МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Совершенствование доходов и расходов Национального банка Украины

    Все-таки хотелось бы отметить целый ряд позитивных норм, которые внедряются Законом “О Национальном банке”.

    К сожалению в Украине, как и в других странах бывших плановых экономик, центральный банк еще не занял положенное ему место, хотя в НБУ и видят

     элементы сходности с центробанками стран рыночной экономики, это совсем не свидетельствует о полной власти над денежно-кредитной политикой. Закон “О Национальном банке” дает возможность НБУ существенно приблизиться к тому положению, которое ему необходимо занять в экономической жизни страны. Через урегулирование взаимоотношений с органами власти, путем определения функций банка новый закон четко определяет место и роль НБУ в системе органов государства.

    Прежде всего следует обратить внимание на нормы, которые дают возможность НБУ сосредоточиться на выполнении его основной функции - обеспечение стабильности денежной единицы.

    Кроме того - и это очень важно - законом предусмотрено, что решение Национального банка по вопросу денежно-кредитной политики является самодостаточным и не нуждается в утверждении другим органом не в пределах НБУ. Не Верховный Совет Украины, не другие органы власти теперь не имеют полномочий для утверждения денежно-кредитной политики. Статьями 9 и 24 постановлено, что основные ее принципы подаются на рассмотрение Верховной Радой Украины только в порядке информирования. Защищая Национальный банк от постоянного давления со стороны правительства, которое стремится решить вопросы финансирования собственных расходов за счет НБУ, закон запрещает ему давать прямые кредиты на финансирование расходов государственного бюджета. Осуществлять операции с ценными бумагами НБУ разрешено только на вторичном рынке, что также исключает прямое кредитирование государства. Более того, статьей 52 закона НБУ предоставляется право поддерживать экономическую политику Кабинета Министров Украины до тех пор, пока она противоречит обеспечению стабильности национальной денежной единицы.

    Законом заложено основы экономической независимости НБУ. Отныне постановлено (статья 5), что смета доходов и расходов должна обеспечивать возможность НБУ выполнения его функций. В случае превышения сметных доходов позитивная разница вносится в государственный бюджет, а превышение расходов покрывается за счет государственного бюджета следующего отчетного года. Опять таки - смета не требует утверждения ни одним из органов вне НБУ.

    Этим законом впервые определены способы и методы денежно-кредитной политики, структуру и порядок управления золотовалютным резервом, статус денежной единицы Украины и полномочия НБУ по ее обороту; легализовано существование в НБУ вооруженных формирований, расширены возможности осуществления банковского надзора, работникам НБУ присвоено статус государственных служащих.

    Как положительный момент необходимо отметить и то, что законом заложено правовые основы для создания двухуровневой системы управления банком.

    В соответствии с Законом “О Национальном банке Украины” значительно расширены полномочия Совета Национального банка и наданы неприсущие ему функции:

    ·        статьей 8 закона Совет НБУ определено “высшим органом управление Национального банка”

    ·        статьей 5 ему предоставляется право утверждать положения о планировании и учете доходов и расходов, а также формирование фондов и резервов Национального банка

    ·        пунктом 12 статьи 9 и пунктом 1 статьи 15 Совет имет право утверждать внешнеэкономические договора на сумму, которая превышает статутный капитал НБУ

    ·        в соответствии с пунктом 13 статьи 9 он определяет показатели, которые характеризируют возможность НБУ отчитываться по своим обязательствам

    В соответствии со статьей 12 Закона “О Национальном банке Украины” Председатель НБУ не является одновременно Председателем Совета НБУ. Его роль сведена только к рядовому членству в Совете НБУ и председательствования на заседаниях Правления НБУ. Во всех, без исключения, странах, где существует двухуровневая система руководящих органов центрального банка, его председатель возглавляет и орган, который формирует денежно-кредитную политику и исполнительный орган.

