МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Учет в КБ

    Учет в КБ

    УЧЕТ В КБ

    36.Учетная политика кредитной организации.

    Сущность и назначение бухгалтерского учета в банках.

    Банковский бухгалтерский учет характеризуется оперативностью и единством формы построения. Это проявляется в том, что все расчетные, кредитные и другие операции, совершенные в банке в течение операционного времени, в тот же день отражаются в лицевых счетах аналитического бухгалтерского учета клиентов и контролируются путем составления ежедневного бухгалтерского баланса учреждения банка. Единая для всех банков форма учета создает возможность анализа банковской деятельности.
    Четкость и оперативность банковского учета позволяет осуществлять, контроль за сохранностью денежных средств, денежным оборотом и состоянием расчетных и кредитных отношений.
    Правильная организация бухгалтерского учета и документооборота в учреждениях банков непосредственно влияет на состояние бухгалтерского учета предприятий и организаций. Учреждения банков ежедневно составляют лицевые счета аналитического учета и выдают клиентам выписки (копии) из этих счетов, в которых отражены все выполненные за день расчетные, кредитные, кассовые и другие денежные операции. Такие выписки служат основанием для отражения в учете предприятий, организаций и учреждений всех банковских операций.
    Базой бухгалтерского учета в банках является операционная работа, к которой относятся:

    . прием денежных документов от предприятий, организаций и учреждений и проверка правильности их оформления;

    . подготовка документов для их отражения в бухгалтерском учете;

    . ведение картотек расчетных документов и картотек срочных обязательств;

    . осуществление контроля за своевременностью платежей;

    . операции по корреспондентским счетам, возникающим в связи с осуществлением расчетов между плательщиками и получателями денег, счета которых ведутся разными банками.

    Система нормативного регулирования российского бухгалтерского учета в кредитных организациях. Законодательные и нормативные документы, определяющие порядок бухгалтерского учета в кредитных организациях и их уровни.


