Учет и анализ кредитных рисков коммерческого банка
- удельный вес новых
и недавно привлеченных клиентов, о которых банк располагает недостаточной информацией;
- либеральная
кредитная политика (предоставление кредитов без наличия необходимой информации
и анализа финансового положения клиента);
- неспособность
получить соответствующее обеспечение для кредита или принятие в качестве такового
ценностей, труднореализуемых на рынке или подверженных быстрому обесцениванию;
- значительные
суммы, выданные заемщикам, связанным между собой;
- нестабильная
экономическая и политическая ситуация.
В зависимости от уровня основных и дополнительных
показателей методики определения кредитоспособности — коэффициентов
ликвидности баланса предприятия, покрытия баланса, платежеспособности,
обеспеченности собственными средствами, размеров собственных и привлеченных
средств, уровня доходности предприятия, устойчивости финансового положения -
выделяются четыре группы классов заемщиков. Заемщики четвертой группы
считаются некредитоспособными, и банк в условиях рыночной экономики, чтобы не
нести по ним риск неплатежа (совокупность кредитного и процентного рисков), не
должен с ними работать.
Из оставшихся предпочтительным для банка
является заемщик 1-го класса, риск платежей по ссудам которого невелик и не
требует применения жестких условий кредитования, гарантий, страхования залогового
права. Однако могут воздействовать внешние факторы, связанные с коммерческим,
политическим и геофизическим рисками, например неустойчивостью валютных курсов,
инфляцией, неплатежеспособностью его покупателя или заемщика, отказом от
платежа или принятия товара покупателем, неоплатой долга покупателем в
установленный срок, изменением цены сырья, материалов, полуфабрикатов после
заключения договора, ошибками в документах или оплате, злоупотреблениями или
хищениями, углублением экономического кризиса в стране, стихийными бедствиями
и т.п. Поэтому банк даже в отношении первоклассного заемщика должен владеть
методикой расчета и информацией о размерах его коммерческих и других рисков.
С заемщиками 2—3 группы банки должны
строить более жесткие взаимоотношения, в частности, вводить обязательность
залога, гарантий, проверок обеспеченности ссуд, строгое ограничение объема
кредитов плановыми размерами, повышенную ответственность за нарушение условий
кредитования, применение механизма оперативного взыскания кредита.
В странах с развитой рыночной экономикой
ориентиром оценки риска отдельного клиента служит аналогичная схема, так
называемая кредитная котировка предприятий банком. Она составляется на
основе объема оборота предприятия, его кредитной и платежной оценок, качества
подписи («имиджа»). Из количественного анализа выводится качественная оценка,
позволяющая отнести предприятие к одной из шести групп: государственное,
зарубежное, «хорошее», предприятие, испытывающее трудности, предприятие, находящееся
в частичном управлении банком (в связи с испытываемыми трудностями),
«некотируемое» предприятие. На основании этой оценки банки строят кредитные
отношения с клиентом, судят о степени риска данного клиента, а также управляют
рисками (повышают долю рефинансируемых Центральным Банком кредитов, используют
плавающие процентные ставки, страхование, разделение рисков и т.п.).
Зависимость риска от величины кредита. Рассмотренные кредиты направлены на ограничение выдачи банками
крупных кредитов, с одной стороны, и на регламентацию возможных потерь банка,
связанных с конкретным заемщиком, — с другой. Однако представляется, что эти
нормы носят временный характер, так как не учитывают спектра внешних факторов,
влияющих на конкретного клиента, а также тенденций, углубляющих развитие
внутренних рисков коммерческой деятельности заемщика банка. Учет этих факторов,
видимо, потребует выработки методологического подхода к организации кредитных
отношений банка с отдельным заемщиком, учитывающего зависимость вложений банка
от коммерческих, политических, рыночных и прочих рисков в деятельности клиента
в условиях экономического кризиса.
Кредитный риск зависит от внешних (связанных с состоянием экономической среды,
с конъюнктурой) и внутренних (вызванных ошибочными действиями самого банка)
факторов. Возможности управления внешними факторами ограничены, хотя
своевременными действиями банк может в известной мере смягчить их влияние и
предотвратить крупные потери. Однако основные рычаги управления кредитным
риском лежат в сфере внутренней политики банка.
