Совершенствование деятельности коммерческого банка на рынке пластиковых карт на примере ОАО "МДМ Банк"
Динамика выпуска пластиковых карт в
России за период 2007 – 2009 гг. представлена на рисунке 2.1.
Рисунок 2.1 – Динамика выпуска
пластиковых карт в России за период 2007 – 2009 гг
Таким образом, за последние три года
наблюдается положительная тенденция эмиссии пластиковых карт в России.
Наибольший рост эмиссии был
продемонстрирован 2009 году – показатель выпуска карт был увеличен на 38,7% по
сравнению с 2008 годом. В 2009 году рост выпуска пластиковых карт составил
15,2% по сравнению с 2007 годом.
Снижение темпов роста в 2008 году
объясняется финансовым кризисом, который оказал существенное влияние на резкое
снижение объема выпуска карт в IV
квартале 2008 года, поскольку еще в III квартале 2008 года показатели роста эмиссии были достаточно высокими.
Динамика выпуска
пластиковых карт в России за период III кв. 2008 – I кв. 2009 года
представлена на рисунке 2.2.
Банк России опубликовал
отчет об операциях по банковским картам за первый квартал 2009 года. По данным
ЦБ, в первом квартале российские банки выпустили 2,7 млн. карт. В
четвертом квартале 2008 года наблюдалось резкое замедление темпа роста эмиссии
карт, по данным ЦБ, тогда российскими банками было выпущено всего 700 тыс.
карт. Сокращение темпов роста в четвертом квартале прошлого года было вызвано
общим сокращением кредитования. До кризиса наблюдался равномерный рост эмиссии
карт, по данным ЦБ, в третьем квартале прошлого года было выпущено более
6,8 млн. карт [29].
Рисунок 2.2 – Динамика выпуска
пластиковых карт в России за период III кв. 2008 – I кв. 2009 года
Рост эмиссии «пластика»
обеспечили дебетовые, а не кредитные карты. Доля выпущенных в первом квартале
этого года кредитных карт по сравнению с четвертым кварталом 2008 года
значительно не увеличилась, и рост темпов эмиссии в первом квартале связан с
увеличением выпуска банками дебетовых карт. Ранее рост актуальности дебетовых
карт в период кризиса прогнозировал глава представительства MasterCard в России
Илья Рябый и ряд аналитиков. Мо их мнению, в ближайшее время дебетовые карты
окажутся в фокусе внимания как потребителей, так и банков. Ряд партнеров
MasterCard в период роста актуальности дебетовых карт стали активно развивать
карты как инструмент доступа к вкладам.
Банкиры подтверждают рост
актуальности дебетовых карт на рынке в связи с общим спадом кредитования,
причем особый интерес в данный момент у банков вызывает участие в зарплатных
проектах.
В четвертом квартале
произошел перелом, с рынка стали уходить банки, активно занимавшиеся эмиссией
кредитных карт, а банки с собственной банкоматной сетью и обширной
корпоративной клиентурой увеличивают активность в выпуске дебетовых карт. По
состоянию на 18 мая количество эмитированных банком «Возрождение» карт
составляет 1,33 млн., и большая часть их — дебетовые, выпущенные в рамках
зарплатных проектов. В Транскредитбанке также сообщили, что прирост
эмиссии карт банком связан в первую очередь с реализацией зарплатных проектов.
Подтвердили интерес к развитию дебетового направления и в ОТП-банке, который
традиционно эмитирует кредитные карты. С начала года число карт, выпущенных в
рамках зарплатных проектов, в ОТП-банке увеличилось на 9%.
Рост эмиссии зарплатных
карт в первом квартале обеспечили крупные банки, в которые перешли на
обслуживание многие компании, отмечают эксперты. Данный эмиссионный рост
произошел за счет притока клиентов из мелких банков в более крупные стабильные
банки. В четвертом квартале многие компании практически остановили свою деятельность,
а, возобновив работу в 2009 году, они предпочли сотрудничать с более крупными и
надежными банками. Перетекание фирм из мелких банков в крупные потребовало
перевыпуска зарплатных карт сотрудников.
Количество кредитных организаций, осуществляющих эмиссию
и эквайринг банковских карт в России представлено в таблице 2.2 [29].