    Система нормативного регулирования российского бухгалтерского учета, в том числе и бухгалтерского учета в кредитных организациях, включает в себя документы четырех уровней.
    Документами первого, высшего уровня нормативного регулирования являются федеральные законы и иные законодательные акты, такие, как указы
    Президента, постановления Правительства, прямо или косвенно регулирующие вопросы бухгалтерского учета в России. К числу таких документов в первую очередь относится Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" в редакции Федерального закона от 23 июля 1998 г. №
    123-ФЗ. Важным документом первого уровня является Гражданский кодекс
    Российской Федерации. В первой его части закреплены многие принципы учетной работы, положения об обязательном утверждении годового отчета, о наличии самостоятельного баланса как необходимого признака юридического лица и др.
    Во второй части ГК РФ закреплены принципы составления и положения различных договоров, заключаемых организациями, что является немаловажным для правового обеспечения бухгалтерской службы банка.
    К документам первого уровня относятся и такие законы, как Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ "Об акционерных обществах" в редакции
    Федерального закона от 13 июня 1996 г. № 65-ФЗ, Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью",
    Федеральный закон "О банках и банковской деятельности" в редакции от 3 февраля 1996 г. № 17-ФЗ. Федеральный закон "О Центральном банке РСФСР
    (Банке России)" с изменениями и дополнениями от 26 апреля 1995 г. № 65-ФЗ. от 27 февраля 1997 г. № 45-ФЗ, от 28 апреля 1997 г. № 70-ФЗ, а также постановления Правительства РФ: от 5 августа 1992 г. № 552 "Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли" с последующими изменениями и дополнениями, от 16 мая 1994 г. № 490
    "Положение об особенностях определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль банками и другими кредитными организациями" с последующими изменениями и дополнениями, от 8 июля 1997 г. № 835 "О первичных учетных документах" и др.
    Второй уровень документов системы нормативного регулирования бухгалтерского учета в кредитных организациях составляют положения по бухгалтерскому учету (ПБУ), в которых обобщаются базовые принципы и правила ведения бухгалтерского учета отдельных банковских и небанковских
    (хозяйственных) операций: В тех ПБУ, которые на сегодняшний день разработаны и утверждены Минфином РФ, содержится, как правило, оговорка "не распространяется на кредитные организации", кроме ПБУ 1/94 "Учетная политика предприятия".
    Для кредитных организаций к документам второго уровня следует отнести, прежде всего: часть I Правил, которая формулирует основные принципы бухгалтерского учета в банках, определяет состав элементов, подлежащих закреплению в учетной политике кредитной организации, дает ряд общих рекомендаций по организации и ведению бухгалтерского учета в банках; часть
    III Правил, определяющую порядок организации работы по ведению бухгалтерского учета в банках; приложение № б "Порядок учета основных средств, нематериальных активов» их воспроизводства, амортизации (износа) и выбытия" к приказу ЦБ РФ от 18 июня 1997 г. № 02-263, приложение № 7
    "Порядок организации учета материальных ценностей в кредитных организациях" к тому же приказу, а также ряд положений ЦБ РФ, изданных как до введения нового Плана счетов, так н после этого: положение от 10 июня 1996 г. № 290
    "О порядке ведения бухгалтерского учета валютных операций в кредитных организациях", положение от 21 марта 1997 г. № 55 "О порядке ведения бухгалтерского учета сделок покупки-продажи иностранной валюты, драгоценных металлов и ценных бумаг в кредитных организациях" в редакции указания от 30 марта 1998 г. № 199-У, положение от 25 ноября 1997 г. № 5-П "О проведении безналичных расчетов кредитными организациями в Российской Федерации", положение от 9 апреля 1998 г. № 23 "О порядке эмиссии кредитными организациями банковских карт и осуществления расчетов по операциям, совершаемым с их использованием", положение от 31 августа 1998 г. № 54-П "О порядке предоставления (размещения) кредитными организациями денежных средств и их возврата (погашения)". положение от 26 июня 1998 г. № 39-П "О порядке начисления процентов по операциям, связанным с привлечением и размещением денежных средств банками, и отражения указанных операций по счетам бухгалтерского учета" (введено в действие с 1 января 1999 г.) и др.
    К третьему уровню относятся документы, раскрывающие конкретный механизм бухгалтерского учета, это - методические указания по ведению учета. К числу документов третьего уровня относятся, прежде всего, План счетов бухгалтерского учета в кредитных организациях и инструкция по его применению, содержащаяся в части II "Характеристика счетов" Правил № 61.
    Кроме того, к документам третьего уровня относятся инструкции, указания, письма, телеграммы и приказы, которые носят инструктивный, информационный или консультационный (разъяснительный) характер по вопросам бухгалтерского учета в кредитных организациях.
    И наконец; к документам четвертого уровня относятся рабочие документы в области регулирования бухгалтерского учета в конкретной кредитной организации. Это прежде всего Рабочий план счетов бухгалтерского учета» рабочие положения о порядке проведения отдельных учетных операций, формы первичных учетных документов, правила документооборота, технология обработки учетной информации и другие документы, совокупность которых формирует учетную политику кредитной организации.

    Проблемы, возникающие при формировании учетной политики банка.
    Качество учетной информации, налоговый аспект в формировании учета и отчетности в кредитной организации.

    В соответствии с п.3 ст.5 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. № 129-
    ФЗ "О бухгалтерском учете" организации, руководствуясь законодательством
    Российской Федерации о бухгалтерском учете, нормативными актами органов, регулирующих бухгалтерский учет, самостоятельно формируют свою учетную политику, исходя из своей структуры, отрасли и других особенностей деятельности. Состав и назначение учетной политики определены положением по бухгалтерскому учету "Учетная политика предприятия" (ПБУ1/94), утвержденным приказом Минфина РФ от 28 июля 1994 г. №100. Оно устанавливает основы формирования (выбора и обоснования) учетной политики организаций. Этот документ является первым национальным стандартом по бухгалтерскому учету и содержит в себе несколько разделов.
    Так, в разделе "Общие положения" дается определение учетной политики. Под учетной политикой организации понимается совокупность способов ведения бухгалтерского учета - первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной (уставной и иной деятельности).
    К способам ведения бухгалтерского учета относятся методы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, приемы организации документооборота, инвентаризации, способы применения счетов бухгалтерского учета, системы учетных регистров, обработки информации и иные соответствующие способы, методы и приемы.
    Согласно п.1.3 части I Правил, кредитная организация разрабатывает и утверждает учетную политику, основанную на Плане счетов и Правилах бухгалтерского учета, положениях, инструкциях и других нормативных актах ЦБ
    РФ. Она включает следующие составные части, которые подлежат обязательному утверждению руководителем кредитной организации:

    . рабочий план счетов бухгалтерского учета в кредитной организации, ее филиалах и подведомственных учреждениях, основанный на утвержденном ЦБ РФ Планом счетов;

    . формы первичных учетных документов, применяемых для оформления операций, включая формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности, по которым не предусмотрены в альбомах Госкомстата РФ типовые формы первичных учетных документов;

    . порядок проведения отдельных учетных операций, не противоречащих действующему законодательству и нормативным актам ЦБ РФ (в редакции

    Указания от 25 сентября 1998 г. № 360-У);

    . порядок проведения инвентаризации и методы оценки видов имущества и обязательств;

    . правила документооборота и технология обработки учетной информации;

    . порядок контроля за совершаемыми внутрибанковскими операциями;

    . порядок и периодичность вывода на печать документов аналитического и синтетического учета (в редакции Указания от 25 сентября 1998 г.

    № 3бО-У).
    Содержание учетной политики кредитной организации должно определять конкретные варианты учета тех или иных операций, по которым предусмотрено альтернативное решение в рамках системы нормативного регулирования бухгалтерского учета. В то же время формирование учетной политики тесно связано с налоговым планированием, оптимизацией налогообложения кредитной организации. Выбирая тот или иной вариант, банк должен оценить "налоговые последствия" их применения. Вот почему в последние годы наряду с организационно-техническими и методологическими аспектами учетной политики принято рассматривать и ее налоговые аспекты.
    Учетная политика подлежит оформлению соответствующей организационно- распорядительной документацией (приказом, распоряжением и т.п.).
    Выбранная кредитной организацией учетная политика применяется последовательно от одного отчетного года к другому. Изменения в учетной политике банка могут иметь место в случае: реорганизации кредитной организации (слияния, разделения, присоединения), смены собственников, изменений законодательства Российской Федерации или в системе нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации, разработки новых способов бухгалтерского учета.
    Изменение в учетной политике должно быть обоснованным и оформляться приказом или распоряжением. Последствия изменений в учетной политике, не связанные с изменением законодательства Российской Федерации, должны быть оценены в стоимостном выражении.
    Как было сказано выше, определяя те или иные элементы учетной политики, необходимо предвидеть их налоговые последствия. Налоговый аспект учетной политики выражается еще и в том, что банкам дано право самостоятельно выбирать варианты расчетов с бюджетом по таким налогам, как налог на прибыль, налог на добавленную стоимость. Выбор того или иного варианта следует закрепить в учетной политике банка. Существует еще один важный налоговый аспект учетной политики. Это деление всех расходов (доходов) банка на расходы (доходы), учитываемые и не учитываемые для целей налогообложения.