Наиболее точно искомая
модель расчета кредитного риска коммерческого банка выглядит следующим образом:
K3 = Kp
* (R1 + R2 + … +Rn) * E : Kвл
где K3 — коэффициент риска отдельного заемщика
банка;
Kp — корректирующий коэффициент, учитывающий кредитоспособность клиента
(его абсолютное значение может колебаться: для клиентов 1-го класса — 1; 2-го
класса — от 2 до 3; 3-го — от 4 до 5), степень рыночной самостоятельности
заемщика, уровень его производственного потенциала, обеспеченность трудовыми
ресурсами, состав акционеров, наличие деловой активности и организаторских
качеств руководителя, достаточность собственных средств и резервных фондов,
уровень просроченных ссуд за прошлый период и т.д.;
R1, ... Rn,— размер рисков, связанных с данной кредитной операцией;
Kвл — сумма кредитных вложений по заемщику;
Е — корректирующий коэффициент, учитывающий действие внешних факторов для
данного клиента банка.
Корректирующий коэффициент Е определяется как
отношение суммы всех возможных содействующих факторов (включая факторы,
формирующие риск региона, неустойчивость валютных курсов, платежеспособность
покупателей клиента, отказ от принятия или оплаты товара клиентом, нарушение
сроков оплаты счетов клиентом, изменение цен на сырье, материалы и продукцию,
конкурентоспособность продукции клиента, нарушения хищения, спрос на ссуды со
стороны других клиентов, имеющиеся кредитные ресурсы банка и т.д.) к сумме
внешних факторов.
В
широком смысле кредитный риск - это риск потерь, возникающих в
результате неспособности партнера по сделке своевременно выполнить свои
обязательства. Полная вероятностная модель кредитного риска практически не
реализуема. Поэтому приходится идти на сознательное «огрубление» модели; в
простейшем случае используется модель, основанная на следующих двух параметрах:
- величине
потенциальных потерь L в случае невыполнения обязательств
партнером по сделке;
- вероятности
невыполнения обязательств партнером по сделке.
Таким образом, при рассмотрении кредитного риска приходится использовать приближенный
вероятностный метод, основанный на сведении множества возможных сценариев к
бинарному распределению:
- с
вероятностью партнер не выполнит свои обязательства, и мы потеряем L;
- с
вероятностью 1 партнер выполнит свои обязательства, и мы получим некоторую
прибыль P.
Оценка параметров L и P в случае обычных кредитов
выполняется сравнительно просто: грубо говоря, потери равны сумме кредита, а
прибыль - это доход, обусловленный условиями договора. В случае срочных контрактов
потенциальные потери имеют более сложную природу, поскольку необходимо
учитывать длительность контрактов. В простейших моделях величина потенциальных
потерь пропорциональна квадратному корню из длительности контракта. Например,
потенциальные потери по 4- месячному форварду в два раза выше потенциальных
потерь по одномесячному форварду.
Оценка вероятности несостоятельности выполняется на основе имеющейся кредитной
истории. При этом поскольку кредитная история, как правило, недостаточна для надежной
оценки каждого клиента, приходится использовать «объединенную» кредитную
историю для группы всех клиентов с аналогичным рейтингом. Так, на ММВБ для
оценки вероятности несостоятельности клиринговых членов используется вся
история платежей по нетто-обязательствам в секции срочного рынка и определяется
вероятность несостоятельности клирингового члена, общая для всех клиринговых
членов.
В июне 2001 года на заседании Экспертного совета Комитета по кредитным
организациям и финансовым рынкам Государственной Думы РФ шел жаркий спор о том,
рекомендовать или нет к рассмотрению проект закона «О Федеральном
государственном архиве кредитных историй». Мнения членов Экспертного совета
порой были диаметрально противоположными по ряду принципиальных вопросов.
В конце 2001 года в Ассоциации региональных банков России прошло обсуждение уже
нового подобного проекта Федерального закона «Об организации хранения кредитных
историй и сопутствующей информации, а также доступа к ним». Судя по публичным
выступлениям участников обсуждения, по-прежнему нет единства мнений о форме
организации и функциях бюро кредитных историй. Все участники обсуждения законопроекта
детально анализировали его структуру и содержание, предлагали внести те или
иные уточнения, исправления и дополнения, формулировали отдельные статьи,
положения и понятия. Для того чтобы понять, необходим ли и какого содержания
должен быть нормативный акт (или акты), регулирующий вопросы сбора, анализа,
хранения и выдачи информации по кредитным историям банковских клиентов, необходимо,
прежде всего, на наш взгляд, ответить на ряд принципиальных вопросов.
Если говорить о целесообразности создания бюро кредитных историй, то прежде
всего обратимся к мировому опыту, который свидетельствует о следующем.