Таблица 2.2 - Количество кредитных организаций,
осуществляющих эмиссию и эквайринг банковских карт в России на 2009 года
Вид
кредитных организаций
|
Количество
|
Количество
кредитных организаций, занимающихся эмиссией или эквайрингом банковских карт
|
707
|
Количество
кредитных организаций-эмитентов
|
665
|
Количество
кредитных организаций-эквайеров
|
638
|
Согласно информации Банка
России, в среднем по стране за одну транзакцию российский владелец
пластиковой карточки получает в банкомате четыре тысячи рублей (в Москве —
около 5,6 тыс. рублей). При оплате картой покупок в среднем по России за одну
транзакцию списывается около 1,3 тыс. рублей (в Москве — около 2 тыс.
рублей).
Средние размеры транзакций
по пластиковым картам в России представлены на рисунке 2.3.
Рисунок 2.3 – Средние
размеры транзакций по пластиковым картам в России
Три четверти,
а точнее, 76% российского рынка банковских карт приходится
на две международные платежные системы — Visa и MasterCard. Система
Visa сегодня считается лидером (около 41% российского рынка). При этом
в России карты Visa обслуживаются более чем в 105 тыс. торговых точек
и примерно в 25 тыс. банкоматов.
Развитие рынка кредитных
карт в России является одним из приоритетных направлений бизнеса Visa.
Дебетовые карты Visa
являются самыми популярными, надежными и наиболее широко распространенными
картами в России. Дебетовые карты Visa помогают их владельцам совершать
покупки, оплачивать услуги и осуществлять коммерческие операции в Интернете так
же легко, быстро и безопасно, как и при использовании наличных денег.
Visa Electron - самая
популярная карта в России и в регионе СЕМЕА в целом. На конец первого полугодия
2009 г. в СЕМЕА насчитывалось свыше 112 млн. карт.
Согласно данным Visa,
годовой оборот по ее картам в России за прошлый год
составил около 43,8 млрд. долларов (69−процентный рост по сравнению
с 2008 годом). При этом на фоне увеличения общего оборота
по картам Visa отмечается и рост платежей по этим карточкам
за товары и услуги — в среднем на 50% в год.
За 2008 год картами Visa россияне оплатили товаров и услуг более чем
на 3,4 млрд. долларов, при этом количество транзакций в торгово-сервисной
сети увеличилось вдвое и достигло 56,7 млн.
Система MasterCard,
по данным Центробанка, сейчас занимает не менее
35% отечественного рынка пластиковых карт. По некоторым неофициальным
данным, в России этой системой уже выпущено около 20 млн. карт,
и, таким образом, доля рынка, занимаемая MasterCard, приблизилась
к показателям Visa [9, с. 8].
Объективные показатели по безналичным расчетам
за товары и услуги говорят о динамичном развитии рынка.
По данным Центрального банка России за третий квартал 2008 года,
при общем росте числа эмитированных банками пластиковых карт на 20−30%
общий объем операций увеличился в среднем на 40−50%,
а объемы денег, переведенных гражданами за товары и услуги,
минуя наличную форму, – в среднем в два раза.
По прогнозу ЦБ РФ, в 2010 году
на каждого жителя России будет приходиться по одной банковской карте, что близко
к общеевропейскому уровню.
Таким образом, по мнению аналитиков, сегодня на рынке
пластиковых карт наблюдается некоторое снижение темпов по различным показателям,
однако данные трудности будут лишь временными и в дальнейшем рост эмиссии карт и
доля их использования увеличатся.
Данные по объемам операций
по пластиковым картам за 2007-2009 гг. представлены в таблице 2.3.
Таблица 2.3 – Объемы операций
по пластиковым картам за 2007-2009 гг.
Показатель
|
На 01.01.2008
|
На 01.01.2009
|
На 01.01.2010
|
Общий объем операций, в млн. руб.
|
4 248,464
|
6 240,392
|
9 114, 237
|
В том числе:
|
|
|
|
по получению наличных
|
3 972, 314
|
5 777, 276
|
8 102,556
|
по оплате товаров, работ и услуг
|
276,15
|
463,116
|
1 011,681
|
Динамика изменения общего
объема операций с использованием пластиковых карт за 2007-2009 гг. представлена
на рисунке 2.4.
Рисунок 2.4 – Динамика изменения
общего объема операций с использованием пластиковых карт за 2007-2009 гг.
Динамика изменения отдельных
видов операций с использованием пластиковых карт за 2006-2008 гг. представлена на
рисунке 2.5.