                 

            3.2 "МЕРТВАЯ ТОЧКА" ДОХОДНОСТИ В БАНКЕ 

          Для анализа процесса формирования и структуры доходов банка применяют различные приемы, среди которых своей логичностью и простотой восприятия выделяется расчет финансовой маржи, означающей разницу между процентными ставками по размещаемым и привлекаемым ресурсам. Данный показатель несет информацию, позволяющую оценить взвешенность процентной политики банка, способность его менеджмента своевременно и адекватно реагировать на изменяющиеся обстоятельства.        Уровень маржи наделен свойством тонко улавливать процессы, определяющие объем и структуру пассивов банка, доступность его к внешним источникам заимствования средств, включая межбанковские займы, сберегательные вклады, депозиты и недорогостоящие (но потенциально опасные для ликвидности) ресурсы на расчетных счетах обслуживаемых предприятий.

         Однако при высокой аналитичности показатель маржи имеет недостаток. Величина разрыва между процентными ставками по размещаемым и привлекаемым ресурсам не дает верного представления об уровне чистого дохода, т. е. прибыльности используемых средств, поскольку общие затраты по обслуживанию банком вложений включают в себя, кроме процентных, расходы на персонал, эксплуатационные, налоговые и другие виды общебанковских издержек.

           Для эффективного управления рентабельностью активов банку необходимо знать фактическую норму внутренней стоимости оказываемых услуг, связанных с размещением средств с целью получения дохода. Таким показателем (Мт) является сложившаяся величина консолидированных (общих) расходов банка, не покрытых полученными комиссиями и прочими доходами, на каждый рубль доходоприносящих активов:

    (Общие расходы банка - Полученные комиссии и другие доходы) х 100 Мт =. Средние доходные активы (кредиты, ценные бумаги, лизинг, факторинг и др.)

           Исчисленный коэффициент затратоемкости доходных активов по существу отражает минимальную финансовую маржу в виде наименьшего разрыва в процентных ставках по активным и пассивным операциям, который дает банку возможность только покрыть необходимые расходы без получения прибыли. Такой показатель минимальной отдачи вложений получил название "мертвой точки" доходности банка, выполняющей роль "добытчика" средств для обеспечения безубыточной деятельности. Снижение уровня "мертвой точки", характеризующее сокращение удельных затрат, вовлеченных в обслуживание доходных активов, создает банку условия для широкого маневра процентными ставками, повышения нормы прибыли и конкурентоспособности на рынках ссуд и депозитов.

          Проблемы исчисления "мертвой точки" доходности заметно усложняются и приобретают остроту при переходе расчета среднего ее уровня по банку к индивидуальным уровням по конкретным фондовым, кредитным и другим операциям, связанным с поиском более экономичного канала притока и рентабельного использования средств. Возникаемые здесь у банка трудности объясняются не только изменением "поля" сбора доходов и видов оказываемых услуг, но и необходимостью обязательного отчисления части позаимствованных средств в централизованный фонд, подсчета стоимости банковского риска и накладных (условно - постоянных) затрат, которые должны быть отнесены к расходам по привлечению, переводу в активы и отслеживанию отдачи конкретной суммы заемных средств. В частности, проблема заключается в том, что в отличие от оплаты процентов, услуг дилеров и бирж и других переменных затрат, размер которых определяется объемом конкретных операций и прямо относится на их стоимость, величина расходов на содержание аппарата управления, помещений, оборудования и других общебанковских издержек тесно не сопряжена с видом и масштабом операций и распределяется по ним косвенно через коэффициент отношения накладных затрат к доходным активам банка.

         Исчисление "мертвых точек" доходности конкретных операций банка имеет большое практическое значение и обусловлено тем, что общая масса и норма его прибыли формируются через реализацию отдельных банковских продуктов (аналог валовой прибыли коммерческой фирмы от продажи разных видов продукции и услуг).

         Финансовые выгоды, получаемые от снижения уровня компонентов "мертвой точки", достаточны, чтобы сориентировать банк на повышение качества кредитных вложений, выбор более экономичных форм сбора ресурсов с учетом их стоимости, срока привлечения и сопряженных с ним норм обязательного резервирования средств.