Первое. Специализированные организации, занимающиеся сбором и распространением
информации о положительных и негативных сторонах деятельности юридических и
физических лиц, претендующих на получение ссуды (здесь и далее будем называть
эти организации – «Бюро кредитных историй»), имеются во всех развитых и многих
развивающихся странах.
Второе. Динамичное и стабильное развитие экономики в целом, различных отраслей
и конкретных хозяйствующих субъектов невозможно без экономической прозрачности
и информационной открытости, ибо они создают необходимую конкурентную среду, а
наиболее простым и эффективным инструментом распространения достоверной
информации о субъектах рынка являются их кредитные истории, в идеале содержащие
сведения о клиенте как плательщике по всем видам обязательств.
Третье. В странах, имеющих Бюро кредитных историй, объем банковских кредитов по
отношению к ВВП на 15-20% больше, чем в сопоставимых странах, не создавших
таких институтов.
Подобные аргументы могут быть продолжены, но мы считаем, что и приведенных
достаточно, чтобы уверенно утверждать - создание в России специализированной
организации по работе с кредитными историями будет иметь положительный эффект.
Возможные негативные моменты, возникающие в процессе функционирования подобной
системы (конфликт интересов кредитной организации, когда она является
одновременно и источником, и получателем информации о своем ценном клиенте;
злоупотребления в процессе формирования и использования информации и некоторые
другие), не имеют определяющего значения, присущи многим информационным системам
и преодолеваются продуманными организационно-правовыми мерами.
Более того, названные возможные недостатки не идут ни в какое сравнение с теми
преимуществами, которые дают кредитным организациям информационные системы Бюро
кредитных историй.
Во-первых, формируется открытый рынок капиталов, позволяющий его участникам
более точно определять соотношение спроса и предложения в системе
депозит-кредит и на этой основе правильно устанавливать цены на денежные
ресурсы.
Во-вторых, устраняется так называемая ассиметричность информации (вечная
проблема кредитора - недостаточность данных о заемщике для принятия верного
решения по всем аспектам сделки) и значительно удешевляется и ускоряется
процесс получения достоверных сведений о партнере.
В-третьих, создается цивилизованная конкурентная среда для заемщиков, в которой
добросовестные имеют неоспоримые преимущества перед недобросовестными, в том
числе для использования широкого спектра долговых обязательств (облигации,
векселя, двойные складские свидетельства, аккредитивы и т.п.).
В-четвертых, устанавливается равноправное информационное положение кредитора и
заемщика (Бюро кредитных историй систематически публикует кредитные рейтинги
заемщиков) - не только заемщики имеют возможность выбрать кредитора (так сейчас
происходит в России), но и кредитные организации имеют возможность выбирать
заемщиков с теми или иными необходимыми качествами.
В-пятых, значительно облегчается задача рефинансирования Центральным банком
коммерческих банков путем переучета векселей и облигаций коммерческих
предприятий и организаций.
Об актуальности бюро кредитных историй.
Анализ современной (после дефолта 1998 года) кредитной практики российских
банков показывает, что ответ на этот вопрос не совсем однозначный. С одной
стороны, крупные, прежде всего государственные банки, обладающие избыточными
дешевыми ресурсами, кредитуют под очень низкие процентные ставки (по существу -
демпингуют, ибо их ставки ниже не только уровня инфляции, но и ставки
рефинансирования Банка России) предприятия, способные заложить ликвидные
материальные активы стоимостью, значительно превышающей сумму кредита, и в этой
ситуации кредитная история такого предприятия банку совершенно не интересна. С
другой стороны, мелкие банки, как правило, кредитуют только аффилированные
структуры, прежде всего - своих акционеров (пайщиков), и обеспечение ссуды для
них является формальным - необходимым лишь с точки зрения соблюдения установленных
Центральным банком РФ правил кредитования. Кредитные истории таких заемщиков
этим банкам не нужны по определению, ибо их кредитная политика есть не что
иное, как реализация воли их аффилированных заемщиков. Остается слой средних
банков, большинство из которых являются универсальными коммерческими кредитными
организациями. Клиентскую базу таких банков, как правило, составляют
предприятия, эффективно работающие, но не владеющие значительными материальными
активами (часто - это основа их высокорентабельной деятельности), достаточными
для полного обеспечения их потребностей в заемных средствах.