Рисунок 2.5 – Динамика изменения
отдельных видов операций с использованием пластиковых карт за 2007-2009 гг
Таким образом, в целом наблюдается
устойчивая тенденция роста объемов операций по пластиковым картам в России.
В 2007 году рост объема операций
в целом составил 46,9% (рост объема операций по получению наличных – 45,4%; рост
объема операций по оплате товаров, работ и услуг – 76,8%) по сравнению с 2006 годом.
В 2008 году тенденция также сохранила положительное значение, несмотря на снижение
темпов эмиссии карт. При этом в 2008 году рост объема операций в целом составил
46,1% (рост объема операций по получению наличных – 40,3%; рост объема операций
по оплате товаров, работ и услуг – 118,6%) по сравнению с 2007 годом.
Активных пользователей карт в целом по России не так
уж и много, а вот зарплатные проекты охватили большую часть населения страны.
Постепенный уход от наличных
денег – это нормальное и неизбежное условие жизни экономически развитого общества.
Так можно контролировать денежные потоки, бороться с отмыванием криминальных денег
и «серыми» зарплатами. В экономически развитых странах такая система работает отлично
и себя оправдывает на сто процентов [11, с. 6].
Расчеты с использованием пластиковых карт набирают популярность
среди новосибирцев медленнее, чем хотелось бы банкирам.
По итогам первого квартала 2009 года оборот по эквайрингу
составил лишь 5,8 млрд. рублей, что почти в 16 раз меньше, чем оборот наличных средств
(92 млрд. рублей). Население все еще боится оплачивать товары и услуги картами,
а ритейлеры неохотно устанавливают терминалы. Однако банкиры уверены, что вскоре
доля эквайринга значительно возрастет.
В январе-марте этого года новосибирцы потратили 92,186
млрд. рублей, а вот картами расплатились лишь на 5,8 млрд. рублей, что составляет
лишь 6,2% в общем обороте наличных средств. В первом квартале по сравнению с аналогичным
периодом прошлого года оборот по эквайрингу вырос на 58,7%.
Банкиры объясняют небольшой объем таких операций особенностями
российского менталитета. Население до сих пор не привыкло к картам. В настоящий
момент более 50% новосибирцев, получая заработную плату "на карточку",
предпочитают сразу же полностью обналичить ее. Такая позиция объяснима. Ведь население
с невысокой заработной платой привыкло отовариваться в дискаунтерах, а также на
рынке или в ларьках, где нет терминалов для расплаты банковскими картами.
Фирменное (полное официальное) наименование объединенного
банка: Открытое акционерное общество «МДМ Банк».
Cокращенное фирменное наименование объединенного банка: ОАО «МДМ Банк». Hаименование объединенного банка на
английском языке: MDM Bank, Open Joint Stock Company
Новый МДМ Банк предлагает своим
клиентам лучшие финансовые продукты и услуги из линеек двух банков: комплексное
обслуживание корпоративных клиентов, традиционные и инновационные услуги для частных
лиц. В результате расширения сети офисов банка услуги и продукты МДМ Банка стали доступными огромному числу юридических и физических
лиц по всей стране.
МДМ Банк работает по мировым стандартам, гарантируя
высокое качество обслуживания, профессиональный подход и уважение к клиентам. У
крупнейшего банка гораздо больше возможностей идти навстречу каждому конкретному
клиенту становится больше. Это касается и удобства обслуживания, и новых предложений
по банковским продуктам.
Структура собственников голосующих акций МДМ Банка (рис. 2.6):
MDM Holding SE - 70,6% (бенефициарные владельцы Сергей Попов, Игорь Ким, Мартин
Андерссон), компания Olivant (6,7%); Европейский банк реконструкции и развития (5,2%),
Международная финансовая корпорация (3,6%), Russia Partners (Siguler Guff &
Company) - 3,3%, Андрей Бекарев (2,5%), Александр Таранов (2,2%), Troika Capital
Partners (2,3%) и DEG (1,9%). Доля прочих акционеров составляет 1,5% голосующих
акций.
ОАО «МДМ Банк» – один из крупнейших
банков России, предлагающий универсальную линейку продуктов и услуг как для корпоративных
клиентов, так и для частных лиц.
Рисунок 2.6 – Структура акционеров ОАО «МДМ Банк»
МДМ Банк придерживается сбалансированной
бизнес-модели – финансовое, розничное и корпоративное направления занимают равный
объем в структуре активов, что обеспечивает финансовую независимость от колебаний
отдельных рынков и стабильный рост на ключевых направлениях деятельности.
