Современная кредитная система РФ
–
осуществлять
расчеты по поручению юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их
банковским счетам;
–
осуществлять
инкассацию денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и
кассовое обслуживание юридических лиц;
–
совершать
куплю-продажу иностранной валюты в безналичной форме;
–
переводить
денежные средства по поручению физического лица без открытия банковского счета.
В зависимости от
функционального назначения НКО могут осуществлять обслуживание юридических лиц,
в том числе кредитных организаций, на межбанковском, валютном рынках и рынке
ценных бумаг, осуществлять расчеты по пластиковым картам.
2. НКО, осуществляющие
депозитно-кредитные операции и имеющие право:
–
привлекать
денежные средства юридических лиц во вклады;
–
размещать
привлеченные во вклады денежные средства юридических лиц от своего имени и за
свой счет;
–
совершать
куплю-продажу иностранной валюты в безналичной форме;
–
выдавать
банковские гарантии.
Примером небанковской
кредитной организации является Московская расчетная палата. Палата осуществляет
открытие счетов, прием и выдачу наличных средств, установку электронной системы
управления счетом «банк – клиент», встречные платежи для всех клиентов,
зачисление денежных средств клиента «день в день» независимо от сумм
поступлений, инкассацию денежных средств и ценных бумаг, платежи физических лиц
без открытия счета.
Центральный банк РФ
Главным звеном банковской
системы любого государства является центральный банк страны.
Уставный капитал и иное
имущество Банка России являются федеральной собственностью. Однако государство
не отвечает по обязательствам ЦБР, как и обратное, если они не приняли на себя
таких обязательств или если иное не предусмотрено федеральными законами. Банк
России осуществляет свои расходы за счёт собственных доходов.
Деятельность ЦБР
подчинена следующим целям:
–
защите и
обеспечению устойчивости рубля;
–
развитию и
укреплению банковской системы России;
–
обеспечению
эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы.
Основными задачами ЦБР
являются регулирование денежного обращения, проведение единой денежно-кредитной
политики, защита интересов вкладчиков, банков, надзор за деятельностью
коммерческих банков и других кредитных учреждений, осуществление операций по
внешнеэкономической деятельности.
Функции ЦБР:
–
разработка и
проведение денежно-кредитной политики;
–
управление
золотовалютными резервами;
–
валютное
регулирование и валютный контроль;
–
анализ и
прогнозирование экономики;
–
участие в
разработке прогноза платежного баланса России, составление платежного баланса
РФ;
–
установление официальных
курсов иностранных валют к рублю;
–
монопольная
эмиссия наличных денег и организация их обращения;
–
установление
правил проведения расчетов в РФ.
Получение прибыли не
входит в цели деятельности ЦБР, хотя его весьма значительна. Прибыль Банка определяется
как разница между суммой доходов от банковских операций и сделок и расходов,
связанных с осуществлением Банком своих функций.
Банк России перечисляет в
федеральный бюджет 50% фактически полученной по итогам года прибыли, оставшейся
после уплаты налогов и сборов в соответствии с Налоговым кодексом РФ.
Оставшаяся прибыль направляется в резервы и фонды различного назначения.
Банк России подотчетен
Государственной Думе РФ, которая:
–
назначает на
должность и освобождает от должности Председателя ЦБР по представлению
Президента РФ;
–
назначает на
должность и освобождает от должности членов Совета директоров ЦБР по
представлению Председателя ЦБР, согласованному с Президентом РФ;
–
направляет и
отзывает представителей Государственной Думы в Национальном банковском совете в
рамках своей квоты;
–
рассматривает
основные направления единой государственной денежно-кредитной политики и
принимает по ним решение;
–
рассматривает
годовой отчет Банка и принимает по нему решение;
–
принимает решение
о проверке Счетной палатой РФ финансово-хозяйственной деятельности ЦБР, его
структурных подразделений и учреждений. Такое решение может быть принято только
на основании предложения Национального банковского совета;
–
поводит
парламентские слушания о деятельности Банка России с участием его
представителей;
–
заслушивает
доклады Председателя ЦБР о деятельности Банка (при представлении годового
отчета и основных направлений единой государственной денежно-кредитной
политики).
В пределах, разрешенных
Конституцией и законами, Банк России независим в своей деятельности.
Федеральные органы государственной власти и другие органы власти не имеют права
вмешиваться в его деятельность. Более того, нормативные акты, изданные ЦБ РФ в
пределах его компетенции, обязательны для федеральных органов государственной
власти.
Высшим органом ЦБ
является совет директоров – коллегиальный орган, определяющий основные
направления деятельности Банка России и осуществляющий руководство и управление
Банком России. В него входит председатель Банка России и 12 членов, которые
должны работать в банке на постоянной основе.
Возглавляет совет
директоров Председатель Банка России, который назначается Государственной Думой
на четыре года по представлению Президента Российской Федерации[4].
Одно и тоже лицо не имеет права занимать эту должность более трёх сроков
подряд.
Национальный банковский
совет – коллегиальный орган Банка. В состав Совета входят 12 человек, из
которых двое направляются Советом Федерации из числа его членов, трое –
Государственной Думой из числа ее депутатов, трое – Президентом РФ, трое –
Правительством РФ. В состав Национального банковского совета входит также
Председатель Банка России.
Члены Национального
банковского совета, за исключением Председателя Банка России, не работают в ЦБР
на постоянной основе и не получают заработную плату за эту деятельность.
В систему Банка России
входят центральный аппарат, территориальные учреждения, расчетно-кассовые
центры, вычислительные центры, полевые учреждения, учебные заведения и другие
предприятия, учреждения и организации, в том числе подразделения безопасности и
Российское объединение инкассации, необходимые для осуществления деятельности
банка[5].