В связи с этим существенное значение в кредитной работе с такими клиентами
приобретает так называемое «качество подписи» заемщика, которое определяется,
прежде всего, на основе данных, содержащихся в его кредитной истории, и чем
полнее и достовернее эти данные, тем больше оснований: у клиента - получить
кредит, у банка - дать ссуду добросовестному и платежеспособному заемщику.
Все это дает право заключить: если учесть значительный удельный вес средних
банков в российском банковском секторе, а их клиентов - в экономике в целом, и
если исходить из того, что Правительство РФ и Банк России будут строить
подлинно рыночную, коммерческую, а не государственно-монополистическую или
олигархическую банковскую систему, то создание института формирования и
использования кредитных историй является насущной потребностью уже сегодняшнего
дня.
Точность оценки риска банка при
кредитовании отдельного заемщика зависит от качества информации, на
которой основана оценка. Банк должен организовать и обеспечить отбор
необходимой информации, ее обновление и хранение при максимальной доступности.
Источниками достоверной информации являются проведение банком теоретических и
практических исследований (экспериментов), получение своевременной и
квалифицированной консультации. Учет всех разнонаправленных и многообразных
факторов даст возможность верно определить степень допустимости общего риска
по отдельному заемщику и в целом по банку.
Кредитная политика банка определяется,
во-первых, общими, установками относительно операций с клиентурой, которые
тщательно разрабатываются и фиксируются в меморандуме о кредитной политике, и,
во-вторых, практическими действиями банковского персонала, интерпретирующего и
воплощающего в жизнь эти установки. Следовательно, в конечном счете
способность управлять риском зависит от компетентности руководства банка и уровня
квалификации его рядового состава, занимающегося отбором конкретных кредитных
проектов и выработкой условий кредитных соглашений.
Рассмотрим международный опыт анализа кредитного риска банка, так
как он в достаточной мере может быть обобщен.
В процессе управления кредитным риском коммерческого банка можно
выделить несколько общих характерных этапов:
- разработка целей и задач кредитной политики банка;
- создание административной структуры управления кредитным риском
и системы принятия административных решений;
- изучение финансового состояния заемщика;
- изучение кредитной истории заемщика, его деловых связей;
- разработка и подписание кредитного соглашения;
- анализ рисков невозврата кредитов;
- кредитный мониторинг заемщика и всего портфеля ссуд;
-мероприятия по возврату просроченных и сомнительных ссуд и по
реализации залогов.
Анализ финансовых отчетов заемщика
Банки используют материалы финансовых
отчетов клиента не только для определения обоснованности заявки на кредит с
точки зрения потребности фирмы в дополнительных денежных ресурсах, но и с
учетом перспектив развития фирмы в будущем, получения ею прибыли и степени
вероятности неплатежа по ссуде.
Приоритетным при классификации выданных
ссуд и оценке кредитных рисков согласно Письму ЦБ РФ от 22.01.1999 г. №33-Т
являются финансовое состояние заемщика, его возможности по погашению основной
суммы долга и уплаты в пользу банка обусловленных договором процентов,
комиссионных и иных платежей.
В соответствии с п.2.3 Инструкции ЦБ РФ
от 30.06.1997 г. №62А оценка финансового состояния производится «с применением
подходов, используемых в отечественной и международной банковской практике».
Учитывая, что в Инструкции №62А
отсутствует жесткий перечень критериев, в соответствии с которым производится
оценка финансового состояния заемщика, на кредитную организацию возлагается
особая ответственность за принятие решения об адекватной классификации ссуды.
Ссуда (в том числе ссуда, по которой
договором предусмотрена единовременная выплата основной суммы долга и процентов
по окончании срока действия договора), выданная заемщику, финансовое состояние
которого препятствует возврату полученной от банка ссуды, классифицируется как
безнадежная независимо от наличия иных критериев, которые формально свидетельствуют
о безнадежности ссуды (Письмо ЦБ РФ от 22.01.1999 г. №33-Т).
Оценка финансового состояния
банка-заемщика может осуществляться на основе анализа значений обязательных
экономических нормативов, а также репутации банка.
Письмом ЦБ РФ от 30.07.1999 г. №223-Т
«Разъяснения по вопросам инспекционных подразделений территориальных
учреждений Банка России, поступившим в I полугодии 1999 года» рекомендовано
осуществлять анализ финансового состояния предприятия-заемщика в соответствии
с п.5 Приложения 1 к Постановлению Правительства Российской Федерации от
20.05.1994 г. №498 «О некоторых мерах по реализации законодательства о
несостоятельности (банкротстве) предприятий».
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16
|