    Величина "мертвой точки" испытывает заметное воздействие эксплуатационных и других накладных затрат банка. Объем этих издержек может проявлять устойчивую независимость, оставаться стабильным или увеличиваться в отрыве от масштаба деятельности банка. Это несет угрозу его финансового ослабления, сдерживает снижение порога "мертвой точки" доходности, ограничивая проведение банком эффективной процентной политики. Применяя проверенный практикой метод оценки производственных и затратных зависимостей, можно предположить, что улучшению схемы управления накладными (условно - постоянными) затратами банка должно способствовать периодическое сопоставление роста общей их суммы и частей с ростом активов, приносящих доход. Опережающее увеличение таких издержек может указывать на наличие в развитии банка диспропорций, требующих от менеджеров продуманных решений и коррекций (если доходные активы банка увеличиваются быстрее, чем объем эксплуатационных и других накладных затрат, образуется экономия от наращивания операций, так называемый эффект масштаба).

           В условиях складывающегося ныне закономерного снижения доходности банковских операций интерес к "мертвой точке" будет возрастать, поскольку даже незначительная ошибка в процентных ставках делает высокие показатели деятельности банка труднодостижимыми. Однако, судя по публикациям, "мертвая точка" доходности как оценочный показатель пока остается "вещью в себе", не заняв должного места в арсенале аналитических приемов коммерческих банков. Дальнейшее совершенствование практики анализа "мертвой точки" должно содействовать минимизации издержек банков, повышению отдачи и ускорению окупаемости их вложений.

     

       Заключение

         Рассмотренные вопросы дают возможность сделать определённые выводы. Эффективная, согласованная и чёткая деятельность банковского аппарата значительной мерой зависит от точного определения задания, функций и компетенции, как всей системы, так и каждого структурного подразделения.

         Каждое структурное подразделение или звено управленческой системы НБУ должны так организовывать свою деятельность, чтоб максимально эффективно выполнять задания, возложенные на них действующими правовыми актами.

                 Конкретный механизм обслуживания внутреннего государственного долга зависит от степени независимости центрального банка. Банки, полностью зависят от правительства, обычно используются для покрытия дефицита государственного бюджета механизм выдачи прямых кассовых кредитов. Такой механизм использовался в СССР. В Украине он существовал до 1993 г., когда государственные расходы осуществлялись по принципу авансирования на кредитной основе. В структуре внутреннего государственного долга Украины главным источником оплаты этого долга являются кредиты НБУ. Большинство этой части долга составляют прямые кассовые кредиты, которые практиковались до 1995г., кредиты на покрытие внутреннего государственного долга.  Но в сложившейся ситуации экономики Украины, степень независимости Национального банка не может быть высокой. Следовательно, нельзя рассматривать деятельность Национального банка Украины без учёта влияния внешних факторов. Так, например, увеличение доходов от предоставления лицензий коммерческим банкам , комиссионных доходов за услуги системы электронных платежей характеризуют положительно состояние  банковской системы и увеличение объёмов безналичных оборотов в Украине.  Кроме того, Национальный банк разрабатывает новую систему безналичных расчётов, которая носит название “Система крупных сумм”. Была внедрена и до сих пор развивается система кредитных карточек. Что также указывает на тенденцию  уменьшения наличного оборота.

                 Но на ряду с увеличением некоторых статей доходов наблюдаем также значительное уменьшение доходов от инкассаторских служб, которые занимают наибольший удельный вес в структуре доходов. Также отрицательным является увеличение статей расходов таких как оплата налогов и сборов, налога на землю. Значительное увеличение отрицательного результата от продажи или ликвидации товарно-материальных ценностей. Это указывает на то, что правительству необходимо пересмотреть условия осуществления Национальным банком своей деятельности. Так как несмотря на то, что НБУ является государственным банком, но платит присущие  коммерческим организациям налоги.

                  Из проведённого анализа можно сделать вывод, что Национальному банку Украины необходимо быть более конкурентоспособным:  изучать ситуацию на рынке банковских услуг; искать новые пути привлечения клиентов: может необходимо пересмотреть порядок предоставления некоторых услуг, тем самым привлечь клиентов.  Национальный банк является банком банков, следовательно, результат его деятельности   является “зеркальным” отражением деятельности коммерческих банков за анализированный период.