    Определение периодичности расчетов с бюджетом по налогу на прибыль.
    Согласно п. 5.2. инструкции ГНС РФ от 10 августа 1995 г. № 37 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций" начиная с 1 января 1997г. организации (за исключением бюджетных и малых предприятий) имеют право сами выбирать периодичность уплаты налога на прибыль: ежемесячно, не позднее 20 числа месяца следующего за отчетным, исходя из фактически полученной прибыли, либо ежеквартально, с уплатой ежемесячных авансовых платежей. Порядок уплаты в бюджет налога на прибыль определяется организацией и действует без изменения до конца календарного года, что следует предусмотреть в учетной политике. Ежемесячная уплата налога предусматривает и ежемесячное представление в ГНИ "Расчета налога от фактической прибыли" и "Справки определения данных, отраженных по строке 1
    "Расчета", а следовательно, и представление "Отчета о прибылях и убытках".
    В этом случае, по всей видимости, следует предусмотреть и ежемесячное формирование финансового результата.
    Ежеквартальная уплата налога с уплатой ежемесячных авансовых платежей, как это было и раньше, предусматривает доплату в бюджет разницы между суммой, подлежащей взносу в бюджет исходя из фактически полученной прибыли за квартал и уплаченными авансовыми платежами, проиндексированную на ставку рефинансирования ЦБ РФ за квартал. Это, естественно, влечет за собой дополнительное отвлечение оборотных средств банка, хотя и уменьшает объем работы по составлению отчетности. В случае принятия решения о ежеквартальной уплате налога на прибыль, на наш взгляд, следует предусмотреть и ежеквартальное формирование финансового результата.
    Определение варианта расчетов с бюджетом по НДС.
    В соответствии с инструкцией ГНС РФ от 11 октября 1995 г. № 39 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на добавленную стоимость" кредитным организациям предлагается два варианта исчисления НДС, подлежащего взносу в бюджет.
    Использование первого варианта согласно п.46 инструкции № 39 предусматривает ведение раздельного учета операций, участвующих и не участвующих в получении доходов, подлежащих обложению НДС. Это относится не только к доходам, но и к расходам по таким операциям. В случае ведения такого учета сумма налога, подлежащего взносу в бюджет, определяется как разница между суммами налога, полученного по доходам от налогооблагаемых операций, и суммами налога, уплаченного в расходах по налогооблагаемым операциям. Сумма НДС, уплаченного в расходах по необлагаемым налогом операциям, относится на себестоимость оказанных банком услуг (при соблюдении общих условий зачета по этому налогу).
    При невозможности ведения раздельного учета облагаемых и необлагаемых НДС операций согласно п. 47 инструкции № 39 сумма налога, подлежащего взносу в бюджет, определяется как разница между суммами налога, полученного по доходам от налогооблагаемых операций, и суммами налога, уплаченного в расходах, в части, определяемой удельным весом доходов, полученных по операциям, облагаемым НДС, в общей сумме доходов банка. Оставшаяся часть уплаченного в расходах НДС относится на себестоимость оказанных банком услуг. Зачет уплаченного НДС производится, если в отчетном периоде удельный вес доходов, полученных по операциям, облагаемым НДС, в общей сумме доходов банка превышает 5%. В противном случае весь уплаченный в расходах НДС относится на себестоимость оказанных банком услуг.
    Исходя из вышеизложенного, в учетной политике, вероятнее всего, следует отразить второй вариант порядка исчисления НДС.
    Кроме того, п. 47 инструкции дает банкам право определить в учетной политике один из двух вариантов учета НДС по приобретаемым основным фондам и нематериальным активам. Согласно первому варианту НДС при постановке на учет основных средств и нематериальных активов, используемых при проведении операций, облагаемых НДС, подлежит отнесению на расчеты с бюджетом, а неиспользуемых - подлежит оприходованию в составе балансовой стоимости с последующим отнесением на расходы через износ. Но поскольку, как уже упоминалось выше, вести учет основных средств, участвующих и не участвующих в проведении операций, облагаемых НДС, невозможно, долю НДС, подлежащую возмещению из бюджета, следует определять в таком же порядке, как и при возмещении налога по расходам, т.е. пропорционально доле облагаемых налогов в общей сумме доходов и при условии, что эта доля превышает 5%. Для определения доли НДС, подлежащей зачету, следует произвести в учете или внесистемно следующие операции:

    . выделить НДС из стоимости основных средств и нематериальных активов, приобретенных в отчетном периоде;

    . определить долю доходов, облагаемых НДС. в общей сумме доходов банка;

    . определить долю НДС, подлежащую зачету из бюджета;