ЦБР имеет право осуществлять
следующие банковские операции и сделки с российскими и иностранными кредитными
организациями, Правительством РФ:
–
предоставлять
кредиты на срок не более одного года под обеспечение ценными бумагами и другими
активами, если иное не установлено федеральным законом о федеральном бюджете; с
октября 2008г. без обеспечения;
–
покупать и
продавать государственные ценные бумаги на открытом рынке;
–
покупать и
продавать облигации, эмитированные Банком России, и депозитные сертификаты;
–
покупать и
продавать иностранную валюту, а также платежные документы и обязательства,
номинированные в иностранной валюте, выставленные российскими и иностранными
кредитными организациями;
–
покупать,
хранить, продавать драгоценные металлы и иные виды валютных ценностей;
–
проводить
расчетные, кассовые и депозитные операции, принимать на хранение и в управление
ценные бумаги и другие активы;
–
выдавать
поручительства и банковские гарантии;
–
осуществлять
операции с финансовыми инструментами, используемыми для управления финансовыми
рисками;
–
открывать счета в
российских и иностранных кредитных организациях;
–
выставлять чеки и
векселя в любой валюте;
–
осуществлять
другие банковские операции и сделки от своего имени в соответствии с обычаями
делового оборота, принятыми в международной банковской практике.
В случаях,
предусмотренных федеральными законами, ЦБР может осуществлять банковские
операции по обслуживанию органов государственной власти и органов местного
самоуправления, их организаций, государственных внебюджетных фондов, воинских
частей, военнослужащих, служащих Банка России, а также иных лиц.
В регионах, где
отсутствуют кредитные организации, ЦБР также вправе обслуживать клиентов, не
являющихся кредитными организациями.
Банк России не имеет
права:
–
осуществлять
банковские операции с юридическими лицами, не имеющими лицензии на
осуществление банковских операций, и с физическими лицами, за исключением
случаев, предусмотренных законом;
–
осуществлять
операции с недвижимостью, за исключением случаев, связанных с обеспечением
своей деятельности;
–
заниматься
торговой и производственной деятельностью, за исключением случаев,
предусмотренных законом;
–
участвовать в
капиталах кредитных и иных организаций, за исключением случаев, предусмотренных
законом;
–
продлять
возможные сроки возврата выдаваемых кредитов;
–
предоставлять
кредиты правительству РФ для покрытия дефицита государственного бюджета,
приобретать государственные ценные бумаги при их первичном размещении, за
исключением случаев, предусмотренных законом.
Рефинансирование
коммерческих банков – предоставление им заимствований в случаях, когда они
испытывают временные финансовые трудности. Цель рефинансирования – воздействие
на состояние денежно-кредитной сферы. Выполняя функцию рефинансирования, ЦБ
выступает в качестве банка банков.
Кредиты рефинансирования
предоставляются только устойчивым банкам, испытывающим временные финансовые
трудности, и различаются в зависимости от: формы обеспечения (учетные и
ломбардные кредиты); методов предоставления (прямые кредиты и кредиты, предоставляемые
на основе проведения аукционов); сроков предоставления (среднесрочные – на 3–4
месяца и краткосрочные – на 1 день или несколько дней); целевого характера
(корректирующие кредиты и продленные сезонные кредиты).
Основным источником
ресурсов Банка России является эмиссия банкнот, на втором по важности месте
находятся средства коммерческих банков на корреспондентских счетах, на счете
обязательных резервов, депозиты коммерческих банков и средства бюджета.
Основная масса средств
Банка России вложена в ценные бумаги, на втором по объему месте находятся
средства, вложенные в валютные ценности, размещенные у нерезидентов.
Коммерческие банки
С одной стороны, банк,
как и любое другое предприятие, создается для удовлетворения интересов
собственника банка (акционеров) и общественных интересов (клиентуры). С другой
стороны, банк - это предприятие особого вида, которое организует и осуществляет
движение ссудного капитала, обеспечивая получение прибыли собственникам банка.
Коммерческие банки можно
классифицировать по ряду признаков.
1.
По характеру
собственности:
–
государственные;
–
акционерные;
–
кооперативные;
–
частные;
–
муниципальные;
–
смешанные;
2.
по видам
операций:
–
универсальные;
–
специализированные;
3.
по
территориальному признаку:
–
международные;
–
республиканские;
–
региональные;
–
обслуживающие
несколько регионов страны;
4.
по отраслевой
ориентации:
–
промышленные;
–
сельскохозяйственные;
–
строительные;
–
торговые
Основными функциями
банков являются:
–
мобилизация
временно свободных денежных средств и превращение их в капитал;
–
кредитование
предприятий, государства и населения;
–
выпуск кредитных
орудий обращения (кредитных денег);
–
осуществление
расчетов и платежей в хозяйстве;
–
эмиссионно-учредительская
деятельность;
–
консультирование,
предоставление экономической и финансовой информации.
Коммерческие банки
относятся к особой категории деловых предприятий, получивших название
финансовых посредников. Они привлекают капиталы, сбережения населения и другие
денежные средства, высвобождающиеся в процессе хозяйственной деятельности, и
предоставляют их во временное пользование другим экономическим агентам, которые
нуждаются в дополнительном капитале. Банки создают на новые требования и
обязательства, которые становятся товаром на денежном рынке. Так, принимая
вклады клиентов, коммерческий банк создает новое обязательство – депозит, а выдавая
ссуду – новое требование к заемщику. Этот процесс создания новых обязательств
составляет сущность финансового посредничества. Эта трансформация позволяет
преодолеть сложности прямого контакта сберегателей и заемщиков, возникающие
из-за несовпадения предлагаемых и требуемых сумм, их сроков, доходности, и т.д.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|