    Список использованной литературы

    1.            Закон Украины “О Национальном банке Украины” от 20.05.1999 г.

    2.            Закон Украины “О банках и банковской деятельности” от 17.01.2001 г.

    3.            Инструкция “О безналичных расчётах в Украине в национальной валюте”, утв. Постановлением Правления НБУ №135 от 29.03.2001 г.

    4.            Инструкция “О порядке открытия счетов в национальной и иностранной валюте”, утв. Постановлением Правления НБУ от 07.02.98 г. №527

    5.            Положение “ О ведении кассовых операций в национальной валюте Украины”, утв. Постановлением Правления НБУ от 19.02.2001 г.№72

    6.            Закон Украины от 02.11.96 г. №543/96-ВР “ОБ ответственности за несвоевременное выполнение денежных обязательств”

    7.            Инструкция №7 “О безналичных расчётах в хозяйственном обороте Украины”, утв. Постановлением Правления НБУ от 02.08.96 г. №204 с изменениями и дополнениями.

    8.            Банки и банковские операции, под ред. Е.Ф. Жукова//М., Банки и биржи, ЮНИТИ,1997.

    9.            Банковские операции, под ред. А.Н. Мороз //К.,КНЕУ, 2000 г.

    10.        Банковское дело, под ред. В.И. Колесникова// М., Финансы и статистика, 1995 г.

    11.        Банковское дело, под ред. О.И. Лаврушина//М., Финансы и статистика, 1999 г.

    12.        Бугулов В.М., Бугулова Т.В. Национальный банк и его операции: Конспект лекций – К.: МАУП, 1997

    13.        Миркин Я.М. Банковские операции //М.,Инфра-М,1996.

    14.        Национальный банк Украины и денежно-кредитная полтика, под ред. А.М. Мороз//К.,КНЕУ, 2000 г.

    15.        Киндрацкая Л.Н. Бухгалтерский учет и принятие решений в банках //К., КНЕУ,2000 г.

    16.        Коробкина С.А. Безналичные расчеты и пути их усовершенствования Банковское дело, №1, 2000 г.

    17.        Нестерова Т.Н. Банковские операции//М.,Инфра-М,1996 г.

    18.        Савлук Н.И., Мороз А.Н., Коряк А.А. Вступление к банковсому делу// К., Либра, 1998 г.

    19.        Остапишин Т.П. Основы банковского дела //К., МАУП, 1999 г. 

    20.        Швайка Н.А.Банковская система Украины: Пути реформирования и повышения эффективности//К., 2000 г.

    21.        Миллер  Р.Л.  Современные деньги и банковсое дело//М., 2000 г.

    22.        Арзимян А.Н. Краткий экономический словарь//М., 1999 г.

    23.        Балабанов И.Т. Банк и банковское дело// СПб., 2002 г.

    24.        Сидоров В.Е., Журавлев Р.А. Безопасность банковской деятельности// М., 2000 г.

    25.        Фетова З.В. Банковское дело//М., 1998 г.

    26.        Матук Жан Финансовые системы// 1994 г.

    27.        Матовников М. Банковское дело//М., 1996 г.

    28.        Лычагин М.В. Финансы и банковское дело// Новосибирск 1998 г.

    29.        Кудин И.В. Актуальность стандартизации финансового контроля//1999 г.

    30.        Спицин С.Ф. Банки и банковское дело// 1997 г.

     


































    ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

    Отчёт о прибылях и убытках НБУ 

    Форма № 2.02    областного управления НБУ


       

       Символ            


    Статьи доходов


         Всего



           60

           609

    Доходы



    Процентные доходы


    Другие процентные доходы


           61


           611


    Комиссионные доходы


    Комиссионные доходы



           6110


           6111



           6112



            64


    Комиссионные доходы за предоставленными услугами

      Комиссионные доходы за услугами СЭП и электронными средствами


       Комиссионные доходы за операциями с расчётно-  кассового обслуживания банков (кроме инкассации)

    Комиссионные доходы от деятельности инкассаторской службы




     

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.