Корпоративному бизнесу МДМ
Банк предлагает схемы финансирования с
использованием разовых кредитов, кредитных линий, овердрафтного кредитования, лизинга,
широкого спектра документарных операций. В особое направление выделены проектное финансирование
и торговое финансирование.
Оптимизировать денежные потоки
корпоративных клиентов помогает возможность размещения свободных денежных средств
в векселя и депозиты банка.
Казначейство банка проводит
межбанковские операции,
операции с ценными бумагами на внутрироссийском
и международном финансовых рынках, осуществляет торговлю памятными и инвестиционными
монетами из драгоценных металлов.
Одним из приоритетных направлений
деятельности банка является поддержка малого бизнеса и предпринимательства.
В банке действует ряд программ, в том числе и совместных с международными финансовыми
институтами, направленных на поддержку и развитие малого бизнеса в регионах России.
Кредитование малого бизнеса, лизинг для малого бизнеса, линейка экспресс-продуктов
для предпринимателей и предприятий малого бизнеса стали визитной карточкой банка
во многих регионах страны.
Розничное направление работы
банка направлено на предоставление востребованных рынком массовых высокотехнологичных
продуктов и качественного сервиса. Вклады, кредиты, банковские переводы, пластиковый бизнес – во многих регионах МДМ Банк
является лидером по этим направлениям. А по объемам розничного кредитования входит
в десятку крупнейших российских банков.
Банк является эмитентом пластиковых
карт ряда международных и отечественных платежных систем.
Компания осуществляет свою деятельность в соответствии
с требованиями европейского законодательства по следующим направлениям:
-
брокерское обслуживание
клиентов;
-
доверительное управление
инвестиционными портфелями клиентов;
-
услуги андеррайтинга;
-
депозитарные услуги;
-
маржинальное кредитование
клиентов;
-
услуги инвестиционного
консультанта;
-
услуги на рынке FOREX.
МДМ Банк является держателем 100% акций MDM INVESTMENTS
LIMITED. Деятельность компании как полноправного участника профессионального инвестиционного
сообщества Европейского союза направлена на обеспечение клиентов МДМ Банка всеми преимуществами работы на международных и российских
финансовых площадках.
Анализ структуры и динамики
активов ОАО «МДМ Банк» за 2006-2008 годы представлен в таблице 2.4.
Таблица 2.4 – Анализ структуры
и динамики активов ОАО «МДМ Банк» за 2006-2008 годы
Активы
|
2006 год
|
2007 год
|
Абсолютная разница
|
Прирост, в %
|
2008 год
|
Абсолютная разница
|
Прирост, в %
|
Денежные и приравненные к ним средства
|
7 881
|
5 770
|
-2 111
|
-26,79
|
49 952
|
44 182
|
765,7
|
Обязательные резервы, депонированные
в Центральном банке РФ
|
1 095
|
1 562
|
467
|
42,6
|
158
|
- 1 404
|
-89,88
|
Счета и депозиты в банках
|
13 377
|
14 638
|
1 261
|
9,43
|
2 651
|
2 540
|
22388, 29
|
Финансовые инструменты, имеющиеся в
наличии для продажи
|
Нет данных
|
111
|
111
|
-
|
2 155
|
2 044
|
1 841,44
|
Финансовые инструменты, оцениваемые
по справедливой стоимости, изменения которой отражаются в составе прибыли или
убытка за период
|
12 298
|
5 808
|
-6 491
|
-52,7
|
3 409
|
- 2 399
|
-41,31
|
Кредиты, выданные клиентам
|
67 406
|
127 000
|
59 595
|
88,41
|
131 686
|
4 686
|
3,69
|
Прочие активы
|
630
|
776
|
146
|
23,22
|
879
|
103
|
3,27
|
Деловая репутация (гудвил)
|
6 494
|
6 494
|
0
|
0
|
6 494
|
0
|
0
|
Требования по отложенному налогу
|
155
|
Нет данных
|
-155
|
-
|
362
|
-
|
-
|
Основные средства
|
2 275
|
3 673
|
1 397
|
61,41
|
4 865
|
1 192
|
32,42
|
Всего активов
|
111 611
|
165 831
|
54 220
|
48,58
|
208 899
|
43 068
|
25,97
|
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|