №8.
- Кочмола К.В. ''
Некоторые вопросы инвестиционной деятельности коммерческих банков
:Монография /Ростов-на-дону,1996.
- Кудинова Т.А. Оценка
финансовых рисков. // Вестник С-П. Университета 1996 г
- Лаврушин Банковское
дело. -1997 г.
- Лялин В.А., Воробьев
П.В. Ценные бумаги и фондовая биржа. – М.: Финансы., 1998г.
- Маслеченко ''
Финансовый менеджмент в коммерческом банке''. – 1997г.
- Марченко А. Методы
борьбы с рисками // Рынок ценных бумаг. – 1995г. – №23.
- Миркин А.И. Рынок
ценных бумаг – М.: Инфра-М, 1999г.
- Поморин М.А.
Управление рисками как состовная часть процесса управленя активами и
пассивами банка. /Банковское дело 1998 г. №3.
23. Рогов М. Управление рисками// Риск.- 1995г.- №4.
- Рудько-Селиванов В.В.
Региональные особенности проявления банковских рисков. /Деньги и кредит
1997 г. №7.
- Редхерд К., Хьюс С.
Управление финансовыми рисками. – М.: Инфра-М, 1996г.
- Сердюкова И.Д.
Управление финансовыми рисками. // Финансы. – 1995г. – №12.
- Симановский А.Ю.
Регулирование валютного риска.// Деньги и кредит. – 1997г.-№2.
28. Сорос.
Алхимия финансов. – М.: Инфра-М, 1998г.
29. Супрунович
Е.Б. Учет рисков при работе на межбанковском рынке./ Деньги и кредит 1997 г.
№5.
- Сорвин С.В.
Управление банковскими рисками – региональный аспект./ Деньги и кредит
1997 г. №6.
- Сухов М.И. Управление
банковскими рисками рыночной специализации./Деньги и кредит 1997 г. №6.
- Соколинская Н. Э. Валютные риски и методы их
регулирования./ Банковское дело 1998 г. №9, №10.
- Суден Л. Валютные
операции. – 1998г.
34. Срочный рынок:: система управления рисками.
Ежемесячный бюллетень по российскому рынку капиталов «Индикатор».// Издание
Московской межбанковской валютной биржи, 1998г., №11 (17).
- Усоскин К.В.
Современные коммерческие банки. -1994 г.
36. Урскова Л. Наше кредо – максимально снизить
риски ля участников торгов и их клиентов.// Вестник НАУФОР , 1999г., №3.
- Финансовый
менеджмент: Теория и практика. Учебник. / Под ред. Стояновой Е.С. –М.:
Перспектива, 1997г.
- Чекмарева Е.Н. ''
некоторые вопросы управления банковскими ставками '' / Деньги и кредит – 1997г.-
№6.
39. Шипилевская Е.А. '' Процентная политика в коммерческом банке '' – 1998
г.
40. Шипилов А., Логовинский Е. Управление финансовыми
рисками в условиях нестабильности экономики. // Вестник НАУФОР, 1999г., №1
(21).
41. Шутылев Д. Арена для быков и медведей: опыт моделирования конфликтных
ситуаций на валютных торгах // Деловые люди. – 1995г. – №55.
* все
значения приводятся по состоянию на 15 июля 1998 года.
**
ближайшие три месяца в цикле: март, июль, сентябрь, декабрь
*** Pf – цена базового актива на день исполнения,
Pt – цена
сделки.
**
ближайшие три месяца в цикле: март, июль, сентябрь, декабрь
*** Pf – цена базового актива на день исполнения,
Pt – цена
сделки.
*** Pf – цена базового актива на день исполнения,
Pt – цена
сделки.
*** Pf – цена базового актива на день исполнения,
Pt – цена
сделки.
[1] Редхед К., Хьюс С. Управление финансовыми рисками, 1996г.
[2] Деньги и кредит. – 1999 - №1.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|