    . оставшуюся часть НДС вновь присоединить к стоимости основных средств.
    Поскольку производить такие операции как с отражением по учету, так и внесистемно каждый отчетный период, особенно при большом объеме приобретаемых основных средств, довольно сложно, по нашему мнению, целесообразнее остановиться на втором варианте учета НДС по приобретаемым основным фондам и нематериальным активам.
    Согласно второму варианту приобретенные основные средства и нематериальные активы приходуются вместе с уплаченной суммой НДС с последующим списанием в установленном порядке через суммы износа на расходы банка независимо от доли облагаемых доходов в общей сумме доходов в целом по банку. Хотя это и приводит к некоторому незначительному завышению суммы
    НДС, перечисляемой в бюджет, но позволяет сократить объем осуществляемых операций, тем более, что редко в каком банке объем операций, облагаемых этим налогом, превышает 5%.
    И еще один момент следует закрепить в учетной политике банка по этому вопросу: как приходовать основные средства непроизводственного назначения, т.е. предназначенные для внебанковской деятельности с НДС или без него.
    Согласно инструкции № 39 и многочисленных разъяснений ГНС РФ по этому вопросу их следует приходовать без НДС, чтобы при начислении износа частица
    НДС, содержащаяся в нем, не переносилась на затраты и не предъявлялась, таким образом "к зачету", т.е. уменьшению платежей в бюджет (налога на прибыль).
    Налоговые аспекты учета кредитных операций.
    Это касается прежде всего, размера процентов, уплачиваемых банком- заемщиком банку-кредитору за пользование кредитом, который может быть отнесся на расходы банка-заемщика, уменьшающие налогооблагаемую прибыль (в пределах ставки рефинансирования, установленной ЦБ РФ, плюс три пункта - по рублевому м в пределах 15 % -по валютному кредиту), и который не может быть отнесен на расходы, уменьшаемые налогооблагаемую прибыль (сверх этих ставок). К сожалению в схеме аналитического учета доходов и расходов не предусмотрено выделение отдельных статей для учета таких процентов и банки вынуждены вводить их самостоятельно в рабочей схеме аналитического учета расходов.
    Те же самые проблемы "технического" характера возникают в налоговом учете кредитных операции и в отношении создания, корректировки и восстановления на доходах резерва на возможные потери по ссудном и приравненной к ней задолженности. В инструкции № 62-а фигурируют следующие формулировки: отчисления в фонды и резервы под возможные потери по ссудам, "относимые на себестоимость" и "не относимые на себестоимость". Однако и те, и другие по схеме аналитического учета расходов относятся на одну и ту же статью -
    29101, а на них следовало бы выделять в схеме две, что упростило бы налоговый учет этих операций, поскольку отчисления, не относимые на с/с, прибавляются к налогооблагаемой прибыли банка расчетным путем.
    Та же самая проблема возникает и при восстановлении сумм резервов на доходы банка при погашении ссуд, под которые те были созданы: здесь вместо одной статьи доходов- 17101, следовало бы выделить две: восстановление сумм со счетов фондов и резервов под возможные потери по ссудам "ранее отнесенных на себестоимость" и "без отнесения на себестоимость". Последняя из этих двух статей должна вычитаться из налогооблагаемой прибыли банка расчетным путем, поскольку ранее (при создании этого резерва) она к ней расчетным путем прибавлялась. Ситуация аналогичного характера возникает не только при восстановлении сумм созданных резервов на доходы банка при погашении ссудной задолженности, но и при корректировке резерва в связи с переходом ссуды из первой группы риска во вторую. Если ссуда является обеспеченной, то резерв следует относить на "Другие расходы”, по статье
    29101 "Отчисление в фонды и резервы под возможные потери по ссудам, относимые на себестоимость". В этом случае, резерв, созданные ранее по первой группе риска и отнесенный независимо от обеспечения на статью "без отнесения на себестоимость", должен быть восстановлен на доходы банка по статье 17101 "Восстановление сумм со счетов фондов и резервов под возможные потере по ссудам без отнесения на себестоимость", а затем создан резерв по второй группе по статье 29101 "Отчисления в фонды и резервы под возможные потери по ссудам, относимые на себестоимость".
    Налоговые аспекты учета операций с ценными бумагами.
    Выше было отмечено, что кредитные организации закрепляют в своей учетной политике один из методов определения стоимости выбывающих ценных бумаг.
    Значительные изменения произошли с 5 августа 1998 г. в налоговом учете операций по реализации ценных бумаг, находящихся в портфеле банка в связи с введением вышеуказанных изменений и дополнений к инструкции № 37. а именно:

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.